2. ОПИСАНИЕ И ФОТОГРАФИИ

Ф.1. Утром 26.05 мы наняли ишаков, распрощались с нашим водителем, который переночевал в автобусе рядом с лагерем, и двинулись в путь.

Ф.2. Местность вокруг была пустынной, поэтому цветущие ирисы особенно радовали.

Мы шли юг по грунтовой дороге вдоль сухого русла левого притока Талсая. Ишаки везли не только часть нашего снаряжения, но и необходимый запас воды. Мы их отпустили на высоте 3200 м в 4-х км не доходя до перевала.

Ф.3. С перевала Умишадаван мы увидели вершину Музтаг (6643).

Ф.4. Ниже нашей торной тропы китайцы пробивали дорогу. В 2005 году она доходила до перевала Умишадаван и чуточку дальше. На космическом снимке Google Earth от 03.01.2014 она спускается в долину Умишадарьи.

Ф.5. На спуске с перевала наше внимание привлекли вот такие прекрасные, покрытые белыми цветами кочки.

Достигнув дна долины Умишадарьи, торная тропа поворачивает вверх по долине (на восток) к кишлаку Умиша. А вниз к Юрункашу (на запад) спускаются мелкие пастушьи тропки. По этим тропам мы достигли устья Умишидарьи и встали лагерем на берегу Юрункаша.

Ф.6. Умишадарья в кустах, слева р. Юрункаш. Высота 2724.

27.05. Первые два перехода шли по правому берегу Юрункаша. Тропа поднялась на террасы, мы шли на высоте около 100 м над рекой.

Ф.7. Рядом с тропой паслись белые козы.

К концу второго перехода мы спустились с террас к устью сухого сая, стекающего из урочища Иссыкбулак. На повороте тропы в долину этого сая мы оставили рюкзаки и предприняли разведку правого берега р. Юрункаш. Через полкилометра мы достигли входа в каньон.

Ф.8. На участке между устьем сухого сая из урочища Иссыкбулак и урочищем Зилан река Юрункаш течет в каньоне. Нижняя часть каньона. Воды в реке в конце мая мало.

Ф.9. Мы стояли в 30 метрах над рекой на полке, которая упиралась с скалы. Дальше прохода не было. Напротив нас в Юрункаш впадал его левый приток, вытекаюший из урочища Акалдам.

Ф.10. Вернувшись к рюкзакам, мы спустились к Юрункашу, чтобы искупаться. Через два года и три месяца эта река погубит Сергея Черника с сыном и еще двоих участников его команды.

Ф.11. Саша Емельянов.

Искупавшись, мы начали подъём к перевалу Иссыкбулак. Погода начала портится. Накрапывал мелкий дождь. На высоте около 3100 м мы достигли точки, где сливаются два истока сухого сая, вдоль которого мы поднимались на перевал. Чуть выше этого слияния мы вышли на мощную тропу, которая, пересекая хребты, ведет из кишлака Умиша в урочище Зилан на р. Юрункаш. По этой тропе мы перешли от орографически левого истока к правому и продолжили подъём по его долинке уже, практически, без тропы.

Ф.12. Вид с перевала Иссыкбулак (3327, н.к.) на запад. К перевалу выводит орографически правый исток сухого сая..

Ф.13. Вид с перевала Иссыкбулак на восток. К сожалению, снимок не резок и на нем не видно, как в районе перевала 3400 по отрогу заснеженного хребта (справа) поднимается грунтовая дорога. Эта дорога ведет к перевалу Сатмадаван (4114).

Ф.14. Спуск с перевала Иссыкбулак на восток к левому притоку Умишадарьи.

Ф.15. Восточный склон перевала Иссыкбулак.

Ф.16. Спустившись с перевала по многочисленным козьим тропкам, см. фото 13 и 14, мы встали лагерем в долине левого притока Умишадарьи. Высота 3166.

Утро 28.05 выдалось ясным, солнечным. По долине левого притока Умишадарьи мы вышли к основной реке, повернули на восток и пошли вверх по её долине.

Ф.17. Ягнята в долине Умишадарьи.

Ф.18. Ущелья правых притоков Умишадарьи поражали причудливыми ландшафтами.

Ф.19. В какой то момент река круто повернула на юг а потом опять на восток, и мы впервые увидели снежные горы в верховьях долины.

Ф.20. На втором повороте мы сфотографировали спуск с потенциального перевала 3400, западный склон которого запечатлен на фото 13.

Ф.21. На подходе к саю, стекающему с перевала Сатмадаван.

Около сая, стекающего с седловины перевала Сатмадаван, мы разбили лагерь, чтобы после обеда совершить восхождение на этот перевал.

Ф.22. Обед в лагере около сая, стекающего с седловины перевала Сатмадаван.

Ф.23. Вид с берега сая на лагерь. Слева от палаток - Умишадарья.

Ф.24. Воду брали из сая, вода здесь почище, чем в Умишадарье.

В восхождении на перевал Сатмадаван приняли участие А. Лебедев, И. Лукьянов и А. Емельянов, остальные участники остались в лагере. Перевал Сатмадаван расположен в хребте левого борта долины Умишадарьи и ведет (в обход каньонов) в урочище Сатма на реке Юрункаш. На фото 24 запечатлен вид на перевал из долины Умишадарьи. Правее сая, стекающего с седловины перевала, к Умишадарье спускается отрог основного хребта. Справа на гребень отрога из долины левого притока Умишадарьи, см. фото 13, поднимается грунтовая дорога, её продолжение к перевалу Сатмадаван показано на фото 25 красной линией. Из долины Умишадарьи на эту дорогу можно подняться по тропе «в лоб» по обращенному к саю травянистому склону отрога.

Ф.25. Вид от реки Умиша на пер. Сатмадаван (4114).

Ф.26. На отроге, см. фото 25, имеется жандарм, который обходится слева по крутому травянистому склону. За жандармом выход на дорогу, которая показана на снимке лиловой линией.

Ф.27. Вид с отрога на вершины восточнее перевала Сатмадаван.

Ф.28. Вид с перевала Сатмадаван на север, на хребет правого борта долины Умишадарьи.

Ф.29. Вид с перевала Сатмадаван на северо-восток, на верховья долины Умишадарьи.

Ф.30. От перевала мы прошли по гребню на запад до ближайшей вершины (4157). С неё мы увидели, как с перевала Сатмадаван траверсом южного склона уходит тропа в урочище Сатма.

Ф.31. Утром 29.05 мы продолжили путь к истокам Умишадарьи.

Ф.32. Впереди сверкали снегами вершины северного отрога вершины Музтаг (6643).

Ф.33. Молодые яки.

Достигнув точки слияния истоков Умишадарьи, мы выбрали орографически правый исток, ведущий к перевалу Верхний Умишадаван (3776, н.к.). Что касается левого истока, то он берет начало в цирке вершины 5205 в северном отроге горы Музтаг (6643).

Ф.34. Из долины правого истока Умишадарьи к перевалу Верхний Умишадаван поднималась хорошая тропа. Сзади перевал 4290, ведущий в урочище Сатма из долины левого истока.

Ф.35. Вид с перевала Верхний Умишадаван (3776, н.к.) на вершину 4632 в северном отроге горы Музтаг (6643).

Ф.36. С перевала Верхний Умишадаван мы сходили на соседнее к западу возвышение (3806).

А потом мы долго спускались сначала вдоль ручья, который протекал в каньоне с плоским дном, затем вдоль р. Талсай. К сожалению, содержательные (для описания маршрута) фотоки на этом участке пути отсутствуют.

Отметим лишь забавный эпизод. Джан Хонг нашел два крупных валуна, которые принял за нефрит. Он загрузил их в рюкзак и начал страшно тормозить наше движение. С огромным усилием мне удалось открыть у него рюкзак и выбросить один из камней. Второй камень он, всё-таки, дотащил до автобуса и выбросил его лишь тогда, когда водитель автобуса поднял его на смех.

Ф.37. Джан Хонг и его «нефрит».

Вечером 29.05 мы встали лагерем на берегу Талсая на высоте 3064 м. Утром 30.05 мы прошли вдоль Талсая последние 9 км до начала маршрута, где нас уже ожидал предварительно заказанный автобус в Хотан.