Федерация туризма г. Москвы,

Спортивный клуб МАИ

ОТЧЕТ

о горном туристском походе второй с элементами четвертой категории сложности по Восточной части Западного Тянь-Шаня (Чаткальский хребет), совершенном с 27.04 по 10.05.2006

МАРШРУТ:

Аркыт – пер. Таманьяк (2600, 1А) - р. Афлатун – р. Сарымкур - пер. Ашуу-Тер (1А, 3400) - – р. В. Афлатун - пер. Чаткальская Ушба (3800, 1Б) – р. Ишенкуль - р. Каратоко - пер. Советский Географов (2Б, 3880) – р. Кызыл-Суу - пер. Макмал (1А, 2654) – оз. Сары-Челек - пер. Ашуу (1А, 2550 м) – р. Кечкиль – Аркыт

Маршрутная книжка – 18/3-305.

Руководитель группы – Львов В. Ю.

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть оценено как маршрут 2 с элементами 4 категории сложности и зачтено всем участникам и руководителю.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.5

Список пройденных локальных препятствий

1.6

Календарный график прохождения маршрута (заявленный)

1.7

Календарный график прохождения маршрута (реальный)

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

ВВЕДЕНИЕ.

Идея похода.

Идея маршрута была в том, чтобы соединить ниткой три больших горных озера – Афлатун, Каратоко и Сарычелек. Попутно произвести осмотр весенних красот горной Средней Азии – цветение тюльпанов, яблоневых и абрикосовых рощ и так далее.

Отклонения от заявленного основного варианта маршрута.

После знакомства с реальными условиями на местности, была отмечена высокая лавинная опасность. В результате по заявленным запасным вариантам были срезаны 2 перевала, показавшиеся наиболее лавиноопасными. На схеме красным цветом нарисован пройденный маршрут, а синим – заявленные, но не пройденные участки.

Дополнительные меры по обеспечению безопасности.

Безопасность в походе обеспечивается применением в комплексе всех средств, начиная с подбора снаряжения и заканчивая правильным выбором места для установки лагеря.

Мы предполагали возможную лавинную опасность в районе, поэтому, в дополнение к традиционным лавинным лентам и лопатам взяли с собой биперы, с помощью которых не попавшие в лавину участники могут отыскать под снегом пострадавших. Нужно отметить, что прежде чем брать с собой такое снаряжение, группе обязательно нужно провести 2-3 тренировки по обучению работе с бипером. Поиск бипера требует некоторого навыка.

Не смотря на то, что перед выходом из лагеря все дружно включали биперы, старались соблюдать остальные правила техники безопасности в лавиноопасном районе.

К счастью применять нам это специальное снаряжение не пришлось.

Тестирование нового (для нас) снаряжения.

Так как ожидалось обилие снега, решили попробовать новое для нас снаряжение – промышленные снегоступы. В результате оказалось, что в условиях весеннего межсезонья снегоступы – вещь незаменимая. Вырастает скорость движения по маршруту, и соответственно скорость преодоления некоторых лавиноопасных участков, что косвенно повышает безопасность. Подробнее сравнительный анализ двух моделей промышленных снегоступов можно посмотреть в статье Б. Малахова “Снегоступы в горном походе – как это работает”.

Выводы.

Не смотря на близкое расстояние до района Бричмуллы, где май не считается межсезоньем, условия в Восточной оконечности Чаткальского хребта коренным образом отличаются. Сезоном в этом районе май ни коим образом не является. Гораздо больше снега. Отсутствуют ребровые маршруты на перевалы. К тому же специфика географических условий такова, что почти ровный уклон 25-35є обычно сохраняется от верха хребта до дна долины, высоты около 1800 м. Таким образом очень сложно выбрать безопасный маршрут – лавины по кулуаром докатываются до дна, и даже ниже зоны снега в кулуаре нельзя чувствовать себя в безопасности. Относительно безопасно можно спланировать только поход первой категории сложности, без пересечения Чаткальского хребта. Однако в любом случае по кулуарам (даже бесснежным) нужно двигаться вдоль края, с чрезвычайной осторожностью и готовностью в любой момент взобраться на склон.

1. СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДЕ

26.04-11.05

Продолжительность активной части похода

13 дней

Количество дневок (в том числе отсидок по непогоде)

Количество полудневок

Длина маршрута без учёта повторного пути

91 км.

Тимаков Тимур Владимирович

1973

4 у

1.3. Нитка маршрута (реально пройдено)

1.4. Схема маршрута

Красным нарисован реально пройденный маршрут. Синим – заявленные, но не пройденные участки.

1.5. Список пройденных локальных препятствий

2654

пер. Ашуу

2550

1.6. Календарный график прохождения маршрута (заявленный).

Даты

Дни пути

Участки движения

км

Набор выс.

ЧХВ (ч)

27.04

Аркыт (1300м) – верховья притока р. Кечкиль под пер. (Таманьяк) (2000 м)

9,7

5,5

28.04

П.т. - пер. (Таманьяк) (2600 м, н/к) – р. Бачики-Сай – р. Афлатун (1700 м) – р. Сарымкур – р. Ат-Джайлоо – слияние р. Ат-Джайлоо с р. Чай-Аке (2000 м)

11,2

900

6,8

29.04

П.т. – пер. Солнечный (2А, 3680м) – оз. Афлатун (2700 м.)

1700

30.04

П.т. – цирк пер. Чаткальская Ушба (3800, 1Б)

10,6

01.05

П.т. - пер. Чаткальская Ушба (3800, 1Б) – оз. Кара-Токо 1 (2700м )

400

02.05

П.т. – цирк перед ключевой стенкой пер. Советских Географов (2Б, 3800)

13,6

400

03.05

П.т. – пер. Советский Географов (2Б, 3800)

900

04.05

П.т. – пер. Пила (2А, 2800) – оз. Сары-Челек (1873м)

300

4,5

05.05

П.т. – пер. Ашуу (н/к, 2550 м) – ночевка с. Аркыт.

14,5

09.05

10.05

Аркыт

1.7. Календарный график прохождения маршрута (реальный).

Даты

Дни пути

Участки движения

Км

ЧХВ (ч)

27.04

Аркыт (1300м) – верховья притока р. Кечкиль под пер. Таманьяк (2000 м)

9,5

4,5

28.04

П.т. - пер. Таманьяк (2700 м, 1А) – р. Бачики-Сай – р. Афлатун (1700 м) – р. Сарымкур – р. Ат-Джайлоо – поляна на р. Ат-Джайлоо (2000 м)

29.04

П.т. – слияние р. Ат-Джайлоо с р. Чай-Аке (2000 м) –морена перед кулуаром перевала Солнечный – поляна выше слияния р. Ат-Джайлоо с р. Чай-Аке.

3,5

(5)

30.04

П.т. – кулуар пер. Ашуу-Тер

1 переход – до лавины. 2 - ...

Обед в большом цирке. Потом за переход до ночевки.

(7,5)

01.05

П.т. – пер. Ашуу-Тер (1А, 3400) – р. В. Афлатун

02.05

П.т. – цирк пер. Чаткальская Ушба

03.05

П.т. - пер. Чаткальская Ушба (3800, 1Б) – оз. на слияние р. Ишенкуль и р. Каратоко.

12,5

04.05

П.т. – цирк перед ключевой стенкой пер. Советских Географов (2Б, 3880)

05.05

П.т. – пер. Советский Географов (2Б, 3880) – р. Кызыл-Суу

8,5

06.05

П.т. – слияние р. Кызыл-Суу и ручья с пер. Макмал. Радиалка к оз Кара-суу.

2 перехода, радиака

07.05

П.т. –пер. Макмал (1А, 2654) – оз. Сары-Челек

3 перехода на перевал, 2 – с перевала.

9,5

08.05

П.т. – пер. Ашуу (н/к, 2550 м) – р. Кечкиль. 2 перехода на перевал, 2 перехода с перевала.

5,5

1 переход.

(7)

2. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Длины дневных переходов и перепады высот представлены в календарном графике прохождения маршрута, см. 1.8.

2.1. Заезды. 26.04.2006 около 6 часов утра мы прилетели в аэропорт города Бишкек. Там нас встречала по договоренности машина агентства Горы Азии. Первым делом мы заехали к ним в офис, дабы забрать газовые баллоны, которые отправили им заранее на пассажирском поезде через проводника. После этого отправились в Аркыт.

1. Нарынское водохранилище

2. Первый лагерь

Дорога в Аркыт долгая, но интересная. Она проходит через 2-км тоннель в хребте близ перевала То-Ашу, идет через заснеженную в это время года долину Сусамыра, проходит вдоль Нарынского водохранилища мимо одноименного каскада ГЭС.

Уже в сумерках, ближе к 9 вечера, попадаем в Аркыт. В Аркыте находится офис Сарычелекского заповедника. Мы решаем проскочить мимо бдительных сотрудников заповедника, опасаясь больших поборов. Но не тут то было. Машину сразу засекли, и пока мы еще только выгружались, к нам подошли и пригласили в контору. Впрочем, отношение оказалось вполне корректным, а взносы – гуманными, за всю группу 1000 сом. Заплатив взносы и получив квитанцию об оплате, вернулся к остальным участникам группы, которые уже встали лагерем сразу за забором на территории заповедника.

2.2. Заброска.

Дабы облегчить себе ношу на весь поход, мы решили сделать заброску с цивильными вещами на обратный путь. Проснувшись утром 27.04.2006, не завтракая, за полтора часа мы дошли до ответвления дороги на южный берег озера Сарычелек.

3. Дорога из Аркыта к Сарычелеку

Здесь остановились, сделали завтрак, собрали заброску и заложили ее в дупло дерева в 30 метрах от дороги. Дупло замаскировали, точку заброски отметили на GPS.

2.2. Перевал Таманьяк (1А, 2700).

После завтрака и заброски мы прошли еще 4 перехода и заночевали в кармане старого грязного лавинного выноса в кулуаре, ведущем на перевал Таманьяк. Как выяснилось впоследствии, ночевать в таком месте в это время года опасно. Даже ниже снеговой линии сверху по кулуару может приехать лавина. В данном случае можно было пройти еще 2-3 перехода (возможно, зацепив темное время суток) и заночевать на гребне. На фото отмечено место ночевки и путь на перевал Таманьяк.

4. Перевал Таманьяк с перевала Ашуу

5. Спуск с перевала Таманьяк

Стоит отметить, что на фото можно увидеть меньше снега на склонах, чем в момент, когда мы шли перевал, так как снимок был сделан на 10 дней позже. Причем этот снег вовсе не растаял, а сошел лавинами.

На следующее утро, 28.04.2006, выйдя в 06.00, мы практически сразу вошли в зону снега (на фото в этом месте его уже нет, он съехал). За 2 перехода поднялись на вершину гребня ведущего на отрожек, разделяющий р. Таманьяк и р. Кечкиль. Еще через переход мы на вершине отрожка, а через 30 минут на седловине перевала. Уже начали сходить небольшие лавинки на прогретых склонах. Поэтому, не засиживаясь, быстро по прямой спускаемся с перевала.

Спуск не очень крутой, склон с южной экспозицией, снегу здесь гораздо меньше, поэтому быстро выходим из зоны снега и движемся вниз по кулуару с лавинным выносом. Через 2 перехода мы уже в долине Афлатуна. Там, в тени деревьев, вблизи многочисленных родников, останавливаемся на обед. Придя на место обеда, спугнули в реку змею. После обсуждения решили, что это был щитомордник.

6. Замок Сказок и пер. Солнечный

2.2. Попытка взятия перевала Солнечный (2А, 3680) или Замок Сказок и его недобрые сказочки.

Через переход после обеда попадаем на слияние р. Сарымкур и р. Афлатун. Сквозь макушки елок просматривается красивая вершина Замок Сказок, рядом с которой находится наш следующий перевал. Увиденное нам не понравилось, но решили, что с этой точки перевал плохо просматривается или мы осматривали не тот цирк.

Двигаемся дальше. Еще, через переход оказываемся около слияния р. Сарымкур и р. Ашуу-Тер. Дальнейший путь перегораживает огромный лавинный вынос. Переходим его и метров через 700 организуем ночлег.

29.04.2006 ночью была гроза. Проснувшись, пошли вверх, подходить к перевалу Солнечный. Вскоре видим следующий огромный лавинный вынос. В этот момент мы еще думали, что это старые лавинные выносы. Но теперь, всматриваясь в фотографии, можно заметить поверх старого пожелтевшего лавинного выноса новый, белый.

7. Первый увиденный нами лавинный вынос

8. Лавинный вынос со следами свежих лавин

9. Кулуар на перевал Солнечный

10. Перевал Солнечный

Начинает идти дождь. Мы упорно идем дальше. Перевала не видно из-за облаков. Перед входом в широкий кулуар, идущий к нашему перевалу, решаем остановиться, пообедать, по возможности дождаться окна в облаках и просмотреть путь, который нас ожидает. Фотографий перевала перед походом обнаружить не удалось, удалось получить только устную консультацию первопроходца. Обсуждаем возможность двигаться вдоль края кулуара, считая, что небольшая лавина потечет посередине кулуара, и, в крайнем случае, можно залезть на скальный борт.

Но, к счастью, во время этого обсуждения по соседнему кулуару прогрохотала лавина, перебив его от края до края. После такой демонстрации сил природы нам ничего не оставалось делать, кроме как обсуждать альтернативные варианты маршрута. Решаем, что пойдем заявленный запасным перевал Ашуу-Тер, немного спускаемся и встаем на ночлег.

2.2. Перевал Ашуу-Тер (1А, 3400)

30.04.2006 мы подошли к перевалу Ашуу-Тер и заночевали в кулуаре в отвале лавинного выноса, на повороте, в углублении между скалами и грядой лавинного выноса.

Место было выбрано с рассчетом, чтобы основная струя новой лавины нас задеть не могла. Унести нас тоже не могло, так как лагерь был углублении. На всякий случай построили стенку, чтобы попытаться помешать новой лавине нас завалить. Лавинный вынос был достаточно старый, новых следов не было.

01.05.2006 утром выходим в 5.30. Еще сумерки. Видимость есть, но погода не ясная. Ночью не подморозило, но снег как-то спрессовался. Через 1 переход начинается ветер и небольшой снег. Вылезаем на некоторое подобие ребра, идущее в направлении перевала справа по ходу движения от кулуара. Через переход подходим к скальному выходу. Перелезаем через скалы.

11. Кулуар на перевал Ашуу-Тер и место ночевки.

12. Обходим скальный выход

13. Группа на перевале Ашуу-Тер

14. Группа бодро шагает в снегоступах

Ветер и снег усиливается. Но зато начинается выполаживание. Через 20 минут мы на перевале.

Спуск пологий, и мы наконец решаем одеть снегоступы. Результат превзошел наши ожидания. Скорость повысилась раза в 2! Настроение тоже. Да и погода начала улучшаться. Через переход мы уже обедали в долине р. Восточный Афлатун. Теперь снегоступы мы снимали только на ночь.

2.3. Перевал Чаткальская Ушба (1Б, 3800)

15. Спуск из цирка перевала Ашуу-тер

16. На обеде в долине В. Афлатун

Обед устроили в живописном месте в долине р. В. Афлатун. К нам откуда-то из снегов выползла ящерица и резвилась на наших снегоступах.

После обеда идем вверх по долине В. Афлатуна. Долина достаточно каньонистая. По бортам двигаться опасно, боимся уехать вниз вместе со всем снежным склоном. Внизу опасным представляется пересечение устьев кулуаров и притоков. Группа преодолевает эти места частями, по возможности сначала заглядывая в кулуар. Ночевать становимся в верховьях р. В. Афлатун, на камнях, под защитой стены каньона.

02.05.2006 утром выходим в 5.15. Однако уже через переход становится понятно, что на перевал мы не пойдем. Идет снегопад, видимость плохая. Проходим еще 2 перехода и встаем на моренном валу в цирке под перевалом.

17. Перевал Чаткальская Ушба с Юго-Запада

18. Спуск с перевала Чаткальская Ушба

19. В каньоне р. Ишнекуль

После обеда погода улучшается, и часть группы без рюкзаков делает тропу на перевал, прокапывает карниз и вешает веревку на спуск.

03.05.2006 выходим в 04.45. За 20 минут по тропе преодолеваем перевальный взлет. Далее по провешенной заранее веревке спускаемся с карниза.

После этого за 1 переход спускаемся в каньон р. Ишенкуль. Каньон из-за разной плотности снега на разных участках оказывается удобным преодолевать в снегоступах.

Еще за переход преодолеваем каньон в верховьях р. Ишенкуль и выходим в широкую часть долины. Вскоре находим тропу, по которой продолжаем движение. В нижней трети долины есть маленькое красивое озерцо. После него начинается очень трудный курумник, который образовался после недавнего обвала. Камни огромных размеров, занесены снегом и шатаются под ногами. На преодоление километра этого курумника у нас уходит полтора часа.

20. Озеро и начало курумника

21. Озеро, затопившее ельник.

После преодоления этого курумника видим огромное озеро, которое образовалось на слиянии р. Ишенкуль и р. Кара-Токой. Из глубин озера торчат макушки засохших елей, из чего делаем вывод, что затопило их не так давно. К 15.30 спускаемся к восточной оконечности озера, где становимся лагерем.

2.3. Перевал Советских Географов (2Б, 3800)

04.05.2006 подъем дежурного как обычно в 04.00. Завтракаем в палатке, начинаем собирать рюкзаки, и тут начинается сильный дождь. Решаем отложить выход. Выходим в результате в 11.00, когда дождь заканчивается. За переход по живописной долине р. Кара-Токой поднимаемся к озеру. Озеро замерзшее. Однако выйти на лед не решаемся, движемся по наледи на берегу озера.

При движении по южному берегу хорошо просматривается заход на перевал Каратокский Перелаз (1Б).

Через переход приходим в нужную нам долину. Снег уже раскисший, двигаться трудно даже в снегоступах. Пройдя еще минут 20, останавливаемся.

22. Озеро Каратоко

23. Заход на перевал Каратокский Перелаз

05.05.2006 выходим в 5.15. За переход подходим к ключевой стенке перевала Советских Географов. Первое препятствие – несложный замерзший водопад. Здесь вешаем веревку. Далее подходим к основному замерзшему водопаду. Здесь нужно пролезть метров 5 очень крутого льда, около 70є. Всего на этом участке вешаем еще 3 веревки. После этого в связках по закрытому леднику подходим к перевальному взлету. Высота – 200 м., крутизна – 40-45є. Преодолеваем без веревок. В 11.30 мы на перевале. Снимаем записку от 30.07.1988 группы туристов из клуба “Журавлик” Джамбульского Технологического Института Легкой и пищевой промышленности.

Спуск с перевала простой. Спускаемся в цирк. Пока дежурный готовит обед, часть группы идет на разведку на заявленный перевал Пила (2А, 2800). Материалов у нас не было. А увиденное с седловины нам не понравилось, показалось лавиноопасным. Решаем обойти через перевал Макмал (1А). На фотографии, снятой с подъема на пер. Ашуу, можно увидеть, что решение было обоснованным.

24. Ключевые участки и взлет перевала Советских Географов.

25. Седловина перевала Долгожданный с перевала Советских Географов.

26. Седловина перевала Советских Географов с юга.

После обеда начинаем спуск по широкому кулуару. Вскоре снег становится кислым, а видимость ухудшается. Начинаем бояться лавин и решаем обосноваться лагерем под защитой скального выхода на левом берегу кулуара, где подготавливаем площадку.

06.05.2006 выходим, как обычно в сумерках. За 1 переход преодолеваем кулуар и выходим в широкую часть долины. Еще через 1,5 перехода спускаемся к слиянию р. Кызыл-Су с ручьем, текущим с перевала Макмал. Здесь встаем лагерем чуть ниже красных родников. Воду, однако, брать из них не решаемся. Часть группы отправляется в радиалку на оз. Кара-Су.

27. Перевал Пила снятый во время подъема на пер. Ашуу.

28. Красная вода в долине Кызыл-Суу

07.05.2006 двигаемся вверх по ручью на перевал Макмал. Сначала идем по тропинке, затем по старому лавинному выносу, завалившему дно ручья, а потом и просто по снегу. За 2,5 перехода выходим на широкую заснеженную седловину перевала Макмал. За 2 перехода спускаемся оттуда и встаем лагерем недалеко от берега оз. Сарычелек. После обеда осматриваем озеро.

Утром 08.05.2006 идем на экскурсию вдоль берега оз. Сарычелек. Погода наконец солнечная, и озеро нам показывается во всей своей красе.

После обеда за 2,5 перехода поднимаемся на пер. Ашуу (1А.) Седловина его заснежена. Открывается прекрасный вид на пер. Таманьяк. Внизу сзади виднеется оз. Сарычелек. Спускаемся за 3 перехода и находим место ночевки на левом берегу р. Кечкиль в каком-то заброшенном садике (через реку перешли по мостику).

09.05.2006 утром за переход доходим до места заброски. Встаем там лагерем. После этого идем осматривать южный берег озера Сарычелек.

29. Брод реки Сары-Челек и перевал Ашуу.

30. Озеро Сары-Челек

31. Озера Бокалы и Сары-Челек.

10.05.2006 отправились в Аркыт. Вскоре встретили машину, которая уже приехала за нами и поднималась нам на встречу. Ночью улетели из Бишкека в Москву.