К оглавлению

.

2. ФОТОГРАФИИ И КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА.

2.1. День первый. Подход к болоту Оршинский Мох. Пять человек выехали 30.01.2023 из Москвы с Ленинградского вокзала на электричке «Ласточка» в 8 час. 46 мин., Мохначевы Арина и Сергей подсели в электричку в Солнечногорске, а в Твери, куда мы прибыли в 10.25, нас встретил Глеб Силин. На привокзальной площади нас ожидала арендованная газель. Стоимость проезда до села Беле-Кушальское составила 3500 рублей с группы. В 11.30 мы выгрузились из машины на окраине села в точке Start 56° 56.775'N 36° 08.565'E около кладбища, см. фото 2.


Ф.2. На старте на окраине села Беле-Кушальское.

От села Беле-Кушальское к деревне Романово идёт дорога, доступная лишь внедорожникам и снегоходам. По этой дороге мы подошли к мосту через р. Орша, перешли через него, см. фото 3, обошли церковь слева и вышли на поле к северу от деревни Романово. Сразу за деревней начинается ведущая на север дорога. Мы по ошибке проскочили её, затропили по полю и лишь через 500 м нашли в перелеске проход, который позволил нам вернуться на дорогу. Здесь состоялся наш первый привал, см. фото 4.


Ф.3. Мост через р. Орша в деревне Романово.


Ф.4. Привал на дороге к северу от деревни Романово.

Скоро дорога вошла в высокий хвойный лес и через километр вывела на просеку ЛЭП. По этой просеке мы пошли на северо-восток и через 750 метров достигли другой ЛЭП, которая вела уже на северо-запад. Мы повернули налево, прошли вдоль ЛЭП 300 м и в точке p01 56° 59.035'N 36° 10.830'E свернули направо на слабо-заметную грунтовую дорогу. Здесь закончился наш второй переход, см. фото 5.


Ф.5. Привал в начале ведущей через болото грунтовой дороги.

Местность вокруг была болотистой. На дороге попадались заполненные водой ямы, в которые провалились некоторые из наших участников. Хорошо, что все были в галошных бахилах, и это спасло от намокания ног. Дорога вела на восток. Миновав болото, она вошла в невысокий сосновый лес, см. фото 6, и через 2 км от ЛЭП вывела на заболоченную поляну перед входом в высокий хвойный лес. На краю этой поляны было несколько сухих сосен, которых не надо было пилить - они легко заваливались от толчка руками. Здесь, в точке d01 56° 59.260'N 36° 12.650'E мы решили встать на ночлег, см. фото 7 и 8.


Ф.6. Молодой сосновый лес перед первой ночевкой.


Ф.7. Вытаптывание площадки под палатку.


Ф.8. Лагерь в конце первого дня пути.

2.2. День второй. Подход к озеру Светлое. Утром 31.01.2023 мы собрали лагерь и продолжили путь. Дорога вошла в высокий лес, см. фото 9, и повернула на юг-юго-восток. Через 900 метров в точке p02 56° 58.870'N 36° 13.020'E мы круто повернули на север-северо-восток и по лесной дороге вышли из леса на край болота, см. фото 10.


Ф.9. На лесной дороге южнее первого лагеря.


Ф.10. Лес закончился, и мы оказались на краю огромного болота.

Дорога прошла по болоту около 1300 метров в северо-восточном, а потом в восточном направлении и неожиданно потерялась. Следующий 900-метровый участок пути проходил по бездорожью, см. фото 11. Здесь нам пришлось продираться через кусты на насыпях вдоль ирригационной канавы, петлять в подлеске и пересекать заросли камышей, пока в точке p03 56° 59.535'N 36° 15.115'E мы не поднялись на насыпь широкой дороги.


Ф.11. На километровом участке бездорожья.

По этой дороге никто не ездил, и нам пришлось прокладывать лыжню. Дорога повернула строго на север и через 1600 метров привела нас к ориентированной с запада на восток наезженной дороге, которая огибала с юга озеро Оршинское. Озера мы не видели, оно скрывалось за перелеском. По дороге весьма часто проезжали КАМАЗы, нагруженные торфом (с востока на запад) и пустые (с запада на восток). Мы шли по заснеженной обочине, иногда грязной от торфа. Этот трёх с половиной километровый участок пути пожалуй единственный, который было бы не жалко из маршрута исключить. Наконец, в точке p04 57° 1.120'N 36° 16.945'E (а дорога к этому моменту уже повернула на север) мы обнаружили съезд направо, сошли с дороги, прошли назад около 250 метров и продолжили движение на восток.

Следующий 450-метровый участок пути шел по земляному валу рядом с ирригационной канавой. Здесь нам пришлось протропить глубокую лыжню. Затем мы вышли на дорогу и по снегоходному следу на ней вышли к озеру Глухое и пересекли его. Далее, следуя по той же дороге, мы достигли озера Красенькое, пересекли его и по бездорожью, см. фото 12, выбирая проходы между молодыми сосенками, вышли на северный берег озера Светлое. Здесь, в точке d02 57° 0.355'N 36° 22.470'E мы встали лагерем на ночлег, см. фото 13.


Ф.12. На участке пути между озерами Красенькое и Светлое.


Ф.13. Установка палатки на северном берегу озера Светлое.


Ф.14. Прогулка около лагеря без лыж.


2.3. День третий. Переход от озера Светлое к озеру Великое. Утром 01.02.2023 мы собрали лагерь, вышли на лёд озера Светлое и пересекли его, см. фото 15, к восточному берегу, где в точке p05 56° 59.445'N 36° 24.120'E начинается зимник к озеру Белое.


Ф.15. Пересечение озера Светлое.

По набитому снегоходами зимнику мы достигли озера Щучье, где дорога выходит на лёд и проходит по льду вдоль его южного берега. Затем дорога подходит к озеру Либевец, спускается на лёд и проходит вдоль его северного берега. Наконец, дорога углубляется в лес, пересекает его и выходит на озеро Белое.

Затем мы пошли вдоль западного берега озера Белое, повернули налево и по протоке вышли на простор озера Глубокое. Здесь мы повернули на север и в северо-восточном заливе озера Глубокое в точке p06 57° 03.095'N 36° 30.710'E сошли со льда и неожиданно оказались на дороге, которая идёт с севера к деревням Заречье, Петровское и Остров, см. фото 16.


Ф.16. Перекус на дороге к деревне Заречье.

По этой дороге мы дошли до съезда к озеру Тотное, повернули направо и по снегоходной дороге, см. фото 17, подошли к западному берегу озера. Затем мы пересекли его, см. фото 18, на восточном берегу вошли в лес и через 150 метров, в точке d03 57° 3.860'N 36° 32.490'E, на границе этого леса с болотом встали лагерем на ночлег, см. фото 19.


Ф.17. Снегоходная дорога к озеру Тотное и далее к озеру Великое.


Ф.18. Пересечение озера Тотное.


Ф.19. Лагерь на восточном берегу озера Тотное.

2.4. День четвертый. Выход с болота Оршинский Мох в деревню Быково. Утром мы собрали лагерь и по снегоходной дороге вышли на лёд озера Великое, см. фото 20. Семикилометровый переход по нему завершился выходом на южный берег, где в точке p07 56° 59.885' N 36° 34.020'E начинается зимник в деревню Быково.


Ф.20. Привал на озере Великое.

Сразу за Быково мы перешли по мосту реку Созь и, достигнув через 350 метров каких-то разрушенных нежилых зданий, повернули направо (на юг) на дорогу к деревне Ямки. По дороге этой никто не ездил, она была засыпана снегом, поэтому нам пришлось проложить по ней лыжню, см. фото 21.



Ф.21. На дороге между деревнями Быково и Ямки.


Пройдя по дороге чуть менее двух километров, мы свернули направо в лес и встали лагерем на ночлег в точке d04 56° 56.640'N 36° 40.290'E. Здесь нам удалось завалить толстую сухую ольху - это были самые лучшие дрова в походе. Они мгновенно загорались, угли быстро превращались в пепел, и даже дым из трубы не шел!

2.5. День пятый. Пересечение первого леса. Выход к деревне Харитоново. Утром 03.02.2023 мы собрали лагерь и продолжили путь по засыпанной снегом дороге к деревне Ямки. Зимой она оказалась нежилой, как и следующая деревня Ильино, около которой мы пересекли реку Созь на правый берег по хорошему мосту, см. фото 22. Следующая деревня была Марьино. Дорога до неё очень живописна: она была полностью занесена снегом и шла по сказочному лесу, см. фото 23.


Ф.22. Мост через реку Созь в деревне Ильино.


Ф.23. Привал на дороге между деревнями Ильино и Марьино.

Ф.24. Дом в деревне Марьино.

В деревне Марьино зимой тоже никто не живёт, см. фото 24. Эти нежилые деревени со вполне приличными домиками создавали ощущения не то, чтобы сюрреалистические, но с некоторой долей иррациональности, и это придавало походу особый колорит. И всё же в самый ухоженный дом кто-то приезжал, потому что после Марьино мы пошли уже по снегоходному следу. Лесная дорога была потрясающе красива, см. фото 25 и 26.


Ф.25. Лесная дорога между деревнями Марьино и Харитоново.


Ф.26. На подходе к деревне Харитоново.


Ф.27. Шоссе на выезде из деревни Харитоново..

Наконец, лес закончился, и мы вышли к деревне Харитоново. Через неё проходило шоссе, см. фото 27. Мы перешли по автомобильному мосту реку Созь, через 150 метров свернули направо и пошли по «целине» параллельно шоссе. Еще через 300 метров мы вышли на дорогу, которая привела нас к просеке ЛЭП, которая по касательной отходила от шоссе в восточном направлении. Само же шоссе поворачивало на северо-восток.


Ф.28. Движение вдоль ЛЭП восточнее деревни Харитоново.

Вдоль ЛЭП нам пришлось прокладывать лыжню по весьма глубокому снегу, см. фото 28, глубина лыжни достигала 20 см, а местами 25-30 см. Шли по 200 шагов, сменяя друг друга. Через два километра мы свернули направо в лес и встали лагерем в точке d05 56° 52.385'N 36° 46.010'E. Недалеко от лагеря мы обнаружили деревья, об которые медведь когда-то точил свои когти, см. фото 29.


Ф.29. Вот так медведь поточил свои когти.

2.6. День шестой. Пересечение второго леса. Выход на Иваньковское водохранилище. Утром 04.02.2023 мы собрали лагерь и продолжили путь вдоль ЛЭП на восток. Через два километра мы подошли к другой ЛЭП, которая вела в юго-восточном направлении, и свернули на неё. Не доходя трёх километров до деревни Перетрусово, с правой стороны из леса на просеку ЛЭП выскочил свежий след буранки. Идти стало значительно легче.


Ф.30. Привал на просеке ЛЭП перед выходом к деревне Перетрусово.

Деревня Перетрусово оказалась большой и вполне жилой. У одного мужчины мы спросили про состояние льда на Иваньковском водохранилище. Он ответил, что лёд фундаментальный, что по нему ездят автомобили. Еще он сказал, что знаменитый Дубненский шар около деревни Игнатово развалился, и его демонтировали. Услышав эту новость, мы расстроились, теперь выходить на северный берег Иваньковского водохранилища для осмотра шара уже не имело смысла. Поэтому мы решили выйти на лёд водохранилища и по нему идти вплоть до Дубны.

Мы пересекли деревню Перетрусово и оказались на льду залива Иваньковского водохранилища, см. фото 31.


Ф.31. Привал на льду залива Иваньковского водохранилища около деревни Перетрусово.


Ф.32. Вид с залива на деревню Перетрусово.


Ф.33. Привал на Иваньковском водохранилище.


Ф.34. Слева лес северо-восточного берега острова Клинцы.

Далее по следам снегоходов мы шли на юго-восток, обошли с севера остров Клинцы, см. фото 34, и через 10 километров (от деревни Перетрусово) вышли на западный мыс острова Шевница, где встали лагерем на ночлег в точке d06 56° 47.735'N 37° 1.085'E.

2.7. День седьмой. Выход в город Дубна. Утром мы собрали лагерь и продолжили путь по водохранилищу на юго-восток. С утра шел снег. На последнем привале на льду Иваньковского водохранилища мы сделали прощальное фото 35.


Ф.35. На последнем привале на льду Иваньковского водохранилища.

В точке p08 56° 46.845' N 37° 5.700'E снегоходная дорога покидает лёд и взбирается на насыпь сухопутной дороги, которая ведёт к дамбе Иваньковской ГЭС. К сожалению, пешеходный тоннель в дамбе был закрыт на ремонт. Поэтому нам пришлось пройтись около двух километров до автобусной остановки на улице Макаренко. Там мы сели на автобус №11, пересекли по мосту Волгу и прибыли на железнодорожную станцию Большая Волга, см. фото 36. Через час мы уже ехали в электричке в Москву.


Ф.36. Перед входом на станцию Большая Волга.

.

.

К оглавлению