.
66-е Первенство по туризму учеников образовательных учреждений г. Москвы. Зеленоградский АО г. Москвы. Зеленоградский Дворец Творчества детей и молодежи, ОТЧЕТ О ГОРНОМ ПОХОДЕ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ ПО ПОЛЯРНОМУ УРАЛУ (РАЙОН РАЙ-ИЗ), СОВЕРШЕННОМ С 22.06 ПО 06.07.2011 г. МАРШРУТ: Москва (Яросл) - ст. Полярный Урал - р. Собь - пер. Собский (н.к, 507) - р. Макар-Рузь – ручей Визившорский - пер. Визившорский-3 (1А, 720 ) – левый приток р. Степ-Рузь - р. Степ-Рузь - пер. Степ-Рузь (н/к) - озера около г. Степ-Рузь – Правый приток р. Яй-Ю - р. Елец - руч. Лек-Вож – правый приток руч. Лек-Вож - пер. Северный Леквожский (1А, 900) - р. Собь (взятие заброски) - правый приток р. Собь - пер. Каровый (1А, 1100) - р. Енга-Ю – левый приток р. Енга-Ю - пер. Енга-Ю (Логичный) (1А, 680) - руч. Кер-Доман-Шор – траверс 1А массива г. Рай-Из от метеостанции через г. Рай-Из (1097) до пер. Водопадный (670) - руч. Кер-Доман-Шор - Енга-Ю - ст. Харп. Маршрутная книжка: 177-04/3-125, Руководитель: Жаров Андрей Викторович, заместитель руководителя: Юденич Дмитрий Валерьевич. .
.
.
. 1.4. Карта с нанесенным на неё маршрутом. 1.5. Календарный график движения.
Lz – это пройденный километраж за день, который идет в зачет. L – фактически пройденный километраж с учетом пройденного пути. Lэфф – сумма фактически пройденного пути и высоты, округленной до десятых поделенное на три (средняя скорость передвижения в горах в час). Таким образом, есть возможность высчитать среднюю напряженность дня с учетом высоты и километража и понять примерно время, которое нужно затратить на прохождение пути. Рассчитанное время интересно сравнить с фактическими результатами на следующей странице. Также было заявлено что: 1. В случае, если запасной день будет не израсходован, то планируется кольцевой выход налегке до перевала Водопадный (1А, рад). С него планируется подняться до озер на западе от перевала в районе вершины 968 и спуск от них на перевал Неожиданный (1А); 2. Или сделать радиальный выход на метеостанцию Рай-Из.
Общая протяженность активной части маршрута 150 км (учитывая коэффициент 1,2). Общий перепад высот 7558 м. Пояснения по пройденному и заявленному маршрутам. Маршрут пройден группой полностью без отклонения от заданного пути в полном составе. Отклонения в графике движения все же были. В первой половине похода за 4 дня мы прошли маршрут, рассчитанный на 5 дней. Таким образом, сэкономили 1 день. Экономия была вызвана тем, что при планировании был сделан акцент на плохую погоду, в которую наверняка скорость передвижения была бы значительно ниже, т.е. планирование было сознательно сделано с запасом прочности. Но погода стояла просто аномально хорошая. Было тепло. Почти не было по меркам Полярного Урала комаров и мошки. Ребята днем ходили в майках и шортах. Но на пятый день погода начала портится, а на седьмой день испортилась окончательно. Мы сделали вынужденную отсидку на один день и снова вошли в график. На следующее утро стало понятно, что в этом месте оставаться нельзя, так как с перевала гонит холодных ветер и облака, из которых выдувает изморозью воду на нас, в то время как внизу облачности нет. Мы собрались несмотря на сильный порывистый ветер и двинулись по маршруту дальше. Погода внизу стала лучше. А в другой долине ветер был значительно тише. Так как маршруту подходил к концу, а мы двигались по графику, то оставался один запасной день, который запланировано было провести налегке, сделав кольцо через метеостанцию и г. Рай-Из со спуском через перевал Водопадный. Надо отметить, что во второй половине похода ветер и холодная погода, которая иногда опускалась ниже нуля по ночам, - стояла до конца мероприятия. 2. ОПИСАНИЕ ПОХОДА И ФОТОГРАФИИ. ЧАСТЬ 1 3. ОПИСАНИЕ ПОХОДА И ФОТОГРАФИИ. ЧАСТЬ 2 1. Стол «Европа-Азия» в километре на восток по ж/д от ст. Полярный Урал. 2. Долина р. Собь . 3. Керн на пути к перевалам Визившорский–3 и Сев. Леквожский . 4. Цепь озер под горой Степ-Рузь . 5. Пер. Каровый и его долины произвели впечатление своей необычайной красотой. 6. Мы встретили таких животных как: медведь, северный олень, лемминг. 7. Рудник по добыче хромитов . 8. В пос. Харп – ФБУ ИК 18 «Полярная сова» - одна из пяти тюрем в России, в которой отбывают пожизненное заключение. 9. Современная бытовка в долине руч. Кэр-Доман-Шор . 10 . «Сурова, но величественно прекрасна природа Полярного Урала. Его бурные полноводные реки, низвергающиеся водопадами ручьи, спокойные озера с хрустально-чистой бирюзовой водой, пышные горные луга и синеющие дали хребтов навсегда останутся в памяти человека, побывавшего в этом крае». А.Кеммерих. Полярный Урал . Р.S. Подробности можно найти в интернете, к примеру: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%EB%FF%F0%ED%FB%E9_%D3%F0%E0%EB http://hibaratxt.narod.ru/sprav/polarural/index1.html http://www.skitalets.ru/books/2010/polarurals_palekhov Рекомендации. В первую очередь хотелось бы сказать о комарах и мошке. Да, они там есть. Причем довольно много. Поэтому запасайтесь репеллентами (см. приложение). Мы брали по три тюбика на человека. Современные средства довольно хорошо помогают, а если повезет с погодой, то все будет совсем замечательно. В районе нет леса. Следовательно, наличие горелок обязательно. Мы ходили на бензине и мультитопливных горелках Kovea. Палатки фирмы Bask вполне пригодны. Хотя ветер поистрепал их конкретно. Потерлись о камни карманы для стоек, оборвались оттяжки, прорвано пластиковое окошко на тамбуре. Обувь лучше брать хорошую. Трекинговые ботинки от хороших фирм было бы не плохо. Запасная обувь – обязательно. Верхняя одежда должна быть непромокаемой, ветрозащитной и дышащей. Тогда будет намного спокойней и уверенней себя чувствовать в затяжную непогоду. В детской группе должна быть спутниковая связь. Мы пользовались ежедневно. Группа должна быть готова к длительной монотонной работе на неудобном рельефе (протяженные участки заболоченной местности, многокилометровые нагромождения камней) Используйте GPS. Мы сделали карту маршрута для заливки в устройство на основе 1:25000. Проблем с ориентирование не было. Рекомендуем брать на маршрут в это время года каски. На голову, конечно, падать нечему, а вот упасть самому или соскользнуть по снежнику вероятность есть. Бонданок и шапок недостаточно. Трекинговые палки на всех участников. Альпенштоки делать не из чего. Выводы. Ну, что хотелось сказать в выводах. Мы все мы понимаем, что Полярный Урал традиционно не принято считать горным районом, он низкий. И это правильно. Однако в условиях, когда на Кавказ (с детьми) не пускают, на Алтай, в Азию, дорого и далеко, этот вариант становится хорошей альтернативой для проведения горных походов 1 к.с. в рамках Первенства Москвы. Однозначно то, что кроме высоты, весь необходимый арсенал природных средств для подготовки людей к более сложным походам в этом районе имеется. Но так ли нужен высотный опыт для походов 2 к.с. по Архызу – нет, а по Центральному Кавказу – тоже нет, а по Алтаю – тоже. Значит фактор высоты - не столь важен. А важны навыки передвижения по горному рельефу, который здесь вполне присутсвует. Здесь есть достаточное количество осыпных и снежных склонов крутизной до 30 – 35 градусов на перевалах 1А. Большое количество переправ, не свойственное, кстати, для горного похода в традиционном понимании, добавляет сложности и без того насыщенному препятствиями району. Здесь много бездорожья, заболоченных участков, карликовой растительности. Суровые погодные условия. Этот район более сложен для новичков, и я бы не порекомендовал его для первого похода в жизни. У ребят должен быть опыт пеших или горных походов 1 к.с. как минимум. Автономность данного маршрута средняя. Но все равно путешествуя в суровых природных условиях Полярного Урала, ребята приобретет закалку и опыт проведения сложных походов по горным малонаселенным местам. Для данного района маршрут был спланирован оптимально. Нитка маршрута построена так, что позволяет осмотреть район массива Рай-Из полностью. Наличие кольцевой части позволяет сделать заброску и разгрузить неокрепших участников, если таковые имеются в группе. В целом маршрут очень интересен. Мы попали в весну. Кругом было много снежников, разнотравие и разноцветие, что делало маршрут более интересным и похожим на высокие горы. Вообще в июне такая атмосфера на Полярном Урале, будто находишься на 3000 м. Ежедневная вечерняя спутниковая связь на маршруте позволяла вовремя узнавать прогноз погоды, что помогало в планировании его прохождения и вносило свои корректировки в планировании. Наличие комаров и мошки в конкретно данном походе терпим, чему способствовала аномально хорошая, даже жаркая для Полярного Урала погода в первой половине и холодная, ветреная погода во второй половине похода. 6. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ЗАПИСКИ С ПЕРЕВАЛОВ |
.