К оглавлению

.

2. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА.

2.1. Заезд к маршруту. Рано утром 06.07.2019 мы приземлились в аэропорту г. Ош, сели на предоставленный турфирмой «Горы Азии» микроавтобус и отправились в Узгаруш. По пути заправились бензином на газпромовской автозаправке, в Баткене пообедали. На базу турфирмы Аксай-Трэвэл в кишлаке Узгаруш прибыли только к вечеру. Заброску оставили на базе, договорившись с её хозяином, его зовут Нурдин Кошботоев, что он поднимет её в лагерь Аксу по нашему звонку со спутникового телефона.

2.2. Долина р. Лайляк. На участке между кишлаком Узгаруш и устьем р.Ашат в долине Лайляк мы насчитали через реку Лайляк 10 мостов:

N

Широта

Долгота

Высота

Местоположение

Состояние

1

39° 44.820'N

70° 1.935'E

1460

Сразу за кишлаком Узгаруш.

Автомобильный мост в отличном состоянии.

2

39° 44.440'N

70° 1.120'E

1505

В 500 метрах выше устья р. Акмечеть.

Автомобильный мост в хорошем состоянии.

3

39° 44.290'N

69° 59.755'E

1525

В 2-х км выше моста N2

Автомобильный мост сломан. В начале похода перешли пролом по металлической конструкции, похожей на рельсу. Через неделю (на обратном пути) эта конструкция была под водой, поэтому нам пришлось обойти мосты N3 и N2 по тропе правого берега. Тропа хорошая.

4

39° 43.685'N

69° 57.045'E

1590

В 2-х км не доходя до каньона р. Лайляк

Скотогонный мост в хорошем состоянии.

5

39° 42.815'N

69° 55.760'E

1675

В самом начале каньона

Скотогонный мост в хорошем состоянии.

6

39° 42.540'N

69° 55.470'E


В каньоне

Железный мост с бетонными опорами в удовлетворительном состоянии.

7

39° 42.245'N

69° 55.440'E


В каньоне

Железный мост с бетонными опорами в отличном состоянии.

8

39° 41.760'N

69° 55.235'E


На выходе из каньона

Скотогонный мост в хорошем состоянии.

9

39° 41.295'N

69° 54.835'E

1845

Перед устьем р.Урям

Скотогонный мост в хорошем состоянии. Этим мостом мы воспользовались на обратном пути только лишь для того, чтобы переночевать на поляне около р. Урям. Иначе говоря, воспользовались мостом в радиальном выходе к месту ночевки.

10

39° 40.660'N

69° 53.640'E

1995

В 900 метрах ниже устья р. Ашат

Скотогонный мост в хорошем состоянии.

Следует помнить, что состояние мостов очень изменчиво. Почти сразу после нашего отъезда был снесен один из мостов в каньоне ниже устья р. Урям. Поэтому при планировании похода в этом районе необходимо предусмотреть варианты обхода долины и ущелья р.Лайляк. Кроме того, необходимо обязательно расспросить местных жителей о состоянии мостов.

Утром 07.07.2019 мы вышли из кишлака Узгаруш вверх по долине р. Лайляк. До широкой поляны с ручьем на левом берегу р. Лайляк, которая находится между мостами N4 и N5, заночевать можно, практически, в любом месте. Выше поляны начинается каньон, в котором нет места для лагеря на протяжении почти 3-х км. Лишь сразу за мостом N8 на левом берегу рядом с тропой имеется маленькая полянка, достаточная для установки двух палаток. Здесь, в точке 39° 41.747'N 69° 55.209'E 1915 H мы встали на ночлег.


Ф.1. Каньон р. Лайляк.


Ф.2. Мост N6.


Ф.3. В каньоне между мостами N7 и N8.


Ф.4. Крупная ящерица недалеко от лагеря 1915. Очевидно, что змеи здесь тоже есть, хоть мы их и не видели.

Утром 08.07.2019 мы продолжили путь вверх по ущелью р.Лайляк. Менее чем за переход мы достигли устья р. Урям. Здесь через Лайляк перекинут мост N9, который ведет к большой поляне на правом берегу р. Урям. Не дотянули мы до этого места в предыдущий день, ведь здесь шикарное место для лагеря.

Мост N9 мы прошли мимо и продолжили путь по левому берегу р.Лайляк. Тропа поднимается на высокую террасу левого берега и в точке 39° 40.794'N 69° 53.748'E 2070 H пересекает глубокий белый овраг с чистым ручьем. Сразу за оврагом хорошее место для лагеря. Через 500 метров тропа спускается с террасы к реке и, возвращаясь вдоль реки, через 300 метров приводит к мосту через Лайляк N10. От моста до устья р. Ашат чуть менее километра по террасе правого берега р. Лайляк.


Ф.5. Привал у ручья в белом овраге.

2.3. Долина р. Ашат. Ответвление тропы в долину р.Ашат находится в 50-70 метрах не доходя до моста через р.Ашат, а точнее, в точке: 39° 40.317'N 69° 53.338'E 2085 H. Сразу после ответвления начинается крутой 300-метровый подъём. Тропа выполаживается лишь в точке 39° 40.111'N 69° 53.937'E 2385 H, которая находится в арчевом лесу на террасе правого берега р. Ашат. За лесом начинаются поляны. В конце последней поляны имеется приемлемый (по высоте) спуск к реке Ашат. Здесь, в точке 39° 39.751'N 69° 53.890'E 2475 H мы встали лагерем на ночлег.

Утром 09.07.2019 мы продолжили подъем по долине р. Ашат. Тропа всё время идет правым берегом. Сразу за лагерем 2475 она поднимается высоко над рекой и начинает длительный траверс правого склона ущелья. Иногда она она пересекает крутые жесткие склоны, скорее не осыпные, а даже конгломератные. В таких местах вниз лучше не смотреть. На протяжении 3-х километров нет места для лагеря. Лишь после точки 39° 38.170'N 69° 54.120'E 3190 H долина становится широкой, и можно встать в любом месте около реки. Мы встали лагерем в точке 39° 36.973'N 69° 54.318'E 3370 H.


Ф.6. На привале в ущелье р. Ашат.


Ф.7. Лагерь 3370 на берегу р. Ашат.

Утром 10.07.2019 мы продолжили подъем вдоль правого берега р. Ашат. При подходе к леднику Ашат тропа кончается. Подъём в карман правой морены ледника, см. фото 8, проходит по курумнику и маркерован турами. Далее, если тупо следовать по карману, даже в тех местах, когда он прерывается склонами, то неминуемо попадаешь на обширную плоскую «сковороду», зачехленную песком и мелким гравием, см. фото 11. Здесь, в точке 39° 35.284'N 69° 55.019'E 3805 H мы встали лагерем на ночлег.


Ф.8. Подъём на ледник Ашат по карману правой морены.


Ф.9. Пик Сабах (5282).


Ф.10. Лагерь 3805 в кармане правой морены лед. Ашат.

Еще в лагере 3370 Анастасия Ткачева прочувствовала першение в носоглотке. Во время перекуса на высоте 3680 м в кармане правой морены лед. Ашат она оповестила об этом руководителя. Антибиотик принимать отказалась. Следует отметить, что у этому моменту у неё уже начался кашель. К обеду мы закончили дневную программу и разбили лагерь 3805. Вечером температура у Насти поднялась до 38.5 град. Поэтому на следующий день 11.07.2019 было решено устроить дневку и попытаться вылечиться.


Ф.11. Обед на дневке в лагере 3805.


Ф.12. Пик Сварог. Вид из лагеря 3805.


Ф.13. Пик Сабах. Вид из лагеря 3805.


Ф.14. Вечерний покой.

Ночью после дневки температура у Насти вновь поднялась до 38.5 град. Кашель был весьма интенсивным, однако хрипы в легких не прослушивались. Утром 12.07.2019 стало ясно, что состояние Ткачевой не позволяет без вреда для её здоровья преодолеть пер. Шутка (4260, 1Б) даже, если она будет полностью разгружена. Было решено оставить Ткачеву в лагере и сходить на пер. Шутка в радиальном выходе, после чего всем вместе спускаться вниз по долинам рек Ашат и Лайляк.

2.4. Перевал Шутка (4260, 1Б) расположен в основании северного отрога Туркестанского хребта, который служит водоразделом между реками Ашат и Урям. Перевал ориентирован с запада на восток и соединяет ледник Ашат на западе с ледником Урям на востоке. Определяющая сторона перевала западная, с этой стороны к седловине перевала поднимается крутой снежно-скально-осыпной 200-метровый склон, см. фото 15. На восток от перевальной точки спускается пологий осыпной кулуар, см. фото 17. Координаты седловины перевала: 39° 35.482'N 69° 56.474'E 4260 H.

Покинув лагерь 3805 и двигаясь на юг, мы пересекли правую морену ледника Ашат и вышли на закрытый ледник. Здесь связались, надели кошки, повернули на восток и за 2 перехода подошли к перевальному взлету, см. фото 15.

Подъём на перевал проходит в три этапа. На первом этапе подъём по очень крутой осыпи. На втором этапе косой траверс над скалой по-ходу налево и вверх. Здесь встречается легкое лазание по разрушенным скалам с изобилием полок. На третьем этапе подъём по относительно некрутой осыпи с выходом на седловину перевала. Условные границы между этапами отмечены на фото 15 зелеными точками.


Ф.15. Западный склон перевала Шутка (4260, 1Б).


Ф.16. Группа на перевале Шутка (4260, 1Б).


Ф.17. Спуск с перевала Шутка на восток.


Ф.18. Вид с перевала Шутка на восток. На заднем плане вершина Аксу (5355) и её северный отрог. Справа от центра кадра седловина перевала Охотничий (4070, 1Б).


Ф.19. Вид с перевала Шутка на запад. В центре кадра перевал Солнечный (4100, 1Б), слева от него вершина Сабах (5282).

Спуск с перевала до ледника мы осуществили по пути подъёма, однако в лагерь 3805 мы пошли по карману правой морены ледника Ашат, см. фото 19.

2.5. Спуск по долинам рек Ашат и Лайляк. После обеда мы стартовали вниз и к концу дня спустились к поляне, где стоял лагерь 3370, миновали её и заночевали в 300 метрах ниже, около ручья, а именно, в точке 39° 37.134'N 69° 54.320'E 3365 H. 13.07.2019 мы прошли всю долину р. Ашат, вошли в долину р. Лайляк и заночевали на поляне, которая расположена на правом берегу р. Урям. Координаты лагеря: 39° 41.263'N 69° 54.841'E 1860 H. 14.07.2019 к обеду мы спустились к мосту N3 и обнаружили, что металлическая конструкция, по которой мы перешли через пролом в мосту (в первый день похода), заливается водой, и никакой возможности воспользоваться этим мостом нет. К счастью, по правому берегу р. Лайляк шла обходная тропа, по которой мы без труда дошли до моста N2. На правом берегу реки в 130 метрах ниже этого моста, в точке 39° 44.474'N 70° 1.191'E 1485 H мы разбили лагерь. Вечером мы проводили Ткачеву в кишлак Узгаруш и оставили её там на попечении Нурдина Кошботоева - начальника базы Аксай-Трэвэл.

2.6. Долины рек Акмечеть и Аксу. Утром 15.07.2019 мы вошли в ущелье р. Акмечеть по старой дороге, которая идет вдоль правого берега реки. Пройдя километр, мы попали в каньон, в котором имеется три моста, следующих друг за другом через 120-150 м. Перед выходом из каньона имеется еще один мост, который вернул нас на правый берег реки. За каньоном долина расширяется и Акмечеть принимает небольшой правый приток Гюятаман, тропа переходит этот приток вброд. За притоком мост на левый берег основной реки.

На берегу следующего, уже левого притока, Музрат, мы устроились на обед. День был жарким, поэтому во время обеденного перерыва многие участники похода по несколько раз искупались в чистейшем ручье Музрат.

Сразу за Музратом тропа по мосту переходит на правый берег и потом не сходит с него вплоть до поворота к перевалу Актюбек.

В двух километрах от последнего моста тропа начинает серпантином подниматься по склону правого борта долины. На первом же крутом повороте мы сошли с основной тропы и проследовали вперед по маленькой коровьей тропке, которая через 150 метров спускается к роднику. Здесь, в точке 39° 40.859'N 70° 2.484'E 2145 H мы встали лагерем на ночлег.

Утром 16.07.2019 мы вернулись на основную тропу. Миновав арчевый лес, она вышла на очень живописные поляны, см. фото 20. Впереди угадывалась развилка - слияние Аксу и Карасу - правого и левого истоков р. Акмечеть.


Ф.20. Впереди развилка — слияние рек Аксу и Карасу.

Выше развилки тропа спускается с террасы к мосту через р. Аксу, который находится в точке 39° 39.008'N 70° 3.098'E 2755 H. Этот мост мы прошли мимо и продолжили движение вдоль правого берега реки. Тропа снова поднялась на террасу. Впереди возвышалась вершина Аксу (5355), см. фото 21.


Ф.21. На террасах правого борта долины р. Аксу. Впереди вершина Аксу (5355).

Наконец, мы достигли лагеря «Аксу» турфирмы Аксай-Трэвэл. Он расположен на террасе высоко над р. Аксу на правом берегу её правого притока Кашкасу. Координаты лагеря: 39° 38.292'N 70° 3.338'E 2880 H. Здесь нас ожидала наша заброска, которую Нурдин привез на ишаках из кишлака Узгаруш 15.07.2019.


Ф.22. В лагере «Аксу».

После обеда в лагере «Аксу» мы прошли чуть более полутора километров вверх по долине р. Аксу и встали лагерем около родника в точке 39° 37.471'N 70° 3.679'E 2935H.


Ф.23. Лагерь 2935 в долине р. Аксу. Впереди знаменитая стена вершины Аксу.

2.7. Перевал Актюбек (4325, 1А) расположен между вершинами 4866 (севернее перевала) и 5120 (южнее перевала) в северном отроге Туркестанского хребта, который служит водоразделом между бассейнами рек Лайляк и Каравшин. Перевал ориентирован с запада на восток и соединяет долины рек Аксу (на западе) и Актюбек (на востоке). Координаты перевальной точки: 39° 37.130'N 70° 6.740'E 4325 H.

Утром 18.07.2019 мы за два перехода поднялись по тропе на пер. Актюбек, см. фото 24.


Ф.24. Подъём на пер. Актюбек (4325, 1А) с запада осуществляется по тропе.


Ф.25. Вид на запад из лагеря 3965 (ночное фото).


Ф.26. Группа на перевале Актюбек (4325, 1А).

Короткий спуск с перевала Актюбек на восток по снежнику и по мелкой осыпи привел нас к ручью. Здесь, в точке 39° 37.155'N 70° 7.256'E 4115 H мы остановились на перекус, см. фото 27.

После этого привала мы отклонились от тропы влево и начали протяженный траверс осыпных склонов левого борта долины, чтобы, не теряя высоты, подойти под перевал Кашкасу.


Ф.27. Перекус у ручья на восточном склоне перевала Актюбек. Высота 4115.

2.8. Перевал Кашкасу (4485, 1Б, первопрохождение) расположен в восточном отроге вершины 4835, разделяющем бассейны рек Актюбек (на юге) и Кашкасу (на севере), находится западнее вершины 4607, ориентирован с юга на север и соединяет ледник N 98 на юге с ледником N 95 на севере (нумерация по Каталогу ледников СССР). Координаты перевала: 39° 38.659'N 70° 7.830'E 4485 H.

К леднику N 98 можно подойти снизу из долины р. Актюбек, поднявшись вдоль стекающего с ледника ручья. Но мы предпочли от точки 39° 37.155'N 70° 7.256'E 4115 H на восточном склоне перевала Актюбек идти траверсом осыпных склонов левого борта долины.


Ф.28. Вид от точки 4115 на начало траверса. За перегибом скрывается долина ручья, который стекает со снежников перевала Солнечный 2-й.


Ф.29. Восточный склон перевала Солнечный 2-й. Зеленой линией показан возможный путь с его седловины на перевал N3, который ведет на ледник N98. Северный склон пер. N3 виден на фото 35 и 38.


Ф.30. Продолжение траверса за ручьём с перевала Солнечный 2-й (долина этого ручья на переднем плане). За перегибом долина ручья с ледника N98.


Ф.31. Вид с нашего траверса на вершину Карасу (5309) и пик Пирамидальный (5509). Правее центра кадра плато перевала Обходной, который позволяет обойти крутой спуск вдоль водопадов на ручье, стекающем с ледника Актюбек. В нижнем левом углу лагерь «Актюбек» фирмы Аксай-Трэвэл.

Наш длинный траверс завершился у ручья, стекающего с ледника N98. Здесь, в точке 39° 38.046'N 70° 8.557'E 3860 H мы встали на обед, см. фото 32. Дальнейший путь к леднику N98 проходит вдоль ручья по моренам правого борта его долины, см. фото 33.


Ф.32. Обед на ручье, стекающем с ледника N98.


Ф.33. Вид от места обеда в точке 39° 38.046'N 70° 8.557'E 3860 H в сторону ледника N98.

За два послеобеденных перехода мы поднялись на моренный вал ниже языка ледника N98 и в точке 39° 38.299'N 70° 8.330'E 4125 H встали на ночлег, см. фото 34.


Ф.34. Лагерь 4125 на морене ледника N98.

К леднику N98 ведут несколько перевалов, см. фото 35. Перевал N3 упоминался выше, см. фото 29, связка из перевала Солнечный 2-й и перевала N3 позволяет пройти на ледник N98 из долины Аксу. Перевал Кашкасу (4485, 1Б) ведет на ледник N95 в долине р. Кашкасу. Перевал N1 ведет на ледник N94 в долине р. Кашкасу, его северный склон виден с перевала Акташ, см. фото 71. Наконец, перевал N2 ведет в долину другой реки Кашкасу, которая является правым притоком р. Аксу.


Ф.35. Вид из лагеря 4125 на ледник N98 и на перевалы с этого ледника.

Подъем на пер. Кашкасу проходит по осыпи, и чтобы сократить этот подъем и обойти мелкую осыпь, мы решили максимально (насколько это возможно) подняться вдоль ручья, который течет в кармане левой морены ледника N98, см. фото 36.


Ф.36. Путь подъёма на пер. Кашкасу (4485, 1Б).


Ф.37. Группа перед выходом на осыпь южного склона пер. Кашкасу. Слева перевал N3, справа (над первыми двумя участниками) перевал N2.


Ф.38. Панорама ледника N98 и отрога с перевалом N3.


Ф.39. В центре кадра карман левой морены ледника N98, справа на заднем плане г. Карасу (5309).


Ф.40. Подъем по осыпи на пер. Кашкасу (4485, 1Б) осуществлялся косым траверсом слева направо, см. также фото 36.


Ф.41. Группа на перевале Кашкасу (4485, 1Б).


Ф.42. Седловина перевала Кашкасу (4485, 1Б) в профиль. Справа южный склон перевала, слева - северный склон.


Ф.43. Вид со скал западной части перевала Кашкасу на север, на путь спуска по леднику N95.


Ф.44. Вид с ледника N95 на северный склон перевала кашкасу (4485, 1Б). Путь спуска группы справа от карниза на седловине.

На спуске с седловины перевала Кашкасу мы провесили одну веревку перил. Перила закрепили на снежном якоре (платке). При этом сделали так, что в случае срыва платка нагрузка передавалась бы на воткнутый в снег ледоруб под ногами последнего участника группы. Тем самым группа испытала надежность платка. Последний снял подстраховку ледорубом и спустился на продетой через остнастку платка сдвоенной веревке.


Ф.45. Спуск по перилам с седловины перевала Кашкасу (4485, 1Б).

При подготовке маршрута с помощью программы Google Earth был зафиксирован крутой спуск с ледника N95 на его основную морену. Обход этого спуска планировалось осуществить через перевал Кашкасу Связной, соединяющий ледники N95 и N94. Однако восточный склон этого перевала оказался слишком крутым и более сложным, чем непосредственный спуск с ледника N95 на его основную морену, см. фото 46, 47 и 48.


Ф.46. Восточный склон перевала Кашкасу Связной, соединяющего ледники N95 и N94.

Ледник N95 имеет два языка, разделенных скалой, которая скрыта за перегибом ледника на фото 43, но хорошо видна на фото 49 (скала в правой части кадра) и на фото 71. Путь по ходу слева от скалы очень крут. Приемлемы спуск мы обнаружили справа от скалы, см. фото 47, 48 и 49. Здесь, на обходе скалы в 30-35 градусном фирновом кулуаре была провешена на ледорубе одна веревка перил. Последний спускался с нижней страховкой в три такта.


Ф.47-48. Спуск с ледника N95 на основную морену. На обходе скалы в 30-35 градусном фирновом кулуаре была провешена одна веревка перил.


.

На основной морене ледника N95 в точке 39° 39.513'N 70° 8.060'E 3970 H мы встали лагерем на ночлег, см. фото 49.


Ф.49. Лагерь 3970 на основной морене ледника N95.


Ф.50. Вид из лагеря 3970 в верховья долины р. Кашкасу.


Ф.51. Вид от русла р. Кашкасу на лагерь 3970.

2.9. Долина р.Кашкасу. Утром 20.07.2019 мы свернули лагерь 3970, спустились к ручью и вдоль него подошли к каменному завалу на русле р. Кашкасу, см. фото 51.


Ф.52. Верхняя часть долины Кашкасу не тронута овцами. Здесь нет троп. На травянистом левом берегу реки обилие цветов.


Ф.53. Чистейшая река течет в распадке между моренами ледников правого борта долины и травянистыми склонами левого борта.


Ф.54. В средней части долины появляются овечьи тропы и обнаруживаются следы деятельности пастухов, но эти проявления малозаметны и не сказываются на её красоте.

До брода в точке 39° 39.968'N 70° 9.474'E 3580 H тропа идет по левому берегу, а после брода - по правому.

Около коша в точке 39° 40.121'N 70° 10.842'E 3165 H мы вышли на торную тропу, которая спускается в долину Кашкасу с перевала Джалгычи (3595, н.к.) и ведет в долину р. Орта-Чашма. По этой тропе производится заброска альпинистских экспедиций в район пика Одессы (4810). Кроме того, по этой тропе ходят трекинговые группы, организованные фирмой Аксай-Трэвэл. Их нитка маршрута такова: к. Узгаруш - р. Бирксу - р. Акташ - пер. Акташ (3780, н.к.) - пер. Джалгычи (3595, н.к.) - р. Кашкасу - р. Орта-Чашма - р. Актюбек - пер. Актюбек (4325, 1А) - р. Аксу - к. Узгаруш. Клиенты по этому маршруту ходят налегке (без продуктов питания и бивачного снаряжения) от лагеря к лагерю. Всего для обслуживания трекинга установлено 5 лагерей: «Акташ» (перед перевалом Акташ), «Джалгычи» (перед перевалом Джалгычи), «Орта-Чашма» (в долине р. Орта-Чашма чуть выше устья Кашкасу), «Актюбек» (перед перевалом Актюбек) и «Аксу» (в долине Аксу). Лагеря обеспечиваются посредством вьючного транспорта.

По трекинговой тропе мы спустились в долину реки Орта-Чашма, в точке 39° 39.418'N 70° 11.975'E 2795 H перешли по мосту на её правый берег и в 500 метрах выше моста рядом с лагерем «Орта-Чашма» встали на ночлег. Координаты лагеря: 39° 39.223'N 70° 11.744'E 2810 H.


Ф.55. Вид вверх по долине р. Орта-Чашма.


Ф.56.Лагерь «Орта-Чашма».

2.10. Радиальный выход ва долину р. Дукенек. В долине р. Орта-Чашма мы узнали сначала от пастуха, а потом от хозяев одноименного лагеря Аксай-Трэвэл, что выхода вдоль Каравшина к повороту на заявленный перевал Упоным (3205, н.к.) в настоящее время не существует. Мост через Каравшин перед поворотом в долину р. Меши был снесен паводком. Пастух сказал, что там не может перебродить даже лошадь. Выход отсюда в к. Узгаруш был только один - по трекинговой тропе через перевалы Джалгычи (3595, н.к.) и Акташ (3780, н.к.). Решение о таком завершении нашего маршрута было согласовано с членом МКК В.Э.Кодышем в разговоре по спутниковому телефону. Однако такое изменение маршрута сильно сокращало его протяженность. Чтобы увеличить её до нормативной (120 км), мы решили совершить 7-километровый радиальный выход с осмотром красивой долины реки Дукенек.

Утром 21.07.2019 мы покинули лагерь и налегке (без рюкзаков) начали подъём по правому берегу р. Орта-Чашма. Выше слияния рек Дукенек и Актюбек перед входом в каньон на р. Дукенек имеется мост, см. фото 57. По этому мосту мы перешли на левый берег р. Дукенек и начали крутой подъём по тропе в обход каньона р. Дукенек.


Ф.57. Мост на реке Дукенек и начало тропы по её левому берегу.


Ф.58. В арчевом лесу над каньоном было море цветов!

Миновав каньон, тропа спускается к мосту и переходит на правый берег реки, см. фото 59. Этот мост произвел на нас неприятное впечатление - два сырых бревна над опасным потоком, поэтому мы решили ломиться (насколько получится) без тропы по левому берегу реки.


Ф.59. Осмотр второго моста на р. Дукенек.

Шли, в основном, рядом с водой, периодически облезая сверху кусты или крупные валуны, см. фото 60, пока в точке 39° 36.999'N 70° 10.323'E 3195 H не подошли к непроходимому каньону, см. фото 61. Расстояние от моста до каньона около 700 м.


Ф.60. Путь без тропы по левому берегу р. Дукенек.


Ф.61. Второй каньон на р. Дукенек.

Этот каньон мы решили облезть сверху. Поднявшись по склону на 40-50 метров, мы обнаружили в арчевом лесу небольшую тропинку, по которой успешно обошли каньон и спустились в распахнувшуюся перед нами широкую и плоскую долину р. Дукенек, см. фото 62.


Ф.62. Спуск в долину р. Дукенек после обхода 2-го каньона.


Ф.63. Прогулка по цветущей долине доставила нам огромное удовольствие.


Ф.64. Около ручья в точке 39° 36.041'N 70° 9.989'E 3315 H мы завершили наш радиальный выход в долину р. Дукенек.

2.11. Перевал Джалгычи (3595, н.к.) расположен в хребте между притоками Орта-Чашмы - реками Кашкасу и Джалгычи. Ориентирован с юга на север и соединяет долины рек Кашкасу на юге и Джалгычи на севере. Координаты седловины перевала: 39° 40.548'N 70° 10.829'E 3545 H, однако наивысшая точка на проходящей через перевал тропе имеет координаты 39° 40.685'N 70° 10.639'E 3595 H и находится на северном отроге хребта, см. фото 67.

Утром 22.07.2019 мы покинули лагерь "Орта-Чашма", вернулись к кошу в долине р. Кашкасу, перешли по мосту речку и начали подъём на пер. Джалгычи.


Ф.65. Вид из долины р. Кашкасу на седловину пер. Джалгычи. Хорошо заметна тропа, которая серпантином поднимается к перевалу. Точка съемки выше начала тропы на перевал.


Ф.66. Вид из долины р. Кашкасу на седловину пер. Джалгычи. Хорошо заметна тропа, которая серпантином поднимается к перевалу. Точка съемки ниже начала тропы на перевал.


Ф.67. От седловины пер. Джалгычи тропа траверсирует северный склон хребта и поднимается на его северный отрог, где достигает наивысшей точки 3595. После этого тропа серпантином спускается в долину р. Джалгычи, см. фото 68.


Ф.68. Вид с южного склона пер. Акташ на северный склон пер. Джалгычи.

Спустившись с перевала, мы разбили лагерь среди палаток лагеря «Джалгычи» фирмы Аксай-Трэвэл. Координаты места ночевки: 39° 41.200'N 70° 10.186'E 3060 H.

2.12. Перевал Акташ (3780, н.к.) расположен западнее вершины 3926 в горах Карачоку, которые служат водоразделом между бассейнами рек Лайляк и Каравшин. Перевал ориентирован с юга на север и соединяет долину р. Джалгычи на юге с долиной р. Акташ на севере. Координаты перевала: 39° 42.526'N 70° 9.487'E 3780 H. Через перевал идет торная тропа.

Утром 23.07.2019 мы покинули лагерь "Джалгычи", перешли в долину её левого притока и начали подъем к пер. Акташ по длинному кулуару между скал. В верхней части скалы расступаются, и кулуар имеет осыпные борта, см. фото 70. Перевальная седловина находится в орографически левом борте кулуара, поэтому при подходе к перевалу тропа поворачивает направо, см. фото 70, и серпантином поднимается на перевал, см. фото 69.


Ф.69. Вид с пер. Джалгычи на южный склон пер. Акташ.


Ф.70. В верхней части кулуара южного склона пер. Акташ.


Ф.71. Вид с пер. Акташ на пер. Кашкасу (4485, 1Б).


Ф.72. Вид с пер. Акташ на север, на долину р. Акташ.


Ф.73. Спуск с пер. Акташ на север производится по хорошей тропе сначала по осыпному склону перевала с заходом на левый борт долины, а потом по дну долины р. Акташ.


Ф.74. В долине р. Акташ имеется теснина, река здесь зажата между белыми скалами. Акташ в переводе - это белый камень.

К вечеру мы спустились к кошу у подножия пер. Бульджума. Лагерем встали в 200 метрах ниже коша, здесь почище, см. фото 75. Координаты лагеря: 39° 45.453'N 70° 8.421'E 2645 H.


Ф.75. Лагерь 2645 в долине р. Акташ.

2.13. Перевал Бульджума (2795, н.к.) расположен в северном отроге гор Карачоку, ориентирован с востока на запад и соединяет реку Акташ или Бульджума (так называется Акташ в нижнем течении, это левый приток р. Бирксу) с другой рекой Бульджума, которая является правым притоком р. Лайляк. Координаты седловины: 39° 45.421'N 70° 8.189'E 2730 H, однако седловина не является высшей точкой на ведущей через перевал заброшенной грунтовой дороге. Высшая точка 39° 45.781'N 70° 8.266'E 2795 Н достигается дорогой на траверсе склона горы 2915 и расположена в 700 метрах севернее седловины.

Основная трекинговая тропа обходит перевал Бульджума, спускаясь вдоль р. Акташ в долину р. Бирксу. Ишаки, погонщики караванов и клиенты фирмы Аксай-Трэвэл нам порядком надоели, поэтому мы были рады отклониться от этой тропы и провести последние полтора дня наедине с природой.

Утром 24.07.2019 мы вернулись к кошу и по грунтовой дороге поднялись на седловину 2730 перевала Бульджума, см. фото 76.


Ф.76. Вид из лагеря 2645 на кош в долине р. Акташ и на седловину перевала Бульджума (2730).

На седловине дорога поворачивает на север, см. фото 77, поднимается по хребту к вершине 2915, поворачивает на запад, траверсирует склон этой вершины и выходит на её западный гребень.


Ф.77. Вид с дороги от точки 2795 на седловину пер. Бульджума.


Ф.78-79. Спуск по западному гребню вершины 2915.


.

Путь по западному гребню вершины 2915 завершается серпантином, который спускается по южному склону гребня в долину правого притока реки Бульджума. Этот ручей, протекающий мимо кошей и пастбищ, производит впечатление совершенно не пригодного для питья. Первая питьевая вода, которая встретилась нам в конце 3-го перехода после перевала Бульджума, была из родника в точке 39° 45.328'N 70° 6.586'E 2050 H, см. фото 80.


Ф.80. Первый родник на спуске с пер. Бульджума находится в точке 39° 45.328'N 70° 6.586'E 2050 H.

Через полтора километра после родника мы вышли к реке Бульджума и разбили лагерь на поляне в ореховой роще на левом берегу этой реки. Координаты лагеря: 39° 44.949'N 70° 5.845'E 1790 H.

Всю вторую половину дня мы провели, наслаждаясь купанием в теплой, прозрачной, см. фото 81, и абсолютно чистой реке, вытекающий из крутосклонного ущелья, в котором нет постбищ и кошей.


Ф.81. Река Бульджума.


Ф.82. Лагерь 1790 на поляне около ореховой рощи.


Ф.83. Группа после похода в кишлаке Узгаруш с Нурдиным и его супругой.

Утром 25.07.2019 мы за два перехода спустились по удивительно живописной долине р. Бульджума в кишлак Узгаруш. Еще 20 минут шли до базы Аксай-Трэвэл, где нас уже ожидала наша машина. К вечеру того же дня мы прибыли в Ош. 26.07.2019 мы отдыхали в Оше и рано утром 27.07.2019 вылетели в Москву.

2.14. Благодарности. Команда от всей души благодарит сотрудников фирмы «Аксай-Трэвэл» Нурдина Кошботоева, Дмитрия Грекова, Улана Токурова, Яну Завьялову, Нуркасыма Калыкова, Нурбек кызы Акылай за помощь в организации путешествия и теплый прием на базе и в лагерях. И, конечно, благодарим сотрудников нашего неизменного партнера - фирмы «Горы Азии»: Ларису и Алену Дудашвили, Марата Каримова и нового водителя Карима за помощь в организации наших путешествий на протяжении уже многих, многих лет.

.

К оглавлению