2.
ОПИСАНИЕ
МАРШРУТА.
2.1. Заезд к
маршруту. Стартовали
из Москвы 04.10.2019 на
поезде № 034 в 21 час. 50 мин. Прибыли в
Армавир 06.10.2019 в
01 час. 19 мин. Из Армавира на арендованной
«Газели» доехали до КПП в устье Дукки.
В будке КПП никого не было.
2.2. Радиальный
выход в цирк перевалов Ацгара и Чилик.
Как только
выгрузились из машины, начался дождь.
Надели накидки и пошли вверх по долине.
Миновали точку, где главная дорога
сворачивает от реки к перевалу Пхия.
Через 200 метров выше этой
точки уже небольшая
грунтовая дорога сворачивает налево
и поднимается на хребет, чтобы траверсом
юго-восточных склонов вершины 2851
привести в долину р. Речипста выше её
каньона. Под дождем пошли по этой
дороге, после полудня погода улучшилась,
см. фото 1 и 2.
Ф.1.
Дорога в долину р. Речипста. Вид на юг.
Ф.2.
Дорога в долине р. Речипста завершается
у коша на высоте 2400 м.
Ф.3.
Около коша перешли Речипсту по камням
и продолжили движение по тропе её
левого берега.
К концу дня мы
достигли озера в цирке перевалов
Ацгара и Чилик и на его берегу встали
лагерем на ночлег на высоте 2625 м.
Вечером пошел дождь, который перешел
в град, а затем в снег. Всю ночь завывал
ветер, мело. Утром проснулись - всё в
снегу, см. фото 4 и 5. Температура около
-10, ветер, настоящая зима.
Ф.4.
Утро 07.10.2019 в лагере 2625 в цирке
перевалов Ацгара и Чилик.
Ф.5.
В центре кадра перевал Ацгара.
У некоторых
участников начали коченеть ноги.
Условия были слишком жесткие, чтобы
с новичкакми идти по маршруту на пер.
Чилик. Поэтому мы развернулись и начали
спуск по пути подъёма.
Ф.6.
В долине Речипсты ниже коша. Нижняя
граница снега около 2300 м.
Ф.7.
В лесу перед выходом на большую дорогу,
ведущую от КПП к перевалу Пхия.
Достигнув КПП,
мы сели на попутную машину, которая
привезла нас в пос. Архыз. Лагерь
разбили на северной окраине поселка
в буковой роще на берегу Баритового
ручья. Ночью шел дождь.
2.3. Радиальный
выход в долину р. Кызгыч. Утром
08.10.2019 по
маршруту (вверх на хребет Абишира-Ахуба)
мы не вышли. Испугались прогноза
погоды, который обещал в ночь с
08.10.2019 по 09.10.2019 сильнейший ливень с
выпадением 26 мм осадков. Это 26 см снега
на высоте! Решили остаться в Архызе и
посмотреть,
что дальше
будет
с погодой.
Но, чтобы не скучать, отправились на
экскурсию в долину р. Кызгыч, чтобы
насладиться красотами
Кавказского биосферного заповедника.
В этой радиалке мы прошли на юг около
10 км и развернулись обратно в точке
43° 30.324'N 41° 17.849'E 1505 H. Зубров не видели.
Ф.8-9.
В долине р. Кызгыч.
.
Ф.10.
Группа в долине р. Кызгыч.
2.4. Перевал
Баритовый и восхождение на южную
вершину Джумарыклы-Тебе (3115, 1А). Утром
09.10.2019 вылезли из палаток осмотреть
горы. Всю ночь шел непрекращающийся
сильный дождь. Однако снега в горах
выпало мало, потому что дождь был
тёплым, циклон пришел с юга. По прогнозу
три дня погода должна быть хорошей,
поэтому мы быстро собрались и вышли
вверх по тропе к перевалу Баритовый.
Через два перехода
достигли Баритового водопада. Еще
один 50-минутный переход и мы на Крапивной
поляне на высоте 2323 м. Выше Крапивной
поляны мы пошли по левой тропе, которая
вывела нас в точку 43° 35.490'N 41° 16.076'E 2505
H на южном ребре вершины 2865. Далее тропа
продолжает идти траверсом, поэтому в
точке 2505 мы покинули тропу и начали
подъём сначала по ребру вершины 2865,
см. фото 12, потом по травянистому склону
по ходу слева от ребра, см. фото 13.
Ф.11.
Подъём от водопада Баритового к
Крапивной поляне.
Ф.12.
Подъём по южному ребру вершины 2865.
Ф.13.
Подъём на пер. Баритовый.
На перевале
Баритовый поставили лагерь в точке
43° 35.859'N 41° 15.568'E 2800 H, см. фото 14. После
установки лагеря отправились на
вершину Джумарыклы-Тебе.
Ф.14.
Лагерь 2800 на пер. Бапритовый. На заднем
плане вершина Джумарыклы-Тебе.
Ф.15.
Южный гребень вершины Джумарыклы-Тебе.
Ф.16.
Вид с южной вершины (3145) Джумарыклы-Тебе
на главную вершину (3180). На переднем
плане острый участок гребня.
Мы ограничились
восхождением на южную вершину
Джумарыклы-Тебе, потому что солнце
уже садилось, а возвращаться в сумерках
по острому гребню между южной и главной
вершинами, см. фото 16, нам показалось
опасным.
Ф.17.
Группа на южной вершине Джумарыклы-Тебе.
Высота 3145 м.
Ф.18.
Закат солнца на Эльбрусе.
2.5. Траверс хр.
Абишира-Ахуба от пер. Баритовый до
пер. Малый Кяфарский (2937, 1А). Утро
10.10.2019 порадовало нас восхитительной
погодой! Мы собрали лагерь и начали
траверс хребта Абишира-Ахуба в сторону
перевала Малый Кяфарский. Участок
хребта Абишира-Ахуба между перевалами
Баритовый и Малый Кяфарский включает
траверс двух вершин 2865 и 2937, см. фото
19.
Ф.19.
Вид с вершины Джумарыклы-Тебе на
вершины 2865 и 2937 в хребте Абишира-Ахуба.
Ф.20.
Вид из лагеря 2800 на Баритовом перевале
в сторону вершины 2865.
Ф.21.
Вид с вершины 2865 на вершину 2937.
Ф.22.
Вид с седловины между вершинами 2865 и
2937 на скально-осыпной юго-восточный
гребень вершины 2865.
Ф.23.
Вид с юго-западного гребня вершины
2937 на вершину 2865 и на её юго-вгсточный
гребень.
Ф.24.
Вид с седловины между вершинами 2865 и
2937 на вершину 2937.
Ф.25.
Вид на вершину 2937 с перевала Малый
Кяфарский.
В целом, весь
этот траверс вполне соответствует 1А
категории трудности, см. фото 22-24.
2.6. Траверс
хребта Абишира-Ахуба от пер. Малый
Кяфарский до пер. Генеровская балка.
Дальнейший траверс
хребта Абишира-Ахуба от перевала Малый
Кяфарский до перевала Генеровская
балка можно классифицировать, как
некатегорированный. Подъём с перевала
Малый Кяфарский на северный гребень
вершины 2847 проходит по тропе, и в точке
2810, см. фото 26, выходит на дорогу, точнее
на колею, по которой на вершину 2847
завозили оборудование для ретранслятора.
Ф.26.
Вид с восточного гребня вершины 2937 на
пер. Малый Кяфарский и на вершину 2837.
На этой вершине установлен ретранслятор.
Ф.27.
Озеро 2588 в северном цирке перевала
Малый Кяфарский.
Ф.28.
Вид с вершины 2837 на плечо 2777 в её
северном гребне.
Ф.29.
Вид с плеча 2777 на вершину 2372.
В районе вершины 2372 колея или две
параллельных тропы окончательно
оформляются в дорогу, см. фото 30.
Ф.30.
Знаменитые скальные ворота на хребте
Абишира-Ахуба.
Эта
дорога потом спускается в лес и
траверсом хребта приводит к развилке
дорог на перевале Генеровская балка.
Здесь мы свернули на правую дорогу,
которая круто спускается к шоссе около
реки Большой Зеленчук. По шоссе мы
дошли до пос. Буково, по пешеходному
мостику пересекли Большой Зеленчук
на его правый берег и встали лагерем
на южной окраине поселка около начала
дороги к обсерватории.
2.7.
Радиальный выход к обсерватории. Утром
11.10.2019 мы
собрали лагерь, оставили рюкзаки со
снаряжением у лабораторного корпуса
и налегке с двумя рюкзаками пошли по
тропе вверх к 6-ти метровому оптическому
телескопу БТА. На гору поднимается
великолепная асфальтированная дорога,
протяженностью 18 км с перепадом высот
800 метров. Под этой дороге мы пересекли
ручей Гороховая балка и через 100 метров
свернули налево на тропу. На самом
деле тут две тропы. Одна для экстремального
спуска на велосипеде, вторая тропа
для пешего подъема. Эти тропы хитрым
образом переплетаются и довольно
сложно идти только по одной тропе. На
велотропе в густом буковом лесу можно
посмотреть на многочисленные мостки
и трамплины. Несколько лет назад, когда
я поднимался по велотропе, мне запомнился
мешок с древесной стружкой, заботливо
привязанный к дереву на крутом повороте
после крутого спуска.
Ф.31.
На тропе в обсерваторию.
Буковый
лес сменился березовым. Тропа пересекла
трассу, затем вильнула опять в березовый
лес, вышла на полянку. С поляны мы
увидели огромный 50-ти метровый купол
крупнейшего оптического телескопа
Европы, России и стран СНГ! Мы взяли
азимут на купол и через 15 минут оказались
на автостоянке у телескопа.
Ф.32.
На фоне телескопа.
Следующие
пару часов мы посмотрели наверное все
телескопы на горе. Зашли даже в дальний
угол на западную часть, где стоят
телескопы казанской обсерватории и
домик Стаса Короткого. В Буково
вернулись по пешеходной тропе, поскольку
она положе, но последние сотни метров
она потерялась в зарослях малины. В
итоге нам пришлось вывалится из леса
на дорогу в 200 метрах от тропы. На ночлег
встали в точке предыдущего ночлега.
2.8. Отъезд. Утром
12.10.2019 мы
пересекли по пешеходному мостику
Большой Зеленчук и вышли на шоссе.
Здесь нас забрала арендованная «Газель»
и отвезла в Армавир. Из Армавира мы
стартовали в 13 час. 49 мин. на поезде №
121. В Москву прибыли 13.10.2019 в
20 час. 44 мин.
|