Как мы акклиматизировались перед Курумды. Пик Губаева (5368).

(републикация c сайта Риск )

Вдали пик Губаева (5368).

Оставим в покое Кашгарские горы. Вернемся к нашей богатой самыми разнообразными приключениями тренировке перед траверсом Курумды (6613) (см. историю публикации на сайте Риск).

За две недели от Москвы до Москвы мы успели немало - сходили на вершину 4713, совершили первовосхождение на пик 5368, открыли и первопрошли перевал Кызылсель (4900, 3А), искупавшись на подъеме в лавинах, а в конце занесли заброску на 6080 на гребень Заалайского хребта.

Когда планируешь первовосхождение на безымянную вершину, невольно задумываешься: "А как бы её назвать?". С вершиной 5368 особых сомнений не было. Еще задолго до отъезда я знал, что в случае удачи, это будет пик Александра Губаева.

Почему?

А потому что рядом с вершиной 5368 находится ребро вершины Курумды (6613), пройденное сборной Киргизстана под руководством Александра Губаева в октябре 2001 года. Это было восхождением на самую высокую непокоренную вершину отечественного Памира (1-е место на чемпионате СНГ).

Помню, как в самом начале сентября 2001 г. он рассказал об этой своей задумке и пригласил меня поучаствовать. Идея красивая. Но я был настолько сыт Заалайским марафоном, что, конечно же, отказался.

С фирмой Горы Азии, где Саша был одним из директоров, туристы МАИ познакомились в 2000 г., точнее не с фирмой, ведь фирма вторична, а с людьми, её олицетворяющими. Мы заезжали в Китай через перевал Туругарт. Помогал нам в этом то ли Бирюков, то ли Щетников, сейчас уже не помню. Тогда получилась какая-то накладка с машиной и с водителем, и нас перепоручили Сергею Дудашвили.

Это был первый спортивный горный поход в горах Китая, полностью автономный от присмотра китайских товарищей. Мы были переполнены яркими впечатлениями. На обратном пути мы заночевали у Сергея Дудашвили дома. Мы беседовали всю ночь, рассказывали ему о Китае, о нашем походе. А от Сергея узнали, что всю жизнь он страстно любил пещеры, был очень известным спелеологом, совершил множество открытий, а вот теперь организовал туристическую фирму "Горы Азии". Расстались мы добрыми друзьями. И уже в следующий 2001 год я познакомился с Сашей Губаевым.

После Заалайского марафона в "Гостевом доме" в Бишкеке состоялся банкет. Было очень приятно - и как-то торжественно, и по-домашнему уютно. За красивым столом было много сухого вина. Вот видеосъемка Петра Рыкалова без купюр и монтажа, ролик сырого материала.

Жмите СЮДА.

***

С тех пор прошло уже 8 лет. За это время через "Горы Азии" прошли десятки (!) походов Турклуба МАИ. Не вините, если забуду, кого-нибудь из руководителей, архивы поднимать неохота. А так вот, экспромтом, это походы Петра Рыкалова, Ильи Герова, Бориса Малахова, Олега Иваненкова, Дмитрия Чижика, Рустама Бикчурина, Вячеслава Львова, Олега Янчевского (во главе наших студентов), Сергея Фетисова…

Наши друзья из Бишкека полностью разделили с нами всю боль, всю горечь утраты Сергея Фетисова. Помню, как мы ночами не спали, когда инициировали поисково-спасательные работы. Не знаю, как Алёна на том конце телефонного провода, а я за неделю почернел. Наверно прочернели мы оба…

Потом я зачастил в Китай, и долго не видел наших бишкекских друзей. Однажды Алена Дудашвили приехала в Москву и привезла только что изданную книгу отца "Прикосновение к вечности".

В другой раз она посетила Турклуб МАИ, и у нас состоялась "торжественная встреча" (Алёна справа).

А вот с Губаевым в этот период я общался только по телефону.

В конце июля 2004 г. пришло страшное известие - Саша на К2 не вернулся в штурмовой лагерь... Мгновенная оценка реальных шансов, а потом томительная надежда на реализацию одной сотой… Реализации не произошло. Конечно, никто в Турклубе МАИ тогда не остался равнодушным.

Потом уже через год появилась надежда на одну миллионную. Моей веры уже не хватило. Хватило у Ольги - супруги Саши. По слухам от китайских гидов на Музтаг-Ате, с К2 в киргизские кишлаки на сторону Китая спустился изможденный русский, возможно, потерявший память. В МИДе Китая об этом тоже что-то слышали.

Ольга и Макс Богатырев тут же организуют маленькую экспедицию. В начале осени 2006 Макс приезжает ко мне. Рассматриваем карты, наши новенькие фотографии К2, анализируем ледопады, пути отхода…

Потом они уезжают.

Бишкек-Кашгар-Мазар-Илик-Упранг…

Реализации одной миллионной не произошло.

Светлая ему память.

****

А вершина красавица, она как цветок:

Email: Алена to Leb. "Гора очень красивая, я ее уже показала Ольге, и она очень тебе благодарна за память. Конечно, это супер-идея - назвать гору именем Саши, и мы все ее всячески поддерживаем. Хочется придать твоей идее официальный статус и назвать так гору через управление картографии. У нас уже есть опыт переименования гор. Этим занимался Дима Греков и сам Сашка. Мы бы тогда на основании вашего отчета подали бы прошение о названии горы, а после либо осенью, либо следующим годом занести туда табличку с именем Саши. Что думаешь по этому поводу?"

Вот, что я думаю:

ОТЧЁТ О ПЕРВОВОСХОЖДЕНИИ НА ВЕРШИНУ 5368 (ПИК АЛЕКСАНДРА ГУБАЕВА) ПО СЕВЕРО-ЗАПАДНОМУ СКЛОНУ 3Б к.с. 2008

Вход в очет

P.S. Отчет о восхождении передан в классификационную комиссию ФАР, другой экземпляр мы переслали в Бишкек для проведения действий по государственной регистрации названия вершины.

Материалы об Александре Губаеве и о некоторых его восхождениях:

1. С. Дудашвили. Восхождение в вечность.

2. А. Губаев. Отчет о первовосхождении на пик Курумды.

3. М. Михайлов. "6613" Первовосхождение на пик Курумды.

4. И. Пугачев. Зимнее восхождение на Теке-Тор (4441м), Киргизский хр, Ала-Арча.

5. Д. Урубко. Нон-стоп (о зимнем восхождении на пик Ленина)

6. Ю. Ружеч. Скайраннер. Часть 1. Андрей Пучинин (А. Губаев - участник программы "Снежный барс за одно лето").