Опасности в походе выходного дня

Никита Степанов, 25.10.2011

В ноябре 1979 года мы решили сделать поход выходного дня с элементами шестёрки: в праздники пройти перевал Цей – Караугом (3Б, 4254 м.).

Ф.1. Группа поддержки.

Для морально-психологической поддержки с нами вместе на маршрут вышла группа из семи «маёвских» горных туристок. Они решили сделать серьёзную межсезонную единичку с перевалом 2А, а мы не хотели напрягаться и решили ограничиться одним перевалом.

К сожалению, наши пути разошлись после первой же ночёвки: им по Бартую, а нам, как нормальным мужикам, налево. Пройдя вверх по ущелью, наконец-то увидели Караугомский ледопад. Ай да красавец, ничего не скажешь! Нас восемь, то есть четыре связки, но основные действующие лица этого очерка только трое: Коля, Лёша и Миша.

Ф.2. Караугомский ледопад.

Для меня ледопад – это почти как шахматы, ну, в крайнем случае, преферанс. Везде приходится думать на несколько ходов вперёд. Но и остальные представляли, что такое 64-клеточная доска, а уж, тем более, что такое мизер. Поэтому все четыре связки как «свободные охотники» разбрелись по ледопаду, и каждая пыталась первой провести своего ферзевого гамбита. Но в ледопаде как на московских улицах: сколько не погоняй, а на третьем светофоре всё равно будешь стоять «бок о бок» с тем, кто не торопился. Так и случилось: к началу сумерек все оказались вдруг в одном месте и поставили лагерь в середине ледопада. Вечер прошёл на ура – по многолетней традиции в обеих палатках расписывали пули. Поэтому дежурство не обременяло - готовили те, кто на прикупе. А смена происходила каждые три-четыре минуты и только ловленные мизера нарушали порядок. На следующее утро мы отказались от тактики «свободной охоты». Снегу в верхней части ледопада было гораздо больше и приходилось помногу тропить и искать проходы между сераками и трещинами.

Ф.3. В ледопаде.

Ф.4 Слева направо:Дима Захаров, Марик Рифкин, Никита Степанов.

Пропетляв так весь день по ледопаду, мы только к вечеру выбрались на верхнее плато. Погода испортилась: пошёл снег и задул ветер. Мы сразу поставили палатки и снежную стенку. Ночью погода ухудшилась. Пришлось несколько раз вылезать и откапывать палатки.

Ф.5 Саша Перфильев

Ф.6. На биваке.

Нам с Колей это порядком надоело, и мы решили вырыть пещеру: лучше один раз покопаться, чем постоянно откапываться. Не имея навыков рытья пещер, а лишь примерное представление и энтузиазм, мы с рвением приступили к делу. Результатом многочасовых усилий стала некая плоская «нора», в которой нельзя было встать в полный рост, и полати на двух человек, куда забираться можно было только ползком. Свод был плоский, но это нас не смущало. Мы были довольны этим леденящим плодом своего труда и с радостью отправились в палатку дописывать пулю. Ближе к ночи заползли на полати и мирно уснули на спине, потому что на боку лежать не давал свод пещеры.

Небольшое отступление. В 1975 году я пошёл в свою первую четвёрку по Центральному Тянь-Шаню. Руководителя звали Наталья. Волею судьбы всей группе пришлось заночевать на небольшой скальной полке при спуске с перевала Айлама. Набили скальных крючьев, прицепились к ним самостраховками, надели каски и кое-как заползли в спальники. А поскольку я лежал на краю, Наталья мой репшнур пристегнула к себе. Послушав на сон грядущий про «чёрного» альпиниста, мы быстро выключились. Всю ночь меня мучили кошмары: то меня душил чёрный альпинист, то я оказывался в объятиях бурого мишки. Разгадка пришла утром. Наталье снилось, что я падаю с полки, и она изо всей силы намотала на руку мой реп и временами за него дёргала, чтобы удостовериться, что я на месте.

Вернёмся в 1979 год. Ночь была ужасной. Сверху постоянно капала вода и не давала заснуть, а к утру опять начались кошмары. И на этот раз, не какие-нибудь медведи, с которыми к тому времени я уже пару раз встречался нос к носу в горах, и не «чёрные» альпинисты. Всё было гораздо хуже: мне снилась Наталья, которая уже намотала репшнур на руку, а теперь ещё вцепилась железной хваткой в мою грудную обвязку. В холодном поту я проснулся, но сразу засомневался, что это не сон. Голова вроде бы соображает, а ни рукой, ни ногой шевельнуть не могу. Пару минут прошли в раздумьях, но услышав сбоку голос Коли, понял, что всё-таки не сплю. Обсудив ощущения, мы поняли, что осевший свод придавил нас к полатям. Перспектива быть погребёнными заживо в этой снежной могиле нас не вдохновляла. Сильно вздохнув, а затем так же сильно выдохнув, мы, как два червячка, начали выползать из своих спальников. Это ещё - то удовольствие: выползать спиной вниз, когда до пола метр. В итоге мы сделали почти фляк - я даже в художественную гимнастику хотел потом податься. Но эта ночь запомнилась навсегда и надолго отбила у меня желание спать в пещерах.

Утром погода нас обрадовала: искрится снег, ослепительно сияет солнце и ни ветерка. Пока собирали рюкзаки, Лёша пытался тропить вверх налегке. Его попытку мы оценили как тщетную: снег местами доходил до пояса. Единственный вариант – ждать завтрашнего дня, надеясь, что за день солнце подогреет снег, а завтра он смёрзнется. А если смёрзнется только сверху, то будет наст и это похуже свежевыпавшего снега. Да и сам перевал лавиноопасный. Был и третий стимул не идти: это группа поддержки, которая возможно уже была на «Райской» поляне. Положив эти три «против» на одну чашу весов, а на другую одно «за» - мужские амбиции: пройти хорошую 3Б в ноябре, мы решили спускаться. Но и это оказалось непросто. Спускаться было не намного легче – только вектор силы гравитации нам помогал.

Ф.7. Спуск по плато к Караугомскому ледопаду.

Ф.8 Никита Степанов

Связавшись попарно, дошли по плато до ледопада. Первый же улёт в трещину заставил изменить тактику. Связались в две тройки и двойку и первым запускали «живца» из тройки. Когда он падал в трещину, вторая тройка с «живцом» уходила вперёд, а остальные вытаскивали слегка деморализованного участника, меняли его на свежего «живца», и догоняли впереди идущих. Это позволило значительно ускорить темп и уже к обеду мы дошли до середины ледопада, где снега было значительно меньше, а местами даже открытый лёд – видно встречный ветер потрудился.

Ф.9. В верхней части ледопада.

Перевязались в двойки, и тут я совершил непростительную ошибку, пустив вперёд связку: Лёша – ведущий (120 кг.), а Миша – ведомый (85 кг.). Я совершенно забыл про маниакальное тяготение Лёши к трещинам. Результат не заставил себя ждать. Минут через пятнадцать все увидели картину Репина «Приплыли»: Лёша вдруг исчез, а Миша на каблуках вибрамов несся вперёд со страшной скоростью, держа обеими руками верёвку и слегка откинувшись телом назад. Создалось впечатление, что он на водных лыжах едет за катером, только вместо водяных струй из-под его ног вырывались снежно-ледовые буруны. Как потом выяснилось, в эти мгновения у них были прямо противоположные мысли: Миша надеялся, что глубина трещины будет меньше длины верёвки, а Лёша хотел бы наоборот. Если бы они были телепатами и успели бы в эти мгновения заключить пари, то с явным преимуществом выиграл бы Миша. Когда он остановился, мы на мгновение остолбенели.

Ф.10 Дима Захаров

Ф.11 Андрей Иткин

Потом все хором бросились спасать Лёху. Даже не утруждая себя полиспастом, семь здоровых мужиков, по команде: «эй, ухнем», только успевали перебирать верёвку. Когда он вылетел из трещины, как пробка из шампанского, то прикинули по верёвке – метров восемь. На вопрос: «когда нырял, дна достал?», он только утвердительно махнул головой, жадно затягиваясь беломориной, потому что уже год как не курил. Потом он покрутил шеей и профессионально ощупал себя на предмет переломов позвоночника и конечностей и обнаружил, что не хватает наручных часов. Этот удар был сильнее, чем падение: часы ему подарила жена незадолго до похода. Выкурив ещё одну, он поднял руку над головой, резко махнул ею вниз и произнёс эпохальную фразу, которую много позже повторил Александр Збруев в фильме «Всё будет хорошо»: «ну и х-р с ними!». И часы, как по волшебству, образовались на запястье. Оказалось, что при ударе Лёхи о дно трещины металлический браслет расстегнулся, и они улетели подмышку. Дальше мы без приключений, если не считать ловлю руками радужной форели в обмелевших истоках Караугома, добежали до «Райской» поляны. Группу поддержки мы там не застали, но всё равно было чертовски приятно, что хоть и не со щитом, но и не на щите!

ССЫЛКИ:

1. Н. Степанов. Отчет о горном походе 1 с эл. 5 к.с. на Центральном Кавказе в ноябре 1979 г.