ОТЧЕТ О ПОХОДЕ ВЫХОДНОГО ДНЯ 13.09.2020г.

Маршрут: пл. "Конобеево" - р. Нерская (новое русло) - Москворецкий пойменный заказник - р. Натынка (старое русло) - д. Маришкино - лес Аблово - лес Корчиха - д. Чемодурово - пл. "Трофимово".

1 Паспорт маршрута.

Поход организован Центральная Секция Туризма МАИ
Руководитель похода Ткачева Анастасия Олеговна
Дата проведения похода 13.09.2020г.
Место и время старта пл. "Конобеево", 10:15
Место и время финиша пл. "Трофимово", 17:45
Длина маршрута по карте 17.5 км
Длина маршрута в зачет 17.5 * 1.2 = 21 км

2 Список участников.

1. Анастасия Ткачева (рук.)
  2. Александра Веретенко
  21. Леонид Цыпленков

3 Карта с маршрутом.

Figure 1: Карта

4 Kml-файл для просмотра маршрута в Google Earth или в других подобных программах загружен ЗДЕСЬ.

5 План мероприятия.

Главной особенностью этого мероприятия было совмещение обычного ПВД с процессом наблюдения за птицами (birdwatching). Маршурт проходил в основном по территории Москворецкого пойменного заказника, где из-за больших водных пространств на весеннем и осеннем пролете останавливается много разных видов птиц. Так же тут обитает большое количество птиц, занесенных в Красную книгу Московской области.

План был следующий:

1. Познакомиться с новичками секции и ответить на интересующие вопросы.
  2. Посмотреть местную орнитофауну и составить чек-лист всех встреченных видов птиц после похода.
    Специально для этих целей в этот ПВД пригласили преподавателя Яну Цай из школы наблюдения за птицами "Что за птица?", которая помогала с определением птиц, рассказывала интересную информацию об их жизни и указывала на основные опознавательные признаки.
  3. Посмотреть на гнезда Хлопковской колонии серых цапель, которые расположены на вершинах сосен недалеко от д. Маришкино.
  4. Разведать тропу через лес Аблово от д. Маришкино до д. Чемодурово.

6 Краткое описание маршрута.

Основная часть группы прибыла на пл. Конобеево в 09:49. Еще несколько человек подъехали на следующей электричке в 10:05, которую мы подождали рядом с платформой. Наконец отправляемся в путь!

Первая часть маршрута проходила через Москворецкий пойменный заказник, который имеет статус особо охраняемой природной территории. К нему мы прошли по мосту через обводной канал р. Нерской (его еще называют "Конобеевский мост"). Заборов там нет - проход свободный.
Дошли до луга у истока магистрального водоотводного канала Виноградовской поймы и пошли первую запланированную радиалку. Продвигаясь по тропе вдоль воды, мы уперлись в заболоченный участок, где сделали небольшую остановку, чтобы посмотреть на парящих над водой серых и белых цапель. Затем вернулись немного назад и сделали короткий привал около красивой ивы с раскидистыми ветвями. Оттуда мы заметили парящих вдалеке ястребов-перепелятников. Немного подкрепили практику теорией, обсудив основные опознавательные признаки хищных птиц. Затем вернулись обратно на основной трек и пошли в сторону дамбы. По дороге обсуждали разные вопросы, касаемые подготовки к спортивным походам, и просто общались. По мере приближения к дамбе нам открылся вид на фосфогипсовый отвал в Воскресенске ("Белая гора", 80м), который выглядел как заснеженная гора.
Подойдя к дамбе, мы решили сделать большой привал и перекусить перед второй радиалкой. Примерно в 200м от дороги есть закрытая деревьями от ветра небольшая поляна - там мы и остановились.
Через 30-40 минут мы выдвинулись, но довольно быстро, в ~70м от поляны, мы увидели, как вода из озера переливается через дорогу, преграждая нам путь. Пришлось отказаться от дальнейшего движения по дамбе. Решили взамен этого ненадолго остановиться на ближайшем открытом берегу и посмотреть на местных обитателей озера Выпово (в это время года (осенью) можно обсуждать данные водные объекты по-отдельности, но весной, как правило, эти системы водоемов превращаются в сплошной озерный массив). Посмотрели на белых цапель, чаек, стаю чибисов.
Вернулись обратно на дорогу. Пройдя 700м от дамбы, увидели красивую обзорую точку. Оттуда открывался вид на озеро Широкое (на самом деле являющееся старым руслом р. Натынка, которое распалось на старицы). По дороге над нами пролетела скопа (занесена в Красную книгу России), на воде была видна большая стая лысух и несколько чомг. Из камышей, когда мы подошли близко к озеру, выпорхнул бекас. Живописное место! Вернувшись на дорогу и пройдя 1км, прошли по мосту через обводной канал реки Нерская ("Маришкинский мост"). В этом месте заканчивается территория заказника и начинается вторая часть нашего маршрута.

Дальше по плану у нас было посещение урочища Цапли, где можно увидеть гнезда серых цапель на вершинах сосен. Никто из нашей группы еще там не был.
Дошли до этого места через д. Маришкино (тропа в лесу проглядывалась, но шла она через бурелом).
Очень впечатляюще выглядят огромные гнезда, раскачивающиеся на верхушках сосен! Под гнездами мы обнаружили голубоватые скорлупки от яиц и немного перьев.
После этой точки Яна попрощалась с нами, т.к. хотела вернуться в Москву пораньше. Все остальные продолжили поход.
Пройдя тем же путем обратно, мы вышли на основную тропу от д. Маришкино до д. Чемодурово. Тропа в лесу довольно широкая и утоптанная - можно спокойно проехать на велосипеде и тем более пройти пешком. Часто можно встретить прогуливающихся местных жителей.
Дойдя до первого перекрестка, мы сделали привал рядом с деревянной лавочкой (лавочка прямо в лесу!). Но комары не дали нам надолго расслабиться и вскоре мы снова продолжили путь. Изначально я планировала пойти по самому короткому пути до д. Чемодурово по тропе, которая отмечена на картах OpenStreetMap и на slazav (на Яндекс.Картах эта дорога не просматривается), но на всякий случай планировала и второй вариант трека, более длинный, но который есть на большинстве карт.
Так случилось, что штурман ушёл вперед, а я задержалась ближе к концу группы, заговорившись с новичками. Тут я вижу на телефоне участника похода, что мы идём по более длинному варианту маршрута. :) Разворачиваться и идти назад уже не хотелось, к тому же по времени мы спокойно успевали на электричку, так что было решено продолжить движение. Но я отметила, что мой изначальный трек был проходим - мы видели, как по той тропе шла пара в сторону дороги (ул. Советской). Через 500м после поворота начались заболоченные участки. Так же тут начиналась территория леса Корчиха.
Здесь группа взбодрилась, маневрируя между утоптанным и вязким грунтом, но длилось это не очень долго. Стоит сказать, что с началом затяжных дождей этот участок будет довольно труднопроходим (в районе двух болот - Горелого и Торфяного). После них начинается отличный участок дороги с хорошими тропами, по одной из которых мы вышли из леса в районе Чемодуровского озера. Оттуда снова открылся вид на фосфогипсовый отвал.

Небольшими грунтовыми дорогами мы дошли до ул. Советской (там часть группы сходила в магазин), перешли дорогу и вышли к д. Трофимово. Там уже оставалось буквально пару километров до пл. Трофимово и чуть меньше часа до электрички. Как раз в это время начал накрапывать дождь и мы укрылись от него под навесом платформы.
С платформы, расположенной на возвышении, открывался красивый вид на Тужилкин лес. С заходящим солнцем мы сели в электричку и направились в сторону дома.

7 Погода.

День выдался солнечный (около +20°), но ветренный, что отчетливо ощущалось на территории заказника ввиду практически полного отсутствия естественных/искуственных преград для ветра. Когда дошли до леса, ветер перестал нас беспокоить. Дождь, который прогнозировал Windy, настиг нас уже на подходах к пл. Трофимово (как и ожидалось), но шёл недолго. При посадке на электричку уже выглядывало солнце.

8 Орнитофауна.

Виды, которые удалось встретить: Кряква, Чомга, Вяхирь, Лысуха, Чибис, Бекас, Фифи, Малая чайка, Серая цапля, Большая белая цапля, Скопа, Перепелятник, Канюк, Кобчик, Сорока, Галка, Серая ворона, Ворон, Большая синица, Деревенская ласточка, Обыкновенный скворец, Рябинник, Полевой воробей, Лесной конёк, Зяблик, Коноплянка, Щегол, Тростниковая овсянка; Larus sp., Passeriformes sp.

Более подробную информацию можно посмотреть в чек-листе.

9 Фотографии.

Figure 2: Первый радиальный выход в этом ПВД

Figure 3: Смотрим на парящих серых и белых цапель (биноклями меняемся)

Figure 4: Идём в сторону дамбы, общаемся

Figure 5: Путь закрыт!

Figure 6: Разглядываем лысух через бинокль

Figure 7: Гнезда серых цапель на соснах

Figure 8: Яйцо серой цапли

Figure 9: Группа на тропе в лесу Аблово

Figure 10: Интересный участок :) Сбоку от тропы были вот такие обширные болота

Figure 11: А вот так тропы в лесу выглядели большую часть времени

Figure 12: Лавочки в лесу Аблово и в лесу Корчиха. На них есть указатели в сторону населенных пунктов

10 Фотоальбом похода загружен ЗДЕСЬ.