Ф.1.
Лик Сарыджаза.
САРЫДЖАЗ
- 96
Александр
Ершов
.
27.09.1996
20-15. Гостиница в Караколе (Пржевальске)
Долетели
без эксцессов. Они начались позже, на
ж/д вокзале в Бишкеке. Местная милиция,
обыскав одного из нас (Серегу Киреева),
почувствовала запах денег. Почти все
(по врозь) были досмотрены и раскручены
на не очень большую сумму. Сценарий
прост как у всех уголовников: один
пересчитывает твои деньги, а второй
отвлекает, требуя показать карман,
снять ботинок и т.п. Было довольно
противно, но мы, тем не менее, сохраняли
оптимизм. За что и поплатились. Дмитренко
уже перед самым отъездом в Каракол,
пошел менять общественные деньги и
был задержан (опять). На этот раз ему
подсунули фальшивый полтинник и хотели
отправить в кутузку. Выкуп обошелся
в $250. После таких злоключений мы
постарались поскорее покинуть
"гостеприимный" Бишкек. До Каракола
добрались за 7,5 часов и $150. По дороге
обедали в какой-то юрте (кафе такое).
Сразу оформить пропуска в погранзону
не получилось, но вроде должны сделать
завтра с утра. Погода довольно
прохладная, а горы - заснеженные. Одна
радость - питание обильное (даже
слишком). Докупил фталазол и уголь (на
всякий случай). На базаре произошел
забавный случай. Покупаю я этак пиво
нам к ужину и вдруг слышу сзади: "Do
you speak English?". Думаю: "Ну вот, блин".
Оказалось какие-то немцы болтаются
тут в поисках приключений. Попросились
с нами. Ну, это вряд ли, мне кажется.
Местные дыни резко отличаются от
московских, а арбузы, почему-то, нет.
Манты в Караколе определенно вкусные.
Вторую ночь живем в цивильных условиях
(в гостинице) - не характерно для похода.
Вообще начало какое-то скомканное.
Может, это и к лучшему и дальше все
пойдет как по маслу? Посмотрим.
29.09.1996
7-10. Под перевалом Уччат (3731)
Как
я накануне отравился! Ужас. Ночь в
гостинице прошла в различных желудочных
мучениях с маленькими перерывами на
сон. Весь следующий день (28-е) я ходил
полудохлый и ничего не ел. Не пошли
мне впрок эти манты (или арбуз?). Кстати,
остальные тоже с трудом акклиматизируются
к местной пище так что туалетная бумага
уходит со свистом. Из-за волокиты с
документами мы выбрались из Пржевальска
только в ~12-30. Обещанный автобус нам
заменили на Камаз-скотовоз, (и правильно
сделали) сказав, что он гораздо
быстроходнее. Дорога довольно быстро
приблизилась к горам и мы бодро полезли
в перевал Чон-Ашу (3890). Он встретил нас
морозцем и приветливым снегом в
физиономию. На спуске пошел проливной
дождь. Кузов стало заливать. Заткнули
дырку ковриком. Добрались до Иныльчека.
Дорога дальше ухудшилась, но оставалась
вполне проезжей. Уже в темноте мы
остановились перед промоиной, не
позволяющей ехать дальше. Таким
образом, нам остается 5-6 км перевального
взлета (900 м высоты) и спуск к Сарыджазу
(11 км). Когда мы ставили палатки, Палыч
сказал, что в прошлый раз в этом месте
уже был снег. Он, как по команде, тут
же пошел, но к моменту ужина все же
прекратился. Выглянула луна и было
очень красиво, хотя и мрачновато -
заснеженные горы, одной стороной
отражающие лунный свет, с другой
совершенно черные..
03.10.1996
8-40. Стапель на Сарыджазе (в устье
Уччата)
.Перерыв
в записях был вызван большой усталостью
и плохим самочувствием. Перевал Уччат
был преодолен сравнительно легко:
Палыч сумел договориться на заставе
с киргизами насчет лошадей, так что
рюкзаки у нас были по ~20 кг. Правда,
высота все равно чувствовалась. На
перевальном взлете у меня пульс был
208 уд/мин.
Ф.2.
Подъём на пер. Уччат, утро первого дня.
Слева направо: Андреев, Емельянов,
гужевой транспорт, Киреев, Кинкулькин
(сидит).
За
перевалом сразу стало теплее. Непривычная
поклажа на лошадях все время норовила
сползти (особенно на коне, которого
вел Серега Киреев). Из-за этого мы
спускались дольше, чем могли бы. Возле
слияния ручьев Кара-Арча и Уччат стоит
брошенная погранзастава Кара-арча.
Ребята рассказывают, что еще недавно
здесь все действовало, и местные воины
их активно задерживали. Но сейчас
кругом запустение, домики (деревянные
- а кругом ни одного кустика!) потихоньку
разваливаются, хотя в них сохранились
прекрасные пружинные кровати,
(солдатские, двухъярусные) на которых
мы и переспали. Вечером всех начала
мучить горняшка и еда осталась почни
нетронутой. Мои желудочные симптомы
продолжались, несмотря на съеденную
горсть левомицетина, к ним добавились
еще озноб и температура.
Наутро,
т. е. 30.09 нам предстояло идти дальше
вниз по Уччату, но уже без всяких троп.
Чувствовал я себя с утра хреновейше,
но решил все равно идти, в надежде, что
хворь выйдет с потом. По-прежнему
ничего не ел (уже третий день организм
ничего не принимает). Сил хватило
только на полдня. Берега, вначале
пригодные для ходьбы, превратились
потом в отвесные стенки и нам приходилось
прыгать по камням чуть ли не в самом
русле ручья. Недалеко от заставы,
которую Палыч перекрестил в "турбазу"
увидели яка. Странно, что в естественных
условиях он такой же облезлый, как и
в зоопарке. В одном из каньонов стены
сближались вверху, из-за чего солнца
там почти не бывает. Пришлось облезать
по скалам два очень красивых водопада.
Ниже их появилась растительность, но
как назло почти вся (кроме тамарикса)
колючая ужасно. Места, конечно,
бесподобные, вот только чувствовал я
себя ужасно. Дима Кк
тоже
приболел каким-то гриппом и обратно
мы с ним еле доволочили ноги к 18-30 (а
вышли в 10-00). В этот вечер первый раз
поел и даже пытался выпить, но безуспешно.
Ф.3.
Вымотались все за эти три дня здОрово.
С. Муравьёв на стоянке в устье Уччата
(стапель).
В
общей сложности дорога от турбазы
"Кара-арча" до Сарыджаза заняла
у нас трое суток: в 1-й день мы отнесли
довольно тяжелые рюкзаки (спасибо,
ребята меня немного разгрузили) до
полпути и налегке вернулись на заставу,
во 2-й день со сравнительно легкими
рюкзаками дошли до Сарыджаза и там
переночевали, и в третий день, т. е.
вчера (02-10), сходили полдороги вверх
за первой партией груза. Шли главным
образом вдоль Уччата, по береговым
камням, иногда вылезая повыше на
какую-нибудь сыпуху. Вымотались все
за эти три дня здорово, особенно тяжело
пришлось Диме Кк, который только
сегодня более или менее оправился от
болезни. Теперь, правда, начал хиреть
Паша, но может обойдется. Многие стерли
ноги и весь запас пластыря разошелся
быстро. А Серега Киреев так вчера
отстал от всех из-за стертой ноги, что
мы забеспокоились и отправили гонцов
встречать его (слава Богу, все в
порядке).
19-00
того же дня.
Весь
день собирали катамараны. Вроде все
на месте. У Палыча кат оказался меньше,
чем мы ожидали увидеть. Погода ничего
себе, но очень холодный ветер с гор. А
когда мы позавчера пришли сюда, была
такая теплынь!
Так
что повторить сегодня "уччатинг"
не сложилось. (Уччат перед самым
впадением в Сарыджаз образует
мини-каньон, где можно пройти только
по воде. Вчера Буба, Дмитренко и Муравьев
там гуляли и назвали это занятие
"уччатингом").
Ф.4.
Стоянка в устье Уччата,
стапель, компот из облепихи. Слева
направо: Кинкулькин, Андреев (под
деревом).
Вода
в Сарыджазе медленно падает (вроде
бы) это нам на руку - речка и так могучая.
Завтра встанем на воду.
05.10.1996
8-50. Стоянка возле устья р. Куюкап
Вчера
был первый сплавной день - и сразу 3
киля. Вышли мы поздновато - я и Шура
что-то прокопались с барахлом. Около
12 тронулись. Окружение у реки, конечно,
грандиозное. Ну ни фига себе, если у
тебя правый берег - гора, за снежную
вершину которой задевают тучи. Через
несколько поворотов показался порог.
Посмотрели. Камней много, проходы тоже
встречаются. Пошли. Палыч зацепил пару
булыжников, мы прошли более или менее,
двойка тоже. Едем дальше по схеме плес
- небольшое сужение -плес. Холод жуткий.
Температура- то вроде и ничего, но с
гор такой ледяной ветер, что моментально
скукоживаешься даже в гидре. Вдобавок
он (ветер) поднимет с береговых пляжиков
тучи песка, который лезет везде.
Почему-то всем очень отрадно сознавать,
что на этих пляжиках ни одного следа
не было и нет (и вряд ли будет).
Ф.5.
Прохождение порога на участке
Уччат-Куюкап. Сзади Ершов-Емельянов-Дмитренко,
спереди Буба-Муравьёв.
Неожиданно
перевернулась двойка. Ребята заговорились
и въехали в какую-то бочку лагом.
Муравьев выдернул морковкой Пашу, а
мы на кате - Мастера с двойкой. Ничего
страшного, только мерзнуть они стали
еще сильнее. Тут подошли мы к порогу
перед впадением Куюкапа. Порог простой
- здоровенный котел и чистый язычок
слева. Но Дмитренко с Муравьевым
захотели приключений, а мы с Бубой
пошли у них на поводу. В результате
котел не пробили, катамаран встал на
кормовую свечу и перевернулся. Все на
удивление быстро вылезли на него и
даже с веслами, только вот чалиться
особо негде: оба берега - стенки. Наконец
забили кат в какую-то пещеру левого
берега. Тут и Палыч поспел. Перевернули
кат и выяснилось, что у нас дыра в
правом баллоне - видимо, трубой каркаса
пробили, как на Мзымте. А Шурик (пассажир
наш) остался на левом же берегу, но к
нам ему не пройти - стенки мешают.
Перечаливаемся на правый берег - двойке
крикнуть, чтобы они порог обнесли и
Шурика к нам перевезли. Только поднялись
мы с Дмитренко метров на 30 вверх,
смотрим - к нам двойка плывет. Уже
перевернутая. Где они залегли, никто
кроме них не видел, но еще до основного
слива. Перевернули мы с Лехой двойку
обратно (а на ней тогда уже вместо
замерзшего Паши Киреев сидел) и
доставили они нам Шурика. Палыч уже
ниже нас ждал, на стоянке (~500 м).
Сегодня
утром баллон заклеили. Жаль только,
что ни один киль не был заснят.
Ф.6.
Ночёвка в гротах в устье Куюкапа.
Палатку
мы с Шурой поставили в своеобразном
гроте - здорово смотрится. Ходили
гулять на Куюкап. Там скалы белого и
черного мрамора замечательно красивые.
Всякого рода пленки извели соответственно.
06.10.1996
9-10. Гидропост ниже р. Куюкап
Вчера
был короткий день, вышли в 14-00, т.к.
Палыч с ребятами прибивали на скале
в устье Куюкапа табличку: "Щанов
Алексей Евгеньевич 1969-1995. Погиб при
разведке каньона Джамансу".
Прошли
Куюкапский каскад - ничего особенного.
К 15-30 дошли до гидропоста, где остались
на ночлег. Здесь у ребят осталось много
вещей с прошлогоднего похода. Мы уже
и так прибарахлились и на Уччате, и на
Куюкапе - все время находили брошенные
катамараны и вещи. Нашли спасжилет
Некрылыча - забавно!
Ф.7.
Застава (гидропост, турбаза) Джамансу.
Слева направо: Лабеев, Киреев (перед
зеркалом), Андреев, Кинкулькин, Муравьёв.
Ф.8.
Вещи Алексея Щанова, погибшего в 1995
г., оставленные на заставе Джамансу.
Вечером
ходили на разведку в каньон. Говорят,
там три щели. Мы видели первую - красиво,
река сжимается до 1-1.5 м на протяжении
20-30 м. Посмотрели порог Золотой ключик-1.
Впечатляет. Где-то за ним 2-я щель.
Сегодня перенос лагеря за первую щель
к пор. Золотой ключик-1.
Того
же дня 17-55. Лагерь над пор. Золотой
ключик-1.
Хороший
рабочий день. С утра довольно быстро
доехали до первой щели и в таком же
темпе обнесли ее. Поставили лагерь в
единственно возможном месте (на
повороте реки). Перекус и разведка до
Золотого ключика-2. Палыч и двушка
решают обнести 1-й ключик. Сообща
обносим их четверку на страховку. Паша
с Мастером ждут нас возле 2-ой щели
(~300 м ниже). Идем. Поскольку порог не
пройденный, его мощь оценить можно
только на глаз. На деле она превзошла
и так немалые ожидания. Три мощнейшие
бочки с общим перепадом метров 6. Первую
можно объехать слева по языку. Так мы
и сделали и потом врубились во вторую.
Выехали оттуда на кормовой свече и в
полной эйфории. Только развернули
катамаран и упали в третью бочку. Там
и перевернулись. Хотя с берега она
казалась самой проносной.
Ф.9.
А. Дмитренко в
гроте л.б. между пор. Золотой ключик и
Щелью-2 («Зиндан знаешь?»).
Все
мигом вылезли на кат (уже, видимо,
рефлекс такой) только Серега Муравьев
ударился о камень. Нас благополучно
забило в улово левого берега, где мы
поставили катамаран на ровный киль и
двинулись к щели. Подошел туда же и
Палыч. Там Мастер с Пашей помогли
вытащить каты на скалы левого берега,
а затем общими усилиями на двух веревках
мы пропихнули их через щель. Теперь
дорога только вперед, до Джанаджера
(левый приток, по которому выход). Все
усталые, но довольные ждут ужина.
.
08.10.1996
18-20. Стоянка в ~500 м выше впадения р.
Джамансу (левый приток)
Сегодня,
как верно заметил Буба, знаменательный
день - мы вышли на участок реки, о
котором не известно ровным счетом
ничего. До этого о каньоне, оставшемся
сегодня позади, отрывочные сведения
были. Для их пополнения вчера была
организована разведка. С утра группа
разделилась на 2 части: наш катамаран
с Крюковым (как главным горником)
вместо меня отправился за порог
Ключик-2 (где их приложило об стенку
правого берега) навел переправу на
правый берег, т.е. Крюков с Дмитренко
навесили веревку на левом берегу, а
на правом была приличная полочка.
Затем они по правому берегу отправились
к щели N3.
Тем
временем, оставшиеся делали проводку
двойки через щель N2. Участок каньона
до нее Паша с Мастером лихо пролетели,
потом мы прицепили кат на 2 веревки и
протащили его (с Пашей на борту - он
отпихивался от стен) через щель.
Разведчики вернулись только часам к
5. Они выяснили, что 3-я щель напоминает
вторую, а до нее еще 5 порогов, сравнимых
с Ключиком-2.
Ф.10.
Прохождение порога Зол. Ключик-2.
Сегодня
двинулись. Полдня (до 14-00) ушло на обнос
и, главное, спуск вещей и людей (нашего
ката) по навешенной вчера веревке. В
это время Палыч прошел, а двойка обнесла
Ключик-2. Пошли дальше. Пороги не очень
сложные, но мощные, так как река стиснута
каньоном. В пороге N3 мы въехали в
основную бочку и опять встали на
кормовую свечу, но удержались (на самом
деле там надо идти слева направо). Зато
порог N4 - здоровенную бочку через всю
реку - мы удачно объехали справа по
канализации. Порог N5 находится
непосредственно перед щелью и
представляет собой довольно пологий
слив с боем в левый берег. Туда- то нас
и ударило. При этом пропоролся левый
баллон, да так, что мы еле успели
зачалиться. Заклеились быстро.
Ф.11.
Ремонт четвёрки в каньоне Джамансу
перед Щелью-3. Виден кусок порога Пашкин
флюс. Слева направо: Емельянов, Ершов,
Дмитренко, Буба (помогает зачалить
жёлтую двойку).
За
это время двойку проволокли через
щель. Пошли мы. В результате несогласованных
действий (наших и протаскивающих)
катамаран сначала заклинило поперек
на входе в щель (и сломало продолину),
а затем в самой щели. Общими усилиями
кат был поставлено на ребро и протащен
через щель, при этом на нем осталось
только 3 человека из 5 (мы с Шурой - на
скале с веревками). Более удачно (но
тоже на ребре) через щель был проведен
белый катамаран, на который мы сели
вшестером. Остальные ждали нас немного
ниже.
Ф.12.
Двойка (Лабеев-Андреев) перед Щелью-3
в каньоне Джамансу.
Ф.13.
Мраморные стены каньона Джамансу (вид
вверх с той же точки, что фото 12).
Ф.14.
Вид на Щель-3 сверху.
Вернувшись
на свой катамаран, мы наконец выплыли
из замечательно красивого каньона.
На выходе, высоко в скале левого берега
сквозная пещера с перемычкой образовала
какое-то дикое лицо, см. фото 1.
.
10.10.1996
8-00. На камнях у впадения Кичик-Караичкасу
(правый приток).
Вчера
мы столкнулись с рядом проблем.
Во-первых, мы нарушили границу
суверенного Китая (за впадением
упомянутого притока правый берег
Сарыджаза - Китай). Во-вторых, похоже
мы уткнулись в каньон почище прежнего.
Первые метров 200 просматриваются с
полки правого берега и весьма впечатляют.
Трехступенчатый порог в этом месте
решили назвать "Мужчина и женщина".
Первая ступень - слив под правым
берегом, вторая - неочевидные проходы
вокруг двух близко-близко лежащих
похожих друг на друга камней (мужчины
и женщины), и, наконец, третья - водопад
высотой ~4 м слив прямой примерно под
45-60 градусов (хотя сверху трудно
оценить) по нашей воде слева и справа
основного языка были маленькие струйки
между камнями и берегом. Это дает
возможность при нештатной ситуации
посадить судно на камни (желательно
справа), а левая струйка (она мощнее)
несколько осложняет выходную бочку
водопада. Оба берега - стенки высотой
30м (мы мерили). Спуск к воде с нашего
берега (правого) есть только в одном
месте (~30м ниже водопада). Ступени
порога "Мужчина и женщина"
разделены участками быстротока метров
по 20-30. Далее до правого поворота реки
один порог со средней бочкой и все
упрощается.
Ф.15.
Вход в порог Мужчина и Женщина в каньоне
Майбаш.
За
поворот можно заглянуть только с
левого берега. Подняться туда можно
по расщелине немного ниже по течению
относительно единственного спуска с
правого (нашего) берега. Весь вопрос
- как вернуться обратно с этой разведки.
Г-ном Дмитренко А.В. был предложен
вариант. Группа из 4 разведчиков (тех
же что и в прошлый раз) спускает один
катамаран (наш) с правого берега,
сплавляется к месту выхода на левый
берег, поднимается на полку, насколько
она позволит, просматривает каньон
дальше. Возвращаться же им придется
так: по полке левого берега пройти
выше (по течению) места выхода и
спуститься по отвесной 30-метровой
стене к воде, где их по 2 человека будет
снимать второй катамаран (белый),
траверсирующий реку с места старта
первого катамарана и возвращающийся
обратно. Весь вечер продолжалось
эмоциональное обсуждение этого плана.
Тонких
мест, очевидно, два:
1.Много
лазанья по веревкам, которым не все
одинаково хорошо владеют (вернее,
почти все одинаково плохо), а спуск
непосредственно к воде (~5-7м) на правом
берегу возможен только по веревке, да
и всем возвращающимся необходимо
слезть по отвесной стене и при этом
попасть на катамаран, стоящий "под
парами".
2.
Судну, снимающему разведчиков, предстоит
сделать 4 траверса (2 туда и 2 обратно)
в месте не очень для этого пригодном.
Стоит им один раз не угрестись и чалка
возможна только там, где поднимались
разведчики. Тогда восьмерым или
шестерым (если двоих уже перевезут)
людям предстоит вытащить катамаран
на левую полку, обнести его выше по
течению, спустить по той же 30-метровой
стене, слезть самим и еще раз попробовать
сделать траверс. Все в общем понимают,
что план сложный и небезопасный, хотя
и выполнимый.
Ф.16.
Карта с маршрутом из отчета С. Крюкова
1999 г. [4]. Оранжевой
линией показан маршрут 1966 г. Лиловой
линией показана фактическая граница
Киргизии и Китая.
Что
же остается кроме него?
1.
Уходить по Кичик-Караичкису через
Китай, взяв с собой двойку, через
перевал 3999 м спуститься к Сарыджазу
напротив впадения Куюкапа, переправляться
на двойке и выходить дальше.
2.
Плыть дальше (от места спуска на правом
берегу) "на авось", учитывая, что
по всем признакам каньон должен
достаточно скоро кончиться.
3.
Попробовать облезать стенку правого
берега, которая перекрывает полку и
не дает пройти дальше. (Сейчас Леха с
Мастером пытаются это сделать).
Лично
я за второй вариант, но он был сразу
отметен Палычем как непригодный, из-за
риска налететь на какой-нибудь завал
или водопад. Хотя мне кажется, что
вероятность этого меньше, чем
какой-нибудь аварии при задуманной
разведке. Сейчас 9-45 (я прервался на
завтрак) и "прения" продолжаются.
Кстати, о завтраке: наше с Серегой
дежурство на Джамансу было, видимо,
последним праздником живота, т.к.
продуктов осталось на 4 дежурства, а
их надо растянуть на 7-8. Так что времени
у нас тоже в обрез, но все полны решимости
прорываться вперед к Джанаджеру.
Только вот способ бы выбрать.
.
11.10.1996
10-45. Та же стоянка у Кичик-Караичкису
Вчера
группой была осуществлена достаточно
глубокая разведка возможностей сплава
и выхода. Для этого Мастер и Лешка
перелезли отрог хребта правого берега
(перекрывавший полку) и просмотрели
каньон дальше. Им удалось даже в одном
месте спуститься к Сарыджазу, затем
они залезли еще на один хребтик (200-300
м высотой), но спускаться уже не стали,
хотя видели, спуск есть, и он ведет на
широкую террасу. Характер реки на всем
протяжении от порога Мужчина и женщина
довольно спокойный с локальными
препятствиями невысокой сложности,
однако имеется один весьма сложный
порог (Великий Анус), обнести который
затруднительно или невозможно. Он
представляет собой большой камень у
левого берега, на который наваливает
вода и от него вся струя бьет в правый
берег, образуя очень мощный прижим
под отрицательную (но не круто) стенку.
Теоретически возможна чалка влево на
камни прямо перед большим (на котором
навал), но разведчики оценили ее как
малореальную. За порогом ~ 20 м быстротока
и затем не менее 100 м спокойной воды.
Чалка перед порогом возможна в 20-30 м
при этом правый берег- осыпь, переходящая
в крутой склон, левый - отвесная стена
высотой от 30 до 50 м. При отказе от
прохождения порога возможен выход
либо вперед на террасу с переправой
на левый берег и далее на Джанаджер,
либо назад по пути разведчиков к нашей
нынешней стоянке. И в том и в другом
случае суда придется бросить.
Ф.17.
Порог Великий Анус (съёмка А. Дмитренко
и А. Лабеева во время разведки каньона
в 1996 г. В следующие годы порог был
размыт и существенно упростился).
В
это же время Буба, Паша и Муравьев
поднялись вверх по Кичик-Караичкису
в поисках выхода на перевал и сочли
его весьма затруднительным. Вечером
были обсуждены вновь открывшиеся
возможности, поскольку присутствовали
не все (некоторые устали и легли спать),
окончательное решение было отложено
на утро.
За
завтраком выяснилось, что двигаться
вперед по воде хочет только половина
группы, при этом остальным предложили
разделиться. Желающие идти дальше не
сочли для себя возможным пойти на это.
Таким образом, сейчас мы пешим порядком
выдвигаемся в обратный путь. Суда
остаются здесь (может только двойку
возьмем для переправы). Наш катамаран
мы притянули к вертикальной стене
веревками на 3 крюка. Получилось очень
красиво, но грустно.
Ф.18.
Экипаж с сожалением оставляет своё
судно после отказа от прохождения
каньона. Мы думали, что он провисит в
этом укромном месте долго, но уже на
следующий год местные охотники
рассказали нам, что сняли его и порезали
на подкладки под сёдла. «Хорошая тряпка
- не мокнет и не истирается»..
12.10.1996
8-30. Ночевка на высоте ~ 3000 м
1-й
день выхода. Вчера
с 12-00 до 18-00 ползли вверх. Заползли. С
трудом. Воды вечером было 1,5 л на 11
человек. Ужин и завтрак - сухим пайком.
У меня от высоты опять кружиться
голова. Ночью был мороз, так что палатка
и спальники отсырели от конденсата.
Но у нас спал Буба, поэтому было тепло
(вчетвером- то). Сейчас будем спускаться
(где - еще вопрос) к домикам гидростанции.
Возле них есть тросовая переправа.
Дальнейший план - перелезть еще через
один хребет на левом берегу Сарыджаза
и таки образом спуститься на Куюкап.
Ф.19.
А. Дмитренко на подъёме к перевалу в
левом борту ущелья Кичик-Караичкису.
Справа вершина Майбаш (5361) в хребте
левого борта ущелья Джамансу.
.
13.10.1996
15-55. Переправа в устье Куюкапа
Сейчас
начнется куюкапинг, т.е. подъем вверх
по ручью. А гидры-то есть не у всех! Но
видимо, вчера все так замучились
спускаться, что лучше уж по пояс в
воде, чем в гору лезть. Спуск был
ужасный. Почему-то все проигнорировали
Дмитренко, который нашел хороший путь
и полезли по высохшему ручью, который
образовывал водопадные сбросы от 5 до
40 м. В результате Лешка спустился к
11-30, а основная часть группы - к 18-00.
(Перерыв на куюкапинг).
14.10.1996
7-40. Стоянка в устье ручья Кызыл-Капчигай,
впадающего в Куюкап
Куюкапинг
прошел удачно. Он напомнил мне спуск
весной по р. Березовой на Кавказе.
Вообще
вчера был очень хороший рабочий день.
Какое счастье, что мы не полезли в
гору! Хотя по времени возможно получилось
бы то же самое. Предыдущую ночь (т.е. С
12.10 на 13.10) мы провели опять в домиках
гидростанции, куда пришли уже в темноте.
Мы с Муравьевым дежурили, и опять
наварили гору жратвы. Почему так
получается - не знаю. Поскольку больше
суток (с 12-00 одного дня и 18-00 другого)
мы провели без воды, чая было выпито
аж 3 кана.
На
следующий день с утра мы опять (как и
вечером) воспользовались забавной
тросовой переправой вагонеточного
типа и двинули вверх по Сарыджазу.
Дошли до впадения Куюкапа. Устроили
маятниковую переправу из двух основных
веревок. (Да, перед уходом с гидростанции
мы переименовали ее в турбазу "Джамансу",
сделали соответствующую вывеску и
завели бортовой журнал).
По
Куюкапу вверх шли часа 2, из них первый
час идется довольно тяжело - иногда
прямо по воде.
Ф.20.
Выход по Куюкапу (~500 м от устья). Слева
направо: А. Ершов, А. Дмитренко.
Много
облепихи, ее прихватило утренним
морозцем и стала она вкуснее. Еще
растут здесь какие-то кустики по виду
напоминающие можжевельник, только с
длинными и мягкими иглами, а по запаху-
ну прямо черная смородина. Уже заметно
похолодало, но, как ни странно, спящих
на улице, в так называемом, "альпийском
стиле" становится все больше.
Наверное, спальники хорошие.
15.10.1996
13-30. Турбаза Кара-арча
Очень
длинный и во всех отношениях тяжелый
день был вчера. Вышли около 9-00, а мы с
Серегой Муравьевым еще позже, и
поднимались по Кызыл-Капчигаю довольно
вальяжно. Дорога несложная и очень
красивая. Мы купались в мраморных
ваннах и фотографировались у водопадов.
Около 12-00 были под перевалом Чичор
(3163). Пообедали и набрали воды (наученные
горьким опытом). Полезли в гору. Тяжко,
хотя идешь по хорошей тропе. Поднимались
часа 2, при этом группа разделилась
(спонтанно) на 2 части. Я думал, что мы
догоним "передовой отряд" к
следующему перевалу Кара-арча (3608) тем
более, что время уже шло к вечеру. Но
не тут-то было. Подъем мне дался тяжело.
Я буквально заполз на седловину в
18-30. Сзади было еще 3 человека - Киреев,
Андреев и Митя Кк. Я подождал их 15
минут, поорал вниз - бесполезно. Решив,
что они там заночевали, я пошел дальше.
Слава Богу, что накануне Муравьев дал
мне хорошие батарейки для фонарика.
Спускаться в темноте одному было
неприятно. Вокруг выли какие-то
животные. Правда, дошел я без приключений
примерно за час. Но все равно я считаю
нужно было идти всем вместе. На заставе
нас ждала заброска. Она состояла из
спирта, каких-то шмоток и гитары.
Правда, часть спирта и гитару кто-то
стащил, но, тем не менее, к моему приходу
часть "передового отряда" была
солидно выпивши. В дальнейшем это
усугубилось до неприличия. Последствия
были довольно печальны и до сих пор
создают участникам некоторый дискомфорт.
Ф.21.
Тяжелое утро на заставе Кара-Арча.
Сегодня
утром благополучно подтянулись
отставшие трое - они действительно
заночевали под перевалом. Сидим ждем
Якуба с лошадьми в надежде что он
заберет нас отсюда. Можно, конечно, и
самим выйти за Уччатский перевал, там
может и шофер ждет как договаривались.
Но сегодня в силу известных обстоятельств
произошла спонтанная или, как определил
Дима Кк, "рекуррентная" дневка.
Народ оттягивается кто чем. Во-первых,
едой, конечно, потом Дмитренко с
Муравьевым собираться топить местную
солдатскую баню, а во мне, например,
проснулась тяга к печатному слову и
предчувствуя ее, я приволок с гидростанции
старый номер "Вокруг света".
Сейчас и почитаю.
.
18.10.1996
7-40 по Москве. Рейс 504 самолет Алма-Ата
- Москва
Итак,
выброска заняла 3 дня. Якуб с лошадьми
не появился - видимо стыдился пропавшей
гитары. Пришлось нам форсировать пер.
Уччат самостоятельно, что далось на
удивление легко. Более того у кошары,
как и было договорено нас ждал автобус
- уже третий день. Но одна заминка все
же произошла. Выяснилось, что Серега
Киреев оставил на заставе Кара-арча
одну мелочь - паспорт с деньгами. После
небольшого и даже неэмоционального
обсуждения было решено отправить Бубу
с Дмитренко обратно пешком, а самим
спуститься (уже на автобусе!) на 3 км
ниже, где возможно удастся взять
лошадь. Это нам действительно удалось,
но два упомянутых бойца чесали так
быстр, что Муравьев, поехавший на
лошади, встретил из уже идущими назад.
Тем временем мы пили чай в домике
хозяина лошадей. Неожиданно появились
пограничники. Оказалось, они уже третий
день ждут что мы появимся, а с неделю
назад даже посылали вертолет дабы
проверить, не беспокоим ли мы
дружественных китайцев. Документы у
нас были, на удивление, в порядке, хотя
нас и пожурили за то что мы не отметились
на заставе в Иныльчеке.
Ф.22.
Группа на заставе Кара-Арча, утро
последнего дня (перед выходом на пер.
Уччат).
За
чаем хозяин домика рассказал нам о
значении многих местных топонимов.
Например, Сарыджаз означает - "желтая
весна", т.к. в урочище в верховьях
реки даже весной трава желтая. Уччат
- три щели (ручья), сходящиеся вместе,
Куюкап (правильно - Койкап) - "бараний
мешок" действительно, там такие
каньоны, что баран будет как в западне.
Так незаметно пролетели 4 с небольшим
часа и появились посыльные с паспортом.
Мы погрузились в автобус и покатили.
Ехать решено было в Алма-Ату, т.к. из
Бишкека самолет летает через день.
Водитель наш видимо решил еще подработать
и в Иныльчеке мы загрузили в автобус
какие-то тумбочки и тюки. Было тесно,
но за перевалом Чон-Ашу (где автобус
застрял в снегу, но мы вытолкнули) их
выгрузили. Неожиданно полил сильный
дождь. Из-за этого, да еще из-за ужасной
дороги ехали мы медленно. Границу
между Киргизией и Казахстаном переехали
без проблем. Конечно, ночь в автобусе
да еще таком как Кавзик - не самое
приятное, но тем не менее, утром мы
были Алма-Ате. На подъезде несколько
раз пытались покормиться в придорожных
харчевнях (ели-то последний раз накануне
утром), но там упорно не брали доллары,
а тенге у нас не было. Прибыли в аэропорт
в 9-45 местного времени (+3 московского).
Выяснилось, что оба рейса (Трансаэро
и Аэрофлот) уже улетели, а поезд
Муравьева уходит через 0,5 часа. Быстро
погрузили его в такси, а сами пошли в
гостиницу. Одно место стоило 720 тенге
(около 10$). День был отдан на разграбление
города, в котором приняла участие
только половина личного состава
(Мастер, Буба, Дмитренко, я и Ермолаич
- так окрестили Шуру на турбазе
Кара-арча). Остальные отсыпались пока
мы навестили Зеленый базар и Арасан.
Оттянулись порядочно. Затем, несмотря
на крайнюю степень сытости, посетили
ресторан с непроизносимым (как и у
нашей гостиницы) названием. Вернулись
в аэропорт, за вечер и утро прогуляли
остаток тенге. Надеюсь, что приключений
больше (в этом походе) не будет.
|