Перевал Русский

Рис.1. Путь Громбчевского через перевал Русский (5632).

Перевал Русский находится в водораздельном хребте Куньлуня в той его части, которая отделяет бассейн реки Юрункаш на севере от бассейна бессточного тибетского соленого озера Сагызкель, расположенного в 25 км западнее крупного озера Аксайчинкель.

Высота перевала по базе SRTM 5632 м.

Координаты седловины:

• 35° 39.54'СШ

• 79° 41.95'ВД

Перевал ориентирован с юга-запада на северо-восток и соединяет плоскую долину южнее перевала Читайдаван (5341) (на юго-западе), по которой проходит транстибетское шоссе Каргалык - Лхаса, с рекой Чумсашуй (на северо-востоке), которая впадает справа в реку Чомша - крупный левый приток реки Юрункаш.

Первое прохождение перевала европейцами состоялось в 29.12.1889 г. в ходе знаменитого путешествия Л.Б. Громбчевского 1889-1890 гг. [1 и 2].

Рис.2. Путь Громбчевского через перевал Русский. Фрагмент карты из книги [4].

По свидетельству Громбчевского [3] перевал был случайно открыт в том же 1889 г. золотоискателем, разорившемся золотопромышленником, который был проводником экспедиции. От него Громбчевский узнал, что через этот перевал мимо горячих источников можно пройти на плато Губайлык, пересечь его и спуститься в описанное еще Н.М. Пржевальским селение Полу. Однако реализации этого плана не суждено было сбыться. Вот, что пишет об этом Громбчевский [1 и 3].

"Морозы держались на -33-35°C и сопровождались жестокими ветрами, переходившими к полудню в ураган. Было так холодно, что выбитая ветром слеза, не успевая скатиться, замерзала на ресницах. Снега не было. Родники все вымерзли. Воду для чая мы добывали, оттаивая лед, бедные же наши животные оставались не поенными. В эти трудные дни лишения экспедиции перешли за пределы возможного.

Из расспрошенных сведений я знал, что на пути, в бассейн Юрункаша, мы встретим горячие ключи, но проходили дни, мы шли с рассвета до поздней ночи, а до родников не могли добраться...

Перерезав три невысоких гряды гор, мы, 28 декабря, поздно вечером подошли к мощному основному хребту, разделяющему бассейны рек Каракаш и Юрункаш. Отыскав проход в нем высотою около 19 тысяч футов (5790 м), мы на рассвете пошли дальше.

Лошади изнемогали от жажды; я чувствовал, что приближается конец. Тем не менее, приходилось идти вперед, во что бы то ни стало. Поверни я обратно, не дойдя до воды, ни лошади, ни люди не в состоянии были бы вынести нового перехода через пустыню.

Рис.3. Зеленый трек - предполагаемый путь Громбчевского мимо золотого прииска на Зейлик-дарье в Полу (гипотеза о его плане прохода по этой местности [2]).

29 декабря 1889 г. мы шли безостановочно и только к 1 часу ночи добрались до теплых ключей, потеряв при этом 1/3 лошадей и бросив в пустыни часть вьюков. Вода в родниках оказалась с таким омерзительным вкусом, что даже лошади пили ее с отвращением. На следующий день падеж лошадей продолжался. В довершение бедствия, началась метель. Пустыня покрылась толстым снежным ковром. Проводник отказался вести. Отдохнув сутки на теплых ключах, я решил возвращаться обратно. Так как мы не могли уже поднять своих тяжестей, то пришлось отобрать все настоятельно необходимое и сложить в отдельную кучу, которую мы покрыли войлоками и завалили камнями, чтобы спасти от ветра и любопытства диких зверей. Вещи менее нужные мы бросили. С собой были взяты только дневники, съемки, инструменты, оружие и незначительное количество оставшихся у меня денег".

Kmz-файл (для просмотра перевала Русский и предполагаемого пути Б.Л. Громбчевского в программе Google-Earth) загружен ЗДЕСЬ.

Ссылки

1. Доклад капитана Б. Л. Громбчевского о путешествии в 1889 - 1890 гг. С отчетной картой. ИИРГО, 1891, т. XXVII, вып. 2, с. 108.

2. А. Лебедев. Зимний поход Громбчевского на Юрункаш.

3. Вести об экспедиции Б.Л. Громбчевского. Из писем к председателю И.Р.Г.О. Известия ИРГО т. 27, 1891. с. 325-332.

4. М. В. Певцов. Путешествие по Восточному Туркестану, Кунь-Луню, северной окраине Тибетского нагорья и Чжунгарии в 1889-1890 годах. С.-Петербург, 1895.

5. А. Лебедев и О. Чхетиани. Загадка перевала Русский. Вот где загибалась экспедиция Громбчевского.