71-е Первенство по туризму учеников образовательных учреждений г. Москвы. Зеленоградский АО г. Москвы. ГБОУ школа №2045

ОТЧЕТ О ПЕШЕМ ПОХОДЕ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ ТРЕТЬЕЙ СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ, СОВЕРШЕННОМ С 10.06 ПО 22.06.2016 г.

МАРШРУТ:

пос. Гуамка – ур. «Матузка» - р.Цица – балка Агулова – урочище Черногорье – оз. Чеше – г. Черногор – пос. верхние Тубы – р. Пшеха - пос. Нижние Тубы - р. Куша – г. Семашхо – г. Шесси – 1458 – руч. Гогопсе – 1474 – Главный Кавказкий хребет – 1634 – 1455 – 1323 – 1453 – г. Кашина (г. Лысая) – урочище Третья рота – р. Пшенахо – пос. Анастасиевка – г. Туапсе.

Маршрутная книжка: 177-04/1-059, Руководитель: Жаров Андрей Викторович, Заместитель руководителя: Штелле Олег Вальтерович.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.5

Высотный график маршрута

1.6

Карта с нанесенным на неё маршрутом

1.7

Категория сложности

III степень сложности

Нитка маршрута

г. Москва – пос. Гуамка – ур. «Матузка» - р.Цица – балка Агулова – урочище Черногорье – оз. Чеше – г. Черногор – пос. верхние Тубы – р. Пшеха - пос. Нижние Тубы - р. Куша – г. Семашхо – г. Шесси – 1458 – руч. Гогопсе – 1474 – Главный Кавказкий хребет – 1634 – 1455 – 1323 – 1453 – г. Кашина (г. Лысая) – урочище Третья рота – р. Пшенахо – пос. Анастасиевка – г. Туапсе - г. Москва.

Протяженность

Пройдено: 131 км, в зачёт 131 км.

(без учета коэффициента 1,2)

Продолжительность

27.05.1978

Фотограф

1.3. Фото группы

Фото на горе Кашина (Лысая), автор Жаров А.В. Слева направо: Привалов Артем, Тюкин Павел, Никитин Антон, Лучко Леонид, Иванов Роман, Штеле Олег Вальтерович, Майоров Михаил, Осипов Владимир, Подкин Анатолий. Сидят: Привалов Артем, Комаров Андрей, Иванов Данимир, Тюкин Гриша.

1.4. Маршрут в KMZ-файле для просмотра в программе Google Earth загружен ЗДЕСЬ.

1.5. Высотный график маршрута

1.6. Карта с нанесенным на неё маршрутом

1.7. Календарный график движения

День пути

Дата

Участок пути

Км

Чистое ходовое время

Высота подъемов и спусков за день

Основные препятствия (кратко)

Метео-наблюдения

1-2

10-11

Поезд Москва-Краснодар – пос. Гуамка – ур. «Мутузка»

2,9

0,54

200 м.

77 м.

Грунтовая дорога, тропа

День: +20

Ночь: +13

Переменная облачность, небольшой дождь

Скалолазание, радиальных выход в Гуамское ущелье.

200

Спуски:

Скалолазная трасса 4А,4Б, прогулка по рельсам одноколейки.

День: +24

Ночь: +17

4 (1)

Р. Матузка – лев. Приток р. Цица.

4,56

569

530

Грунтовая дорога, заросшая тропа, пересеченная местность, сильно размытая грунтовая дорога

День: +22

Ночь: +12

5 (2)

Р. Серебрячка – р. Шумичка – балка Агулова.

10,3

3,21

748

125

Брод, размытая грунтовая дорога, асфальтированная дорога, крутой подъем по тропе.

Ночь: + 15

6(3)

Оз. Чеше – г. Черногор, правый приток р. Пшеха

14,7

5,41

929

1213

Высокая растительность на крутом склоне, движение без тропы, буреломы, осыпи камней. Скальные участки.

День: + 18

Ночь: + 12

7 (4)

Пос. Верхние тубы – пос. Тубы – ур. Нижние тубы – р. Пшеха

14,7

3,32

623

Тропа, грунтовая дорога, брод.

День: + 20

Ночь: + 16

Переменная облачность, дождь

8 (5)

Лев. приток р. Пшеха – сев. склон горы Бол. Оконту – западный склон горы Бол Оконту – верховье р. Куша

13,6

4,19

800

120

Грунтовая дорога, размытая грунтовая дорога с крутыми подъемами.

Ночь: + 17

9 (6)

Ск. Семашко – г. Шесси – лев. Приток р. Гогопсе

12,2

5,10

1100

833

Движение по грунтовой дороге, движение без тропы по крутому склону с высокой растительностью, карликовый лес, тропы на крутом рельефе

День: + 19

Ночь: + 12

10 (7)

Р. Гогопсе – Траверс Главного кавказского хребта 1634 – 1455 – 1323 -1453

20,2

6,21

1139

1176

Движение по грунтовой дороге, движение без тропы по крутому склону с высокой растительностью, тропы на крутом рельефе

Ночь: + 15

11(8)

Г. Кашина – ур. Третья рота – р. Пшенахо – пос. Анастасиевка

21,8

5,21

351

1587

Тропа на крутом рельефе, грунтовая дорога.

День: + 31

Ночь: + 25

Ясно

12-13

21-22

Туапсе – Москва

Данные о расстоянии, ходовом времени, подъёмах и спусках представлены на основании треков GPS и обработки данных в программе Garmin Basecamp. Общая протяженность активной части маршрута 131 км. В зачёт 131 км.

Общий перепад высот: Подъём: 6011 м. Спуск: 6301 м. Минимум: 115 м. Максимум: 1835 м. Средняя скорость движения: 3,3 км/ч.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПОХОДА

Рельеф. Вся территория Туапсинского и Апшеронского района покрыта горами. Рельеф района среднегорный. Высоты колеблются от 10 м на побережье, до 1800 м на границе Туапсинского, Апшеронского районов. Наивысшая точка Туапсинского района г. Шесси – 1838 м. Основным хребтом является Главный Кавказский хребет (далее по тексту - ГКХ), который скачкообразно, ступенчато повышается с северо-запада (с 568 м) на юго-восток (до 1684 м). ГКХ является водораздельным между реками южного и северного направления и делит Туапсинский район на северную и южную части. Склоны и отроги ГКХ в северном направлении более пологи, чем южные. Длина северных отрогов более 60 км. Длина южных отрогов колеблется в пределах 20-40 км. Длина ГКХ проходящая через территорию Туапсинского района около 140 км.

Рельеф очень неоднороден. Здесь можно увидеть просторные луга и отвесные скальные стены, пропасти и утесы, а также горы, уходящие своими белоснежными вершинами ввысь.

Населенность и посещаемость. Район не густо населен. Он часто посещаем прогулочными группами, особенно туристами Краснодарского края. Однако, спортивными группами он посещается редко. Даже для опытных туристов Москвы, информация по этому району интересна и актуальна, так как несмотря на то, что его ходят прогулочные группы, найти хорошую информацию, интересующую спортсменов, не просто. Походы по главному кавказскому хребту, видимо, чаще совершают из района Туапсе, со стороны горы Шесси или, попросту говоря с Севера на ГКХ простых дорог нет, точнее даже троп нет, разве что если идти через перевал Грачевского…

Дороги. Дороги есть только в долинах в районе населенных пунктов Гуамка, Тубы, Анастасиевка. Остальные дороги, если честно – это ужас. Особенно если погода стоит дождливая, как у нас. Почти все дороги разбиты лесовозами, бывало, что в грязь проваливались выше колена, дети не редко оставляли обувь в грязи.

Ночлег, дрова, вода. Все ночевки на костре, дров достаточно. Вода в районе есть в ручьях, реках, родниках.

Продукты. Продукты на маршруте можно пополнить в пос. Гуамка, в пос. Тубы. В Гуамке мы покупали продукты на время занятий скалолазанием и экскурсий, т.е. на первые два дня. Магазин в Тубах сам по себе работает не регулярно, надо искать хозяев, потом они открывают. Поэтому на маршрут мы брали продукты без учета возможности пополнения.

Средства связи. Связь на всем протяжении маршрута почти отсутствует. Надо брать с собой спутниковый телефон.

Медицинская помощь. Первую помощь можно оказать в пос. Гуамка, пос. Тубы, пос. Анастасиевка. Аптечку брали стандартную с учетом возможных простуд, мелких травм и потертостей.

Деньги. Деньги нужно брать из расчета отдохнуть в конце похода на море. Мы брали дополнительно по 1000 р. на еду, развлечения, проживание

Транспорт. В пос. Гуамка из Краснодара нас доставил Данюк Олег Николаевич, руководитель фирмы, у которой есть все необходимые документы 89184235038. Из Анастасиевки ходит Рейсовый автобус до Туапсе каждые два часа.

Сложные участки и их прохождение.

1. Движение по просеке. Трава выше человеческого роста, заросли колючих кустарников, крапива, влажность, жара. В конечном итоге мы приняли решение сойти с тропы и пойти вдоль просеки краем леса.

2. Подъем по Агуловой балке по тропе, круто набирающей высоту. Долгий, крутой. На 2 км. Пути набор 400 метров.

3. Подъем на г. Черногор и озеро Чеше и спуск. Движение без тропы. Трава выше человеческого роста, крутые скользкие склоны, буреломы, участки скал и каменистой местности. Обязательно наличие альпенштоков.

4. Подъем на г. Семашхо и г. Шесси. Движение без тропы по высокой траве, тропы над обрывистыми участками местности. Обязательно наличие альпенштоков. Спуск по крутым травяным склонам без тропы.

5. Подъем на ГКХ и сам хребет. Подъем на ГКХ без тропы по высокой траве. На хребте тропы над обрывистыми участками местности. Обязательно наличие альпенштоков.

3. ОПИСАНИЕ И ФОТОГРАФИИ

4. НОВИЗНА

Планируя маршрут, мы знали, что район часто посещаем прогулочными группами, особенно туристами Краснодарского края. Однако, спортивными группами он посещается редко. В этом и состоял наш интерес, соединить отдельные известные места Апшеронского и Туапсинского районов в полноценную спортивную нитку маршрута. Особый интерес представляло прохождение через г. Шесси на ГКХ. Известно, что даже для опытных туристов Москвы, информация по этому маршруту интересна и актуальна, так как несмотря на то, что его ходят прогулочные группы, найти хорошую информацию, интересующую спортсменов, не просто. Походы по главному кавказскому хребту, видимо, чаще совершают из района Туапсе. Со стороны горы Шесси или, попросту говоря с Севера на ГКХ простых дорог нет, точнее даже троп нет, разве что если идти через перевал Грачевского…

Из прохождений по этим местам Московских групп нам известно лишь одно [1].

5. ИНТЕРЕСНЫЕ МЕСТА И ОБЪЕКТЫ

5.1. Гуамское ущелье. Координаты: 44°13'23.01"С, 39°54'20.53"В.

5.2. Матузка. Координаты: 44°13'11.06"С, 39°53'24.19"В. Сектор «Матузка» расположен на двух скальных массивах близ одноименной горной реки (40 минут ходьбы от хутора), 43 трассы 5с-7б кс, длина трасс 10-27 метров, вертикаль. Одна трасса на 2 веревки, 6а.

5.3. Озеро Чеше. Координаты: 44° 5'46.76"С, 39°46'22.84"В. Труднодоступное и малопосещаемое туристами озеро, которое находится в Апшеронском районе на плато Черногор. Детального исследования озера никто не проводил, все, что известно о его параметрах и происхождении – это наблюдения и домыслы туристов. Известно, что водоем достигает 68 м в длину и 40 м в ширину. В него не впадает и не вытекает ни одна река.

В туристических навигаторах или приложениях для телефонов указано две тропы – одна левее, другая правее, но обе они ведут наверх того хребта, что перед вами. Лучше держаться правой дальней тропы, и лучше держаться ее четко. Потому что тропа есть только в навигаторе, а вот в лесу есть только заросли кустов, крапивы, крутые склоны и разбросанные на них камни. Ваша задача, следуя треку, попасть в узкий проход между скальными выступами, который приведет наверх. Сделать это с первого раза практически невозможно, поэтому не расстраивайтесь, если не получилось и просто ищите среди каменных завалов склонов пути обхода. Но и тот проход, что мы тут советуем далеко не так прост, как может показаться. Уклон местности иногда достигает 60 градусов, поэтому приходится карабкаться на четвереньках, цепляясь за камни и траву, крапиву. Чтобы сделать продвижение вверх комфортнее, возьмите с собой перчатки, это защитит руки от жгучей травы.

5.4. Гора Черногор. Координаты: 44° 5'28.35"С, 39°46'55.65"В. Если смотреть на возвышенность Черногор из поселка Отдаленный, то можно разглядеть в очертаниях образ лежащего человека. В рельефе отчетливо прорисовывается папаха, глазные углубления, острый нос, губы и подбородок – силуэт явного представителя черкесского населения.

Вид с горы Черногор на плато Лаго-Наки.

5.5. Скала Семашхо и гора Шесси. Координаты: 44° 6'29.77"С, 39°34'33.10"В. Шесси - гора 1839 м в отроге ГКХ и по совместительству самая высокая гора Туапсинского района. С нее открываются замечательные виды во все стороны, и на ГКХ, и на ск. Семашхо, и на гору Черногор и на плато Лаго-Наки.

Вид на ГКХ с г. Шесси.

5.6. Главный Кавказский хребет. Ключевой этап маршрута. Высокий длинный траверс позволяет вдоволь насладиться видами и красотами гор. В июне мы оказались в сказочном мире цветов и красок.

Ландыш

Рододендрон

5.7. Черное море. Изюминка концовки мероприятия.

6. РЕКОМЕНДАЦИИ И ВЫВОДЫ

Маршрут пройден группой по графику, в полном составе. Но, он оказался сложнее чем мы предполагали, даже километрах, вместо четко посчитанного в 107 км оказался по навигатору 131 км. Мы связываем это с глубокой пересеченностью рельефа и движением в отсутствии троп и хороших дорог, когда приходилось закладывать галсы и идти не четко прямо или вверх.

Считаем, что этот маршрут может быть пройден более мягко, если добавить пару дней и уменьшить тем самым количество дневных наборов высоты. Но, стоит отметить что места ночевок для этого похода выбраны логично и оптимально.

Погода была нормальная, практически каждый день группа попадала под дождь, но это нас не сильно доставало, так как пол дня всегда было без дождя.

Нитка маршрута. Маршрут полностью линейный. С большими перепадами высот. Воды по ходу маршрута достаточно, как и дров. Основными целями были оз. Чеше, г. Черногор, ск. Семашхо, г. Шесси и Главный Кавказский хребет. С вершин открываются красивые виды на окрестности. Выходы на хребты и вершины затруднены отсутствием троп. Обычная практика, когда приходится сворачивать с дороги и ломиться по 300-400 метров по 30 градусному склону вверх или низ и травой выше человеческого роста или через завалы и буреломы…

Отдельно стоит сказать о дорогах. С северной стороны от г. Шесси ведутся лесозаготовки, все дороги вне крупных долин, которые нам встречались крайне разъезжены, а в условиях дождливой погоды они превращались в сложно преодолимые грязевые пути, по которым было не просто передвигаться. Однако, между г. Шесси и ГКХ заготовки не ведутся, и дороги там удобны для передвижения. На ГКХ идет замечательная тропа, двигаться по ней удобно.

В начале и конце маршрута были интересности. В начале – скалолазание и Гуамское ущелье, в конце, выход в курортный город Туапсе и море, где можно расслабиться и насладиться отдыхом.

Особенности подготовки к походу. На маршрут рекомендуем брать с собой GPS. Его использование необходимо при движении по тропам и без троп на хребты. На район имеется очень качественная OSM карта. На ней отмечены все необходимые тропы, стоянки, источники воды. Дополнительно к этой карте мы подготовили 1:50000 топографическую карту, распечатали, а также загрузили её в GPS.

Также необходимо брать с собой спутниковый телефон, мобильная связь на маршруте доступна только на вершинах гор, и то, не везде.

Транспортная заброска из Краснодара в пос. Гуамка проста, есть фирмы, которые организуют качественную перевозку в любую точку. (см. характеристику района). На выходе с маршрута из пос. Анастасиевка мы воспользовались рейсовым транспортом.

Аптечка стандартная.

Ремнабор стандартный.

Продукты брали на весь срок похода без забросок.

Личное снаряжение должно быть качественно подобрано, особенно стоит обратить внимание на обувь новичков и непромокаемую одежду.

Наличие горелок на маршруте не обязательно, так как значительная часть ночевок находится в зоне леса или рядом с таковой.

Ввиду того, что в районе могут выпадать значительные осадки, рекомендуем брать только качественные современные палатки.

В целом маршрут очень интересен, спортивен, логичен. Дает необходимый опыт участникам для более сложных походов.

7. ССЫЛКИ

1. С. Берлин. Майский поход в районе Туапсе.

Переход к главе 3 «ОПИСАНИЕ И ФОТОГРАФИИ»