АРХЫЗ. ХРЕБЕТ АБИШИРА-АХУБА

Михаил ШАБАЛИН, мастер спорта СССР по туризму

www.shabalin-foto.ru

Про хребет Абишира-Ахуба я узнал от Леши Коваленко, воспитанника Турклуба МАИ и в то время художника Пресс-центра СК МАИ — он много исследовал этот район, занимался поисками следов Великой Отечественной войны, разработкой туристских маршрутов, прохождением новых перевалов и траверсов. Огромное ему спасибо и светлая память...

Первый маршрут мы прошли здесь взрослой (без детей) группой в 2004 году, как концовку обзорного похода по Архызу: р. София — рад. пер.Софийское седло(1А) - пер.Иркиз(1А) – пер.Караджаш(1А) – пер.Айюлю(1А) - пер.Речепста(1А) — пер. Мылгвал(1А) — пер.Агур(1А) — пер.Церковный(1А) — пос.Архыз. Очень хороший обзорный для этого района маршрут на 10-12 дней, рекомендую его всем, только лучше пер.Речепста заменить на пер.Чилик(1А) — пер.Кынхара(1А).

Район — основной хребет Абишира-Ахуба и отходящие от него водораздельные хребтики Загеданский, Чилик, Черные скалы, Ингур, Эгреску и другие - оказался просто очаровательным по природной красоте, и практически нетронутый цивилизацией, не считая редких пастушьих кошей. С юга его охраняют крутые склоны основного хребта с перевалами под 3000 м, на север уходят непроходимые в зоне леса долины. Издревле, к северу от хребта люди передвигались здесь по гребням боковых отрогов, так же и в наше время пастухи перегоняют стада на верхние пастбища, но для техники и «чайников» эти пути неприемлемы.

С точки зрения туристов главный недостаток района — отсутствие постоянного оледенения (есть только снежники) и перевалов сложнее 1Б. Уже горная «двойка» здесь несколько надуманна (нет снежно-ледовой работы, можно включать этот район как часть двойки по Архызу), но для проведения горных единичек и пеших походов этот район просто идеален.

С 2012 года я вожу здесь походы с детьми от 4-х лет и лучшего места на Кавказе для горных походов с такими боевыми кадрами я не знаю: во всех долинах множество пастушьих эргономичных троп, везде вода, озера, хорошие ночевки есть почти на седловинах и везде просто красиво!

Ниже приводится описание похода 2016 года с детьми от 5 до 13 лет и их родителями и варианты окончания маршрута из других лет. У самой младшей 5-летней девочки горный поход был первый, но были два похода по Горному Крыму, у других – от 8 до 15 лет – это был уже 2-3 поход по Кавказу (не считая других районов), поэтому маршрут был достаточно насыщенный, и мы прошли его даже быстрее запланированного времени.

Фотографии к описанию собраны из трех походов 2012-2016 годов. Во-первых, потому что раньше не ленился – снимал больше. Во-вторых, потому что, где это было возможно, выбирал фото с лучшей погодой (в плохую горы часто вообще не снимали, только людей).

ЗАМЕЧАНИЕ. В детских походах мы не ходим в дождь, стараемся ходить по полдня, чтобы было время поиграть и посмотреть, идем по графику 30+15 (переход+привал в мин) внизу и 20+15 на подъемах, делаем горячие обеды с полноценным отдыхом (не менее двух часов). Поэтому чисто взрослая группа может планировать в один день наш двухдневный (или полуторадневный) график.

Район дождливый, необходимо планировать 1-2 дня запасных на непогоду. Целый день дождь бывает редко (не каждый год), но после обеда тучи собираются вокруг хребта почти ежедневно, при этом внизу, ниже 2000 м часто светит солнце.

ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Нитка маршрута: р.Архыз – пер. Реч-Пхия (1А, 2805) – пер.Ацгара Верхн. (1А, 2730) – траверс в. 2810 – оз. 2602 – оз. 2582 – оз. 2492 – пер. Ацгара (1А, 2730) – пер. Чилик (1А, 2910) – оз. Чилик – пер. Кынхара (1А, 2880) – оз.Кяфар – пер. Мылгвал (1А, 2830) – пер. Агур (1А, 2990) – р.Кяфар-Агур – р. Вост. Кяфар-Агур – пер. Архыз (1А, 2950) – г. Джамаракли-Тёбе (3180) – траверс хребта Абишира-Ахуба: пер. Баритовый (2810) + пер. Пионер (2830) + г. Джамараклитебе (2) (2930) + пер. М.Кяфарский (2750) + в. 2816 – траверс хребта Эгреску: в. 2768 + пер. Каменистый (2440) + пер. 2311 + пер. Зборовского (2300) + в. 2360 + Каменные ворота Великого Шелкового Пути – и далее до понижения 1550 м – р. Зеленчук – р. Подорванка – Старый город.

Сроки проведения: 31.07 – 12.08 2016 года.

Вид туризма: горный.

Категория сложности: первая.

В описании все обозначения даны орографические, кроме конкретно оговоренных случаев.

Рис. 1. Карта с нанесенным на неё маршрутом.

1 день. Поездом доезжаем до Невинномысска. Поезд выбираем приходящий рано утром. На заказанной в интернете Газели доезжаем до конца асфальта – в 2016 году он закончился прямо возле устья Дукки. Курорт Архыз развивается, асфальтовую дорогу тянут сейчас через хребет в селение Пхия. В этом году деньги кончились у устья Дукки, как сказали рабочие. Дальше в Пхию из долины Архыза идет старая грунтовка через Пхия (н/к, 2176м), в хорошую погоду, говорят водители, проходимая даже для Газели. Дорога в Пхию снизу, по долине Большой Лабы, в убитом состоянии, варианты заброски в район оттуда можно не рассматривать.

Ехали от Невинномысска 3,5 часа, новая дорога (очень хорошая) идет через Черкесск, старая прямая (короткая) не поддерживается теперь и сильно разбита. Так получается дольше, но без тряски. Поспали.

У нас у устья Дукки встреча с орловцами, перераспределение снаряжения, горячий завтрак, поэтому Газель отпускаем.

Выходим по грунтовке. До моста через р.Архыз 3 км с незаметным набором (40 мин). После моста через 100 м дорога уходит влево на пер Пхия, в этом месте переходим на скотогонную тропу справа от дороги, круто набирающую высоту.

Замечание. Показанной на всех картах пунктиром дороги (или тропы) вдоль р.Архыз выше моста не существует. Есть только траверсные хаотические скотные тропки. Проверяли в 2004 году, чуть на склоне сидя не заночевали.

Поднимаемся по тропе (фото 1,2). Первые три перехода по 20 мин круто, потом тропа идет пологим траверсом (еще 2х30 мин) к верхнему кошу – там переправа по камням. На этом промежутке мест для ночевок нет, единственное место – в районе старого коша (ориентир – первые, на пути снизу, два ручейка), площадки ровные есть, но очень сыро. Выше коша идем по ровному травянистому левому берегу прямо – очень много «скотских» тропок – 1,5 км до слияния двух истоков р.Архыз. Переправляемся по камням и встаем на ровной поляне с выщипанной травкой прямо возле слияния.

Фото 1. Начало подъема от дороги Архыз-Пхия.

Фото 2. Граница леса. Внизу долина р.Архыз.

2 день. Выходим по левому берегу ручья, текущего от пер.Реч-Пхия (фото 3). Идем на видимое понижение гребня, много «скотских» тропок.

Фото 3. Подъем на устьевой ригель к пер.Реч-Пхия от слияния истоков р.Архыз.

Фото 4. Пер.Реч-Пхия с устьевого ригеля (с востока).

На выполаживании устьевого ригеля у правого борта долины выделяется основная подъемная тропа (фото 4), по ней поднимаемся на седловину пер. Реч-Пхия (1А, 2810м), обходя справа по ходу глубокий кулуар со снежником. Тур в центре. С южной части седловины и склона в.2819 на восток спускается крутой снежник (всегда есть вода), на седловине он выполаживается. Покатались, поснимались.

Отсюда до пер. Ацгара Верх. 800 м по почти горизонтальной полке вдоль хребта. Спускаемся по сыпухе 20 м до полки и по ней (вправо, фото 5) выходим на седловину пер.Ацгара Верх. (1А, 2730м). Седловина красивая, из разрушенных скал, протяженная, тур в западной части.

Фото 5. Переход по полке с пер.Реч-Пхия на Ацгара Верх.

Прямо с седловины вниз к Ацгаре спуска нет – там скальные сбросы (фото 12). Надо траверсировать С-В склон в.2810 (т.е. на СС-З) 300 м и далее по крупной осыпи вниз к озеру. Мы так ходили в 2014 году, поэтому сейчас решили посмотреть новые озерные цирки и траверс заодно.

С седловины по южному склону в.2810 просматривается траверсная горизонтальная тропа (фото 6). По ней выходим на следующее понижение (1 км) за вершиной. Очень хорошая ярко выраженная седловина, может вполне быть самостоятельным перевалом, но тура не нашли. От нее просматривается простой путь по хребту – обзорный и безпроблемный даже с детьми.

Фото 6. Траверс Южного склона в.2810.

Дальнейший траверс оставляем на следующий поход, спускаемся на север – первые 40 м осыпь 30 град с выходами скал, затем плавное выполаживание к озеру (фото 7).

Фото 7. Спуск с Загеданского хребта к верхнему озеру.

Верхнее озеро малосимпатично, место голое, продуваемое. Обходим его слева и спускаемся к озеру 2602 (на СС-З) 60 м по травянисто-осыпному склону – надо спускаться правее, прямо вниз скальные выходы и крутой снежник, уходящий прямо в воду (фото 8). Это озеро очень красивое, синее (глубокое), в закрытом цирке со снежниками, по берегам альпийское разноцветье. Правда, на правом берегу ровных площадок для лагеря я не заметил. Обедаем. Хорошо видна связка перевалов Ацгора+Чилик (фото 9,10).

Фото 8. Озеро 2602 от верхнего озера.

Фото 9. Вид на восток от озера 2602.

Фото 10. Вид с северного отрога в.2810 на восток.

Спуск дальше от озера 2602 крут и малопривлекателен, тропы не видно, здесь вообще, видно, не ходят, к тому же он выводит в долине ниже, чем нам надо. Поднимаемся в цирк верхнего озера, мимо него на север 300 м по ровной травянистой террасе, и спускаемся к озеру 2582 м по крупной осыпи 80 м. Озеро тоже красивое (фото 11), мы на нем ночевали в 2014 году, площадки ровные есть у восточной оконечности справа от вытекающего ручья в глубокой траве. А в моренах северного берега есть маленькое мелкое «купальное» озерцо. Купальное, естественно, при солнце.

Фото 11. Озеро 2582 под пер.Ацгара Верх. с северного отрога в.2810.

Фото 12. Пер. Ацгара Верх. от оз.2582 (с севера).

В этот раз идем дальше. Река глубоко в камнях, спускаемся по линии падения воды в высоких зарослях травы среди валунов . Через 400 м выходим на голое выполаживание, здесь пасутся лошади - «газоны подстрижены», идти легко.

Встаем на ночевку у западной оконечности озера 2492. Чудесное место – ровные травянистые площадки, поляны, белые от цветов, тихий ручей и «купальное» озеро глубиной до колена с ровным илисто-песчаным дном (фото 13). На солнце вода прогрелась, и скоро по озеру гуляла вся группа, а дети не вылезали оттуда еще часа 2-3, пока солнце не скрылось за хребтом.

Фото 13. Ночевка на озере 2492.

3 день. От ночевки идем по травянистым террасам правого берега ручья, текущего от пер.Ацгара, забирая влево от ручья, практически на север, чтобы быстрее выйти на скотогонную тропу, идущую из низовьев долины на пер.Ацгара (1А, 2730 м). Тропа ломовая, идти легко, на взлете идет серпантином по осыпи (фото 14,15).

Фото 14. Взлет пер.Ацгара с запада.

Фото 15. Подъем на пер. Ацгара из долины р. Ацгара.

В сторону долины р.Архыз тропа уходит с седловины пер.Ацгора горизонтально влево. Через 50 м она раздваивается: нижняя тропа пологим траверсом уходит в долину, верхняя – с легким набором высоты ведет к пер. Чилик (1А, 2910 м). По пути, прямо над оз.2633, она проходит через небольшую мульдочку со снежником - есть вода (фото 16). Последние 100м перед перевалом - более крутой набор серпантином.

Фото 16. Подъем на пер. Чилик с пер. Ацгара.

Варианты. Для спортивной группы есть более интересный отсюда дальнейший путь через в.Речепста (3176 м), не сложнее 1А. Участок гребня до вершины местами острый, но скальные участки обходятся по травянистым южным склонам, а на пер.Речепста можно спокойно спускаться по гребню хребта, пологому и расширяющемуся к перевалу. (Полностью траверс мы сами не ходили, только поднимались с пер.Речепста — нам с детьми внизу интересней.)

На пер.Чилик тропа выводит восточнее и немного выше самой низкой точки седловины, там же тур. С низшей точки, да и от тура, спуск к долине Чилик очень крут, поднимаемся чуть выше по гребню на восток (тропа видна), и спускаемся по узкому скальному кулуару 20 м (фото 17) и далее вправо длинным пологим траверсом по тропе (фото 18,19).

Фото 17. Скальный кулуар с пер.Чилик на север.

Фото 18. Пер. Чилик с севера.

Фото 19. Цирк пер. Чилик с севера.

В хаосе старых заросших моренных валов тропу можно потерять – лучше этого не делать. Перед устьевым сбросом переходим речку по камням и по левому берегу коровьей тропой серпантином спускаемся с ригеля. (С ригеля хорошо виден путь подъема на пер. Кынхара, фото 20.) Внизу очень красивый большой водопад (на реке от пер. Чилик, фото 21), под ним уже на выполаживании переходим опять речку по камням и по ровной травянистой террасе выходим к озеру Чилик (2374 м).

Замечание: тропа на картах здесь обозначена неверно, по правому берегу в устьевом ригеле ее нет.

Фото 20. Озеро Чилик и пер. Кынхара с устьевого ригеля (вид на В).

Фото 21. Водопад в устьевом ригеле цирка пер.Чилик.

Фото 22. Озеро Чилик с северного берега.

Здесь можно ночевать - ровно, но много коровьих лепешек. Мы же проходим озеро Чилик по левому берегу (много коровьих троп) и встаем на ночевку у западной оконечности верхнего маленького озера (фото 24). Здесь уютная травянистая площадка, закрытая от ветров (фото 23).

Фото 23. Завтрак над озером Чилик (вид на С).

Фото 24. Озера Чилик с подъема к пер. Кынхара.

4 день. К пер.Кынхара (1А, 2880 м) тропа из долины Чилик идет, по всей видимости, правым берегом озера Чилик, мы на нее попадем выше. А пока от места ночевки не переходя ручей поднимаемся траверсом осыпного склона над верхним озером (на СС-В, фото 22). На бараньих лбах выходим на тропку. Далее она будет теряться в камнях, но весь путь до седловины промаркирован турами: по террасам из крупной осыпи, в верхней части со снежниками, последний взлет – по мелкой осыпи с выходами скал (фото 22,25,26).

Фото 25. Взлет пер. Кынхара с запада.

Фото 26. Подъем под взлет пер.Кынхара.

Седловина узкая скальная, тур в центре (фото 27). Красивейший вид на озера северных цирков в.Речепста (фото 28).

Фото 27. Команда 2016 года на седловине пер. Кынхара.

Фото 28. Вид с пер. Кынхара на восток.

Первые 100 м спуска на восток круто: 30-35 град. по травянисто-конгломератному склону с острыми выходами скал (фото 29).

Фото 29. Пер. Кынхара с востока.

Неприятный кулуар, раньше его даже обходили либо южнее по соседнему кулуару (тоже круто, но с густой травой), либо севернее, выходя по разрушенным скалам на гребень выше седловины. Сейчас народу стало ходить здесь больше, пробили торную тропу со ступенями прямо от тура вниз. Так и спускаемся, прямо вниз, на крутом участке влево под скалы – ступени в травянистом склоне. На моренных валах под взлетом опять появляются маркеры, но здесь хорошо идется и без тропы. На левом берегу второго озера хорошие площадки для ночевки – очень красивое и уютное место, очень рекомендую, мы здесь ночевали в 2012 и 2014 годах (фото 30-33), поэтому сейчас идем дальше. К тому же на хребет сели тучи, дело идет к дождю, лучше сбросить высоту.

Фото 30-33. Ночевки на нижнем озере восточного цирка пер. Кынхара.

Надо отметить, что 2016 год везде был гораздо холоднее нормы, и в Архызе, всегда в общем-то дождливом, все дожди сопровождались градом размером с вишню. Ну и холоднее, чем обычно, было под такими дождями. В такую погоду мы старались натянуть побыстрее тент и греться друг об друга или чаем.

От второго озера спускаемся с устьевого ригеля по центру и вправо к нижнему озеру 2582 м под пер.Речепста. Местами попадаем на тропу, местами теряем, но здесь не принципиально – идется везде хорошо. Озеро 2582 изумительное (видно на фото 28) – в отвесном скальном цирке с водопадиками, со снежником, темно синего цвета (глубокое), с ровными травянистыми берегами. Переходим речку в месте вытекания из озера, тут хорошие места для палаток, можно было бы пообедать, но здесь уже стоят две группы (идут на Речепсту), куча палаток и народа, поэтому идем дальше.

От переправы начинается однозначная тропа правым берегом реки. Река течет после озера в глубоком и крутом распадке, тропа траверсирует крутой осыпной правый берег, затем серпантинит среди камней, родендрона, осинового стланика. В этом месте на реке красивые каскады водопадов. В конце крутого участка натягиваем тент на группе больших камней и обедаем под шум дождя и града.

Дожидаемся ухода грозового фронта и с первыми солнечными лучами продолжаем спуск по тропе до выполаживания. Часть истоков Чилика вытекают из-под древних валов, дальше переправа через него станет проблемной, поэтому здесь нужно не теряя высоту обойти эти истоки и продолжать спуск по правому берегу р.Чилик. По нему идет очень хорошая тропа, боковые притоки без проблем проходятся по камням. Долина спускается вниз каскадом ровных террас.

За 0,5 км до слияния двух истоков Кяфара забираем вправо по ровным травяным полям и выходим на скотогонную тропу от озера Рыбного. Место приболоченное, тропа сильно разбита коровами и здесь проходит далеко от реки. После небольшого устьевого взлета долина сильно выполаживается, тропа подходит к реке. В этом месте на реке несколько невысоких каскадных водопадов. Очень красивое место, мы здесь обедали в других походах у огромного валуна на берегу чуть ниже каскада сливов, сейчас решили заночевать (фото 36,37).

Этот дневной участок маршрута годится и для взрослой группы, можно только заночевать повыше, на озере Кяфар.

Фото 36. Долина р.Кяфар от места ночевки.

Фото 37. Верхний водопад на р.Кяфар (в месте ночевки).

5 день. Продолжаем движение по тропе. Перед взлетом, подпирающим озеро Кяфар, тропа переходит на правый берег: брод 8 м, до колена. Далее 40 м набора на вал, маленькое лягушачье озерко и выход к озеру Кяфар (2348 м). На озере стоять можно у северной оконечности на левом берегу, но если дальше идти в верховья долины, то лучше у южной - справа от всех истоков очень хорошее, защищенное, абсолютно ровное место с травяными площадками (фото 38).

Фото 38. Озеро Кяфар и пояс бараньих лбов над ним.

Варианты. Отсюда можно начинать подъем на пер.Кяфар. Он считается н/к, но седловина показанная на фото 36 ( через которую показана на всех топокартах тропа) совсем не скотогонная. Скорее всего скот переходит здесь через хребет немного севернее и 80 м по высоте выше по чисто травянистому склону, по крайней мере туда ведут скотные тропы. А указанная седловинка вполне спортивная, троп на нее нет, только следы туристов на перевальном взлете — последние 40 м крутая живая средняя осыпь со скальными выходами. Полочка под взлетом завалена средней и крупной осыпью - «ноги сломаешь». Седловина — скальная острая, узкая, фактически их несколько, нужно выбирать самую северную. Спуск на восток прямо крут, надо уйти влево (севернее) метров 100 и далее широкой дугой вокруг верхнего озера. Далее можно по скотной тропе. Конечно, связка перевалов Мылгвал+Агур гораздо более интересна и живописна, но если нет времени, то Кяфар можно использовать: от озера Кяфар до слияния Кяфар-Агуров можно дойти за полдня с привалами.

По восточному берегу озера Кяфар идет тропа , склон спадает в озеро без полок, стоянок нет. После озера тропа плавно набирает высоту, серпантинит на первой крутой ступени (150 м крутого набора) (фото 39,40), потом по ровной террасе в альпийских лугах. Тропа до пер. Мылгвал (1А, 2830 м) промаркирована турами.

Фото 39. Озеро Кяфар сверху.

Фото 40. Подъем на первую ступень от озера.

Далее еще взлет метров 80, пологий участок траверсом правого борта долины над холмисто-озерным плато (самое крупное- озеро 2591), красоты верхних цирков (фото 41,42), и выход (фото 43) к озеру Провальному (2716 м).

Фото 41. Вид на хребет Абишира-Ахуба (на Ю-З) с первой ступени.

Фото 42. Маркер на тропе к пер. Мылгвал.

Фото 43. Подъем на моренный вал озера Провальное, внизу – озерное плато.

Еще одно уникальное озеро – черные скальные лоснящиеся стенки, черно-синий цвет, как будто оно бездонное и перевал прямо над ним – седловина зеркально отражается в воде. Склоны из крупной осыпи уходят прямо в воду, и сразу не понятно, как попасть на седловину (фото 44).

Фото 44. Озеро Провальное и западный взлет пер.Мылгвал.

Я три раза ходил восточным берегом, (крупная крепкая осыпь, идется не быстро, но без проблем), но в одной перевальной записке читал рекомендацию (кажется, ТК МГУ) идти по западному. Если у кого возникнет желание, можете проверить. У меня не возникло.

Перевальный взлет первые 50 м от озера крут – серпантин по мелкой осыпи и конгломерату меж выступов скал, еще 50 м - выполаживание. Седловина широкая, протяженная, с причудливыми скальными выходами. Красивое место, красивые виды на цирк Кяфара и Турье плато. Тур в восточной части по центру.

На восток от седловины 100 м слева почти без потери высоты (макс. 10 м) находятся два маленьких неглубокий «купальных» озерца с ровными травянистыми площадками. Отличное место для лагеря (фото 45).

Фото 45. Ночевки с востока у седловины пер. Мылгвал (вид на С-В).

Бывало, днем в солнечную погоду мы не просто купались – отмокали часами в воде, пописывая пулю. В 2016 погода хмурилась, пришлось писать пулю под тентом. Полудневка. Кстати, 200 м от лагеря на восток есть разлом на ровной площадке в моренах, в нижней части которого вход в пещеру (фото 47). Для любителей, но нужны веревки для спуска туда.