ЦЕНТРАЛЬНАЯ СЕКЦИЯ ТУРИЗМА МАИ

СЛОЖНОСТИ В НАЦИОНАЛЬНОМ ПАРКЕ САМАРСКАЯ ЛУКА,

СОВЕРШЕННОМ с 01.02 по 08.02.2020

МАРШРУТ:

пос. Рождествено - сел. Выползово - сел. Подгоры - сел. Ширяево - Ширяевский овр. - овр. Чаракайка - ур. Ануровка - овр. Аскульский - овр. Волков - ур. Родниковый - ур. Львова Гора - ск. Вислый Камень - ур. Удельное - оз. Островное - оз. Орехово - оз. Бол. Островное - протока Недошивино - пос. Рождествено.

Маршрутная книжка: 1/2-104

Руководитель группы - Лебедев Александр Андреевич.

Отчет в формате pdf загружен ЗДЕСЬ.

ОГЛАВЛЕНИЕ

СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДЕ

1.1

Паспорт маршрута.

1.2

Состав группы.

1.3

Маршрут в kml-файле для просмотра программой Google Earth.

1.4

Карта с нанесенным на неё маршрутом.

1.5

Календарный график движения.

1.6

Выбор района похода.

1.7

Сотовая связь на маршруте.

1.8

Отклонения от основного варианта маршрута.

ДНЕВНИК ПОХОДА И ФОТОГРАФИИ

Клебан Андрей Владимирович

01.07.2001

МАИ, ст. 3О-114Б

1.3. Маршрут в kml-файле для просмотра программой Google Earth загружен ЗДЕСЬ.

1.4. Карта с нанесенным на неё маршрутом.

...

1.5. Календарный график движения.

Дата

ВСЕГО:

103.9

1172

Длина маршрута = 103.9 * 1.2 = 125 км.

1.6. Выбор района похода. 2020 год был крайне скуп на снег в Центральном регионе России. Отсутствие полноценных лыжных тренировок и ПВД, где будущие лыжники могли бы проверить свое снаряжение на морозе, вызывало тревогу у руководителя. Как мы сейчас поедем на Кольский, где точно есть снег и возможно будет -30C ? Ведь точно поморозимся! К моему удивлению с помощью сервиса https://www.windy.com я узнал, что в районе города Самара есть много снега. В Жигулевских горах в середине января лежало больше метра снега! Сравнительно мягкий климат тех мест, огромная великая река Волга, интересные горы с большим количеством карстовых образований буквально в один день сконденсировали план похода. При детальном изучении района оказалось, что район предполагаемого похода поделен между Жигулевским заповедником, который недоступен для туристов, и национальным парком Самарская Лука. Администрация парка пошла нам на встречу и разрешила движение с ночевками через национальный парк.

1.7. Сотовая связь на маршруте. Сотовая связь была в 1-й и 2-й дни пути. В 3-й и 4-й связи не было. Это можно связать с тем, что группа проходила глубокий Ширяевский овраг и овраг Чаракайку. В 5-й день связь появилась и была до конца похода.

1.8. Отклонения от основного варианта маршрута. При реализации намеченных планов мы допустили три отклонения от основной нитки маршрута.

Во-первых, до самого отъезда мы не знали, сможем ли перейти Волгу на лыжах. Первый осмотр реки и разговор с капитаном судна "Нептун" указал нам на недопустимость самостоятельного перехода реки. Поэтому мы были вынуждены начать и закончить поход в селе Рождествено, которое находится не более, чем в 5 км от заявленного основного варианта маршрута.

Во-вторых, в конце 4-го дня мы решили выйти из оврага Чаракайка с целью установки лагеря в лесу. К нашему удивлению в районе 4-й ночевки мы обнаружили зимник, связывающий г. Жигулёвск с селом Шелехметь. Утром 5-го дня мы решили не спускаться обратно в овраг и прошли 3 км по этому зимнику до места, где зимник сливается с треком основного варианта маршрута.

В-третьих, сложная ледовая обстановка, множественные полыньи заставили нас отказаться от спуска в село Винновка с последующим движениенм по льду Волги и прибегнуть к заявленному запасному варианту с обходом Винновки по отрезку Волков овраг - с. Шелехметь.

2. ДНЕВНИК ПОХОДА И ФОТОГРАФИИ.

01.02.2020. Приехали на поезде в Самару в 11:32, см. фото 1. Снег есть! Еще утром в поезде, во время движения вдоль Волжского берега, я отмечал многочисленные промоины. И чем ближе Самара, тем четче становилось понимание невозможности перехода Волги на лыжах. Макс с Сашей нашли адрес и телефон речного вокзала, от которого на судне на воздушной подушке можно было долететь до села Рождествено. На речном вокзале возле кассы стояла большая очередь из желающих добраться до Рождествено. Билеты продавали только тогда, когда очередное судно причаливало к берегу. Своей очереди мы ждали около 1-2 часов. Рев пропеллера, снежная пыль в лицо! Огромный Нептун залез на берег, а через несколько минут мы залезли в Нептун, см. фото 2. Поехали или полетели? Первые минуты движения были очень плавными и больше похожими на полет. Вместо ожидаемого прямого движения на противоположный берег судно ехало в паре сотен метрах от городской набережной вниз по реке. Оказывается прямой путь на Рождествено закрыт большими торосами! Позже еще интересней. Неожиданно судно соскочило со льда на открытую воду. Как много открытой воды! Её не было видно с городской набережной. Скорость движения упала с 50 км/ч до 30. Пролетев и проплыв около 17 км, мы оказались в селе Рождествено.

Ф.1. Группа на платформе в Самаре.

Ф.2. Судно на воздушной подушке Нептун, которое отвезло нас в Рождествено.

В Рождествено мы оплатили пребывание в национальном парке (480 руб. с человека), переобулись, см. фото 3, надели лыжи. Поход начался!

Температура была около -1C. Снег глубокий, по целине передвигаться сложно, снегоходных следов в сторону села Подгоры мы не обнаружили. Решили идти в колее от широкого колеса классическим ходом по дороге из Рождествено в Подгоры, см. фото 4. В Подгорах мы планировали остановиться во дворе у лесника, и потому спустившаяся темнота нисколько не тревожила нас. Дошли до стоянки, пообщались с лесником, нашли дрова в кладовке и поставили лагерь, см. фото 5. Растопили первый раз титановую печку. Попутно, пока ставили лагерь, с крыши навеса сошла значительная лавина, похоронив часть вещей.

Ф.3. Переобуваемся.

Ф.4. Идем по дороге в Подгоры.

Ф.5. Первая ночь. Поставили лагерь в огороде лесника.

02.02.2020. В этот день нам предстояло перейти через перевал, разделяющий село Подгоры и село Ширяево. На перевал поднимались в тумане по снегоходному следу. Первые 7 км шли по открытому участку, см. фото 6. Затем на границе при входе в лес снегоходный след развернулся обратно. Пришлось тропить целину. Скорость значительно упала, а надежда с ветерком съехать вниз в Ширяево с каждым метром таяла. За очередным поворотом увидели мужчину с женщиной, а рядом снегоход, который они толкали вверх нам навстречу. Они очень нам обрадовались и спросили, а много ли еще целины впереди? А мы обрадовались им, поскольку теперь знали, что до Ширяево спускается след снегохода. С перевала спускались с ветерком целых 3-4 км.

Ф.6. Подходим к перевалу к Ширяево.

Ф.7. В лесу на перевале к Ширяево.

Ф.8. Макс подбивает отвалившейся подпятник.

Распределение числа падений у участников за время спуска было крайне неоднородным. Например Макс ни разу не упал. Руководитель упал раза 2-3, а число падений Алины сосчитать не представлялось возможным. Но спуск был безопасным, см. фото 9, и грех на таком спуске не падать.

Ф.9. Последние сотни метров спуска с перевала.

Ф.10. Привал после спуска в Ширяево.

Ф.11. В поисках места для лагеря.

Заночевали на открытом пространстве на окраине села Ширяево по совету местного лесника, см. фото 12. Совет оказался плохим, поскольку было ветрено, но дровами лесник нас снабдил. Еще он попросил денег за пребывание в национальном парке. Пришлось показывать квитанции.

Ф.12. Ночевка на окраине с. Ширяево.

03.02.2020. По Ширяевскому оврагу поднимаемся по снегоходному следу. Лыжи едут плохо. Идет мокрый, состоящий из крупных комьев снег, см. фото 13. Несмотря на непогоду, любуемся живописной долиной Ширяевского оврага с многочисленными поворотами. Возникает четкое ощущение нахождения в горах, хоть и небольших, см. фото 14. В лиственных лесах по мере продвижения вперед появляется все больше сосен. Снег очень густой, застревает в ветках, падает за шиворот, падает везде. Очень красиво, но мокро, см. фото 15.

Ф.13. Сильный снегопад на 2-ой день похода.

Ф.14. Горы Ширяевского оврага.

Ф.15. Снежная сказка. Но мокро!

Перекус делаем в небольшой пещере Медвежий грот, см. фото 16. Она расположилась в скальном выступе на правом склоне на высоте 20-30 метров от дна долины, см. фото 17. Вскарабкались туда без лыж. Алина идет в пуховке и уже полностью ее промочила. На ночлег встали на краю живописной поляны недалеко от сушины, которая нас будет греть всю ночь. В эту ночь нам повезло с дровами. Удалось высушить все вещи, которые вымокли в этот день.

Ф.16. Перекус в пещере Медвежий грот.

Ф.17. Пещера Медвежий грот.

Ф.18-19. Идем к ночлегу в сказочном снегопаде.

Ф.20. Долина расширилась.

04.02.2020. Ночью немного подморозило и утром лыжи ехали отлично. С каждым часом температура опускалась. Распогодилось, появилось солнце. Еще под конец 3-го дня мы вышли на широкий участок долины и теперь шли по широкой долине, см. фото 21.

Ф.21. Утром 4-го походного дня.

Ф.22. Кардон Чарокайка.

Ф.23. Пересекаем ЛЭП у кордона.

Ф.24. Наш медик Евгения Борохович.

Вскоре после кардона Чарокайка долина изменила профиль. Появились многочисленные поперечные овраги, см. фото 25. Они не оставляли возможности идти по снегоходному следу, легко взмывающему вверх, после очередного крутого спуска в поперечный овраг. Было принято решение уйти со следа и двигаться по дну центрального оврага. Вскоре мы опять встали на след снегохода, где обнаружили живых насекомых, которые реагировали на штык лыжной палки, см. фото 26. Позже выяснилось, что насекомые были всюду на протяжении километров. Наверное их выдуло ветром из березового леса в оттепель и сейчас прихватило морозом.

Ф.25. Верховья Ширяевского оврага после кардона Чарокайка.

Ф.26. Фотография живого комара при -3° C.

Во второй половине дня нам порядком надоело ходить по оврагу, см. фото 27, и мы решили подняться в лиственный лес на юг (сосновые леса закончились) и посмотреть просеку, которая шла попутно нашему исходному маршруту, см. фото 34. Вышли на просеку, а там зимник, см. фото 36. Прошли по нему 600 метров и встали чуть ниже дороги на ночевку. Ночью хорошо топили печь, было тепло.

Ф.27. Блуждаем в овраге Чарокайка.

Ф.28. В верховьях оврага Чарокайка.

Ф.29. Идем бодро.

Ф.30. Погода наладилась! Красота!

Ф.31. Наш завхоз Алина Карпова.

Ф.32. Наш руководитель Александр Лебедев.

Ф.33. Александр Пименов.

Ф.34. Поднимаемся из оврага к просеке.

Ф.35. Лыжный снаряженец, слесарь, механик Максим Василец.

Ф.36. По просеке идет укатанный зимник Жигулевск — Шелехметь.

05.02.2020. Прошли по зимнику 3 км и свернули на юг, где по целине, покрытой твердым слоем наста, доехали до урочища Ануровка, см. фото 37. Там лес разошелся и открылся вид на пологий склон (поле), спускающийся в Аскульский овраг, см. фото 38. Разрезая кантами твердый наст, мы летели вниз, огибая карстовые ямы на пути, см. фото 39. Подъехав к оврагу, особо продвинутые лыжники потренировали технику горнолыжного спуска через небольшой поперечный овраг. Скольжение позволяло практически не теряя энергии залететь с одной стенки оврага на другую.

Ф.37. На привале у урочища Ануровка.

Ф.38. Спуск в Аскульский овраг.

Ф.39. Впереди карстовая яма.

По дну оврага доехали до газопровода, где свернули наверх в лес, см. фото 40. В лесу лыжи опять стали тонуть в снегу, наст перестал держать, скорость передвижения упала, см. фото 41. Но при подъезде к Волкову оврагу наст опять стал крепкий и подарил головокружительный спуск, см. фото 43. На ночевку встали в лесу в 50 метрах от урочища Родниковый. Была лунная ночь, кричала неясыть, см. фото 44.

Ф.40. Идем вдоль газопровода.

Ф.41. Опять лыжи тонут!

Ф.42. Волков овраг.

Ф.43. Начало спуска в Волков овраг.

Ф.44. Лунная ночь.

06.02.2020. Через урочище Родниковый проходит тот самый зимник, по которому мы шли утром 5-го дня. Мы вышли на этот зимник и по обледенелой дороге пролетели вниз 5.5 км в сторону горы Львова, сбросив 160 м по высоте, см. фото 46. После свернули на юго-запад вниз на лед Змеиного затона, см. фото 48. Там встретили местного лыжника из села Шелехметь. По его словам все местные протоки крепко скованы льдом и провалиться шансов никаких нет. Но на всякий случай у нас была выпущена веревка. Солнце хорошо прогревало скалистый южный берег. Было довольно тепло.

Ф.45. Вниз по зимнику в сторону Шелехметь.

Ф.46. Впереди крутой спуск!

Ф.47. На спуске в лесу Саша сломал палку.

Ф.48. На льду Змеиного затона.

У скалы Вислый Камень, см. фото 49, мы встали на обед. После обеда мы залезли без лыж на скалу. Первые несколько серпантинов мы шли по кабаней тропе, которая поднималась зигзагами на хребет. По ней мы зашли выше скального пояса. Но кабанам панорамный вид со скалы был совсем неинтересен, поэтому нам пришлось сойти с тропы на целину и пройти последние 20 метров вверх по склону по пояс в снегу. Пригодилась лавинная лопата, которой мы прорыли траншею на гребень хребта. По гребню мы спустились на скалу Вислый Камень, см. фото 50. Со скалы открылся живописный панорамный вид на Волгу, см. фото 51 и фото 52. Небо и солнце отражалось в огромных полыньях за протокой Змеиного затона. Вдалеке в дымке (17 км) виднелись трубы завода в городе Новокуйбышевск. А слева можно было разглядеть г. Самару.

Ф.49. Скала Вислый Камень.

Ф.50. Спуск по гребню хребта на скалу Вислый Камень.

Ф.51. На скале Вислый Камень.

Ф.52. Волжские просторы.

После Вислого Камня и до самого окончания похода характер рельефа кардинально изменился. Теперь главным препятствием были не склоны, а многочисленные лабиринты проток, поросших порой столь густым ивовым кустарником, что и метра вглубь не пройти. Вечером мы шли по Шелехметовской протоке. Очень красиво освещался солнцем рогоз. Его соцветия-початки разлетались пухом от прикосновения. Встали на ночь между Трехбратным и Белужьем озером. Заготовщики дров - Макс и Саша - съездили коньковым ходом на спортивных лыжах в село Шелехметь и привезли к чаю раскрошенный кекс. Очень здорово съесть в походе что-то, не входящее в ежедневное меню. В отсутствие дровозаготовителей, дефицит дров пытался пополнить Андрей К., но без сноровки получившегося запаса едва хватило на 4-5 часов. Дров в этот вечер было совсем немного и ночью в мороз -10° C у нас была холодная ночевка.

07.02.2020. Весь день плутаем по лабиринтам проток великой реки. Посмотрели огромные деревья на берегу озера Островное, см. фото 53. В центре озера действительно есть остров, который мы объехали с севера. Затем уперлись в густой на вид лес, который оказался вполне проходимым. А после вышли на озеро Ореховое, где уперлись в густые заросли ивника. Количество пройденных лабиринтов и препятствий в этот день не перечислить. Лучше всего наше движение характеризует трек, в котором отражены наши плутания, выезды на разведку и зигзаги пройденных проток. На ночевку встали за Большеямным озером.

Ф.53. Лес на берегу оз. Островное.

08.02.2020. Через 1.2 км от места ночевки мы вышли на протоку Недошивино, по которой доехали до села Рождествено. В Самару долетели/доплыли на судне на воздушной подушке с названием Нептун.