3. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА. ВТОРАЯ ЧАСТЬ.

3.1. Перевал Скобелева Западный (4655, 2А) расположен в Алайском хребте западнее пика Скобелева (5051). Перевал ориентирован с юга на север и соединяет ледник 89 в истоках р. Кёкджар (на юге) с ледником № 307 в системе ледника Кумтор (на севере). Номера ледников соответствуют каталогам [7 и 2]. Координаты перевала: 39° 47.240'N 72° 36.245'E 4655 H. Перевал впервые пройден в 2002 г. группой туристов МАИ под руководством О.Г. Иваненкова [8].

Уточним, что прежде чем увезти в Ош участников похода 2-й категории сложности, микроавтобус подбросил участников похода 3-й категории сложности на 6 км вверх по долине р. Кашкасу. В точке 39° 41.239'N 72° 39.634'E 2945 H мы вылезли из машины и далее пошли пешком по правому берегу р. Кашкасу.

Ф.71. Участники похода 3-й категории сложности на старте второй части маршрута.

Хорошая тропа правого берега р. Кашкасу спускается к броду через р. Кёкджар (правый приток р. Кашкасу). Перед спуском мы оторвались от тропы и по лугам террасы правого берега р. Кёкджар, а затем по коровьей тропе достигли точки 39° 44.807'N 72° 38.893'E 3540 H на правом берегу р. Кёкджар, где встали лагерем на ночлег.

Утром 31.07.2021 выяснилось, что заболел Вася Покровский. В этот день мы прошли менее 3-х километров и встали лагерем в точке 39° 44.798'N 72° 37.108'E 3865 H около поворота р. Кёкджар на север к её истокам около пика Скобелева. Температуру сбивали анальгином, а для сна и снятия воспаленного состояния давали димедрол.

Утром 01.08.2021 больной почувствовал себя здоровым, и мы выдвинулись к пер. Скобелева Западный. Дважды перебродив р. Кёкджар, мы взобрались на террасу её правого берега. Путь по террасе привел к осыпному прижиму, после траверса которого мы вошли в широкую долину, см. фото 72. Далее шли вдоль реки, в основном, по её левому берегу. За моренным валом находится озеро 4375, на берегу которого можно поставить лагерь. На моренный вал поднимались по самому правому (по-ходу) осыпному желобу, см. фото 73, так как в нём камни крупнее и они лежат более устойчиво.

Ф.72. Верховья р.Кёкджар.

Ф.73. Подъём на моренный вал к озеру 4375.

За озером пологий выход на ледник № 89. По этому леднику мы подошли почти к самому перевалу и заночевали в точке 39° 47.072'N 72° 36.254'E 4575 H, см. фото 74. В 100 метрах от лагеря в сторону правого борта ледника мы нашли засыпанное снегом озеро. Вода была под снегом на глубине около 30-40 см. Пришлось лопатой выкопать колодец. Вечером и ночью, шел небольшой снег.

Ф.74. Лагерь 4575.

Утром 02.08.2021 погода наладилась, на юге открылся вид на пик Ленина, см. фото 75. На севере солнце осветило наш предстоящий перевал и пик Собелева (5051), см. фото 76.

Ф.75.Вид из лагеря 4575 на пики Ленина (7134) и Дзержинского (6717).

Ф.76. Перевал Скобелева Западный (4655, 2А) и западная вершина пика Скобелева.

Подъём на пер. Скобелева Западный осуществляется по скалам, см. фото 77, 78 и 79. До точки, где удается повесить петлю за надежный выступ, см. фото 80, короткий участок перил по скалам средней сложности (осторожно, зацепки ненадёжны). Выше точки одна веревка перил по простым скалам (всё идется, в основном, пешком). Спуск с перевала пологий и проходит по закрытому леднику № 307, см. фото 82.

Ф.77. Южный склон пер. Скобелева Западный.

Ф.78. Путь по скалам на пер. Скобелева Западный. Фото 2007 г. [9].

Ф.79. Вид от точки крепления первой верёвки вниз, к подножию перевала.

Ф.80. Точка крепления первой верёвки. Красной линией отмечен дальнейший путь подъёма на перевал Скобелева Западный.

Ф.81. Группа на пер. Скобелева Западный.

Ф.82. Вид с севера (с ледника № 307) на пер. Скобелева Западный.

3.2. Перевал Скобелева Связной (4700, 1Б, п.п.) расположен в северо-западном отроге западной вершины пика Скобелева, ориентирован с юго-запада на северо-восток и соединяет верховья ледника № 307 (на юго-западе) с центральной частью ледника № 308 (на северо-востоке). Перевал позволяет обойти ледопад в нижней части ледника № 307 на пути от перевала Скобелева Западный к перевалам Рототаева или Скобелева. Координаты седловины: 39° 47.755'N 72° 36.320'E 4700 H.

К перевалу с ледника № 307 ведёт заснеженный осыпной кулуар, см. фото 83.

Ф.83. Вид на пер. Скобелева Связной с ледника № 307.

Ф.84. Группа на пер. Скобелева Связной.

Спуск с пер. Скобелева Связной начался с траверса ледово-снежного склона к месту обхода разлома, расположенного посередине склона, см. фото 85. Было бы оптимальнее от седловины перевала подняться по гребню до выступающей на гребне скалы и затем спуститься к месту обхода разлома напрямую, без траверса. Однако спуск проходил в облачную погоду, снежные склоны «сливались», не было контрастности, поэтому было трудно оценить крутизну склонов и выбрать оптимальный вариант. Сначала нам показалось, что справа по ходу (на фото слева) склон пологий. А когда подошли поняли, что лучше траверсом уходить по-ходу влево в обход разлома. Доски на траверсе не было, ступени формировались легко и уверенно, однако вних из под ног уходили «улитки». Тем не менее, до лавиноопасного состояния склон не дошел.

Ф.85. Спуск с пер. Скобелева Связной на северо-восток.

Ф.86. Северо-восточный склон пер. Скобелева Связной. Фото 2019 г. [4].

Спустившись на ледник № 308, мы встали лагерем около озера. Координаты лагеря: 39° 48.123'N 72° 36.478'E 4450 H, см. фото 87 и 88.

Ф.87. Лагерь 4450 на леднике № 308.

Ф.88. Озеро около лагеря 4450 и наш дальнейший путь к пер. Скобелева.

3.3. Перевал Скобелева (4810, 2А) расположен в северном отроге пика Скобелева между пиком Скобелева на юге и вершиной 4892 (пер. Скобелева-Рототаева) на севере. Перевал ориентирован с запада на восток и соединяет ледник № 308 в истоках р. Кумтор (правый приток Восточного Кичик-Алая) [2] с ледником № 92 в истоках р. Кашкасу (правый приток Кызылсу) [7]. Перевал имеет две седловины, разделенные скальным жандармом. Координаты северной седловины: 39° 48.005'N 72° 37.165'E 4810 H. Перевал впервые пройден группой под руководством Андрея Лебедева в 1998 г. [10].

Утром 03.08.2021 мы покинули лагерь 4450, пересекли ледник № 308 к его правому борту и вдоль этого борта в обход ледопала поднялись в верхний цирк ледника, см. фото 89. К перевалу поднимается снежно-ледовый склон средней крутизной 32 град. На этом склоне сформировались снежные доски. Мы провели тест - откопали столбик и обрушили на нем шапочку из доски. Результат не понравился. Тогда мы начали прижиматься к осыпным островам в левой (по-ходу) части склона, см. фото 89. Ступени формировали в неглубоком снегу рядом с выступающими камнями. Шли в связках одновременно. В одном месте при переходе от одного осыпного острова к другому, шли по очереди, соблюдая дистанцию и попеременно страхуя друг друга.

Ф.89. Верхний цирк ледника № 308, перевал Скобелева и пик Скобелева (5051).

Ф.90. Пик Скобелева и пер. Седло Скобелева.

Ф.91.Вид с пер. Скобелева на пик Скобелева.

Ф.92. Вид с пер. Скобелева на восток, на ледник № 92.

Ф.93. Группа на пер. Скобелева.

Наконец, мы взошли на северную седловину пер. Скобелева. Погода была солнечной, но с северо-запада шла тяжелая грозовая туча. Согласно основному варианту маршруты, мы должны были лезть на вершину 4892, то есть, на перевал Скобелева-Рототаева, см. фото 94. Мы прошли около 50 метров в сторону вершины и повернули обратно. Дело в том, что в районе гребня было слишком много натёчного льда, который чередовался с участками лазания по скалам. Быстро такой рельеф не пройти, а сверкающая молниями туча всё приближалась и приближалась. В итоге было принято решение спуститься с перевала Скобелева на восток, на ледник № 92.

С перевала на восток, над весьма крутым (около 40-45 град.) снежным склоном нависает карниз. Около скал вершины 4892, см. фото 94, с карниза имеется спуск без нависания. Ниже карниза мы закрепили на ледорубе одну веревку перил, которой хватило до выхода на осыпь, см. фото 95. Последний аккуратно спустился в три такта.

Ф.94. Группа на пер. Скобелева. Вид на север в сторону вершины 4892.

Ф.95. Восточный склон пер. Скобелева.

Небо уже затянуло облаками, когда мы спустились на ледник, см. фото 95. А дальше началось светопредставление! Удары молний и раскаты грома происходили каждую секунду, это была непрерывная канонада. Мы шли по леднику в связках одновременно и почувствовали, как током жгутся пряжки страховочных систем. Ото всех заострённых металлических предметов исходил треск. У кого-то затрещали даже винтики в очках. Первые две связки успели убежать в левый карман ледника. Последняя связка распласталась на льду.

После грозы мы продолжили спуск про левому карману ледника, потом по осыпи левой морены обошли крутую часть ледника и достигли в точке 39° 47.131'N 72° 38.177'E 4355 H плоской галечной поймы под языком ледника. Затем мы повернули налево, пересекли морену и в точке 39° 47.203'N 72° 38.633'E 4200 H спустились в карман левой морены. Полукилометровый спуск по карману привел на террасу левого берега р. Кашкасу. Далее шли по террасам и, миновав устье правого притока р. Кашкасу, спустились к реке и встали лагерем в точке 39° 46.641'N 72° 39.218'E 4005 H. Как только поставили палатки, опять началась гроза.

Утром 04.08.2021 мы продолжили спуск по террасам левого берега р. Кашкасу, см. фото 96 и 97.

Ф.96. Подъём из лагеря 4005 на террасу левого берега р. Кашкасу.

Ф.97. Впереди перед склоном пер. Каракабак угадывается поворот долины на юг.

3.4. Перевал Каракабак (3975, 1А) расположен в южном отроге Алайского хребта между вершинами 4515 на севере и 4379 на юге, ориентирован с востока на запад и соединяет ущелье р. Каракабак на востоке с долиной р. Кашкасу на западе. Координаты перевала: H 3975 м СШ 39º 45.357' ВД 72º 41.252'. Перевал впервые пройден спортивной группой под руководством Лебедева А.А. в 2017 г. [1].

Миновав поворот долины р. Кашкасу на юг, мы увидели мощный родник, см. фото 98. В этом месте мы покинули дно долины, см. фото 98 и 99, и начали подъем траверсом левого борта на седло выше родника. С этого седла мы траверсировали травянистые склоны и вышли к ручью, спускающемуся с пер. Каракабак, см. фото 100.

Ф.98. Родник и начало подъёма из долины р. Кашкасу к перевалу Каракабак.

Ф.99. Вид с седла выше родника на долину р. Кашкасу, на поворот реки с востока на юг.

Подъём на пер. Каракабак сначала проходит вдоль ручья, а выше точки 39° 45.198'N 72° 40.967'E 3825 H целесообразно подняться на правый борт долины, по которому к перевалу серпантином поднимается ячья тропа.

Ф.100. Вид с запада на пер. Каракабак. Фото 2017 г. [1].

Ф.101. Группа на пер. Каракабак на фоне долины р. Кёкджар.

Спуск с перевала проходит по весьма крутому кулуару между травянистым (справа) и осыпным (слева) склонами. К сожалению, осыпь слева от кулуара не мелкая и неудобна для спуска. Достигнув дна ущелья, мы повернули на юг и пошли вдоль р. Каракабак. Возможно мы были первой спортивной группой, которая прошла эту очень красивую и безлюдную долину до выхода на шоссе.

Ф.102.Восточный склон пер. Каракабак. Фото 2017 г. [1].

В верхней части долины мы шли по галечной пойме, периодически бродили и меняли берега. Тропа здесь еле заметна. Перед уходом речки в каньон, мы в точке 39° 44.140'N 72° 41.813'E 3295 H поднялись на правый борт долины и по очевидной тропе обошли каньон. Ниже каньона тропа идёт сначала по заболоченному правому берегу, потом переходит вброд на сухой левый берег и, наконец, после брода на правый берег подходит в точке 39° 43.144'N 72° 41.454'E 3115 H к началу грунтовой дороги. По этой дороге мы прошли около 4-х километров и встали лагерем на правом берегу реки в точке 39° 41.246'N 72° 41.131'E 2975 H, см. фото 103.

Ф.103. Лагерь 2975 в долине р. Каракабак.

Ф.104. Впереди Алайская долина.

Утром 05.08.2021 мы прошли по грунтовой дороге чуть менее 5 км до автотрассы в Алайской долине, сели в заказной микроавтобус и уехали в г. Ош.