70-ЛЕТИЮ ГОРНОЙ СЕКЦИИ ПОСВЯЩАЕТСЯ!

История начинается с лыж…

1932. Военизированный лыжный пробег. В январе 1932г. команда из 9 лыжников МАИ совершает 160-километровый переход до подшефного колхоза (Пропеллер, N3(26), 28 января 1932г.). Как видно из этих заметок, это ещё не туризм, это пока агитпром, так было проще всё организовать. Идеи ОПТЭ (Общества пролетарского туризма и экскурсий) пока не достигли маёвской общественности. Это произойдёт через год.

23 апреля 1933г. в гезете Пропеллер N20(92) появилась статья А.Тихонова "За пролетарский туризм". "…В связи с наступлением летнего сезона и приближением отпуска студенчество МАИ должно поставить перед собой задачу: "каждый студент - пролетарский турист", "ни одного ударника, ни комсомольца вне туризма!". У нас в МАИ ячейки ОПТЭ как таковой нет. Ее надобно сейчас же организовать и повести работу…"

В идеологии следующего лыжного похода во главу угла уже ставится задача полноценного отдыха студента МАИ, а это уже чисто туристская идеология. 23 февраля 1934 года в газете Пропеллер N6(143) появилась статья М.Барцевой, А.Мусатова и О.Корзун "Подъем на Кукис-Вум-Чорр. (Из дневника комсомольской бригады ОСО МАИ, совершившей в отпуск экскурсию на Кольский полуостров)".

"…2 февраля, рано утром, в 8 часов (было еще темно), взяв ледорубы и длинную крепкую бичевку, мы вышли на лыжах к подножью Кукис-Вум-Чорр. Лыжи идут прекрасно. Равномерно поскрипывают крепления. В 10 ч. 30 м. начали подъем. Перед нами совершенно ровный под углом около 20 градусов бесконечно длинный подъем. Нетронутый, мягкий, пушистый снег. Подъем сравнительно легкий ("Елочка"): Дальше уклон резко повысился. От 20 градусов перешел примерно к 40. Снег твердый. Обледенелая масса не держит лыж, они скользят. Приходится лыжи снять. Ледорубами вырубаем ступеньки в обледенелом насте... Крик... Олег оборвался и пополз вниз со все увеличивающейся скоростью... Миг был жуткий. Спас ледоруб, который он успел в последний момент воткнуть в наст. Одолели и этот склон: Перед нами Чорр - отвесным пиком торчит вверх. Пройдя вдоль, вправо, обнаружили скат с мягким пушистым снегом, по которому без труда добрались до вершины. Вершина - почти ровное плато около квадратного километра площадью. Кругом замечательная панорама гор. Внизу голубой лентой вьется незамерзающая речка. Отдохнув на снегу, начали спуск. 3 часа дня. Снег хороший. Можно хорошо идти и на лыжах. Изумительное лыжное катание не омрачается поломкой Сашкиных лыж. Кукис-Вум-Чорр остается позади…"

Горный лагерь

21 апреля 1934г. в газете Пропеллер N18(154) Д.Романенко агитирует за поездку студентов МАИ в горный лагерь. "Центральный совет ОПТЭ в Кабардино-Балкарской области, в долине реки Адыр-су, в 3 км. от ледника организует летом текущего года учебно-военный альпийский лагерь. Задача лагеря - научить его участников уменью преодолевать горные барьеры, дать понятие об особенностях военных действий в горах, научить участников лагеря ориентироваться в чрезвычайно сложной по рельефу местности, обучить стрельбе в горах. В основном в лагерь должны комплектоваться студенты ударники. Преимущество при отборе в лагерь отдавать значкистам ГТО и ворошиловским стрелкам, а также туристам, уже бывшим в горах. После десятидневного пребывания в лагере его участники отправляются через один из перевалов (Местийский Новый, Богеевский, Донгус-Орунский и т.д.) в Сванетию, через ее центр Местию, по бурной горной реке Ингури в Сухум. Стоимость пребывания 10 дней в лагере - 75 руб. После окончания лагерного сбора участникам выдается на 3 дня сухих продуктов бесплатно, на остальные 7 дней продукты покупаются на базах ОПТЭ по твердым ценам - 2 р. 50 к. за день. Таким образом, включая все расходы, поездка потребует около 300 рублей. Мне кажется, что каждый желающий отдохнуть таким образом сумеет из стипендии за время отпуска ассигновать 150-200 р., остальную сумму - должны будут ассигновать профком и дирекция института. Ведь отправка в дома отдыха обходится им не дешевле. А многие предпочтут путешествие по Сванетии дому отдыха. У института есть все возможности, договорившись сейчас же с ЦС ОПТЭ, организовать летом горный лагерь на 50 ч."

От редакции Пропеллера: редакция ставит на обсуждение статью т. Романенко и считает, что посылка в горный лагерь будет неплохим способом премирования ударников к концу учебного года. Желаем отклика от профкома и студентов.

Под призывом Д.Романенко ещё одна заметка - "Утеряна ячейка ОПТЭ. Кто ее разыщет?". Её автор О.Корзун - участник или руководитель февральского подъема на Кукис-Вум-Чорр.

"Такое колоссальное учебное заведение, как МАИ, должно и может иметь свою мощную ячейку пролетарских туристов, но вот уже второй год как ее тщетно ищет студенчество и не может найти. Передовые институты Москвы имеют свои мощные организации ОПТЭ, которые проводят большую работу. Например, МЭИ в этом году организует большой военизированный высокогорный поход в Сванетию с организацией в горах лагеря. Маршрутов много. Наш институт должен иметь свою мощную организацию ОПТЭ. Профкому и другим общественным организациям пора давно задуматься над созданием ячейки ОПТЭ".

По-видимому, в период между статьёй А.Тихонова (23.04.1933) и этой критической заметкой ячейка ОПТЭ была всё же организована, но в неё вошли функционеры из Комсомола или Профкома, которые не могли вести работу на том уровне интенсивности, который бы соответствовал напору действующих туристов. Руководство ячейки ОПТЭ необходимо было сменить, и это активистам от туризма удалось.

25 мая 1934г. в газете Пропелер N24(160) публикуется сообщение Профкома. "Горный лагерь будет". "В апреле месяце в "Пропеллере были помещены заметки "Потеряна ячейка ОПТЭ" и "За горный лагерь". Сообщаем редакции, что руководитель ячейки ОПТЭ тов. Нечаев, допустивший ослабление работы ячейки, от руководства освобожден. Председателем вузбюро ячейки ОПТЭ выдвинут активный работник и опытный турист тов. Романенко. Принят ряд мер к улучшению организационной структуры бюро ячейки ОПТЭ. Ячейка довела до сведения студенческих масс об экскурсионных маршрутах и стоимости таковых. Что касается горного лагеря, то стоимость пребывания в нем - 400 руб. Профком выделяет средства для дотации: 50 проц. стоимости желающим поехать в горный лагерь, лучшим ударникам института".

Почти сразу за решением о 50-процентном финансировании 28 мая 1934г. в газете Пропеллер N25(161) на специальной странице "Ударно работать - культурно отдыхать. На солнце! На воздух!" появляются три статьи. Первая статья - заметка уже известного нам лидера Д. Романенко "Внимание самодеятельному туризму".

"Самодеятельные туристы - это люди, которые сами прорабатывают свой маршрут. Самодеятельные туристы должны стать основными кадрами ячейки ОПТЭ. Они у нас есть, надо их только организовать. До сих пор в МАИ самодеятельному туризму уделялось очень мало внимания. Группы самодеятельников организовывались стихийно. В прошлом году очень небольшая часть студенчества с пользой для своего здоровья провела отпуск на юге - в Крыму, на Кавказе, на Волге. Прежде всего, нужно провести организационную работу на факультетах. Уполномоченные ф-тов проводят перерегистрацию, собирают задолженность и членские билеты (не платящие членских взносов перерегистрации не подлежат), выявляют актив самодеятельников. Ячейка организует в институте консультацию, привлекая к этой работе актив. На консультации будут даваться советы, куда пойти, как проработать маршрут и необходимые указания самодеятельному туристу. Самодеятельники в пути снабжаются продовольствием через туристские базы по установленным ценам из расчета 2 р. 50 к. за день".

Вторая статья Бориса Берковича "Поедем в горный лагерь".

"Профком выделил 2.000 руб. для премирования лучших ударников посылкой в лагерь. Кроме того, мы можем послать несколько человек, желающих поехать целиком за свой счет. Лагерь расположен на юге Кабардино-Балкарии, в 140 км. от Нальчика, в долине р.Адыр-су: Лагерь пропустит 60-80 чел. за четыре смены. 1-я смена - 1-15 июля. 2-я смена - 15 июля -1 августа. 3-я смена - 1-15 августа. 4-я смена - 15 августа - 1 сентября. Для нас наиболее удобными сменами являются 2 и 3-я. Выезд из Москвы для 2-й смены - 11-12 июля, а для 3-й - 27-28 июля: В лагерь могут ехать не только старые туристы, но и новички, для которых он будет лучшей школой. Все желающие поехать должны подать заявление в факультетские профбюро и зарегистрироваться у Берковича (гр. В-7-КИМ). Чем скорее выяснятся все желающие, тем скорее можно будет обеспечить их снаряжением (ботинки, рюкзаки)".

И третья заметка уже от Профкома "За организованный отдых".

"С целью лучшей организации летнего отдыха студенчества профком, помимо посылки студентов в дома отдыха и на курорты, развертывает большую работу по туризму. Сюда относятся: 1) Посылка лучших ударников учебы в альпинистский лагерь на Кавказе. Профком выделяет средства на дотацию каждого участниа в размере 200 руб. Желающие поехать в альпинистский лагерь сверх этого количества за свой счет будут также удовлетворены. 2) Организуется целый ряд экскурсий по СССР. Стоимость экскурсий от 55 до 325 руб. Маршруты: Заполярный, Селигерский, Алтайский, Кузбасский, Кавказский (Черноморский), Кавказский (военно-грузинский), Кавказский (радиальный), Кавказский (военно-осетинский), Кавказский (сквозной), Крымский (южнобережный), Крымский (горный), Крымские (радиальные), Днепровский. 3) Организуются экскурсии на байдарках по Волге. 4) Организуются инициативные туристские группы, самостоятельно намечающие себе маршруты (восхождение на Эльбрус, велоэскурсия Москва - Сочи и т.д.)."

29 марта 1935г. в газете Пропеллер N13(201) опубликовано сообщение от Бюро Физической культуры института. "За развертывание физкультурной работы". "Бюро ФК организует следующие секции. Секция игр: волейбол - отв. Мусаилов, гр. Э-508; теннис - отв. Горный, М2-72. Гимнастическая секция: отв. Чешля, гр. В7-41. Водная секция: отв. Качкачев, гр. М2-71. Велосекция: отв. Шиханов. Во все эти секции объявляется широкий набор". 29 марта 1935 года можно считать днём рождения Спортивного клуба МАИ!

Наиболее активными пока остаются члены ячейки ОПТЭ. Весною 1935 года они продолжают выступать за организацию спортивного отдыха в горах.

Высокогорный поход

13 мая 1935г. в газете Пропеллер N20(208) на специальной странице "Культурно и организованно проведем летний отдых" появляется статья Александра Виденчева "Как провести лето?"

"Ячейка ОПТЭ намечает на лето целый ряд мероприятий по обслуживанию туризмом лучших студентов-ударников учебы. Нами разработаны маршруты и составлены сметы двух дальних турпоходов: 1) Кавказский высокогорный поход на 30 чел. по маршруту Нальчик - Мисис-Кош - Цанерский перевал - Местия - Таврари - перевал Кюишь - Бичойский перевал - Боксайское ущелье - Эльбрус - Нальчик. Цель похода - проведение летнего отпуска и сдача норм на значок "Альпинист СССР". 2) Проведение лодочного похода на пяти лодках (Москва-река - Ока - Волга) по маршруту Москва - Сталинград: На сегодняшний день уже отобрано 10 чел. (половина всех участников) и приобретена часть необходимого инвентаря. Получено специальное задание от ЦС Осоавиахима. Выполнение этих мероприятий тормозится отсутствием материальной базы, без которой нельзя развернуть техническую подготовку к походам (практические и теоретические семинары для высокогорников и др.).

Не позднее как через две недели должна быть закончена организационная подготовка к походам (в первую очередь подбор и отбор участников), однако, предпрофкома тов. Негазов все оттягивает постановку вопроса о средствах перед директором института. Вопрос о средствах должен быть решен в ближайшие же дни, иначе походы будут сорваны. Кроме дальних маршрутов яч. ОПТЭ намечает ряд более мелких мероприятий, как-то: заключение с одной из водных лодочных станций договора на пользование несколькими лодками, ближние походы в Московской области с палатками и рюкзаками и т.п. Развитие местного, дальнего и высокогорного туризма, сдача норм на значок "Альпиниста СССР" - дело серьезное. Ячейке ОПТЭ должны помочь профком и комитет ВЛКСМ материальными средствами и работниками, в которых она сильно нуждается для развертывания широкой летней турработы".

И тут же статья Бориса Берковича "Альпинизм - наше кровное дело".

Этой статье 70 лет

"В прошлом году лагерь Краснопресненской горной секции, в который по инициативе "Пропеллера" было посланы 10 наших студентов, проделал громадную учебную работу. Совершено 20 восхождений на 13 вершин, из них несколько первых советских восхождений. В нашем институте найдется немало студентов, хорошо знакомых с техникой альпинизма (Лашкин, Мухин, Архаров, Романенко); много новичков, овладевших элементами альпинизма (Ларин, Миллер, Котельников); много преподавателей, горячо интересующихся туризмом (проф. Юрьев, Волков, Лесникова, Говсеев). Нужно сплотить этот актив вокруг ячейки ОПТЭ, вокруг ее горной секции. - Туризм - дело комсомола, - пишет пред. ЦС ОПТЭ тов. Крыленко. Наша комсомолия должна активно поработать, чтобы туризм стал массовым спортом у нас в институте. Работу ячейки ОПТЭ надо развернуть так, чтобы к новому учебному году у нас было несколько десятков комсомольцев, имеющих значки "Альпинист СССР" I ступени. Для этого следует незамедлительно организовать теоретические семинары и тренировки под Москвой, а летом этого года - горный поход или лагерь на Кавказе с тем, чтобы можно было сдать практические нормы на значок. Все возможности в наших руках. Слово за комитетом комсомола и профкомом".

На этой же странице публикуется "Положение о значке "Советский альпинист". Нормы на значок, утвержденные ЦИК СССР"

"1. Правом на получение значка пользуются трудящиеся, имеющие все права граждан СССР. 2. Для получения значка "Альпинист СССР" необходимо выполнить следующее: 1) Сдать нормы на значок ГТО I ступени. 2) совершить восхождение на вершину Эльбруса или на вершину, трудность подъема на которую приравнивается к подъему на вершину Эльбруса. 3) Овладеть техникой ходьбы по горным склонам: уменье обращаться с альпинистским снаряжением, рубить ступени на льду, ходить на "кошках". Знание охранения при помощи веревки. Умение преодолевать осыпи, скалистые, ледяные, фирновые склоны. 4) Знание основных правил горного режима, правил движения и отдыха, питания и питья в горах, знание основных правил защиты от холода, ветра, ослепления и горной болезни. 5) Знание основных элементарных правил первой помощи в горах при падении, обморожениях, горной болезни. 6) Умение читать и исправлять карты".

(603 КБ)

Кавказский высокогорный поход 1935 года свершился! Об итогах похода Пропелер N35(223) публикует 2октября 1935г. огромный материал на развороте двух страниц - "Студентам МАИ - участникам высокогорного похода наш привет!". Под заголовком на фоне рисованной панорамы гор фото 23-х участников похода: В.Тюрин, Михаил Фестенштейн, Галина Воскресенская (врач), Н.Филимонов, Вера Шувалова, А.Богданов, Константин Коркин, Николай Кирсанов, М.Райзман, Л.(или А.)Парицкий, В.Бугайский, А.Кустов (парторг), Александр Виденчев (начальник), Лев Арлазаров (инструктор), С.Якуб, Виктор Калина, А.Загордан, Н.Шумов (завхоз), Е.Канивецкая, А.Березняк, Е.Станюлис, А.Зеленцов, Д.Шуваев и "присоединившийся по дороге турист Петя Шведов". Сразу под портретами - главная статья подборки "По горам Кавказа", автор - С.Якуб. Справа от неё заметка В.Тюрина "Альпинизм - в студенческую массу".

"В этом году сделан первый крупный шаг на пути развития альпинизма в нашем институте. Двадцать три студента, из них четыре девушки, совершили замечательный поход по горам Кавказа. Они прошли в Сванетию через перевал Цаннер ("поднебесный"), поставив всесоюзное достижение по численности группы, прошли всю Сванетию и вышли из нее перевалами Донгуз-Орун, Бечо и Квиш, который до тех пор был пройден всего четырьмя туристами (из них двое - студенты нашего института, шедшие в качестве начальника и инструктора в походе этого года). Восемнадцать студентов поднялись на восточную вершину Эльбруса и получили почетное право на значок "альпинист СССР". Этой зимой ячейке ОПТЭ предстоит проделать серьезную работу по подготовке к будущему лету новых походов, по завоеванию новых, больших достижений. Мы уверены, что ячейка ОПТЭ, укрепленная теперь сильным активом туристов, с честью справится со своими задачами и даст в будущем году новые отряды альпинистов первой и второй ступени".

20 декабря 1935г. в номере Пропелера N50(238) опубликована заметка Е.Канивецкой (гр.С-3-01). "Организуем горную секцию в МАИ".

"На основе опыта высокогорного похода на Кавказ летом 1935 года, сейчас в МАИ организуется горная секция. Горная секция намечает поход студенчества МАИ на Алтай и Кавказ во время летних каникул 1936 года" Предварительно будут проведены теоретические занятия, а также будут сделаны вылазки в ближайшие районы Москвы на лыжах и пешком. Участники высокогорных походов будут отбираться исключительно из состава горной секции. Горная секция МАИ ставит своей ближайшей задачей максимальное вовлечение студентов в ряды альпинистов."

22 июня 1936г. в газете Пропелер N29(267) опубликована статья С.Якуба "Альпинисты идут в горы".

"По инициативе комсомола в первой декаде июля 11 студентов нашего института выедут в большой и серьезный высокогорный поход. В прошлом году мы провели поход по весьма сложному маршруту. В походе участвовало 22 чел., из которых 18 поднялось на вершину Эльбруса. Это даст нам возможность выполнить незаурядную задачу: подняться на 4 вершины, на которых советские альпинисты еще не были. Эти вершины - Лакра, Лейраг, Ледэшт и Гевай. В прошлом году мы прошли группой в количестве 13 чел. через перевал Квиш, положив тем самым начало освоению этого района. Мы чрезвычайно серьезно относимся к предстоящему походу и соответственно готовим его. Сейчас предстоит очень напряженная подготовка как людей, так и материальной части похода, затрудненная в связи с затянувшимся разрешением вопроса о финансовой базе похода. Все же мы думаем с этими трудностями справиться и выехать из Москвы 7-10 июля."

70-ЛЕТИЮ ГОРНОЙ СЕКЦИИ ПОСВЯЩАЕТСЯ!

Сбор и классификация материала - С.Стрыгин

Компиляция и оформление - А.Лебедев

29.10.2004

Ссылки:

1. С.Стрыгин. Публикации газеты Пропеллер на темы, связанные с туризмом

2. С.Стрыгин. Список лиц, имевших отношение к ячейке Общества пролетарского туризма и экскурсий МАИ (с1936 г. - секции туризма и альпинизма МАИ) и принимавших в 1932-1949 г.г. участие в туристских походах и альпинистских мероприятиях с элементами не ниже 1к.с. по современной классификации

3. С.Стрыгин. Перечень спортивных туристских походов и альпинистских мероприятий, организованных ячейкой ОПТЭ (с1936 г. - секция туризма и альпинизма, с 1949 г. - центральная секция туризма) и другими общественными организациями МАИ в 1932-1954 г.г.