К оглавлению

Назад

Вперед

.

3. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА. ВТОРАЯ ЧАСТЬ.

3.1. Траверс вершины Нагой-Чук (2467, 1А). Урочище Верхняя Цица отнюдь не является
идеальным местом для стоянки тех групп, которые стремятся к уединению. В конце обеда к нам
подошла огромная группа из 20 человек и встала лагерем чуть ниже нашей стоянки. К этому
урочищу крутым травянистым склоном обрывается плечо юго-восточного гребня вершины
Нагой-Чук (2467). У основания этого склона имеется ручей, там же можно найти относительно
скрытые площадки для уединенного лагеря.

После обеда мы начали 300-метровый подъем по крутому 35-градусному травянстому склону на
плечо юго-восточного гребня вершины Нагой-Чук. Поднимались правее (по ходу) большого
снежника по середине склона.

Ф.42. Путь подъёма на вершину Нагой-Чук. Вид из урочища Лагонаки. В верхней части склон зарос можжевельником, в зарослях которого нам удалось найти проходы. На весь подъём затратили 90 минут и осуществили его в 3 получасовых перехода. Второй и третий переходы проходили под моросящим дождем. В верхней части склона имеется скальный пояс, который легко обходится по-ходу слева.
Ф.43. Путь подъёма на вершину Нагой-Чук. Вид с вершины Оштен. Уже почти поднявшись на вершину плеча, мы услышали характерное жужжание и увидели, как 4 снегохода спускаются по нашим следам от нашего лагеря под Оштеном к урочищу Верхняя Цица. К сожалению, нам так и не удалось познакомиться с этими людьми и узнать, являются ли они простыми отдыхающими или уполномоченными властью егерями. Ведь между нами был непреодолимый для снегоходов и ослабленных организмов 35-градусный травяной склон с перепадом высоты в 300 метров. На плече в точке N 44° 2.067' E 39° 54.052' H 2110 м мы нашли относительно ровное место для лагеря. Рядом на северо-восточном склоне гребня лежал снег, из которого мы топили воду.
Ф.44. Легерь 2110 на плече северо-восточного гребня вершины Нагой-Чук.
Ф.45 Вечерняя панорама с вершинами Оштен (2804) и Пшехо-Су (2744).
Ф.46. Вечернее дежурство на плече северо-восточного гребня вершины Нагой-Чук.
Ф.47. Утренняя панорама с вершинами Оштен (2804) и Пшехо-Су (2744).
Ф.48. Красавец Оштен (2804). 05.05.2017. Утро ясное, но очень ветренное. За один переход мы поднялись по травянистому юго-восточному гребню почти к самой вершине Нагой-Чук и остановились у снежника, который невозожно обойти по траве. Здесь для надежности мы надели кошки, ведь жесткость утреннего снега на всём протяжении снежника заранее оценить было невозможно.
Ф.49. Утренние сборы. Впереди северо-восточный гребень вершины Нагой-Чук.
Ф.50. Вид с гребня назад, на плечо, на место лагеря.
Ф.51. В верхней части гребень покрыт снегом.
Ф.52. Надеваем кошки.
Ф.53. Наш снежник обрывается карнизом в восточный цирк в. Нагой-Чук. Есть куда падать...
Ф.54. Подъём в кошках по заснеженному участку гребня. Поднявшись по снежнику, мы сняли кошки и по траве достигли вершины Нагой-Чук (2467). По- ходу направо с вершины свисали страшные карнизы, поэтому мы остерегались выходить на кромку вершинного гребня и шли по его западной стороне. Затем мы начали плавно спускаться, траверсируя западный склон вершины, нацелившись выйти на характерное седло у основания склона. Это седло находится в точке N 44° 2.345' E 39° 52.05' H 2049 м и отделяет нагорье, примыкающее к южному склону вершины Нагой-Чук и к перевалу Майкопскому, от снежной долины, которая спускается на север к урочищу Котловина.
Ф.55. Спуск с вершины Нагой-Чук в урочище Котловина. Вид с ГКХ в районе пер. Грачевский.
Ф.56. Спуск к седлу. К концу третьего перехода мы достигли этого седла и встали на перекус. Седло обрывается на север в снежную долину снежными карнизами, между которыми нам удалось найти проход. Первые 20 метров мы спускались в три такта по 45-градусному снежному склону. Затем склон стал положе, мы развернулись лицом от склона и завершили 70-метровый спуск в снежную долину.
Ф.57-58. Начало спуска с седла в снежную долину.
.
Ф.59. Завершение спуска в снежную долину.
Ф.60. Северный склон седла. По этой долине мы прошли на север до узкого горлышка, где она обрывается на лавинный вынос, спускающийся на запад с массива Нагой-Чук. Перед спуском на этот вынос мы надели кошки, так как снег здесь был весьма жестким. 30-метровый спуск серпантином по 25- градусному снежному склону завершился выходом на длинный относительно пологий снежник. Однако кошек мы не снимали, пока не спустились по этому снежнику до самой травы.
Ф.61-62. В снежной долине.
.
Ф.63. Спуск из горловины по лавинному выносу. Справа свежие следы низвержения снежника с водоупорного грунта.
Ф.65. Красной линией отмечен участок спуска из снежной долины на лавинный вынос, ради которого мы надели кошки.
Ф.65. Урочище Котловина.
Ф.66. В начале пути по тракторной дороге. Весь спуск с седла до урочища Котловина занял один переход. Здесь мы нашли тракторную дорогу, по которой еще за один переход спустились к большой проезжей дороге. По этой дороге мы прошли 300 метров на юг до хозяйства "водозабор". Здесь в точке N 44° 3.039' E 39° 49.791' H 1120 м имеется отличная стоянка для обеденного привала на берегу ручья Второй Шумик. Здесь мы купались в глубокой заводи среди камней. 3.2. Путь в пос. Отдаленный, подъём на пер. Грачевский (1316, н.к.). После обеда мы пошли по дороге на север и за один часовой переход достигли развилки дорог. Левая дорога уходила в поселок Отдаленный, а правая - в поселок Черниговское. Мы свернули на левую дорогу и через 2 перехода достигли точки N 44° 4.718' E 39° 45.325' H 917 м, где в 70 метрах от дороги в лесу на левом берегу ручья имеется ровная площадка для установки 2-х палаток.
Ф.67. Лагерь 917 в лесу на берегу ручья. 06.05.2017. Ясное утро. За 3 перехода по грунтовой дороге мы спустились к поселку Отдаленный (450 м) и расположились у входа в магазин. Пока завхоз решал вопросы планового пополнения продовольственных запасов (крупа, спагетти, сахар и шпроты), руководитель переговорил с обычно тусующимися около магазина мужичками, которые по мобильному телефону вызвали односельчанина, зарабатывающего заброской туристов на своём грузовичке - пикапе УАЗ. За подъём к перевалу Грачевский на высоту 1014 м он запросил в сумме 5400 руб. (по 600 руб. с каждого). Этот завоз экономил нам целый день пути по грязной дороге и был изначально запланирован в маршрутной книжке, как запасной вариант N 5. Выгрузившись из УАЗика, мы перекусили и начали подъем по крутой дороге обходчиков газопрвода. За 2 перехода мы достигли точки N 44° 0.034' E 39° 39.761' H 1316 м, в которой дорога обходчков газопровода начинает спуск с ГКХ в сторону пос. Марьино. От этой точки вдоль ГКХ на северо-запад ответвляется значительно менее наезженная дорога, которая при входе в лес скрывалась под сплошным снежным покровом метровой толщины.
Ф.68. В лесах на ГКХ еще лежал толстый слой снега. По этой дороге мы прошли еще 2 перехода, пока не поднялись из леса на поляну с памятником защитникам Кавказа в Великую отечественную войну. Чуть далее этого памятника в точке N 44° 0.655' E 39° 38.18' H 1422 м на сухой траве между снежником и кустами мы встали лагерем на ночлег. Воду брали из лужи на краю снежника.
Ф.69. Лагерь 1422 на Главном Кавказском хребте.
Ф.70. Вечернее дежурство.
Ф.71. Наш источник воды.
Ф.72. Вершина Аутль (1855) — высочайшая вершина ГКХ в районе плато Лагонаки.
Ф.73. Вид с ГКХ в сторону моря. Море скрывается в дымке.
Ф.74. Лагерь 1422 на Главном Кавказском хребте.
Ф.75. Около лагеря росли вот такие подснежники. 3.3. Спуск с пер. Грачевский в Марьино, обход бродов р. Пзезуапсе. К концу дня участница Алина начала отставать. Она жаловалась на боль в задней части стопы (над пяткой) и боялась, что у неё начинается бурсит. Больное место помазали вольтареновой мазью, а внутрь дали 2 таблетки цифрана-500 для предотвращения развития гнойного процесса. В последующие дни она принимала по одной таблетке цифрана два раза в день, утром и вечером. 07.05.2017. Утром состояние больной ухудшилось. В области воспаления наблюдалась припухлость и местное повышение температуры. Мы стояли на ГКХ, примерно, в двух километрах от того места, где дорога обходчиков газопровода начинает спуск в сторону Марьино. При угрозе развития гнойного процесса было бы непростительной ошибкой выходить на автономный траверс ГКХ вместо того, чтобы начать спуск к людям. Главную опасность на спуске в Марьино составляли броды через р. Псезуапсе при подходе к поселку. В мае 2014 года [1] группа туристов МАИ была вынуждена совершить около десяти весьма напряженных бродов. В тот год в лесах около перевала Грачевский уже стаял снег, поэтому броды были проходимы. Иная ситуация сложилась в мае 2017 года. В лесу около перевала Грачевский лежал снег глубиною до метра, к тому же погода уже несколько дней стояла теплая и солнечная. Поэтому в р. Пзезуапсе ожидалось много воды. Тем не менее, имелась надежда обойти эти броды по левому берегу реки по лесным дорогам и тропам. Однако ясности в таком обходе не было, такой путь нам предстояло еще разведать и проложить. Смелости прибавляло то, что по дороге между перевалом Грачевский и поселком Марьино периодически курсирует дозорная машина (Камаз) с обходчиками газопровода, которые, при необходимости, могли бы оказать нам помощь и вывезти на машине через броды в Марьино. В итоге было решено воспользоваться прописанным в маршрутной книжке запасным вариантом N 6 и завершить поход спуском в Марьино. После завтрака мы за один переход вернулись к дороге в Марьино. За следующие два перехода мы спустились по серпантину с пер. Грачевский и достигли первого правого притока, настолько крупного, что для его преодоления пришлось снимать ботинки, до этого мы пересекали на спуске лишь мелкие ручейки. В мае 2014 года [1] на левом берегу этого притока в 100 метрах от дороги в точке N 43° 59.342' E 39° 38.128' H 790 м мы останавливались на ночлег. Сразу после брода мы плотно перекусили и отправились дальше. Через несколько минут нам снова пришлось разуться, так как дорога перешла вброд на левый берег основной реки. Здесь мы встретились с авто-мото туристами, которые устроились на перекус в "пикниковом месте" - в лесу около реки стояли деревянные лавки и столики. Чуть ниже пикникового места дорога уходила вброд уже через левый приток, который нам удалось преодолеть по бревну. Затем начался "грязный спуск". Почва в этом месте глинистая, машины разбивают огромные наполненные грязью колеи. Дорога здесь ветвится на несколько рукавов, столь же грязных. Местами, единственным спасением было движение по лесу сбоку от дороги, но не везде это возможно. Все эти броды и поиски пути через грязь заметно замедляли движение, к тому же, и пострадавшая шла далеко не быстро. В результате, на преодоление "грязного спуска" ушло два перехода. Наконец, дорога вышла на траверс левого берега реки и стала относительно сухой. Еще через переход мы достигли точки N 43° 59.256' E 39° 35.322' H 494 м, где от дороги имеется спуск к реке к следующему "пикниковому месту". Здесь за столиком в окружении рукотворных пеньков мы повторно перекусили. К этому моменту было принято решение идти без обеда до вечера. Иначе мы не успевали засветло достигнуть ближайшего места ночевки - галечного дна долины левого притока р. Псезуапсе, так называемой, балки Широкой куда дорога спускается после продолжительного высокого траверса над рекой. Скорость группы ограничивалась неторопливым темпом пострадавшей, поэтому мы шли неспеша и от места перекуса до лагеря в точке N 43° 57.354' E 39° 33.612' H 310 м дошли за три перехода. Всего в этот день мы провели под рюкзаками 9 переходов.
Ф.76. Лагерь в балке Широкой.
Ф.77. Мишкины следы рядом с лагерем, за поваленным деревом.
Ф.78. Наша рукотворная площадка среди камней для установки палатки. 08.05.2017. Долина балки Широкой завалена снесенными водою деревьями. Дорога петляет между ними и обрывистыми берегами, периодически пересекая этот приток вброд. Еще в лагере было принято решение пожертвовать одну из пар обуви (основную или сменную), чтобы бродить в ней и не переобуваться. Через 700-800 метров мы достигли слияния притока с основной рекой. Здесь дорога раздваивалась. Правая (нижняя дорога) уходила к серии непростых бродов через р. Псезуапсе, а левая (верхняя дорога) серпантином поднималась по левому берегу, чтобы следовать по нему высоко над рекой. Этот серпантин имеет одну петлю, заходящую в долину балки Широкой. В самой дальней точке этой петли мы обнаружили дом и пасеку. В мае 2014 г. [1] охранники (обходчики) газопровода запретили нам следовать по верхней дороге и отправили нас на нижнюю бродить непростые броды.
Ф.79. Май 2014. Брод через р. Псезуапсе выше устья р. Ходжико. В мае 2017 г. мы постарались избежать этой участи. Поэтому, когда услышали шум приближающейся со стороны Марьина машины, то спрятались на крутом склоне ниже дороги. Пусть, лучше, они нас заметят на обратном пути, если потребуется нас спасти из плена непреодолимых бродов. В конце второго перехода по верхней дороге мы спустились в долину р. Псезуапсе к месту впадения в неё самого крупного левого притока - р. Ходжико. В этом месте верхняя дорога сливается с нижней и уходит вброд на правый берег реки. Руководитель группы пересек реку в том месте, где шла дорога. Брод оказадся слишком опасным для новичков. Наконец, нашли место ниже и переправлись, опираясь на палки, которые мы предусмотрительно захватили с собой с места ночевки.
Ф.80. Космический фотоснимок (январь 2017) с разметкой дорог и бродов в устье р. Ходжико. Через 150-200 метров мы обнаружили, что река упирается в скальный прижим правого берега, а дорога уходит вброд уже через "удвоенную" после слияния с Ходжико реку. Этот брод оказался настолько глубоким, что даже руководитель не решился пересечь реку. Тогда было принято решение вернуться и вновь перебродть р. Псезуапсе в том месте, где это у нас получилось. Далее планировалось перебродить р. Ходжико, а потом идти оставшиеся 4 км до Марьино по лесам левого берега, даже, если на это потребуется целый день! - бродить Псезуапсе было смертельно опасно. Так мы и сделали. Перебродив через рукав р. Ходжико и немного поднявшись вдоль этой реки, мы достигли её разлива. Брод в этом месте через основной поток р. Ходжико оказался проще наших бродов через основную реку.
Ф.81. Май 2017. Брод через р. Ходжико. На протвоположном берегу Ходжико мы увидели, как из галечной поймы на берег поднимается ранее не замеченная нами грунтовая дорога. Оказалось, что эта дорога углубляется в долину реки Ходжико и очень скоро уходит вброд на её правый берег. Однако перед бродом от неё отходит маленькое ответвление в виде старой заброшенной дороги, которая высоко поднимается на левый берег р. Псезуапсе. Это было открытие! Мы были спасены! Спасены в том смысле, что могли продолжить маршрут без помощи охранников газопровода, выехавших в дозор к перевалу Грачевский. Точка ответвления упомянутой старой дороги - N 43° 56.146' E 39° 31.348' H 215 м. Заброшенная дорога была непроходимой для машин. В одном месте её размыло, в другом она была завалена упавшим деревом. Мы перекусили и поднялись по ней высоко над рекой. Через несколько сот метров она привела нас к контрольной станции на газопроводе. К этой станции со стороны Марьино подходит уже действующая дорога. Очень скоро она спустилась к хозяйству "30-й километр", перед входом в которое мы перешли ручей Бабучек по железному пешеходному мостику. Мы поговорили с рабочими, и они указали нам на верхнюю дорогу. Чтобы на неё выйти, следует после железного мостика повернуть налево и вверх. Затем дорога поворачивает направо и поднимается в лес. Так мы вышли на дорогу, которая уже обозначена на советской карте и которая ведет в Марьино по левому берегу р. Псезуапсе в 150 метрах над её поймой. Наши приключения закончились.
Ф.82. Вид с дороги на р. Псезуапсе на участке между Марьино и 30-м километром. Путь от места перекуса в начале заброшенной дороги до автобусной остановки в Марьино мы прошли за 2 перехода.
Ф.83. На автобусной остановке в Марьино: Максим Данилов, Никита Третьяков, Алина Карпова, Григорий Демин, Владислав Романов, Алексей Перевощиков, Константин Еналеев, Александр Зажигин. 3.4. Отъезд с маршрута, отдых в Гаграх и возвращение в Москву. В 13 часов 25 мин. по московскому времени мы загрузились в автобус, следующий до Лазаревского. Стоимость билета 70 руб. + 5 руб. за багаж. В 14 часов 58 мин. по московскому времени мы сели в электричку до Адлера. Стоимость билета 280 руб. В электричке ехали чуть более 2-х часов. В Адлере на частном микроавтобусе за 900 руб. (со всех в сумме) доехали до Псоу, пересекли границу РФ и Абхазии и на другом частном микроавтобусе за 1000 руб. (со всех в сумме) к 19 часам по московскому времени прибыли в Гагры. В Гаграх устроились в частном секторе в трехместных комнатах. Стоимость ночевки для одного человека за одну ночь - 400 руб. Здесь мы отдыхали, купались на море, ездили на экскурсии на озеро Рица и в Новый Афон.
Ф.84. Лебедята в ново-афонском парке. Утром 13.05.2017 мы вернулись в Адлер и в 11 часов 02 мин. стартовали на поезде в Москву.

.

К оглавлению

Назад

Вперед