К БЕЛОМУ МОРЮ
Зимние каникулы все проводят по-разному. А мы, студенты МАИ, поехали к морю, к Белому Морю. Но путь наш прямым не был. Проходил он по красивейшему дикому краю под названием "Ветреный пояс". "Ветреный пояс" представляет собой гряду холмов со скальными выступами окруженных тайгой и болотами. Эта цепь холмов простирается с востока на запад параллельно побережью Белого моря примерно в шестидесяти километрах к югу от него. Средняя высота хребта 250 метров над уровнем моря. В район можно добраться от ст. Обозерская, ж.д. Москва - Орхангельск, поездом местного значения следующего до ст. Малошуйка. Высадившись на ст. Нименьга и переночевав в на лесовозной базе с первыми лучами солнца наша группа выехала на лесовозе в сторону Пневских озер. Ранним утром 28 января мы были там где кончаются дороги. Тяжело развернувшись в глубоком снегу "Урал" оставил нас одних посреди тайги в начале пути. Там где заканчиваются дороги кончаются и всякие следы цивилизации. Перед нами нетронутый заснеженный девственный лес. Не могу сказать, что здесь не ступала нога человека летом, но зимой эта местность практически никем не посещается. С этого места наш путь лежал практически на запад вслед за солнцем. Три дня подряд азимут 270. Эти первые три дня были испытанием не только для новичков в лыжном туризме, но и для руководителя. "Ветреный пояс" всегда славился обилием снега и отсутствием каких бы то ни было точных ориентиров. Да и с погодой нам "повезло": серия циклонов добавила нам лишние полметра свежего снега к полуторам уже имеющихся, да и видимость во время снегопада тоже не очень. В общем потрудились все на славу. К примеру, сняв лыжи человек немедленно проваливался по грудь в снег, а лыжня наша представляла собой траншею полметра глубиной, извивающуюся между деревьями. Передвижение группы по такому снегу напоминает игру в "ручеек". Первый участник, пыхтя как паровоз, прокладывает остальным лыжню, сто-двести шагов - сколько позволяют силы. Затем тяжело и часто дыша отваливает в сторону, освобождая дорогу следующему "паровозу". И так весь световой день - все шесть часов с перерывом на обед. Могу добавить только, что в таком темпе мы проходили в среднем примерно по пятнадцать километров. И хоть снегом засыпало все следы зверей, мы часто встречали тетеревов, глухарей, полярных куропаток. Они то выпархивали из снега из-под ног впереди идущего, то срывались с заснеженных ветвей сосен и уносились в даль, скрашивая тем самым тяжелую и монотонную работу. Переломной точкой маршрута и окончанием наших мытарств должна была стать лесовозная дорога, которая идет на север от Оловгоры, высшей точки района (386 м.). Да дорога была, неделю назад. Последние снегопады превратили её желоб, занесенный свежим снегом. В общем тропежки не поубавилось, да еще температура поднялась до 0 градусов. Снег начал прилипать к лыжам, так что последний участник вовсе не отдыхал, катясь по проторенной лыжне, а волочил с собой на лыжах лишние килограммы снега. В таком режиме силы быстро уходят. Радовало одно, что не надо петлять между деревьями. Пройдя таким образом по "дороге" около десяти километров к обеду мы неожиданно вывалили на лесовозную базу, откуда начиналась настоящая дорога до поселка Куша и далее к побережью. И вот неожиданная удача попутный лесовоз. Соблазн велик. И я не стал терзать группу тридцатикилометровым пробегом по укатанной дороге до поселка Куша. Мы быстренько привязали к машине лыжи и рюкзаки и загрузились вшестером в кабину МАЗа. Для водителя мы оказались не счастливым талисманом. Не успев отъехать и полкилометра от базы груженая машина наглухо застряла в сугробе, наметенном через дорогу. Выручил нас бульдозер, пробивавший дорогу к вырубке. Порвав пару стальных тросов, он за четверть часа вытащил нас из снежной западни. И вот мы снова в пути. Через два часа мы уже прокладывали нашу лыжню к морю по реке Куша ниже железнодорожного моста. Выглянуло солнце, перед закатом осветив нам дальнейший путь. Настроение у всех бодрое. Жизнь налаживается. До моря осталось двадцать километров. Следует отметить, что чем ближе к побережью, тем снега меньше. Северо-атлантические циклоны оставляют свои основные запасы осадков на возвышенностях. Меняется и растительность. Еловые леса уступают место сосновым. Появляются заросли можжевельника. Некоторые экземпляры достигают в высоту четырех метров и имеют ствол толщиной в человеческую руку. Весь следующий день мы шли по занесенной дороге вдоль реки Куша. Тропежка была, но она не была такой изнурительной как в начале маршрута. К концу дня, дойдя до рыбацкой деревни Кушерецкое, мы свернули на речной лед. Лес в устье отступает от реки. Снега здесь совсем мало и мы как на крыльях к концу дня домчались до устья реки. Впереди Белое море. Начиналась пурга... Сильные порывы западного ветра взметнули вверх столбы снежной пыли. Вокруг все гудело, по небу летели рваные клочья белых облаков. В надвигающихся сумерках все это представляло незабываемую и немного жутковатую картину. Повернувшись лицом против колючего ветра мы заспешили к ближайшему лесу. В такое время лес - это гостеприимный дом в котором можно укрыться от непогоды и согреться. Здесь как на дне моря: наверху бушует ураган, у нас тишь и спокойствие, только ветер шумит в кронах сосен и падают на снег сломанные ветви. Да, в такую погоду не позавидуешь тому, кто оказался на открытой равнине. Если завтра пурга продолжится мы вряд ли сможем пройти по морю двадцатикилометровый участок. За годы лыжных походов я стал суеверным человеком. И по строй традиции я пошел в "чисто поле" задабривать богов, отвечающих в данной местности за погоду. В поле, среди ночи, творилось что-то невообразимое. Произведя ,как можно быстрее, все необходимые таинства обряда, в подробности вдаваться не буду, я поспешил обратно под защиту леса. Пурга бушевала всю ночь. Мы уснули под мерный шум ветра в кронах деревьев. Наутро я с надеждой в сердце вышел из палатки. Вчера пошаманил удачно. Чистое небо, на горизонте ни облачка, ветер в спину хоть и сильный, что поделать на море всегда дует, зато быстрее пойдем. Сегодня мы пойдем на восток навстречу солнцу, завершая кольцо нашего маршрута. В лучах восходящего солнца замерзшее море очень красиво. Если смотреть на север то кажется, что весь мир разделен по горизонтали на две половины - лед и небо. Трудно передать цвета в которые раскрашено утреннее зимнее небо: ярко-оранжевое на востоке, розово-голубое над головой и свинцово-синее на севере и западе. Весь этот многоцветный купол опирается на белый плоский ледяной стол, местами смятый грядами торосов. И среди этих двух стихий движутся крохотные человеческие существа, подгоняемые не стихающим ветром. И глядя на это бескрайнее величие, начинаешь сомневаться в истинности утверждения, что "человек сильней стихии". Но, как говорили мудрецы древности, "дорогу осилит идущий". И вот мы, пройдя по заливу "Губа Нименьга" коло двадцати километров свернули в устье реки Малошуйка. Дальше, вверх по реке, до села Архангельское. Село Архангельское одно из старейших поселений Поморов в этой местности. Об этом свидетельствует возраст деревянных церквей, стоящих на высоком обрывистом берегу над рекой. Самая старая шатровая церковь датируется 1637 годом. От Архангельского до станции Малоуйка пять километров- финишная прямая. А дальше поезд Малошуйка - Обозерская, Обозерская - Москва, стук колес, веселая компания, обрывки сна. И вот Москва. Каждый получил от этого похода то, что хотел: острых ощущений, романтики путешествий, приключений, красот севера, заснеженной тишины, ощущения командной взаимовыручки и поддержки друзей. Я же вернулся в те места, куда меня новичком, восемь лет назад, водили в мой первый лыжный поход. И, думаю, каждый из нас загадал себе вернуться в этот заснеженный край еще раз. Хотя, может, я и не прав. Геров И.В.
|