Турклуб МАИ
Отчет
о проведении
туристического
спортивного
похода
.
Маршрутная
книжка № 18/2 - 303
Вид
туризма |
Категория
сложности
похода |
Протяженность
активной
части
похода, км. |
Продолжительность |
Сроки
проведения |
|
общая |
ходовых
дней |
||||
Лыжный |
3 |
250 |
17 |
13 |
26.0298
– 15.03.98 |
Сведения
о походе
1.
Район,
подрайон (массив)
похода:
Приполярный
Урал
2.
Подробная
нитка
маршрута по
ходовым дням.
1.03
- Ст. Инта –
геолог.база
Желанная
2.03 - геолог.база
Желанная – р.
Балабан-ю –
стрелка
ручьев,
вытекающих
из-под пер.
Кар-Карпинского
и пер. Кар-Кар
3.03 - стрелка
ручьев,
вытекающих
из-под пер.
Кар-Карпинского
и пер. Кар-Кар -
пер. Кар-Карпинского
(1 Б) – оз.
Голубое
4.03 - оз.
Голубое – г.
Народная (2 А) (радиальный
выход) – пер.
Плато Руин (н/к)
– р.Народа
5.03 - р.Народа –
пер.
Центральный (1
Б) – р. Манарага
6.03 - р.
Манарага
7.03 - р.
Манарага - пер.
Студенческий
(1Б) – р.Капкан-вож
8.03 - р.Капкан-вож
- р. Косью – ст.
Косью
9.03 – 13.03- р.
Косью – ст.
Косью (движение
по р. Косью)
3.
Аварийные
выходы с
маршрута:
-
через пер.
Кар-Карпинского
(1 Б) на геолог.базу
Желанная от
оз. Голубое
-
через пер.
Кар-Кар (1Б) на
геолог.базу
Желанная от р.
Манарага
Запасные
варианты:
- при
плохой
видимости,
вместо пер.
Плато Руин (н/к),
спуск от оз.
Голубое по р.
Карпиншор
до слияния с
р.Народа и
подъем по
ней под пер.
Центральный (1
Б)
- при наличии
вездеходного
следа от
турбазы “Нижний
оникс” выйти
на
Вангырский
тракт и по
нему
дойти до ст.
Кожим
4.
Рекомендуемые
варианты
подъезда и
отъезда:
подъезд от ст.
Инта до
геолог.база
Желанная на а/м,
отъезд от ст.
Косью на
рабочем
поезде до ст.
Печора далее
поезд
Воркута-Москва
5.
Изменения
маршрута и их
причины:
изменений
нет
6.
Определяющие
препятствия
маршрута (перевалы,
траверсы,
вершины,
каньоны,
переправы,
пороги,
растительный
покров,
болота, осыпи,
пески, лед,
водные
участки и т.д.):
Вид
препятствия |
Категория
трудности |
Длина
препятствия
(для
протяженных) |
Характеристика
препятствия
(характер,
высота и т. п. ) |
Путь
и способ
прохождения
(для
локальных
препятствий) |
пер.Кар-Карпинского
|
(1
Б) |
|
Высота
ок. 1300 м. Сев.
склон 25-30 град.,снежный,
cкальн.выходы,
крупная
осыпь. Юж.
склон 20 град.
снежный,
мелкая и
средн. осыпь. |
Юж.
склон
подъем по
центру (лыжи
в рюкзаке)
Спуск к оз.
Голубое на
лыжах от
седловины
траверс
склона
вправо,
минуя
скальные
выходы,
затем
налево
выезд на
озеро. |
г.Народная
Вост.
гребень (радиальный
выход) |
(2
А) |
|
Высота
1895 м. Вост.
гребень,
снег, в
верхней и
средней
части фирн,
мелкая и
средняя
осыпь, в
средней
части
скальные
выходы, в
среднй
части
крутизна ок.
30 град. |
От
оз. Голубое
без лыж
подъём на
плато Руин.
Далее в
кошках по
гребню.
Обход
скальных
выходов
слева. Спуск
по пути
подъема. |
пер.
Плато Руин |
(н/к) |
|
Высота
1285 м. Плато.Седловина
не выражена.
Подъем от оз.
Голубое 20
град. Спуск к
р. Народа по
правому оро-графическому
берегу р.Экспедиционный. |
Подъем
от оз.
Голубое и
прохождение
на лыжах в
любом месте.
Спуск по
правому оро
графическому
берегу р.Экспедицион-ный.
не
спускаясь в
каньон (натечный
лед). |
пер.
Центральный
|
(1
Б) |
|
Подьем
со стороны р.
Народа 20 град.
сне-жный
склон. Спуск
к р. Манарага
две ступени.
Первая 25 град.
снежный
склон,
мелкая и сре-дняя
осыпь.Вторая
через 400м.
снежный
склон 25 град.
слева
скальные
выходы.
Седловина
ярко
выражена. |
Подъем
на перевал
на лыжах по
центру.
Спуск с
первой
ступени на
лыжах по
центральному
снежному
кулуару, со
второй
ступени
пешком,
обходя
скальные
выходы
справа. |
пер.
Студенческий
|
(1Б) |
|
Высота
ок. 1380 м. Со
стороны р.Манарага
снежный
склон 25 град.
в верхней
части фирн.
Спуск
снежный
склон в
верхней
части 30 град.
далее
выполаживание.
Перевал
имеет 2
седловины. |
Подъем
на перевал
на левую,
ближайшую к
горе
Манарага, в
верхней
части без
лыж. Спуск
первые 100 м.
без лыж
далее на
лыжах. |
р.
Косью |
|
130
км. |
Горная
река. В
местах
впадения
притоков и
на
перекатах
слабый лед,
полыньи. |
|
8.
Потенциально
опасные
участки (препятствия,
явления) на
маршруте:
промоины и
полыньи на
реке Косью
9.
Дополнительные
сведения о
походе (перечень
специального
и
особенности
общественного
и личного
снаряжения,
техническая
характеристика
средств
передвижения,
особенности
погодных
условий и
другая
характерная
для
соответствующего
вида туризма
информация ):
·
специальное
личное
снаряжение:
лыжи “Бескид”,
ветрозащитная
маска,
солнцезащитные
очки, бахилы,
кошки
·
специальное
групповое
снаряжение:
палатка “Зима”,
печка
обогревочная,
примус “Шмель”
2 шт., пила
двуруч., топор
2шт., лавлист 2шт.,
костровая
сетка и
тросик, лав.
Нож 2шт.
10.
Стоимость
проживания,
питания,
средств
передвижения
по всему
маршруту:
поезд общий
вагон до Ст.
Инта 140000 руб.,
машина 1500000 руб. (на
группу),
проживание
на геолог.базе
Желанная 20000
руб. в сутки
на чел.,
стоимость
питания на
поход 200000 руб. на
чел. (данные в
ценах 1997 года).
11.
Ф.И.О., адрес,
телефон
руководителя
похода: Геров
Илья
Валерьевич
т. 398-19-19
115583
Москва ул.Ясеневая
, д.28, кв.299
Замечания
и
рекомендации.
1.
Подход
под перевал
Кар-Карпинского.
На
западном
берегу озера
М.Балбан-ты
находится
несколько
рыбачьих
домиков, в
которых
можно
укрыться от
ветра на обед
при подходе
под перевал
Кар-Карпинского.
Заночевать
можно в балке,
который
находится на
слиянии
ручьев,
стекающих из-под
перевалов
Кар-Кар и Кар-Карпинского.
В балке есть
печка, но дров
нет.
2.
Р.
Балбан-ю - пер.
Кар-Карпинского
- оз.Голубое.
От балка
под
перевалом до
озера
примерно 5
часов
ходового
времени.
Ночевка на
противоположном
от перевала
берегу.
Отсюда можно
пешком, не
снимая
палатки,
сделать
радиальное
восхождение
на вершину
Народа по
западному
гребню.
Подъем в
кошках,
страховка
лыжными
палками.
3.
Оз.Голубое
- пер.Плато
Руин - р.Народа.
При
хорошей
видимости
возможно
прохождение
пер.Плато
Руин. Спуск с
плато на р.Народа
не
рекомендуется
осуществлять
по руч.Экспедиционный,
т.к. он течет в
каньоне, и
зимой там
образуются
большие
области
натечного
льда.
Пользуясь
хорошей
видимостью,
наша группа
осуществила
спуск по
склону
напротив
места
слияния р.Народа
и р.Масишор.
Спуск 30 град.,
осыпной
склон.
Спускались
пешком. При
условиях
плохой
видимости
возможен
следующий
вариант
подхода под
пер.Центральный:
спуск по р.Карпин-шор
до слияния с р.Народа
и подъем
по ней под
перевал.
4.
Р.Народа
- пер.Центральный
- р.Манарага.
Подъем
на пер.Центральный
до седловины
по руслу
ручья.
Седловина
ярко
выражена.
Спуск при
хорошей
видимости
возможен на
лыжах. От
перевала до
зоны леса
примерно 4
часа
ходового
времени.
5. Р.Манарага
- пер.Студенческий
- р.Капкан-вож.
Подъем
на перевал не
однозначный
т.к. при
подходе к
нему видно
две
седловины.
Подниматься
следует на
левую
седловину (она
ближе к
вершине г.Манарага).
На правую
седловину
ведет
лавиноопасный
кулуар. Спуск
с седловины
первые 100 м.
ногами, далее
на лыжах. При
спуске на
лыжах
следует
опасаться
больших
снежных
наддувов ,
образующих
карнизы
поперек
каньона.
6.
Р.Капкан-вож
- р.Косью.
Через
7 км. после
впадения в
Косью р.Капкан-вож
на высоком
правом
берегу
стояла изба
Алекринского,
в которой
многие
рассчитывали
на теплую
ночевку. По
последним
данным она
сгорела. От
этого места
следует идти
левым
берегом реки,
т.к. 2 км. ниже в
неё впадает
множество
незамерзающих
ручьев, через
которые
легче
переправляться,
придерживаясь
левого
берега. Ниже
река Косью на
протяжении 15
км. (до
Верхнего
Оникса) во
многих
местах
открыта, и
существует
опасность
угодить в
полынью.
7.
База
Верхний
Оникс - база
Нижний Оникс -
р.Ошель.
База
Верхний
Оникс
находится в
устье р.Индысей.
От базы
возможна
лыжня до Ниж.Оникса,
который
расположен 12
км. ниже на
крутом
правом
повороте
реки. Не
доходя 1 км. до
р. Ошель, на
правом
берегу Косью
брошенные
геологические
балки.
8.
Р.Ошель
- р.Вангыр - ур.Скала.
Примерно 10
км. ниже р.Ошель
на левом
берегу Косью
находится
рыбачья
избушка.
Хорошим
ориентиром
на данном
участке
служат устье
р.Вангыр и ск.
Красный
Камень (на
правом
берегу).
Урочище
Скала легко
определить
по резкому
правому ,
затем левому
повороту
реки и
высокому
правому
обрывистому
берегу за
песчаным
островом.
9.
Ур.Скала
- пос. Косью.
От ур.Скала
до станции
примерно 25 км.
Из-за
большого
количества
островов на
реке
ориентирование
сильно
затруднено.
Рекомендуется
на всем
участке
придерживаться
левого
берега. С реки
станцию
можно
определить
по ЛЭП и
водонапорной
башне,
которые
видно за 3 км.
10. На
станции
Косью не
продают
билеты до
Москвы хотя
вокзал
функционирует.
Можно
доехать на
рабочем
поезде до
Печоры. Время
прибытия
рабочего
поезда в
Косью 19.00, в
Печору 23.00.
Общие
рекомендации.
При
выпадении
большого
количества
снега
большие
затруднения
возникают на
отходах при
тропежке в
зоне леса.
Необходимо
учитывать
это
обстоятельство
при
планировании
сроков
похода.
Так
как поход
проходит и в
зоне леса и
выше неё то
рекомендуется,
наравне с
примусами,
брать
обогревную
или варочно-обогревную
печку и
костровой
набор (тросик,
сетка).
В
результате
большой
протяженности
похода и
сложности
района лучше
проводить
поход
большой
группой.
Следует
обратить
внимание на
средства
профилактики
и лечения
обморожений.
___________________________________