ПАМИРО - АЛАЙ КАК АЛЬТЕРНАТИВА КАВКАЗУ В МЕЖСЕЗОНЬЕ

Никита Степанов, 09.01.2012

Когда был введен режим КТО на Кавказе и у многих групп сорвались намеченные планы, я задумался: почему люди не ищут запасных вариантов. В 1976 году Кавказ полностью закрыли в связи с лавиноопасностью и мы пошли на Памиро-Алай. Открыв на днях картотеку отчетов городского турклуба (времени, слава богу, в праздники полно), я с удивлением обнаружил, что есть всего 2 отчета москвичей по Памиро-Алаю в апреле-мае 1976 года (и они были единственными межсезонными по всем горным районам в том году) и 56 отчетов по Кавказу, начиная с 1970 года. У меня сложилось впечатление, что только наши две группы в тот форс-мажорный год и вышли официально на маршрут, а больше о Памиро-Алае никто никогда не думал и всех привлекал только Кавказ. Мне в тот год позарез нужно было отруководить двойкой, потому что на лето планировалась хорошая тройка на Северном Тянь-Шане. А тут такой облом! Вот тогда и родился новый план: Азия! За три дня проработали два маршрута: один по Киргизскому Алатоо, а второй в Матче. Сроки давили: все-таки студенты, поэтому остановились на Матче - вроде бы побыстрее получалось. В среду защищаю маршрут, а в пятницу вылетаем. 21 апреля. Все собираемся в Аэровокзале. Валит снег. Нас провожают со скепсисом - никто еще не ходил в апреле по Памиру. Утром прилетаем в Ташкент. Контраст был разительный: в Москве - 2, а здесь + 35 в тени!

Два часа прогулки по городу привели нас к легким тепловым ударам, после чего наступила процедура отмачивания в ванне. Каждого вновь отмоченного сажали за стол и давали рюмку водки с корейской капусткой. Черт с ней с водкой, но эта «капустка» была явно из разряда отравляющих веществ, хотя мозги прощищала конкретно. После этого я предстал перед ясными очами начальника КСС Жени Рассказова. Сколько же я узнал там нового: во-первых, я не сообщил начальнику КСС о своем выходе на маршрут телеграммой ( хотя мы с ним были «Vis-A-Vis», только без танцев); во-вторых, что на высоте выше 3000 возможен сход лавин (без него я бы никогда об этом не догадался), ну и т.д. и т.п. Тем не менее долгожданную подпись он все-таки поставил. Шесть часов в грязном и вонючем общем вагоне, где только мечта о чистом снеге мирила нас с ароматом месячных носков азиатов, и вот мы в Канибадаме. Затем автобус до Исфары, где мы в местной чайхане слегка сняли с себя негатив ночного переезда.

Еще один автобус до Воруха и в 9 утра мы уже топали по зеленой травке меж цветущих урюковых деревьев.

Травка приятная, но ожившие после зимы змеи в ней уже ползали. А вот и гюрза на нашем пути.

По травке пришлось недолго походить, а дальше начался нормальный горный маршрут.

Прекрасно смотрелся с первого перевала пик Боец (5389 м.), а он ненамного ниже Эльбруса.

Правда, спуск с перевала не для всех закончился удачно. Оказывается мокрый весенний снег обладает хорошим анестезирующим действием . Когда по нему едешь на заднице, то прилегающие к ней слои тела перестают что-либо ощущать, даже небольшие камни, попадающиеся на пути. Результат от проезда по камням сам едущий не почувствовал, а определить его смог только проезжающий следом по характерному красному цвету снега.

Но зато у мужиков появилась хорошая возможность повысить свои навыки в медицине, так как прекрасный пол к сей операции не допустили.

Погода в тот сезон нас не баловала солнечными днями и тогда всем, кто снаружи палатки, приходилось ходить в позе мокрого орангутанга.

А на перевалы ходили как ежики в тумане.

Так и закончился тот маршрут в дождях и снегопадах.

Но в 78 году, когда мы вновь рванули туда же, все было гораздо лучше. Постоянно светило солнце, снегу было мало, да и он за ночь смерзался так, что утром приходилось идти в кошках по твердому фирну.

Перевалы были поинтереснее, например как этот: 50 лет ВЛКСМ (2А, 4250), да и высоты побольше, чем на Кавказе.

И по теплым скалам приятно была лазать – пальцы не мерзли.

И на вершины походить.

И красивыми («красными») ледниками полюбоваться.

И в речке после маршрута искупаться.

Размышляя потом об этих двух походах, мы поняли, что они лучше Кавказских. Если лететь туда и обратно самолетом, то по времени так же, но по деньгам раза в полтора - два дороже. А если поездом, то деньги примерно одни и те же, но на четверо суток подольше. Но когда очень не хочется пропустить сезон, поднимешь руку вверх, махнешь ей резко вниз и скажешь...! А горы там повыше, погода получше, никаких тебе на маршруте КССников, да и народ гораздо дружелюбнее был, чем на Кавказе. Конечно сейчас не те времена. Люди и нравы изменились. И, все-таки, мне кажется можно рассматривать в качестве альтернативы Кавказу такие легкодоступные районы Азии, как Памиро-Алай или Западный Тянь-Шань.

ССЫЛКИ:

1. Н. Степанов. Отчет о горном походе 2 к.с. (Матча) в мае 1976 г.