На главную страницу сайта

.

ОТЧЁТ

О ПЕРВОПРОХОЖДЕНИИ МАРШРУТА НА ПИК КЫЗЫЛСЕЛЬ 6525

 

Москва, ТК МАИ, 2000

.

.

1. ПАСПОРТ ВОСХОЖДЕНИЯ

 

Район: хребет Конгур-музтаг (Кунь-Лунь).

Ущелье: Чимген

Номер раздела по классификационной таблице 1999 года - 11.3

Наименование вершины: пик Кызылсель (Kezi Sel).

Название маршрута: по восточному гребню с ледника Южный Чимген.

Предлагается - 5А кат. сл., первопрохождение. (Засчитано в ФАР, как первопрохождение 5А)

Характер маршрута: ледово-снежный

Перепад высоты на маршруте: 1685 м. (по альтиметру)

Протяженность маршрута: 4712 м.

Протяженность участка: V к.с. - 2м., VI к.с. - 0м.

Средняя крутизна: основной части маршрута - 43.4 град., всего маршрута - 21.6 град.

Оставлено "крючьев" на маршруте: всего - 0; в том числе, шлямбурных - 0

Использовано крючьев на маршруте: Ледовых - 12, скальных - 0, Шлямбурных стационарных - 0, в том числе, ИТО - 0, шлямбурных съемных - 0, в том числе, ИТО 0, использовано всего ИТО - 0.

Ходовых часов команды: 19ч., 3 дня

Руководитель: Лебедев Андрей Александрович

Участники: Геров Илья Валерьевич, Малахов Борис Владимирович, Рыкалов Петр, Владимирович, Чхетиани Отто Гурамович.

Тренер: Лебедев Андрей Александрович

Выход на маршрут: 10ч. 00 мин. 22.08.2000г.

Выход на вершину: 16ч. 40 мин. 24.08.2000г.

Спуск по западному гребню в долину Каракёль: 14ч. 15 мин. 25.08.2000г.

 .

2. ОБЗОР РАЙОНА

Пик Кызылсель находится в водоразделе хребта Конгур-музтаг, к югу от Конгура (7719). Хребет имеет в районе этой вершины меридианальную направленность. К северу от пика за седловиной 6059 возвышается вершина Коксель (6715). К югу за седловиной 5608 стоит гора Саракиякуджи (6220). Пик Кызылсель имеет протяженные восточный и западный гребни.

Западный гребень спускается в долину оз. Каракёль. Мимо озера проходит Каракорумское шоссе, поэтому здесь уже побывало множество экспедиций. Согласно данным из базы Английского альпинистского клуба первовосхождение на пик Кызылсель было совершено как раз по западному гребню в 1982 году. К сожалению, данные об этой экспедиции в России недоступны. Нам не удалось что-либо обнаружить и относительно последующих восхождений на эту вершину. Возможно, их не было вовсе.

Восточный гребень пика Кызылсель спускается в бассейн реки Чимгенсу - левого истока Хантерексу. В долину Чимгенсу можно добраться караваном, следуя вверх по долине Хантерексу. Другие пути ведут сюда через перевалы. Так, например, от озера Каракёль можно перевалить через караванный перевал Караташ-даван в долину Караташсу - правого истока Хантерексу. Все упомянутые долины заселены. Имеются отличные пригодные для вьючного транспорта тропы. Мы выполняли программу пешего похода и не были связаны с караваном, поэтому мы имели возможность значительно сократить путь от озера Каракёль до Чимгенсу, перевалив через необозначенный на карте (но известный местным жителям) редко посещаемый перевал, который мы назвали перевалом Южный Чат (1Б). В долине Чимгенсу тропа поднимается вплоть до правой морены ледника Южный Чимген.

Маршрут подъёма по восточному гребню мы планировали чисто по карте без описаний и фотографий. Путь к началу маршрута (к верхнему плато ледника Южный Чимген) преграждается мощным и трудным ледопадом. На преодоление нижней ступени ледопада мы потратили один день (19.08). Ещё один день (20.08) потребовался для обхода второй ступени ледопада по левому притоку л. Южный Чимген.

 .

3. ОБЩАЯ ФОТОГРАФИЯ ВЕРШИНЫ

4. СХЕМЫ РАЙОНА

Ф.1. Вид на пик Кылылсель с правой морены ледника Южный Чимген. Снято 19.08.2000г.

Сх.1. Хребет Конгур-Музтаг и маршрут экспедиции (351КБ)

Сх.2. Путь экспедиции через пик Кызылсель (315КБ)

 

5. ТЕХНИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ МАРШРУТА

Ф.2. Восточный гребень пика Кызылсель. Снято 20.08.2000 с перемычки между лед. Южный Чимген и его левым притоком. Цифрами обозначены концы соответствующих участков маршрута

Ф.3. Вид с восточного гребня на заключительные участки маршрута. Снято утром 24.08.2000г.

.

6. ТАБЛИЦА УЧАСТКОВ МАРШРУТА

N

Наименование участка

Высота Начала

Высота Конца

Фото

Сложность

Длина (м)

Крутизна (град.)

13

Широк. Лд-сн. Гребень

6400

6525

3

1

700

5-10, местами до 25

12

Лд. склон

6365

6400

3

3

50

45

11

Сн-лд. склон

6200

6365

3

2

330

30

10

Сн. склон

5870

6200

3

1

960

20

9

Остр. сн. Гребень с карнизами

5870

5870

2

3

200

0-10

8

Широк. сн. Гребень cо взлётами

5460

5870

2

2

1360

15-25, до 40 на взлётах

7

Остр. сн. Гребень с карнизами

5460

5460

2

2

200

0-10

6

Сн. Карниз

5458

5460

2, 4

5

2

90

5

Крутой лд. Склон

5360

5458

2, 4

4

120

50, верх до 60

4

Лд-сн. склон

5140

5360

2

3

310

45

3

Сн. склон

5012

5140

2

2

220

35-40

2

Лд. стенка

4980

5012

2

4

40

50, местами 60

1

Сн. склон

4840

4980

2

2

220

40

.

7. ПРОФИЛЬ МАРШРУТА

.

8. ОПИСАНИЕ ВОСХОЖДЕНИЯ

(выдержки из отчёта о туристском походе)

 

22.08. Выход в 8 ч. 20 мин. За ночь выпало 20 см. снега. Наст слабо подморозило, и мы периодически проваливались. Плато ледника сильно разорвано, снежные мосты над разломами ненадёжны, поэтому переход через плато во второй половине дня – большая проблема, см. ф. 2. За два перехода подошли к основанию северной стены восточного гребня пика Кызылсель. В нижней части стены имеется крупноблочный ледопад, который издали выглядит серьёзным препятствием. Выше ледопада – короткие наклонные снежные поля, ещё выше – увенчанный карнизами крутой снежно-ледовый склон.

В центре ледопада оказался сравнительно несложный проход. Шли в основном одновременно, лишь единожды провесив верёвку перил (это участок 2, глубокий сыпучий снег, 50 град., 15 м., затем лёд, сначала 60 град., 6 м., затем 45-50 град., 20 м.).

Выше сброса были короткие участки с лазанием и засыпанная трещина. Ледопад прошли за два часа. Со снежного поля (участок 3) перешли на неявный контрфорс. Уклон сначала 35–40 градусов, выше 45 (участок 4). В течение 40 мин. шли одновременно по хорошим ступеням. Когда последствия возможного срыва стали вызывать опасения, перешли на перильную технику. Верёвки крепили на ледорубах, а в верхней части склона (это участок 5, присыпанный снегом лёд, 55–60 градусов) - на ледобурах, см. ф. 2, 4. До карниза провесили 7 верёвок перил. Последняя 8-я переброшена через двухметровый карниз (участок 6), который проходили с лопатой. Подъём по перилам занял 4ч 30 мин. Последние два часа шли в пургу, поэтому все в той или иной степени вымокли.

Гребень острый с карнизами на север. Южная сторона – снежный склон крутизной 40 градусов, см. ф. 2 и 4. Следуя контрфорсу, мы вышли на гребень немного восточнее седловины 5460. Пройдя 200 метров по гребню (участок 7) и, миновав седловину перевала (площадки нет) за 20 мин. поднялись в удобную для стоянки мульду на высоте 5470. Ночью открылись звезды.

23.08. Вышли в 09.20. Глубокий снег, фирна практически нет. Шли 4 часа до 13ч. 35 мин., постоянно меняя ведущего (участок 8). По пути преодолели несколько 50-метровых участков крутизной до 40 градусов. С восточного гребня Кызылселя открывается замечательный вид на Кашгарские горы. Особенно хорошо смотрятся альпийские пики Агалистана. Вдали видны вершины Каракорума. Сквозь Кашгарский хребет выглядывает Музтаг Ата. Но над всем этим доминирует мощный южный склон Конгура, см. ф. 5. Погода постепенно портилась. Мы остановились на обед и на всякий случай поставили одну палатку.

После обеда выйти не удалось. Начался сильный ветер, видимость пропала. Мы находились на ровном плече в очень хорошем месте для лагеря. Впереди нас ожидали протяженные и, возможно, лавиноопасные предвершинные снежные поля. Поэтому мы решили не испытывать судьбу и переночевать на месте обеда. Высота 5870.

24.08. Ясное утро, видимость потрясающая. Кажется, что на юго-востоке виднеются вершины тибетского узла Аксай-Чин. Выход в 7 ч.20 мин. Немного приспустились на седловину. Здесь гребень очень острый (участок 9). Шли связка по связке. За седловиной гребень переходит в предвершинный склон, см. ф. 3. Крутизна 20 градусов, рыхлый и глубокий снег (участок 10). Идти очень трудно. Ведущий выдерживал не более 30-ти шагов – и в сторону! В 12 ч.15 мин. вылезли на серак на высоте 6200, см. ф. 3. Обед. Пока готовили еду, Илья и Боря пробили тропу на участке длиною около 200 м.

С обеда вышли в 14 ч.15 мин. Крутизна - 30 градусов. Здесь уже не так глубоко, иногда встречается лед (участок 11). Последний участок пути перед выходом на северный гребень Кызылселя – лёдовый склон крутизной 45 градусов, в нижней части которого и в центре имеются неширокие бергшрунды (одна верёвка перил, участок 12). На северный гребень поднялись в 15 ч. 40 мин. Дул сильный юго-западный ветер. По пологому и широкому гребню за час поднялись на вершину Кызылселя (6525).

С вершины Кызылселя за 10 мин. спустились на перемычку перед западной предвершиной. Здесь в скрытой от ветра мульде встали на ночлег. Высота 6490 м. Кое-кто “для профилактики” выпил цитрамона. Спали все хорошо.

25.08. Ясное утро. Спуск по западному гребню начали в 9 ч. 20 мин. Снега здесь значительно меньше, чем на восточном гребне. По-видимому, он переносится на противоположную сторону горы по преимуществу юго-западными ветрами. Открытого льда практически не было. Идем одновременно, изредка с попеременной страховкой, см. ф. 7. На сбросе гребня провесили одну веревку перил (лёд, 45 градусов, внизу неширокий бергшрунд). Далее, обходя ледовые сбросы и карнизы гребня, двигались то по северной, то по южной его стороне. Иногда преодолевали открытые и полузасыпанные трещины, выходы открытого льда, небольшие сбросы. В 12ч.35 мин. мы достигли осыпной седловины 5400. Это первое приемлемое место для схода с гребня, см. ф. 8. Более предпочтительным выглядел спуск на юг. На седловине мы сняли страховочные системы и перекусили. Часовой спуск по мелкой осыпи с седловины 5400 на юг вывел нас в карман ледника. Здесь на высоте 4725 встали на обед.

.

9. ФОТОИЛЛЮСТРАЦИИ

Ф.4. Выход на восточный гребень. Участки 5 и 6

Ф.5. Вид с восточного гребня Кызылселя на южную стену Конгура. 1- Караяйляк (7245), 2- Главная (7719), Восточная или Донгбей (7625)

Ф.6. Группа на вершине пика Кызылсель. Вечер 24.08.2000г.

Ф.7. Спуск с вершины по западному гребню. Утро 25.08.2000г.

Ф.8. Путь спуска с пика Кызылсель по западному гребню. Вид с юго-запада. 1 - п. Конгур (7719), 2 - п. Коксель (6715), 3 - п.Кызылсель (6525). (Фото неизв. автора из Интернета)

.

Ссылка: A.Lebedev. The Expeditions of TC MAI in Kongur-Muztagh Region

.

На главную страницу сайта

.

Экстремальный портал VVV.RU