ОТЧЕТ

о восхождении на пик Победа Главная (7439 м)

на Чемпионат Содружества независимых государств

по альпинизму 1999 г.

(ВЫСОТНЫЙ КЛАСС)

Команда Федерации альпинизма и скалолазания Москвы

Руководитель Петров А.Е.
Тренер Хохлов Ю.В.

Москва

1999 г.

(2-е место на Чемпионате СНГ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПАСПОРТ ВОСХОЖДЕНИЯ

1. Класс восхождения - высотный

2. Район восхождения - Центральный Тянь-Шань, хр. Кокшаал-Тоо

3.   Маршрут восхождения -  п. Победа Главная (7439 м) по 3 гр. через п. Победа Западная, с л. Звездочка (маршрут Д. Медзмариашвили)

4. Категория сложности - 5Б -6А, комбинированный

3-я (6200 м) - в палатке на снежной полке,

4-я (6700 м) - в палатке на снежной полке перед п.Важа Пшавела,

5-я (7300 м) - в палатке в мульде на гребне,

6-я (6700 м) - в палатке на снежной полке перед п.Важа Пшавела.

9.   Руководитель группы:                Петров Андрей Евгеньевич, кмс.

Участник группы:                Одоховский Вячеслав Вениаминович, I р.

Наблюдатели группы:          Тотмянин Н.А., мс

Никифоров А.М., кмс

10. Тренер группы:               Хохлов Юрий Владимирович, мс

11. Выход на маршрут          - 14.08.1999 г.

Вершина                    - 18.08.1999 г.

Возвращение             - 20.08.1999 г.

12. Организация - Федерация альпинизма и скалолазания Москвы

КРАТКИЙ ОБЗОР РАЙОНА ВОСХОЖДЕНИЯ

Пик Победа расположен в Центральном Тянь-Шане в пограничном с Китаем хребте Кокшаал-Тоо. Он был открыт в тридцатых годах и окончательно «опознан» как новый семитысячник в 1943 г. военными топографами, которые предложили назвать его в честь победы в Великой Отечественной войне. До этого фигурировал на картах под разными названиями, включая пик ЛКСМУ, пик Военных топографов (В. Рацек. Пять высочайших вершин СССР). Первое официальное восхождение было совершено в 1956 г. членами объединенной экспедиции московского «Спартака» и казахских альпинистов под руководством В. Абалакова.

Пик Победы является самым северным в мире семитысячником. Это, а также особые климатические условия района (неустойчивая, постоянно меняющаяся в течение дня погода, холод, частые снегопады и сильные ветры) делают восхождение на данный пик необычайно сложным и опасным по сравнению с восхождениями на памирские вершины. История покорения пика Победы полна драматизма и большого количества аварий. Тем не менее, он привлекал и привлекает к себе альпинистов (а также туристов) всего мира.

Группа совершила восхождение на пик Победа Главная по маршруту через пик Победа Западная (Важа Пшавела) с перевала Дикий по Западному гребню со стороны ледника Звездочка. Маршрут отсутствует в каталоге «Классификационная таблица маршрутов на горные вершины СССР» (Волгоград, 1981). Таким образом, отчет о восхождении по данному маршруту, как это ни парадоксально звучит (учитывая популярность маршрута), следует рассматривать как "отчет о первопрохождении". Авторы отчета надеются, что данное описание послужит основанием для включения данного маршрута в «Классификационную таблицу маршрутов на горные вершины». Спуск по данному маршруту, как известно из консультаций, сложнее, чем спуск на перевал Чонтерен, следовательно рекомендуемая категория сложности данного маршрута не может быть ниже, чем траверса - т.е. 6А к.сл.

Схема района восхождения приведена ниже на рис. 1.

ПОДГОТОВКА К ВОСХОЖДЕНИЮ

Со дня прибытия в базовый лагерь на ледник Южный Иныльчек (МАЦ «Тянь-Шань - 99» начальник Н.Н. Щетников) группа проводила акклиматизационный выход в район перевала Дикий для выбора и подготовки мест промежуточных лагерей, а также обработки ледопада выше отметки 4200 м. Кроме того, в целях дополнительной акклиматизации было совершен выход в район перемычки между пиком Хан-Тенгри и пиком 6250. В результате этого группа получила отличную акклиматизацию и спортивную форму, что сказалось в дальнейшем при восхождении на пик Победа Главная.

В рамках подготовки к восхождению группа консультировалась у начальника спасательной службы МАЦ «Тянь-Шань» Клованич С.А., руководителя совместного киргизско-британского предприятия «Достук-трекинг» Щетникова Н.Н. Кроме того, один из участников (Петров А.Е.) имел опыт работы спасателем в МАЦ «Тянь-Шань» в 1995 году по обеспечению безопасности восхождений на пик Хан Тенгри и пик Победы.

Участники группы имели возможность познакомиться как с районом восхождения, так и с нижней частью маршрута в предшествующие годы: Петров А.Е. имел опыт восхождения на пик Победа Западная в 1984 году (и по гребню до Обелиска), а Одоховский В.В. - в 1995 году. В целом группа хорошо ознакомилась с маршрутом восхождения и получила необходимую акклиматизацию.

Была проведена заброска в пещеру на 5800 м продуктов, газа. При спуске была проведена разведка спуска через ледник Дикий. Спуск по ледовой стене потребовал использования полного комплекта ледового снаряжения, хотя лед покрыт свежим снегом. Спуск по закрытому леднику требует постоянного напряжения и страховки, а в средней части - еще и тяжелой тропежки во второй половине дня. Пересечению ледника Южный Иныльчек препятствуют долины ледниковых рек с ледовыми стенами. Это требует поиска мостов. Таким образом, мы сочли целесообразным подход к маршруту восхождения по леднику Звездочка, т.е. там, где и подходили при заброске.

СХЕМА РАЙОНА ВОСХОЖДЕНИЯ

Схема района восхождения (Масштаб 1:150 000)

СОСТАВ И ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ГРУППЫ

В состав группы вошли следующие члены сборной команды ФАиС г. Москвы:

1.   Петров Андрей Евгеньевич, кмс, капитан команды;

2 Одоховский Вячеслав Вениаминович, I р., участник;

Группа оснащена в достаточном количестве специальным, групповым и личным снаряжением, а также питанием на восемь суток. Для обеспечения безопасности предусматривалась радиосвязь (два сеанса в течение дня) с базовым лагерем (морена ледника Ю. Иныльчек), а также с другими группами, совершавшими акклиматизационные выходы и восхождение на пик Победы.

СНАРЯЖЕНИЕ ГРУППЫ

Для восхождения на пик Победа Главная группа была укомплектована следующим снаряжением:

Наименование снаряжения

Лопата

на бивуаках 5250, 6700

12.

Радиостанция "Кактус", запасное пит.

13.

22.

Аптечка

ТАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВОСХОЖДЕНИЯ

Действия группы на маршруте определялись тактическим планом восхождения. При его составлении учитывались плохие погодные условия района, состояние маршрута в текущем сезоне и места ночевок, состояние ледопада выше ночевок 4200 м, физическое состояние и акклиматизация участников восхождения. В целом тактический план состоял в следующем:

1-й день: подход на ночевки в установленной при заброске палатке на высоте 4200 м на леднике Звездочка;

2-й день: прохождение ледопада, подъем на перевал Дикий (5250 м), ночевка в пещере, выкопанной при заброске;

3-й день: подъем до площадки на высоте ~6200 м (ночевка в палатке);

4-й день: подъем до площадки на высоте ~6900 м (ночевка в палатке за пиком Победа Западная в мульде);

5-й день: подъем на вершину пик Победы Главная (7439 м) и спуск вниз до ночевок на высоте 6900 м (или, по самочувствию - до седловины у скалы Обелиск),

6-й день: спуск до пещеры на высоте 5800 м или до пещеры на высоте 5250 м.

7-й день: спуск до установленной палатки на высоте 4200 м (при хорошем самочувствии - до базового лагеря);

8-й день - резервный на случай непогоды.

Фото пика Победы Главная с маршрутом восхождения и местами промежуточных лагерей (ночевок) приведена на рис. 1.

Согласно тактическому плану самая большая физическая нагрузка выпадала на 5-й день при восхождении на пик Победа Главная (требовалось преодолеть перепад высот ~550 м, а по протяженности ~4000 м на высотах выше 7000 м). Группа руководствовалась следующими соображениями:

1) хорошая акклиматизация (две ночевки на высоте ~6000 м) и хорошее физическое состояние участников восхождения;

2) хорошее знание большей части маршрута (до Обелиска), информация о его состоянии в этом сезоне;

3) нормальное состояние (нелавиноопасное) участка маршрута выше 6900 м;

4) наличие пещеры на ночевке 6900 м (по информации от других групп, совершивших попытки восхождения).

Кроме того, группа имела возможность изучить маршрут по собственным видеоматериалам через видеокамеру. Видеофильм был снят при выходе на заброску. Наиболее трудные места приближены трансфокатором. Далее при восхождении видеофильм снят от базового лагеря до вершины Победа Главная.

4-й день по тактическому плану должен быть ключевым, т.к. предполагалось в этот день установить штурмовой лагерь (палатку). Было решено для этого выбрать площадку на высоте ~6700 - 6900 м. В случае хорошего самочувствия возможен подъем на высоту ~6900 м, а в противном случае или при плохой погоде - до высоты ~6700 м (одно из мест ночевок на этом маршруте).

На 5-й день восхождения предполагалось выйти на вершину пика Победы Главная и далее спуск по самочувствию группы и погодным условиям. Возможность спуска сразу по Западному гребню осложнялась тем, что по нашим наблюдениям во второй половине дня весь гребень Победы от Восточной вершины до Западной, как правило закрыт слоем облаков, что затрудняет ориентировку на высоте выше 7000 м. Кроме того, по отзывам участников группы из Алма-Аты, в этот период времени на гребне ежедневно идет снег, засыпая следы. Таким образом, приходится тропить заново.

На 6-й день восхождения предполагался спуск по Западному гребню. Большая (скальная) часть Западного гребня "замусорена" старыми веревками предыдущих восходителей (своего рода маркеры). Мы уже спускались после заброски с высоты 5800 по снежным склонам в условиях отсутствия видимости и при засыпанных следах, которые, хоть и с трудом, но вполне реально нащупать под свежим снегом. В ключевых местах нами (и другими группами) были заранее установлены флажки. Все это позволяло сделать вывод, что спуск по Западному гребню возможен даже в условиях плохой погоды. Принимая во внимание все выше сказанное, предполагалось спуститься до ночевок в пещерах (5250 м) на перевале Дикий (в лучшем случае) или до ночевок в пещере на 5800 м (в худшем случае).

На 7-й день восхождения предполагался спуск до базового лагеря (в лучшем случае) или  до ночевок в установленной палатке на леднике Звездочка на высоте 4200 м (в худшем случае).

ФОТО ВЕРШИНЫ

Схема района восхождения (Масштаб 1:150 000)