В НАЧАЛО...

6 день. Перевал Мылгвал ходят, как правило в связке с пер. Агур (1А, 2990 м). Цирк основного хребта между ними глухой, а вниз путь не очень логичен. Между перевалами идет отличная тропа, рационально проложенная в хаосе старых моренных валов (фото 46).

Фото 46. Пер.Агур с запада.

Фото 47. Вход в пещеру между пер. Мылгвал и Агур.

Подъем на перевальный взлет Агура - серпантином по средней осыпи, тоже тропа. Седловина узкая, скальная, тур в центре. Справа совсем рядом широкая седловина пер.Федосеева (750 м по прямой), но идти на нее траверсом – ноги обломаешь, лучше спуститься с седловины до выполаживания.

Замечание. С юга под перевалом Федосеева уже построили горнолыжные подъемники до 2400 м, они работают и летом, и теперь слало логично и нетрудоемко начинать с него маршрут. В этом году мы уже встретили группы, выбравшие такое начало.

Мы же идем в долину Кяфар-Агура. Спуск с седловины — прямо вниз по крупной, затем средней осыпи 50 м (фото 48).

Фото 48. Пер.Агур с востока.

Далее выполаживающаяся осыпь переходит в ровные травянистые террасы. Первый сброс, к верхнему озеру, проходим по кулуару по линии падения воды. Под сбросом (посуху) переходим сразу на левый берег (фото 49). Первое озеро - голое и продуваемое, обедаем у начала второго озера в камнях.

Фото 49. Верхнее озеро на р.Кяфар-Агур Южн. (вид на С-В).

Далее важно выйти на тропу во втором, более крутом и высоком (около 200 м) поясе «бараньих лбов». От второго озера траверсируем травянистый левый берег влево почти без потери высоты в направлении широкой седловины в поясе «бараньих лбов». Начало тропы на седловине помечено туром. Первые 100 м по высоте самые крутые — серпантин по осыпи на конгломерате. Примерно в конце этого участка можно сходить на экскурсию в пещеру — вход в нее виден в 100 м вправо от тропы под «бараньими лбами». Мы далеко не забирались — сыро и скользко (надо брать фонари). Затем тропа спускается длинным траверсом левого заросшего травой борта долины. У первых огромных скальных обломков отличный привал (фото 50). Здесь, ниже лбов, начинается самая красивая долина Абишира-Ахубы (фото 51-55).

Фото 50. Первый «обломок» в долине, место привала.

Фото 51-55. Скальные обломки в долине Кяфар-Агур Южн.

Гигантские обломки древнего катаклизма разбросаны по долине в густых зарослях высокой травы. Размеры обломков – с 1-3 этажные дома, на некоторых «чемоданах» даже выросли опушки леса. Фантастический пейзаж! Скот здесь не пасется, пастухи говорят, что животные отказываются идти в эту долину, говорят, что из-за медведей, но кто точно знает? Медведи ходят здесь везде, и скот везде пасется, а эту долину обходит…

Тропа идет левым берегом, в густой траве – местами до пояса. Живописно, много цветов. В среднем течении русло сухое, но на правом берегу тропы не видно. Под одним из обломков переждали дождь. Так и идем левым берегом и уже в устье Юж.Кяфар-Агура переправляемся (вброд, 30 см) на правый берег. Через 300 м встаем на ночевку на ровной широкой террасе с выщипанной травой. Курортное место: солнце, река, над нами березовый лесок по склону, в нем грибы (подберезовики и подосиновики в основном), смородина, брусника, шикша. И самая низкая ночевка на маршруте – 2060 м (фото 56).

Фото 56. Поляна на слиянии истоков Кяфар-Агура.

Остаток дня пасемся и стираем (детям). На ужин – грибное рагу, приправленное немного гречкой.

7 день. Полдня отдыхаем, гуляем, собираем дары природы, купаемся (благо, солнце), моем головы (на дровах ведь!). После грибного супа выходим вверх по Вост.Кяфар-Агуру. В его устье на правом берегу кош (когда-то был на левом), пастух Михаил из Зеленчука нам уже хорошо знаком – он, несмотря на преклонный возраст, все дни ходит с удочкой, ловит форель. В этом году даже угостил форелью детишек – запекли в фольге, просто чудо кулинарии! Много рассказал – про медведей, про пути по отрогам, про Путина (его вертолет садился здесь, решили пока этот оазис не трогать).

Тропа идет и по левому, и по правому берегу Вост.Кяфар-Агура (в некоторых источниках – р.Запрудная), точнее множество скотных троп. Идем сначала по левому, выбирая тропки поближе к воде. Много коровьих бродов, долго никто не хотел мочить ботинки. Перед полосами курумников на левом берегу переходим (кто как) на правый берег, там торная конная тропа (фото 57).

Фото 57. Кяфар-Агур Вост. в среднем течении. Желтым показан переход Церковный-Турий.

Замечание. Раньше этой дорогой через перевал Церковный пастухи ходили на лошадях в коши на южные склоны и далее в Архыз. Из-за развития курорта в Архызе запретили выпасать скот на южных склонах, и тропа от Церковного вниз на юг заросла, от коша на границе зоны леса остался только остов. В 2014 году мы прошли там, но пришлось «поломаться»: в зоне альпийских трав и кустарников трава доходит до плеч, старая тропа в этих джунглях постоянно теряется, а идти по курумникам, скрытым травой, радости никакой. К тому же, говорят местные, в этих местах много змей, а на что ты там наступаешь под травой и куда потом падаешь – змеи, камни – не увидишь. Зато в лесу (шикарном еловом, вековом) тропа сохранилась прекрасно. Прорва грибов.

Замечание. Кстати, местные и отдыхающие в Архызе берут с собой собаку, отправляясь в горы – и от змей, и отпугивать хищников (медведи, рыси). Отправляясь на прогулку, покупают специально корм для собак, чтобы приманить их с собой. В Архызе есть даже такие собаки-профи, с нами ходила одна в 2014 году, но она пристала к нам уже в пути. Еду добывала сама, исправно несла службу. День на 2-3-ий стали ее подкармливать, поняв, что она не отвяжется. Дошла до Архыза.

По правому берегу Вост.Кяфар-Агура идем сначала по тропе, потом вдоль реки – травка выщипана, идется легко. На нижнем озере 2308 м встаем на ночевку на полуостровке подпирающего вала (фото 58).

Фото 58. Нижнее озеро Кяфар-Агура Вост. и цирк пер.Турий.

Красивое место! Еле успеваем натянуть тент – дождь, переходящий в град. Через полчаса по бокам тента были сугробики 20-30 см, больше напоминающие горы «Клюквы в сахаре» диаметром 1 см. Вечером облачность оседает в долину, любуемся (фото 59). Утром — солнце, любуемся опять (фото 61).

Фото 59. Вечер в долине Кяфар-Агура Вост.

Фото 61. Утро на нижнем озере Кяфар-Агура Вост.

8 день. От озера главное быстрее выйти на лошадиную тропу к пер.Церковный (Грозовой) – она идет пологим траверсом правого борта долины под перевал Архыз, а потом переваливает через отрожек и траверсом выходит на хребет. Подъема прямо в цирк пер.Церковный нет — там крутые бараньи лбы (фото 61,62).

Фото 62. Цирк пер. Церковный с подъема к пер. Агур. Желтым показан переход Церковный-Турий.

Варианты. На фото 62 хорошо видно начало пути в интересной связке для «двойки»: Церковный+Турий (1Б) по осыпной полке. От седловины пер. Церковный проходят по хребту на запад до спуска на полку. Продолжение – выход в цирк пер. Турий – на фото 57.

Переходим от озера, понемногу набирая высоту, на правый борт долины и немного назад, на правый берег ручья, текущего из-под пер. Архыз. Вдоль него по крутому травянистому склону вскоре выходим на тропу. Тропа прекрасная, вскоре пересекает ручей и плавным набором высоты выводит в промежуточный цирк (450 м набора от озера), где расходятся пути на перевалы Церковный и Архыз. Здесь можно встать – ровные травянистые и осыпные площадки, ручеек от снежника.

На пер. Архыз (1А, 2950 м) тропы явно не видно, поднимаемся по осыпному склону примерно на С-В 200 м по высоте, первые 100 м 25-30 градусов, далее выполаживается. Седловина широкая осыпная, тур не искали, возможно он в южной части, мы же вышли в северной, и в северном направлении набираем по осыпному гребню с разрушенными скалами метров 40. Далее часть взрослых продолжает подъем по гребню на г. Джамаракли-Тёбе (3180 м), остальные траверсируют осыпной склон со снежником на С-В (фото 66) и по широченному гребню основного хребта спускаются на пер. Баритовый (2810 м). У него, пожалуй, самая широкая седловина в Архызе – как футбольное поле, и ровная (фото 63). Тур есть на скальном островке в центре. К поселку Архыз (фото 65) ведет крутой и протяженный травянисто-осыпной склон (к вдп. Баритовый) – не приведи бог там подниматься, особенно с рюкзаком. Но отдыхающие стационарно в Архызе люди здесь ходят, в основном налегке. Это хорошо – тропы не будут исчезать.

Замечание. На топографических картах на этом участке две вершины на расстоянии 3 км имеют название Джамараклитебе. У более высокой я оставил местную транскрипцию, у другой – добавил индекс (2).

Фото 63. Пер. Баритовый, вид на восток.

Фото 64. Водопад Баритовый (2012 год).

Фото 65. Долина р. Баритовый и пос. Архыз с пер. Баритовый.

Фото 66. Вид с пер.Архыз на восток.

В разные годы мы заканчивали маршрут через пер. Церковный или от пер. Архыз через вдп. Баритовый – местной достопримечательности (фото 64). В поисках чего-то нового, в этот раз решили посмотреть места, по которым когда-то проходил Великий Шелковый путь. На хребте Эгреску хорошо сохранился его участок: дорога, используемая пастухами для заброски на верхние пастбища, и Каменные ворота – проход, прорубленный в скальной гряде.

Траверс хребтов Абишир-Ахуба от пер.Баритовый и Эгреску до р.Зеленчук занял у нас 2,5 дня и оказался очень приятным и нетрудоемким по движению, красивым, обзорным и совсем не скучным. Рекомендую, при наличии хорошей погоды.

На этом траверсе легче и безопаснее идти непосредственно по гребню или вблизи его, не боясь набрать лишние 20-50 м.Гребень везде разрушенный, пологий в меру, а склоны – крутые травянисто-осыпные, траверсировать их небезопасно и очень утомительно для голеностопа. С седловины пер.Баритовый траверсом осыпного южного склона (800 м, набор 30 м) почти по гребню выходим на узкую скальную перемычку пер. Пионер (2830 м) (фото 66). В северном закрытом цирке перевала симпатичное озеро (50 м ниже седловины), мы планировали на нем возможную ночевку, но еще рано, поэтому идем дальше.

По крупным скальным обломкам поднимаемся на г. Джамараклитебе (2) (2930 м), немного срезая ее верхнюю часть (опять портится погода), и по травянистому гребню со скальными островками спускаемся на восток (фото 73).

Фото 73. Пер. М. Кяфарский со склона г. Джамараклитебе (2).

Туча нас нагоняет, ветер сдувает с гребня. Хребет круто обрывается на север, (с юга вообще метром на 700 по высоте никаких перспектив для укрытия), через примерно 500 м от вершины находим спуск по снежнику и осыпи на ровную травянистую полянку с севера от хребта (фото 74).

Фото 74. Стык хребтов Абишира-Ахуба и Эгреску (вид на В с ночевки).

Натягиваем у скалы тент и, как всегда, обедаем под шум дождя и града. Высота 2770 м – град долго не тает. Собираем палатки под тентом и в затишьях ставим лагерь, благо место неплохое и закрытое от ветра.

9 день. Как всегда после дождя, с утра – солнце. Все моментом высыхает. От полянки траверсом северного склона хребта выходим на гребень в 40 м выше пер. М.Кяфарский (2750 м). Здесь заканчиваются острые скальные участки на хребте, далее он везде более сглаженный (фото 75).

Фото 75. Пер. М. Кяфарский и начало траветса хр. Эгреску (вид на В).

Проходим широченную седловину пер.М.Кяфарский, на севере под перевалом большое озеро, хорошие места для ночевок (фото 76, 79).

Фото 76. Озеро с севера под пер. М. Кяфарский.

За седловиной уже есть тропа, поднимающаяся левее узловой вершинки с антеннами. От этой вершинки начинается хребет Эгреску со старинной дорогой, проходящей по его гребню. На востоке за вершиной видна широкая седловина пер. Бёре-Ауш (или Волчий, фото 77) – с него можно спуститься в Архыз по хорошей пастушьей тропе.

Фото 77. Пер. Бёре-Ауш (вид на В).

Далее траверс носит чисто прогулочно-обзорный характер. «Дорога» представляет собой двухколейный машинный след, иногда теряющийся на широких травянистых площадках, но хорошо сохранившийся на скальных участках. Проходим седловину пер.Каменистый (2440 м) — через нее гоняют стада с хребта Эгреску в долину Кяфар-Агура (фото 78, 80).

Фото 78. Траверс хребта Эгреску, седловина пер. Каменистый (вид на Ю).

Фото 79. Пер. М. Кяфарский с седловины пер. Каменистый.

Фото 80. Хребет Эгреску, вид на север после пер.Каменистый.

На хребте воды нет, а время подошло к обеду, и хребет за нашими спинами уже плотно затянуло. Поэтому решаем спуститься на восток к ручью с заманчивыми островками хвойного леса. Организм требует уже разнообразия меню, а хвойный лес ассоциируется с грибным супом и грибной подливкой к каше. Весомыми (для потери 180 м высоты) оказались и доводы пастуха, кош которого находится на правом берегу ручья. (Кстати, показанный на карте выше по Богословской балке кош заброшен, остались только сложенные из камней стены.)

Перед седловиной 2311 начинаем спуск и выходим к ручью в месте перехода через него скотогонной тропы (фото 81, 82).

Фото 81. Ночевка в Богословской балке.

Фото 82. Граница леса в Богословской балке, кош за перегибом.

Пастух зовет к себе в кош, но мы благодарим и ограничиваемся детской экскурсией за молоком и т. п. Остальные собирают грибы и дрова. Грибов не очень много, на открытых полянах грибы съедают коровы, а глубоко в лес мы не решаемся идти без собаки — медведи живут в балке, но вместе с дарами пастуха и обед, и ужин получаются шикарными. Ужинаем под шум дождя, тент над остатками остова старого коша.

Кстати, пастух предлагал барана целиком за 4000 руб — и оставайтесь, пока не съедите...

Замечание. Из цирка пер.Зборовского вниз по Богословской балке не ходят – узкое заросшее ущелье с крутыми склонами. Поэтому, видимо, там и живет медведь – никто его не пугает. Для выхода к р.Зеленчук используют тропу по северному притоку Богословской балки – по ущелью под Каменными воротами, или по старой дороге, как пойдем мы. Информация от пастуха.

10 день. С утра опять солнце. Поднимаемся «скотскими» тропами по направлению седловины 2311, на нее подъем положе, чем на Зборовского. Не доходя до выполаживания, уходим вправо горизонтальной коровьей тропкой и выходим на пер.Зборовского (2300 м) (фото 80). На седловине встречаем древнюю дорогу, идем далее по ней. После в.2360 примерно через 1 км выходим, наконец, к долгожданным Каменным воротам Великого Шелкового Пути - рукотворному памятнику ушедшей эпохи. Метров по 100 до и после них участок дороги каменистый и хорошо сохранился (фото 83, 84). Проводим здесь более получаса – на скальной гряде много черники и брусники.

Фото 83. Великий Шелковый Путь (вид на С).

Фото 84. Каменные Ворота (вид на Ю).

Примерно через 700 м после Каменных ворот дорога уходит на пологий северный склон с кошем (фото 85, 86), но она проходит выше коша.

Фото 85. Конские пастбища. Начало спуска с гребня (вид на Ю).

Фото 86. Долина Кяфар-Агура (вид на З).

Фото 87. Граница леса на дороге ВШП (вид на С).

Фото 88. Вид на хр.Эгреску (на Ю) от границы леса.

На этом участке много черники – это впервые на маршруте, поэтому не торопимся. Перед пересечением невысокого отрожка (1500 м от ухода с гребня, фото 87, 88) встречаем ручеек – это, как оказалась последний источник воды на дороге. Ориентир – первая группка деревьев у дороги. Мы этого не знали (потом, встреченные пастухи на лошадях, нам это подтвердили), поэтому прошли мимо – «рано еще до обеда» – и обедали в итоге всухую, а на ночевку смогли стать только в сумерках на Зеленчуке, что не входило в наши планы.

Дорога идет далее в живописнейшем лесу (фото 89), с умом проложенная в глубокой тени, в окружении огромных буков.

Фото 89. Старая дорога в начале зоны леса.

Видно, что дорога древняя, каменистая, но и машины здесь на нее заезжают – следы есть. На понижении 1550 м дорога выходит опять на гребень. Здесь развилка – старая дорога уходит далее по гребню, а направо (на восток) спускается новая дорога, проложенная, видно, при строительстве ЛЭП. Сейчас она заброшена, завалена местами осыпями, но для ходьбы пригодна. Вдоль нее течет ручеек, делаем, наконец-то чай! Но ночевать негде. Выходим по ней к асфальту, пересекаем дорогу и встаем на пологом травянистом берегу Зеленчука выше моста газопровода через реку перед прижимом. На поляне у опор газо-моста течет ручеек. Дрова собираем уже в полутьме.

Замечание. Метров за 300 до ЛЭП, на дороге была еще развилка (первая на всем пути) со следами машин – может это другой спуск к Зеленчуку, машинный. Не проверяли.

11 день. Предыдущий день мы из-за отсутствия воды проскочили дальше, чем хотели, поэтому нам надо чем-то занять этот день. На поляне у дороги шумновато и открыто очень. Идем вдоль трассы 4 км, просматривая места и воду (из Зеленчука брать воду не хочется совсем…). Много красивых полян на берегу (фото 90), но все с машинными подъездами с вытекающими последствиями. И без чистой воды. Первый приток с водой (остальные были сухие) встретили через 4 км – перед Братской могилой партизан с памятником слева от дороги (фото 91).

Фото 90. Террасы паркового леса на Зеленчуке.

Фото 91. Братская могила партизан.

Проверили еще приток за Братской могилой – сухо, и вернулись. Отошли от дороги вдоль притока (вверх) метров 500 до ровной тенистой площадки прямо на высоком левом берегу ручья и поставили лагерь. Экзотическое место, особенно после голых горных пейзажей – глубокое живописное ущелье, чистый ручей с водопадиками и ванночками, высоченные деревья, вроде и цивилизация рядом, а место абсолютно дикое.

Гуляем, собираем дары природы, купаемся, моемся и т.д. Дождик после обеда, как всегда, но здесь он теплый.

12 день. Выходим на трассу, идем 3 км до пешеходного моста через Зеленчук, переходим на правый берег – здесь начинается Нижний Архыз, очень интеллигентный поселок обсерватории. Через 500 м – наш любимый продовольственный магазин.

Замечание. В Нижнем Архызе цены на продукты на 30-40% меньше, чем в Архызе, и выбор лучше. Рынок на шоссе под «Ликом Христа» тоже дешевле на 30%, включая знаменитые хычаны.

Закупаем продукты на последнюю ночевку и идем в Старый город короткой нижней дорогой, через «железную лестницу». Мы уже три раза ночевали на реке Подорванка – тихое закрытое место на территории Старого города, договариваясь с охраной. В этот раз ничего не изменилось – охранник позвонил начальству, получил добро, мы оплатили вход в музей и прошли в наше место выше моста в густом лесу, скрытые от всех глаз. Опять дождик после обеда, но с костром он не страшен.

Фото 92-94. В Старом городе.

13 день. Первые полдня гуляем по Старому городу (я уже четвертый раз, а все равно приятно, фото 92-94), перекусываем хычанами на рынке, потом обед, и в 17:00 за нами приезжает к шлагбауму Газель.