ЦЕНТРАЛЬНАЯ СЕКЦИЯ ТУРИЗМА МАИ

ОТЧЕТ О ЛЫЖНОМ ПОХОДЕ 1-й к.с. ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ,

СОВЕРШЕННОМ с 30.01 по 04.02.2021

МАРШРУТ:

пос. Эммаус - р. Волга - пос. Эммаус - г. Тверь - с. Каблуково - пос. Орша - оз. Светлое - оз. Щучье - оз. Глубокое - оз. Великое - с. Быково - р. Созь - Иваньковское вдхр. - г. Конаково.

Маршрутная книжка: 1/2-109

Руководитель группы - Лебедев Андрей Александрович.

Отчет в формате pdf загружен ЗДЕСЬ.

Фотоальбом похода размещен по ЭТОЙ ССЫЛКЕ.

ОГЛАВЛЕНИЕ

СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДЕ

1.1

Паспорт маршрута.

1.2

Состав группы.

1.3

Маршрут в kml-файле для просмотра программой Google Earth.

1.4

Карта с нанесенным на неё маршрутом.

1.5

Календарный график движения.

1.6

Погода в походе.

1.7

Особенности построения маршрута.

1.8

Отклонения от заявленного маршрута.

1.9

Режим дня на маршруте и биваке.

1.10

Выводы.

ФОТОГРАФИИ И КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

2.1

День первый. Неудача с переправой.

2.2

День второй. По лесам к болоту Оршинский мох.

2.3

Несколько слов о бивачной жизни.

2.4

День третий. По болотам и озерам.

2.5

День четвертый. Озеро Великое, выход из болота.

2.6

День пятый. По лесам к реке Созь.

2.7

День шестой. По льду в Конаково.

ПРОЕКТ ПОХОДА

ССЫЛКИ

1. СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДЕ

1.1. Паспорт маршрута.

Район путешествия

Тверская обл. (район болота Оршинский мох)

Вид туризма

Мохначева Арина Александровна

14.08.2003

МАИ, студент 8О-112Б

1.3. Маршрут в kml-файле для просмотра программой Google Earth загружен ЗДЕСЬ.

1.4. Карта с нанесенным на неё маршрутом. Коричневая линия - заявленный путь, зелёная линия - трек группы Петрова [1], красная линия - пройденный путь.

1.5. Календарный график движения

Примечание: В столбце "Lз " прописан пройденный (согласно карте) путь в зачет. В столбце "Lф " прописан фактически пройденный путь.

Дата

N

Наименование участка пути

Lз [км]

Lф [км]

30.01

Переезд из Москва через Тверь в Эммаус + рад. на лыжах на южн. берег Волги + переезд из Эммауса через Тверь на сев. берег Волги к д. Каблуково + переход к 1-й ночевке в лесу к северо-западу от д. Каблуково.

5.31

9.15

31.01

п.т.- пос. Орша - лес к востоку от д. Ширяево.

14.9

ВСЕГО:

91.65

96.05

Длина маршрута = 91.65 * 1.2 = 110 км.

1.6. Погода в походе. Снежная и ледовая обстановка. Весь поход проходил при умеренных морозах. Днём от -7 до -12 град. Лишь в ясную ночь после 4-го дня температура воздуха опустилась до -20 град. Днем часто было пасмурно, с прояснениями, иногда шел небольшой снег.

Поход проходил после оттепели, которая длилась чуть больше недели. В результате образовался плотный наст, который не проваливался, но к нашему приезду уже был присыпан 15-ти или 20-ти сантиметровым слоем пухлого снега. В результате, даже на целине тропёжка была не тяжелой.

До оттепели стояли сильные морозы, толщина льда на озерах достигала 25 см. Столь же надёжный лёд был на Иваньковском водохранилище и на подпруженной реке Созь. Однако на Волге ниже Твери лёд был размыт по середине реки. Возможно, на это повлияло быстрое течение теплой воды во время оттепели. Дополнительно вода могла нагреваться сбросами из тверской ТЭЦ. В результате мы не смогли переправиться через Волгу на старте маршрута около пос. Эммаус.

1.7. Особенности построения маршрута. При построении маршрута была использована база GPS-треков. В https://nakarte.me/ мы включили опцию «OpenStreetMap GPS traces». В результате на карте высветились пройденные кем-то треки. Это позволило оценить проходимость участков пути в лесах и болотах. Так была спланирована первая половина маршрута от пос. Эммаус до озера Великое. Еще мы использовали отчет группы Алексея Петрова [1], который помог нам спланировать вторую половину маршрута от озера Великое до Конаково.

Возможно, что мы перестраховались при оценке проходимости участков пути. В результате большая часть маршрута пролегала по дорогам и буранкам. Следствием этого стало опережение календарного графика (на один день) и досрочное завершение похода.

1.8. Отклонения от заявленного маршрута. В походе были допущены 3 отклонения от заранее запланированного маршрута.

Во-первых, мы не смогли переправиться через Волгу в начале маршрута и были вынуждены переехать через Тверь на северный берег реки, где встали на маршрут. При постановке на учет в МЧС мы интересовались ледовой обстановкой на Волге, но не услышали от спасателей ничего плохого. Возможно, лед на реке размыло в оттепель уже после этого разговора с сотрудниками МЧС.

Во-вторых, при выходе на озеро Великое мы обогнули Остров с севера, а запланировано было проехать мимо Острова с юга. Мы надеялись немножко увеличить длину маршрута, срезанного в результате неудачной переправы, и увидеть чуть побольше, воспользовавшись тем, что сильно опережаем график. В результате мы вышли на озера Великое в 2-х км севернее запланированной точки. Наше отклонение от нитки маршрута нигде не превосходило 2-х км.

В-третьих, при выходе с озера Великое мы встали на трек группы Алексея Петрова [1] и поехали по зимнику в деревню Быково, в то время как запланированный маршрут в этом месте шел по целине через болото к озеру Песочное. Путь по зимнику в Быково был заявлен в качестве пути эвакуации. После Быково мы продолжили движение по треку группы Петрова и на протяжении 5 км шли на юг через лес параллельно запланированному маршруту в километре восточнее от него.

1.9. Режим дня на маршруте и биваке. Каждое утро мы выходили на маршрут в диапазоне от 8.30 до 9.00. Между 45-минутными переходами вставали на 15-минутные привалы. Через 4 или 5 переходов останавливались на перекус. На ночевку останавливались в диапазоне от 15.30 до 16.30. Таким образом, в день мы успевали пройти около 7 переходов или чуть больше. После установки палатки, монтажа печки и начальной заготовки дров устраивали второй перекус с чаем. Ближе к вечеру ужинали, отбой в 21.30. После отбоя дежурили, сменяя друг друга, по полтора часа, поддерживая огонь в печи. Через 5 дежурств в 5.00 вставал кашевар и готовил завтрак к общему подъёму группы в 6.00. Продуктовая раскладка была 600-граммовой (точнее, 592 г.).

1.10. Выводы. Группа посетила уникальный природный комплекс Оршинский мох, где можно насладиться зимними карельскими пейзажами в 140 км от Москвы!

- Несмотря на малую населенность, в районе болота Оршинский мох много дорог, работают зимники, часто встречаются свежие следы снегоходов. Это располагает к быстрому передвижению на лыжах.

- В болоте Оршинский мох сушины (сухие стоячие ели, сосны или осины) встречаются значительно чаще, чем можно предположить, разглядывая карты и космические снимки. Поэтому мест для ночевок достаточно много и они не исчерпываются обозначенными на карте лесами.

- Ледовая обстановка на Волге ниже Твери вплоть до Юрьевского (ниже мы не смотрели) очень нестабильна, лучше не планировать переправы через Волгу в этом районе и начинать походы сразу с северного берега Волги. Напротив, лед на Иваньковском водохранилище близ Конаково, а также на подпруженной р. Созь столь же надёжен, как на озёрах. Поэтому финиш в Конаково можно вполне планировать при наличии морозной зимы.

2. ФОТОГРАФИИ И КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

3. ПРОЕКТ ПОХОДА

4. ССЫЛКИ

1. А. Петров. Отчет о лыжном путешествии по Тверской области, 2008 г.