О Т Ч Е Т

 

о восхождении на пик Музтаг-Ата (7546 м)

команды ФАиС г. Москвы в рамках

Чемпионата России по альпинизму 1997 г.

(высотно-технический класс)

 

Капитан

Лавриненко В.В.

Тренер

Хохлов Ю.В.

 

МОСКВА

1997г.

(5-место на Чемпионате России)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ПАСПОРТ ВОСХОЖДЕНИЯ

СХЕМА РАЙОНА ВОСХОЖДЕНИЯ

ФОТОПАНОРАМА РАЙОНА

КРАТКИЙ ОБЗОР РАЙОНА ВОСХОЖДЕНИЯ

ГРАФИК ЭКСПЕДИЦИИ НА П. МУЗТАГ-АТА

ПОДГОТОВКА К ВОСХОЖДЕНИЮ

ТАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВОСХОЖДЕНИЯ НА П. МУЗТАГ-АТА

ДИАГРАММА ВОСХОЖДЕНИЯ

ГРАФИК ВОСХОЖДЕНИЯ

ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ КОМАНДЫ

СХЕМА МАРШРУТА В СИМВОЛАХ УИАА

ОПИСАНИЕ  МАРШРУТА  ПО  УЧАСТКАМ

ТАБЛИЦА  СНАРЯЖЕНИЯ

ТЕХНИЧЕСКАЯ  ФОТОГРАФИЯ

ФОТОИЛЛЮСТРАЦИИ  ОТЧЕТА

 

ПАСПОРТ  ВОСХОЖДЕНИЯ

 

1. Класс восхождения - высотно-технический.

 

2. Район восхождения - Восточный Памир, горы Кашгара (Западный Китай).

 

3. Маршрут восхождения - п. Музтаг-Ата (7546 м) по Западному гребню.

 

4. Категория сложности - предлагается 5А к/тр., снежно-ледовый

(возможно 3-е прохождение чисто Российской команды).

 

5. Характеристика маршрута:

                перепад высот - 3000 м;

                общая протяженность маршрута - 9000 м;

                средняя крутизна - ~ 20 град.

 

6. Забито крючьев: ледовых - 6.

 

7. Количество ходовых дней - 3,5 ( 5 - со спуском в базовый лагерь)

 

8. Количество ночевок и их характеристики: всего 3 ночевки, из них

                1-я (5500 м) - в палатке на каменистой площадке

                2-я (6200 м) и 3-я (6900 м) - в палатке на снежно-ледовом склоне.

 

9. Капитан :                               Лавриненко Владимир Вячеславович, мс

    Участники:                            Одоховский Вячеслав Вениаминович, I р.

                                                   Петров Андрей Евгеньевич, мс

                                                   Хохлов Юрий Владимирович, мс

                                                   Хлюстиков Иван Николаевич, кмс

 

10. Тренер:                                 Хохлов Юрий Владимирович, мс

 

11. Выход на маршрут  - 29.08.1997 г.

      Вершина                    - 01.09.1997 г. ~15-00 (время местное)

      Возвращение             - 02.09.1997 г.

 

12. Организация           - ФАиС г. Москвы.

 

 

СХЕМА  РАЙОНА  ВОСХОЖДЕНИЯ

Рис. 1      Схема района восхождения

ФОТОПАНОРАМА  РАЙОНА

Рис. 2      Массив п. Конгур (Фото № 1 с оз. Кара-Куль, L ~ 25 км)

№ 2     Маршрут Кузьмина и Белецкого 1956г. на п. Конгур-Тюбе.

№ 3     Маршрут Бонингтона 1981г. на п. Конгур-Таг.

 

 

Рис. 3      Массив п. Музтаг-Ата (Фото № 2 с оз. Кара-Куль, L ~ 20 км)

№ 1         Маршрут команды (29.08.97 - 02.09.97) на п. Музтаг-Ата.

 

 

Рис. 4      Общее фото вершины (Фото № 3 из пос. Сабаш, L ~ 10 км)

--------------             маршрут команды

 

ПРОФИЛЬ  МАРШРУТА

Профиль маршрута слева отчетливо просматривается на технической фотографии (Рис. 8, Фото 4) и на общей фотографии вершины (Рис. 4, Фото 3).

Рис. 5      Рисованный профиль вершины

КРАТКИЙ  ОБЗОР  РАЙОНА  ВОСХОЖДЕНИЯ

 

Объект восхождения нашей команды - вершина Музтаг-Ата (7546 м) находится в хребте восточной окраины Памира на территории Западного Китая.

Восточный рубеж Памирского нагорья Кашгарские горы - это гигантский ледяной барьер, отделяющий Памир от величайшей пустыни Центральной Азии - Такла-Макан. Памирское нагорье здесь выдвигается на восток, и этот огромный восточный плацдарм "Крыши мира" строго очерчивается с севера-востока цепью горной системы Конгура с востока Музтаг-Атой. Южнее Памир переходит в 200 километровой ширины ленту пустынных плоскогорий, которая обрамлена с юга цепью гигантов Каракорума, а с севера пустыней Такла-Макан. Эта лента соединяет плоскогорья Памира и Тибета. В хребтах Музтаг-Аты и Конгура расположены три высочайшие вершины всего Памира - Конгур-Таг (Конгур-1) высотой 7719 м, Конгур-Тюбе-Таг (Конгур-2) высотой 7595 м и главная вершина Музтаг-Ата высотой 7546 м.

Подножия хребтов на западе и юго-западе лежат на высотах 3800-4000 м, склоны имеют довольно спокойные очертания, хотя и весьма круты у большинства вершин Конгура. Языки ледников расположены на высотах около 4500 м.

На восток и северо-восток хребты Конгура и Музтаг-Аты обрываются почти отвесными 3-х километровыми стенами местами обнаженных скал и ледяных сбросов. Ледники здесь имеют отметки порядка 3500 - 4000 м, в 8 - 12 км от ледников до 2600 - 2200 м.

Первое восхождение на Музтаг-Ату было совершено в1956г. по наиболее южному из западных гребней. В то время здесь работала совместно советско-китайская экспедиция под руководством Белецкого Е.А. и Кузьмина К.К. Тогда на вершину поднялось 31 альпинист (19 российских и 12 китайских).

До этого вершину безуспешно пытались покорить шведский путешественник Свен Гедин в 1894 г. и английские альпинисты Шиптон Э. и Тилмен Г. в 1947 г.

После 1956 г. на вершину Музтаг-Аты поднимались в 1959 г. (33 участника) и в 1961 г. Далее до 1980 г. район был "закрыт", и только к началу 80-х годов к нему вновь появился интерес.

В настоящее время маршрут на Музтаг-Ату (пока он единственный) довольно часто посещаем. Из отечественных горовосходителей следует отметить томских альпинистов, совершивших восхождение в сентябре 1996 г. В июле-августе того же года на склонах Музтаг-Аты работали 2 международные экспедиции (руководитель Ершов А.А.).

Добраться до базового лагеря (4500 м) можно следующим образом. Перелет самолетом Москва - Бишкек. Далее автотранспортом до Киргизско-Китайской границы по маршруту: Бишкек - Рыбачье(оз. Иссык-Куль) - Нарын - перевал Торугарт. Далее маршрут проходит по Китаю. От перевала Торугарт путь лежит в г. Кашгар - п. Гез - оз.Кара-Куль (3600 м). Движение осуществляется автотранспортом по хорошо асфальтированной дороге, ведущей в сторону Ташкургана и далее в Исламабад. Далее еще 15 км по дороге до поселка Субаш. Отсюда движение по хорошей тропе (примерно 10 км) до базового лагеря под Музтаг-Атой (4500 м). Перенос экспедиционного груза осуществляется с помощью каравана верблюдов.

При хорошем раскладе продолжительность подъезда в базовый лагерь от Бишкека занимает 4 дня (1,5 дня по Киргизии и 2,5 дня по Китаю).

Базовый лагерь представляет собой палаточный городок на довольно большой поляне (похож на поляну на л. Москвина). Подход под маршрут занимает 10-15 минут.

 

ГРАФИК  ЭКСПЕДИЦИИ  НА  П. МУЗТАГ-АТА

 

16.08.1997

вылет из Москвы в Бишкек

18.08.1997

приезд в Кашгар (Китай)

19.08.1997

переезд на озеро Кара-Куль (3600 м)

20.08.1997

переход до базового лагеря (4500 м)

21.08.1997 - 02.09.1997

восхождение

03.09.1997 - 04.09.1997

дни отдыха в базовой лагере

05.09.1997 - 10.09.1997

программа на оз. Кара-Куль, треккинг

11.09.1997

переезд в Кашгар

12.09.1997 - 13.09.1997

дорога до Бишкека

14.09.1997

перелет в Москву

ПОДГОТОВКА  К  ВОСХОЖДЕНИЮ

 

Идея восхождения на п. Музтаг-Ата возникла у нашей команды почти сразу же после окончания летнего сезона 1996 г. Хотелось выехать в высотный район и совершить там восхождение на новый для нас семитысячник. Все члены команды побывали в разные годы во всех "высоких" горных районах экс-СССР. Совершили иного интересных и трудных восхождений на наши "семитысячники" в рамках Чемпионатов СССР и России. Некоторые из участников команды стали "Снежными барсами".

При почти полном отсутствии финансирования и спонсоров, задачей команды было найти наиболее оптимальный вариант высотного объекта за рубежом. Высотный объект должен был отвечать следующим требованиям:

1. Относительно дешев;

2. Достаточно интересен и безопасен;

3. Располагал о себе информацией;

4. Был редко посещаем отечественными альпинистами.

Рассматривались и другие варианты восхождений, как например, Мак-Кинли (США), семитысячники Гималаев, вершины в хребте Конгура (также Китай) и другие. Но все досконально взвесив и проанализировав и основываясь на окончательном составе команды, выбор был сделан в пользу Музтаг-Аты.

Первоначально мы слишком мало знали о вершине. Той информации, которая была опубликована в Российской печати, явно не хватало, поэтому сразу же пришлось расширить регион сбора сведений о горе. Благодаря доступу в ИНТЕРНЕТ и довольно обширной переписке с некоторыми участниками (в том числе и зарубежными) прошлых экспедиций на Музтаг-Ату, к началу лета мы располагали довольно обширной информацией. В нашем распоряжении оказался фотоматериал и некоторые печатные издания.

После этого нам необходимо было связаться с китайской стороной и выяснить все условия нашего приема (визы, программа восхождения, сроки и т.д.). Всем этим занимается KASHGAR MOUNTAINEERING ASSOCIATION (CHINA-XINJIANG). Большую помощь в организации нашего восхождения оказало нам совместное киргизско-британское предприятие "ДОСТУК-ТРЕККИНГ" Лтд, которое взяло на себя ряд посреднических операций и полностью "киргизскую" сторону экспедиции.

Общую организацию в проведении восхождения взяла на себя Московская Федерация альпинизма и скалолазания. Было решено посвятить это восхождение 850-летию г. Москвы, а отчет подать в судейскую коллегию Чемпионата России по альпинизму в высотно-техническом классе.

Как было сказано выше, все члены команды хорошо знают друг друга. Вместе участвовали во многих экспедициях, сообща ходили много интересных и трудных маршрутов.

В течении года каждый из участников поддерживает себя в достаточно хорошей спортивной форме. Многие принимают участие в традиционных легкоатлетических, лыжных и скалолазных соревнованиях (кросс "Памяти восьми", гонка "Памяти друзей", "Лыжня России", "Приз Ерохина", различные двоеборья и многие другие).

Перед выездом в Китай многие участники уже успели совершить тренировочные восхождения в этом сезоне. Так, например, Хохлов и Хлюстиков принимали участие в восхождении на п. 850-летие г. Москвы в Чегемском ущелье на Кавказе, под руководством Лавриненко было совершено восхождение на п. Домбай 3 по южной стене (5Б к/тр.) в рамках Чемпионата г. Москвы в техническом классе.

Как было сказано выше, основываясь на собранном нами материале, мы полностью уже могли оценить специфику района восхождения, его метеоусловия.

Из-за достаточно малочисленного состава команды (всего 5 человек), позднего выезда под объект (август-сентябрь) и ограниченного срока экспедиции, было принято решение совершить восхождение на п. Музтаг-Ата по западному гребню (ориентировочно 5А к/тр.).

Предварительно этот маршрут нам был более-менее известен, проблемные участки нами решались. Был выработан соответствующий план восхождения и техника страховки. Проводилась ступенчатая акклиматизация.

ТАКТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  ВОСХОЖДЕНИЯ  НА  П. МУЗТАГ-АТА

 

 

21.08.1997

1-ый акклиматизационный выход в лагерь 1 (Л-1 5500 м), заброска снаряжения, палаток. Спуск в базовый лагерь.

22.08.1997

день отдыха

25.08.1997

2-ой акклиматизационный выход в Л1, ночевка.

24.08.1997

переход и установка лагеря 2 (Л-2 6200 м), ночевка.

25.08.1997

спуск в базовый лагерь.

26.08.1997-28.08.1997

дни отдыха и подготовка к восхождению.

29.08.1997

выход в Л-1, ночевка.

30.08.1997

переход в Л-2, ночевка.

31.08.1997

установка лагеря 3 (Л-3 6900 м), ночевка.

01.09.1997

восхождение на вершину, спуск (по возможности, как можно ниже),ночевка.

02.09.1997

окончательный спуск в базовый лагерь, свертывание высотных лагерей.

03.09.1997-10.09.1997

резервные дни.

 

P. S. В процессе восхождения возможна корректировка тактического плана

ДИАГРАММА  ВОСХОЖДЕНИЯ

 

Рис. 6      Диаграмма восхождения

ГРАФИК  ВОСХОЖДЕНИЯ

 

Рис. 7      График восхождения

ТАКТИЧЕСКИЕ  ДЕЙСТВИЯ  КОМАНДЫ

 

Согласно тактическому плану, перед восхождением на вершину, командой была произведена ступенчатая акклиматизация (см. диаграмму восхождения - Рис. 6). В первый акклиматизационный выход нами был установлен первый высотный лагерь на высоте 5500 м. Было заброшено часть продуктов питания, топлива и снаряжения. Ночевка запланирована не была. Технических сложностей этот участок не представлял (Фото 11).

После отдыха в базовом лагере задачей команды была установка второго высотного лагеря (6200 м) с промежуточной ночевкой в лагере 1 (Фото 12). Согласно тактическому плану, в лагере 2 также предусматривалась ночевка. Сюда же было доставлено часть продуктов питания и снаряжения. Основной проблемой прохождения этого участка являлся ледопад, расположенный между 2-мя первыми лагерями (см. Фото 13-17). На наиболее опасных и сложных участках ледопада движение осуществлялось попеременно с крючьевой страховкой. В двух местах были навешены перила. В связи с достаточной подвижностью ледовых сераков и возможностью их обвала "узкие" места ледопада проходились достаточно быстро.

Получив акклиматизацию и отдохнув в базовом лагере, команда получила возможность совершить восхождение. Было установлено два высотных лагеря, кое-где промаркирована тропа. Единственно, что усложняло наше движение, это большое количество снега, выпавшего после непогоды. Приходилось заново прокладывать тропу. Часто происходила смена ведущего. В связи с поздними сроками восхождения (конец августа - начало сентября) работа на маршруте велась в основном в середине дня (см. график восхождения - Рис. 7). По утрам было очень холодно. Но благодаря оптимальному расположению высотных лагерей (через каждые 600 - 700 м по высоте) светового времени нам вполне хватало. Еще одной проблемой на восхождении была ориентация на маршруте. В случае тумана или обильного снегопада возникала реальная опасность сбиться с пути. Способ решения данной проблем состоял в частичной маркировке пути флажками.

Восхождение на вершину (см. Фото 21,22) было сделано из 3-его высотного лагеря (6900 м), там же была и ночевка после горы.

Высшая точка Музтаг-Аты оказалась небольшим островком черных скал, за которыми обрывистые склоны вершины спадают на север, к леднику Коксель.

На следующий день команда в полном составе возвратилась в базовый лагерь.

СХЕМА  МАРШРУТА  В  СИМВОЛАХ  УИАА

 

 

ОПИСАНИЕ  МАРШРУТА  ПО  УЧАСТКАМ

R0-R1

Участок маршрута от базового лагеря (4500 м) до лагеря Л1 (5500 м). Особых технических трудностей не представляет. Движение осуществляется по широкому, пологому и каменистому гребню. Движение одновременное.

R1-R2

Участок маршрута от Л1 до лагеря Л2 (6200 м). Характерной особенностью данного участка является ледопад. Ледопад сильно изрезан, много открытых и закрытых трещин. На пути движения встречаются довольно крутые ледовые стеночки. Возможна подвижка ледовых сераков, не исключена возможность небольших обвалов. Движение попеременное, страховка через ледобурные крючья и ледорубы.

R2-R3

Участок маршрута от Л2 до лагеря ЛЗ (6900 м). Участок представляет собой широкий снежно-ледовый гребень. В начале возможны закрытые трещины. Движение одновременное. Общее направление движения - северо-восточное. Сильно не отклоняться по гребню влево.

R3-R4

Довольно пологий и широкий гребень. "Крыша", прямо выводящая на вершину, представляющую собой небольшой островок черных скал.

ТАБЛИЦА  СНАРЯЖЕНИЯ

 

1. Палатка высотная

2 шт. (2-х и 3-х местные)

2. Палатка высотная ("полубочка")

1 шт.

3. Веревка основная 9 мм 30 м

1 шт.

4. Крючья ледовые

4 шт.

5. Ледорубы

3 шт.

6. Айсбайли

2 шт.

7. Лыжные палки (телескопы)

5 пар

8. Кошки

5 пар

9. Страховочные системы

5 шт.

10. Карабины (все)

9 шт.

11. Кариматы

5 шт.

12. Комплект пиковой и ветрозащитной одежды

5 шт.

13. Газовые горелки

2 шт.

14. Газовые баллоны (250 мл)

10 шт.

15. Комплект посуды

1 ком.

16. Фонари

3 шт.

17. Комплект свеч, зажигалок, спичек

комплект

18. Лопата лавинная

1 шт.

19. Аптечка

комплект

20. Фотоаппарат

4 шт.

21. Видеокамера

1 шт.

22. Очки солнцезащитные

5 шт.

23. Маркировочные флажки

комплект

 

Общий вес рюкзаков на акклиматизационных выходах и на период восхождения составлял по 10-15 кг. На спуске (особенно из Л1 в БЛ) по 20 кг.

ТЕХНИЧЕСКАЯ  ФОТОГРАФИЯ

Рис. 8      п. Музтаг-Ата (Фото № 4 на пути к базовому лагерю, L ~ 5 км)

 

Л1 - ночевка 29.08.97

 

R0-R1

Базовый лагерь - Л1 (5500 м)

Л2 - ночевка 30.08.97

 

R1-R2

Л1 (5500 м) - Л2 (6200 м)

Л3 - ночевка 31.08.97 и 01.09.97

 

R2-R3

Л2 (6200 м) - Л3 (6900 м)

Вершина - 01.09.97 ~ 15-00

 

R3-R4

Л3 (6900 м) - Вершина (7546 м)