.
ОТЧЕТ О ГОРНОМ ПОХОДЕ 4 к.с., совершенном с 05.08.12 по 30.08.12 в районе Матчинского горного узла (Памир-Алай) МАРШРУТ Пос. Дехисор – переправа через р. Зеравшан – разв. Сурхак – л. Сурхак – пер. Парак Северо-Западный (2А, 4270) – л. Парак – р. Парак – л. Зеравшан – л. Толстого – пер. Землепроходцев (2Б, 4950) – л. Скачкова – рад. пер. Скачкова (1Б, 4700) – пер. Осиповичи (2Б, 5070) – л. Мира-мин – л. Зеравшан – пер. Дарапиоз Вост. (2Б, 4500) – л. Дарапиоз – пер. Айланыш + рад. в. Игла (2А, 4730) – л. Дарапиоз – пер. Ахун Южн. (2А, 4140) – р. Дарапиоз – пос. Хоит Маршрутная книжка: Р12/3-402, руководитель: Титов Юрий Павлович. . ОГЛАВЛЕНИЕ1.1. Состав группы 1.2. Маршрут заявленный 1.3. Маршрут пройденный 1.4. Изменения в маршруте и их причины 1.5. Карта с маршрутом 1.6. Список препятствий 1.7. Идея маршрута и краткое описание района 1.8. Пограничные пропуска, регистрация, заезд и отъезд 2. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА И ФОТОМАТЕРИАЛЫ 3. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОХОДА 4. ССЫЛКИ 1.1. Состав группы
.1.3. Маршрут пройденный
С учетом горного коэффициента 1,2 пройдено 182,4 км. 1.4. Изменения в маршруте и их причины
На протяжении всего похода погода была отличная.
|
Препятствие |
Прохождение |
Кат. Сл. |
Высота |
Координаты |
пер. Парак Сев.-Зап. |
Л.Сурхак – перевал – л.Парак |
2А(2А*) |
4270 |
39 ,417251N 70 ,464213E |
пер. Землепроходцев |
Л. Толстого – перевал – л. Скачкого |
2Б |
4950 |
39,588214N 70,564191E |
пер. Скачкова |
Радиально с л. Скачкого |
1Б |
4700 |
38,588237N 70,598677E |
пер. Осиповичи |
Л. Скачкого – перевал – л. Мирамин |
2Б |
5070 |
39,584322N 70,602990E |
Пер. Дарапиоз Вост + ледопад л. Дарапиоз |
Л.Зеравшанский – перевал – л. Дарапиоз |
2Б |
4500 |
39,512077N 70,689327E |
пер. Айланыш + в. Игла |
Радиально с л. Дарапиоз |
2А |
4730 |
39,518623N 70,693049E |
пер. Ахун Южн. |
Л.Дарапиоз – перевал – л.Ахун |
2А |
4140 |
39,465010N 70,672154E |
Общую характеристику района можно найти в книге Максимова [1]. Первоначально маршрут планировался на Центральный Памир, но в связи со сложившейся ситуацией в Хороге в июле 2012 в ГБАО никого не пускали. О сложившейся ситуации группа узнала за 5 дней до самолета. Было принято решение в срочном порядке придумывать новый маршрут в каком-нибудь спокойном районе в республике Таджикистан. Были рассмотрены варианты Северного Памира, Фан и Матчи. Т.к. времени было в обрез и хорошо подготовить поход не получалось, то был выбран самый безопасный вариант – Матча. Выбор пал именно на этот район в связи с участием руководителя и участника (Андрея) в горной 4-ке под рук. Прибылова Д.О. (2010), а участник Кирилл 2 раза сам водил туда походы (1992,2005). К тому же заехать и выбраться из района намного проще, чем из Памира.
Район имеет три основных хребта: Зеравшанский, Туркестански и Алайский. В алайском хребте большинство доступных перевалов не ниже 2Б категории сложности, к тому же ведущих в другую страну (Киргизию). В Зеравшанском хребте перевалы в основном малохоженые, т.к. необходимо преодолевать очень сложные долины с крутыми прижимами и мощными азиатскими реками. Поэтому большинство перевалов в Зеравшанском хребте простые, но без описания. Основной интерес представляют перевалы около вершин Голова, Снежная и Ахун, сложностью 2Б -3А. Туркестанский хребет самый исхоженный. Имеет множество отрогов в Таджикистан и Киргизию (сам хребет является границей двух государств). Сложность перевалов варьируется от 1Б до 3А и даже 3Б. Долины достаточно простые. Да и людей в этих долинах больше. Большинство групп пересекают главный Туркестанский хребет: (пересечение планировалось у нас в группе Прибылова, Кирилл несколько раз пересекал хребет, туристы из МГУ под рук. Мукаилова С.И). Мы же из-за напряженной ситуации в Таджикистане отказались от идеи пересекать Туркестанский хребет.
Заехать в горный массив можно несколькими способами:
1. По памирскому тракту (с юга) около пос. Таджикабад и Хоит(в Google Earth и на ген штабе дорога отмечена не правильно. После строительства моста памирский тракт идет по левому берегу реки Сурхоб). Примерно 430 км, или 1 день.
2. С запада по долине реки Зеравшан. Для начала необходимо проехать через или под перевалом (там теперь две дороги) в пос. Айни. Потом по долине реки Зеравшан до поселка Дехисор. Примерно 300 км или 2-3 дня пути (плохая дорога). Можно правда прилететь в Худжанд и через перевал добраться до пос. Обурдан и потом тоже в Дехисор. Примерно 230 км. Или 1-2 дня пути.
3. Вариант с приездом в Ворух, и уже через несколько часов быть в горах. Правда в Киргизии. Тогда и уезжатьнадо из Воруха и границу придется незаконно пересекать. Примерно 150 км, или 1 день.
Мы прилетали в Душанбе, поэтому выбирать приходилось из первых двух вариантов. Так как предполагалось длительное (27 дней) нахождение в горах, то без заброски было не обойтись. Рассмотрим варианты:
1. Заезд с востока, и оставить заброску в д.р. Назар-Айляк. Сложнопроходимая долина да еще и с большим грузом. На юге Зеравшанского хребта возможно сделать небольшое кольцо, поэтому все равно основной вес придется переносить на ледник Зеравшанский.
2. Заезд с востока, и донести заброску через перевал Дарапиоз (2Б) на ледник Зеравшанский. Этот вариант отпал, т.к. было необходимо перенести заброску через сложный ледопад и перевал Дарапиоз(2Б). Таким вариантом воспользовались туристы из сборной московской области под рук. Мартынова В.В. (в 2012 году встретились с ними в Душанбе на обратном пути).
3. Заезд с запада по д.р. Зеравшан. Самый долгий заезд, т.к. требует переезд перевала по туннелю около поселка Азноб и попадание в д.р. Зеравшан, далее необходимо проехать 160 километров по плохо асфальтированной дороге, хотя дорога не была такой страшной. От места, где кончалась дорога, до ледника можно было добраться двумя способами:
3.1. По орографически правому берегу реки Зеравшан. По этому берегу, грунтовая дорога идет почти до впадения в реку Зеравшан реки Росинч. В 2010 году мы уже переправлялись через реку Росинч, наводили навесную переправу. Данное мероприятие заняло у нас примерно 6 часов. Но после преодоления реки Росинч группу ждут несколько серьезных прижимов и более сложная река Рама (ее в 2010 году мы обошли по леднику). Поэтому занос заброски требует примерно 4-о суток.
3.2. По орографически левому берегу. По этому берегу почти до ледника (не доходя 500 метров по осыпи) идет хорошая набитая тропа. Для переправы на другой берег есть вагончики. Для начала маршрута выбрали именно этот вариант, так как он наиболее быстрый (около 2-х дней) и безопасный.
Осталось определиться с маршрутом. Так как для разработки маршрута было очень мало дней, то решили воспользоваться самыми свежими описаниями. Самые свежие описания были получены в интернете от группы туристов МГУ, ходивших в 2010 году под руководством С.И. Мукаилова [2].
Так же воспользовались воспоминаниями участников (им же являлся и руководитель данного похода) похода туристов МАИ в 2010 году под руководством Д.О. Прибылова [3].
Cкомбинировав маршрут туристов МГУ по Туркестанскому хребту (ледники Толстого, Скачкого, Мир-амин) и маршрут туристов МАИ по Алайскому хребту (д.р. Дарапиоз и Назар-айляк) получилась неплохая 4-ка. Осталось только придумать кольцо акклиматизации. Для этого был выбран Зеравшанский хребет (ледники Сурхак, Парак, Ярхич).
Результат планирования похода:
Занос заброски до ледника Зеравшанский. (3 дня).
Небольшое (7 дней) кольцо по Зеравшанскому хребту. Два перевала 2А и перевал 2Б для разминки.
Занос заброски по леднику Зеравшанский (3 дня).
Маршрут по Туркестанскому хребту (8 дней). Два перевала 2Б и перевал 2А. Все перевалы высотные (от 4700).
Маршрут по Алайскому хребту (6 дней) и спуск по д.р. Дарапиоз и д.р. Ярхич. Перевал 2Б к.сл., перевал 2А к.сл. и обзорная вершина района (Игла) 2А к.сл.
Так как первоначально планировалось идти на Памир, а у двух участников (Кирилл, Андрей) был строго определенный отпуск, то они прилетали позже в Джиргиталь. Большинство участников группы – студенты и количество средств у них сильно ограничено, зато времени и желания возиться с «геморроем» хоть отбавляй. Поэтому ни с какой фирмой мы не связывались, хотя на всякий случай брали и хранили информацию обо всех имеющихся. Основной упор на поддержку был направлен на начальника центрального спасательного отряда Таджикистана Пулькевича Олега Владимировича (отлично говорит по-русски). olegpilkevich@yahoo.com,
Пулькевич
Олег Владимирович (фото отсюда).
Адрес: ул. Лахути 26, г. Душанбе, Таджикистан, 734013, +992 93500 7911 mobile. +992 37 227 2961 office. +992 93880 2815 (?).
Он всячески нам содействовал, и при этом не требовал никаких денег. Как человек, он очень добрый и целеустремленный. Так что всем советую по прибытию в Таджикистан ему как минимум отзвониться. Дело в том, что как бы фирмы вам не обещали эвакуацию, даже по страховке, всё равно организовывать спасательные работы будет он. А вертолет он сможет взять, только если есть договор между ним и вашей организацией об оказании услуги. Советую заранее это сделать, а то могут быть ненужные проблемы (хотя вас все равно будут спасать и без договора). Мы такой договор в Москве не сделали, т.к. с ним не связывались, но в следующие походы планируем делать обязательно. Через него можно сделать регистрацию за 45 сом (примечание 1 сом – 5 рублей) с человека.
Мы регистрировались без его участия, тау как остановились около «зеленого базара» в лавке с надписью свежее пиво. Тетя Оля, хозяин лавки, имеет некоторые связи с ОВИРОМ. Итого мы заплатили побольше. За ночлег на 4 дня на 6 человек потребовала 150 долларов всего. К примеру, у Пулькевича есть база детского туризма рядом с зеленым базаром. Стоимость проживания в день 10 сом за палатку на футбольном поле или 25 сом с человека за койку в домике (5 коек). На обратном пути мы активно пользовались его услугами.
Про погранпропуска. В ОВИРЕ сказали, что погранпропуска в Матчу не нужны. Позже мы уточнили эту информацию у Олега Владимировича. Он позвонил в главное управление и сообщил нам, что действительно погранпропуска в Матчу не нужны. Наши опасения были связаны с тем что в 2010 году на погранзаставе в долине р. Ярхич у нас их потребовали, и пришлось ехать в Джиргиталь, чтобы оформить их. В этот раз с погранпропусками все сложилось лучше.
Для того что бы добраться до зеравшанской долины, необходимо переехать перевал. На вокзале (в Душанбе их 2) мы нашли водителя (Халин из Пянджикенда +7 927 070 958), который согласился нас довезти до города Айни за 480 сом. При этом, так как вещи мы везли на верхнем багажнике, то всю группу водитель подбирал в области куда группа доехала на маршрутке, а вещи и пара человек ехали в машине.
Далее мы планировали поймать попутку, но нам это не удалось. Вверх по Зеравшану ездит мало машин. Мы остановились в чайхане за 15 сом с человека. С утра мы без особых проблем нашли машину вверх. Водитель согласился довезти нас до пос. Постигав и сказал, что далее не поедет, так как не знает состояния дороги. К тому же, он сначала заломил цену, но поняв что мы никуда не спешим, снизил ее до рыночной.
Итак, за 450 сом мы доехали до пос. Постигав. Выгрузившись в поселке мы разлеглись вдоль дороги и пошли искать чайхану. Через 15 минут к нам подбежали местные жители, угостили чаем и лепешками. В результате нас привели в дом, накрыли на стол, и нашли машину выше. Этого отличного хозяина звали Толик (Тавоколджон), он очень не хотел нас отпускать, но мы говорили, что нам надо вверх.
Он
сказал, что такое гостеприимство у
него от отца. В результате он нашел
нам машину до Дехисор. Позвонил туда
(Шайху в Мазор +7 928 215 754) и
договорился, что нас встретят. Машина
стоила нам 850 сом. Ехали 6,5 часов.
Добравшись в 1 час ночи, нас встретили
и сразу уложили в гостевую комнату
спать. С утра предложили завтрак. И
мы, пообщавшись немного, все-таки
начали автономный поход 5.08.12.
Отъезд планировался из поселка Хоит. Но на дороге нас подобрал Камаз, груженный углем, и довез до пос. Ярхич. Там водитель пригласил нас пообедать и нас оставили переночевать. На следующий день нам удалось пройти буквально час по дороге, как нас встретил еще один местный житель и позвал к себе. У него мы бесплатно прожили 2 дня после чего он со своим другом отвезли нас в Душанбе. Там мы попрощались с Кириллом и Андреем, которые улетали на день раньше. Переночевав на станции юных туристов, мы улетели в Москву.
2. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА И ФОТОМАТЕРИАЛЫ
2.1. Начало похода
2.2. Перевал Парак Северо-Западный(2А, 4270)
2.3. Перевал Землепроходцев (2Б, 4950)
2.4. Радиально перевал Скачкова (1Б, 4700)
2.5. Перевал Осиповичи (2Б, 5070)
2.6. Перевал Дарапиоз Восточный (2Б, 4500)
2.8. Перевал Ахун Южный (2А, 4140)
.
3. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОХОДА
3.1. Раскладка
3.2. Снаряжение
3.3. Аптечка
.
1. Л.А. Максимов. Матчинский горный узел.
2. С.И. Мукаилов. Отчет о горном походе 4 к.с. на Памиро-Алае, 2010.
3. Д. О. Прибылов. Отчет о горном походе 4 к.с. в районе Матча, 2010.
4. Сайт Vide-Supra. Классификатор Перевалов. Парак Северо-Западный.
5. С.И. Кушманцев. Отчет о горном походе 5 к.с. По Матчинскому узлу, 2007.
6. Л. Хасдан. Первопрохождения в Матчинском узле.
.