На главную страницу сайта


ЦЕНТРАЛЬНАЯ СЕКЦИЯ ТУРИЗМА МАИ



ОТЧЕТ О ЛЫЖНОМ ПОХОДЕ 1-й к.с. ПО КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ, СОВЕРШЕННОМ с 01.02 по 08.02.2025


МАРШРУТ:

г. Буй - Свято Озеро - р. Тебза - ЛЭП - дер. Бол. Дор - р. Письма - дер. Каплино - р. Шача - ЛЭП - болото Сеньга - болото Фомкино - дер. Пестенька - пос. Мисково - 30-й км трассы «Кострома-Сандогора».

Маршрутная книжка: 1/2-107

Руководитель группы - Лебедев Андрей Александрович.

Отчет в формате pdf загружен ЗДЕСЬ.

Фотоальбом похода размещен по ЭТОЙ ССЫЛКЕ.


ОГЛАВЛЕНИЕ


1

СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДЕ

.

1.1

Паспорт маршрута.

.

1.2

Состав группы.

.

1.3

Карта с нанесенным на неё маршрутом.

.

1.4

Календарный график движения.


1.5

Маршрут в kml-файле для просмотра программой Google Earth.


1.6

Список характерных точек маршрута.


1.7

Погода в походе, последствия катастрофической оттепели.


1.8

Особенности построения маршрута.


1.9

Отклонения от заявленного маршрута.


1.10

Режим дня на маршруте и биваке.


1.11

Навигация в походе.


1.12

Безопасность.


1.13

Сотовая связь на маршруте.


1.14

Выводы.

2

ФОТОГРАФИИ И КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА


2.1

День первый. В дремучем лесу между Буем и Тебзой.


2.2

День второй. Обходы разливов и выход к Тебзе.


2.3

День третий. Вдоль ЛЭП к Большому Дору.


2.4

День четвертый. По лесам южнее Семеновского.


2.5

День пятый. К реке Шода и вдоль неё.


2.6

День шестой. Вдоль ЛЭП к Фомкину болоту.


2.7

День седьмой. По живописному болоту к югу от Фефелово.


2.8.

День восьмой, заключительный.

3

ПРОЕКТ ПОХОДА



1. СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДЕ

1.1. Паспорт маршрута.


Район путешествия

Костромская обл.

Вид туризма

Лыжный

Спортивная организация

Центральная секция туризма МАИ

Категория сложности

Первая

Количество участников

7

Руководитель

Лебедев Андрей Александрович

Выпускающая МКК

МКК ФСТ-ОТМ

Маршрутная книжка

1/2 - 107

Сроки активной части похода

01.02 - 08.02.2025

Продолжительность активной части похода

8 дней

Длина маршрута

92 км


1.2. Состав группы.


N

Ф.И.О.

Дата рожд.

Место работы, учебы

01

Лебедев Андрей Александрович

27.07.1956

МАИ, доцент

02

Белов Матвей Олегович

03.01.2007

МАИ, студент 3О-116БВ

03

Васев Павел Евгеньевич

12.03.2004

МАИ, студент 3О-336Б

04

Жуков Владислав Николаевич

24.01.2004

МАИ, студент 3О-301Б

05

Зеленский Михаил Артемович

13.01.2006

МАИ, студент 2О-108БВ

06

Миронов Арсений Вячеславович

16.04.2002

МАИ, студент Т11О-101БВ

07

Самарина Ирина Анатольевна

28.02.2006

МАИ, студент 1О-132БВ



1.3. Карта с нанесенным на неё маршрутом.






1.4. Календарный график движения.


Дата

N

Наименование участка пути

L [км]

01.02

1

г. Буй - Свято Озеро - лес между г.Буй и р.Тебза.

10

02.02

2

п.т.- мост на р. Тебза - лев. Приток р. Тебза.

7.1

03.02

3

п.т - ЛЭП - граница леса к северу от дер. Бол. Дор.

10.1

04.02

4

п.т. - дер. Семеновское - лес восточнее урочища Рожново.

13

05.02

5

п.т. - дер. Каплино - р. Шача - лес в 1 км к ЮВ от дер. Лоходомово.

13.3

06.02

6

п.т. - ЛЭП - болото Сеньга - болото Фомкино.

13.5

07.02

7

п.т. - дер. Пестенька - лес в 650 м северо-восточнее пос. Мисково.

14

08.02

8

п.т. - ЛЭП - 30-й км трассы «Кострома-Сандогора»

11.2

09.02


Переезд в Кострому, посадка на московский поезд

0



ВСЕГО:

92.2


1.5. Маршрут в kml-файле для просмотра программой Google Earth загружен ЗДЕСЬ.

.

1.6. Список характерных точек маршрута. Координаты характерных точек взяты из программы Google Earth.

.

Точка

СШ

ВД

Дата

Время

Описание

Start

58° 27.555'N

41° 32.265'E

01.02.25

08:39

Автобусная ост. «Лётная», начало маршрута

p11

58° 26.816'N

41° 29.462'E

01.02.25


Развилка дорог

p12

58° 25.597'N

41° 28.125'E

01.02.25

12:22

Сход с дороги в бездорожный лес.

p13

58° 25.510'N

41° 29.000'E

01.02.25


Поворот на юг

p14

58° 25.106'N

41° 28.823'E

01.02.25

14:49

Выход из леса на дорогу

d01

58° 25.024'N

41° 30.066'E

01.02.25

16:10

1-я ночевка на маршруте

p21

58° 24.948'N

41° 30.723'E

02.02.25

09:47

Поворот на юг

p22

58° 24.599'N

41° 30.634'E

02.02.25


Начало обхода большого разлива

p23

58° 24.576'N

41° 30.625'E

02.02.25


Завершение обхода большого разлива

12.02

58° 24.090'N

41° 30.529'E

02.02.25

12:02

Привал с перекусом

p24

58° 22.841'N

41° 30.234'E

02.02.25


Конец просеки, начало дороги вдоль реки

p25

58° 22.511'N

41° 30.796'E

02.02.25


Выход на шоссе

p26

58° 22.230'N

41° 30.656'E

02.02.25

15:12

Сход с шоссе на лесную дорогу

d02

58° 22.260'N

41° 30.559'E

02.02.25

15:50

2-я ночевка на маршруте

brod

58° 22.251'N

41° 30.496'E

03.02.25


Брод в сапогах через ручей

09.15

58° 22.262'N

41° 30.493'E

03.02.25

09:15

Привал после брода

p31

58° 22.468'N

41° 29.810'E

03.02.25


Выход на дорогу обслуживания ЛЭП

p32

58° 22.103'N

41° 24.155'E

03.02.25


Сход с дороги на заболоченный участок

p33

58° 22.058'N

41° 23.895'E

03.02.25


Выход на просеку маленькой ЛЭП

d03

58° 20.762'N

41° 23.725'E

03.02.25

16:10

3-я ночевка на маршруте

p41

58° 20.751'N

41° 22.874'E

04.02.25


Вход в деревню Большой Дор

p42

58° 20.612'N

41° 22.368'E

04.02.25


Выход из деревни на поле

p43

58° 20.566'N

41° 21.567'E

04.02.25


Пересечение автомобильной дороги

p44

58° 20.120'N

41° 21.735'E

04.02.25


Выход на шоссе

p45

58° 19.638'N

41° 20.144'E

04.02.25


Сход с шоссе на лесную дорогу

12.10

58° 18.299'N

41° 20.238'E

04.02.25

12:10

Привал с перекусом на краю вырубки

13.07

58° 17.986'N

41° 19.796'E

04.02.25

13:07

Привал за ручьем

p46

58° 17.062'N

41° 17.871'E

04.02.25


Конец лесной дороги, выход на вырубку

p47

58° 17.031'N

41° 17.594'E

04.02.25


Вход в бездорожный лес

p48

58° 16.894'N

41° 17.414'E

04.02.25


Выход на лесную дорогу

d04

58° 16.795'N

41° 17.384'E

04.02.25

15:45

4-я ночевка на маршруте

p51

58° 16.654'N

41° 16.743'E

05.02.25

09:50

Сход с дороги на поляну

p52

58° 16.817'N

41° 16.239'E

05.02.25


Вход в бездорожный лес

p53

58° 16.771'N

41° 15.717'E

05.02.25


Выход на дорогу в Каплино

11:00

58° 16.403'N

41° 15.553'E

05.02.25

11:00

Привал с перекусом в Каплино

p54

58° 14.977'N

41° 15.115'E

05.02.25

12:10

Привал около колокольни

p55

58° 15.483'N

41° 9.432'E

05.02.25

16:17

Подъем из поймы в лес

d05

58° 15.497'N

41° 9.300'E

05.02.25

16:37

5-я ночевка на маршруте

Perehod

58° 15.433'N

41° 9.415'E

06.02.25


Переход р. Шача

p61

58° 15.339'N

41° 9.493'E

06.02.25


Выход на буранку

p62

58° 15.267'N

41° 9.297'E

06.02.25


Возврат с отказом от движения по треку

p63

58° 15.431'N

41° 9.905'E

06.02.25


Конец буранки, начало спуска в пойму

p64

58° 15.504'N

41° 10.819'E

06.02.25


Выход на ЛЭП

d06

58° 10.082'N

41° 8.620'E

06.02.25


6-я ночевка на маршруте

p71

58° 9.091'N

41° 8.568'E

07.02.25


Выход на дорогу к деревне Пестенька

p72

58° 8.681'N

41° 6.120'E

07.02.25


Вход в деревню Пестенька

p73

58° 8.178'N

41° 3.921'E

07.02.25


Сход с шоссе на лесную дорогу

p74

58° 7.778'N

41° 4.265'E

07.02.25


Выход на болото

p75

58° 7.230'N

41° 3.730'E

07.02.25


Выход дороги из болота в лес

p76

58° 6.535'N

41° 2.937'E

07.02.25

14:43

Выход на трассу «Кострома-Сандогора»

p77

58° 5.887'N

41° 4.726'E

07.02.25


Сход с трассы на лесную дорогу

d07

58° 5.900'N

41° 4.932'E

07.02.25

16:26

7-я ночевка на маршруте

p81

58° 5.885'N

41° 4.688'E

08.02.25


Начало тропы к пос. Мисково

p82

58° 5.488'N

41° 4.604'E

08.02.25


Вход в промзону пос. Мисково

p83

58° 5.197'N

41° 4.339'E

08.02.25


Начало просеки с буранкой

p84

58° 4.075'N

41° 4.425'E

08.02.25

11:00

Конец буранки на просеке

p85

58° 4.104'N

41° 4.599'E

08.02.25

11:07

Выход на трассу «Кострома-Сандогора»

p86

58° 3.358'N

41° 4.404'E

08.02.25

11:28

Начало движения вдоль ЛЭП

12:57

58° 2.585'N

41° 2.825'E

08.02.25

12:57

Привал с перекусом

p87

58° 1.883'N

41° 1.383'E

08.02.25


Выход на автодорогу к дер. Шода

p88

58° 1.294'N

41° 2.240'E

08.02.25


Выход на трассу «Кострома-Сандогора»

d08

58° 1.298'N

41° 2.429'E

08.02.25

14:51

8-я ночевка на маршруте

Finish

58° 1.329'N

41° 2.293'E

09.02.25


Финиш у столба «30-й километр»


1.7. Погода в походе, последствия катастрофической оттепели. Поход проходил в условиях абсолютно неординарной зимы, когда чудовищные оттепели растопили в январе весь снежный покров Подмосковья. Досталось и Тверской области, куда мы первоначально планировали пойти (в район болота Оршинский мох). За неделю до отъезда стало ясно, что про Тверскую область следует забыть, там тоже снега почти не осталось. К счастью, мы предвидели такой вариант развития природного катаклизма и заблаговременно купили билеты в Кострому. Но и там к концу января толщина снежного покрова начала быстро уменьшаться. Когда мы приехали в Кострому, то снега в городе уже не осталось. И, все-таки, лыжный поход состоялся, так как в лесах к северу от Костромы снег не успел растаять.

В оттепель мы прошли первые два дня похода, а с третьего дня начались морозы, сначала легкие, а к концу похода до -10 градусов.

Три беды сильно тормозили нас и мешали выполнять дневные планы.

1. В оттепель, в первые два дня похода в колеях лесных дорог стояла вода глубиной до полуметра. Идти приходилось посередине между колеями или сбоку от дороги, если не мешали кусты и деревья, см, фото 1.1. Однако, периодически на дороге встречались разливы, для обхода которых приходилось уходить в лес и продираться через густой подлесок, см. фото 1.2. О масштабе этой беды можно судить, например, по 1600-метровому участку южнее точки p21, который мы прошли за 2 часа 15 минут!

2. Когда оттепель завершилась, лесные дороги обледенели. Лед на них прикрывался лишь тонким сантиметровым слоем снега. Движение лыж было неустойчивым, по обледенелым рытвинам сильно не разгонишься.

3. В конце похода, когда мы приблизились к Костроме, снега стало мало. На просеках вдоль ЛЭП мы шли по кочкам из брусники и вереска и радовались, если между кочками обнаруживался заснеженный проход, длиною хотя бы 5 метров. В таких условиях тоже не разгонишься. Так, например, двухкилометровый участок ЛЭП юго-западнее точки p86 мы шли полтора часа.

Все три беды были следствием исключительных погодных условий в начале 2025 года. Мы упорно шли по маршруту, преодолевая все трудности, восемь дней, но прошли всего 92 км. В соответствии с пунктом 1.9.14.5 Правил вида спорта “Спортивный туризм” мы просим МКК применить правило 25% и присвоить нашему маршруту первую к.с., несмотря на то, что его протяженность меньше нормативной на 8 км.




Ф.1.1. Типичный участок дороги в лесу между г.Буй и р.Тебза.




Ф.1.2. Обход разлива на лесной дороге.


1.8. Особенности построения маршрута. При построении маршрута мы пользовались спутниковыми снимками в Google Earth и в «Накарте ми», а также топографическими картами GGS в «Накарте ми». Основная идея маршрута - пересечь малонаселенную область с обширными лесами и болотами к востоку от р. Костромы от г. Буй до пригородов г. Костромы с финишем по Костромскому водохранилищу. При этом маршрут планировался так, чтобы пересекать левые притоки Костромы (Тебза, Письма, Шача, Андоба) по мостам.

При планировании маршрута использовались обозначенные на карте GGS лесные дороги, которые верифицировались по космическим снимкам. Однако такой подход трижды привел к ошибке: на месте мы обнаруживали, что никакой дороги, обозначенной на карте, нет. В таких местах мы просто ломились по маршруту через лес, пока не выходили на реальную дорогу, см. описание маршрута в следующей главе отчета.


1.9. Отклонения от заявленного маршрута. Первые 7 дней похода мы шли по запланированному основному варианту маршрута с небольшими отклонениями тактического характера. Лишь к концу седьмого дня мы завернули на запасной вариант №3, который предполагал выход в пос. Сущево по просеке ЛЭП. Однако дойти до Сущево нам не хватило времени, и мы ограничились тем, что в 12 км до Сущево свернули на трассу «Кострома-Сандогора» и завершили поход на её 30-м километре.

Причиной такого финиша стала слишком маленькая скорость передвижения нашей группы по маршруту, которая проистекала от неблагоприятных погодных условий в начале 2025 года, о чем писалось в пункте 1.7.


1.10. Режим дня на маршруте и биваке. Каждое утро мы выходили на маршрут в диапазоне от 9.00 до 9.30. Между 45-минутными переходами вставали на 15-минутные привалы. Через 4 перехода останавливались на перекус. На ночевку вставали в диапазоне от 15.30 до 16.30. Таким образом, в день мы успевали пройти около 7 переходов. После установки палатки, монтажа печки и начальной заготовки дров устраивали второй перекус с чаем. Ближе к вечеру ужинали, отбой в 21.00. После отбоя дежурили, сменяя друг друга, по полтора часа, поддерживая огонь в печи. Через 6 дежурств в 6.00 вставал кашевар и готовил завтрак к общему подъёму группы в 7.00. Продуктовая раскладка была 600-граммовой.


1.11. Навигация в походе. Для навигации мы использовали GPS-приемник с загруженными треками основного и запасных вариантов маршрута. Еще эти треки были загружены в два смартфона с картами и космическими снимками. В группе имелись 2 экземпляра карты GGS масштаба 1 cм ~ 500 м.


1.12. Безопасность. Каждый день мы звонили по мобильному или спутниковому телефону оперативному дежурному в МЧС и куратору из ЦСТ МАИ, который осуществлял в Москве мониторинг состояния и положения нашей команды. До льда Костромского водохранилища мы добраться не успели, все реки переходили по мостам, кроме реки Шача, которая была подпружена, и на толстом льду которой расположились рыбаки. Весь лед был истоптан, рыбаки ходили от берега к берегу и, по сути, мы пересекли реку в этом месте под их руководством.

На маршруте мы видели огромное количество следов самых разнообразных зверей. Мы соблюдали осторожность, шли плотной группой, а по ночам не отходили далеко от палатки. Живьем мы видели только трёх лосей и крупного зверя, телосложением похожего на куницу. Однако рассмотреть его не удалось, он очень быстро скрылся.


1.13. Сотовая связь на маршруте. В группе имелся спутниковый телефон, но пользовались мы им редко. В МЧС мы периодически звонили по сотовой связи. Наиболее стабильно работал Мегафон. Южнее г. Буй связь быстро закончилась и появилась около моста через р. Тебза. Далее по маршруту связь была в окрестности деревень Большой Дор, Семеновское и между ними. В следующий раз она появилась в окрестности деревни Каплино, но вот около деревни Лоходомово её не было. Потом связь появилась на обходе болота Сеньга, сначала неустойчивая, но потом хорошая, и далее не пропадала до нашего финиша.


1.14. Выводы.


- Костромская область является хорошей альтернативой Тверской области для лыжных единичек с короткими подъездами из Москвы. Снежный покров в Костромской области более мощный и более устойчивый к оттепелям.

- Район восточнее реки Кострома между городами Буй (на севере) и Кострома (на юге) характеризуется наличием обширных лесов и болот и вместе с подпруженной рекой Кострома и Костромским водохранилищем позволяет проложить лыжные маршруты по местам с красивыми и разнообразными ландшафтами. К сожалению, в этом походе мы не успели насладиться катанием по костромскому льду.

- Пересечение болот без лыж было бы невозможным. Кроме обычной функции лыж, как инструмента хождения по глубокому снегу, в этом походе лыжи были инструментом преодоления слабозамерзших болот.

- Сапоги ЭВА, которые были у каждого участника команды, зарекомендовали себя не только, как прекрасная сменная обувь на биваках, но и как замечательный инструмент для брода через незамерзшие ручьи.

- Несмотря на чудовищную оттепель, уничтожившую весь снег в Подмосковье и почти весь снег в Тверской области, наш лыжный поход состоялся. Более того, он очень понравился всем новичкам лыжного туризма и руководителю!


2. ФОТОГРАФИИ И КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА


3. ПРОЕКТ ПОХОДА


.

На главную страницу сайта