....

КАК ИСПЕКАТЬ ПОХОДЫ ГОРНЫЕ И ПЕШЕХОДНЫЕ

Андрей Лебедев

Поход сотворить – это вам не диплом защитить!

ЧАСТЬ 1. ЗАМЕС

Я надеюсь, что мне удалось показать, насколько сложные задачи приходится решать руководителям походов и членам их команд. Очевидно, что туризм воспитывает и развивает...

Поход, как проект. Жизненный цикл похода.

Каждый спортивный поход, не зависимо от того, сознают это участники и руководитель или нет, является сложным проектом, жизненный цикл которого длится несколько месяцев или даже год и включает несколько этапов:

1. Формирование идеи похода.

2. Формирование команды.

3. Разработка маршрута.

4. Физическая и техническая подготовка.

5. Материальная подготовка.

6. Оформление документов.

7. Проведение похода.

8. Оформление и публикация результатов.

9. Участие в соревнованиях.

10. Оформление спортивных разрядов.

Некоторые из этих этапов могут проходить параллельно, другие требуют последовательного исполнения. Все работы по подготовке к походу от формирования идеи до отъезда в поход представлены на следующей схеме.

Рис. 1. График подготовки к походу.

1. Идея похода.

Когда нет ни команды, ни маршрута, в голове у будущего руководителя или у активистов будущей группы созревает идея похода. Это нечто привлекательное и легко формулируемое. Примеры:

1. Выехать на майские праздники на Западный Кавказ и показать новичкам, что такое несложный горный поход первой категории сложности.

2. Провести в августе горный поход первой категории сложности в районе Архыза, осмотреть как можно больше озер в хребте Абишира-Ахуба и искупаться в них.

3. Провести начало мая на Западном Тянь-Шане и осмотреть в походе озера Сарычелек, Афлатун и Коротоко.

4. Посетить летом Центральный Памир и осмотреть в походе Сарезское озеро, долину Бартанга и знаменитые урюковые рощи.

5. Пройти летом вдоль Заалайского хребта на северном Памире, посетить дикую долину Сауксая и в конце похода взобраться на пик Ленина.

6. Совершить летом насыщенный техническими перевалами горный поход третьей категории сложности на Центральном Кавказе и в финале взойти на Эльбрус.

Пройти долину, где не ступала нога человека… Иногда и такое нам удаётся!

Как правило, идея похода содержит: приблизительные сроки и район похода, категорию сложности, красивые достопримечательности, которые хочется посетить, и главные препятствия, если они настолько яркие, что их преодоление способно увлечь людей.

2. Агитация.

Идея похода, как только она сформулирована, должна быть использована для привлечения людей в поход. Поэтому она озвучивается в некотором ограниченном сообществе знакомых туристов, например, в ЦСТ МАИ. Это один из бонусов, которые даёт секция. Все люди из её состава по мере участия в походах становятся известными со всеми их достоинствами и недостатками.

3. Список команды.

Это первый документ, который возникает у руководителя. Обычно он содержит ФИО участников и их контакты.

4. База личных данных.

База личных данных содержит сведения:

- для покупки билетов;

- для оформления погранпропусков;

- для оформления заявочной и маршрутной книжки;

- для постановки на учёт в МЧС.

К примеру, формат данных для похода в Киргизии с посещением погранзоны представлен в Приложении 1 . Кроме нарисованных там табличек в базу данных еще входят:

- сканы главного разворота паспорта с разрешением не менее 200 dpi (для оформления погранпропусков);

- сканы необходимых справок о туристском опыте с разрешением не менее 200 dpi (для представления в МКК).

Создание верифицированной базы данных является большой кропотливой и ответственной работой, которую необходимо начинать как можно раньше. Базу следует пополнять сразу, как только участник выразил желание пойти в поход. Почему необходимо с этим поспешить?

Во-первых, выявляются подводные камни и проколы с документами участников. Например, человек собрался в Турцию, а у него нет загранпаспорта или истекает срок загранпаспорта. Участнику исполнилось 20 лет, и его гражданский паспорт надо менять. Потеряна необходимая справка о туристском опыте и т. п.

Во-вторых, при оформлении базы данных участник взаимодействует с руководителем. При этом проявляется, насколько оперативно он выходит на связь и выполняет простые поручения. По этим признакам можно судить о его управляемости, заинтересованности в походе, ответственности и самодисциплине.

5, 6, 7. Изучение района проведения похода и планирование маршрута.

Этим вопросам будет посвящена следующая лекция [1]. А пока отметим, что изучение района похода предваряет планирование маршрута и может проводиться параллельно набору участников. Что касается планирования маршрута, то тут всё сложнее.

Некоторые руководители от идеи похода переходят к разработке маршрута и уже под готовый маршрут набирают команду. Главными преимуществами такого способа действий являются:

- использование для агитации маршрута, который несёт в себе больше информации, чем идея похода;

- подбор участников способных, в силу своей квалификации, пройти маршрут.

Главным недостатком такого подхода является то, что команда подбирается именно под маршрут. Отсюда следуют трудности в поиске достаточно квалифицированных людей, кроме того, эти люди могут оказаться с разными взглядами на жизнь, не интересны друг другу, короче, не образовывать дружной команды. Как тут не вспомнить о знаменитом вопросе, "почему мы ходим в горы?", и что вообще важнее, горы или люди в горах? На эти вопросы каждый имеет свой ответ, и мы не берёмся оценивать, что хорошо и что плохо. Нам важно констатировать, что когда люди подбираются под маршрут, то горы или амбиции естественным образом становятся на первое место, а люди с их индивидуальными особенностями уже на второе.

Действуя таким способом, руководитель рискует получить к моменту отъезда в поход тщательно проработанный крепкий маршрут и маленькую из 4-5 человек группу из формально соответствующих маршруту участников, но не схоженную и психологически разобщённую.

Цветы на высоте 5041 м над уровнем моря. Похоже, что эдельвейсы не болеют горняшкой.

Второй способ действий заключается в формировании команды на основе идеи похода с последующей разработкой маршрута под команду. Главными преимуществами такого подхода являются:

- большие возможности для создания дружной, психологически уравновешенной команды интересных друг другу людей;

- обеспечение большей согласованности действий на бивуаке и на маршруте путем регулярных совместных тренировок.

Второе преимущество следует из того, что команда здесь формируется раньше и, следовательно, у неё больше времени на совместную предпоходную подготовку. Пожалуй, единственным недостатком этого подхода является необходимость в ослаблении маршрута и подгонка его сложности под уровень готовой команды, а уровень команды определяется её "слабыми звеньями" - самыми неопытными, самыми физически или технически не подготовленными, но, возможно, самыми замечательными во всех других отношениях людьми, без которых и команда уже не команда.

В реальной практике оба подхода часто смешиваются. К примеру, под идею похода формируется ядро команы, после этого разрабатывается маршрут (хотя бы в приближенном варианте), а потом уже под разработанный маршрут набираются остальные участники похода.

8, 9. Агитация и дополнительный набор участников.

Это привлечение людей в поход путем демонстрации эскиза маршрута. В качестве такого эскиза может быть предварительная нитка основного варианта маршрута с возможными изменениями и уточнениями.

Как оценить, хватает ли в команде людей? Например, команда горного похода 5-й категории сложности состоит (по списку) из 7 человек. Требования Регламента по спортивному туризму [2] вроде бы выполнены, потому что утвержденный Регламентом минимальный состав – это 6 человек. Но из этих семи с какой-то вероятностью могут “отвалиться” двое, и перед выездом в горы в команде останется только пятеро. Стоит ли этого бояться? Математический инструмент для оценки подобных рисков дается в Приложении 2 .

10. Как сплотить команду?

Закончив с базой личных данных и прогнав балбесов и балбесок, которым для сканирования и пересылки главного разворота паспорта не хватило целой недели, можно приступить к параллельному решению следующих четырех задач: к сбору и контролю личного снаряжения, к созданию походной кассы, к проведению физических и технических тренировок и к превращению команды в сплоченную команду.

Чтобы понять, насколько хороша команда, и является ли вообще группа лиц походной командой, приходится оценивать её по следующим критериям.

1. Общность цели.

2. Спортивная квалификация.

3. Мотивированность участников.

4. Управляемость участников.

5. Ответственность участников перед общим делом и самодисциплина.

6. Единство команды и её психологическая устойчивость.

Общность цели – это обязательное условие. Люди объединяются в команду, потому что поддерживают идею похода и выражают желание участвовать в походе и в его подготовке.

Спортивная квалификация всех членов команды, включая её руководителя, должна быть достаточной для участия в походе. Речь идет о технической и физической подготовке, о неформальном походном опыте, который необходим с точки зрения здравого смысла, и о справках об опыте, которые придётся предъявлять в МКК (маршрутно-квалификационную комиссию) при оформлении маршрутной книжки.

Мотивированность участников. Это очень важное свойство, гарантирующее, что команда доживет до похода. Жизнь штука не простая и постоянно преподносит сюрпризы, новые заботы, проблемы, трудности. Только мотивация даёт силы участнику с частью проблем справиться, на другие проблемы “забить” и всё равно пойти в поход.

Руководитель должен чувствовать, имеется ли серьёзность в намерениях участника похода, или он демонстрирует показную мотивацию. Серьезность намерений подтверждается реальными жертвами. Если участник тратит силы, время и деньги на подготовку в поход, то его намерения серьёзны.

Наоборот, чем больше участник потратил сил, времени и денег, тем труднее ему отказаться от похода, тем сильнее он мотивируется. Поэтому задача руководителя обеспечить участникам возможности для этих жертв.

Увидеть такое безобразие! Ну разве это не достаточная причина для мотивации?

Покупка личного снаряжения, сбор денег на билеты и на другие расходы – штука понятная, но этого мало. Полезно привлечь участников к планированию похода, в том числе, и к разработке маршрута. Обязательно разделите функции: завхоз (или завпит), снаряженец, ремонтник, фотограф, видеооператор, медик, летописец, навигатор (и картограф), кассир. К сожалению, некоторые из этих функций становятся востребованными только на маршруте или за 2-3 недели до выезда в поход. Для более равномерной загрузки участников можно раздать им кусочки маршрута с тем, чтобы они нашли описания и фотографии препятствий в зоне своей ответственности, изучили их, а в походе провели бы группу по своему кусочку маршрута.

Управляемость участников. Это обязательное свойство в походной команде. Без него о безопасности в походе не может быть и речи. При этом управляемость - это взаимное свойство руководителя и участника похода. Если участник “трудный”, не исполняет просьбы руководителя, не выполняет его поручений, то его не следует обижать. Надо просто сказать: “прости, но у меня не хватает квалификации тобой руководить, найди себе руководителя поопытнее”. И это не будет обманом. Такие случаи необходимо выявить заблаговременно. Но без работы с людьми в период подготовки похода это сделать невозможно.

Ответственность участников перед общим делом и самодисциплина. Это очень хорошее качество для участника похода. К сожалению, это быстро не прививается. Незрелые люди, как правило, безответственны и недисциплинированы и таких много. Они плодят проколы и ошибки, им ничего нельзя поручить, в походе они опасны: поджигают палатки, взрывают автоклавы, теряют общественное и личное снаряжение, сбрасывают камни на головы участников, влипают в неприятные истории с местными жителями, ломают свои руки и отмораживают пальцы ног. Важно заблаговременно диагностировать такого участника. При чрезмерных проявлениях ему надо отказать. Но для диагностики необходима длительная совместная работа по подготовке к походу.

Единство команды и её психологическая устойчивость. Общность цели это еще не единство. Команда должна состоять из людей, которые нравятся друг другу. Участники команды должны получать удовольствие от взаимного общения. Еще не известно, что важнее, постижение красоты природы, испытание своих сил на трудном маршруте или радость от общения с друзьями на фоне всего того, что происходит в походе.

Если участник “нормальный”, и вы готовы его терпеть при подготовке к походу, то в самом походе этого может оказаться мало. Поход проходится в отрыве от цивилизации, терпеть придётся слишком долго, а проявляться “нормальный участник” будет в больших концентрациях. Терпению не способствуют и многочисленные походные трудности. В результате можно и не вытерпеть!

Единству команды способствуют совместные мероприятия. Это, прежде всего, совместные физические и технические тренировки, а также, походы выходного дня, совместное празднование дней рождения и даже посещение концертов или театров.

Обеденный привал в походе выходного дня.

Начинающие руководители, если они ведут новичков, обязаны проверить себя в походах выходного дня и, по возможности, создать в этих походах свою команду.

Наконец, команда должна быть психологически устойчивой. О том, что это такое, читайте в Приложении 3 .

11. Физические и технические тренировки.

Исключительная полезность совместных физических и технических тренировок обусловлена их следующими свойствами.

1. Тренировки способствуют прохождению маршрута с начала до конца. Ведь не любой человек способен на это. Типичное явление, когда неподготовленный участник сначала переутомляется, затем заболевает и сходит с маршрута.

2. Тренировки способствуют безопасному прохождению маршрута. Физически слабый участник – источник опасности. Излишне утомленный первым упадет в курумнике и разобьёт себе голову, первым сбросит камень и кого-нибудь покалечит. Я уже не говорю о технической подготовке, которая напрямую связана с безопасностью.

3. Тренировки открывают руководителю глаза на то, каких сюрпризов можно ждать в походе от того или иного участника.

4. Совместные тренировки сплачивают группу и обладают сильнейшим командообразующим свойством.

Регулярное проведение совместных физических и технических тренировок – это очень хороший стиль при подготовке похода!

12. Сбор и контроль личного снаряжения.

Еще одной формой работы с людьми, которую вредно затягивать и следует начинать сразу после составления базы личных данных, является помощь участникам со стороны руководителя по сбору необходимого для похода комплекта личного снаряжения. Это особенно актуально при работе с новичками или с теми, кто обладает опытом похода 1-й категории сложности. Но даже и опытные туристы, собирающиеся в поход 3-й категории сложности, зачастую не имеют достаточного числа карабинов, ледобуров или жумара.

Руководитель публикует для группы типовой список личного снаряжения, который способен привести новичков в состояние прострации. Поэтому их нужно срочно успокоить. Для этого говорится, что необходимо осознать функцию, которую выполняет каждый предмет из списка личного снаряжения. И после этого постараться обеспечить все эти функции теми вещами, которые уже имеются дома. И только при невозможности это сделать, следует идти в магазин, предварительно посоветовавшись с руководителем, о выборе той или иной модели покупаемой вещи. Подробнее об этом в Приложении 4 .

Для контроля важнейших позиций личного снаряжения руководитель работает со специальной таблицей, см. Приложение 5 .

ЧАСТЬ 2. КОГДА ДЫМ КОРОМЫСЛОМ

Переходим к обзору работ в финальной части предпоходной подготовки.

13. Формирование походной кассы.

Обычно походная касса формируется к покупке билетов. Деньги собираются с некоторым запасом: на 20-25% больше, чем требуется на билеты. Все денежные операции фиксируются в таблице учета денежных средств, см. Приложение 6 . Кассир команды периодически демонстрирует текущее состояние этой таблицы всем членам команды. Участие в создании походной кассы является одним из подтверждений серьёзности намерений участника похода.

14. Оформление погранпропуска.

Если основной маршрут или запасные варианты маршрута проходят в пределах погранзоны, то необходимо оформить погранпропуск, иначе пограничники вас не пропустят. Этот пропуск обычно выписывается на группу и содержит информацию о маршуте, о его сроках и о членах команды. Поэтому планирование маршрута должно завершиться прежде оформления пропуска. А вот окончательной верификации списка команды для оформления пропуска не требуется. Главное, чтобы все лица, вышедшие на маршрут, фигурировали в списке лиц на погранпропуске. На вопрос пограничников “а где этот товарищ?” вы просто ответите, что он не приехал.

Оформление пропуска требует определенного, зачастую, не малого времени. Например, оформление погранпропуска в КГБ Киргизии производится, как правило (другого способа я не знаю), киргизской турфирмой, которая будет вами заниматься: заберет из аэропорта, повезет в горы и т.д. Эта фирма будет оформлять пропуск около месяца и потребует некоторых денег. Поэтому оформление погранпропуска можно начинать после создания походной кассы, как показано на рис. 1. Отметим, что деньги, собранные на оформление пропуска, отказникам (от похода) уже не вернутся.

Как правило, самые высокие горы находятся там, куда пограничники никогда не заходят. Отсюда до ближайшей погранзаставы 75 км. У них там трава и дорога, ведь пограничники тоже любят кушать!

Правила и требования к оформлению погранпропусков периодически меняются, поэтому необходимо заблаговременно изучить эти вопросы, а если речь идет о Киргизии, то заблаговременно связаться с принимающей вас турфирмой.

15. Оформление маршрутной книжки и заявка в МКК.

Я не буду учить здесь, как оформлять маршрутную книжку и проходить процедуру заявки похода в маршрутно-квалификационной комиссии (МКК). Это отдельная тема небольшой лекции или семинара для руководителей. Опишем смысл этой работы и логику её расположения на рис. 1.

Необходимость утверждения маршрута в МКК обусловлена Уставом ЦСТ МАИ. Наша организация является спортивной секцией, то есть, мы обязаны заниматься спортом – проводить спортивные походы. А любой спортивный поход осуществляется в рамках деятельности Федерации спортивного туризма России (ФСТР) и обязан пройти утверждение в МКК. В пункте 3.4 нашего Устава написано: новички и члены секции обязаны неукоснительно выполнять “Правила вида спорта спортивный туризм” и утвержденный ТССР “Регламент по спортивному туризму” (ТССР или Туристско-спортивный союз России - это старое название ФСТР).

Кроме того, утверждение маршрута в МКК позелно с точки зрения здравого смысла. Во-первых, МКК проверяет соответствие спортивной квалификации команды заявленному маршруту. Во-вторых, опытные эксперты в МКК в состоянии оценить готовность руководителя вести поход, найти ошибки в планировании маршрута, выявить непроходимые или опасные участки, дать полезные советы и рекомендации. Поэтому утверждение маршрута в МКК способствует повышению безопасности похода.

Оформление маршрутной книжки возможно только после полного завершения планирования маршрута, когда разработаны и рассчитаны основной и все запасные варианты маршрута, определены места расположения забросок и необходимое количество запасных дней, утверждены сроки похода (даты отъезда и приезда).

Однако окончательная верификация списка команды для этой работы не требуется. Если кто-либо из членов команды откажется от похода, то маршрутную книжку можно не переоформлять. Достаточно сообщить об этом в МКК при выходе на маршрут. Поэтому приступать к оформлению маршрутной книжки можно чуть раньше, например, после создания походной кассы, что и отражено на рис. 1.

Однако, существуют случаи, когда отказ от похода одного или нескольких участников потребует переоформления в МКК и даже изменения маршрута. Например, в команде имеется 30 процентов людей с недостаточным опытом, что допускается Регламентом по спортивному туризму [2]. Если из такой команды выйдет опытный участник, то норматив в 30 % будет нарушен, и, следовательно, команда потеряет право идти заявленный маршрут. В такой ситуации вместе с опытным придется насильно удалать из команды кого-то неопытного. Или переделывать маршрут под ослабленную группу.

Это к вопросу об ответственности отказников...

16. Покупка билетов.

Покупка билетов является знаковой акцией, которая свидетельствует, что поход почти наверняка состоится. Действительно, она подтверждает серьёзность намерений членов команды. Ведь каждый участник похода, во-первых, раздобыл (выделил) деньги на билеты. Во-вторых, эта сумма исключается из его оборота, он не может ею воспользоваться и поэтому терпит определенные лишения. И, в-третьих, при сдаче билетов денежные потери ему никто не вернет.

Важно, что покупка билетов окончательно фиксирует сроки похода. Поэтому она связана с планированием маршрута. Мы видим, что на рис. 1 покупка билетов и планирование маршрута связаны двумя противоположно направленными стрелками. Действительно, возможны два варианта действий.

В первом варианте покупка билетов производится после завершения планирования маршрута, когда посчитана длительность маршрута (со всеми запасными вариантами) и определено необходимое количество запасных дней.

Во втором варианте команда чётко договаривается о сроках похода и под эти сроки планируется маршрут. В этом случае билеты можно купить до завершения планирования маршрута.

В заключение отмечу, что покупку билетов лучше производить у поставщика услуг – на сайте РЖД или на сайте авиакомпании. Это, как правило, дешевле, а если кому-нибудь потребуется сдать билет, то он меньше потеряет. Не покупайте невозвратные билеты. Скупой платит дважды, а страховщики, как правило, кидают (работа у них такая). Не ошибайтесь в тарифных классах, а то вместо рюкзака вам разрешат провести с собою лишь ноутбук.

Ура! Билеты куплены! Теперь можно “спокойно” собираться в поход!

17. Окончательная верификация списка команды.

Окончательная верификация состава команды производится за 10-20 дней до отъезда в поход. Отказ от участия в походе после этого рассматривается, как проявление свинства, если этот отказ не оправдывается такими форсмажорными обстоятельствами, как внезапная серьёзная травма участника или тяжелое заболевание родителя, за которым надо ухаживать. Дело в том, что после окончательной верификации начинаются действия, которые завязаны на количественный состав участников и которые трудно повторить. Речь идет о распределении общественного снаряжения между членами команды, о составлении программы питания и о закупке питания под определенное число лиц.

Если верификацию проводить слишком рано, например за месяц или полтора до отъезда в поход, то увеличивается вероятность форсмажорного ухода участника после верификации. Если верификацию проводить слишком поздно, например за 5 дней до отъезда, то можно не успеть собраться в поход, по крайней мере, качественно. Лично я провожу верификацию за 14 дней, двух недель на сборы вполне хватает.

18. Постановка на учет в МЧС и оформление страховых полисов.

Речь здесь пойдет об организации спасательных работ, если они, не дай Бог, потребуются. Если поход проходит по территории РФ, то необходимо встать на учет в МЧС России. Для этого не менее чем за 10 дней до начала похода следует пройти on-line регистрацию в МЧС по ссылке [3]. А в последний день заезда следует позвонить в соответствующее подразделение МЧС и сообщить о выходе на маршрут, по этому звонку вашу команду поставят на учёт. Главное, не прозевать и позвонить, пока вы находитесь в зоне сотовой связи. Сразу после похода, не нарушая контрольного срока, следует опять позвонить в МЧС и сообщить о завершении маршрута, по этому звонку вас снимут с учета.

Кроме паспорта в поход следует взять карточку обычного полиса медицинского страхования, иначе у вас будут проблемы с оказанием медицинской помощи, например, в городе Нальчик или Владикавказ.

Если поход проходит по территории иностранного государства, например Киргизии, то всё усложняется. Медицинскую помощь в городе Ош без специально оформленной страховки получить будет очень трудно. Платные услуги, наверно возможны, но об этом надо узнавать через турфирму, которая помогает вам с заездом в горы и с оформлением погранпропусков. Если вы рассчитываете на эвакуацию пострадавшего вертолётом, то такая страховка будет стоить несколько тысяч рублей, так как в страховом договоре придется прописать альпинистские риски. При этом всегда существует вероятность того, что страховая компания под каким-либо предлогом откажет в страховой выплате. Страховые компании очень трудно расстаются с большими деньгами (для оплаты вертолета может потребоваться более 10 000 долларов).

Видео 1. Вот так на вертолётах эвакуируют попавших в беду туристов!

Если дорогую страховку не делать, то придётся обходиться собственными деньгами, привлекая для спасательных работ местных пастухов с их ишаками и лошадьми, а для вывоза по шоссе – турфирму, с которой вы контактируете.

19. Программа питания в походе.

Для планирования программы питания (раскладки) необходимо знать численный состав команды и длительность каждой из разделенных забросками частей похода. Численный состав утверждается после окончательной верификации списка команды, а длительности с учетом запасных дней для каждой части похода образуются в результате планирования маршрута.

Еще надо задаться весовой средне-суточной нормой потребления продуктов питания членом команды. Эта норма может отличаться в разных частях похода, когда мы имеем дело с, так называемой, плавающей раскладкой, когда в конце похода туристы едят больше, чем в начале. Плавающая раскладка имеет смысл только для очень длительных походов. Для походов менее трёх недель можно ограничиться фиксированной средне-суточной нормой потребления продуктов питания, примерно в 580 грамм на человека в день.

Не следует думать, что каллорийность питания должна покрывать ваши энергетические расходы. Поход это не пионерлагерь из фильма “Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен”.

Видео 2. О питании пионеров.

Чтобы покрыть энергетические расходы требуется норма потребления, значительно превышающая 1000 грамм на человека в день. Это приведёт к уродливо-тяжелым рюкзакам, к низкому темпу на маршруте, и, в результате, к снижению не только спортивности, но и безопасности похода. Поэтому в походах, в отличие от советских пионеров, вы будете интенсивно худеть. Больше трёх недель на 580-граммовой раскладке люди заметно истощаются, поэтому в длительных походах норму потребления на 3-й неделе следует увеличить (на 80-100 грамм), а на 5-й неделе довести её до 750-800 грамм.

В Приложении 7 представлена типичная (по ассортименту и нормам потребления) программа питания для летнего горного похода, который состоит из 2-х частей.

20. Сводная таблица закупок продуктов питания, витаминов и топлива.

Данные из программы питания агрегируются в сводную таблицу, см. Приложение 8 , в которую добавляются, также, витамины, топливо и сухой спирт, если он необходим для прогрева горелок. Эта таблица представляет собой инструкцию по закупке и упаковке продуктов питания, витаминов и топлива.

21. Таблица поручений по закупке продуктов питания и их распределение по рюкзакам.

Данные из сводной таблицы закупок продуктов питания, витаминов и топлива персонифицируются и заносятся в таблицу поручений по закупке и упаковке продуктов питания и их распределение по рюкзакам, см. Приложение 9 .

Каждый участник похода в этой таблице имеет свой столбик из двух колонок. В левой колонке прописаны поручения для первой части похода, а в правой – для второй части. Раздача поручений должна удовлетворять следующим принципам.

1. Принцип сексизма. Женщина в походе хороша, если она мало несет!

2. Принцип справедливости по весу. Суммарный вес под каждой из колонок обязан быть примерно одинаковым отдельно для всех мужчин и отдельно для всех женщин.

4. Принцип эксклюзивности. Взаимозаменяемые продукты не должны делиться между двумя или несколькими участниками похода. Выполнение этого принципа обеспечивает равномерную разгрузку рюкзаков по мере съедания продуктов питания и выжигания топлива.

Если функция завхоза (завпита) отделена от руководителя, то для исполнения пунктов 19, 20 и 21 завхоз получает от руководителя следующие данные:

- длительность с учетом запасных дней каждой части похода;

- среднюю суточную норму потребления в каждой части похода;

- средний расход топлива в каждой части похода;

- вес продуктов питания, которые понесут женщины, в каждой части похода;

- имена “бензинщиков”.

Туристские тонкости: правильный сухарик и правильная крышка для бутылки с бензином.

22. Закупка и упаковка продуктов.

Получив дерективы в виде сводной таблицы закупок продуктов питания, витаминов и топлива, а также таблицы поручений по закупке продуктов питания и их распределения по рюкзакам, каждый участник может самостоятельно закупить всё, что требуется, и упаковать. Однако эти таблицы должны быть дополнены письменными или устными инструкциями завхоза (завпита) по типу и сорту продуктов и по их правильной упаковке.

23. Таблица распределения общественного снаряжения по рюкзакам.

Всё общественное снаряжение также делится между участниками с помощью соответствующей таблицы, см. Приложение 10 . Строки этой таблицы соответствуют элементам общественного снаряжения, а столбцы – участникам похода, которые это снаряжение несут в своих рюкзаках. Распределение снаряжения должно удовлетворять следующим принципам.

1. Принцип сексизма. Женщина в походе хороша, если она мало несет!

2. Принцип справедливости по весу. Суммарный вес под каждым персональным столбцом обязан быть примерно одинаковым отдельно для всех мужчин и отдельно для всех женщин.

3. Принцип справедливости по объёму. Объёмные вещи - это палатка, общественный спальник, кастрюля, автоклав. Недопустимо, чтобы кто-то нёс в рюкзаке две объёмные вещи.

4. Принцип распределения палаточного снаряжения. Палатка, каркас от палатки, полиэтилен для застила пола палатки, лопата, спальники (личные или общественные) – всё это должны нести жители палатки. Кроме того, в каждой палатке должна быть своя аптечка, хотя бы маленькая с самымыми часто употребляемыми медицинскими средствами.

5. Принцип совмещения примусов и бензина. Примуса следует разделить между “бензинщиками” - теми, кто носит бензин. Если бензинщиков двое, то они должны жить в разных палатках.

6. Принцип разделения связкок. Желательно, чтобы участники каждой связки жили в палатке вместе. В соответствии с этим связочные веревки также распределяются по палаткам.

24, 25. Сбор, проверка и раздача общественного снаряжения.

Таблица распределения общественного снаряжения по рюкзакам – это хорошая напоминалка о том, что надо делать со снаряжением. Формируется она руководителем похода, а исполняется снаряженцем, если такая функция в команде выделена и отделена от руководителя. Руководитель не может уклониться от этой работы, так как распределение людей по палаткам и по связкам завязано на психологию, а значит, лежит в сфере его ответственности. Разница в весе мужского и женского рюкзака тоже определяется руководителем.

Задача снаряженца – обеспечить сбор общественного снаряжения, проверить его исправность, функциональность и удобство, при необходимости организовать ремонт, уточнить вес снаряжения и, если он отличается от табличного, то исправить таблицу. После таких исправлений принцип справедливости (по весу) может сильно нарушится, тогда руководитель корректирует распределение снаряжения по рюкзакам.

Финалом всей этой работы является раздача общественного снаряжения участникам похода.

26. Контроль веса рюкзаков и сбор рюкзаков.

Объединяя весовые данные по общественному снаряжению с данными по продуктам питания и топливу, можно рассчитать вес рюкзаков в самолете, в начале первой части похода и в начале второй части похода. Соответствующие таблицы с расчетом приведены в Приложении 11 .

27. Алгоритм проектирования веса рюкзаков.

Распределение общественного снаряжения, продуктов питания и топлива по рюкзакам требует согласованности, которая достигается следующим образом.

1. Составляется программа питания, см. Приложение 7 , и сводная таблица закупок продуктов питания, витаминов и топлива, см. Приложение 8 .

2. Составляется таблица распределения общественного снаряжения по рюкзакам, см. Приложение 10 .

Эти два действия независимы и не требуют согласования. При распределении общественного снаряжения каждой женщине выделяется от нуля до трети того веса, который несут мужчины. Например, если ребята несут по 6 кг общественного снаряжения, то девушкам можно выделить по полтора киллограмма.

3. Составляются таблицы контроля веса рюкзаков в начале каждой части похода, см. Приложение 11 . При этом данные о весе личного снаряжения берутся из типового списка личного снаряжения, см. Приложение 4 . Данные веса общественного снаряжения переносятся из таблицы распределения общественного снаряжения по рюкзакам, см. Приложение 10 . А вот веса продуктов и топлива назначаются в виде директивных или плановых весов каждому участнику так, чтобы суммарный вес продуктов питания и топлива соответствовал сводной таблице их закупок, см. Приложение 8 .

Мало того, что эти директивные веса должны в сумме давать известную величину, они должны еще обеспечить равенство веса рюкзаков у мужчин, равенство веса рюкзаков у женщин и необходимую разницу в весе мужских и женских рюкзаков.

Эта разница для несложных походов колеблется в пределах 6-8 кг, а для сложных походов может достигать 10-12 кг. Например, в походах 1-й к.с. типичный вес мужского рюкзака 22 кг, а женского 16 кг. В длительных походах 2-3 к.с. вес мужского рюкзака может достигать на старте 30 кг, а женского 18 кг, а если не бережете женщин, то 20 кг.

4. В соответствии с полученными директивными весами продуктов питания и топлива производится их распределение по рюкзакам, то есть, заплняется таблица из Приложени 9 .

Теперь всё готово, чтобы собрать рюкзаки и поехать в поход!

Приложение 1. Формат базы личных данных для похода в Киргизии с посещением погранзоны.

Табл. 1. Данные для покупки авиабилетов.

Дата рожд.

29.01.2024

13.03.1997

4538 956976

Табл. 2. Данные для оформления погранпропуска.

Дата и место рождения

Паспорт, когда и кем выдан

Род занятий или профессия

Техник

Москва, Тульский проспект, дом 7, кв. 124

Российская Федерация

Табл. 3. Данные для маршрутной книжки.

Дата и место рождения

МТС, техник

8916-7775414 8916-8525823 (мать)

2у, Ц.Кавказ

Приложение 2. Прогноз числа участников команды методом субъективных вероятностей.

При подготовке похода число членов команды может возрастать или убывать. До отъезда у каждого из них могут проявиться "непредвиденные обстоятельства", и он откажется от похода. Даже в походе люди могут очень устать или заболеть и в результате сойти с маршрута. Такое случается. В то же время, численность команды ограничена снизу здравым смыслом и Регламентом по спортивному туризму [2]. Поэтому приглашать участников похода надо побольше, с запасом. Как оценить, достаточен ли ваш запас?

Для этого воспользуемся методом субъективных вероятностей. Предположим, что в вашей команде N независимых участников. Вы чувствуете их настроения, желание общаться на темы будущего похода, вы ознакомлены с их трудностями в семье и на работе, вы знаете, насколько вложились они своими силами и временем в подготовку похода (чем больше вложился участник, тем он надёжнее). Попробуйте для каждого из участников оценить вероятность того, что он выйдет на маршрут. Эти вероятности обозначим через P(n), где 1 <= n <= N. Пусть X(n) - случайные величины, принимающие значение 1 с вероятностью P(n) и 0 с вероятностью 1-P(n).

Тогда сумма

выражает случайное число участников похода. Прогноз числа участников в виде точечной оценки даётся математическим ожиданием

а дисперсия числа участников похода вычисляется по формуле

Для оценки ширины возможного разброса Y в окрестности m воспользуемся среднеквадратическим отклонением

Можно считать, что Y "скорее всего" попадёт в интервал (m-s, m+s). Читатель, знакомый со статистикой, хорошо понимает, какой статистический смысл скрывается за этим "скорее всего", в том случае, если бы вероятности P(n) были бы обычными "объективными". В случае субъективных вероятностей, апологеты байесовского подхода трактуют интервал (m-s, m+s) как естественную свёртку ваших представлений о вероятности выезда участников в будущий поход.

Пример 1. Коля и Пётр надёжные участники, они пройдут в поход с вероятностью 0.9. Вася и Маша чуть менее надёжные, вероятность у них 0.8. Еще ненадёжнее Андрей, его вероятность 0.7. А вот Олег хочет в поход, но очень сильно колеблется, поставим ему 0.5. Что касается Юры, то он хоть и говорит, что непременно пойдёт в поход, но мы то знаем по прошлым годам, что он постоянно "динамит", поэтому ему тоже поставим 0.5.

Итак, N = 7, P(1) = P(2) = 0.9, P(3) = P(4) = 0.8, P(5) = 0.7, P(6) = P(7) = 0.5. Точечный прогноз числа участников m = 0.9 + 0.9 + 0.8 + 0.8 + 0.7 + 0.5 + 0.5 = 5.1, дисперсия D(Y) = 0.09 + 0.09 + 0.16 + 0.16 + 0.21 + 0.25 + 0.25 = 1.21, s = 1.1, (m-s, m+s) = (4, 6.2). Значит, в вашей группе, скорее всего, будет от 4 до 6 участников. Поэтому советую пригласить ещё пару человек, иначе вы не впишитесь в регламент спортивного туризма (стандартное ограничение на число участников снизу - 6 человек).

Случай коррелированных пар. Иногда встречаются сплочённые пары - два друга или парень с девушкой, которые, скорее всего, вместе либо пойдут в поход, либо откажутся от него. Каждой такой паре соответствует случайная величина Z, равная 2 с вероятностью P и 0 с вероятностью 1-P, где P - вероятность, что пара пойдёт в поход. Вклад в сумму для вычисления математического ожидания m у такой пары равен 2P, а вклад в сумму для вычисления дисперсии D(Y) равен 4P(1-P). Заметим, что в случае пары из независимых участников, которые идут в поход с равными вероятностями P, вклад в сумму для m тоже равен 2P, а вот вклад в сумму для D(Y) равен 2P(1-P), т.е. в два раза меньше. Отсюда вывод, наличие коррелированных пар в команде вносит дополнительную неопределённость в числе участников похода.

Пример 2. Рассмотрим предыдущий пример, с дополнительным условием: Вася и Маша жить друг без друга не могут и с вероятностью 0.8 они вместе пойдут в поход или с вероятностью 0.2 вместе откажутся от него. По прежнему, m = 0.9 + 0.9 + 0.8 + 0.8 + 0.7 + 0.5 + 0.5 = 5.1. А вот дисперсия D(Y) = 0.09 + 0.09 + 4 * 0.16 + 0.21 + 0.25 + 0.25 = 1.53, s = 1.24, (m-s, m+s) = (3.86, 6.34). Интервал стал шире, бардака в группе больше. Его станет ещё больше, если такую коррелированную пару образуют Олег и Юра. Пусть Вася и Маша независимы, а вот Олег с Юрой или вместе пойдут в поход с вероятностью 0.5 или вместе не пойдут. Тогда D(Y) = 0.09 + 0.09 + 0.16 + 0.16 + 0.21 + 4 * 0.25 = 1.71, s = 1.3, (m-s, m+s) = (3.8, 6.4).

Приложение 3. Анализ психологической устойчивости коллектива с помощью диаграммы Акоффа-Эмери.

Еще будучи студентом, я познакомился с книгой Рассела Акоффа и Фреда Эмери «О целеустремленных системах» [4], в которой авторы исследуют общие аспекты поведения и взаимодействия не только людей, но и организаций и даже государств, называя их «целеустремленными системами». В главе 8 «Целеустремленные системы и их окружения» (стр. 123) авторы книги предлагают любопытную классификацию типов личности, основанную на сопоставлении степени внимания личности к себе (с одной стороны) и к окружающей среде (с другой стороны). При этом, как это принято при анализе моделей типа «черного ящика», рассматриваются входные и выходные воздействия.

Классификация Акоффа-Эмери была настолько живой и понятной, что я тут же начал классифицировать своих родных, друзей и просто знакомых, каждый раз удивляясь правильности прогнозов в их поведении, которые следовали из описанной в книге теории.

Потом я начал применять эту теорию при формировании туристских команд, совершающих длительные автономные походы в сложных природных условиях. Хороший психологический климат в команде и, в частности, отсутствие острых конфликтов - это важное условие, необходимое для успешного завершения похода. Останутся ли от похода приятные или неприятные воспоминания, удастся ли пройти поход в полном объёме, наконец, безопасность в походе - всё это в значительной степени зависит от психологического климата в группе.

Наивно полагать, что классификация Акоффа-Эмери может служить универсальным инструментом проектирования команд, однако, в умелых руках она может служить очень полезной опорой, и в этом я убедился на практике.

Рассел Линкольн Акофф (1919-2009) – один из основателей системного анализа.

Классификация по входному воздействию. Обращаясь к входным воздействиям или к стимулам, Акофф и Эмери классифицируют целеустремленные системы по их степени внимания к себе или к окружающей среде. Они вводят две такие полярности.

Объективерт - это человек, чувствительный к своему окружению, субъективерт - нечувствительный. Следовательно, объективерт более склонен воспринимать, что вокруг него происходит, и подвергаться влиянию происходящего. Субъективерт же больше подвержен влиянию своих собственных мыслей и чувств, чем окружения. Объективерт направляется и мотивируется объективно, в то время как субъективерт направляется и мотивируется субъективно.

Объективерсия и субъективерсия проявляются как тенденции, а не как незыблемые приверженности. Поэтому при некоторых обстоятельствах объективерт может действовать как субъективерт и наоборот. Чем дальше от крайностей находится личность в этом пространстве (имеется в виду одномерное пространство на оси субъективерт - объективерт), тем более он склонен откликаться как на внешние, так и на внутренние стимулы. При некоторых обстоятельствах (например в дружеской компании) субъективерт может походить на объективерта. С другой стороны, объективерт, работающий в своём кабинете, может выглядеть как субъективерт.

Объективерт чувствителен и восприимчив к тому, что происходит вокруг него, и поэтому он более чувствителен к окружающим, чем субъективерт. Субъективерт более склонен к самоанализу, и поэтому он лучше понимает самого себя.

Классификация по выходному воздействию. Обращаясь к выходным воздействиям, Акофф и Эмери опять же классифицируют целеустремленные системы по их степени внимания к себе или к окружающей среде, точнее, по направленности выходных воздействий на себя или на окружающую среду. Они вводят две такие полярности.

Экстерналист - это тот, кто склонен изменять окружение в соответствии со своими нуждами. Интерналист сам адаптируется к окружению. Если кто-то вторгнется в окружение экстерналиста, раздражая или отвлекая его, то он, вероятно, попытается пресечь такое вмешательство. Интерналист в этой же ситуации скорее будет игнорировать факт вторжения или же переберется в другое место. Экстерналист попытается организовать группу, в которую он войдет, чтобы возглавить её. Интерналисту более свойственно следовать за каким-нибудь лидером. Если в доме холодно, экстерналист попробует включить отопление, а интерналист - потеплее одеться.

Двумерная классификация по входному и выходному воздействию. Объединяя две рассмотренные классификации, получим четыре типа личности, показанные на рис. 1.

Рис. 1. Устойчивая пара на диаграмме типов личностей Акоффа - Эмери.

Здесь мы уже имеем двумерное пространство личностей с двумя осями: «субъективерт - объективерт» и «интерналист - экстерналист». Это пространство Акофф и Эмери изображают в виде квадрата, разделённого прямыми на четыре равные части. К левой половине квадрата относятся интерналисты, а к правой – экстерналисты. В верхней половине находятся объективерты, а в нижней – субъективерты. В центр квадрата помещается начало координат.

Субъективных интерналистов и объективных экстерналистов Акофф и Эмери называют чистыми типами, а субъективных экстерналистов и объективных интерналистов - смешанными типами.

Далее авторы пишут, что их четырехкратная, двухкомпонентная типология показывает, почему традиционную дихотомию «интроверт - экстроверт» трудно применить во многих конкретных случаях, а именно к таким смешанным типам, как субъективные экстерналисты и объективные интерналисты. Более того, по их данным, большинство людей относятся именно к смешанным типам. «По нашему мнению», - пишут Акофф и Эмери, «это закономерно, так как теоретические соображения показывают, что эти типы более стабильны по сравнению с чистыми типами.

Чистые типы всецело поглощены либо своим внутренним, либо внешним миром, подобно героям романа Кестлера «Йог и Комиссар», в то время как смешанные типы сохраняют, хотя и по-разному, некоторый контакт и со своей психической реальностью, и со своим окружением. По причинам, которые будут вскрыты ниже, чистые типы с большим трудом, чем смешанные, приспосабливаются к самим себе, к своему окружению и особенно к другим лицам в своем окружении».

Согласно гипотезе авторов, чистые интроверты (субъективные интерналисты) или экстроверты (объективные экстерналисты), столкнувшись с проблемами, требующими самоприспособления, склонны изменяться таким образом, что соответствующие им точки в пространстве личности смещаются к внешним границам («Йог становится еще большим Йогом, а Комимссар - еще большим Комиссаром»). Смешанные же типы, по гипотезе авторов, склонны смещаться к центру этого пространства к точке, которую Нейман назвал центроверсией.

Место положения личности на диаграмме непостоянно. В течение жизни человек может медленно дрейфовать по квадрату. По данным Акоффа и Эмери, по мере созревания или старения личностей чистых типов их точки смещаются от центра, а смешанных типов - к центру. Так, субъективный экстерналист, пребывавший в юности в центре правого нижнего квадрата, может на склоне лет превратиться в центроверта, см. рис. 2.

Рис.2. Движение личности автора этой лекции от точки 1 к точке 2 за последние 40 лет.

По мнению Акоффа и Эмери, чем ближе человек к началу координат (к точке центроверсии), тем в большей степени ему свойственно откликаться и на реальность его психического мира и на его окружение и стремиться к их изменению. В этом и состоит, по их мнению, психологическая зрелость и сила. А по нашему мнению, центроверт - это лучший тип для руководителя.

Взаимодействие двух личностей. Далее Акофф и Эмери предлагают характеризовать личности не просто точками в пространстве личностей, а векторами с началом в точке центроверсии. При этом становится осмысленной операция сложения векторов.

Они утверждают, что два человека образуют устойчивую пару, если их векторная сумма равна нулю, иначе говоря, если они равноудалены от точки центроверсии и находятся на одной прямой, проходящей через эту точку, см. рис. 1.

Например, объективный интерналист и субъективный экстерналист. Первый – это датчики пары. Второй – приводы. Первый замечает, что необходимо сделать для их союза. Но ему лень или не хватает энергии что-то предпринять. Ему достаточно внушить необходимость действий своему другу экстерналисту, и тот, засучив рукава, начнёт свою работу.

Другая яркая пара объективный экстерналист и субъективный интерналист работает по схеме мамочки и сынка. Мамочка всё видит и делает, а сыночек пользуется этим и только пишет стихи…

Неуравновешенная векторная пара нестабильна. Два субъективных экстерналиста образуют взрывчатую смесь. Каждый исходит из своих внутренних ощущений и пытается изменить другого. Это ведёт только к скандалам. Два объективных экстерналиста терпят друг друга, пока их союз необходим для достижения цели. Но психологически они друг другу не нужны. Союз распадается, как только один из них найдёт свою паству. Два объективных интерналиста в сумме недееспособны, наконец, нет ничего печальнее пары из субъективных интерналистов.

Коллективы. Коллектив устойчив и гармоничен, если векторная сумма его членов близка к нулю. Для позиционирования коллектива на диаграмме личностей Акофф и Эмери предлагают делить результирующий вектор на число членов коллектива. «Можно строго доказать, что даже при случайном выборе составляющих при возрастании их числа расположение группы будет сближаться с точкой центроверсии. Поэтому большим группам свойственна большая устойчивость, чем маленьким».

Это хорошо заметно в туристских командах. В группе из 8 человек, благодаря большему разнообразию типов личностей, с большей вероятностью возникает хорошая психологическая обстановка, по сравнению с группой из 4-х человек, которая может оказаться дисбалансированной.

Далее Акофф и Эмери пишут, ссылаясь на работу Греко (1950), что «пара индивидов, в отношениях между которыми возникли трудности, может найти выход в присоединении к себе еще одного или нескольких лиц. В семьях это происходит, разумеется, при рождении детей. При этом можно ожидать, что обстоятельства будут так влиять на первого ребенка, чтобы у него сформировалась личность, приближающая семью к равновесию. Мы обнаружили, что именно так оно и есть».

Мои же наблюдения за семьями друзей свидетельствуют об относительности этого постулата. В условиях нашей жизни семья редко собирается вместе, поэтому личность ребенка при своём формировании стремится уравновесить не семью в целом, а ту группу лиц, с которыми он постоянно общается. Он может «уравновесить» мать-домохозяйку, няню или, к примеру, свою старшую сестру.

Временные отклонения в типах личностей, обусловленные взаимодействием. В этом разделе мы вслед за Акоффом и Эмери будем развивать уже свои гипотезы. Проведенные в походах многолетние наблюдения позволили мне сформулировать следующее утверждение.

Две личности, вынужденные по тем или иным причинам тесно взаимодействовать, при общении поляризуются. Иначе говоря, их точки смещаются от истинного положения таким образом, чтобы приблизиться к равновесной паре с нулевой векторной суммой. Они временно отклоняются от своих истинных положений, пытаясь, насколько это возможно, уравновесить друг друга. Так возникают личности-роли.

Чем дальше отклоняется личность от своего истинного положения к личности-роли, тем большего психологического напряжения это требует. Продолжительное напряжение ведет к срыву.

Вот почему центроверту, личность которого расположена около начала координат, легче руководить коллективом. Центроверт, «танцуя» вокруг точки центроверсии, может в общении «подыграть» любому.

Выводы. Классификация личностей Акоффа-Эмери является весьма эффективным инструментом проектирования туристских команд, совершающих длительные автономные спортивные походы. Руководителю-центроверту нетрудно научиться по наитию классифицировать потенциальных участников команды. При проектировании команды он должен добиваться разнообразия типов личностей и их коллективного равновесия в пространстве личностей (например, команда на 2/3 состоящая из субъективных экстерналистов, не дееспособна). Всё это относится и к расселению команды по палаткам.

Приложение 4. Личное снаряжение для горного похода 1 к.с. Типовой мужской список.

Приамбула для новичков. Важно разобраться в функции каждой вещи, и после этого подумать, как обеспечить исполнение этой функции теми вещами, которые уже имеются дома. А если это сделать не удается, то только тогда идти в магазин.

Например, штаны капроновые ходовые 135 грамм. Какая функция? Защита от ветра, незначительное утепление, защита кожи от солнечных ожогов, от ожогов ядовитых растений, от мух. Чем можно обеспечить из домашнего - любыми лёгкими штанами из любого материала. Главное, чтобы «дышали», чтобы не было влагозащиты. Получится не 135 грамм, но больше, например, 350 грамм. Зато покупать не надо.

Другой пример, рубашка капроновая с длинным рукавом, 135 грамм. Какая функция? Таже самая - защита от ветра, незначительное утепление, защита кожи от солнечных ожогов, от ожогов ядовитых растений, от мух. Чем можно обеспечить из домашнего? Любой легкой капроновай курткой - ветровкой. Главное, чтобы «дышала», чтобы она была без влагозащиты.

Третий пример. Куртка с капюшоном с синтетическим утеплителем, 750 грамм. Функция - главная тёплая одежда, для защиты, когда совсем холодно. Найдите дома утепленную куртку, в которой будете ходить на работу или в институт в конце ноября или в декабре. Пусть, она весит 1200 грамм, что делать..., за 750 всё равно не найдете.

Из-за всех этих замен вес личного снаряжения, по сравнению с суммарным табличным, у вас будет на 2 кг больше. Это неизбежно для начинающего туриста. Оптимизация веса личного снаряжения стоит немалых денег и осуществляется постепенно, в течение нескольких лет.

Личное снаряжение.

Ботинки

Гамаши

235

Сменная обувь (кроссовки или тапочки)

Штаны поларовые (флисовые)

Штаны капроновые ходовые

Трусы

Трусы

Футболка

165

Поларовая (флисовая) рубашка ходовая

Поларовая (флисовая) рубашка спальная

Рубашка капроновая с длинным рукавом

135

Куртка с капюшоном с синтетич. утеплителем

750

Шапочка лыжная (уши закрывающая)

Шапка от солнца

230

Туалетные принадлежности

Фляга (лавсановая бутылка)

Накидка от дождя (на человека с рюкзаком)

345

Фонарь налобник (с батарейками)

Очки солнцезащитные

Футляр с зап. солнцезащитн. и обычными очками

Крем солнцезащитный, фактор >= 30, тюбик

655

8130

2800

Приложение 5. Таблица контроля важнейших позиций личного снаряжения.

Следующая таблица заводится руководителем и обновляется по мере решения проблем с личным снаряжением участников похода. Символ + означает наличие снаряжения, К – обещание участника купить снаряжение, С – просьба выделить снаряжение из общественного фонда секции.

Рюкзак (литры)

Снегоступы

Бахилы или гамаши

К

Страх. система (верх и низ) с блокировкой

Карабины 4 шт.

Тормозное устройство (восьмерка)

Каска

Темные очки

Накидка от дождя на человека с рюкзаком

Приложение 6. Формирование походной кассы.

Походная касса обслуживается таблицей учета денежных средств, которая устроена следующим образом. Каждому участнику похода соответствует именная строка. Первый столбец содерит ФИО участников, второй столбец содержат сданные в кассу суммы денег, третий столбец фиксирует взаимные долги между участниками. Затем следуют столбцы расходов. Структура расходов может быть разной, приведенная ниже таблица взята из проекта похода по Киргизии, поэтому и расходы в ней соответствующие: затраты на авиабилеты, затраты на покупку валюты для расчета с турфирмой (за оформление погранпропусков и за трансфер), оплата трафика спутниковой связи, взнос в денежный фонд поддержки парка палаток, затраты на орграсходы (распечатывание карт, оформление маршрутной книжки и т.п.), затраты на снаряжение и медикаменты. Третий столбик с конца содержит затраты каждого участника на закупку продуктов питания, которые вносятся со знаком “+”, так как это, по-сути, дополнительные взносы. Второй столбик с конца содержит среднюю затрату участников на закупку продуктов питания, которая вносится в каждую строку со знаком “-”. В последнем столбике содержатся суммы по именным строкам. Это вклады каждого участника в 8337 рублей походной кассы.

Спутниковый телефон реально повышает безопасность походов.

В предпоследней строке стоят суммы денег в каждом столбце. Заметим, что сумма долгов должна быть всегда равна нулю. Сумма 10040 рублей под столбцом расходов на трафик спутниковой связи равна затратам команды на покупку этого трафика, а 1255 рублей – это доля каждого участника в этой сумме. Аналогично устроены и другие затратные столбцы. Наконец, суммы в столбцах по затратам на продукты питания должны совпадать по абсолютной величине и различаться знаком. Сумма 8337 в последнем столбце – это деньги в походной кассе, которые ответственный за кассу (руководитель или кассир команды) обязан в любой момент предъявить.

Наконец, в самой последней строке после слова “Касса” стоит сумма всех сумм по столбцам кроме последнего. Эта сумма обязана совпадать с количеством денег в кассе и полезна для проверки правильности оформления таблицы.

Первоначально таблица содержит только нули и постепенно заполняется по мере сдачи денег или фиксации расходов. В том виде, как она ниже представлена, таблица соответствует состоянию перед самым выездом, когда все участники декларировали свои расходы по закупке продуктов питания.

Таблица учета денежных средств (состояние кассы перед выездом в поход).

7618

-379

-1753

200000

-110672

-2400

8337

Касса:

В последний день перед выездом в поход желательно обнулить кассу. Предположим, что кассиром команды является Дима, и это он держит у себя в столе или на карточке 8337 рублей. Эту сумму он может забрать себе, при этом исправить свой взнос, заменив 25000 на 25000 – 8337 = 16663. Таблица приобретает следующий вид.

Таблица учета денежных средств с нулевой кассой.

16663

-719

-379

-1753

191663

-110672

-2400

Касса:

Теперь касса обнулилась, и числа в последнем столбце выражают взаимные долги между участниками похода.

А теперь поговорим о денежной ответственности группы перед отказниками. Предположим, что Таня и Коля, вдруг, заявляют, что в поход они не пойдут. Их авиабилеты сдаются, и те деньги, которые авиакомпания возвращает, следует вернуть Тане и Коле.

Можно ли им вернуть по 7812 рублей, которые пошли на покупку валюты для расчета с киргизской турфирмой? Если турфирма приступила к оформлению пропусков, то всё, поезд ушел, списки группы переданы в КГБ. А что с деньгами за трансфер? Машину арендовать всё равно придётся, поэтому возврат этих денег приведет к удорожанию похода для всех остальных членов команды. А это не справедливо. Если бы остальные знали, что всего их 6 человек, то они нашли бы другую турфирму с трансфером подешевле. Или вообще отказались бы от услуг турфирмы, ведь можно проложить маршрут вне погранзоны с заездом на рейсовом автобусе. Поэтому эти деньги отказникам не возвращаются.

Аналогично с покупкой трафика спутниковой связи, орграсходами и расходами на снаряжение и медикаменты. Возврат этих затрат приводит к удорожанию похода для остальных. Поэтому эти деньги тоже не возвращаются. А вот взнос в ДФППП можно отдать.

Если же отказ произошел после покупки продуктов питания, то это ужас! Отказники ставят группу в безвыходное положение. Или тащить в походе избыточно тяжелые рюкзаки, шестером съедая то, что предназначено для восьмерых. Или переделывать программу питания и отсыпать долю отказников из каждого мешочка гречки, пшенки или риса, отрезать кусочки колбасы и сыра – и всё это за пару дней до отъезда вместо того, чтобы тщательно собираться в поход. Ни о каком возврате денег после такой подлянки не может быть и речи.

Рассчитаем Таню и Колю. Предположим, что потери при возврате авиабилета составляют 1834 рубля. В столбце “Авиа” для Тани и Коли проставим -1834 рубля, а в столбце ДФППП им проставим нули. Тогда в кассе станет 32937 руб., при этом вклад Тани в кассу 11921 руб. и Коли 10547 руб., см. таблицу ниже. После возврата этих денег в кассе останется 10469 руб. Это на 2132 руб. больше чем было, и это не удивительно, потому что Таня и Коля выплатили свои долги по кассе 379 + 1753 = 2132 руб.

Таблица учета денежных средств после возврата авиабилетов Тани и Коли.

7618

-1800

32937

Касса:

Если какое-то снаряжение, например, верёвка, куплена вскладчину, то после похода это снаряжение не может быть присвоено каким-либо участником или руководителем. Такое снаряжение справедливо передать в фонд общественного снаряжения секции. Разумеется, любой участник похода вправе выкупить это снаряжение и забрать его себе, но для этого он должен раздать участникам похода их денежные доли, которые они внесли при покупке этого снаряжения вскладчину.

Приложение 7. Программа питания в походе.

Ниже представлена типичная по ассортименту и нормам потребления программа питания для летнего горного похода, который состоит из 2-х частей. Расчет проводится для команды из 8 человек. Суммарная (по всем продуктам) средне-суточная норма потребления для первой восьмидневной части равна 585 грамм на человека в день. Аналогичная норма для второй одиннадцатидневной части составила 580 грамм на человека в день. Облегчение на 5 грамм вызвано тем, что один день во второй части недоукомплектован обедом и перекусом.

Исчисление ресурсов, планирование забросок

Этап

Ресурс (дни)

Человеко-дни

1-я часть

2-я часть (заброска)

11 (1 день без обеда)

152

1.1. Класс продуктов ежедневного потребления на первые 8 дней.

1 дн.

12280

Удельн. вес

191.875

1.2. Планирование завтраков на 8 дней.

Геркулес (Экстра) (молочный)

Рис (молочный)

Гречка (молочная)

Пшено (молочная)

Молоко для каши

7200

112.5

1.3. Планирование ужинов на 8 дней.

порция

67,5

540

3240

На один раз 0.5 пакета. Всего 3 литровых пакета.

57,5

2 раза спагетти с сыром

9280

145

1.4. Планирование обедов и перекусов на 8 дней.

Вяленая гарбуша - соломка

640

Упаковка в Ашане - 80 г., всего 4 упаковки на раз.

800

По половине 50-граммового батончика каждому. Всего 16 батончиков по 50 грамм.

32,5

260

2080

По 4 пачки "Podravka" на раз.

6240

Удельный вес:

97.5

1.5. Контроль средне-суточной нормы потребления.

Ежедневные

6240

546.88

35000

1.6. Планирование добавок (585-546.875)*64 = 2440 грамм.

2440

2.1. Класс продуктов ежедневного потребления на последние 11 дней.

1 дн.

16860

Удельн. вес

191.59

2.2. Планирование завтраков на 11 дней.

Геркулес (Экстра) (молочный)

Рис (молочный)

Гречка (молочная)

Пшено (молочная)

Молоко для каши

9880

112.27

2.3. Планирование ужинов на 11 дней.

порция

67,5

540

5400

В день по 0.5 пакета. Всего 5 литровых пакетов.

Сыр на ужин

57,5

460

Один раз спагетти с сыром, второй раз спагетти с мясом.

12740

144.77

2.4. Планирование обедов и перекусов на 11-1 = 10 дней.

Вяленая гарбуша - соломка

960

Упаковка в Ашане - 80 г., всего 4 упаковки на раз.

1000

По половине 50-граммового батончика каждому. Всего 20 батончиков по 50 грамм.

32,5

260

2600

По 4 пачки "Podravka" на раз.

Удельный вес:

88.64

2.5. Контроль средне-суточной нормы потребления.

Ежедневные

88.64

537.27

47280

2.6. Планирование добавок (580-537.27)*88 = 3760 грамм.

700

3760

Приложение 8. Сводная таблица закупок продуктов питания, витаминов и топлива.

Данные из программы питания агрегируются в сводную таблицу, в которую добавляются, также, витамины, топливо и сухой спирт, если он необходим для прогрева горелок. Эта таблица представляет собой инструкцию по закупке и упаковке продуктов питания, витаминов и топлива.

Из следующей таблицы мы видим, что соль планируется купить в Москве и её надо упаковать в две пластиковые бутылки по 450 и 600 грамм. Геркулес следует паковать в отдельные мешки по 320 грамм, 2 таких мешка для первой части похода и 3 мешка для второй. Чечевицу следует паковать в мешки по 640 грамм, один такой мешок для первой части похода и два мешка для второй. И так далее...

Что касается бензина, то он покупается после перелёта на самолёте в город Ош, для него из Москвы везутся 14 пластиковых полутора-литровых бутылок: 6 из них предназначены для первой части похода и 8 - для второй. Не забывайте, что крышки у бензиновых бутылок должны быть правильными! Герметичность должна создаваться не прокладкой, которая растворяется в бензине и делает бензин не пригодным для примусов, но концентрическим рубцом на донышке крышки. Такой рубец есть, например, у крышек кока-колы.

Начинается варка самодельной тушёнки! Это будет говядина, вываренная в сале в течение нескольких часов.

Кстати, в Оше можно купить не только бензин, но и многие продукты питания такие как: соль, сахар, рис, гречка, пшено, орехи, сникерсы. Но для их закупки и упаковки потребуется лишний день. Для длительных походов это вынужденная мера, так как привозить большие грузы из Москвы может оказаться слишком дорого.

Сводная таблица закупок продуктов питания, витаминов и топлива.

Жирным шрифтом выделены те продукты, которые следует паковать по разовым порциям.

1-я часть (8 дней)

60674

89226

16100

Приложение 9. Таблица поручений по закупке и упаковке продуктов питания и их распределение по рюкзакам.

Данные из сводной таблицы закупок продуктов питания, витаминов и топлива персонифицируются и заносятся в таблицу поручений по закупке и упаковке продуктов питания и их распределение по рюкзакам.

Это Шура Гальченков. Женщины так не могут...

1. Принцип сексизма. Женщина в походе хороша, если она мало несет!

2. Принцип справедливости. Суммарный вес под каждой из колонок обязан быть примерно одинаковым отдельно для всех мужчин и отдельно для всех женщин. Видно, что вес для мужчин в первой части похода незначительно колеблется около 7700 грамм, а во второй части похода – около 10400 грамм. Аналогично у женщин.

3. Принцип изоляции бензина. Вместе с бензином допускается носить лишь те продукты, которые гарантированно не могут пропахнуть. Мы видим, что бензин носят Дима и Миша. И еще они носят в пластиковых бутылках сахар, соль и лимоны в сахаре, и в промотанных скотчем тетрапаках носят вываренное в сале мясо.

4. Принцип эксклюзивности. Взаимозаменяемые продукты не должны делиться между двумя или несколькими участниками похода. Действительно, все вечерние сладости носит Саша, все крупы на завтрак носит Андрей, все крупы на ужин носит Коля, всю гастрономию на перекусы носит Саша, а все сладости на перекусы носит Настя. Выполнение этого принципа обеспечивает равномерную разгрузку рюкзаков по мере съедания продуктов питания и выжигания топлива. Принцип эксклюзивности нарушен между Димой и Мишей по бензину, по сахару и по мясу. Поэтому им придется договариваться, кто из них достает в расход очередной пакет мяса, бутылку бензина или сахара. Естественно, что они справятся с этим без участия завхоза.

6080

4776

18140

18030

Приложение 10. Таблица распределения общественного снаряжения по рюкзакам.

Всё общественное снаряжение также делится между участниками с помощью соответствующей таблицы. Строки этой таблицы соответствуют элементам общественного снаряжения, а столбцы – участникам похода, которые это снаряжение несут в своих рюкзаках. Распределение снаряжения должно удовлетворять следующим принципам.

1. Принцип сексизма. Женщина в походе хороша, если она мало несет!

И так женщины тоже не могут!

В следующей таблице соблюдены все принципы, кроме шестого. Действительно, три связки (тройка, тройка, двойка) между двух палаток разделить невозможно.

Таблица распределения общественного снаряжения по рюкзакам.

Спальные мешки включить в состав личного снаряжения.

Палатка N1 Fox cave-4

Верёвка D9 50м. 3 шт.

Верёвка D6 50 м.

Миша

Приложение 11. Таблицы контроля веса рюкзаков.

В самолете на себе будут кроссовки, рубашка, легкие штаны… А ледоруб будет спрятан в рюкзак. Поэтому вес вне рюкзака считаем равным 1000 г. Все продукты на 2-ю часть перекладываются в 3 больших сумки, которые готовятся в заброску. Это 3 дополнительных места багажа. Вес остального груза, как видно из следующей таблицы, не превышает 30 кг, что легко распределяется между рюкзаком 23 кг и ручной кладью 10 кг. Действительно, 30 < 33 = 23 +10. При необходимости кое-что можно скинуть дамам или бензинщикам - Диме и Мише.

Контроль веса рюкзаков в самолете.

-8000

18517

29535

26535

Контроль веса рюкзаков на выходе в 1-ю часть похода.

-24000

16517

27535

27985

Контроль веса рюкзаков на выходе во 2-ю часть похода.

-24000

30275

До встречи в аэропорте!

ССЫЛКИ.

1. А. Лебедев. Планирование горных туристских маршрутов.

2. Регламент по спортивному туризму.

3. Он-лайн регистрация туристских групп в МЧС РФ.

4. Р. Акофф, Ф. Эмери. О целеустремленных системах. М., Советское Радио, 1974.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.

1. А.Лебедев. Проект горного похода 3 к.с. по Алаю в августе 2019 г.

2. А.Лебедев. Проект пешеходного похода 2 к.с. по З.Кавказу в мае 2019 г.

3. А.Лебедев. Проект горного похода 2 к.с. по Алаю в июле 2018 г.

4. А.Лебедев. Проект пешеходного похода 2 к.с. по З.Кавказу в мае 2018 г.

5. А.Лебедев. Проект горного похода 1 к.с. по З.Кавказу в мае 2017 г.

6. А.Лебедев. Проект горного похода 5 к.с. по С. Памиру в августе 2015 г.

7. А.Лебедев. Проект горного похода 1 к.с. по Аладаглару (Турция) в мае 2015 г.