На главную страницу сайта

.

Краткий отчет о горном походе 1-й с элементами 2-й

категории сложности, проведенном в период с 10 по 24

августа 2021 года в районе Кичик-Алая.

.

1. Состав группы

Руководитель - Еремин Антон

sibantonv@gmail.com

Участники:

Еремина Лариса

Еремин Валентин

Еремина Александра

Гуськова Маргарита

Жираковский Владимир

Жираковская Алена

Подмарев Григорий

Французова Полина

Кошман Константин

2. Изначально планируемый график похода

.

Дата

N

Наименование участка пути

Перепады высоты

Высота ночевки

Подъём [m]

Lz

L

L эфф.

10.08

.

Москва - Ош (Самолёт), прилет 00-05 Новосибирск-Ош, прилет в 10-50. На автомашинах в долину р. Чая -Куйрук.

.

2240

.

.

.

.

11.08

1

п.т - вверх по р. Чая-Куйрук.

2240-2880

2880

640

8

8

14.4

12.08

2

п.т - верховья р. Кашка-Суу

2880-3220

3220

340

4.4

4.4

7.8

13.08

3

п.т - перевал Кызыбель (3715, н/к) - р. Сарыкой.

3220-3715-3100

3100

600

8

8

14

14.08

4

п.т - перевал Бозтаптыр Южн. (3370, н/к) - р. Кальтабоз.

3100-2720-3370-2870

2870

650

10.6

10.6

17.1

15.08

5

п.т - траверс Кальтобоз-Чукуташ - спуск в долину р. Джиптык. Встреча с машиной и переезд (около 60 км) на пер. КичикАлай.

2870-3370-2620

3790

500

6.8

6.8

11.8

16.08

6

Пер. Кичик-Алай - пер. Кичикбель (Карабулак, 4191, 1А) - р. Карасель - карман пр. морены л. Карасель.

3796-4191-3905-4176

4176

666

8.4

8,4

15.0

17.08

7

п.т. - лед. Кара-Сель - пер. Зап. Карасель (4586, 1Б) - р. Тюзашу

4200-4586-3740

3740

410

11.5

11.5

15.6

18.08

8

п.т. – р. Зап. Кичик-Алай - устье р. Джангы-Джер.

3740-2980

2980

0

15.9

15.9

15.9

19.08

9

п.т. – р. Зап. Кичик-Алай - устье р. Тенгизбай.

2980-2700

2700

0

9.7

9.7

9.7

20.08

10

п.т. - р. Тенгизбай.

2700-3395

3395

700

10.5

10.5

17.5

21.08

11

п.т. – река Тенгизбай.

3395-3780

3780

385

13.7

13.7

17.5

22.08

12

п.т. - пер. Театральный (4120, 1А, п/п) - р. Кызыл-Айрык

3780-4120-3260

3260

440

10,0

10,0

14.4

23.08

13

п.т - р. Кок суу - отьезд в Ош.

3260-2600

0

5.4

5.4

5.4

24.08

14

Запасной день, вечером вылет в Новосибирск









ВСЕГО:



5226


122

174.2

.

По факту, однако, мы шли по другому графику. Сначала мы сэкономили один первый день, заехав по реке Чай-Курук в верховья, затем использовали этот и запасной дни на втором участке.

Фактический маршрут приведен в приложенном KML-файле.

Маршрут был разбит на две части, разделенные переездом длиной около 60 км. Была необходимость провести акклиматизацию в относительно невысоком районе и с минимальном весом рюкзаков. В качестве такого района была выбрана мало посещаемая туристами часть Кичик Алая ближе к памирскому тракту.

3. Карта с маршрутом первой части похода.


4. Карта с маршрутом второй части похода.


.

5. Общие замечания.

1. Очень быстро добираться- по реке Чай-Курук (она , сливаясь с Джиптиком и дает начало Ак-Буре) проложена по всей длине дорога на новый угольный карьер находящийся где-то в районе перевала Загра. По состоянию на август 2021 года в космоснимках она еще не присутствовала. Дорога уже используется грузовиками для транспортировки угля ( пока в малых масштабах) и , фактически , доступна для большинства видов транспорта. Проблему представляет разъезд встречных машин на первоначальных километрах. Начинается от моста через Ак-Буру в километре ниже слияния Чай-Курук и Джиптика.

2. Скота везде очень много, ( на перевале Кичикбель мы встретили отару под 1000 голов)- это минус, но во многих местах вас будут угощать великолепным айраном ( это плюс Мы брали фильтр для очистки воды, но по факту им не пользовались- по маршруту большое количество источников.

3. Траверс Бозтаптир- Кальтобоз исключителен по своим видовым характеристикам, но надо учитывать, что в плохую погоду может быть скользко и небезопасно, тропа узкая , а склоны крутые, необходимо быть внимательным. Также у нас тропа полностью была в одном месте снесена селем и потребовалось строительство нового участка, что требует определенных навыков и необходимости соблюдения норм безопасности. При подходе к долине Кальтабоза великолепный лес, состоящий из каменной березы и арчи.

4. Траверс Кальтобоз -Чукуташ более ходимый, тропа шире и проще. От места впадения Чукуташа в Джиптык мы уехали на машине. До Ходжикелена нормальная дорога.

.

6. Фотографии и описание.


Ф.1. К основному хребту подходит большое количество отрогов, фактически высокогорных пастбищ. Через них можно пройти некатегорийными перевалами. Здесь вид с подъёма на перевал Кызылбель в сторону перевала Загра.


Ф.2. На спуске с перевала Кызылбель живописные глины.


Ф.3.Траверс Бозтаптир-Кальтабоз.


Ф.4. В долине Кальтабоза растет лес из каменной березы.

По сравнению с 2015 годом, дорога на угольный карьер Бель-Альма через перевал, разделяющий долины Восточного и Западного Кичик-Алая , стала очень наезженной, сплошные грузовики и все в пыли.

Но возможны неожиданные смывы дороги впадающими ручьями. Так и у нас, за 16 км до перевала дорога оказалась ( только в одном месте!) непроезжей для микроавтобуса, поэтому пришлось челночить на сопровождающем джипе.

Мы заехали практически под перевал, где в знакомом месте на берегу ручья на высоте 4050 и поставили лагерь. Здесь нас и застало ухудшение погоды с грозой и последующим снегом.

Дальнейшее продвижение без особенностей, в долину реки западный Кичик-алай спустились не по каньону ручья, а по террасам. До знакомых песчаных площадок за один день не дошли, но зато на следующий день использовали послеобеденное время для акклиматизационного выхода на перевал Манас.

С западной стороны сложностей не представляет, движение по леднику плавно набирающем высоту .

Великолепные виды на Заалайский хребет в качестве бонуса.

Перевал Западный Карасель неоднократно проходился группами МАИ и по состоянию не отличался от стандартных прохождений.

При спуске по долине Тзюзашоо мы насчитали 8 бродов, все они простые.

После обхода устьевого каньона, вместе впадения в реку Западный Кичик-алай хорошие поляны для стоянки, там мы и остановились, согнав несколько яков.

Сам Каньон детально описан в отчете Андрея Лебедева, по сравнению с описаниями 2017 года состояние тропы не ухудшилось, все шесть мостов до Саук-Джайлоо в отличном и недавно отремонтированном состоянии, на части из них даже заботливо установлены перила. За все время спуска по Кичик-алаю мы не встретили ни одного человека. Никого, от верховьев Тзюзашу (там было двое пастухов) до верховьев Тенгизбая!


Ф.5-6. Мостики в каньоне.


.


Ф.7. Каньон Джангы- Джер точно заслуживает посещения.

Дорога по Тенгизбаю также в хорошем состоянии, отремонтирована в 21 году, на джипе можно проехать в Алайскую долину.

Джипа у нас не было, поэтому, местами срезая серпантин, мы пешочком поднялись до высоты 3430 метров, где и покинули дорогу, уйдя вправо по течению Тенгизбая.


Ф.8. Перевал Театральный, 4250, первопрохождение, категория 1А.

Подъём не сложен и выводит на одну из нескольких широких седловин (или, как бы балконов, с которых открываются виды на Заалайский хребет. Отсюда и название Театральный) Основная седловина чуть ниже и левее по ходу, на ней и сложили тур.

Спускались с нее , но путь подъема и спуска скорее зависит от направления движения, и на восточном, и на западном склоне находятся участки осыпей, которые более подходят под спуск или подъем.


Ф.9. Широкая седловина перевала Театральный.


Ф.10. Спуск не сложный, по осыпи, которая заканчивается коротким крутоватым снежником, для пересечения и спуска по которому надели кошки. К правому борту небольшого ледника лучше не прижиматься и обойти по моренам.


Ф.11. Внизу, на высоте 3900 метров, находится красивое озеро, есть места под стоянки высоко на бравом борту. Мы же спустились ниже, до места, где появляется ручей.

По долине идет набитая тропа, но литовок вверху не было. Вышли сразу к поселению, к которому проложена хорошая автодорога, доступная большинству транспорта.

Местные жители рассматривают это место отчасти как дачное место, принимают гостей из долины и коротают время за спортивными соревнованиями.


Ф.12. Мы были очень тепло встречены и после сытного перекуса поучаствовали в армрестлинге, перетягивании палочки и других упражнениях. Скажу сразу - без шансов, они похоже только и делают, что тренируются.

Потом приспустились по дороге вниз, до моста, где и заночевали на полянке.

На следующий день сбегали вниз до Кашка Суу, где и встретили наши автобусы.

.

На главную страницу сайта