.
Краткий отчет о горном походе 1-й с элементами 2-й категории сложности, проведенном в период с 10 по 24 августа 2021 года в районе Кичик-Алая. . 1. Состав группы Руководитель - Еремин Антон Участники: Еремина Лариса Еремин Валентин Еремина Александра Гуськова Маргарита Жираковский Владимир Жираковская Алена Подмарев Григорий Французова Полина Кошман Константин |
2. Изначально планируемый график похода
.
Дата |
N |
Наименование участка пути |
Перепады высоты |
Высота ночевки |
Подъём [m] |
Lz |
L |
L эфф. |
10.08 |
. |
Москва - Ош (Самолёт), прилет 00-05 Новосибирск-Ош, прилет в 10-50. На автомашинах в долину р. Чая -Куйрук. |
. |
2240 |
. |
. |
. |
. |
11.08 |
1 |
п.т - вверх по р. Чая-Куйрук. |
2240-2880 |
2880 |
640 |
8 |
8 |
14.4 |
12.08 |
2 |
п.т - верховья р. Кашка-Суу |
2880-3220 |
3220 |
340 |
4.4 |
4.4 |
7.8 |
13.08 |
3 |
п.т - перевал Кызыбель (3715, н/к) - р. Сарыкой. |
3220-3715-3100 |
3100 |
600 |
8 |
8 |
14 |
14.08 |
4 |
п.т - перевал Бозтаптыр Южн. (3370, н/к) - р. Кальтабоз. |
3100-2720-3370-2870 |
2870 |
650 |
10.6 |
10.6 |
17.1 |
15.08 |
5 |
п.т - траверс Кальтобоз-Чукуташ - спуск в долину р. Джиптык. Встреча с машиной и переезд (около 60 км) на пер. КичикАлай. |
2870-3370-2620 |
3790 |
500 |
6.8 |
6.8 |
11.8 |
16.08 |
6 |
Пер. Кичик-Алай - пер. Кичикбель (Карабулак, 4191, 1А) - р. Карасель - карман пр. морены л. Карасель. |
3796-4191-3905-4176 |
4176 |
666 |
8.4 |
8,4 |
15.0 |
17.08 |
7 |
п.т. - лед. Кара-Сель - пер. Зап. Карасель (4586, 1Б) - р. Тюзашу |
4200-4586-3740 |
3740 |
410 |
11.5 |
11.5 |
15.6 |
18.08 |
8 |
п.т. – р. Зап. Кичик-Алай - устье р. Джангы-Джер. |
3740-2980 |
2980 |
0 |
15.9 |
15.9 |
15.9 |
19.08 |
9 |
п.т. – р. Зап. Кичик-Алай - устье р. Тенгизбай. |
2980-2700 |
2700 |
0 |
9.7 |
9.7 |
9.7 |
20.08 |
10 |
п.т. - р. Тенгизбай. |
2700-3395 |
3395 |
700 |
10.5 |
10.5 |
17.5 |
21.08 |
11 |
п.т. – река Тенгизбай. |
3395-3780 |
3780 |
385 |
13.7 |
13.7 |
17.5 |
22.08 |
12 |
п.т. - пер. Театральный (4120, 1А, п/п) - р. Кызыл-Айрык |
3780-4120-3260 |
3260 |
440 |
10,0 |
10,0 |
14.4 |
23.08 |
13 |
п.т - р. Кок суу - отьезд в Ош. |
3260-2600 |
0 |
5.4 |
5.4 |
5.4 |
|
24.08 |
14 |
Запасной день, вечером вылет в Новосибирск |
|
|
|
|
|
|
|
|
ВСЕГО: |
|
|
5226 |
|
122 |
174.2 |
.
По факту, однако, мы шли по другому графику. Сначала мы сэкономили один первый день, заехав по реке Чай-Курук в верховья, затем использовали этот и запасной дни на втором участке. Фактический маршрут приведен в приложенном KML-файле. Маршрут был разбит на две части, разделенные переездом длиной около 60 км. Была необходимость провести акклиматизацию в относительно невысоком районе и с минимальном весом рюкзаков. В качестве такого района была выбрана мало посещаемая туристами часть Кичик Алая ближе к памирскому тракту. 3. Карта с маршрутом первой части похода. |
5. Общие замечания. 1. Очень быстро добираться- по реке Чай-Курук (она , сливаясь с Джиптиком и дает начало Ак-Буре) проложена по всей длине дорога на новый угольный карьер находящийся где-то в районе перевала Загра. По состоянию на август 2021 года в космоснимках она еще не присутствовала. Дорога уже используется грузовиками для транспортировки угля ( пока в малых масштабах) и , фактически , доступна для большинства видов транспорта. Проблему представляет разъезд встречных машин на первоначальных километрах. Начинается от моста через Ак-Буру в километре ниже слияния Чай-Курук и Джиптика. 2. Скота везде очень много, ( на перевале Кичикбель мы встретили отару под 1000 голов)- это минус, но во многих местах вас будут угощать великолепным айраном ( это плюс Мы брали фильтр для очистки воды, но по факту им не пользовались- по маршруту большое количество источников. 3. Траверс Бозтаптир- Кальтобоз исключителен по своим видовым характеристикам, но надо учитывать, что в плохую погоду может быть скользко и небезопасно, тропа узкая , а склоны крутые, необходимо быть внимательным. Также у нас тропа полностью была в одном месте снесена селем и потребовалось строительство нового участка, что требует определенных навыков и необходимости соблюдения норм безопасности. При подходе к долине Кальтабоза великолепный лес, состоящий из каменной березы и арчи. 4. Траверс Кальтобоз -Чукуташ более ходимый, тропа шире и проще. От места впадения Чукуташа в Джиптык мы уехали на машине. До Ходжикелена нормальная дорога. . |
6. Фотографии и описание.
По сравнению с 2015 годом, дорога на угольный карьер Бель-Альма через перевал, разделяющий долины Восточного и Западного Кичик-Алая , стала очень наезженной, сплошные грузовики и все в пыли. Но возможны неожиданные смывы дороги впадающими ручьями. Так и у нас, за 16 км до перевала дорога оказалась ( только в одном месте!) непроезжей для микроавтобуса, поэтому пришлось челночить на сопровождающем джипе. Мы заехали практически под перевал, где в знакомом месте на берегу ручья на высоте 4050 и поставили лагерь. Здесь нас и застало ухудшение погоды с грозой и последующим снегом. Дальнейшее продвижение без особенностей, в долину реки западный Кичик-алай спустились не по каньону ручья, а по террасам. До знакомых песчаных площадок за один день не дошли, но зато на следующий день использовали послеобеденное время для акклиматизационного выхода на перевал Манас. С западной стороны сложностей не представляет, движение по леднику плавно набирающем высоту . Великолепные виды на Заалайский хребет в качестве бонуса. Перевал Западный Карасель неоднократно проходился группами МАИ и по состоянию не отличался от стандартных прохождений. При спуске по долине Тзюзашоо мы насчитали 8 бродов, все они простые. После обхода устьевого каньона, вместе впадения в реку Западный Кичик-алай хорошие поляны для стоянки, там мы и остановились, согнав несколько яков. Сам Каньон детально описан в отчете Андрея Лебедева, по сравнению с описаниями 2017 года состояние тропы не ухудшилось, все шесть мостов до Саук-Джайлоо в отличном и недавно отремонтированном состоянии, на части из них даже заботливо установлены перила. За все время спуска по Кичик-алаю мы не встретили ни одного человека. Никого, от верховьев Тзюзашу (там было двое пастухов) до верховьев Тенгизбая!
Дорога по Тенгизбаю также в хорошем состоянии, отремонтирована в 21 году, на джипе можно проехать в Алайскую долину. Джипа у нас не было, поэтому, местами срезая серпантин, мы пешочком поднялись до высоты 3430 метров, где и покинули дорогу, уйдя вправо по течению Тенгизбая.
Подъём не сложен и выводит на одну из нескольких широких седловин (или, как бы балконов, с которых открываются виды на Заалайский хребет. Отсюда и название Театральный) Основная седловина чуть ниже и левее по ходу, на ней и сложили тур. Спускались с нее , но путь подъема и спуска скорее зависит от направления движения, и на восточном, и на западном склоне находятся участки осыпей, которые более подходят под спуск или подъем.
По долине идет набитая тропа, но литовок вверху не было. Вышли сразу к поселению, к которому проложена хорошая автодорога, доступная большинству транспорта. Местные жители рассматривают это место отчасти как дачное место, принимают гостей из долины и коротают время за спортивными соревнованиями.
Потом приспустились по дороге вниз, до моста, где и заночевали на полянке. На следующий день сбегали вниз до Кашка Суу, где и встретили наши автобусы. . |