ЦЕНТРАЛЬНАЯ СЕКЦИЯ ТУРИЗМА МАИ

ОТЧЕТ О ЛЫЖНОМ ПОХОДЕ 1-й к.с. ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ,

СОВЕРШЕННОМ с 30.01. по 05.02.2023

МАРШРУТ:

с. Беле-Кушальское - дер. Романово - оз. Глухое - оз. Красенькое - оз. Светлое - оз. Щучье - оз. Либевец - оз. Белое - оз. Глубокое - оз. Тотное - оз. Великое - дер. Быково - дер. Ильино - дер. Марьино - дер. Харитоново - дер. Перетрусово - Иваньковское вдхр. - г. Дубна.

Маршрутная книжка: 1/2-108

Руководитель группы - Артемьев Дмитрий Иванович.

Отчет в формате pdf загружен ЗДЕСЬ.

Фотоальбом похода размещен по ЭТОЙ ССЫЛКЕ.

ОГЛАВЛЕНИЕ

СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДЕ

1.1

Паспорт маршрута.

1.2

Состав группы.

1.3

Маршрут в kml-файле для просмотра программой Google Earth.

1.4

Карта с нанесенным на неё маршрутом.

1.5

Календарный график движения.

1.6

Идея похода.

1.7

Погода в походе. Снежная и ледовая обстановка.

1.8

Отклонения от заявленного маршрута.

1.9

Режим дня на маршруте и биваке.

1.10

Безопасность.

1.11

Выводы.

ФОТОГРАФИИ И КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

2.1

День первый. Подход к болоту Оршинский Мох.

2.2

День второй. Подход к озеру Светлое.

2.3

День третий. Переход от озера Светлое к озеру Великое.

2.4

День четвертый. Выход с болота Оршинский Мох в деревню Быково.

2.5

День пятый. Пересечение первого леса. Выход к деревне Харитоново.

2.6

День шестой. Пересечение второго леса. Выход на Иваньковское водохранилище.

2.7

День седьмой. Выход в город Дубна.

ССЫЛКИ

1. СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДЕ

1.1. Паспорт маршрута.

Район путешествия

Тверская обл. (район болота Оршинский Мох)

Вид туризма

Силин Глеб Андреевич

26.06.2001

МАИ, студент 3О-403С

1.3. Маршрут в kml-файле для просмотра программой Google Earth загружен ЗДЕСЬ.

1.4. Карта с нанесенным на неё маршрутом.

.....

1.5. Календарный график движения.

Дата

N

Наименование участка пути

L [км]

30.01

Переезд из Москвы через Тверь в с. Беле-Кушальское + переход: с. Беле-Кушальское - дер. Романово - болото к сев. от урочища Деревково.

7.46

31.01

п.т.- оз. Глухое - оз. Красенькое - сев. берег оз. Светлое.

15.8

01.02

п.т - оз. Светлое - оз. Щучье - оз. Либевец - оз. Белое - оз. Глубокое - оз. Тотное - вост. берег оз. Тотное.

16.9

02.02

п.т. - оз. Великое - дер. Быково - лес между деревнями Быково и Ямки.

18.4

03.02

п.т. - дер. Ильино - дер. Марьино - дер. Харитоново - ЛЭП к востоку от дер. Харитоново.

04.02

п.т. - дер. Перетрусово - Иваньковское вдхр. - остров Шевница.

19.2

05.02

п.т. - г. Дубна + переезд в Москву.

ВСЕГО:

103.76

Длина маршрута = 104 км.

1.6. Идея похода. В этом сезоне мы учли неудачный опыт перехода через Волгу в походе 2021 года [1] и решили стартовать сразу к северу от реки. Для разнообразия мы разведали новый заход в болото Оршинский Мох из села Беле-Кушальское, которое связано с Тверью хорошей дорогой. Этот более быстрый заход на Оршинский Мох позволил нам удлинить маршрут на финише и вместо Конаково [1] завершить поход в Дубне.

1.7. Погода в походе. Снежная и ледовая обстановка. Весь поход проходил при малых морозах. Днём от -1 до -10 град. Небольшие, но частые снегопады привели к образованию свежевыпавшего снега, который при малых морозах сильно прилипал к насечке на лыжах. Поэтому на привалах мы периодически натирали насечку мазью скольжения.

Поход проходил после оттепели, которая растопила снег на озёрах. А свежевыпавшего снега было не более 10-12 см, поэтому по озёрам шлось легко и быстро. Лед на озёрах был очень толстый, рыбаки утверждали, что более 30 см. На озере Великом, в его разных частях, мы видели на льду автомобили-внедорожники. Аналогичная ситуация и на Иваньковском водохранилище.

Многие озера в болоте Оршинский Мох соединены зимниками, по которым можно развить достаточно большую скорость. На бездорожье на открытых пространствах под 10-12 сантиметровом слоем свежака часто встречалась корка, которая препятствовала сильному проваливанию лыж. В лесах же приходилось тропить даже на дорогах. Особенно глубокая тропёжка случилась на пятый и шестой дни похода. Например, к востоку от деревни Харитоново глубина лыжни вдоль ЛЭП достигала 20, а иной раз 25-30 см.

1.8. Отклонения от заявленного маршрута. Первые 5 дней мы шли строго по запланированному треку, даже ночевки делали в запланированных местах. На шестой день житель деревни Перетрусово сообщил нам, что знаменитый Дубненский шар [2] около деревни Игнатово развалился, и его демонтировали. Это лишило нас мотивации выходить на северный берег Иваньковского водохранилища для осмотра шара. Поэтому мы сократили маршрут и после деревни Перетрусово уже не сходили со льда водохранилища вплоть до дамбы около города Дубна. Лишь для организации последней ночевки мы ушли со льда в лес на западном мысе острова Шевница.

Ф.1. Дубнинский шар около деревни Игнатово.

1.9. Режим дня на маршруте и биваке. Каждое утро мы выходили на маршрут в диапазоне от 8.30 до 9.00. Между 45-минутными переходами вставали на 15-минутные привалы. Через 3 перехода останавливались на первый перекус, а после пятого перехода - на второй перекус. На ночевку вставали в диапазоне от 15.30 до 16.00. Таким образом, в день мы успевали пройти около 7 переходов. После установки палатки, монтажа печки и начальной заготовки дров пили чай. Ближе к вечеру ужинали, отбой в 20.30. После отбоя дежурили, сменяя друг друга, по полтора часа, поддерживая огонь в печи. Через 6 дежурств в 5.30 вставал кашевар и готовил завтрак к общему подъёму группы.

1.10. Безопасность. Группа встала на учет в МЧС, имела два GPS- приёмника с загруженными треками основного, запасных и аварийных вариантов маршрута. В группе имелся спутниковый телефон, горный 19-сантиметровый ледобур для проверки надлежащей толщины льда и 50 метров верёвки d6, которая, впрочем, не потребовалась. По вечерам группа ежедневно выходила на связь с МЧС и с московским куратором похода.

1.11. Выводы. Группа посетила уникальный природный комплекс Оршинский Мох, где можно насладиться зимними карельскими пейзажами в 140 км от Москвы!

- Несмотря на малую населенность, в районе болота Оршинский Мох много дорог, работают зимники, часто встречаются свежие следы снегоходов. Это располагает к быстрому передвижению на лыжах.

- В болоте Оршинский Мох сушины (сухие стоячие ели, сосны или осины) встречаются значительно чаще, чем можно предположить, разглядывая карты и космические снимки. Поэтому мест для ночевок достаточно много и они не исчерпываются обозначенными на карте лесами.

- Пройденный в походе участок пути от деревни Быково до трассы в деревне Харитоново значительно интереснее аналогичного участка от деревни Быково до поселка Первое Мая, пройденного в 2021 году [1]. Во-первых, он не содержит 4-километрового участка движения по проезжей дороге (к юго-западу от деревни Быково). Во-вторых, весь путь проходит по редкопосещаемым и заваленным снегом лесным дорогам через покинутые зимою деревни Ямки, Ильино и Марьино. Прохождение безлюдных деревень привносит в маршрут особый колорит.

- Маршрут оказался очень разнообразным в плане сменяющих друг-друга ландшафтов. В начале похода через могучие леса мы вышли на болото с карликовой растительностью, с мёртвыми лесами и вполне приличными лесами из молодых пушистых сосенок. Пересекая болото, мы посетили 9 озёр, включая 10-километровое озеро Великое. Затем мы снова углубились в дремучие леса, в которых обитают лоси, кабаны и медведи, и, наконец, перед финишем оказались на просторах Иваньковского водохранилища.

2. ФОТОГРАФИИ И КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

3. ССЫЛКИ

1. А. Лебедев. Отчет о лыжном походе 1 к.с. по Тверской области, 2021 г.

2. Википедия. Шар около Дубны.