О МАРШРУТЕ ЭКСПЕДИЦИИ БЕЛЕЦКОГО НА МУЗТАГ-АТУ В 1956 ГОДУ

3- маршрут китайской экспедиции 1959 г., 4- маршрут экспедиции Е.Белецкого 1956 г. (ф. Александра Ершова)

Этой заметкой хочу воспрепятствовать дальнейшему укоренению "исторической ошибки" относительно маршрута советско-китайской экспедиции на Музтаг-Ату 1956 года.

Я только что позвонил участнику восхождения 1956 года Борису Леонидовичу Рукодельникову. Он подтвердил, что их путь проходил по северному краю западного склона Музтаг-Аты (левее провала ледника Картамак).

Дело в том, что всё чаще и чаще маршрут первовосходителей стали обозначать справа от огромной дыры в центре западного склона вершины. Скорее всего, этой ошибке способствует
трек, нарисованный на популярной китайской топографической карте района Конгура - Музтаг-Аты. На таких картах рисуют обычно маршруты первовосходителей. Поэтому я и многие другие (в том числе Андрей Ершов) не сомневались, что экспедиция Белецкого шла справа от дыры.

Фрагмент китайской карты. В фотошопе нарисован провал с ледником Картамак, маршрут Белецкого 1956 (зелёный трек), и года 1956 и 1959.

При написании статьи "Музтаг-Ата" в Википедию Риска я обратил внимание на следующие строчки из исторического обзора Отто Чхетиани:

"В 1959 г. на Музтаг-Ату совершено второе восхождение. В экспедиции участвовали представители многих проживающих в Китае народов: хань, тибетцы, киргизы и таджики. 33 из 50 восходителей достигли вершины, среди них 8 женщин. Когда отношения между КНР и СССР испортились, упоминания о советско-китайском успехе 1956 г. исчезли из официальных китайских источников, и в качестве даты первовосхождения упоминался именно 1959-й год."

А в статье "В горах Кашгара" Е.Белецкого и К.Кузьмина (сб. Побеждённые вершины 1954-1957) я наткнулся на такие слова:

"Продвижение по круто падающим, изрезанным трещинами ледникам Янбулак и Чолтумак было нерациональным, мы решили подниматься по склонам вершины между долинами этих ледников. До нижней кром-ки ледяных полей на высоте около 5500 м удалось продви-нуться с яками, что значительно облегчило организацию первых высотных лагерей. Выше находился ледопад, остановивший в свое время Свена Гедина. Лавируя между сбросами и трещинами и придерживаясь вначале орографически правой стороны ледопада, мы вышли во время первого акклиматизационного похода (с 10 по 13 июля) на высоту 6200 м и отыскали путь к предвершинным полям массива".

Схема из статьи Е.Белецкого "В горах западного Китая"

Фотки с маршрутом в статье нет. Ледник Чолтумак на китайской карте не обозначен, а ледник Янбулак по той же карте стекает с пика Куксай (Северная Музтаг-Ата), что вообще противоречит тексту. Поэтому достоверной привязки опять же нет. Однако насторожило упоминание о ледопаде. На правом от дыры маршруте никакого ледопада на 5500 нет. Я там спускался в 2005 году. А вот на левом от дыры маршруте (это современная коммерческая классика) ледопад как раз имеется.

Сначала я позвонил Чхетиани. Он сослался на картинку Ершова. Я рассказал о своих сомнениях и о том, что на китайской карте, возможно, прорисован их маршрут 1959 года. Тогда он посоветовал позвонить Рукодельникову, что я и сделал. Сомнения подтвердились. Экспедиция Белецкого проходила по северному краю западного склона.

P.S. Прочитав эту заметку и увлёкшись обозначенной проблемой Отто Чхетиани нашел в своём архиве отсканированный текст статьи Белецкого "В горах западного Китая", Известия ВГО №1, 1958.

В статье имеется схема, которую с удовольствием демонстрирую читателям. Она тоже, скорее подтверждает, чем опровергает утверждение о том, что путь экспедиции Белецкого проходил по "современной коммерческой классике" слева от провала.

Ссылки:

1. Е.А. Белецкий, В горах западного Китая, Известия ВГО №1, 1958
  2. Е.А. Белецкий, К.К. Кузьмин, В горах Кашгара, “Побежденные вершины 1954-1957”, ГИГЛ, Москва 1959