На главную страницу сайта

.

Полярный Урал 2002

Антон Карманцев



Тогда нас на маршрут МГЦТК не пустила.
И правильно сделала. Но мы все равно пошли.
Молодые, глупые были. Хотя сейчас, наверное, мало что изменилось.

Д. Чижик


Давно это было.... и писалось тогда же - 6 лет назад!
В общем и целом рассказ о том, как мы сами себе организовали
порядочную задницу и, как потом, скрепя зубами, из нее выбирались.
Читать сейчас немного смешно и немного страшно.

День первый.

Наверное, так оно на самом деле и есть, третье число. Пора бы уже уточнить, почему я нахожусь в этом поезде сам по себе, и еду в поход в совершенном одиночестве.

Подготовка к походу, как известно дело не простое. Требует времени и сил, как физических, так и моральных. Некоторые вещи приходится шить, что-то необходимо покупать, а тут еще вспоминаешь о том, что крепления хотел переделать, что куртку надо бы утеплить и лопату легкую дюралевую у кого-то стрельнуть. Готовишься тщательно, но частенько зацикливаешься на мелочах. То, например, к рукавицам петельки пришить вздумается, то шнурки в ботинки взбредет именно кивларовые поставить, то целый вечер раздумываешь над тем, какого же цвета чуни шить и сколько пар носков с собой брать.

Процесс совершенствования, как известно, бесконечен. Это обстоятельство и создает жуткий дефицит времени в последние дни перед отъездом, и особенно в последние сутки. Теперь сборы не опережали обычный график подготовки, даже скорее наоборот, заметно отставали. За полчаса до выхода из квартиры фарш еще сушился в духовке, а рюкзак пугал своей пустотой и никчемностью.

Слава богу, Санька с Ленкой пообещались до поезда на машине подкинуть. Первый раз как белый человек поеду. Не надо с рюкзаком и сопутствующими ему тюками по пригородным электричкам и метро скитаться!

Выехали почти так, как и планировали но… Этого оказалось не достаточно, чтобы успеть на поезд. Ох... какая пробка, начинавшаяся еще не доезжая Кучино, была действительно таковой!!! Даже подвиги Шурика, бесстрашно рассекавшего по встречке за 300 метров до поста ГАИ, не помогли. Я продинамил поезд. Я орал ему: «Шурик, если мы сейчас в кого-нибудь в...... влетим, то я, скорее всего, опоздаю и на завтрашний поезд тоже!»

По телефону была возможность созвониться через провожающих с группой. Договорились предварительно, что поеду на вечернем Воркутинском поезде. Он вроде бы догоняет наш поезд в Сейде на вторые сутки пути. Мы пожелали друг другу счастливой дороги. Однако по приезду на Ярославский вокзал стало ясно, что вариант с пересадкой на станции Сейды кроется медным тазом по полной программе. Оставалось одно - сдавать билет, и покупать новый на завтра (второе ноября) что, собственно, и было сделано. Затем я и приехавшие проводить меня Илюха и Вадим попрощались с Чекановыми (правильнее сказать Шурик и Ленка попрощались с нами по причине своей женатости и некоторых других сопутствующих этому обстоятельств и, надеюсь, временной непьющности) и отправились и Илюхе на Ленинский проспект уничтожать купленный по дороге ящик пива.

На следующий день, второго числа, в 13.26 я был в том же по счету 12-м вагоне, набирающем ход на северо-восток. С попутчицей мне повезло даже очень. Симпатичная девушка по имени Яна, живущая в Лабытнанги, возвращалась домой от родственников с Украины. Она радовала глаз, но, увы и ах, и плюс еще пару крепких словец, она была замужем. За окном уже давно стемнело. Я что-то чиркая в своем потрепанном блокноте иногда нет-нет да и посматривал в ее красивые большие глаза. А она сидела напротив и читала COSMO.

День второй.

Сегодня за окном наконец-то появился устойчивый снежный покров, по настоящему похожий на постоянный зимний наряд. Я первый раз увидел тундру. Бескрайние белые просторы. Лишь иногда видны островки кустарников, виновато выглядывающих из-под снега, да изредка попадаются маленькие скрюченные деревца. И больше ничего не нарушает волшебного белого царства. Своя, необычайная и таинственная красота. Почему-то все время не покидало чувство, что все это родное, и что я не в первый раз здесь.

На станции Сейды наши Лабытнангские вагоны отцепили. Основной состав, отправился в Воркуту, а мы около часа ели пирожки с брусникой местного "посола" и ждали обратного поезда Варкута-Сейды-Лабытнанги, который вскоре подобрал нас и покатился дальше. Точнее будет сказать пополз. Медленно, медленно. Причиной тому служило огромное количество извилин, которые делало железнодорожное полотно на этом последнем участке пути.

В вагоне тихо так. По Москве сейчас только 35 минут второго. Янка вздыхает. До Харпа еще 6 часов езды. А за окном снег, снег… и тундра. Вечереет. На душе спокойно так, и тоже тихо. Крепкий чай согревает. Вдалеке видны горы Урала. Около 50 км до них, наверное.

Вечер.

Попутчицы наши по пролету напротив собрали сумки, лопочут весело так. Янка тоже переоделась. Скоро будут дома. А я хрен его знает. Если ждут, значит будет все ОК. А если нет, тогда придется, наверное, уматывать домой завтра. Денег нет, поэтому по окрестностям не побродить, наверное. Сейчас ст. Харп, ну а там пару часов и все будет ясно. Пока до последнего настроен на поход.

Янка убежала к своим, забыв даже попрощаться. Минут через 5 пришел какой то крендель, нагловато и хамовато спросил, где 37-е место и забрал ее сумки. Good by baby как говорится. И поезд мой… ушел… (на этот раз, слава богу, со мной).

До Лабытнанги около 2-х часов еще ехать. Это время я решил посвятить некоторым полезным теперь занятиям. Необходимо было сделать термосы и кое-чего дошить. Разговорился с обитательницами соседнего пролета. Оказалось, что живут они в Салехарде, и ехали домой из Кирова (месяц сессии в заочном институте).

Тем временем, наш полупустой вагон был все ближе и ближе к конечной точке своего маршрута. Вот и огни Лабытнанги. Станция. А вот и одновременно довольные и злобные рожи Чижика и Ко показалась в окошке. Все-таки, дождались! Да, собственно, по другому и не могло было быть!

Немного об участниках. Состав нашей группы - пять человек: Чижик - мой давний знакомый, руководитель и по совместительству медик, Новый - никогда не унывающий, отличный завпит, Жора - раздолбай и по совместительству мусорщик (очень хороший человек), Пашка - просто Пашка, ну и я - скромный ремонтник, опоздавший всего лишь на 40 минут на поезд. Переночевали на "вокзале".

День третий.

Поход начался, понеслась. Встали в 5 утра. Раздобыть кипяток на завтрак оказалось возможным лишь в круглосуточном магазине (и такие есть на далеком севере). Наше удивление вызвало совсем даже не то, что нам любезно согласились вскипятить там 4 чайника воды, а то, что в ночном магазине кроме продавщицы не было никакой охраны, а товара разного очень много, и лежал он на витринах так, что бери - ни хочу. С тоской вспомнились наши московские круглосуточные магазины - обезьянники. И понял я, наконец, что далековато занесло меня от дома родного. На четвертом литре у продавщицы сгорел чайник, но это уже не могло испортить нам настроения. Горячий завтрак и, хелекоптер нихт, как говорится.

А еще говорят: доверять - доверяй, а проверять - проверяй!!! С направлением выхода из города Чижик ошибся глобально, градусов так на 90 промахнулся! Это и не удивительно, потому как в мое отсутствие он (это подтвержденный факт) мучил местных ментов философским вопросом для здешних широт: «Где же здесь север?» Забегая вперед скажу, что это был его, пожалуй, единственный промах за весь поход! Веселая беззаботная жизнь закончилась, началась работа. Из-за сделанного крюка потеряли часа 4. Наконец вышли на нужную нам тракторную дорогу. Для того чтобы внести ясность, попытаюсь дать определение словосочетанию: тракторные дороги на полярном Урале. Они представляют из себя путь, на котором нет особенных препятствий для прохождения по нему. То есть дороги, пересекающие тундровые просторы, дорогами, в полном смысле этого слова, называть конечно нельзя. Местами дорога сливается с окружающими кочками и кусточками, и лишь иногда ее можно заметить как просеку среди особенно густых зарослей ивняка и березы.



Иногда она превращается в кривую и ужасно неудобную для хождения колею. Прошли по дороге около 5 км. Дальше в тундру. Часа в 4 пересекли одноколейку и автомобильную дорогу - последние признаки цивилизации. В полутора километрах остановились на ночевку.

Темнеет здесь рано и быстро. Световой день короткий - с 11 часов. В половине шестого - полноценная ночь. Первый и последний раз за поход топили печку в палатке. Недостатки конструкций наших походных женщин (печки и палатки) сразу проявили себя. Печку мы собирались модернизировать еще с прошлогоднего похода на южный Урал, но нехватка времени да и, чего уж скрывать, просто раздолбайство, не дали осуществить задуманное. Плохая тяга при розжиге, и, как следствие, сильное задымление внутри палатки - вот главный недостаток конструкции. Итак, наша палатка перестала быть отапливаемой уже в первую ночь похода. Однако в перемещении печки на улицу был один очевидный плюс - отсутствие конденсата в палатке, а значит по утру сухой спальник и сухие шмотки. Это было единственным оправданием нашим действиям. В общем, далее готовили только на улице.

День четвертый.

Встали в 6 утра. Приготовили завтрак, поели, собрались. На все ушло 3,5 часа. Для
первого раза не так уж и плохо. Пересекли русло р. Малый Ханмей в надежде выйти на дорогу, проходящую по ее правому берегу.



Однако намеченного осуществить не удалось. Кругом ни малейшего намека на дорогу. Высокий кустарник и много снега. Здесь, кстати говоря, первый раз убедились в том, что у компасов иногда тоже бывает плохое настроение. Через каждые 50 метров направление "на север" круто менялось. Самое реальное объяснение, которое мы нашли этому явлению - залежи магнитной руды где-то по близости.

Прошли около 12 км вверх по течению и остановились на ночевку в месте впадения р. Ханмейшор в р. Малый Ханмей. Уже перед самой ночевкой видели свежий след полозьев оленьей упряжки. Поставились на этот раз быстро. Приготовили гречку. Разлили "боевые" и залезли в палатку.

Быт налаживался не по дням а по часам! Это обстоятельство нас с Чижиком сильно порадовало и мы дали слабинку: еще по 50 - предложил Чижик. Я с радостью согласился. Больше никто не захотел составить нам компанию. Группа пошла на боковую и поэтому наш стратегический запас не сильно пострадал. А как же здорово вот так, по сто грамм. Этого не хватает чтобы захмелеть, просто тепло и хорошо. И вот так выпимши по 100 гр. мы еще около часа сидели и говорили. О чем? - спросите вы. Я бы соврал, если бы сказал, что только о горах, о тундре, о чистом и о светлом. О чем же еще можно говорить сидя вечером в палатке посреди тундровых просторов? Конечно же обо всяких гадостях типа… Ну в общем представляете наверно. Представителей прекрасного пола в команде катастрофически не было, поэтому и в выражениях можно было не стесняться. К примеру сегодня вечером Жора на спор собирался сесть голой жопой в сугроб. Слава богу обошлось. Теперь спит человек и видит уже десятый сон, наверное.

День пятый.

.

Весь день шли в верх по течению сначала р. Мал. Ханмей, затем р. Евъеган. Пытались нагнать запланированный график движения. Не дошли около 5 - 6 км до места предполагаемой ночевки. Отставание удалось сократить. Ранее отставали почти на день. Около 20 км. Прошли.

7 ноября, как известно, красный день календаря! У нас тоже, благодаря нашим друзьям, был свой маленький праздник. В этот вечер мы открывали заначки! Известное дело, в походе всегда хочется есть. А тут два свертка и четкие указания: вскрыть 7-го вечером! Первый сверток явил собой бутылку коньяка (естественно пластиковую, для облегчения веса), а второй оказался обалденной копченой скумбрией! Вспомнилось о том, что наши сейчас пьют пиво в электро по пути на Звездочку. Слова, типа, с….. (сволочи) и п….. (подонки) немного облегчили нам жизнь.



Еще одно важное обстоятельство: мы наконец-то приспособились пидорить нашу печку сдешним хворостом. Уже не составляло никаких проблем взорвать кан с водой за относительно короткий промежуток времени.

.



День шестой.

Наконец то мы вышли к горам. Это мы в полной мере ощутили сегодня утром. Темное, в звездочку, чистое морозное небо; отличная видимость. Впереди - горы! Справа - горы! Слева - горы! Красиво, как в сказке!!! На востоке только-только начала заниматься заря. За завтраком Жора заявил, что ему "сегодня снились различные конфигурации женщин".

Прекрасная погода, Жорины монологи и красивости, которые нам показывали вокруг, все это создавало отличное настроение и поддерживало боевой дух нашей команды весь день на максимально возможной отметке.



Весь день поднимались вверх по руслу р. Евъеган. К вечеру погода испортилась. Подул ветер, начало хорошенько заметать. В 10 вечера мы вышли на перевал, т. е. оказались у подножия Ханмейской стены. Место для ночевки здесь не самое удачное, но другого выхода не было. Поставили палатку (на этот раз растягивали ее на бурах, вкручивая их в мерзлую землю), построили стенку из наста, приготовили пожрать и уснули мертвым сном после тяжелого продуктивного трудового дня.

День седьмой.

Надеялись сегодня с утра пойти траверсом Ханмейскую стену, тем более, что по времени отстаем от графика, но пурга заставила нас целый день провести в спячке. Мело так, что наружу проблематично было высунуть даже нос! Почти не разговаривали между собой. Весь день спали как убитые. Проснулись на полчаса лишь для того, чтобы съесть по сникерсу. Вечером решили забубенить полноценный ужин. Однако жопа не прекращалась, поэтому для готовки пищи пришлось соорудить из фирновых кирпичей специальную кухонную пристройку. Ужин получился на славу. Боевые 100 и гречка с мясом ох.. подняли настроение.



Около 12 ночи сейчас. Все спят. Я решил прогуляться, посмотреть маршрут завтрашнего подъема. Сижу один в снегах. Палатка примерно за километр. В двух метрах передо мной обрыв. Офигенная звездная и лунная ночь с мягким ветерком и чуть-чуть снегом. Видимость отличная. Окружающие горы светятся в ночи голубым таинственным светом. Температура чуть ниже нуля (даже пишу без рукавиц). Никак не могу осознать в полной мере, что эти красивости мне не снятся!

День восьмой.

Зазвенела над ухом адская машинка, именуемая будильником. Минут 10 всеобщего утреннего отходняка и… - подъем. Чижик отправился пидорить печку. Мы же занялись разгребанием всеобщего бардака, образовавшегося в палатке за прошедшие сутки.



Сборы прошли по отработанной схеме. Подход под вершину занял около часа. Дальше - наверх, и естественно, без лыж. Склон крутизной около 45 градусов. Уже через полчаса после начала подъема погода испортилась. Пошел снег. Ветер все больше и больше усиливался. Подъем занял около полутора часов. Вот уже на верху видна, но очень плохо из-за сильного ветра и снега, металлическая пирамидка на вершине. Метров 100 до нее. Ветер буквально валит с ног. Видимость отвратительная. Около 30 минут идем в масках. Продвигаемся вперед очень медленно. На первой нашей вершине задержались ровно на столько, сколько понадобилось чтобы немного отдохнуть и поправить рюкзаки. Мерзкой погодкой однако встретил нас хребет Ханмей-Хой. Идешь и идешь. Шаг за шагом отдаются в голове: раз,…два,…раз,…два…. Иногда сквозь белую пелену видны обрывы западной стороны Ханмейской стены, потрясающие своей крутизной. На Урале таких гор я еще не видел.



Между второй и третьей вершинами гребень был достаточно узок. Слева (западная сторона) обрыв, справа (восточная сторона) склон градусов 55-60. Повезло, что на время прохождения перешейка ветер стих, позже возобновившись с удвоенной силой. В лицо впивались тысячи острых мелких ледяных иголочек, непонятно откуда бравшихся, то ли снизу со склонов, сдуваемые ветром, то ли с неба.

В начале шестого я поймал себя на мысли, что видимость стала нулевой. Идя первым, последние десять минут я ориентировался шестым чувством и как слепой при помощи двух лыжных палок ощупывал место для следующего шага. Так идти дальше было нельзя.

Мы и раньше понимали что все может закончится именно этим, но тогда еще оставалась надежда найти более удобное место для ночевки. Сейчас это было невозможно. Вставать необходимо было немедленно. На сколько могли срыли склон. Построить ветрозащитную стенку вокруг палатки было не из чего. Предстоящей ночью мы рисковали быть сдутыми с хребта. Не смотря на непогоду, ветер и усталость, печку решили топить на улице. Достаточно громоздкое сооружение из двух кусков полиэтилена закрывало печку от ветра и дало возможность приготовить еду и чай.

Горячий ужин и "боевые" немного взбодрили нас, и мы, не смотря на полную задницу там "за окном", попив кипяточку, повели горячую дискуссию, на которой обсуждались многие важнейшие проблемы современности. С тем и заснули (каждый с мыслью, что прав во всем был именно он).

Проснулся я от крепкого удара по голове. Еще некоторое время понадобилось моему "компьютеру" чтобы понять, что наконец произошло. Ураганным ветром ЦК (центральный кол палатки) был повержен на землю. И все это не смотря на наши старания как можно надежнее растянуть пик (палатку). Палатку трепало и рвало во все стороны. При этом раздавались оглушительные угрожающие хлопки. Ткань могла не выдержать. Ситуация становилась угрожающей. Оставалось только одно: прижать к себе, закутаться в палаточную ткань, чтобы попытаться сохранить ее от разрушения. Это оказалось совсем не просто, потому что ее буквально вырывало из рук. Палатку где-то все же прорвало, и через некоторое время наши вещи, мы, и насыпавшийся в палатку снег представляли собой один большой сугроб. Было мокро и очень холодно лежать вот так без движения, вцепившись руками в палатку изо всех сил. И еще было страшно представить то, что творилось в этот момент там, снаружи.

Чтобы как-то отвлечься, я принялся обдумывать вариант действий на случай конкретной и окончательной разгерметизации нашего жилища, очень все же надеясь, что этого не произойдет. Должна выдержать палатка! Завтра мы еще скажем - человек сильнее стихии! Новый внятно и четко высказал свое отношение к происходящему: "А по моему все просто замечательно. Если бы было еще немного теплее… По моему все просто прекрасно… Мне нравится… "

Палатку рвало и трепало. Влажные шмотки и спальник. Холод и бешеный ветер там, снаружи…

День девятый.

Чижик бойко завозился рядом, потом прокричал сначала: "Ух ты!", потом о том, что ЧЕЛОВЕК СИЛЬНЕЕ СТИХИИ, ну и под конец подал команду на подъем. Я теперь уже пришел в сознание. Прислушался, и до меня дошло, наконец, что ветер давно стих и можно уже выпускать из рук палаточную ткань.

Собирались быстро. Ужасной ночи как будто бы и не было. Правда, одно обстоятельство все же конкретно подпортило мне настроение.



Я допустил роковую ошибку - не стал одевать сразу теплые еще после спальника ботинки, понадеялся сделать это позже. Дабы ускорить наши сборы, я нацепил поверх спальных чунь бахилы и отправился пидорить печку. В результате после завтрака меня можно было видеть сидящим на пенке и беспомощно держащим в руках свои смерзшиеся задубевшие и оледеневшие башмаки. Они даже при ударе друг о друга издавали звонкий деревянный звук (как при ударе двух колотушек друг о друга!) Хотелось бросить их и расплакаться. Ругаясь на жестокую злую судьбу, занесшую меня, дурака, черт знает куда, я положил вибрамы себе на пупок. Другого выхода не было. 15 минут жестоких пыток, и я в них влез. Хороший урок надолго останется в памяти.



Вот она, 5-я вершина! Высота 1313 м. Мороз и ветер. Необычайно красиво вокруг. Полярный Урал расстелил перед нами ковры своих белых вершин. Очень красив был он в лучах близящегося к закату солнца. Кучка облаков, перебиравшаяся через скальный гребешок немного ниже и метрах в 500 от нас заиграла радугой на солнце. Удивительной и необыкновенной была эта радуга в облаках.



Однако щеки обжигало все сильнее и сильнее. Начали мерзнуть руки и ноги. 5 минут, не так уж и мало для "райского сада"! Необходимо было двигаться дальше. Предстояло пройти самый сложный по технике отрезок пути. Впереди за вершиной - находился острый гребень, с присыпанными снегом крутыми по обе стороны склонами. В темное время суток продолжать траверс было опасно, поэтому время поджимало и торопило нас. Пройдя около 150 м по гребню и обнаружив реальный маршрут спуска, решили сваливать с хребта в долину. Спуск занял много времени. На таких крутых склонах необходимо контролировать каждый шаг. А с тяжелым рюкзаком и пристегнутыми к нему громоздкими лыжами требуется особое внимание. Тем более, когда осыпной склон покрыт тонким слоем снега и визуально практически невозможно оценить то место, куда собираешься поставить ногу. В общем, при очевидной возможности "проехаться" на своей собственной заднице метров 500-600 по склону, приходится быть внимательнее.

Через 40 минут стемнело совсем. "Еще немного, еще чуть-чуть…" кружились в башке слова из песни. Прошло еще минут 40, и опасный склон, по мере спуска, начал плавно перетекать в большой сугроб. Движение вперед продолжили по пояс в снегу. Из огня да в полымя, что называется. На горы опустилась ночь, рюкзаки мертвым грузом болтались на спинах. Мы все шли, шли и шли…

Наверное чем то наша команда понравились седому Уралу, потому что когда мы уже практически свалились в долину, в небе заиграли первые отблески зарождающегося полярного сияния. Сначала это были небольшие облачка, светящееся фосфористым светом на фоне темного звездного неба. Много слышал, кое-что читал об этом, но даже не мог представить себе, что это настолько красиво. Через 10 минут все небо над горным цирком играло. Волшебные образы складывались причудливыми фигурами и тут же таяли, рассыпались, уступая место новым. Затем на их месте появлялись цветные гармошки. Из белого они зацветали сначала зеленым, потом красным. Уже около часа продолжалось это волшебное действо. Около часа мы лежали на рюкзаках и смотрели в небо. Все это было настолько увлекательно, что один из участников и не заметил, как поморозил себе пальцы. Слава богу не сильно. Всего около двух часов играло в небе сияние.

Палатку поставили основательно. Как следует растянули ее и соорудили стену вокруг. В образовавшейся после добычи фирновых кирпичей яме устроили отличную кухню с сидениями и барной стойкой. Поели, опрокинули по чарке и попили чаю. Теперь осталось только дойти до палатки, переодеться, залезть в спальник и закрыть глаза. Сил у всех оставалось ровно на это.

День деcятый.

Неожиданно хреновая погода (сильный ветер и снегопад) проявили себя опять. В Воркуту мы явно не попадали в данных обстоятельствах, хотя ключевой участок маршрута был нами пройден.



Приняли решение сваливать к тракту Харбей-Полярный. Хотелось оказаться в пос. Полярный не позднее полудня 14-го числа, чтобы успеть на поезд (приехать в Москву 16-го в воскресение). Весь день ушел на подход к истокам ручья Ледниковый. Издалека видели огромное стадо оленей на склоне. Зимой они добывают себе пищу под снегом, разбивая копытницей наст. Видимость из удовлетворительной перетекала в отвратительную и наоборот. Удивительное ощущение, когда днем видимость составляет всего несколько метров. Вокруг сплошное молоко. Снег под ногами и небо над головой совершенно одинакового цвета и в 5 - 6 шагах от тебя сливаются воедино. В такие моменты шли исключительно по компасу.

День одиннадцатый.

До поселка около 45 км. По руслу ручья Ледниковый вышли к реке Большой Ханмей, которую прошли за 4 перехода. Небольшая глубина и сильное течение делали лед в некоторых местах очень слабым.



Частенько мы проваливались в полыньи, после чего лыжи конечно намокали и сразу же давали сильнейший подлип. Намерзало столько льда и снега, что без чистки порой идти было невозможно. И снова приваливались, снова скидывали рюкзаки и счищали снег и примерзшую ледяную корку.

Около 19.00 вышли на тракторную дорогу, ведущую к тракту Харбей-Полярный. О качестве местных дорог я упоминал выше. Еле-еле угадывались очертания гор в темноте. Ветер то стихал, то, возобновляясь, швырял в лицо снежные искры и затруднял наше продвижение.



Мы были в пути уже девять с половиной часов, а пройти предстояло еще ой-ёй. Однако настрой у всех решительный - поселок Полярный. Тропежка, местами по колено, отнимала много сил, которых и так было не мало потрачено.

Около 12 ночи вышли к р. Бол. Пайпудына. При переходе через брод я провалился в протоку. Спасло то, что мгновенно среагировал и буквально выпрыгнул из протоки, повалившись на бок на противоположенной ее стороне, достав до твердого льда. Не промочил даже ноги!

Но радость моя была преждевременной. Правая лыжа оказалась сломанной. Не поднимаясь на ноги, я достал из воды волокуши, которые уже через 10 минут представляли из себя один большой кусок льда. Успокаивало то, что мы уже практически вышли на тракт, по которому рассчитывали без особых проблем топать пешком. Вот, наконец, и тракт!

Действительно, твердая почва под ногами! Новый снабдил каждого сникерсом, куском колбасы, сухарем, пятью кусками сахара и половиной ложки вкуснейшего меда с тертыми грецкими орехами. Перекус занял около 15 минут. Мороз и ветер не давали расслабляться. Радость по поводу хорошей чистой дороги оказалась преждевременной. Уже через километр пошла тропежка, хоть на лыжи вставай (трое из нас так и сделали). Ветер порывами. Облака к моменту выхода на тракт растянуло.

Мы шли по пустынной дороге, на которой нога человека, точнее сани оленьих упряжек, судя по всему были последний раз аж на прошлой неделе. Необычайно загадочным и суровым предстал перед нами полярный Урал в эти часы. С лева вдоль дороги река. За рекой тундровые просторы и вдалеке белые горы на фоне почти черного звездного неба. Луна. Там над горами опять играло сияние. Но теперь его отблески казались нам недобрыми. Оно было не таким сильным и очень далеким. Неприятное чувство вызывало оно теперь. Сияет сволочь, с раздражением зло сказал кто-то. Не оставляло ощущение, что оно играло с нами и издевалось.

Силы были на исходе. Время - третий час ночи. Опять начала портится погода. Опять замело. Сначала старались идти все вместе, однако кто-нибудь обязательно отставал. Его ждали на каждом привале, которые устраивали теперь через каждые 50 минут. Идешь, а в голове слова все той же песни: еще немножко, еще чуть-чуть… Спина болит под рюкзаком, руки и ноги слушаются плохо. Порвавшуюся на лямке рюкзака стропу восстанавливаю с большим трудом. Очень хочется спать. И еще… хочется чаю горячего! Да хотя бы просто попить. Но кругом только снег, снег… Очень хочется спать. Сияет сволочь… На привале падаешь на спину не снимая рюкзака и всеми силами стараешься не отключится. И опять в рюкзаки. Конечная точка - поселок Полярный! Ветер и снег в лицо. Конечная точка - поселок, повторяешь еще раз и еще… Главное не спать. Если заснешь, тогда все, конец. Хорошо, что у нас остался запас продуктов на лишний день, поэтому мы могли время от времени подкрепляться сладким из раскладки запасного дня. За счет этого пополняли на ходу потраченные калории. Около половины десятого утра пришли наконец в Полярный.

День двенадцатый.

Чтобы спокойно сесть и расслабиться, необходимо было вписаться в какое-нибудь отапливаемое помещение, т. к. температура опустилась до отметки -20. И еще конечно же сбегать в ларек.

Местный клуб открыл нам приветливо двери. Надо сказать, клуб в поселке Полярный - это достаточно просторное и далеко не бедное помещение. Но самое главное - там было тепло. Там были теплые батареи! Какое же счастье и какое великое блаженство может испытывать человек, прижавшись к батарее! В магазине было куплено 0,5 кг сыра, пачка сосисок, пачка майонеза, буханка черного, чипсы, сгущенка и 2-х литровая соска Оболоня. Не первый раз убеждаюсь в том, что кажущиеся несовместимыми продукты дают иногда интересные и вполне съедобные сочетания. Яркий этому пример - сгущенка с пивом. Через 3 часа (в 13.30), заколбашенные, мы погрузились в поезд и напились, наконец, чаю!

Ехали до Сейды шесть часов в общем вагоне. Там купили билеты до Москвы и пересели на Московский поезд. Затащили и разложили шмотки. Напились еще разочек чаем и почти на сутки впали в спячку. Так закончилась эта вылазка на полярный.

Удивительная загадочная страна - Север. Суровая, однако, и, в месте с тем, очень красивая и одухотворенная. Мы полюбили ее, несмотря на все трудности и злоключения, наступавшие нам на хвосты во время этой прогулки. Многие люди посвящали северу свои стихи и песни, пытаясь рассказать о своих чувствах. Однако по настоящему понимать их начинаешь только после того как сам увидишь и прочувствуешь то, о чем писали они!

Удивительная страна - Север! Удивительная страна - Полярный Урал!



Дима Чижик:

Позволю себе, от имени всех тех, кто тогда был в том месте, о котором Тоха написал в рассказе о Полярном Урале, с позволения самого Тохи, добавить к тому рассказу следующее....

После похода на Полярный Урал. Траверс Ханмейской стены.
Используемые термины: "Пик" - Очень ветроустойчивая шатровая палатка. "ЦК" - Центральный кол, связывается из лыж и устанавливается внутри "Пика". Итак ...

Что за флаг, какой-то синий?
Над Ханмеем распустился,
Это «Пик», под ветер сильный,
Завалился, Завалился.

Ветер рвет без передышки,
Мощным снежным злым потоком,
И «ЦК», кряхтя, под мышкой,
Держит Тоха, держит Тоха.

Если здесь в Москве теплее,
Люди в царстве сонном самом,
В это время, над Ханмеем,
Не до сна нам, не до сна нам.

Бьет в палатку, в бубен словно,
Все оглохли - вот так грохот,
Жора, Паша, я и Новый,
Держим Тоху, держим Тоху.

Бьются все, как честь по чести,
Как на море, как со штормом,
Я подумал, так мы же вместе,
Ну да что нам, ну да что нам.

Засыпал я, помню все же,
Новый Жору держит, вижу,
Жора Пашу, меня тоже,
Я же Тоху, Тоха лыжу.

А с утра встречал Урал нас,
Распростер свои объятья,
Мы спускались аккуратно,
Ну да хватит, значит хватит.

Отогрели мы ручонки,
На вокзале тока-тока,
Глядь тут пиво, тут девчонки,
Держим Тоху, держим Тоху.

.

На главную страницу сайта