Впервые в России спортивная туристическая группа Турклуба МАИ (Малахов Борис - рук., Волков Михаил, Перепелкин Алексей) прошла разведывательный спортивный горный поход 1с эл. 3 кс в Исламской республике Иран в районе хребта Эльбурс.
В результате мероприятия мы пересекли хребет Эльбурс с Юга на Север в районе вершины Алам-Кух по маршруту Тегеран - пос. Параджан – вершина (4413, 1Б) – перевал Менруд (4084, 1Б) – долина Менруд - Каспийское море.
Во второй части нашего мероприятия мы взошли на высшую точку Иранского нагорья - вулкан Дамованд (5622, 2А).
В конце нашей поездки прогулялись по Тегерану и были гостями на домашний ужине в одном аристократическом семействе.
Итак: визы получены, билеты на руках. Экстрим начался, отступать поздно. Апрельский дождь, аэропорт Шереметьево, departure table. Провожающие друзья, из уважения, прощально машущие руками (про себя покручивающие у виска). Самолет и, первое удивление - группа веселых поляков в майках «Damovand 2004». Веселость объясняется 3 причинами – 1) 8-ми часовым ожиданием в аэропорту, 2) Duty free, 3) В Иран спиртное запрещено ввозить. По крайней мере в багаже. Про желудок и кровь ничего не сказано. У них та же программа - сначала Алам-кух, затем Дамаванд.
В 3.40 самолет прилетел в Тегеран. А тут оказывается время сдвинуто относительно Москвы на 30 минут вперед. Поляки собираются в отель отсыпаться, но мы то упертые, мы хотим сразу на маршрут. Ну что ж из толпы встречающих выскакивает парень по имени Маджит, и говорит, что он нас встречает. Тут же разменяли 100 долларов на местные бумажки. Дальнейшее исчисление цен ведем в «больших бумажках».
Одна большая бумажка = 10000 риалов = 1000 томанов ~ 1 евро ~ 35 рублей. Кстати валюту «евро» в Иране не принимают. Маджит достает персидскую карту района Алам-Кух из которой следует, что нам ехать в деревню Параджан, а на нашей карте все названия вообще неправильные. Смотрю в GPS, прибор говорит, что все это не сон, и что правда мы в Иране. Векторизованная ручками карта села нормально.
Поехали
по здоровенному автобану, мимо арки, на город Казвин. По дороге на заправке
купили бензина для примуса. Поворот на Ибрахимабад, перевал Ибрахимабад и
Еще вчера вечером я ужинал дома, а уже сегодня утром мы находимся в горах и уже на маршруте.
Однако нам все ясно - под рюкзак и пошли вперед. Все таки мы упертые ребята – бессонная ночь, самолет, горы, акклиматизация - но надо перехода 4 пройти. Через несколько переходов дошли до развилки рек. Нам направо. Решили пообедать и немного поспать.
После
обеда нас ждал сюрприз – элементы каньонинга. Несколько тяжелых бродов для первого для оказались перебором.
Встали посреди каньона у реки. Вечерком пошел дождик. Поужинали и спать. Спали
целых 13 часов!
Южные
склоны хребта Эльбурс безлесые и видимо довольно сухие в летние месяцы. Если ходить тут летом, могут быть проблемы с
водой. Долины прорезаны каньонами и напоминают каньоны Кунь-Луня. Вероятно в
этих районах малое оледенение в прошлый
ледниковый период не сделало широких долин. Из-за этого долины остались узкими
- вода прорезала в них глубокие ущелья.
Утром прямо у лагеря встретили обычную лису. Пасмурно накрапывает. Вышли в 12 часов. Погода не очень. К 14.00 перебродив реку несколько раз, с одного борта на другой, подошли к повороту на север, на перевал. Перед поворотом есть хорошее место для лагеря. К перевалу уходит довольно глубокий каньон, полностью забитый снегом. Много снежных мостов , иногда под ними видна вода.
Повалил снег. Двигаемся по дну каньона. Неглубокая тропежка. Прошли до 16.00 под падающим мокрым снегом и встали на дне каньона. Высота около 3200 м. Его борта лавиноопасны. За ночь выпало 10 см снега.
С утра солнечно,
видны свежие лавинные выносы.
К вечеру погода
испортилась. Всю ночь дул ураганный ветер и валил снег.
Весь следующий день ничего не изменилось. Ночью ветер усилился до ураганного. Всю ночь сидим и держим палатку спинами, чтобы ее не завалило. Иногда мы засыпали и падали, чтобы опять проснуться и держать стойку спиной.
Утром все раздуло и мы собрали рюкзаки и радиально вышли на гребень. Вот и панорама вершин Алам-Кух 4880 (на нашей карте имеет название Барир), Кухе-Техте Сулейман 4400, Кухе-гермабсер 4219. Это самый высокий узел хребта Эльбурс. На гребне сложено из камней круглое сооружение. Непонятно – является ли оно укрытием или просто туром т.к. все забито снегом. Спуск в долину несложный – все ходится пешком. (вчера погодные условия были настолько ужасными, что мы не смогли спустится в долину по элементарной осыпи, и ползком по gps вернулись назад). Долина реки выводит к поселку Рудбарек , в котором, по утверждению Маджита, с туристов сдирают по 20$.
По гребню быстро
забежали на вершину 4413 (по карте 4379) – наверное она имеет какое то
название. На вершине тур и какой-то знак-эмблема из алюминия. По виду заход с
этой стороны на вершину Алам – Кух не сложный – 1Б,2А.
Спустились на место
лагеря и траверсом вышли на снежную седловину перевала (Менруд 1Б, 4083). Спуск
с седловины не сложный и ведет по Долине к поселку Менруд и далее к Каспийскому
морю. С седловины спустились по снежному склону (30 град 400м). Далее к обеду
дошли почти до границы снеговой линии около 3000м. В обед повалил снег и все
затянуло. Здесь и встали. Вечером все растянуло и стали показывать великолепны
картинки.
Утром солнечно. Свистят улары и много следов живности на снегу. Вышли в 10.00. Начались коши, затем водопад из висячего ущелья по правому борту. Здесь растут разные пушистые , но предательски колючие растения – ежики. Упав однажды на такое растение, колючки из рук я довыковырял только дома.
От Менруда продолжается
тропа, ведущая к двум мощным поселкам с жителями. Автодороги и света нет. Далее дорога идет по правому борту и
спускается к реке, но местный житель зачем то направил нас по верхней тропе, по
которой мы дошли до развилки из долины Меран, а затем спустились вниз к реке ,
где ее перебродили. Начинаются леса! Зато с верхней тропы мы увидели поселок
Меран раскинувшийся на лесном склоне хребта – выше облаков, ниже которого лежит
ущелье в тумане. Зрелище гораздо более впечатляющее, чем картины из фильма
«Властелин колец – возвращение короля».
Далее дорога идет
по левому борту долины и по ней может проехать трактор. Через некоторое время
подошли к недостроенному бетонному мосту до которого доезжают машины. Далее
идет хорошая грунтовая дорога по склонам гор. Внизу видны оборудованные
Следующий день мы переехали по берегу Каспия до города Амоль. Где познакомились с иранцами, приехавшими из Тегерана в выходной. В Иране, только один выходной день – пятница. Мы поужинали с ними в ресторане, и поехали по шикарному автобану с тоннелями к горе Дамаванд (у нас его называют Демавенд).
Дамованд 5679 м расположен в хребте Эльбурс - не действующий вулкан, считается высшей точкой центральной Азии. Долина около Дамованда сильно заселена и вся застроена поселками. Мимо горы проходит трасса Амоль-Тегеран. Из города Амоль мы доехали по трассе до поворота на деревню Рейне.
Вышли на повороте
верхней дороги ведущей к поселку Рейне. Дорога асфальтовая и местные жители
приезжают сюда на пикники. Сразу были озадачены полным отсутствием воды.
Положение спасали маленькие снежнички. Как тут быть с водой летом непонятно.
Видимо вся вода уходит в вулканические грунты. Отошли от дороги на зеленую
лужайку поросшую тюльпанами и поставили лагерь.
С утра просмотрели вершину и выбрали ребро по которому пойдем наверх. Видно, как на вершине развевается подозрительный дымный флаг – явно не снежного происхождения. Как оказалось впоследствии – это мощная серная фумарола.
Вышли утром.
Пересекли глубокий овраг и направились к ребру. По склонам горы проходит
огромное количество разных дорог и троп. Зелень трава, тюльпаны и сухие головки
опиумного мака торчат повсюду. По середине южного склона стоит маленькая мечеть с
золотым куполом и видимо горный приют. Но мы выбрали другое ребро, по которому
стали подниматься. По ребру до вечера набрали 1500м и встали на высоте 4250 за
выступом застывшей лавы.
На следующий день погода плохая. Вышли утром в надежде на улучшение. Дошли до 4700 – сильный ветер и выше сплошная облачность. Посидели и вернулись в лагерь. Ночью сильный ветер, но нас закрывает лавовый выступ.
Утром
погода получше. Вышли в 8.00. За 4 перехода подошли к скальному поясу на 5260.
Лавовые осыпи оказались очень скользкими. Камни скользят друг по другу.
Передвижение оказалось очень трудоемким. По снегу идти немного удобнее. Начиная
с высоты 5000 м начались проблемы с газами. Воняет серой и сероводородом. Жжет
легкие и глаза. Шум в голове.
Маршрут через скальный пояс оказался ошибочным. Облезли скалы по небольшому кулуарчику в них и вышли на пологий восточный предвершинный склон. Здесь сернистых газов стали больше. Спасает только очень сильный ветер. Вероятно в безветренную погоду в этом месте можно реально отравиться газом.
Из-за сильной загазованности стали обходить вершину траверсом склона примерно на высоте 5400 на западную – наветренную сторону. Западный ветер сносит серный дым. Склон выглядит как смесь серого вулканического пепла и снега. Перед серной фумаролой вбит какой-то штырь со значком – видимо предупреждение об опасности.
С
юго-восточной части
Спускаемся по другому маршруту обойдя скалы с запада. В лагерь приходим в 16.00. К 17.00 мы свернули лагерь и к вечеру были на дороге. Поймали машину и к ночи были в Тегеране. На следующий день мы погуляли по старому городу, побывали в гостях и ночью вылетели домой.
Самолет летит домой полупустой. Заняли по 3 кресла и спим на них лежа. Не знаю что же меня разбудило в 5 утра, но я посмотрел в окно и увидел поразительную картину. Из моря облаков, на рассвете возвышается горный массив Казбека. Отчетливо виднеются вершины Джимарайхох, Шаухох и Майлихох. Долины погружены в облака.
От моих воплей «Смотрите, смотрите!» сонные участники чуть не умерли со страха, ожидая увидеть в окне горящий двигатель или оторванное крыло.
К сожалению, сфотографировать Казбек с самолета не получилось.
В городах много такси. Цены в Тегеране с учетом традиционной для азиатских стран (включая нашу) накрутки для иностранцев могут приближаться к московским. Расплачиваться можно как реалами, так и USD. «Евро» практически не ходит.
Уровень образования и культуры как в столице, так и в мелких городах довольно высокий. В Тегеране в каждой 2-й лавочке с Вами могут объясняться на английском, в каждой 3-й лавочке можно спокойно побеседовать.
Погодные условия и сезоны хребта Эльбурс не сильно отличаются от Кавказских. Поэтому наилучшее время для поездок в Иран – июнь. Так же неплохо было бы оставить 5-7 дней чтобы посмотреть страну. Там еще много интересного.