ОТЧЁТ

ЯМАНДЖАР 7229

(до 7100)

Первовосхождение

на пик 70-летия МАИ (6982)

Содержание:

1. Паспорт маршрута
  2. Графическая документация
  3. Таблица участков маршрута
  4. Описание подходов и восхождения
  5. Фотоиллюстрации

Конгур-тюбе (7595) и Яманджар (7229), вид с юга от озера Каракуль

Массив Яманджар расположен в хребте Конгур-музтаг (Куньлунь) к востоку от вершины Конгур-тюбе (7595). С востока массив отделён от узловой вершины Караялак (7245) седлом Конгур (6700) - местом выхода на водораздел хребта Конгур-музтаг по пути "классического" маршрута на Конгур (Бонингтон,1981). Длинный четырёхкилометровый гребень вершины медленно спускается от главной западной вершины (7229) к средней вершине (~7160) затем к находящейся в центре массива восточной вершине (7100) и далее вплоть до восточного плеча - пика 6982. Гребень широк и заснежен, колебания высоты на гребне незначительны.

31.08.2000г. команда ТК МАИ поднялась с седла Конгур по восточному гребню Яманджара до его восточной вершинки 7100 и вынуждена была прекратить восхождение из-за резкого ухудшения погоды. В ходе восхождения мы решили назвать восточное плечо 6982 Пиком 70-летия МАИ.

Первое успешное восхождение на Яманджар совершила команда под управлением Льва Йоффе в 2002г.

1. ПАСПОРТ МАРШРУТА

По альтиметру

Протяжённость маршрута

5330 м.

Протяжённость участков 5 к.с.

5 к.с.

01.09.2000

19ч 10 мин

2. ГРАФИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Общее фото вершины (ф1), снято 02.09.2000 с левого берега р.Кенгшиберсу недалеко от моста

Ф.2. Яманджар, северная стена, снято 23.08.2003г. с тропы над правым бортом ледника Караялак

КАРТА РАЙОНА

Технические фотографии маршрута ф3 и ф4 (ф4 снято с вершины пика Кызылсель 6525)

3. ТАБЛИЦА УЧАСТКОВ МАРШРУТА

(выше передового базового лагеря 5435)

N

Наименование Участка

Высота Начала

Высота Конца

ФотоNN

Сложность

Длина (м)

Крутизна (град.)

лд. склон (подъём на ребро)

5435

5480

Широкое сн. ребро

5480

6240

3 и 5

1800

Траверс по сн.-лд. полке вдоль склона

6240

2000

< 10

4. Описание подходов и восхождения

(выдержки из туристского отчёта)

Ледовый перевал Бонингтона (5465,2Б) расположен в южном отроге пика Яманджар (7229) между вершиной 6012 на севере и нунатаком 5780 на юге. Перевал ориентирован с запада на восток и соединяет небольшой ледник Хамуръялак (Коридорный – по Бонингтону [2]) с верхним плато ледника Яманджар. Он открывает самый простой путь из долины оз. Каракёль на плато ледника Яманджар в обход ледопада последнего. Перевал односторонний, его ключевое место – крупноблочный ледопад на спуске к плато. Перевал изобретён и впервые пройден командой Бонингтона в разведке подходов к Конгуру в 1980г.

27.08. Ясное утро. Выход в 8 ч. 40 мин. От моста через Кенгшиберсу на север отходит мощная тропа. Кишлак Сальячи остаётся справа. Среди невысоких холмов – остатков древнейших морен плавно поднялись к каньону р. Яманджар, перешли по мосту реку и взобрались на её правый берег. Тропа продолжает следовать на север. К концу второго перехода спустились к руслу пересохшего сая. На востоке хорошо заметен высокий чёрный моренный вал. Кротчайший путь к базовому лагерю Бонингтона поднимается вдоль каньона Яманджара к южной оконечности этого вала. Но мы пропустили поворот тропы и продолжили движение по магистрали. С пригорка за сухим саем хорошо видно как тропа пересекает ручей Каратанган и заворачивает на восток в обход чёрного моренного вала, который остаётся по ходу справа. Здесь она круто набирает высоту. К концу третьего перехода подошли к пустой летовке у подножия взлёта. За следующий переход преодолели взлёт. Морены чёрного вала справа (по ходу) за ручьём оказались концевыми моренами ледника Конгуртюбе. Тропа уходила на север либо на джайляу, либо в базовый лагерь Конгуртюбе. А мы спустились в широкую пойму ручья и после пятого перехода остановились на обед на зелёной лужайке, по существу, в кармане морены. Высота 4300.

После обеда пошли по карману на восток. Вскоре карман закончился и начались сплошные моренные поля. Мы поднялись на правую морену ледника Конгуртюбе, пересекли её и привалили перед спуском на ледник. За следующие два перехода мы пересекли заваленные камнями ледники Конгуртюбе, Конгур и к 18 ч. спустились в замечательную зеленую долину с прозрачным ручьем. Этот ручей стекает с ледника Конгур, расположенного между ледниками Конгуртюбе и Коридорным. Высота 4605.

28.08. Выход в 8 ч.10 мин. Ясное утро. Ночью был мороз -10 градусов. В течение двух переходов пересекли концевые морены Коридорного ледника, вошли в карман его левого борта и поднялись на свободную от камней и снега поверхность ледника. К концу третьего перехода подошли к фирновой линии, перекусили и связались. Через полтора перехода по закрытому леднику поднялись на северный край седловины, см. ф.3. С её южной части на восток сползает мощный и трудный ледопад. У северного края ледник пологий, ледопад здесь крупноблочный, по блокам имеются проходы.

Стоя на седловине, наметили путь в лабиринте трещин: сначала чуть влево по ходу, затем вперёд по длинному блоку между разломами, затем чуть вправо со спуском на плато ледника Яманджар. Ледопад прошли за один переход. Ещё переход потребовался для того, чтобы подойти по плато к взлёту у основания южного ребра пика 6982, см. ф.3. Здесь пообедали, снег совсем раскис, идти невозможно. Высота 5435. Это место на карте обозначено, как передовой базовый лагерь.

29.08. Выход в 8 ч. 20 мин. Ясное утро. В кошках по жесткому насту за 15 минут подошли к основанию южного ребра пика 6982, обогнули его и за 20 минут поднялись на него по ледовой стене его восточного склона (30м, 45 град., перила). На ребре снег с крепким настом. Крутизна ребра небольшая – 20, см. ф.5, местами 30 град. Шли одновременно. К концу второго перехода по ребру наст начал проваливаться и чем выше, тем глубже. Следующие три перехода провели в утомительной тропёжке. Обессиленные, мы остановились в мульде – в засыпанной снегом большой трещине на склоне, см. ф.6 Выкопали площадки под палатки, пообедали. Вечером отдыхали. Высота 6240.

30.08. Выход в 9 ч. 20 мин. На юге надвигающийся вал облаков. Сразу началась тропежка. Наше ребро впереди усложняется серией разломов и сбросов. Выше ледопада ребро становится заметно круче. Вправо по ходу и вверх уходит полка – начало траверса к седловине Конгур (6750), см. ф.6. Мы медленно обошли разрывы ледопада. К 12 часам поднялись до 6480. Ещё один переход, и полка закончилась (~6550) – впереди неприятный ледопад, см. ф.7. Приближался туман. Место, где мы сидели, безопасное, поставили палатку, развели примуса – пора обедать. В это время Илья и Пётр ушли на разведку склона, который спускается к полке слева (по ходу). На фоне тёмного неба в разрывах тумана виден как будто гребень ребра. Мы решили, что это не гребень, а край параллельной полки. Возможно, она поможет обойти ледопад.

В тумане мы даже не разобрали, какой крутой и высокий склон нам пришлось преодолеть (50-60 град., снег, бывает же такое!). На обратном пути мы шли его по перилам. Никакой верхней полки не существовало, просто начались снежные поля крутизной 30-35 град. В разрывах тумана мы увидели справа от себя седловину Конгур (6750). Мы уже достигли её высоты. А впереди на склоне восточного гребня пика 6982 мы обнаружили ледовый разлом – теперь уже излюбленное место для установки лагеря. После обеда мы прошли 1 ч. 15 мин. Высота 6750. Вечером погода немного улучшилась.

31.08. Выход налегке (без бивуачного снаряжения) в 7 ч.20 мин. Наша задача – первовосхождение на пик Яманджар (7229). Ясное утро, сильный ветер. Обошли разлом слева (по ходу) и поднялись на восточный гребень пика 6982. Затем повернули на запад и поднялись к предвершинному ледосбросу, см. ф.5, который обошли с севера (35-40 град.). Немного лазания по крутому льду (50 град., 5м) и мы на плоской вершине пика 6982 (два часа от лагеря). Пусть это будет пиком 70-летия МАИ!

Пик 6982 заметно отделён от поднимающегося на Яманджар гребня: при спуске на седловину мы сбросили не менее 50 метров, см. ф.9 Гребень широкий, с карнизами на север, см. ф.8 и 9, поэтому мы шли по его южному краю. Мест для ночёвки предостаточно. В лицо с юго-запада дул сильный ветер. В 11ч. 20 мин. мы поднялись на восточную вершину Яманджара (7100), которая находится в центре “утюга” – массива этой горы, см. ф.3 и 4, и является доминирующей над верхним плато ледника Коксель. Это хорошо видно снизу. До главной вершины нам осталось набрать около 130м., наверное, это два часа. Однако ветер усиливался, видимость исчезла, сквозь клочья мчащихся облаков в последний раз увидели скальную башню Конгура (7719), см. ф.10.

Мы допустили ошибку! Наши палатки поставлены на склоне, в тумане их не найти. Совсем забыли мы этим ясным утром о переменчивости погоды в Кашгарских горах и не отметили поворот на гребне к палаткам воткнутой снежной палкой. Теперь нам страшно: ветер мгновенно заметает следы, найдем ли мы в тумане наш лагерь?

Обидно, но надо поворачивать назад. На гребне Яманджара следы еще кое-где сохранились, и мы, несмотря на плотный туман, легко дошли до пика 70-летия МАИ (6982). Ниже - хуже. Следов нет, пришлось напрягаться, чтобы отыскать хоть какие-нибудь косвенные признаки нашего пребывания здесь 3 часа назад. Иногда мы останавливались и подолгу всматривались в белую мглу, в надежде, что откроется какая-нибудь скала или знакомый участок ледопада. Однажды мы ждали разрыва в облаках около 15-ти минут. Спуск занял два часа. В лагере относительно спокойно. Видимости нет. На обеде решили, что ночевать лучше на нижнем разломе (6240).

В 17 ч. начали спуск. Быстро оказались ниже облаков. Несколько трещин на склоне стали открытыми, и непонятно, как нам удалось давеча не проломить все эти снежные мосты! Над площадкой 6480 с изумлением обнаружили 200-метровый 50-градусный снежный склон с цепочкой наших следов. Даже по хорошим смёрзшимся следам идти было страшно. Спускались по перилам, последний – аккуратно по следам, но в три такта (с нижней страховкой). Нижняя часть склона оказалась откровенно 60-градусной.

Через 1 ч. 20 мин. после выхода из лагеря спустились к месту вчерашнего обеда (6480). Ещё полчаса и мы у мульды 6240. Здесь мало что изменилось.

01.09. Выход в 9ч. Утро превосходное. Шли в кошках, хотя в начале спуска они не очень нужны. Поверхность фирна покрыта застывшей ветровой рябью. В самом конце, при спуске с ребра на ледник опять провесили веревку. От лагеря до плато ледника полтора часа. До ледопада перевала Бонингтона ещё полчаса. Наши следы в ледопаде превосходно сохранились. Ледопад преодолели за 1 ч. 40 мин. На этот раз пришлось поработать. Снег сильно протаял, мосты стали ненадежными, многие из них пришлось переползти. Ведущий пару раз провалился в “абсолютно безобидных” местах.

С седловины пер. Бонингтона за полчаса спустились до места обеда (28.08). Ниже – пологий открытый ледник. Спуск по леднику и моренам до места ночёвки с 27.08 по 28.08 (4605) занял 1ч. 20 мин.

5. ФОТОИЛЛЮСТРАЦИИ

Ф.5. На подъёме к лагерю 6240

Ф.6. Лагерь 6240

Ф.7. Путь по полке от лагеря 6240 к лагерю 6750

Ф.8. Вид с предвершинного взлёта пика 70-летия МАИ на гребень Яманджара и его северный склон

Ф.9. Вид на пик 70-летия МАИ с гребня Яманджара

Ф.10. Вид на Конгур (7719) с гребня Яманджара.

Ссылки:

1. Е.А. Белецкий, К.К. Кузьмин, В горах Кашгара, “Побежденные вершины, 1954-1957”, ГИГЛ, Москва 1959.

2. C. Bonington, Kongur: China’s elusive summit, Hodder and Stoughton, London, 1982.

3. А.А. Лебедев. Поход вслепую по Китаю, 2000, http://www.mountain.ru/world_mounts/pamirs/2002/Lebedev_Kitay2000/index.shtml

4. А.А. Лебедев, О.Г.Чхетиани, Отчёт о горном походе 6 к.с. по Китайскому Памиру, 2000, http://www.mountain.ru/mkk/biblio/pamir/lebedev/00/index.shtml

5. Л. Йоффе. China 2002 Successful first acsent of Jangmanjar (~7200m) in West Kunlun. http://echidna.rutgers.edu/expeditions/China02/default.htm