ЛЫЖНЫЙ ТУРИЗМ

Илья Геров

На карельской лыжне

В солнечный день часа три-четыре лететь по лыжне, чтобы дух захватывало, в Берендеевом царстве заиндевевшего леса почувствовать себя сказочным богатырем, на морозе напиться чаю из термоса. Вечером дома вкусный и сытный ужин. Это здорово! Зима, однако, не только легкий морозец в солнечный день, тишина и дым столбом, изукрашенные инеем деревья - этакая умиляющая идиллия! Зима - это ещё и сильный мороз, и леденящий тело ветер, и беспощадная пурга, и резкие изменения погоды, и неприглядный для непосвященного походный быт (мерзнуть в холодной палатке и беспокоится, выдержит ли она напор шквального ветра и пурги), и страх на крутых обледенелых склонах, и постоянное чувство голода с мечтами о куске мяса величиной с ладонь. Всё это факторы, определяющие специфику лыжного туризма, особенности подготовки и проведения походов зимой. Этого многие не понимают!

Южный Урал

Но, несмотря на несколько мрачную картину, которую я нарисовал, осенью, когда станет невмоготу от городской суеты и слякоти, хочется вырваться туда, где мороз сковал реки и озёра, а снег выбелил землю. Так что активная жизнь в нашем Турклубе не замирает ни на минуту, ни зимой, ни летом, ни в межсезонье.

Обычно, сезон проведения лыжных походов начинается ноябрьскими праздниками и продолжается вплоть до мая. География лыжных походов, совершаемых туристами МАИ, весьма разнообразна. От несложных путешествий по Тверской обл. и Карелии до суровых лыжных походов в заполярье по Кольскому полуострову, Уралу, Саянам, Алтаю и Памиру - везде, где земля даже ненадолго покрывается снегом, туристы МАИ прокладывают свои лыжни.

Верблюды на Алтае

С лыжами на Белуху

Походы по лыжному виду туризма делятся на шесть категорий сложности, а так же существуют некатегорированные (н/к) походы, т.е. проще, чем первая категория сложности. Некатегорированные походы и походы первой категории сложности доступны для всех желающих, кто хочет попробовать свои силы в новом для себя увлечении. Такие походы проводятся в лесных районах средней полосы, Карелии, Архангельской области и являются трамплином в удивительный мир приключений и путешествий. И многих после таких походов эта страсть не покидает всю жизнь. Походы пятой и шестой категорий сложности являются спортом высших достижений. Походы второй, третьей, четвертой категорий представляют собой как бы ступени на пути к вершинам туристского мастерства как для руководителей, так и для участников. Ежегодно по всем видам туризма проводятся всероссийские чемпионаты. С гордостью можно отметить, что в 1997, 1998, 1999, 2001 гг. команды Турклуба МАИ занимали первое место на чемпионате России по горному туризму, а в 2002 г. - долгожданное первое место на Чемпионате России по лыжному туризму.

Как же проходит лыжный сезон в МАИ?

Закат на седле Белухи

В лыжном сезоне 1997-1998 годов, так называемая единичка совершалась студентами МАИ, пришедшими в наш турклуб осенью 1997 года. Поход проходил по территории Валдайской возвышенности в период студенческих каникул. За семь ходовых дней ребята прошли на лыжах около 130 км по живописным местам озерного края нашей средней полосы, получив при этом массу незабываемых впечатлений и огромный заряд жизненной энергии. Руководил походом Пётр Рыкалов.

Второй поход, совершенный туристами МАИ за сезон, проходил в период с 26 февраля по 15 марта. Такие сроки были выбраны из-за специфических погодных условий района Приполярного Урала. Для успешного проведения такого путешествия участники похода должны иметь за плечами определенный опыт участия в лыжных походах. Особые требования предъявляются также и к снаряжению как личному, так и к групповому. Ведь нам предстояло автономно прожить две недели в неблагоприятных зимних условиях. И не просто прожить, а покрыть при этом путь длиной в 250 км. Путь наш пролегал по Уральскому хребту в районе высочайшей вершины Урала, горы Народная. Выгрузившись рано утром из поезда Москва-Воркута на станции Инта мы за восемь с небольшим часов в кузове автомашины марки "Урал" проехали 130 км. по лесам и тундрам уральских предгорий. Изрядно припорошенная снегом, наша группа выгрузилась на геологоразведочной базе "Желанная", находящейся в самом сердце уральских гор. Переночевав в одном из пустующих домиков, утром 1марта мы начали свой долгий путь. Надо сказать, что горы встретили нас неласково. Как только мы двинулись в путь, начался снегопад, поднялся резкий встречный ветер. Пряча лицо от снежных плетей под ветрозащитными масками, мы медленно продвигались вперед. На следующий день погода не стала лучше. Однако это не помешало нам преодолеть перевал Кар-Карпинского и встать лагерем на берегу закованного в лед озера Голубое. Отсюда на следующий день было запланировано восхождение на гору Народная. Но погода не желала сдаваться. Пурга бушевала весь следующий день, несмотря на то, что сквозь снежную пелену пробивался тусклый диск солнца.

Алтайские игрища 2001 года. На траверсе Маашей

Четвертое марта. Еще видны последние отголоски пурги, а мы уже собираем снаряжение, которое может понадобится при восхождении. Крошечное пятно палатки осталось далеко внизу. Первые лучи восходящего солнца застали нас в пути на вершину. Подъём занял почти три часа. И вот группа полным составом стоит на высочайшей точке Уральского хребта, на высоте 1895 метров над уровнем моря. Высота, конечно не ахти какая большая на фоне других вершин мира, но когда осознаешь, что в данный момент ты выше всех на Урале невольно чувствуешь гордость. Конечно, летом сюда приходит много народа, но зимой такое восхождение представляет немалое достижение. Тем более, за последний сезон мы здесь первые. Спуск занял немного времени. Подкрепившись и отдохнув в палатке, мы свернули лагерь и продолжили свой путь.

Полярное сияние

Остаток дня и первую половину следующего погода благоприятствовала нам. Но как только мы поднялись на перевал. Голубые надежды, или Центральный, ветер снова усилился и нас просто "сдуло" в долину реки Манарага по которой мы шли остаток дня и весь следующий день. Через день на перевале Студенческий история с погодой в точности повторилась. Сутра нам открылся великолепный вид на долину реки Манарага и на саму величественную многоглавую красавицу. В переводе Манарага означает Медвежья лапа. Такое название эта гора получила неспроста. Представьте себе гору увенчанную грядой больших и малых вертикальных скалистых выступов, их восемнадцать, расположенных на высоте примерно 1800 метров над уровнем моря и вы поймете меткость такого названия.

С перевала Студенческий мы опять спускались при крепком попутном ветре и плохой видимости, но это уже мало нас огорчало. С этого момента каждый шаг сделанный нами по заваленной снегом тайге приближал нас к дому.

Южный Урал, гора Еремель

Горы остаются позади, а впереди нас ждут многие километры пути по тайге и руслам замерзших рек и озер. Условия существования здесь не такие жесткие, как в горах, но и здесь есть свои сложности. Ежедневная многочасовая тропёжка по глубокому снегу, бурелом, мелколесье, да и угодить в полынью на реке тоже малоприятно. Как участник и руководитель похода могу сказать, что именно в таких путешествиях с человека слетают все оболочки, вся шелуха, которой он обрастает в городе. Остается только ядро, суть человека, такого, какой он есть. У кого-то это ядро больше, у кого-то меньше. У кого-то оно тверже, у кого-то нет. Может быть самое важное, что остается после похода, это то, что люди по настоящему узнают и оценивают друг друга. Узнали и мы. Были в этом процессе свои радости, были и разочарования.

Тринадцатое марта, пятница, полнолуние... Через пять дней путешествия по тайге мы благополучно вышли к железнодорожному поселку Косью и через два часа заняли свои места в поезде N 175 Воркута-Москва. Так, что этот "страшный", по мнению некоторых людей, день был для нас вполне удачным. Стучат колеса. Мы едем домой. Но в голове помимо мыслей о еде, теплой ванной, предстоящих заботах и хлопотах уже зреют планы на будущее. Закончен лыжный сезон. Но впереди весна и лето - сезон проведения водных и горных походов. Маёвские туристы не теряют времени: уже проводится подготовка к летним горным походам, проведение которых планируется на Кавказе и Памире, проводятся тренировки по ОФП и технике горного туризма. Скоро сойдет снег, и вскроются реки, а значит, настанет пора проведения водных походов, как спортивных, так и тренировочных походов выходного дня. Мы ждем всех, кто желает присоединится к нам.