1. АНАЛИЗ И ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ МАРШРУТА

1.1. Общая идея похода, стратегия и тактика ее достижения, особенности, новизна.

Камчатка – край потрясающего разнообразия природы и рельефа. На полуострове есть место и высоким горам, и густой тайге, и протяженным тундровым участкам. Запланировав поход и собрав информацию, поняли, что сосредоточиться на каком-то одном районе полуострова будет неправильно. В основу маршрута легла идея пересечения всей центральной Камчатки от поселка Ключи (на севере) до Петропавловска-Камчатского (на юге).

На этапе планирования основной задачей стало вписать нитку маршрута в пяти недельные сроки. Расстояние по прямой между крайними точками составляет около 400 км. Соединив эти точки линейным маршрутом с учётом особенностей рек и хребтов, разнообразили его траверсами и радиальными выходами на знаковые вулканы, а также посещением мало хоженых зимой горных узлов.

Для удобства и мобильности организовали завоз продуктовой заброски (после первой трети маршрута) с помощью снегоходов в долину реки Правый Толбачик. Стартовать решили из поселка Ключи, что позволяло, в случае возможного отставания от графика движения, буквально спуститься с гор к самолёту, а также при необходимости резать и упрощать заключительную часть маршрута.

Поход начался с пересечения Ключевской группы вулканов. Этот район самый высокий на Камчатке. Своеобразная высокогорная тундра, для которой характерна изменчивая погода, сильные ветра и отсутствие растительности. Чтобы лучше акклиматизироваться и приспособиться к климату и смене часовых поясов, решили, вопреки первоначальным планам, отказаться от заезда на снегоходах и выйти из Ключей, расположенных на уровне моря, пешком. Поднявшись, таким образом, на третий день маршрута на высоту 2700 м, на четвёртый совершили восхождение на влк. Плоская Ближняя (4057 м) по маршруту 2Б. Всего за десятидневный участок прошли 3 перевала, поднялись на 2 вулкана и сделали сквозной траверс вулкана Плоский Толбачик (1Б, 3065). К сожалению, пришлось отказаться от восхождения на Ключевскую сопку, так как в очередной раз проснувшийся вулкан активно извергался.

На следующем этапе маршрута нами были пройдены два классических для лыжного туризма перевала – Граничный (1А) и Зуб Тумрока (1Б) в редко посещаемом зимой районе хребта Тумрок. На подходе к перевалам прошли красивое, изобилующее прижимами и небольшими каньонами, ущелье реки Левый Толбачик. Найдя в летних отчётах только упоминания о посещении этого узла и его отдельных перевалов, прошли участок в режиме первопрохождения.

До последнего момента не могли решить вопрос с разрешением на посещение Кроноцкого заповедника. Но за несколько дней до вылета такое разрешение было получено. Территорию заповедника пересекли по маршруту р. Лиственничная – Кроноцкое оз. – р. Зеленая – пер. Узон (1А, 1016). Неблагоприятная погода не позволила подняться на влк. Комарова. В моменты её улучшения удалось полюбоваться на красивейшие вершины, окружающие озеро.

Следующий протяженный участок маршрута начался траверсом безлесного хребта Борт (1А). И проходил через район вулканов Малый Семячик (1563) и Карымский (1536). Здесь мы впервые столкнулись со вскрывшимися реками. С этого момента броды стали такими же элементами маршрута как перевалы и восхождения.

Наиболее трудным до похода казался брод реки Левой Жупанова. Но нам удалось легко отделаться. Пересечение 100 метрового русла быстрой реки заняло около 4 минут движения по бедро в ледяной воде. Грамотные действия группы и солнечная безветренная погода позволили избежать переохлаждения. Более сложным показался брод реки Дзендзур. Не такую широкую, но глубокую и бурную реку нам удалось перейти только с третьей попытки.

В заключительной части маршрута через перевал Дзендзур (1А, 1490) мы вышли к источникам Налычевской долины. Этот район можно назвать домашним для туристов Камчатки. Здесь всюду лыжни и буранки, возле источников приюты, много туристов.

Погода на протяжении путешествия была самая разнообразная. Солнечные дни сменялись продолжительными снегопадами, временами дули серьёзные ветра. Тем не менее, маршрут был построен так, чтобы группа имела возможность двигаться вперёд в любую погоду. В случае необходимости жертвуя радиальными выходами или обходя опасные препятствия.

Маршрут проходил в условиях практически полной автономности. За исключением Налычевской долины, нами не было встречено ни одной туристической группы.

Напряженности добавили встречи с проснувшимися медведями и сложные для хождения на лыжах долины, засыпанные свежим пеплом. Изюминкой стало купание в горячих источниках.

Всем участникам группы пройденный маршрут понравился и показался достаточно

сложным, интересным и разнообразным.

1.2. Отклонения от основного заявленного варианта маршрута.

Все изменения маршрута были сделаны в рамках запасных и заранее проработанных вариантов, в соответствии с рекомендациями МКК, и с сохранением идеи и общего плана маршрута.

1. Отказались от радиального восхождения на вулкан Ключевская сопка (2А, 4800). На момент прохождения этого участка маршрута вулкан активно извергался и представлял опасность для восходителей. Ключевская сопка была включена в нитку маршрута в надежде на то, что период активности вулкана, начавшийся в январе 2015 года, закончится к моменту совершения похода. К сожалению, этого не произошло.

2. Отказались от радиального восхождения на вулкан Комарова (1Б, 2050) по причине отсутствия видимости и обильных снегопадов накануне. Время планируемого восхождения попало на длительный период плохой погоды. Подъём на вершину в таких условиях группа посчитала небезопасным.

3. Отказались от прохождения перевала Унана (н/к, 850), заменив его перевалом Узон (1А, 1016). К моменту прохождения перевала вскрылись камчатские реки. Замена перевала Унана на соседний позволила избежать многочисленных бродов. Перевал Узон незначительно превосходит перевал Унана по высоте и сложности, но его прохождение позволило срезать километраж и спрямить маршрут.

4. Отказались от радиального восхождения на вулкан Дзендзур (1Б, 1400). Подняться на вулкан с одноимённого перевала не позволила погода. Сильный ветер и видимость менее 300 метров мешали безопасному подъёму на вершину.

5. Заменили завершающий участок маршрута с прохождением перевала Авачинский (н/к, 1256) и восхождением на вулкан Авачинский (1Б, 2741) прохождением пер. Пиначевский (н/к, 1162). По причине отставания на два дня от планируемого графика маршрута и наличия обратных билетов на самолёт, не позволяющих группе задержаться в горах.

1.3. Меры безопасности на маршруте.

Безопасность при прохождении маршрута обеспечивалась комплексом мероприятий в совокупности с достаточным опытом и квалификацией участников:

• Планирование нитки маршрута проводилось с учётом возможных аварийных вариантов выхода из района и запасных вариантов.

• При прохождении перевалов (особенно лавиноопасных участков) практиковались ранние выходы. Обычно группа выходила из лагеря до 8:30 по местному времени.

• График движения не предполагал наличия большого количества запасных дней. Но включение в нитку достаточного количества радиальных выходов, позволял нагнать возможные отставания.

• Серьёзное внимание уделили вопросу высотной акклиматизации и перестройке организма к походным условиям и другому часовому поясу (9 часов разницы с Москвой). Благодаря плавному и поэтапному набору высоты и увеличению нагрузки никто в команде не испытывал недомогания.

• Большое внимание уделялось здоровью участников. Их состояние было приоритетным над прохождением отдельных участков маршрута или соблюдением графика. За весь маршрут не было ни одного случая серьезного заболевания.

• Не допускалось разделение группы на маршруте. Старались не выходить в радиальные выходы при недостаточной видимости и неблагоприятной погоде.

• Несмотря на высокую автономность похода, группа оставалась всегда на связи. У нас имелся спутниковый телефон Iridium. У московского координатора группы имелись контакты отделения МЧС в Петропавловске-Камчатском, где мы предварительно зарегистрировались. Группа регулярно контактировала с представителями Кроноцкого заповедника, отслеживающими наше передвижение. Осуществлялась рассылка новостей с маршрута, организованная для членов МКК и родственников участников. За передвижением группы можно было непрерывно следить в интернете благодаря спутниковому треккеру системы Spot.

• Все участники группы были застрахованы, с покрытием на 30000 долларов.

• Группа имела необходимый арсенал лавинного снаряжения включавший групповые лопаты, лавинные листы и щупы, а также индивидуальные биперы и лавинные ленты.

• Для отпугивания медведей у участников группы имелись файеры.

1.4. Экология, бережное отношение к природе.

Группа не имела с собой продуктов питания в железной или стеклянной упаковке. Весь мусор сжигался на биваках в варочной печке и использовался для приготовления пищи. Для транспортировки бензина использовались пластиковые бутылки, которые тоже сжигались. Использованные батарейки были вынесены в населённый пункт.

1.5. Общественно полезная работа.

- Уточнены категории, координаты и высоты перевалов и вершин.

- Собран большой фотоматериал по району в целом.

- Описаны ранее редко посещаемые в зимнее время места района.

- Составлена GPS-карта района, создан полный трек похода.

- По заданию дирекции Кроноцкого заповедника собрана информация по местам обитания горных баранов и лосей в весенний период.

1.6. Итоги, выводы, рекомендации.

• Группой пройден 674 километровый линейный маршрут по центральной Камчатке.

• Всего группой пройдено 13 перевалов и траверсов.

• Совершены радиальные восхождения на 2 вулкана района – Плоская Ближняя (2Б, 4057) и Острый Толбачик (2А, 3663), а также радиальное восхождение к кратеру вулкана Малый Семячик (1А, 1400).

• Совершено зимнее первопрохождение перевалов Восточного хребта – Граничный (1А, 1019) и Зуб Тумрока (1Б, 1753). Пройден ключевой брод реки Левая Жупанова, позволивший соединить северную и южную части центральной Камчатки в одном маршруте.

• В течение 34 дней маршрута мы не встречали других туристских групп, за исключением Налычевской долины, куда вышли на 31 день маршрута.

• Во время похода среди участников не было замечено психологической усталости и срывов. Это объясняется большой схоженностью и моральным единством членов группы. Вечером на биваке расслаблялись, слушая музыку и читая вслух книги.

• При планировании маршрута следует учитывать вулканическую активность отдельных вулканов. Современные источники информации позволяют узнать обстановку заранее, накануне выхода на маршрут. Не стоит планировать восхождения на извергающиеся вулканы. Также, в случае начавшегося извержения, будет полезным установить направление пеплового шлейфа.

• Район известен нестабильной погодой и ураганными ветрами. Оптимальный сезон для совершения лыжных походов март-апрель. Нужно учитывать, что в начале марта погода только устанавливается. А с начала апреля вскрываются реки и начинают просыпаться медведи.

• Несмотря на огромное количество снега, при грамотном планировании и тактике прохождения маршрута высокой лавинной опасности можно избежать. Тем не менее, не лишним будет наличие современного лавинного снаряжения.

• Для приготовления пищи имеет смысл брать с собой как варочную печку, так и бензиновые или газовые горелки. Например, первые 9 дней маршрута мы ночевали выше зоны леса, готовя на горелках. В дальнейшем на маршруте встречалось несколько 2-3 дневных безлесных участков.

• Район Ключевской группы вулканов имеет значительное оледенение. На больших ледниках зимой все трещины задуты и засыпаны, но встречаются и опасные участки. Ледопад, выводящий на плато между вершинами Плоская Ближняя и Плоская Дальняя, а также перегиб склона перед выходом на плато Плоского Толбачика, необходимо проходить в связках. Здесь даже зимой есть глубокие и широкие трещины.

• Основная сложность бродов камчатских рек в выборе места выхода из воды на противоположный берег. Толщина снежного покрова составляет 1,5-2,5 метра. Вылезти на такую стенку из холодной воды не просто. Обычно нам удавалось найти приемлемый выход. Иногда первый участник шёл через реку сразу с лопатой. А, например, в случае брода Нового Семячика мы накануне занесли на плечах и высадили участницу группы на целевой берег для обустройства удобного выхода.

• Во второй половине похода неоднократно встречали проснувшихся медведей. Обычно звери, издали увидев нашу группу, убегали. Но следует быть осторожными и максимально избегать возможных контактов.

• Состояние снега в разных районах Камчатки может сильно отличаться. Причем сложилось впечатление, что основным фактором является не количество свежевыпавшего снега, а наличие ветра и солнца, влияющих на его плотность. Выше зоны леса обычно снег задут, образуется наст. Хорошие условия в долине реки Жупанова, глубина тропёжки небольшая. Очень глубокая тропёжка в долине реки Лиственничная, лидеру приходилось тропить без рюкзака.

• Информация о том, что зимой камчатские леса трудно проходимы, не соответствует действительности. Мешающий летом перемещаться стланик, зимой почти везде под снегом. Леса в основном берёзовые. Встречаются лиственничные участки. Сложность для перемещения представляют глубокие овраги и долины рек. Тяжело идти на лыжах по свежевыпавшему вулканическому пеплу, образуется подлип.

• Подъём даже на самые простые камчатские перевалы связан с большим набором высоты. Например, набор на пер. Средний (н/к) из долины составил 2650 метров, на плато Плоского Толбачика – 1600 м, на пер. Зуб Тумрока – 1100 м, на пер. Дзендзур – 1350 м. Всеми участниками группы использовались камуса, применение которых во время подъёмов полностью себя оправдало. Камус позволяет подниматься по крутому склону в лоб, не подрезая склон, что способствует большей лавинной безопасности.

• Склоны перевалов хребта Тумрок после длительных снегопадов могут быть потенциально лавиноопасными. Необходимо это учитывать при планировании маршрута. Во время прохождения внимательно оценивать актуальное состояние склонов и принимать необходимые меры безопасности.