1. АНАЛИЗ И ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ МАРШРУТА

1.1. Общая идея похода, стратегия и тактика ее достижения, особенности, новизна.

Определяясь с планами на сезон, сразу решили, что поход будет высотным. Организовать и пройти серьезный спортивный маршрут в высоких горах дальнего зарубежья, таких как Каракорум или Гималаи по разным причинам сложно. На Ц. Тянь-Шане за последние годы побывали почти все участники группы. Решили идти на Памир.

Изначально собрались в горы Ц. Памира, проработав маршрут, включавший 2 сложных высотных траверса, купив билеты и согласовав отпуска. Но за месяц до намеченного отъезда выяснилось, что из-за политических сложностей пропуска в Горный Бадахшан иностранцам временно не выдают. Спешно ища альтернативный вариант, переключились на С-З Памир, тем более что при смене района удалось сохранить один из ключевых высотных траверсов первоначальной нитки – траверс пика Коммунизма (7495).

На выбор препятствий маршрута повлияло желание получить к ключевому траверсу отличную акклиматизацию и посмотреть редко посещаемые и красивые горные узлы Памира. Таким образом, сложилась цепочка поэтапных восхождений: пик Руслан (5096) – пик Тиндаля (5895) – пик Москва (6785) – траверс пика Корженевской (7105) и траверс пика Коммунизма (7495), которые между собой связали логичными перевалами. За восхождением на каждую из вершин обязательно следовал спуск в долину для восстановления сил.

К сожалению не все из ранее намеченного удалось выполнить в полном объеме. Во время восхождения на пик Москва (6785) мы поднялись только до седловины 6130 и вследствие этого заменили траверс пика Корженевской на радиальное восхождение по маршруту Цейтлина.

Начать маршрут запланировали с посещения узла вершин Агасиса – Тиндаля, расположенного в центральной части хребта Петра Первого. Акклиматизировавшись на простых перевалах Белькандоу (н/к, 3398) – Ташлык (2Б, 4608) – Шагазы (2Б, 4641) – в. Руслан (3А, 5096), мы сделали второе прохождение красивого и сложного перевала Тиндаля (3Б, 5172) и взошли на доминирующую в районе и ранее не пройденную вершину пика Тиндаля (3А, 5895).

Восхождение на пик Москва (6785) запланировали в противовес проявившейся в последние годы некоторой зацикленности альпинистских и туристских групп на семитысячниках района. Хотелось подняться на высокую и сложную, но не столь популярную вершину. Несмотря на то, что завершить восхождение нам не удалось, группа прошла несколько ступеней сложного ледопада и посмотрела интересный и редко посещаемый узел.

По пути в МАЛ на поляне Москвина, куда мы заранее вертолетом закинули заброску, прошли два красивых и логичных перевала Наблюдений (3А, 5470) и Шапак (2Б, 5397).

Если восхождение на пик Корженевской (7105) проходило в идеальных условиях, то во время подъема на пик Коммунизма (7495) группа попала в полосу плохой погоды. Тем не менее, полученная к этому моменту, отличная акклиматизация и запас ресурсов позволили команде переждать непогоду и благополучно завершить траверс бывшей высшей точки Советского Союза. Начиная с лагеря 5300 группа пробивала свой путь на верх в глубоком снегу. Всего на высотах более 5800 метров мы провели 7 ночевок подряд, две из которых на 7000 метрах.

Изюминкой маршрута стал спуск с пика Коммунизма (7495) по Восточному ребру вершины - маршруту первопроходцев. На скальных участках ребра до сих пор сохранились куски пеньковой веревки и деревянные крючья-клинья времен экспедиции Е. Абалакова 1933 года.

По своему интересным и сильно добавившим напряженности маршруту получился выход из района по ледникам Ошанина и Бивачный. В результате резкой подвижки весной 2014 года ледники сильно порвало. Там где раньше путь измерялся часами, теперь требуется несколько дней напряженной работы. Пусть выход по ледникам нельзя отнести к отдельному препятствию, но по ощущениям сложность его сопоставима с пройденным ранее траверсом семитысячника. Так, например, полтора километровый ледник Бивачный мы пересекали 4,5 часа.

В течение полутора месяцев в районе стояла практически идеальная погода. Правда обе полосы ее ухудшения застали нас на восхождениях, вынуждая в общей сложности отсиживаться 4 дня на высотах 5200 и 5850 метров.

В завершении маршрута группа посетила крупнейший долинный ледник мира – Федченко и уникальное историческое сооружение – высокогорную ГМС им. Горбунова.
Всем участникам группы пройденный маршрут понравился и показался достаточно

сложным, интересным и разнообразным.

1.2. Отклонения от основного заявленного варианта маршрута.

Все изменения маршрута были сделаны в рамках запасных и заранее проработанных вариантов, с сохранением идеи и общего плана маршрута.

1. Отказались от прохождения перевала Иргет (1Б*, 4088). Перевал был включен в нитку маршрута с целью лучше акклиматизироваться перед технически более сложными препятствиями. Правда, еще на этапе планирования, рассматривался вариант исключения этого перевала из нитки маршрута, о чем даже была сделана соответствующая запись в маршрутной книжке. На месте посчитали, что прохождение простого, но высокого перевала отнимет больше сил, чем принесет пользы.

2. Спустились с перевала Тиндаля (3Б, 5172) в сторону лед. Девлохан не по пути первопроходцев, а по новому пути. Еще на этапе планирования появились мысли, что пройденный первопроходцами 33 года назад спусковой кулуар может быть камнеопасен, что подтвердилось на месте. Во время заявки с членами МКК обсуждался вариант траверса перевального гребня со спуском в соседний цирк, так мы и поступили. Группой заранее был изучен по космоснимкам и проработан запасной вариант спуска. Подробные фотографии и описание перевала см. в разделе технического описания.

3. Отказались от восхождения на пик Москва (6785), поднявшись до седловины 6130. Во время восхождения группа попала в непогоду, пережидая ее, провела 2 дня (3 ночи) на высоте 5200 м. В день непосредственного штурма вершины на высоте 6000 начались проблемы со здоровьем у участника группы, вследствие чего было принято решение во избежание риска развития болезни начать быстрый спуск больного вниз.

4. Отказались от траверса пика Корженевской (3Б, 7105), заменив его радиальным восхождением по Ю. гребню (маршрут Цейтлина). Такое решение приняли в соответствие с особыми указаниями выпускающей МКК (см. копию маршрутной книжки) не получив достаточной акклиматизации на пике Москва (6785) и не желая рисковать здоровьем участников.

1.3. Меры безопасности на маршруте.

Безопасность при прохождении маршрута обеспечивалась комплексом мероприятий в совокупности с достаточным опытом и квалификацией участников:

- Планирование нитки маршрута проводилось с учетом возможных аварийных вариантов выхода из района и запасных вариантов.

- При прохождении перевалов (особенно лавино- камнепадоопасных участков) практиковались ранние выходы. Обычно группа выходила из лагеря до 6:30 по местному времени. На технически сложных и опасных участках движение осуществлялось непрерывно — без длительных остановок на обед.

- График движения предполагал наличие запасных дней - на случай плохой погоды и разведки.

- Серьезное внимание уделили вопросу акклиматизации. Благодаря плавному и поэтапному набору высоты никто в команде не испытывал даже сильно головной боли.

- Большое внимание уделялось здоровью участников. Их состояние было приоритетным над прохождением отдельных участков маршрута.

- Не допускалось разделение группы на маршруте.

- В группе имелся спутниковый телефон Iridium. У московского координатора группы имелись контакты МЧС Таджикистана и туристических фирм занимающихся вертолетными перевозками в районе.

- Все участники группы были застрахованы в компании Бел Госстрах, с покрытием на 30000 долларов.

- Группа имела необходимый арсенал лавинного снаряжения включавший групповые лопаты, лав. листы и лавинные щупы, а также индивидуальные биперы и лавинные ленты.

- Использование легкой титановой варочной печки позволяло не зависеть от количества топлива и состояния горелок.

1.4. Экология, бережное отношение к природе.

Группа не имела с собой продуктов питания в железной или стеклянной упаковке. Весь мусор сжигался на биваках в легкой титановой печке и использовался для приготовления пищи. Для транспортировки бензина использовались пластиковые бутылки, которые тоже сжигались. Использованные батарейки были вынесены в населенный пункт.

1.5. Общественно полезная работа.

- уточнены категории и высоты перевалов

- собран большой фотоматериал по району в целом

- описаны ранее малоизвестные места района

- составлена GPS-карта района, создан полный трек похода

1.6. Итоги, выводы, рекомендации.

• Всего группой пройдено 10 перевалов и траверсов.

• Совершены радиальные восхождения на 3 вершины района – пики Руслан (5096), Тиндаля (5895) и Корженевской (7105).

• Совершено первовосхождение на пик Тиндаля (3А, 5895), туристское первопрохождение седловины 6130 (3А), 2-е прохождение перевала Тиндаля (3Б, 5172) со спуском по новому пути, 3-е прохождение гребня перевала Гребень Шагазы (во время выхода на пик Руслан) и 4-е туристское прохождение траверса пика Коммунизма (7495).

• В течении 45 дней маршрута мы не встречали других туристских групп, за исключением выхода в МАЛ на поляне Москвина, куда мы поднялись на 25 день маршрута и окончательно покинули на 32 день.

• Во время похода среди участников не было замечено психологической усталости и срывов. Это объясняется большой схоженностью и моральным единством членов группы. Вечером на биваке расслаблялись, слушая музыку и читая вслух книги.

• При планировании маршрута следует учитывать возможности резкого изменения характера ледников. Так летом 2014 года по сравнению с предыдущими годами упростились ледники Сугран и Фортамбек и значительно усложнились ледники Ошанина и Бивачный.

• Район известен своими мощными ледопадами. Среди которых встречаются как открытые (ледопад левой ветви лед. Шагазы), так и закрытые с ажурными мостиками и плохо читаемыми трещинами (ледопады лед. Северный).

• Количество провешенных группой на маршруте перильных веревок условно. Из девяти человек, пятеро на момент похода имели опыт прохождения 6А альп. техн., что в ряде мест позволяло вместо навески перил передвигаться с попеременной страховкой или одновременно. Так, например, на гребне пика Руслан, где предыдущие группы вешали до 15 веревок, мы не провесили не одной.

• Скальные склоны разнообразны по характеру. Встречаются как монолиты, так и сильно разрушенные скалы с непрочной породой, где крючьевая страховка не всегда надежна. Рекомендуем для страховки на таких участках больше использовать петли, закладки и френды.

• За последние несколько лет сильно изменился классический (Цейтлина) маршрут подъема на пик Корженевской (7105). Ледник между лагерями 5100 и 6100 значительно просел и стаял.

• Весной 2014 года произошла большая подвижка ледника Бивачный (около 2.5 км). В результате подвижки ледник разорвало и вспучило. Частично уничтожен карман вдоль правого борта ледника, на полянах которого раньше располагались лагеря альпинистcких экспедиций.

• В июле 2014 года восстановлен автомобильный мост через р. Шагазы. Теперь по долине Муксу заехать на машине можно до самого конца дороги в кишлаке Кандоу.

• Пересох родник около летовок на западном склоне перевала Белькандоу (н/к, 3398). Источник воды остался только на восточном склоне перевала.

• Несмотря на то, что наша группа веревок на спуске с перевала Кашал-Аяк в сторону ледника РГО не повесила, мы считаем, что сложность перевала скорее соответствует 2Б к.с.

• На месте разрушенного моста через реку Абдукагор сейчас стальной трос, висящий на старых опорах. Переправа сложности не представляет.

• В этом сезоне несколько групп не смогли найти металлический трос через р. Муксу напротив устья р. Ходырша. При планировании маршрутов следует учитывать возможное отсутствие троса.

• На классические маршруты на пики Корженевской (Цейтлина) и Коммунизма (ребро Бородкина) каждый год из МАЛа на поляне Москвина прокладывается тропа, на сложных участках провешиваются перила. Тем не менее, эти маршруты не являются полностью безопасными, слепо полагаться на проложенный путь нельзя. На ледовых участках точки закрепления перил часто вытаивают, на скалах веревка может быть перебита. В 2014 году проложенная тропа перед выходом на ПФП шла по явно лавиноопасному участку, подрезая склон. Ситуация на горе может в любой момент измениться после непогоды. Тропу заметет, а перила под снегом будет не найти.