.
По следам Богдановича и генерала Корнилова. Загадка перевала Старый КараташАндрей Лебедев, 27.01.2012
На Китайском Памире издревле известен перевал Караташ. Контрабандисты афганского опиума проходили через него со стороны озера Каракёль в долину Караташсу и покидали её через перевал Гыджекдаван, следуя в Игиз-Яр и далее на равнины Кашгарии [1]. С этим перевалом связаны имена двух российских исследователей. Первый из них - Карл Иванович Богданович, знаменитый геолог, горный инженер и путешественник, совершивший в рамках "Тибетской экспедиции 1889-1890 гг. под начальством М. В. Певцова" путешествие через перевал Караташ к подножию Музтаг-Аты (7546) около озера Каракёль. Второй - это генерал Лавр Георгиевич Корнилов, известный каждому школьнику, прилежно изучавшему историю Октябрьской революции и Гражданской войны. С декабря 1899 г. до июля 1901 г. капитан Туркестанского военного округа Лавр Корнилов был командирован в качестве разведчика в русское консульство в Кашгаре, откуда совершил многочисленные походы для разведки состояния караванных путей и их пригодности для передвижения войск. В ходе работы над перечнем высокогорных перевалов Китайского Памира, а именно, его раздела, посвященного хребту Конгурмузтаг, обнаружилась удивительная подробность.
На этой схеме из статьи Даниэла Во [2] Отто Чхетиани обнаружил перевал Старый Караташ (Old Karatash), который соединяет Игебельсу на западе с левым (северным) истоком Караташсу на востоке. Об этом перевале Даниэл Во пишет так: "Вероятно, что путь
(по долине Караташсу) прямо вперед
приводит к трудному Но в этом месте имеется только один доступный перевал, который мы прошли в экспедиции МАИ на Китайский Памир в 2011 г. [3] и назвали перевалом Западный Караташ (5000, 1Б). Высота 5000 м измерена GPS-приемником и мало отличается от оценки Корнилова. Вот только этот перевал находится не совсем по курсу долины.
На этом фрагменте карты красными цифрами 1, 2 и 3 обозначены три перевала, соединяющие долину Игебельсу на западе с верховьями Караташсу на востоке. Перевал "прямо по курсу долины" - это перевал 1. Это непростой снежно-ледовый перевал (1Б-2А к.т.), скорее всего, непроходимый для лошадей.
Более вероятным претендентом на перевал Старый Караташ является седловина 2, пройденная нами в 2011 г. и названная перевалом Западный Караташ. Наконец, седловина 3 - это стандартный на современных советских и китайских картах перевал Караташ.
Естественно, что эта сопричастность к биографии знаменитого генерала заставила меня искать дальнейшие подробности.
О путешествии к перевалу Караташ в этой книге не упоминается, зато дается такое его описание: "Перевалы Кара-таш и Гыджек на дороге из долины Мал. Кара-куля к г. Янгигиссару. Караташ, лежащий в средней пониженной части Музтаг-ата, открывается на короткое время в середине лета; по своей высоте (16.500) и крутизне скатов он считается самым трудным перевалом в Кашгарских горах. Особенно тяжел подъем со стороны Кара-куля, покрытый щебнем и обломками скал". Теперь ясно, что в своей статье Даниэл Во, ссылаясь на генеральный штаб в Индии, приводит английский перевод указанного фрагмента книги Корнилова. По-видимому, английской разведке удалось-таки раздобыть экземплярчик этой закрытой работы. Так был ли Корнилов на перевале Караташ? Для ответа на этот вопрос я обратился к Михаилу Казбековичу Басханову - автору книги:
В источнике [6] находим следующее: Корнилов в Кашгарии. Генерального штаба капитан Л. Г. Корнилов находился в командировке в Кашгаре в период с 01.12.1899 по 15.08.1901 г. в качестве офицера Генерального штаба при Императорском Российском Генеральном консульстве в Кашгаре.
Должность была учреждена штабом Туркестанского военного округа для ведения негласной разведки в Восточном Туркестане, Афганистане и Британской Индии. Одновременно офицер Генерального штаба исполнял обязанности начальника консульского конвоя (полусотня казаков от 6-го Оренбургского казачьего полка). Должность офицера Генерального штаба при консульстве просуществовала до 1906 г., когда в целом была выполнена программа работ по военно-статистическому и военно-географическому описанию Восточного Туркестана. После отъезда из Кашгара Корнилова эта должность последователдьно занималась другими офицерами Генерального штаба от войск Туркестанского военного округа – капитан З. И. Зайченко, есаул Чернозубов, подполковник В. Г. Ласточкин.
В качестве помощника Корнилова в Кашгар командировался подпоручик 3-го Туркестанского стрелкового батальона В. Е. Кириллов, на которого также возлагалось руководство почтовым сообщением между Кашгаром и Ферганской областью. Другим помощником Корнилова являлся начальник Ташкурганского поста (учрежденного Корниловым) поручик Н. М. Бабаушкин – выпускник Ташкентской офицерской школы восточных языков.
Рекогносцировки. 1. В декабре 1899 г. рекогносцировка пути от укрепления Иркештам до г. Кашгар. Число верст – 216; переходов – 8; дневок – 1; дней марша – 9. 2. В марте 1900 г. рекогносцировка путей от Кашгара к Яркенду (в сопровождении двух казаков). Кроме того, по поручению Корнилова Кириллов в марте 1900 г. самостоятельно обследовал район Кашгар – Янчан – Таш-балык – Упал. В сентябре того же года им проведена рекогносцировка ряда путей из Сарыкола к Кашгару.
В этом же году Корниловым составлена записка о Сарыколе с указанием сведений о топографии местности, населении, коммуникациях, китайских войсках.
3. В апреле 1901 г. Корнилов отправляется в Сарыкол «для осмотра нашего поста и для личного ознакомления дел в Сарыколе». Несколько раньше туда отправился поручик Кириллов, только что отправившийся после затяжной болезни. Совместно с Кирилловым им была произведена рекогносцировка путей: - от укрепления Таш-Курган до города Кашгар через пер. Улуг-Рабат и укр. Булун-куль; число верст – 261; переходов – 11; дневок – 3; дней марша – 14. - от укр. Таш-Курган до г. Яркенд через Шинди, Чехил-Гумбез и Якка-арык; число верст – 303; переходов – 11, дневок – 3; дней марша – 14. - от укр. Таш-Курган до г. Янгигиссар через пер. Тер-арт и Кашкасу; число верст – 284, переходов – 10; дневок – 2; дней марша – 12. Конец цитаты. Из этого документа следует, что в Кашгарских горах Корнилов совершил три похода из Ташкургана: в Кашгар, в Яркенд и в Янгигиссар. Все эти походы были осуществлены в апреле 1901 г.
В источнике [7] перечислены пункты, обозначенные в маршрутных листах этих походов. Эти данные сведены в следующую таблицу с сохранением оригинального написания наименования пунктов.
На размещенной ниже советской карте масштаба 1:500000 проложены нитки всех трёх маршрутов и обведены сиреневым цветом названия тех пунктов, которые отождествляются с названиями в таблице 1. На этой карте многие названия даны с искажениями. В случае особо сильных искажений названия с карты добавлены в таблицу 1, где они представлены в скобках и курсивом.
Маршрут Корнилова Ташкурган - Кашгар на карте обозначен красной линией. В настоящее время вдоль этого маршрута проходит Каракорумское шоссе. Лишь в предместьях Кашгара оно отклоняется от маршрута Корнилова и проходит западнее через город Опал. Маршрут Корнилова Ташкурган - Яркенд на карте обозначен зелёной линией. Ущелье реки Ташкурган в былые времена было непроходимым, поэтому караванная тропа из Ташкургана в Яркенд шла севернее реки через несколько перевалов. В настоящее время по дну ущелья Ташкургана пробита дорога. Упоминаемый в маршрутном листе перевал Кызылдаван на карте не обозначен, он находится в хребте Кызылтаг почти сразу за перевалом Карадаван. В селение Арпалык Корнилов не заходил. В маршрутном листе упоминается про урочище Арпалык, а урочищем называется местность, т.е., местность в окрестности селения Арпалык. От крутой излучины маршрута в урочище Арпалык до кишлака Якаарык по Goole Earth 62 км, а по записям Корнилова - 53 версты. Это означает, что существенного отклонения от прямого пути по долине для захода на перевал Акташ не имеется. Скорее всего, перевал Акташ является маленьким перевалом, служащим для обхода особенно сложного места в каньоне, Корнилов даже не указал его высоты.
Маршрут Корнилова Ташкурган - Янгигиссар сначала проходит по зеленой линии, но в урочище Чиль-Гумбез (Чихиль-Гумбез) отклоняется на север, и с этого момента прорисован желтой линией. Сразу за урочищем Чиль-Гумбез Корнилов поднялся на перевал Кашкасу, который на карте не обозначен (зато указан на карте масштаба 1:100000). Голубой линией на карте нарисован маршрут Богдановича из Янгигиссара к озеру Каракёль через перевалы Гыджекдаван и Караташ. Об этом маршруте будет говориться ниже. Как видно, маршруты Корнилова проходили далеко от перевала Караташ. Почти невероятно, чтобы военный человек при решении военной задачи отвлекался на радиальный выход к перевалу Караташ для удовлетворения своего любопытства, скрывая это в отчетах. Кроме того, Корнилов пишет, что перевал Караташ открывается на короткое время в середине лета, а путешествия Корнилова совершены в апреле.
Таким образом, Корнилов не был на перевале Караташ и своё описание перевала заимствовал из текста другого путешественника. Таким путешественником мог быть только Карл Иванович Богданович. За 10 лет до командировки Корнилова в Кашгар состоялась "Тибетская экспедиция 1889-1890 гг. под начальством М. В. Певцова". Она могла составить пятое путешествие Николая Михайловича Пржевальского, если бы он не умер от тифа 01.11.1888 (по нов. ст.) в Караколе в самом начале экспедиции, еще на организационном этапе. Экспедицию возглавил заместитель Пржевальского - Михаил Васильевич Певцов. Геологом экспедиции был 24-летний выпускник Питербургского горного института 1886 г. Карл Богданович.
В рамках этой экспедиции он совершил путешествие из Янгигиссара к озеру Каракёль к подножию Музтаг-Аты (7546) по той самой тропе контрабандистов афганского опиума, о которой писал Клармонт Скрин [1]. Тропа из Янгигиссара шла через перевалы Гыджекдаван и Караташ и упоминается в книге Корнилова [3]: "Перевалы Кара-таш и Гыджек на дороге из долины Мал. Кара-куля к г. Янгигиссару". На Рис. 3 путь Богдановича обозначен голубой линией. Вот как описывает Богданович переход через перевал Караташ [8]:
Вся информация из Книги Корнилова содержится в этом описании. Это и высота 16500 футов, и характеристика перевала, как самого сложного в Кашгарии. Здесь также содержится информация об особо сложном характере спуска к озеру Каракёль, но с одним нюансом: Богданович пишет, что сложности сосредоточены вовсе не на западном перевальном склоне, а на длинном 20-верстовом пути к озеру Каракёль. Очевидно, что Корнилов в своей книге приводит характеристику перевала Караташ, основанную на тексте Богдановича, но в очень сокращенном виде. Из текста Богдановича следует, что он прошел стандартный перевал Караташ, то есть, седло 3 на рис. 2, высотой 4816 м. Богданович пишет, что снега на перевале мало и в жаркие сезоны он стаивает совершенно. На перевале Западный Караташ (седло 2 на рис. 2) снега было очень много даже в особенно малоснежное лето 2011 г. Более того, путь на перевал Западный Караташ с восточной стороны в своей верхней части проходит по леднику, о котором бы непременно упомянул Богданович. А как же высота 16500 футов = 5016 м ? Ну это просто ошибка. Такие ошибки встречались. Например, в перечне пунктов маршрута Корнилова из Ташкургана в Кашгар, см. табл. 1, указана высота перевала Улуграбат, как 15000 футов, т.е. 4560 м. В действительности высота этого перевала не превосходит 4100 м. На советской карте масштаба 1:500000 высота перевала Улуграбат 4098 м, что не противоречит данным базы SRTM радиолокационного зондирования Земли, согласно которым высота перевала Улуграбат - 4075 м. Мы здесь имеем ошибку в 460 м, а это значительно больше ошибки в высоте перевала Караташ 5016 - 4816 = 200 м. Тот факт, что Богданович прошел стандартный перевал Караташ подтверждается также и картой 1912 г.
На этой карте в нижнем правом углу красными цифрами 1, 2 и 3 отмечены три правых притока Игебельсу, ведущих к трем седловинам 1, 2 и 3 на рис. 2. Перевал Караташ на карте определенно привязан к притоку 3, т.е. является обычным перевалом Караташ (седловина 3 на рис. 2). Таким образом, не существует перевала Старый Караташ, в том смысле, какой вкладывал в него Даниэл Во [2], а именно, как перевал, описанный Корниловым и отличный от перевала Караташ. Однако есть перевал Западный Караташ, который пройден нашей группой в 2011 г. в Экспедиции МАИ на Китайский Памир [3]. Возможно, что этот перевал ранее проходился местными охотниками. Первое краткое описание этого перевала представлено в [3]. А теперь дадим развернутое описание. Перевал Западный Караташ (5000, 1Б). Перевал находится в водоразделе хребта Конгурмузтаг, ориентирован с юга на север и соединяет долины рек Игебельсу и Караташсу. Координаты седла: 38° 21.621'С 75° 24.657'В. Описание перевала дается с запада на восток. Долина Игебельсу в месте ответвления путей на перевалы Караташ и Западный Караташ образует широкую пойму.
Потоки с перевалов 1 и 2 внизу сливаются, чуть выше места слияния у потока с перевала 1 (река Тохканджилга) стоит обитаемый кош. Перед подъёмом на перевал мы ночевали в долине Игебельсу, прямо на её берегу.
От этой ночевки до поворота на перевал мы поднимались по широкой долине Игебельсу чуть более часа. Затем повернули налево (на север) и начали долгий подъём к перевалу по каменистому руслу ручья.
Седловина перевала от русла ручья не видна, она скрыта за высоким моренным валом. Зато хорошо заметна седловина справа от перевала с характерными зубьями. Не доходя до ледника, стекающего с этой "зубастой седловины", следует повернуть налево и по осыпи подняться на перевал Западный Караташ. Перед этим поворотом на высоте 4805 м мы встали на ночлег.
После поворота налево начался подъем по глубокому снегу.
Спуск с перевала проходил уже по леднику, поэтому мы перед спуском, на всякий случай, связались.
Под северным склоном перевала мы повернули направо на восток и начали движение по леднику между склоном справа и центральной мореной слева.
Потом этот желоб закончился крутым спуском по подвижной средней осыпи в карман правого борта ледника.
В кармане раскинулось озеро.
В этом месте долина расширяется и освобождается пространство справа по ходу. Но мы не стали прижиматься к борту и продолжили движение по моренам ниже озера почти по центру долины.
Эти морены заканчиваются весьма крутым валом высотой 50-70 м, под которым раскинулись луга на пологих берегах реки.
Начиная с этого места вниз идут хорошие тропы, переходящие в грунтовую дорогу. Значительная часть спуска с перевала Западный Караташ видна на панораме с вершины 5410, которую мы назвали пиком Богдановича. На этой панораме: 1- район перевала Западный
Караташ;
Примечания. Примечание 1. Тангитар - это река, вдоль которой имеется проход с плато Чичиклык прямо на восток. На советской карте масштаба 1:100000 река называется Торбашису. На советской карте масштаба 1:500000 название не прописано. Её можно найти, как крупный правый приток Янбулаксу. В середине долины Тангитара на этой карте показано селение Талбаш. На самом деле это искаженное название от правильного Торбаши. Отождествить Тангитар и Торбашису помогла статья Клармонта Скрина [1], где написано: "... Оттуда, выбрав обычный летний путь в Кашгар, мы пересекли южные склоны массива Музтаг-Аты и разместились лагерем в урочище Чикчиклик или "цветочное" плато на высоте около 15000 фт (4575 м). На восток отсюда лежал путь, пройденный как Стейном в обоих своих путешествиях, так и большинством здесь путешествующих, и, ведущий прямо вниз через ущелье Тангитар в Тойле Булунг в долине Пасрабат. В сезон большой воды эта дорога пользуется дурной славой..." . Автор выражает огромную благодарность Михаилу Басханову за диалог по теме статьи и за решающую помощь в поиске материалов о Корнилове. Я благодарен Отто Чхетиани за толчок к этому исследованию и за предоставленные для него материалы. Я благодарю также компании Marmot, Black Diamond и День Сурка за поддержку в организации нашей экспедиции по местам исторической славы российских разведчиков и исследователей Центральной Азии. . 1. Clarmont P. Skrine. The Alps of Qungur. The Geographical Journal Vol. LXVI No. 5 November 1925, I.G.S. Read at the Meeting of the Society, 27 April 1925. 2. D. Waugh. The 'Mysterious and Terrible Karatash Gorges': Notes and Documents on the Explorations by Stein and Skrine. The Geographical Journal, Vol. 165, No. 3 (Nov., 1999), pp. 306-320. 3. А.А. Лебедев. Отчет о горном походе 6 к.с. на Китайский Памир летом 2011 г. 4. Л.Г. Корнилов. Кашгария или Восточный Туркестан: опыт военно-статистическаго описания. Ташкент, типография штаба ТУРКВО, 1903, 426 стр. 5. М.К. Басханов. Генерал Лавр Корнилов. London, Skiff Press, 2000, - 592 c. 6. М.К. Басханов. История русского военного востоковедения (рукопись). 7. «Маршруты по Синьцзяну», рукопись, подготовленная в отчетном отделении штаба Туркестанского военного округа, ок. 1910 г. (копия) – архив Басханова М. К. 8. Труды Тибетской экспедиции 1889-1890 гг. под начальством М. В. Певцова.Часть 2. Богданович К.И. Геологические исследования в Восточном Туркестане. Санкт-Петербург: Типография М. М. Стасюлевича, 1892, 323с. |
.