ОТЧЁТ О ЗИМНЕМ ВОСХОЖДЕНИИ НА ПИК ЛЕНИНА 7134 в январе 2016 г.

Автор отчета - Сергей Романенков.

1. ПАСПОРТ ВОСХОЖДЕНИЯ.

Район: Заалайский хребет (Северный Памир).

Ущелье: Ачикташ.

Номер раздела по классификационной таблице 2013 г.: 4.4.

Наименование вершины: пик Ленина.

Название маршрута: 4.4.35 с «севера в лоб» (Я. Аркин, 1960).

Категория сложности: 5А.

Характер маршрута: ледово-снежный.

Перепад высоты маршрута: 2600 м.

Протяженность маршрута: 5200 м.

Продолжительность восхождения: 2,5 дня.

Руководитель: Прибылов Дмитрий (лично до 6500).

Участники: Артемов Иван (до 7000), Жидков Денис (7134), Романенков Сергей (7134), Рыжанов Дмитрий (7134), Чижик Дмитрий (7134).

Выход на маршрут: утро 20.01.2016.

Выход на вершину: 22.01.2016. 13 ч. 30 мин. (по местному времени).

Спуск в БЛ: к вечеру 23.01.2016.

2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ФОТО МАРШРУТА.

3. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК АККЛИМАТИЗАЦИИ И ВОСХОЖДЕНИЯ.

03-08.01.2016

Акклиматизация в Кичик-Алае

09-11.01.2016

Отдых в Оше

12.01.2016

Зобросились из Сары-Могола на 20 км в сторону гор. Пересекли каньон реки Ачикташ. На ночевку остановились в домике ретранслятора.

13.01.2016

Ретранслятор – Ачикташ – Луковая поляна. Ночевка под ледником Ленина

14.01.2016

Вылезли на ледник Ленина. Подошли под маршрут. Установили базовый лагерь на высоте 4400 м.

15.01.2016

Поднялись на высоту 5230 по маршруту Аркина.

16.01.2016

Радиальный выход на 6100 и поиск удобного места для лагеря.

17.01.2016

Поднялись на 6130.

18.01.2016

Спустились на отдых на 4400.

19.01.2016

День отдыха.

20.01.2016

Подъем на 5230.

21.01.2016

Подъем на 6130.

22.01.2016

Подъем на пик Ленина 7134. Ночуем на 6130.

23.01.2016

Спуск в базовый лагерь на 4400.

24.01.2016

Выход к каньону реки Ачикташ ниже ретранслятора. Выезд в Сары-Могол.

4. АККЛИМАТИЗАЦИЯ В КИЧИК-АЛАЕ (описание, фото).

5. ЗАЕЗД И ЛЫЖНЫЙ ПОДХОД К БАЗОВОМУ ЛАГЕРЮ (описание, фото).

6. АККЛИМАТИЗАЦИЯ НА ВЕРШИНЕ И ВОСХОЖДЕНИЕ (описание, фото).

Все успешные зимние восхождения проходили по северному склону-стене пика Ленина. По классике через Раздельную зимой не ходят, так как на гребне почти всегда сильный ветер. Маршрут Якова Аркина выводит на восточный гребень пика рядом с вершиной.

Имея ночевку только на 4000, сразу решили независимо от погоды делать один или два акклиматизационных выхода на склоны вершины. Хотелось сходить на гору в спокойном не напряженном режиме.

Продуктов и горючего взяли с собой на пять дней. В верховьях ледника Ленина снега совсем мало, все сдувает. Примерно до высоты 5000 метров наш путь совпадает с летней тропой. Выше классический маршрут уходит правее к стандартному лагерю 5300, мы же продолжили подъем прямо вверх.

Северный склон пика Ленина начинается небольшим ледопадом. На нижнем участке сохранились МАЛовские летние перила. Выше, пройдя короткую стенку, по системе засыпанных трещин снова вышли на ровный склон. Это место единственное на маршруте, где понадобилась навеска перил. Все остальное время перемещались в связках.

Подошли под сброс. Видна МАЛовская вешка.

Подъем по склону выше сбросов.

Склон пересекает большое количество трещин, в одну из них слегка провалился Дима Прибылов.

Из описания попытки восхождения в 2012 году группой Геннадия Дурова запомнились слова о сложности организации мест под палатки и фантастическое предложение брать с собой гамаки и набивать снегом для выравнивания склона. Мы для себя решили, что где-где, а в трещинах или вблизи сбросов мы точно найдем место для лагеря. Тем более у нас уже был положительный памирский опыт таких ночевок на выходе из гор в непогоду и с порванной палаткой зимой 2011.

На ночевку остановились на высоте 5230 в районе системы широких и засыпанных снегом трещин. Выше подниматься не было смысла, так как следующие удобные места виднелись только на высоте 5500, что для первого выхода высоковато. Немного приспустились на дно одной из трещин и выровняли площадки под палатки в мягком снегу. В то время как к вечеру сверху ощутимо задуло, в лагере было тихо, уютно и безопасно. Зимой, когда нет активного таяния, ледники спокойны.

В лагере 5230.

На морозе у обеих палаток лопнули аллюминевые дуги. Ремонтируем.

К этому моменту, победив вирусную инфекцию, группа все еще продолжала болеть. Кого-то беспокоили проблемы с желудком, начавшиеся внизу, кого-то временами тошнило, почти все сохранили кашель первых дней. Популярная в интернете картинка про хрустальные горизонты и пик Ленина отлично иллюстрирует состояние некоторых ребят.

Лагерь 5230.

На следующий день решили, не поднимая высоту ночевки, дабы не увеличивать нагрузку на организм, налегке прогуляться выше 6000 и найти место для второго лагеря. До высоты 5600 слон пересекают несколько трещин, которые перешли по снежным мостам. Выше до 6000-6100 склон ровный. Крутизна с набором высоты постепенно возрастает. Несколько резких обледенелых взлетов прошли на три такта. В целом состояние маршрута отличное. Не было ни снежных досок, ни жесткого зимнего льда. Присмотрев место под лагерь на высоте 6130, вернулись на ночевку.

Возвращаемся с прогулки.

В лагере 5230.

Утром вышли к месту второго лагеря уже с биваком. Трещину нашли не такую удобную как внизу. К палаткам приходилось спускаться 5 метров по веревке и площадки ровнять чуть поболее.

Погода все последние дни стояла отличная, иногда задувало, гребень затягивало облаками, но условия были хорошими. Единственный период дискомфорта – утренние сборы. За последние время я привык ходить в горы с просторным шатром, а тут маленькие дуговые палатки и толстый слой намерзшего за ночь конденсата на стенках.

Переход между 5200 и 6100.

В лагере 6100. Ровняем дно трещины под палатки.

Панорама Алайской долины.

Переночевав на 6130, спустились на отдых в базовый лагерь 4400. Для меня это первый опыт гималайского стиля с промежуточными лагерями в горах. С одной стороны рюкзаки полегчали, так как удалось занести еду и бензин во второй лагерь, а палатки оставить стоять в трещине на 5230. С другой стороны хождение туда-сюда и виды одной и той же долины морально напрягают. Все-таки пик Ленина в зимних условиях – вершина не простая, хочется эмоциональной подпитки, которую в классических походах получаешь, открывая для себя не виданные ранее долины и хребты, любуясь новыми пейзажами.

Наш лагерь 6130 - рай для фотографа.

По дороге в районе 5000 встретили поднимающихся ребят команды Селиверстова. Сообщив нам актуальный прогноз, парни сказали, что планируют подниматься сходу, чтобы успеть сходить на вершину до закрытия погодного окна.

В базовом лагере устроили день отдыха. Хотя прогноз нас и пугал возможным ухудшением погоды, но менять первоначальные планы из-за каких-то циферок в интернете не хотелось.

Греемся и сушимся в базовом лагере.

Дима Чижик взял с собой под гору параплан. Максимум на что хватило энтузиазма подняться и попробовать слететь с вершинки близ лагеря, но и это не удалось. Подобные затеи больше для лета.

В зимнем восхождении на пик Ленина меня больше тревожили не окружающие условия. В лыжных походах они зачастую схожи. А возможное отсутствие стабильности погоды. Отдыхая внизу, боялся что теперь, когда мы хорошо акклиматизировались и нужно просто время, чтобы подняться, может прийти большой циклон и все сорвется.

20 января вышли наверх. За два дня поднялись во второй лагерь (6130). В этот день команда Селиверстова предприняла попытку выйти на вершину. Но ребят не пустил на гребень сильный ветер. В районе высоты 6900 они развернулись и спустились в палатки на 6550. Тем временем благоприятный прогноз сместился, давая нам еще 2-3 дня.

На гребне ветер.

На восхождение вышли с рассветом, в районе 8 часов. Вторая команда вышла раньше и когда мы вылезли из своей трещины 6130, была далеко впереди в районе 6650.

Перед выходом к вершине.

Тень от пика Ленина.

Дальнейший подъем проходил по ровному фирновому склону в обход редких ледосбросов. Когда мы проходили лагерь ребят на 6550, Дима Прибылов пожаловался на мороз и сказал что подождет группу здесь. На деле же он подхватил какую-то сильную желудочную инфекцию и проболел все то время, что мы находились на горе. Лекарства не помогали, болезнь просто вытянула все силы.

Не могу говорить за всех, но мне шлось хорошо. Немного отвлекали подмерзающие ноги. Приходилось регулярно их отмахивать и непрерывно шевелить пальцами. Сложность подъема по северному склону в полном отсутствии солнца. Довольно прохладно, несмотря на 6 слоев одежды. Термометра с собой у нас не было. В Сары-Моголе на 3000 температура опускалась до -28. А возможно холод всего лишь результат недостаточной акклиматизации.

В кулуаре крутизна склона немного увеличивается, в верхней части поднимались на три такта. Перед выходом на гребень встретили группу Селиверстова, в полном составе взошедшую на вершину.

Мы вдвоем с Денисом впереди, связка тройка немного отстает. На гребень поднялись к 14 часам, на вершину к 15. От места выхода на гребень до тура порядка 500 метров и 180 метров набора. На верху вместо ветра ослепительно жаркое солнце.

Сама вершина представляет собой снежное плато с осыпными холмиками – горками. На восточном холмике памятная табличка, на западном - основной тур, а высшая точка на южном краю плато. Виды вокруг потрясающие. Воздух зимой особенно прозрачный. Хорошо видны известные вершины Центрального, Северо-Западного и Китайского Памира.

Тур на западном краю вершинного плато.

На спуске с вершины, под основным взлетом по очереди встречаем троих ребят из второй связки. Изначально было желание развернуть всех вниз, так как времени уже много, но оба Димы, Чижик и Рыжанков, выказали желание сбегать на вершину. При этом вид у них был вполне бодрым. Шедший последним Ваня Артемов выглядел сильно утомленным, мы с Денисом забрали его в свою связку и продолжили спуск. Несмотря на то, что до вершины Ваня не дошел всего 80 м по высоте, решение было абсолютно верным. Так как спускался Ваня уверенно, но очень медленно. К своему лагерю на 6130 мы подошли одновременно с наступлением темноты. Вероятно, сказался прием антибиотиков и засевшая в организме зараза. Связка Дим, сходив на вершину, догнала нас в районе высоты 6400. Команда Сереги Селиверстова сразу после спуска на 6500 собрала лагерь, проводила гостившего у них в палатке Диму Прибылова на 6100 и до темноты успела сбросить высоту в район 5000.

Панорама Алайской долины с 6400.

Утром самочувствие у всех отличное. Собрали лагерь и за пол дня спустились в базу на 4400. Вечером устроили праздничный ужин, расчехлили гитару, познакомились и пообщались с ребятами из параллельной группы.

Спустились на ледник.

Группа на леднике Ленина после восхождения.

Собрались, сняли камуса и довольно быстро на лыжах скатились вниз. Спускались вместе двумя группами. В ранклюфте ледника мы с Димой Чижиком без камусов поленились обходить каньончик вверх по склону и заманили всех за собой на скальные ступеньки.

До Ачикташа скатились по старой лыжне. С Луковой поляны вызвали УАЗики на встречу. Дальше ребята пошли вниз по каньону реки, а мы через холмы напрямик к домикам ретранслятора. Нужно было забрать оставленный там кайт. За время нашего восхождения снега внизу осталось еще меньше, чем по дороге наверх. На холмах попеременно снимаем и надеваем лыжи.

Подъем на Луковую.

К вечеру вышли к машинам и с небольшими приключениями, как всегда толкая и откапывая, доехали до Сары-Могола.