БЕЗОПАСНОСТЬ В ПУТЕШЕСТВИИ


Лавины.

Самый опасный фактор в лыжных путешествиях, недооценивать который не следует ни при каких обстоятельствах. Основной способ «борьбы» с лавинной опасностью - выбор правильной тактики движения. Наша группа после попадания в лавину на Полярном Урале 6 мая 1996 г. при прохождении пер. Отважных в лыжной «пятёрке» (из того состава в этом походе участвовали три человека) стала даже несколько излишне перестраховываться в вопросе лавин, избегая прохождения снежных склонов при малейших признаках лавинной опасности.

Однако в этот раз сроки похода были выбраны таким образом, что лавинная опасность практически отсутствовала на всем протяжении маршрута (созревшие снежные доски к началу нашего похода либо уже сошли, либо после оттепелей преобразовались в устойчивый снежный покров). Массовый же сход мокрых лавин в районе начался, когда мы уже были в безопасной лесной зоне на Кучерле. Теоретически существовала вероятность попасть под обвал карниза или ледовый обвал (например, при движении по верхнему плато Менсу), однако такие участки мы проходили без остановок, обращая дополнительное внимание на выбор мест привалов и, особенно, ночлегов. На верхнем плато Менсу, к примеру, мы на 5 минут удлинили переход перед обедом, зато отошли от потенциально опасных склонов пика Сапожникова на полностью безопасное место.

Реальной признаки лавинной опасности были на маршруте дважды - на спуске с перевала Виктора Николаева в верхний цирк западного истока ледн. Правокарагемский и в снежной части кулуара на спуске с пика 20-летия Октября. В обоих случаях группа двигалась с перильной страховкой, что практически исключало возможность тяжелых последствий при сходе лавины. В кулуаре пика 20-летия Октября, тем не менее, все участники группы еще и распустили лавинные ленты (видимо, в качестве психологической самостраховки). Настоящей же мерой предосторожности в тот день был изматывающий и физически очень тяжелый получасовой переход по глубокому раскисшему снегу на противоположный край цирка до безопасных площадок на моренах.

Помимо выбора безопасной тактики, группа была оснащена и обычными техническими средствами лавинной безопасности - уже упомянутыми лавинными лентами, составляющимися из лыжных палок лавинными зондами длиной 270 см, очень эффективной лавинной лопатой конструкции В.Николаева (титановый лист 50х60 см, усиленный по периметру с трех сторон Т-образным профилем) и импровизированными лавинными лопатками у каждого участника (стальные ножевки, крышки от кастрюль, крышка от печки и т.д.)

Рельеф.

Сложность и разнообразие преодолеваемых на маршруте локальных препятствий требовала от группы обоснованного, грамотного и соразмерного применения почти всего арсенала горно-туристской техники.

В ходе подготовки к походу участники группы провели три выхода для отработки технических навыков работы с веревкой, кошками и личным специальным горным снаряжением: два на заброшенные карьеры в Подмосковье и один на Ростокинский акведук в Москве.

На маршруте безопасность при прохождении локальных препятствий обеспечивалась за счет выбора оптимальной линии движения, проведения в необходимых случаях разведок, отказа от преодоления отдельных элементов при неблагоприятных условиях и своевременной организации адекватной ситуации страховки, как правило, перильной (заметим попутно, что остальные виды страховки на зимнем льду неэффективны). Всего на маршруте были провешены 4385 м перил.

В качестве примеров выбора оптимальных решений можно указать обход после проведенной разведки ледопада западной ветви ледн. Правокарагемский не по левой, а по правой стороне; обход ледопада Менсу не через перемычку «Бийчанка», а по склону п. Героическая Корея; прекращение радиального выхода на п.Иикту и возвращение в базовый лагерь 6.03.2001; организацию страховки и раздельную транспортировку рюкзаков при переходе по подтаявшему льду через Аргут 20.03.2001 г. и т.п.

Погода.

На основании личных наблюдений и после бесед с участниками других групп, побывавших на Алтае в последние годы, можно сделать вывод, что за последнее десятилетие зимняя погода в районе ухудшилась и стала нестабильной. Видимо, это связано с глобальными изменениями климата, приведшими, в частности, к таянию ледников на Кавказе. Бывшая 15-20 лет тому назад нормой на Алтае зимой устойчивая солнечная морозная погода стала в последние годы редкостью. Тем не менее, мы считаем, что с погодой нам сильно повезло - при прохождении ключевых элементов (Иикту, Маашея), как по заказу, выдались по два двухдневных солнечных периода, а при траверсе Белухи - целых 7 солнечных дней подряд! Слегка портил впечатление постоянный сильный ветер, но для высокогорной зоны это явление скорее следует считать нормой, а не отклонением от неё.

Основным способом компенсации неблагоприятных погодных факторов являлся правильный подбор одежды, палатки и комплекта спальных принадлежностей, обеспечивающих комфортные условия для членов группы. Отметим в этой связи наличие двух пенополиуретановых ковриков на каждого участника, использование полартексовых рукавиц и «термобелья», применение в качестве противоконденсатной накидки на спальники нетканого укрывочного материала типа «Агротэкс».

Для приготовления пищи и обогрева палатки в походе применялась складная (но неразборная) «телескопическая» варочная печка оригинальной конструкции, работающая на любом виде топлива (в том числе и жидком). Этот фактор ощутимо повышает безопасность и комфортность похода, т.к. позволяет уменьшать вес рюкзаков за счет использования местного топлива (дров, бытового мусора) и повысить живучесть группы при нахождении в безлесной зоне (при недостатке искусственного топлива берется нужное количество дров из леса, а в аварийных случаях в качестве топлива используются любые горючие материалы - свечи, санки, капроновая веревка, куски полиэтилена и т.д.) При таких обстоятельствах группа могла позволить себе не торопиться при прохождении препятствий из-за нехватки бензина или сжиженного газа, а спокойно и осмысленно проходить маршрут.

Прочие факторы.

Здесь следует упомянуть об обычных для России правилах безопасности при общении с местным населением: не рекомендуется совместное распитие алкогольных напитков. Алтайцы ещё хуже, чем русские, переносят алкоголь и быстро теряют контроль над собой. По той же причине следует избегать нахождения в населенных пунктах во второй половине дня в выходные и праздничные дни. В целом же отношение к туристам в районе за последние годы сильно улучшилось. И ещё одна рекомендация - во избежании травматизма, по возможности, избегать переездов по горным дорогам на неприспособленном автотранспорте, например, на тракторных тележках вместе с бревнами или в кузовах самосвалов вместе с бочками солярки.

Исходя из этих соображений, группа организовала заброску на маршрут через хорошо зарекомендовавшую себя фирму «Альтур» (руководитель фирмы - известный барнаульский турист М.Колчевников) и во время подъездов остановилась на ночь не в пос.Бельтир, а в гостинице пос.Акташ.