К оглавлению

Назад

Вперед

.

3. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА. ВТОРАЯ ЧАСТЬ.

3.1. Долина реки Киндык. Утром 07.08.2019 мы покинули селение Кашкасу, вышли на дорогу на правом берегу Кичик-Алая, прошли по ней около 2-х километров и проехали на попутке еще 2,5 км до моста через р. Киндык. От этого моста начинается тропа в долину р. Киндык. Сначала она идет по левому берегу, но через 2 км переходит на правый берег по мосту, расположенному в точке 39° 52.421'N 72° 41.998'E 3035 H.

Далее тропа проходит через арчевый лес, потом взбирается высоко над рекой на альпийские луга, обходит верхом каньон р. Киндык, и за каньоном идет по дну плоской широкой долины. Преодолев вброд два правых притока р. Киндык, мы встали лагерем на ночлег в точке 39° 49.279'N 72° 42.178'E 3685 H.

Утром 08.08.2019 мы продолжили путь по правому берегу р. Киндык до точки 39° 48.546'N 72° 41.052'E 3940 Н, где имеется разлив реки на множество рукавов, которые легко переходятся вброд. На левом берегу р. Киндык здесь также имеется ячья тропа.

3.2. Перевал Рототаева (4835, 2А) расположен в северном отроге узловой вершины Алайского хребта 4888, ориентирован с востока на запад и соединяет ледник Киндык Западный (№ 322) на востоке с ледником Кумтор Восточный (№308) на западе. Координаты перевала: 39° 48.180'N 72° 37.200'E 4835 H.


Рис.4. Путь через пер. Рототаева (4835, 2А).

От брода через р. Киндык в точке 3940 мы пошли по террасам левого берега р. Киндык, срезая излучину реки при её повороте с юго-западного на северо-западное направление.


Ф.59. Путь по террасам левого берега р. Киндык при подходе к лед. Киндык Западный ( №322 ).


Ф.60. Панорама Алайского хребта.


Ф.61. Подъём вдоль ручья на морену и на ледник Киндык Западный (№ 322).

Путь по террасам левого берега р. Киндык завершается выходом на покрытую галькой «сковороду», расположенную у подножия основной морены ледника Киндык Западный (№ 322), см. фото 61. Подъём на морену и на ледник проходит вдоль ручья, стекающего с этой морены. Достигнув чистой поверхности ледника, мы прошли по нему еще 250-300 метров и в точке 39° 48.405'N 72° 38.228'E 4385 H на ровной морене около левого борта ледника, покрытой мелкими камушками, встали лагерем на ночлег.

Утром 09.08.2019 мы подошли к основанию взлета на пер. Рототаева. Руководителю группы Лебедеву А.А. довелось дважды подниматься на пер. Рототаева по его восточному склону: во время первопрохождения в 1996 г. и в горном походе 3 к.с. в 2002 г. [3]. И оба раза подъём осуществлялся по заснеженному склону в связках одновременно. В августе 2019 г. на перевальном склоне обнажился лед, см. фото 62. В таких условиях и при наличии снежного карниза над правой частью склона, мы решили подняться на перевал с перильной страховкой прямо «в лоб», по центру перевального склона, см. фото 62. Всего при подъёме на перевал были провешены три закрепленных на ледобурах 50-метровых веревки перил. В одном месте пришлось приодолеть широкую трещину в леднике.


Ф.62. Красной линией отражен участок подъёма на пер. Рототаева (4835, 2А) с перильной страховкой.

Пока поднимались, началась гроза. На перевал вылезли слегка уставшими и немного замерзшими, а впереди предстоял совсем не простой спуск с перевала на запад, именно за этот спуск перевалу была присвоена категория сложности 2А. Поэтому мы решили отложить спуск на следующий день и прямо на перевале встать лагерем на ночлег (гроза к этому моменту уже закончилась).


Ф.63. Лагерь на седловине пер. Рототаева (4835, 2А). Это самая высокая ночевка в походе.


Ф.64. Утро 10.08.2019 на пер. Рототаева (4835, 2А), собираемся к выходу. Рядом с лагерем имелось маленькое озерцо, из которого мы брали воду, за озером осыпная седловина перевала.


Ф.65. На юго-востоке над облаками плыл огромный «корабль» с вершиной Кукрумды (6613).


Ф.66. На перевале Рототаева (4835, 2А).

Спуск с пер. Рототаева на запад осуществляется по очень крутому осыпному кулуару с подвижной осыпью, см. фото 67-69. В верхней части кулуара (на протяжении первой веревки) камни лежат, иной раз, на смерзшейся основе и поэтому особенно подвижны. Посередине кулуара и справа от него имеется небольшая площадка над скалой, которая не достигается летящими по кулуару камнями. Здесь группа может собраться и отдохнуть.

Мы связали три 50-метровые веревки и по одному спускались с перевала к месту сбора группы над скалой. У нас была еще 4-я веревка, которая была продернута на верхнем самом крутом 50-метровом участке. После сдергивания, последний участник собрал все веревки в рюкзак и осуществил 100-метровый спуск по осыпи с самостраховкой ледорубом, который завершился соединением с группой, отдыхающей на площадке над скалой.

На седловине перевала перила крепились к проушине, которая была подстрахована ледобуром, см. фото 70. Последний участник вывентил ледобур, заложил сдвоенную основную веревку в проходящее через проушину кольцо из сдвоенного репшнура, после чего спустился по сдвоенной веревке на 50 м и продернул её.

Сход с площадки над скалой снова в кулуар осложнялся жестким крутым снежником, который виден на фото 69. Надевать кошки, чтобы после снежника их сразу снять - очень не хотелось. Поэтому с площадки над скалой мы провесили еще одну веревку перил в кулуар справа от скалы. Этот кулуар соединяется с основным ниже скалы, см. фото 69. Далее спустились на ледник без перил. Всего на спуске с пер. Рототаева (4835, 2А) по его западному склону было провешено 4 веревки перил.


Ф.67. Западный склон пер. Рототаева (4835, 2А). Вид от озера 4120.


Ф.68. Кулуар западного склона пер. Рототаева (4835, 2А).


Ф.69. Вид с пер. Рототаева (4835) в кулуар западного склона. Видна первая половина спуска до места сбора группы над скалой.


Ф.70. Закрепление перил на седловине перевала. Проушина подстрахована ледобуром. Последний участник вывентил ледобур, заложил сдвоенную основную веревку в проходящее через проушину кольцо из сдвоенного репшнура, после чего спустился по сдвоенной веревке на 50 м и продернул её.


Ф.71. Спуск к площадке над скалой.


Ф.72. На площадке над скалой.


Ф.73. Спуск с площадки над скалой в правый кулуар.


Ф.74. На леднике Кумтор Восточный. Сзади пик Скобелева (5051).

На леднике связались, немного поплутали среди трещин, см. фото 74, после чего вышли к его правому борту и далее до точки 39° 48.299'N 72° 36.646'E 4500 Н шли по заснеженному карману ледника, а потом по его правой морене, см. фото 67. Ниже языка ледника, в точке 39° 48.282'N 72° 35.544'E 4165 H мы привалили на обед. После обеда вышли на правый борт долины ледника Восточный Кумтор и по осыпям спустились к зачехленному леднику Кумтор, см. фото 75, пересекли его и поднялись к озеру 4120, на берегу которого, в точке 39° 48.218'N 72° 34.129'E 4120 H встали лагерем на ночлег.


Ф.75. Ледник Кумтор и Кумторская стена.

3.3. Перевал Дамджайлоо Траверсный (4731, 1Б) расположен в главном Алайском хребте, ориентирован с севера на юг и соединяет ледник Кумтор Западный (№ 303) на севере с озерами Дамджайлоо на юге. Высшая точка перевала 39º 47.060'N 72º 33.183'E 4731 H расположена на вершине 4731, которая разделяет перевалы Дамджайлоо (2Б) и Восточный Дамджайлоо (2А).

Перевал Дамджайлоо Траверсный, по сути, является комбинацией из этих двух перевалов: для подъёма с севера используется несложный северный склон перевала Восточный Дамджайлоо (2А), см. фото 75, а для спуска на юг используется простой южный склон перевала Дамджайлоо (2Б), см. фото 76. Что касается перехода с перевала на перевал, то он осуществляется траверсом вершины 4731.


Ф.76. Пер. Дамджайлоо траверсный (4731, 1Б). Вид с севера. Фото 2017 г. из отчета [4].


Ф.77. Пер. Дамджайлоо траверсный (4731, 1Б). Вид с юга. Фото 2017 г. из отчета [4].


Рис.5. Путь через перевалы Дамджайлоо Траверсный (4731,1Б) и Спартак (4655, 2А).

Утром 11.08.2019 мы обошли озеро 4120 по северному берегу и вошли в карман левой морены ледника Кумтор Западный (№ 303). Пройдя по карману около километра, мы вышли из него, пересекли морену и в точке 72° 33.111'E 39° 47.738'N 4310 H сошли с морены на открытый ледник. Отсюда нам открылся вид на перевалы Дамджайлоо, см. фото 78.


Ф.78. Перевалы Дамджайлоо Восточный (2А), Дамджайлоо Траверсный (1Б) и Дамджайлоо (2Б).

Из-за продолжительной июльской жары обнажился лед на леднике, стекающем с пер. Восточный Дамджайлоо, см. фото 79. Открытый лед обошли в кошках по снежным бляшкам около правого борта ледника. Затем связались и вышли на закрытый ледник.

Достигнув перевала Восточный Дамджайлоо, мы повернули направо и начали подъём на вершину 4731 по её восточному гребню. В одном месте на гребне обнажился лед, см. фото 80. Здесь мы вкрутили два ледобура и прошли участок открытого льда в связках одновременно с ледобурной страховкой. Выше этого места открылась возможность подниматься вблизи кромки гребня по камням, см. фото 81.

Спуск с вершины 4731 на восточную седловину пер. Дамджайлоо (2Б) проходит сначала по удобным скальным полкам, затем по осыпному гребню, см. фото 86. Дальнейший спуск к озерам Дамджайлоо отражен на фото 85, проходит по осыпям и травянистым склонам и в подробном описании не нуждается.

Достигнув самого западного из четырех больших озер, см. фото 84, мы встали лагерем на ночлег в точке 39° 45.738'N 72° 32.919'E 4135 H.


Ф.79. Путь подъёма на пер. Восточный Дамджайлоо.


Ф.80. Ледовый взлёт на восточном гребне вершины 4731. Здесь мы вкрутили два ледобура и прошли участок открытого льда в связках одновременно с ледобурной страховкой.


Ф.81. Верхняя часть восточного гребня вершины 4731 проходится по камням на кромке гребня.


Ф.82. Вид с вершины 4731 на путь подъёма.


Ф.83. На вершине 4731, иначе говоря, на перевале Дамджайлоо Траверсный.


Ф.84. Озера Дамджайлоо.


Ф.85. Путь спуска с восточной седловины пер. Дамджайлоо (2Б) к лагерю 4135.


Ф.86. Путь спуска с в. 4731 на вост. седловину пер. Дамджайлоо (2Б). Фото 2017 г. из отчета [4].


Ф.87. Спуск на юг с восточной седловины пер. Дамджайлоо (2Б). Фото 2017 г. из отчета [4].


Ф.88-89. Озеро около лагеря 4135.


.

3.4. Перевал Спартак (4655, 2А) расположен в главном Алайском хребте севернее вершины Кызыл-Ункюр (4888), ориентирован с востока на запад и соединяет озера Дамджайлоо на востоке с ледником Карасель (№ 130) на западе. Перевал односторонний, восточная сторона может быть оценена, как 1А, подъём на перевал с востока осуществляется сначала по ячьей тропе, потом по осыпям, см. фото 90 и 91.

При прохождении пер. Спартак с востока на запад переваливать через хребет можно в разных местах, выбирая, тем самым, характер спуска по западному склону. Условный диапазон перевальных точек указан вилкой на фото 91 и 92. Чаще переваливают справа у северной границы диапазона. Команда МАИ в 2002 г. [3] перевалила в центре этого диапазона. Наша команда перевалила слева, у южной границы диапазона, см. фото 91, и это объясняется следующими причинами.

В результате продолжительной жары в июле 2019 г. снег сильно потаял, в походе мы обнаружили изобилие льда на перевальных склонах. Сильно возрасла камнеопасность от разгоняющихся по открытому льду камней, см. фото 20. Руководителю похода Лебедеву А.А. уже доводилось проходить этот перевал в 2002 г. [3] и дважды наблюдать его западный склон в 2014 и 2017 гг. [4]. В результате сложилось представление, что, чем южнее переваливать через хребет, тем чище будет западный склон под перевальной точкой. В целом, это оказалось правильным, см. фото 92, нам удалось спуститься по длинному и свободному от камней ледовому языку, см., также, фото 98. Координаты нашей перевальной точки: 39° 46.078'N 72° 31.424'E 4655 H.


Рис. 5. Путь через перевалы Дамджайлоо Траверсный (4731, 1Б) и Спартак (4655, 2А).

Утром 12.08.2019 мы покинули лагерь 4135 и по ячьей тропе вошли в ущелье, ограниченное с юга юго-восточным отрогом вершины Кызыл-Ункюр (4888), см. фото 90. После поворота ущелья на северо-запад поднялись на каменный завал, за который яки не ходят. Тропа исчезла, и мы шли по камням вдоль ручья. К концу третьего перехода поднялись на плато перед перевальным взлётом, см. фото 91. Перевальную точку выбрали поюжнее из описанных выше соображений. Финальная часть подъёма на гребень Алайского хребта проходила по снегу, в котором легко формировались удобные ступени.


Ф.90. Путь подъёма из лагеря 4135 на пер. Спартак (4655, 2А).


Ф.91. Восточный склон пер. Спартак (4655, 2А).


Ф.92. Западный склон пер. Спартак (4655, 2А).


Ф.93. На перевале Спартак (4655, 2А).

На спуске с пер. Спартак (4655, 2А) пришлось провесить семь веревок перил, см. фото 98, обычно здесь хватает пяти, но снег очень сильно потаял. Неоднократные имитации спуска на льду пруда в парке Покровское Стрешнево дали хороший результат - спуститься мы успели ровно за три часа. Верхнюю веревку закрепили к петле на скале, остальные веревки закреплялись на бурах. Последний спускался по сдвоенной веревке, продернутой через петлю в ледовой проушине.


Ф.94. Первая «маятниковая» веревка дала возможность максимально удалиться от камней на скалах и выйти на чистый белый лед.


Ф.95. Группа на ледовом склоне.


Ф.96-97. Участники на станциях.


.


Ф.98. Западный склон пер. Спартак (4655, 2А). Зелеными точками отмечены концы спусковых веревок.

Спустившись на ледник Карасель, мы прошли вдоль его правого борта 2,5 км, затем пересекли правую морену и спустились в её карман. Здесь, в точке 39° 47.669'N 72° 31.313'E 4180 H имеются отличные песчаные площадки для установки лагеря, рядом чистый ручей, см. фото 99. Здесь и заночевали.


Ф.99. Песчаные площадки 4180 в кармане правой морены лед. Карасель. Фото 2017 г. из отчета [4].

3.5. Перевал Кичик-Алай (4082, н.к.) расположен в перемычке, которая соединяет Алайский и Кичик-Алайский хребты. В центре этой перемычки имеется высокогорное плато, см. фото 102, со столообразными вершинами, см. фото 101, достигающими высоты 4320 м. Дно долин на этом плато имеет высоту от 4000 до 4100 м. Именно на этом плато в точке 39° 51.265'N 72° 29.524'E 4082 H находится пер. Кичик-Алай. Чарез перевал проходит грунтовая дорога, ведущая из долины Восточного Кичик-Алая к угольному месторождению в бассейне реки Западный Кичик-Алай. Перевал ориентирован с запада на восток и соединяет истоки правого притока р. Карасель (на западе) с истоками Восточного Кичик-Алая (на востоке).


Рис.6. Путь через перевалы Кичик-Алай (4082, н.к.) и Акарт (4522, 1Б).

Утром 13.08.2019 мы продолжили спуск по карману правой морены ледника Карасель, потом шли вдоль вытекающего из кармана ручья и, примерно, напротив бурного потока, вырывающегося из-под основной морены ледника Карасель, поднялись на террасу правого берега р. Карасель, см. фото 100. Далее по террасам высоко над рекой подошли к каньону её правого притока и, завернув в каньон, спустились на его дно, к ручью, к точке 39° 49.704'N 72° 28.497'E 3805 H.

От этой точки мы начали подъем вдоль ручья по тропе его орографически левого берега. На высоте 4000 м каньон завершается, выше этого места мы плавно поднимались по плоской широкой пойме ручья, пока в точке 39° 51.000'N 72° 28.798'E 4050 H не достигли дороги.


Ф.100. Вид со склона пер. Кичик-Бель (4190, 1А) на пер. Спартак (4655, 2А), ледник Карасель и путь группы вдоль ледника Карасель и одноименной реки. Фото 2017 г. из отчета [4].


Ф.101. Долина правого притока р. Карасель в районе перехода из каньона к широкой пойме ручья. Фото 2014 г.


Ф.102. Грунтовая дорога, пересекающая плато перевала Кичик-Алай. Вид на запад. На лево из кадра (от ближней группы яков) уходит долина правого истока р. Карасель. Фото 2014 г.

Следуя по дороге на восток, мы достигли пер. Кичик-Алай (4082, н.к.), перевалили через него и в точке 39° 51.357'N 72° 29.912'E 4015 H уклонились от дороги влево, пересекли ручей и на его левом берегу в точке 39° 51.499'N 72° 29.976'E 4005 Н расположились на обед. Через эту точку проходит ответвление от основной дороги, см. фото 103, здесь она начинает подниматься серпантином до высоты 4070 м, а потом в точке 39° 51.657'N 72° 30.676'E 4100 H уводит за перегиб и плавно спускается к ручью у подножия перевала Акарт. В точке 39° 52.181'N 72° 31.063'E 4075 H на террасе правого берега этого ручья мы встали лагерем на ночлег. Поздно вечером приключилась гроза, после которой заметно похолодало. В последующие дни даже днем и на небольшых высотах в горах Кичик-Алая было весьма прохладно.


Ф.103. Боковая дорога, ведущая к подножию перевала Акарт (4522, 1Б).

3.6. Перевал Акарт (4522, 1Б) расположен в главном Кичик-Алайском хребте, ориентирован с юга на север и соединяет истоки р. Восточный Кичик-Алай на юге с ледником Акарт на севере. Координаты седловины: 39° 52.640'N 72° 30.322'E 4522 H.

Утром 14.08.2019 по травянистым склонам и осыпям мы подошли к взлету на перевал. Поравнявшись со скальным останцем, мы нашли начало теперь уже почти полностью разрушенной тропы, по которой взошли на пер. Акарт (4522, 1Б) , см. фото 104.


Ф.104. Южный склон пер. Акарт (4522, 1Б).


Ф.105. На перевале Акарт (4522, 1Б).

Северный склон перевала Акарт тоже осыпной, но со снежниками, см. фото 106. В июле он может быть заснежен сверху до низу. В самой верхней части склона сохранилась тропа, но на уровне верхнего снежника, см. фото 106, она разрушается. Затем начинается небезопасный спуск по очень подвижной крупной осыпи. Спускались предельно аккуратно, используя галсы и траверсы, фиксируя руками особенно подвижные валуны. Спуск завершился выходом на открытый ледник.


Ф.106. Северный склон перевала Акарт (4522, 1Б).

Большое озеро, в которое сползает открытый лед ледника Акарт, см. фото 107 и 108, мы обошли по южному и восточному берегу. Затем мы пошли почти строго на север по удобным для прохождения моренным отложениям, кое-где была заметна тропа, встречались турики. В точке 39° 53.993'N 72° 30.829'E 4105 H мы вышли на обрыв основной морены ледника Акарт. Здесь мы круто развернулись налево и нашли приемлемый спуск в сухое русло ручья, по которому сошли с морены и вышли на луга в пойме реки Акарт. Перебродив левый приток, стекающий с ледника перевала Высоцкого, мы оказались на торной тропе левого берега р. Акарт.


Ф.107-108. Открытый лед ледника Акарт сползает в большое озеро, это озеро мы обошли по южному и восточному берегу.


.


Ф.109. В точке 39° 55.624'N 72° 30.400'E 3620 H река Акарт низвергается высоким мощным водопадом.


Ф.110. Ниже водопада нам пришлось перебродить неслабый поток с ледника № 205.

После брода через мощный левый приток р. Акарт, стекающий с ледника № 205, тропа чуть более километра вьётся между камнями обширного курумника и выходит на луга широкой и плоской долины Акарт. Очень скоро мы дошли до самого верхнего коша и встали лагерем за ним в точке 39° 57.236'N 72° 30.235'E 3170 H.

3.7. Долины рек Акарт и Чиле, отъезд. Утро 15.08.2019 выдалось холодным и пасмурным, см. фото 111. Сразу за лагерем 3170 мы пересекли каменный завал и встали на торную тропу левого берега р. Акарт. На подходе к кишлаку Акарт эта тропа выводит на грунтовую дорогу. За кишлаком дорога переходит по мосту на левый берег реки Гезарт, а после слияния Гезарта и Акарта следует вдоль левого берега объединенной реки - Чиле.


Ф.111. Дежурство в лагере 3170.


Ф.112. Обеденный привал в березовой роще на берегу р. Чиле.

В точке 40° 4.914'N 72° 29.020'E 2050 H на берегу реки имеется березовая роща, очень удобная для обеденного привала, см. фото 112. На ночевку встали в точке 40° 8.080'N 72° 29.806'E 1840 H на поляне среди облепиховых зарослей на берегу реки.

Утром 16.08.2019 мы продолжили путь по долине р. Чиле. Примерно в километре от лагеря 1840 дорога переходит по мосту на правый берег р. Чиле и проходит вдоль заборов кишлака Чиле. После моста мы прошли по правому берегу всего 2 км и загрузились в попутный «портер», который довез нас до озера на окраине Янги-Науката. Через час к нам подъехал микроавтобус фирмы «Горы Азии», на котором мы доехали до города Ош.

Два дня 17.08.2019 и 18.08.2019 мы отдыхали в Оше, наконец, утром 19.08.2019 на рейсе S7 прилетели в Москву.

.

К оглавлению

Назад

Вперед