ОТЧЕТ О НЕКАТЕГОРИРОВАННОМ ГОРНОМ ПОХОДЕ В РАЙОНЕ ОЗЕРА РИЦА, СОВЕРШЕННОМ с 05.11 по 07.11.2016 г.

МАРШРУТ:

г. Гагры - Гегский водопад - р. Гега - траверс в. 1724 с западного гребня на восточный (1А) - оз. Малая Рица - оз. Рица - г. Гагры.

Руководитель группы - Лебедев Андрей Александрович.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.3.

Маршрут в Kmz-файле для просмотра программой Google Earth

1.4.

Карта с нанесенным на неё маршрутом

1.5.

Пронин Дмитрий Александрович

26.11.98

Москва

1.3. Kmz-файл с маршрутом для просмотра программой Google Earth загружен ЗДЕСЬ.

1.4. Карта с нанесенным на неё маршрутом. Пройденный маршрут выделен жирной сиреневой линией. Красная линия - не пройденные фрагменты запланированного маршрута.

1.5. Календарный график движения

В столбце "Подъём H" прописана положительная вариация высоты за день (сумма всех наборов). В столбце "L " прописан фактически пройденный путь по карте. В столбце "L эфф." прописан эффективный путь L эфф. = L + 10 * H (для оценки трудоемкости).

Дата

L

L эфф.

04.11

9.40 - 11.55 Самолёт «Москва-Сочи», переезд в Гагры, переезд до Гегского водопада.

565

п.т. - оз. Рица + переезд в Гагры

1275-900

08.11

Переезд Гагры-Сочи, 20.00-22.20 Самолёт «Сочи-Москва».

ВСЕГО:

1235

17,19

29,54

В зачет 17,19 * 1,2 = 21 км.

2. ОПИСАНИЕ И ФОТОГРАФИИ

2.1. Идея похода, сборы.

Решено было «вырваться» из Москвы в период бывших ноябрьских праздников. Купили невозвратные самые дешевые авиабилеты «Москва-Сочи-Москва» почти за 7000 руб. Могли бы купить и аэрофлотовские за 6000 рублей, но вовремя не подсуетились. Отлет утром 04.11.2016, возвращение вечером 08.11.2016.

Маршрут выбрали с готовым GPS-треком, его прошла в начале ноября 2014 г. пара туристов [2 и 3]. Из ущелья Геги они поднялись к балагану на западном склоне горы Пшегишхва, траверсировали эту гору с южного гребня на северный, и по восточному гребню горы 1724 спустились к озеру Малая Рица, а потом спустились к Большой Рице. Всё у них получилось замечательно, и погода была хорошей и снега в горах почти не было.

Ф.1. На южном гребне Пшегишхвы, в центре - вершина этой горы (2217). Фото из отчета [2].

Мы собрались легко. К примеру, я взял в поход единственную пару обуви - кроссовки (полуботинки) Garmont, чтобы в них и маршрут пройти и в Гаграх погулять. Из общественного специального снаряжения мы взяли только 50 м веревки d6 - носилки связать, или еще как-либо использовать... В личное специальное снаряжение я планировал сначала взять только ледорубы, но после сообщения в СМИ, что в Сочи в какой-то из дней выпал снег, я нашел для всех участников по паре кошек (вдруг мокрая или припорошенная снегом трава попадется нам на относительно крутом склоне).

Истинные масштабы ноябрьского «оледенения» Абхазии 2016 года начали проясняться лишь за день до отлета. Часть группы улетела на два дня раньше, чтобы перед походом погулять на море. И вот звонок от моего сына: «Папа тут такое творится! Все горы завалены снегом, по моим оценкам снег начинается в лесу на высоте 1200 м»

Как потом выяснилось, снег начинался ниже …

Билеты невозвратные. Часть группы уже выехала. Даже бахилы уже не успею на всех найти. А что делать с лавиноопасностью? Первый снег, упавший на теплый грунт, температурный градиент, и так далее...

Ф.2. В долине р. Бзыбь. Слева устье Геги.

2.2. Начало похода, долина Геги.

04.11.2016 в 16.00 выгрузились из УАЗика (с прицепом) рядом с кафе у Гегского водопада. Кафе в ноябре уже не работает. Только успели поставить палатки, как пошел дождь. Дождь прекратился только к полудню следующего дня.

05.11.2016. Дождь шел всю ночь и всё утро.

Ф.3. Лагерь в кафе у Гегского водопада.

Ф.4. После завтрака под навесом.

В 11.30 дождь закончился. Собрали лагерь. До балагана (1800) на западном склоне Пшегишхвы мы уже не успевали. В 17.00 заход солнца, а нам к балагану набирать по высоте около 1200 м. Да и какой смысл туда идти? Там, на альпийских лугах, лавиноопасно...

После обсуждения, не вернуться ли нам в Гагры, решили осмотреть сначала долину Геги.

Ф.5. По пешеходному мостику перешли на правый берег реки к дороге около водопада.

Ф.6. Красиво здесь в ноябре. Даже в плохую погоду.

Ф.7. Гегский водопад из того же класса, что и водопады Капузбаши, он вырывается из скалы, из пещеры.

Ф.8. Гегский водопад в профиль.

Ф.9. Продолжение дороги от кафе по левому берегу обрывается после туннеля. Мост через Гегу здесь давно снесен, даже останков не видно.

Ф.10. Выше туннеля река протекает в каньоне. Дорога продолжает идти по орографически правому берегу.

Ф.11. Примерно в 4-х километрах выше водопада дорога переходит по мосту на левый берег. Вид с моста вниз по долине Геги.

Ф.12-13. После моста дорога стала подобна проспекту!

Ф.14. В 2-х километрах выше моста мы пересекли ручей, стекающий с северного гребня горы Пшегишхва.

2.3. Идея обхода горы Пшегишхва.

Еще через 500 метров мы подошли к тому месту, где ущелье Геги круто поворачивает на запад. На топографической карте от этого места на восток отходит тропа, которая соединяется на северном гребне г. Пшегишхва с изначально запланированным нами маршрутом.

Пока мы шли вдоль Геги, а это было интересно и легко, у нас родился такой план. Если описанная выше тропа действительно существует, то почему бы нам по этой тропе не обойти вершину Пшегишхва и не выйти на наш маршрут уже за этой вершиной? Максимальная высота на таком обходе не превышает 1750 м, то есть, мы не выйдем из леса, а лавиноопасность в лесной зоне, скорее всего, незначительна.

Я знал, что тропы, отмеченные на топографической карте, часто не существуют. Достаточно принцу Ольденбургскому Александру Петровичу подняться через лес на лошадях с каким-нибудь егерем или проводником, и если запись об этой прогулке имеется где-нибудь в Библиотеке им. Ленина, то военные топографы непременно обозначат их путь на карте тропой, дескать, спецназ тоже пройдет. Я неоднократно замечал это в горах, например, в Каракоруме, где тропами на советских топографических картах обозначены пути экспедиций Янгхазбенда или Мэйсона.

Ф.15. Немного не доходя до поворота на запад, от дороги в лес (на восток) отходит незначительная тропинка.

Мы предварительно разведали эту тропинку без рюкзаков. Через 150-200 метров она терялась, мы углубились еще на 150 метров и убедились, что особых завалов в лесу нет, а заросли подлеска легко обходятся. Тогда мы решили рискнуть и подняться до северного гребня горы Пшегишхва по лесу без тропы. Длина этого не обустроенного тропой участка не превышала 4-х км, набор высоты 850 м.

В известной книге Н. Бондарева [1] имеется упоминание об этом пути. Далее цитата:

Посещение Рицы интересно дополнить экскурсией на озеро Мал. Рица (1235 м) и восхождением на вершину горы Пшагишха (2220 м). Удобных троп к ним нет, туристам необходимы элементарные навыки хождения в горах. Экскурсия на Мал. Рицу (до нее 5 км) потребует полдня. Уже оттуда можно подняться на Пшагишху. Тогда на весь маршрут уйдет полный день.

Начало подъема - от истока Юпшары. До постройки дороги охотники и монахи, посещавшие озеро, шли трудной тропой, пересекающей верховья Геги и перевал в северном гребне Пшагишхи. К озеру Рица тропа сбегала по поросшему пихтами отрогу, вытянутому вдоль обрывов Пшагишхи. Теперь ею почти не пользуются. Нас эта тропа мало устраивает, поскольку она идет выше Мал. Рицы и не дает возможности близко познакомиться с грандиозным обвалом, в результате которого появились обе Рицы.

Пройдя немного по тропе, забираем левее - к виднеющимся через сосны серым отвесам Пшагишхи. Поднимаемся на гряду из известняковых глыб и оказываемся над мертвой каменистой долиной, вытянутой вдоль стен Пшагишхи, а с севера ограниченной хребтом с пихтами По его гребню упомянутая тропа поднимается выше Мал. Рицы (2,5 часа хода), затем 1,5 часа крутой спуск вправо и подъем (0,5 часа) на седловину перевала (в зоне леса). Тут пересечение двух старых троп. Прямо вниз - спуск на Гегу, направо - подъем на Агепсту, налево - на Пшагишху. На деревьях видны направляющие засечки. Спуск к Геге займет 3-4 часа. От Черкесской поляны начинается дорога, которая берегом Геги приведет на Рицинское шоссе.

Жирным шрифтом в цитате выделены упоминания о нашем пути через лес.

2.4. Путь от Геги до Рицы.

Примерно в 14.00 уже с рюкзаками мы свернули с дороги в лес. Тропа почти сразу сошла на нет, на высоте около 950 метров начался сплошной снег, который отсутствовал лишь у оснований больших елей. На топографической карте тропа идет по хребту вдоль правого берега ручья. Мы не заметили, что в основной ручей впадает не обозначенный на карте правый приток, и в результате этого излишне уклонились на север. В какой то момент правый берег притока стал трудно проходимым, и мы уперлись в обрыв. Тогда мы пересекли приток и встали лагерем на его левом берегу. Координаты лагеря: 43° 29.198'С 40° 27.766'В, высота 1200 м.

Ф.16. Установка лагеря 1200. Кое-кто греется рюкзаком :)

06.11.2016. Ночью я увидел звезды! Утро ясное. Восход и закат солнца в Абхазии начале ноября примерно в 7.00 и 17.00 соответственно. Подъем дежурного у нас был в 5.30. А лагерем вставали, примерно, в 16.30. Шли без обеда. Вот такой у нас был распорядок дня.

Ф.17. Утром в лагере 1200.

Сразу за лагерем начинался крутой подъём на гребень хребта, по которому, согласно карте, должна была идти тропа. Мы еще надеялись, что тропа существует, вот только мы её пока не нашли. 150-метровый подъём завершился выходом на весьма острый гребень, шириною около 2-х метров. Координаты точки выхода на гребень: 43° 29.088'С 40° 27.756'В. Высота 1345. Здесь уже нельзя не найти тропу. Тропы просто не было.

Движение по гребню было не сложным, деревья легко обходились, густого подлеска не было.

Ф.18. Сзади сверкал снегами массив Арабики.

А мы продолжали идти в тени. Скоро гребень расширился и начался протяженный подъём, который закончился, не доходя 900 метров до предполагаемой точки выхода на северный гребень горы Пшегишхва. Мы даже подумали, что уже выполнили почти всю работу по набору высоты (и сильно ошиблись).

Ф.19. Привал после второго перехода. Привалы мы делали под большими ёлками, там было меньше снега.

Ф.20. На высоте около 1550 м.

Мы были в 150 метрах от предполагаемой точки выхода на северный гребень Пшегишхвы, когда неожиданно увидели впереди уходящую выше макушек елей крутую стену. Ну, конечно же, не стену, а склон. Но воспринимался он, как стена. Обход этой стены слева выводил на неприятный траверс крутого северного склона вершины 1724. Поэтому мы решили «штурмовать» стену и правильно сделали.

Первые 15-20 метров поднимались в 3 такта по снежному склону крутизной около 45 градусов. Потом стало положе, и мы пошли вверх и немного траверсом вправо к освещенному солнцем седлу в северном гребне Пшегишхвы.

Ф.21. Перед выходом на седло мы встали чуть отдохнуть и сфотографироваться.

Ф.22-23. На седле. Какая же радость - попасть на солнце.

Координаты точки выхода на северный гребень Пшегишхвы: 43° 28.766'С 40° 28.918'В. Высота 1710. Здесь мы, по идее, выходили на маркированную тропу. Маркировка действительно была в виде синих круглых пятен на деревьях и желто-черных полосатых ленточек на кустах. Но тропа была под глубоким снегом, поэтому под ногами у нас мало что изменилось.

Ф.24. Восточный гребень вершины 1724 не спешил терять высоту.

Ф.25-26. Он становился то узким, то широким.

Ф.27-28. На нем встречались относительно крутые спуски и подъёмы.

Ф.29. Наконец, мы увидели озеро Малая Рица.

Ф.30. Слева сверкала снегами гора Ацетука.

Ф.31-32. На привалах мы принимали солнечные ванны.

Ф.33-34. Однако день заканчивался, и ноги у всех уже давно стали откровенно сырыми.

Наконец, мы достигли точки, где пара туристов [2 и 3], опубликовавшая свой GPS-трек, начала спуск с гребня хребта к озеру Малая Рица. Мы тоже повернули направо и вышли на весьма крутой и протяженный склон. Снега на нем было мало, а грунт под снегом был подморожен. Поэтому мы решили надеть кошки.

Ф.35. Вот здесь мы надели кошки. А потом траверсировали склон к кулуару за деревьями. Там снега было больше, а значит, было помягче.

Ф.36. Вот тут на спуске в кулуар было особенно круто и жестко. Здесь все спустились лицом к склону и на передних зубьях.

Ф.37. Ну а в самом кулуаре было проще. Однако участники не спешили развернуться и продолжали двигаться задом, лицом к склону.

Ф.38. Так и дошли до самого низа, пока ни стало относительно полого.

Спуск по выполаживающемуся склону привел к оврагу, в котором мы повернули направо и вдоль русла ручья вышли на берег озера Малая Рица.

Ф.39. Лагерь на берегу Малой Рицы.

07.11.2016. Шикарное утро!

Ф.40. Утро на озере Малая Рица.

Около домика, см. фото 39, начинается торная тропа, по которой мы за два перехода спустились к озеру Рица. Первая мобильная связь была зафиксирована недалеко от Малой Рицы, сразу после подъёма из чаши этого озера. Мы вызвали по телефону трансфер и продолжили спуск.

Ф.41. Озеро Рица. Начало реки Юпшара.

2.5. Отдых в Гаграх. Дорога от Рицы до Гагр длится около часа. В городе мы остановились на частном секторе.

Ф.42-43. На море мы купались и загорали на уже опустевшем пляже. Температура воды была около 18 градусов, а температура воздуха 24 градуса.

Ф.44. Еще мы гуляли по старому городу. Это хурьма.

Ф.45. А это ромашки.

Ф.46. Улица Сосновая. По ней мы поднялись на объездное шоссе, а потом на «альпийскую» дорогу, ведущую к вершине Мамдзышха. По альпийской дороге мы дошли до первой смотровой площадки.

Ф.47. Вид с первой смотровой площадки.

Ф.48-49. Еще мы гуляли по территориям старинных санаториев.

Ф.50. Гуляли в парке...

08.11.2016. В 15.45 Андрей Лебедев, Вика Лебедева и Дима Пронин сели в машину до Псоу, где проходит граница между Россией и республикой Абхазия. После перехода границы мы пересели на рейсовый адлерский автобус и прибыли в аэропорт. В Москву прилетели поздно вечером. А вечером 11 ноября в Москву прилетели и остальные участники похода.

3. ПОДГОТОВКА ПОХОДА

4. ССЫЛКИ

1. Н.Д. Бондарев. В горах Абхазии. "Физкультура и спорт", Москва, 1981 г.

2. Абхазия: Гега, Пшегишхва, Рица - отчет о походе в ноябре 2014 г.

3. Абхазия: Гега, Пшегишхва, Рица — GPS-трек (ноябрь 2014).

4. А.В. Бобров. Две Рицы. К 100-летию экспедиции Е.Морозовой-Поповой - материалы о путешествии 2013 г.