5.1.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА. ЧАСТЬ
1
5.1.
Бишкек - Ош - Алайская долина.
20.07.
Ранним
утром вылезаем из поезда. На вокзале
встречаем литовцев, их спутников -
поляков в Джамбуле ссадила казахская
полиция, придравшись к оформлению
виз. Чуть позже появляется представитель
киргизской турфирмы с регистрацией,
пропусками в Алайскую долину и
авиабилетами в Ош. На такси едем в
аэропорт. Дождавшись рейса, загружаемся
в маленький Як-40. Он вскоре поднимается
в воздух, под нами Киргизский хребет,
примерно в середине пути пролетаем
над зеркалом Токтогульского
водохранилища. При посадке случается
неприятный казус: заходя на посадку,
самолет делает крутой вираж, и тут же
по салону расползается густой запах
газа, выйти из салона нельзя, дверь
завалена нашими рюкзаками, свалившимися
с багажных полок. Выпрыгиваем из
запасного выхода и начинаем разбирать
завал. Воркуг слышны слова “газовый
баллон”, и на нас показывают пальцем,
мы ждем неприятного разбирательства.
Тут в дверях салона появляется
невозмутимый пилот и лениво произносит:
“А-аа, наверное, зажигалка”. “Да-да,
конечно, она самая”, - быстро киваем
мы и торопимся поскорее убраться из
аэропорта. Все-таки гостеприимна
памирская земля. Вечером в гостинице
в забросочном мешке обнаруживаем
пробитый балон.
21.07.
Выехав
в 8.00 на военном "козлике", быстро
забрасывемся в Алайскую долину.
Заезжаем на травянистые чукуры в
среднее течение реки, ведущей к перевалу
Транспортный. Здесь кругом цветы,
моросит мелкий дождик. Оптимальный
путь к леднику Восточный Кызылсу лежит
через этот перевал. Машина уезжает,
мы остаемся. Гор не видно, все затянуто
облаками, но наш перевал хорошо
просматривается – несложный осыпной
склон, кое-где пятна снежников. У части
группы жестокая горняшка, все-таки
заехали на 3700. Время 15.00, так что сегодня
мы еще успеем перенести часть груза
под перевал. Все заранее настроены
челночить, т.к. вес значительный. Наверх
по водоразделу ручьев уходит старая
дорога, видимо, она раньше вела к
летовкам. Вдоль дороги повсюду места
старых кошей. До перевала около 10-ти
километров и примерно 500 метров набора
по высоте. Проходим вверх 2 перехода.
Ручей раздваивается; оставляем заброску
в долине левого притока в 500 метрах
выше стрелки, тщательно заваливаем
ее камнями так как кругом полно сурков
и уходим в лагерь. На сегодня вполне
достаточно. Вечером тучи слегка
растягивает и мы видим пик Заря Востока
(6349) во всем его великолепии, пик Корумды
(6613) по-прежнему в облаках.
5.2.
Перевал Транспортный (1А, 4200).
Самый
простой путь на ледник Восточный
Кызыл-Су пролегает через перевал в
северном отроге главного хребта, так
как река из-под ледника Восточный
Кызылсу течет в глубоком конгломератном
каньоне. Подъем по долине р.Восточная
Кызылсу неудобен из-за отсутствия
воды. Перевал несложен – подъем с
запада совсем пологий, спуск осыпной,
довольно крутой и протяженный.
Ф.1.
На чукурах.
Ф.2.
Пер. Транспортный.
22.07.
1 день.
Выходим
в 10.00. Накрапывает дождик. 1-й переход
проходим по вчерашней старой дороге,
затем уходим с дороги, минуем стрелку
ручьев и уходим в долину правого
притока. 3-й переход идем по каменистому
руслу ручья около воды, затем ставим
лагерь на левом берегу ручья. Отсюда
наш перевал Транспортный уже выглядит
достаточно близким. В лагере обедаем,
затем уходим за оставленной вчера
частью груза. Выходим в 16.00, переваливаем
водораздел ручьев и спускаемся вниз
почти к стрелке. Водораздел наверху
плоский, покрыт высохшей травой.
Наверху много полярных маков, а на
склонах долины трава густая и сочная,
заросли цветущей дикой герани. Дорога
до заброски заняла 1 час. Раскидываем
камни, загружаемся и отправляемся
обратно. Доходим до лагеря назад чуть
больше, чем за час.
23.07.
2 день.
Выходим
в 8.00 с частью груза. Палатку оставляем
стоять. За 1 переход поднимаемся вверх
по правому борту ручья и доходим до
конца старого моренного вала. Долина
ручья остается справа по ходу. Мы уже
у перевального взлета. Подъем на
перевал проходим по осыпному склону
с крупными камнями. За 1 переход доходим
до конца взлета и оказываемся на гребне
высокого моренного вала. До седловины
перевала, которая замыкает осыпной
цирк, доходим траверсом склона, это
занимает еще 15 минут. Время 11.00. С
перевала видна долина Восточного
Кызылсу (Ф.3.).
Ф.3.
Вид с пер. Транспортный на ледник
Восточный Кызылсу.
Оставляем
груз и уходим в лагерь. В 11.45 мы у
палатки, обедаем. Снимаем лагерь и в
13.30. выходим наверх. Идем тем же путем;
после первого перехода около 30 минут
сидим под полиэтиленом на рюкзаках –
налетел шквал, сильный дождь со снегом.
Продолжаем движение, дождь то стихает,
то начинается снова. На перевал выходим
в 16.00. Еще на подъеме замечаем двух
людей в ярких куртках, на перевал они
выходят чуть позже нас, знакомимся.
Это люди из команды английской
экспедиции, о которой мы узнали еще в
Москве. Они показывают нам путь к
своему лагерю в кармане морены
Восточного Кызылсу и уходят вниз.
Спускаться надо не по долине, ведущей
прямо вниз от перевала, а по следующей
на юг, которая выведет выше по леднику.
Обсуждаем дальнейшую стратегию
действий. В результате оставляем груз,
принесенный еще утром, лежать на
перевале, а сами с бивуачным снаряжением
идем вниз. Чтобы попасть в нужную
долину, поднимаемся с седловины на
небольшой отрожек. Седловина осыпная.
За 15 минут спускаемся с перевала по
крупной осыпи. Снова приходится сесть
под полиэтилен – сильный дождь, ветер,
град. Еще за 30 минут доходим по долине
до кармана ледника и ставим лагерь
около палаток англичан. Время 18.00.
Попытку пообщаться с иностранцами
прерывает дождь.
24.07.
3 день.
Выходим
в 8.00. Сегодня нам предстоит забрать
заброску с перевала Транспортный.
Проходим по карману до долины,
непосредственно ведущей к седловине
и начинаем подъем. Долина в нижней
части узкая, приходится идти по ручью;
в верхней части перед перевальным
цирком долина расширяется. Подъем
простой, по средней и мелкой осыпи.
Уже на перевальном взлете нас накрывает
снежный заряд. Выходим на седловину
в 9.45, от лагеря шли 2 перехода. Забираем
груз и спускаемся по вчерашнему
маршруту (Ф.4.).
Ф.4.
Спуск с перевала Транспортный на
восток.
В
11.00 доходим до лагеря, отдыхаем и
обедаем. В 14.00 выходим вверх по леднику
с заброской третьего кольца. 1 человек
остается в лагере. Все переодеваются
в пластиковые ботинки, трекинги
останутся в заброске. Идем по удобному
левому карману, через 600 м начинаем
пересекать ледник. Это тяжелое занятие
– здесь высокие моренные холмы,
разрывы, ледовые реки (Ф.5).
Ф.5.
На леднике Восточный Кызылсу.
Пересекаем
ледник за 1 час 20 минут, затем около
часа движемся вверх вдоль правого
борта. Формируем заброску в камнях
морены.
Ф.7.
Место заброски.
Обратно
пересекаем ледник уже ниже, напротив
нашего лагеря. Это значительно легче
и занимает 50 минут, хотя на леднике
много грязевых озер. В 19.00 мы в лагере.
Ужинаем, а затем пьем чай с англичанами.
Они оказываются веселыми и компанейскими
ребятами, рассказываем много историй,
смеемся. Приятный вечер прерывает
сильный дождь. Пора спать.
5.3.
Перевал “Ворота Нуры” (2А, 4800).
Перевал
“Ворота Нуры” соединяет ледник,
стекающий с вершины 5368 на запад и
ледник, стекающий с нее же на восток.
Перевал несложный, но требует известной
аккуратности при прохождении; западный
и восточный склоны при большом
количестве снега могут быть лавиноопасны.
При прохождении реки, текущей с перевала
на запад, а также конечной морены
ледника могут возникнуть некоторые
пешеходные трудности.
Перевал
является очень логичным и простым
путем с ледника Восточный Кызыл-Су на
ледник Нура.
25.07.
4 день.
Выход
в 8.30. Поднимаемся на высокий гребень
боковой морены и выходим на ледник.
Пересекаем ледник в сторону долины
правого притока. Делаем небольшой
крюк вниз по леднику, при этом путь
становится легче, единственное
препятствие обширные пространства
глубокой густой грязи. Первый привал
на леднике, отсюда за 25 минут доходим
до гребня правой боковой морены и
спускаемся в карман. Здесь чудесное
место – чистые ручьи бегут между
причудливо разбросанными выветренными
камнями (Ф.8.).
Ф.8.
«Каменный лес» в правом кармане ледника
Восточный Кызылсу.
Мы
прозвали это место "каменным лесом".
Отдохнув, начинаем подъем по долине
реки. Слева по ходу долину запирают
высокие моренные валы, справа близко
подходит склон. Местами приходится
идти у самой воды. За 2 перехода от
"каменного леса" доходим до места
схода последнего моренного гребня.
За ним начинается ледник. Здесь обедаем,
т.к. еще хочется посидеть на морене,
не выходя на ледник. Обедаем долго, не
спешим, т.к. сегодня подниматься на
перевал мы не будем, а подойти под
взлет в перевальный цирк осталось
меньше километра по леднику. Перевал
выглядит весьма безобидно – классический
склон 2А-2Б (Ф.9).
Ф.9.
Пер. Ворота Нуры и пик 5368 с запада.
Сушим
вещи, впервые за много дней ясное
солнце. После обеда проходим еще 300
метров по узкому, круто поднимающемуся
вверх карману и выходим на ледник.
Здесь недалеко есть удобные моренные
площадки, до которых можно дойти не
связываясь, на них мы ставим лагерь в
15.00. Чуть позже начинается пурга,
сильный ветер.
26.07.
5 день.
Утром
надеваем системы и связываемся. Выходим
в 8.30. Подъем вверх по леднику до подножия
перевального взлета занимает 1 час,
глубокая тропежка, снега очень много.
В верхней части цирка есть трещины
(открытые и закрытые). Начинаем подъем
на перевал по краю осыпного склона с
крупными камнями ( в левой части
перевального склона) и снежного
кулуара. В кулуар мы выходить не
рискуем, он явно лавиноопасен, вдобавок
в нем лежат остатки старого лавинного
конуса. 30 минут поднимаемся вверх,
затем в самом узком месте пересекаем
кулуар направо. Дальше поднимаемся
вверх по гребешку с отдельными выходами
скал и камней. Все время глубина снега
по колено и выше. На гребешке устраиваем
привал. Еще один переход прямо вверх
выводит нас под скальный зуб. Над зубом
тропежка по пояс. Наш гребешок разделяет
две седловины перевала, так что дальше
вверх идти нецелесообразно, это слишком
высоко. От зуба некоторое время идем
прямо вверх, а затем траверсом направо
выходим на седловину. На перевале
оказываемся в 13.00. Тура нет, складываем
свой и называем перевал "Ворота
Нуры" (2А, 4800). У всей группы горняшка.
Ставим лагерь, нам нужно переночевать
на этой высоте, также мы хотим завтра
сходить на вершину 5368, возвышающуюся
справа над седловиной (Ф.10).
Ф.10.
Пик 5368 с пер. Ворота Нуры.
27.07.
6 день.
С
утра сидим в густом облаке, видимости
вообще нет. Собираем лагерь и ждем
погоду, возможно, нам удастся выйти
на вершину. К 10.00 ничего не меняется,
нам приходится начать спуск с седловины.
Движемся в связках по левой части
перевального склона. Из тумана выступают
осыпные полосы – проходим под ними,
чтобы не выскочить на лавиноопасные
склоны. После второй полосы поворачиваем
и быстро спускаемся со склона прямо
вниз. Позже, когда появилась видимость,
выяснилось, что мы нашли идеальный
путь, избежав пересечения двух огромных
снегосборников (Ф.11).
Ф.11.
Пер. Ворота Нуры с востока.
Ф.12.
На спуске с пер, Ворота Нуры.
Ф.13.
Движение вниз по леднику с пер. Ворота
Нуры.
Ф.14.
Язык ледника, спускающегося с пер.
Ворота Нуры.
По
леднику приходится двигаться по
компасу, строго на восток (видимость
30 метров). В центре ледника много
трещин, поэтому уходим к левому карману
и идем по краю ледника. После привала
спускаемся по небольшому сбросу вниз
к полосе морены. На вершине сброса
большие трещины, в одну из них ведущий
проваливается с головой. На морене в
месте слияния ветвей ледника обедаем.
Ф.15.
Слияние трех ветвей ледника.
После
обеда выходим вправо на ледовый лоб,
некоторое время идем по нему, затем
выходим в правый карман. Вскоре карман
становится неудобным для движения, и
мы возвращаемся на морену. После
привала выходим к центральной реке
ледника и идем по высокому моренному
гребню справа от нее. Спускаемся с
вала конечной морены к реке, вытекающей
из-под ледника.
Ф.16.
Долина левого притока Нуры, стекающего
из-под перевала Ворота Нуры.
Около
реки сидим на травке, решаем идти вниз
по ее правому берегу. Травянистые
склоны бортов долины довольно круты,
их пересекает множество мелких саев
(Ф.17).
Ф.17.
Саи в долине притока.
Ф.18.
Впереди долина Нуры.
Привал
устраиваем на взгорке, с него видно
устье долины. Начинается сильный
дождь. Через 15 минут путь пересекает
глубокий сай с крутыми бортами,
приходится спуститься к самой воде.
Стоим под камнем, с которого струями
стекает вода. Часть группы уходит на
разведку. Дальше путь простой, идем
около воды, скоро на низкой террасе
начинается тропа со старыми следами
копыт. По тропе быстро доходим до места
впадения нашей реки в Нуру и ставим
палатку на травянистой площадке над
стрелкой рек. Отсюда открывается
удивительный вид вниз по долине на
каньон Нуры и долину, куда нам предстоит
подниматься. Идет сильный дождь.
5.4.
Переправа через Нуру.
Река
Нура, по всей видимости, вторая после
Восточной Кызыл-Су водная артерия
Восточного Заалая. Пешая переправа
через нее представляется нам довольно
рискованной. Оба борта долины изобилуют
прижимами. Пешком долина, по-видимому,
непроходима, хотя по ней с самого
ледника идет хорошая конная тропа с
многочисленными свежими следами
подков. Наверное, долина используется
пограничниками заставы “Нура” для
регулярных дозоров.
Нура
является своеобразным “теплым углом”
вообще достаточно сурового Восточного
Заалая. Здесь мы увидели единственную
за весь поход арчу, в боковых долинах
много цветов.
28.07.
7 день.
Выходим
в 8.30. От места стоянки вверх уходит
тропа. Через 5 минут она подходит к
реке. Очевидно, что ручей, который
перед нами, не является главным руслом
Нуры. Этот поток не составляет труда
перейти по камням. Дальше тропа начинает
подниматься наискосок вверх на высокий
гребень старой боковой морены (Ф.19 и
Ф.20).
Ф.19.
Язык ледника Нура.
Ф.20.
Наверху
мы оказываемся среди невысоких холмов
старой морены, чуть выше видны ледовые
гребни и разломы. Оставив рюкзаки на
тропе, относим заброску чуть выше по
леднику и прячем ее в камнях под высоким
ледовым сбросом. Надеваем рюкзаки и
идем вниз. Идти приятно, тропа петляет
между холмов, на них растут отдельные
пучки травы и цветов. Через 20 минут
переходим каньон, круто спускающийся
вправо, к основному руслу Нуры (Ф.21).
Ф.21.
Конгломератный сай при спуске с языка
ледника Нура.
В
одном месте в борту каньона настоящая
ледовая пещера, где из-под конгломерата
выглядывает тело ледника. Минуем
каньон, и через 5 минут ходьбы по тропе
оказываемся у следующего. Наша тропа
резко ныряет вниз. Спуск крутой, иногда
непонятно, как по нему умудряются
проводить лошадей. За 15 минут мы внизу.
Перед нами бурный поток Нуры; в 500
метрах выше она вырывается из грота
языка ледника. После дождей и снегопадов
последних дней стоит большая вода.
Течение бешено крутит осколки битого
льда. Зрелище могучей реки угрожающее.
Долго ищем место брода и обдумываем
варианты. Соваться в воду нет никакого
желания. В конце концов, здравый смысл
и осторожность берут верх – мы решаем
пройти над рекой по языку ледника.
Недалеко от грота обедаем, затем
начинаем подъем. По осыпи быстро
доходим до льда и одеваем кошки. Высшая
точка ледового гребня, где мы очутились,
возвышается над рекой на 100 метров. С
гребня спускаемся немного вправо по
острому ледовому ножу (Ф.22).
Ф.22.
Обход брода через Нуру по языку ледника.
Ф.23.
Движение по перилам при спуске с языка
ледника.
Первый
идет с верхней страховкой, остальные
спускаются со скользящей страховкой
по закрепленной веревке. Последний
спускается с нижней страховкой,
выкручивая промежуточный бур. От ножа
вниз вешаем веревку до небольшой
полочки; с нее еще 2 веревки по ледовому
склону (Ф.23). 1-я веревка ведет вниз и
чуть вбок еще на одну полку, 2-я через
нависающий козырек уже прямо вниз.
Быстро спускаемся к реке под защиту
ледового склона, т.к. справа по льду и
осыпи постоянно летят камни. Не снимая
касок, за 20 минут по правому берегу
доходим до устья правого притока. Это
наша долина; здесь делаем привал,
расслабляемся, снимаем системы и
каски. Дальше идем вдоль воды по левому
берегу реки. Через 30 минут упираемся
в непроходимый прижим и вылезаем
наверх на террасу. Место удивительно
красивое, терраса заросла густой
травой и цветами (Ф.24).
Ф.24.
На террасе левого берега правого
притока Нуры.
Находим
чистый ручей и ставим лагерь в 18.00.
Палатку ставим уже под начинающимся
дождем. День был тяжелый, и по прямой
от места вчерашней ночевки мы прошли
не более 3 км. Весь день облачность,
мелкий дождь.
5.5.
Перевал “Четырех Мандаринов” (2Б
4700).
Перевал
“Четырех мандаринов” соединяет
правый приток Нуры, берущий начало в
южном цирке пика Белый и восточную
оконечность ледника Нура. Движение к
перевалу начинается по долине правого
притока Нуры. В нижней части долины
на левом берегу прижим, который
обходится поверху по травянистым
террасам. Дальше следует на всем
протяжении долины идти у самой воды.
Перевал находится в длинном западном
отроге вершины 4830.
N.B!!!
На
туристской схеме В.Ляпина допущена
ошибка: узловая вершина имеет высоту
не 4630, как на схеме, а ориентировочно
4830. Это видно даже при анализе
горизонталей на карте, вершина примерно
одной высоты с соседями в.4898 и в.4830. На
местности это видно воочию.
Сам
перевальный склон имеет перепад около
400 м, в западной части – опасность
ледовых обвалов. При меньшем чем у нас
количестве снега техническая сложность
перевала может возрасти, однако
физически прохождение станет очевидно
легче. Спуск с перевала – короткий и
некрутой осыпной склон.
29.07.
8 день.
Утром
просыпаемся в густом тумане, накрапывает
дождь. Видимость не более 5 метров.
Идти незнакомой и судя по всему не
очень простой долиной не хочется.
Решаем подождать погоды.
Ф.25.
Вид вниз по долине (виден каньон р.
Нура).
На
соседнем ручье слышится громкий шум
– по нему сходит сель. Шум продолжается
около 1,5 часов. После обеда облако
немного поднимается, собираемся и
выходим в 14.00. По нашей террасе нам
удается пройти всего лишь 100 метров –
мы упираемся в глубокий сай с отвесными
стенками. По нему и сошел сель утром,
еще более размыв русло. Спускаемся к
реке, но даже здесь преодолеть сай не
так просто – в устье сая лежит грязевой
конус с камнями; под ногами все плывет.
Вдоль воды проходим 1 переход, затем
переходим левый приток по камням,
минуем стрелку рек и продолжаем идти
по берегу. Выше стрелки проходим
несколько прижимов, их легко пройти
около воды; некоторые приходится
облезать невысоко над рекой. На привале
начинается сильный дождь. От места
привала проходим еще 15 минут, дождь
только усиливается. Накрываемся
полиэтиленом и решаем, что делать.
Погода всех предыдущих дней не дает
ни малейшего повода для оптимизма.
Немного растягивает, мы продолжаем
подниматься по долине. Перед нами
старый моренный гребень, с которого
стекает несколько потоков. Идем вдоль
русла левой (ор.) реки. Поднимаемся до
перегиба моренного гребня; здесь река
входит в конгломератный каньон.
Приходится вылезать наверх на террасу
морены; здесь ландшафт резко меняется.
Перед нами чудесные травянистые
площадки с разбросанными крупными
камнями. Отличное место для ночлега.
Ф.26.
Вид на запад из верховий долины притока.
Виден пик 5368 и пер. Ворота Нуры.
Ф.27.
Правый борт долины притока.
Ф.28.
Пик Белый.
Пересекаем
бурную реку, левый приток реки, по
которой мы поднимались, и ставим
лагерь. Вид вокруг замечательный –
впереди наш моренный вал круто
обрывается к "сковороде", по ней
течет река из цирка пика Белый (Ф.28).
Направо наш вал выводит в левую ветвь
ледника; решаем идти логичный перевал
в ее верховьях. Вечер в нашем лагере
великолепный – погода улучшается, и
сквозь тучи впервые за долгое время
пробивается солнце (Ф.26).
30.07.
9 день.
Утром
ясно, выходим в 8.30 в сторону перевала.
Меньше, чем за 1 переход выходим по
морене на открытый ледник. На привале
связываемся и продолжаем подъем. За
второй переход проходим перегиб
ледника, открытый крутой лед обходим
по камням морены, и выходим в верхний
цирк ледника. Ледник закрывается,
снега много, и сразу начинается глубокая
тропежка. Небо практически безоблачное,
перевал хорошо просматривается при
ярком солнце. Под склонами перевала
и цирка лежит множество лавинных
конусов (Ф.29).
Ф.29.
Перевал Четырех мандаринов с севера.
Ф.30.
Перевал Четырех мандаринов с севера.
На
привале, не доходя до перевального
взлета, обсуждаем оптимальный путь
подъема. Подъем на перевал состоит из
двух взлетов и небольшой террасы с
бергшрундом, в верхней части крутизна
склона около 45 0.
Решаем идти по левой части взлета
вдоль лавинного конуса, через небольшой
перегиб выйти в верхнюю часть склона,
а там двигаться вдоль скал (Ф.30). Правая
часть перевального склона для подъема
непригодна – над ней нависают сераки,
под ними многочисленные следы обвалов.
Начинаем подъем. В нижней части склона
идем по краю лавинного конуса. Тропежка
очень глубокая – местами по грудь,
тропящий по несколько минут не может
сдвинуться с места (Ф.31).
Ф.31.
Тропежка при подъеме на перевал.
Крутизна
примерно 350.
Перепад в 100 метров проходим за 1,5 часа.
За перегибом идти становится немного
лучше, быстро подходим к бергшрунду,
в правой части он сильно разорван, в
левой (у нас) перекрыт лавинным конусом.
Проходим еще около 50 метров под скалы,
первая связка начинает движение по
скалам, скалы мокрые, довольно сильно
разрушенные, ребята провоцируют
небольшой камнепад. Понимаем, что это
плохой путь. Первой связке приходится
вернуться. Вешаем веревки вдоль скал
по льду (Ф.32).
Ф.32.
Навеска перил в верхней части
перевального склона.
Одна
веревка по льду, затем еще две по
ненадежному снегу, и последняя веревка
– траверсом на перевальный гребень,
самая низкая седловина в 50-ти метрах
к западу. На перевал выходим в 14.00.
Погода резко портится, быстро складываем
тур. Называем перевал "4 мандарина"
(2Б* 4700), с него отлично просматривается
китайская территория.
Ф.33.
Перевал Четырех мандаринов с юга.
Ф.34.
Перевал Четырех мандаринов с юга.
Спуск
осыпной; траверсируем осыпной склон
юго-западного цирка вершины 4830 на
восток. Дует сильный ветер, укрывшись
за большим камнем, обедаем. После обеда
быстро траверсируем склон до пограничного
с Китаем гребня и спускаемся по осыпи
до широкой седловины простого перевала
в Китай. Погода еще ухудшается, грохочет
гром, очень сильный ветер. С низовий
ледника Нура идет гроза. На перевале
плотно спрессованный мелкий гравий;
на нем ставим палатку. Называем перевал
"Великий путь"(1Б 4600). Ветер все
усиливается, начинает идти густой
снег.
5.6.
Траверс вершины 4812 (2Б).
Вообще-то
говоря, траверс в.4812 планировался нами
как подготовительный этап к восхождению
на пик Иркештам. К сожалению, восхождение
сорвалось, вместо него получилось
полтора дня отсидки. Поэтому траверс
выглядит, быть может не вполне логично,
зато это было одно из красивейших мест
за весь поход.
31.07.
10 день.
Утро
очень ясное, все вокруг видно на много
километров. Много фотографируем.
Морозно.
Ф.35.
Рассвет на Заре Востока.
Ф.36.
Начало траверса вершины 4812.
От
нашего перевала на юг уходит гребень,
постепенно поворачивающий на запад,
к вершине 4812. За вершиной гребень
раздваивается – одна ветвь ведет на
юго – восток, к склону пика Иркештам;
вторая ветвь уходит на запад и спускается
к леднику. Начинаем подъем по гребню,
сегодня мы хотим подойти под склон
пика Иркештам (надеялись сделать это
вчера, но помешала погода). Выходим в
10.00. От перевала быстро поднимаемся
вверх на снежный лоб, здесь гребень
поворачивает на запад. В сторону Китая
свисают большие карнизы.
Ф.37.
Траверс вершины 4812.
Ф.38.
Пик Иркештам.
Ф.39.
Вершина 5480 в Китае.
Идется
легко, несмотря на глубокий снег -
тропежка местами выше колена. Несколько
жандармов преодолеваем в связках,
страхуя друг друга через выступ.
Проходим вершину 4812, здесь от гребня
отходит отрог в западном направлении,
сам гребень поворачивает на юго-восток.
Гребень, в основном, снежный.
Ф.40.
Пик Заря Востока, пер. Предвершинный,
пик 5368 и пер. Ворота Нуры с вершины
4812.
Ф.40*.
Пик Заря Востока, пер. Предвершинный,
пик 5368 и пер. Ворота Нуры с вершины
4812.
Скоро
подходим к большому жандарму, перед
ним надеваем кошки. Жандарм проходится
в связках. По очереди аккуратно страхуем
друг друга – лед и скалы чередуются.
Едва вторая связка успевает пройти
жандарм погода быстро портится –
гремит гром, черные тучи затягивают
небо. С максимальной скоростью проходим
последний жандарм и ставим палатку в
маленькой снежной мульде на гребне.
Гремит уже не на шутку, снимаем с себя
все железо и вместе с кошками и
ледорубами складываем в некотором
удалении от палатки Это сделано очень
вовремя – начинается гроза, сильная
метель с ветром. Лагерь поставлен в
14.00. До начала подъема на пик Иркештам
около 100 метров простого снежного
гребня. До вечера непогода не позволяет
нам продолжить движение. Ночью
сильнейшая гроза, от молний светло
как днем.
01.08.
11 день.
Утром
очень сильный ветер, метет. Выпало
много свежего снега. Выход на пик
Иркештам откладываем. Примерно к 11.00
погода устанавливается, но время для
восхождения упущено. Рано обедаем и
выходим на разведку по гребню под
склон пика. При выходе со скал на
снежный гребень, от которого начинается
подъем на пик, из-под нас сходит огромная
снежная доска. Лавина затронула
практически весь цирк (Ф.41).
Ф.41.
Сошедшая снежная доска.
Обсуждаем
ситуацию и возвращаемся в палатку. На
склоне горы видны доски ничем не
уступающие сошедшей, т.к. четко
выраженного гребня здесь нет (Ф.42).
Ф.42.
Панорама Заалайского хребта.
Идти
на вершину после такого предупреждения
страшновато. Настроение несколько
подавленное. К вечеру погода опять
портится
02.08.
12 день.
Выходим
в 9.00 и начинаем спуск сниз к заброске.
Дует довольно сильный ветер, видимость
плохая – густой туман. В связках
обходим жандарм снизу по крутому
снежному склону страхуя друг друга
через выступы жандарма, затем пересекаем
снежный кулуар в верхней части. Под
ногами гудит снежная доска. Еще один
жандарм также обходим снизу, пересекаем
снежный склон и идем прямо вниз по
границе маленького осыпного ребрышка.
Быстро спускаемся до ледника. Здесь
большие закрытые трещины, ведущий
передней связки часто проваливается.
Идем по правому краю нашей ветви
ледника. При слиянии с основной ветвью
ледник становится открытым и сильно
разорванным. Привал устраиваем на
разорванной части ледника, снимаем
теплую одежду, т.к. появляется солнце.
Ф.43.
Восточная оконечность ледника Нура
и пик Иркештам.
Ф.44.
Западная оконечность ледника Нура,
пик Заря Востока и перевал Предвершинный.
Ниже
зоны трещин ледник становится
заморенным. Правее по ходу морена
разорвана большими трещинами, мы
уходим под склоны в левую часть ледника.
Через некоторое время пересекаем
ледник обратно к правому карману.
Проходим по карману некоторое время,
идем по руслу реки и правой террасе
над ней. Начинается сильный дождь со
снегом. Место нашей заброски уже видно.
После привала уходим влево на моренный
гребень, по нему спускаемся вниз до
открытого льда, переходим ледовую
реку; снова по морене обходим ледовые
сбросы и разломы и оказываемся у
заброски в 15.00 голодные и усталые. Для
обеда ставим палатку, т.к. снизу по
долине Нуры тянет темные угрожающие
тучи. Погода переменная, в основном
дождь. Место лагеря очень красиво –
рядом небольшое озерцо, в котором
отражаются окрестные горы. Желания
идти сегодня вверх по леднику ни у
кого не возникает.
|