Публикации газеты "Пропеллер" на темы, связанные с туризмом

Орфография и пунктуация максимально приближены к оригиналу. Курсивом в квадратных скобках выделены примечания составителя.

1931-1934 | 1935 | 1936 | 1937-1938 | 1939 | 1940 |1941-1944 | 1945-1948 | 1949-1959 | 1960-1970 | 1970- 1978 |

1931 г.

Публикаций о туризме не обнаружено.

1932 г.

N3(26), 28 января. Михеев. "Военизированный пробег".

"В январе команда лыжников отправляется в 160-километровый пробег до подшефного колхоза: Маршрут пробега на протяжении 40 километров проходит горами, по лесным дорогам:"

N6(29), 2- февраля. Гриневицкий. "Военизированный лыжный пробег".

"Старт был у краснопресненского райсовета. 9 лыжников, одетые в зеленые юнгштурмовки, с лозунгами, отправились в путь. Первый ночлег в совхозе Гаврилово: Следующие два дня шли по мокрому снегу:К концу третьего дня разбились пополам, одна часть направилась в Михнево, где провела собрание, другая побывала в Шматове. Четвертый день ознаменовался морозом и сильным ветром, дувшим, к счастью, в спину. Путь до Каширы был пройден с рекордной скоростью. Собрание и ночевка в Кашире: Остается последний этап. Усиливающийся ветер гонит к показавшейся в лощине Масловке: Колхоз "Красная Новь" - конечная цель нашего пробега. Последние 4 версты были, пожалуй, самым трудным участком пути. Разыгравшийся ветер дует прямо в лицо, из-за снежной мятели дорогу еле видно. Продвигаемся черепашьим шагом: На следующий день наш радист тов.Загриценко налаживает радио: Слово предоставляется тов.Крыловскому:".

N13(36), 10 мая. "Новый состав Вузбюро: 21.Загриценко А.Т. :."

N34(57), 8 октября. "Придется заусенцы опиливать".

"Известный читателю "Пропеллера" "покровитель туризма" тов.Вышегородский на этот раз показал себя с другой стороны:"

N37(60), 24 октября. "Тов.Ходеев, студент группы 16-08, работник "Пропеллера" принимал участие в экспедиции ледокола "Малыгин" на Землю Франца Иосифа. С настоящего номера мы начинаем печатанием серию очерков т.Ходеева об экспедиции."

Ходеев. "72 дня в Арктике". Путевые заметки.

N38(61). Ходеев. "72 дня в Арктике". Путевые заметки.

N41(63). Ходеев. "72 дня в Арктике". Путевые заметки.

NN42-43(64-65), 22 ноября. Ходеев. "72 дня в Арктике". Путевые заметки.

[примечание: в этом же номере заметка с подписью: "Н-к ВПО МАИ Вышегородский"]

1933 г.

N20(92), 23 апреля. А.Тихонов. "За пролетарский туризм".

"В связи с наступлением летнего сезона и приближением отпуска студенчество МАИ должно поставить перед собой задачу: "каждый студент - пролетарский турист", "ни одного ударника, ни комсомольца вне туризма":У нас в МАИ ячейки ОПТЭ как таковой нет. Ее надобно сейчас же организовать и повести работу".

1934 г.

N6(143), 23 февраля. Бригада ОСО: М.Барцева, А.Мусатов, О.Корзун. "Под'ем на Кукис-Вум-Чорр. (Из дневника комс. бригады ОСО МАИ, совершившей в отпуск экскурсию на Кольский полуостров)".

"2 февраля, рано утром, в 8 часов (было еще темно), взяв ледорубы и длинную крепкую бичевку, мы вышли на лыжах к подножью Кукис-Вум-Чорр:Лыжи идут прекрасно. Равномерно поскрипывают крепления: 10 ч. 30 м. Начали под'ем. Перед нами совершенно ровный под углом около 20 градусов бесконечно длинный под'ем. Нетронутый, мягкий, пушистый снег. Под'ем сравнительно легкий ("Елочка"): Дальше уклон резко повысился. От 20 градусов перешел примерно к 40. Снег твердый. Обледенелая масса не держит лыж, они скользят. Приходится лыжи снять. Ледорубами вырубаем ступеньки в обледенелом насте... Крик... Олег оборвался и пополз вниз со все увеличивающейся скоростью... Миг был жуткий. Спас ледоруб, который он успел в последний момент воткнуть в наст. Одолели и этот склон: Перед нами Чорр - отвесным пиком торчит вверх. Пройдя вдоль, вправо, обнаружили скат с мягким пушистым снегом, по которому без труда добрались до вершины. Вершина - почти ровное плато около квадратного километра площадью. Кругом замечательная панорама гор. Внизу голубой лентой вьется незамерзающая речка: отдохнув на снегу, начали спуск. 3 часа дня. Снег хороший. Можно хорошо идти и на лыжах. Изумительное лыжное катание не омрачается поломкой Сашкиных лыж. Кукис-Вум-Чорр остается позади".

Фото ": Архаров А. :" Фото ":Михеев:"

N7(144), 27 февраля. Заметки М.Барцевой и студента-дипломника Мусатова.

N14-15(150-151), 2 апреля. Инициативная группа: Лашкин, Беркович, Гудименко, Руднев. "На повестке дня - весна".

":Мы были свидетелями того, с каким энтузиазмом, стихийно организовывались экскурсии из "Авиэтки": В прошлом году целый ряд организаций весьма удачно устраивал альпинистические учебные лагеря, в этом году этот метод туристской работы применят многие и многие. Мы предлагаем организовать этим летом учебный альпинистический лагерь МАИ с ориентировочной пропускной способностью 50 чел. в 2 смены. Район - Кавказ, точнее - Кабардино-Балкария или Сванетия. Желающих поехать найдется очень много, желающие организовывать уже есть. Нужна помощь дирекции и профкома, как финансовая, так и организационная. Центральный совет ОПТЭ оказывает нам в этом деле всяческую поддержку, он дает бесплатный прокат снаряжения (палатки, ледорубы и т.д.), снабжает продуктами и обувью. Мы имеем много очень опытных инструкторов в среде студентов-альпинистов, принимавших участие в сложных экспедициях, и многих туристов-любителей, прошедших не одну сотню километров. Наличие своего инструкторского состава значительно облегчает организацию лагеря и удешевляет его. О пользе туризма и альпинизма говорить много не нужно, каждому ясно, что физическая закалка будущего инженера-командира играет большую роль, и недаром альпинизму так много внимания уделяет Красная армия и военные академии. Мы должны в этом отношении выйти в число передовиков:"

N18(154), 21 апреля. "Дела и люди одной группы".

Барцева и Бугайский(профорг) вместе учились в группе С7-25. Также упомянуты студенты этой группы Потапов(парторг), Труняков, Арон Дегтярь, Николаева, Вишняков, Воронина, Казакова (комсорг), Русаков, Исаак Богановский, Борис Сипко, Лоскутов.

Д.Романенко. "За горный лагерь".

"Центральный совет ОПТЭ в Кабардино-Балкарской области, в долине реки Адыр-су, в 3 км. от ледника организует летом текущего года учебно-военный альпийский лагерь. Задача лагеря - научить его участников уменью преодолевать горные барьеры, дать понятие об особенностях военных действий в горах, научить участников лагеря ориентироваться в чрезвычайно сложной по рельефу местности, обучить стрельбе в горах: В основном в лагерь должны комплектоваться студенты ударники. Преимущество при отборе в лагерь отдавать значкистам ГТО и ворошиловским стрелкам, а также туристам, уже бывшим в горах. После десятидневного пребывания в лагере его участники отправляются через один из перевалов (Местийский Новый, Богеевский, Донгус-Орунский и т.д.) в Сванетию, через ее центр Местию, по бурной горной реке Ингуру в Сухум: Стоимость пребывания 10 дней в лагере - 75 руб. После окончания лагерного сбора участникам выдается на 3 дня сухих продуктов бесплатно, на остальные 7 дней продукты покупаются на базах ОПТЭ по твердым ценам - 2 р. 50 к. за день. Таким образом, включая все расходы, поездка потребует около 300 рублей. Мне кажется, что каждый желающий отдохнуть таким образом сумеет из стипендии за время отпуска ассигновать 150-200 р., остальную сумму - должны будут ассигновать профком и дирекция института. Ведь отправка в дома отдыха обходится им не дешевле. А многие предпочтут путешествие по Сванетии дому отдыха. У института есть все возможности, договорившись сейчас же с ЦС ОПТЭ, организовать летом горный лагерь на 50 ч."

От редакции. "Редакция ставит на обсуждение статью т.Романенко и считает, что посылка в горный лагерь будет неплохим способом премирования ударников к концу учебного года. Желаем отклика от профкома и студентов.

От неорганизованных туристов МАИ Корзун. "Утеряна ячейка ОПТЭ. Кто ее разыщет?"

"Такое колоссальное учебное заведение, как МАИ, должно и может иметь свою мощную ячейку пролетарских туристов, но вот уже второй год как ее тщетно ищет студенчество и не может найти. Передовые институты Москвы имеют свои мощные организации ОПТЭ, которые проводят большую работу. Например, МЭИ в этом году организует большой военизированный высокогорный поход в Сванетию с организацией в горах лагеря. Маршрутов много. Наш институт должен иметь свою мощную организацию ОПТЭ. Профкому и другим общественным организациям пора давно задуматься над созданием ячейки ОПТЭ".

N21(157), 8 мая. Фото ":Гудименко,:Барцева, : Беркович:"

N22(158), 11 мая. Фото "Комсомольцы на отдыхе". [на снимке привал группы на тропе в горной местности]

N24(160), 25 мая. Треугольник гр. В7-КИМ. "Группа В7-КИМ за проектом".

Упомянуты студенты группы Соколова, Шляпникова, Русанова, Епифанова, Голубчикова, Кириленко, Петрович.

Рубрика ""Пропеллеру" отвечают". Профком. "Горный лагерь будет".

"В апреле месяце в "Пропеллере были помещены заметки "Потеряна ячейка ОПТЭ" и "За горный лагерь". Сообщаем редакции, что руководитель ячейки ОПТЭ т.Нечаев, допустивший ослабление работы ячейки, от руководства освобожден. Председателем вузбюро яч. ОПТЭ выдвинут активный работник и опытный турист т.Романенко. Принят ряд мер к улучшению организационной структуры бюро яч. ОПТЭ. Яч. довела до сведения студенческих масс об экскурсионных маршрутах и стоимости таковых. Что касается горного лагеря, то стоимость пребывания в нем - 400 руб. Профком выделяет средства для дотации: 50 проц. стоимости желающим поехать в горный лагерь, лучшим ударникам института".

N25(161), 28 мая. "Ударно работать - культурно отдыхать. На солнце! На воздух!" Страница, посвященная спортивному туризму.

Беркович. "Поедем в горный лагерь". Фото - высокогорный пейзаж.

":Профком выделил 2.000 руб. для премирования лучших ударников посылкой в лагерь. Кроме того, мы можем послать несколько человек, желающих поехать целиком за свой счет. Лагерь расположен на юге Кабардино-Балкарии, в 140 км. от Нальчика, в долине р.Адыр-су: Лагерь пропустит 60-80 чел. за четыре смены: 1-я смена - 1-15 июля. 2-я смена - 15 июля -1 августа. 3-я смена - 1-15 августа. 4-я смена - 15 августа - 1 сентября. Для нас наиболее удобными сменами являются 2 и 3-я. Выезд из Москвы для 2-й смены - 11-12 июля, а для 3-й - 27-28 июля: В лагерь могут ехать не только старые туристы, но и новички, для которых он будет лучшей школой. Все желающие поехать должны подать заявление в факультетские профбюро и зарегистрироваться у Берковича (гр.В-7-КИМ). Чем скорее выяснятся все желающие, тем скорее можно будет обеспечить их снаряжением (ботинки, рюкзаки)".

Д.Романенко. "Внимание самодеятельному туризму"

"Самодеятельные туристы - это люди, которые сами прорабатывают свой маршрут:Самодеятельные туристы должны стать основными кадрами ячейки ОПТЭ. Они у нас есть, надо их только организовать. До сих пор в МАИ самодеятельному туризму уделялось очень мало внимания. Группы самодеятельников организовывались стихийно. В прошлом году очень небольшая часть студенчества с пользой для своего здоровья провела отпуск на юге - в Крыму, на Кавказе, на Волге: Прежде всего нужно провести организационную работу на факультетах. Уполномоченные ф-тов проводят перерегистрацию, собирают задолженность и членские билеты (неплатящие членских взносов перерегистрации не подлежат), выявляют актив самодеятельников. Ячейка организует в ин-те консультацию, привлекая к этой работе актив. На консультации будут даваться советы, куда пойти, как проработать маршрут и необходимые указания самодеятельному туристу: Самодеятельники в пути снабжаются продовольствием через туристские базы по установленным ценам из расчета 2 р. 50 к. за день".

Профком "За организованный отдых".

"С целью лучшей организации летнего отдыха студенчества профком, помимо посылки студентов в дома отдыха и на курорты, развертывает большую работу по туризму. Сюда относятся: 1) Посылка лучших ударников учебы в альпинистский лагерь на Кавказе. Профком выделяет средства на дотацию каждого участника в размере 200 руб. Желающие поехать в альпинистский лагерь сверх этого количества за свой счет будут также удовлетворены. 2) Организуется целый ряд экскурсий по СССР. Стоимость экскурсий от 55 до 325 руб. Маршруты: Заполярный, Селигерский, Алтайский, Кузбасский, Кавказский (Черноморский), Кавказский (военно-грузинский), Кавказский (радиальный), Кавказский (военно-осетинский), Кавказский (сквозной), Крымский (южнобережный), Крымский (горный), Крымские (радиальные), Днепровский. 3) Организуются экскурсии на байдарках по Волге. 4) Организуются инициативные туристские группы, самостоятельно намечающие себе маршруты (восхождение на Эльбрус, велоэскурсия Москва - Сочи и т.д.):"

N31(165), 30 июня. З.Б. "В погоне за "счастьем""

Заметка о летнем отдыхе студентов. ":Сотня, другая наших студентов помчится к ослепляющему югу - под солнечный душ, в морские об'ятья, иные поедут в знакомые места по зову родственных чувств, другие - закалят себя суровым туризмом:"

N40(174), 11 октября. Фото "Халапсин М. (С-5-55), лучший комсорг самол. ф-та, 100 проц. хор. и отл."

N43(177), 28 октября. "Воздушные альпинисты (Авиазвено второй альпиниады РККА)".

"...Еще в Улу-Каме, на подступах к Эльбрусу в день авиации, когда горцы внимательно слушали летчиков, высоко в небе парил орел: Командир Кучинский вскинул винтовку, выстрелил, и царь гор штопором упал к нашим ногам:А через час-два показался самолет: Заметив колонну альпинистов, он стал кружиться и делать виражи. Посыпались фрукты, газеты и вымпелы. Семь дней без связи с внешним миром закончились: Это был один из самолетов авиазвена под командованием тов.Липкина: Найти колонну в горах - нелегкая задача: самолет постоянно рискует нарваться на скалы. Поэтому выбор пал на "воздушные мотоциклы" - самолеты У-2: Менее чем за месяц, тремя самолетами налетено 250 часов (из них 150 в высокогорных условиях): Прямо перед нами Эльбрус с десятками муравьиных точек. Это - последний эшелон штурмует вершину. Сбрасываем газеты, виноград. Жалеем о парашюте, - так легко сэкономить три дня и сбросить человека, если не на вершину, то на приют Пастухова: - Ну, сегодня летаем - погода на-ять, - говорит летнаб. Знаменский:Куда? На Эльбрус или в Местию? - суетится летчик Кокорин. - Нет ли там заболевшего?- в сотый раз напоминает санитарный летчик Осипов: Нач. УВВС РККА т.Алкснис в телеграмме "с большим удовлетворением отмечает работу авиазвена в горных условиях"".

N47(181), 16 ноября. Фото "Зима приближается, пора заняться вопросом о том, как лучше обеспечить студентов лыжами, коньками и прочим спортинвентарем. - На снимке: на лыжной вылазке".