О Т Ч Е Т

о лыжном путешествии III категории сложности по Южному Уралу

Руководитель - Сафронова М.Ю.

Январь-февраль 1991 г.

Златоуст - хр. Уреньга - кардон Казаны - г. В. Куваш - оз. Зюраткуль - массив Лукаш - хр. Нургаш - р. Березяк - п.Тюлюк - г. Б. Иремель (1582) - хр. Бакты - хр. Зигальга - г. М. Шолом - г. Б. Шолом (1427) - п. Верх. Катавка

СОСТАВ ГРУППЫ

1. Сафронова М.Ю. - руководитель

2. Агибалов О.А. - реммастер

3. Агибалова Е.В. - завхоз

4. Беляев М.В. - медик

5. Гребениченко М.В. - фотограф

6. Петренко А.К. - снаряженец

РАЙОН ПУТЕШЕСТВИЯ

К Южному Уралу относится часть Уральской горной страны между широтными участками верхнего течения р. Уфы и р.Урал между Орском и Оренбургом. Почти все места, по которым проходил маршрут, имеют башкирские названия с чудесным переводом:

Уреньга - Кленовый хребет;

Зюраткуль - озеро, названное за его форму "Озеро - сердце"; хребет Нургуш - Лучезарная птица;

Иремель - Священная гора;

Бакты - Смотровые горы;

хребет Зигальга - название загадочное, что-то вроде "большой скалы" или "голубого пастбища" - самая высокая гора этого хребта Б. Шолом, действительно очень похожа на шлем.

Горы для Урала высокие 1000-1500 м, почти полностью заросшие хвойными лесами (с дровами проблем нет). Снег в лесу очень глубокий - 1 - 1.5 м, на реках немногим меньше, только вершины гор покрыты плотной коркой наста. Район очень посещаемый, поэтому, если нет снегопада, всегда можно найти попутную лыжню. Но, как правило, снегопад есть, так что приходится тропить и по лесу и по дорогам, которые все меньше используются, поэтому сильно заснежены, и по рекам, если они не вскрыты.

Погода часто меняется, мороз (от -8 до -33 С) переносится сравнительно легко, если нет ветра. Возможность обморожения реальнее всего при сильном ветре (в частности, при подъеме на вершины). Мороз - главная трудность, встретившаяся в походе. Однако все трудности забываются, когда вспоминаешь об удивительной красоте природы, ее поразительном многоообразии. Возможно другим путешественникам Урал покажется совсем не таким, как нам, - но все равно прекрасным!

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

26.01.91, суббота, t = -15 С, снег, ветер

Группа прибыла в г. Златоуст в 17:30 по местному времени. На трамвае N 3 доехали до остановки "Ш Интернационала". Далее вверх по ул. Ленина до конца города. На окраине города группа одела лыжи и продолжила вижение по дороге, которая является продолжением ул. Ленина и идет по хр. Уреньга. После часового перехода группа всала на ночлег в 3 км от города.

27.01.91, воскресенье, t = -14 -16 С, снег, порывистый ветер

Выход в 9:00. В 9:30 пересекли шоссе Уфа-Челябинск. Отсюда в лес идет хорошо накатанная лыжня вдоль хр. Уреньга, по которой часто встречаются местные лыжники. Лыжня маркирована.

В 15:00 группа вышла по лыжне на перевал между 1-й и 2-й сопкой. Далее лыжня идет вниз в обход 2-й сопки и приводит в балаган (примерно на 6-7 человек) с печкой. Здесь лыжня заканчивается.

Перекусив, в 16:30 группа вышла из балагана в направлении на Юг и примено через 1-1.5 км вышла на лесовозную дорогу. Дорога обледеневшая и местам крутая спускается с хр. Уреньга и приводит к кордону Казаны на р. Куваш.

Далее дорога идет вдоль р.Куваш. Примерно в 1 км от Казанов в 18:00 группа встала на ночевку.

28.01.91, понедельник, t = -25 - 28 С, снег, сильный ветер

9:30 - группа продолжила движение по лесовозной дороге и через 1 переход пересекла правый приток р. Куваш. От дороги вправо и влево уходят ответвления. В 13:00 подошли к г. В. Куваш. Гора залесенная, скальная, покрыта глубоким снегом. Наверху триангуляционная вышка. Восхождение на гору заняло 20 мин. Примерно в 1.5 км от г. Куваш прошли мимо скальных выходов, далее дорога переходит в вырубки. Движение по азимуту на Ю-Ю-З приводит через 1 переход на хорошо накатанную лесовозную дорогу, которая постепенно поворачивает на С-З. Сошли с дороги встали на ночлег в 17:30.

29.01.91, вторник, t = -25 - 29 C, снег, ветер

Выход в 10:00. от дороги тропежка лыжни по глубокому снегу на Ю-З-З. В 10:00 по крутому залесенному склону спустились на р. Б.Сатка.

11:30 - 13:00 движение вверх по течению р. Б.Сатка (много промоин).

В 14:10 поднялись на левый берег реки и вышли на дорогу, которая через 1 переход привела к оз.Зюраткуль. За 30 мин. пересекли озеро в направлении Ю-З, к подножью г. Лукаш. Сильный западный ветер. Примерно через 1 км в Ю-Ю-З направлении вышли на заснеженную дорогу, идущую вдоль массива Лукаш. Через 2 перехода по дороге встали на ночевку в 18:30.

30.01.91, среда, t = -20 С, ясно

10:00 - выход. За 2 перехода вверх и вдоль хребта подошли под взлет, ведущий на южную оконечность массива Лукаш. Поднялись на обзорную точку. Далее спуск вниз и к 13:00 вышли на просеку, которая идет вдоль хребта Нургуш. Через 1 переход по просеке подошли к табличке-указателю "вер. Нургуш", укрепленной на дереве справа от просеки. От указателя идет лыжня, проложенная прошедшей ранее туристской группой. Через 2 перехода по лыжне идущей траверсом по восточному склону хребта группа вышла на перевал Нургуш-II.

Далее по той же лыжне вниз по крутому поросшему лесом западному склону через 1 переход в 18:00 группа встала на ночевку на склоне.

31.01.91, четверг, t = -10 - -15 C, ясно

Выход в 10:00. Через 20 мин. спустились к основанию хребта. Далее траверсом склона до понижения в хребте. Глубокий рыхлый снег. В 14:00 поднялись на седловину. Седловина широкая поросшая сказочно заснеженными елями, с двух сторон окаймленная скальными выходами, напоминающими заснеженные крепости.

В 16:30 спустились до широкой просеки, идущей с перевала Нургуш. На ночевку встали на правом берегу р. Березяк в 18:00.

01.02.91, пятница, t = -20 C, ясно

Выход в 10:00 вниз по р. Березяк. Рыхлый снег. Через 40 мин. подошли к разрушенному мосту, на левом берегу скала с триангуляционной вышкой. В 12:00 подошли к вагончику на правом берегу реки. В вагончике печка и двухярусная кровать. Напротив (на восток) отдельно стоящей вершины 818 м, примерно в 300-400 м от вагончика поднялись на правый берег и вышли на просеку, которая через 1.5-2 часа ходу выводит на лесовозную дорогу. Через 8 км дорога приводит на шоссе Тюлюк-Юрюзань. По шоссе до Тюлюка 4 км.

02.02.91, суббота, дневка, t = -15 C

Из Тюлюка автобус на Юрюзань ходит 2 раза в сутки в 8:00 и в 20:00. В п.Тюлюк по крайней мере 2 продовольственных и 1 промтоварный магазин. Клуб в бывшей церкви. Предприимчивый товарищ дядя Коля сдает хлев (а с виду дом под номером 35) туристам.

03.02.91, воскресенье, t = -10-14 С, ясно

9:00 выход из Тюлюка вверх по дороге вдоль р. Тюлюк, далее вправо по просеке. Через 1 час вышли на маркированную лыжню, которая привела на плато между верш. Б. и М. Иремель. Плотный фирн. 11:30 группа подошла под вершину Б. Иремель. В 12:00 поднялись на вершину по заснеженному осыпному склону, под тонким слоем снега обледенелые камни. Перекусив, в 14:00 начали спуск на запад до границы леса, где наткнулись на лыжню. Далее по лыжне вниз, в лес 1.5-2 км. В 17:00 встали на ночевку.

04.02.91, понедельник, t = -16-8 C, снег, ветер

Выход в 10:30. Через полчаса движения по лыжне вышли на лесовозную дорогу, идущую вдоль хр. Бакты. В 12:00 начали подъем на хр. Бакты по натоптанной лыжне. Через 2 часа поднялись на хребет, прошли по хребту в северном направлении примерно 1 км. В 16:00 начали спуск с одного из понижений в хребте. К 18:00 спустились к р. Юрюзань и встали на ночевку.

05.02.91, вторник, t = -10 С, снегопад,сильный ветер, видимость ограниченная

Вышли в 10:30. Через 20 мин. движения на запад пересекли дорогу, ведущую в Александровку. Тропожка по глубокому снегу на С-З-З- до старой занесенной снегом дороги. Дорога имеет общее направление на запад. К 14:00 подошли к окончанию дороги и далее по слабо холмистой местности на С-З-З дошли до р. Б.Катав. Река полностью вскрыта. Встали на ночевку в 17:00.

06.02.91, среда, t = -10-2 С, ясно, слабый ветер

Выход в 10:00. Прошли р.Б.Катав и начали подъем на хр.Зигульга. к 12:00 траверсом с набором высоты поднялись до границы леса. Далее по гольцовой части хребта, по насту и каменным осыпям поднялись на вер. 1203 м. Записки в туре не обнаружили.

В 16:00 поднялись на вер. М.Шолом и спустились в седловину между Б. и М.Шоломами. Спустились к границе леса и встали на ночевку.

07:02.91, четверг, t = -10-2 С, ясно, слабый ветер

Выход в 11:00. В 11:20 поднялись на седловину между М. и Б. Шоломами. В 12:30 поднялись по склону с крутизной 35-40 градусов на ровное плато с двумя скальными выходами. Самая высокая точка находится в южной части плато. Там сложен тур. Спуск с хр. Зигальга в западном направлении до дороги занял ро глубокому снегу 3.5 часа. По дороге через 1 час пришли в Верх. Катав.

В поселке 2 продовольственных и 1 промтоварный магазин. 2 раза в сутки в 8:30 и в 20:00 кроме вторника и четверга идет автобус до Катав Ивановского. Жители более гостеприимные, чем в Тюлюке. Охотно пускают туристов, можно купить молоко и картошку.

ОПИСАНИЕ ХРЕБТОВ И МАССИВОВ

1. Хребет Уреньга

Хребет начинается на южной окраине г.Златоуст и тянется как и другие хребты этого района на юго-юго-запад. Хребет имеет плавные очертания, высота над уровнем моря окло 900 м, протяженность около 70 км. Всшая точка 1198 м - г. Вторая сопка. Обзор характеризовать невозможно, т.к. во время прохождения была плохая видимость. Северо-западный склон хребта, по которому проходил маршрут, пологий, покрыт редким лесом. Участок пути длиной в 1.5-2 км проходит по живописному лиственичному массиву "Листвяник". Весь участок по хребту Уреньга был проделан на лыжах. Здесь идет маркированная лыжня, которая приводит к избе. В ней могут переночевать 6-7 человек.

2. Массив Лукаш

Массив расположен к югу от оз.Зюраткуль и вытянут на юго-запад на 3-4 км. Высота от подножия около 100 м. Восточный склон образован крутыми скальными стенками, покрытыми снегом . С южного участка массива открывается панорама на хр. Нургуш. и долину, лежащую на запад от него. Отсюда удобно провести рекогносцировку местности. Леса на гребне нет. По гребню хребет не проходится. На лыжах его можно обойти как с востока, так и с запада. Без лыж можно подняться по склонам в различных местах.

3. Хребет Нургуш

Хребет тянется почти строго с северо-востока на юго-запад. Длина около 30 км, ширина 4-5 км. Отроги хребта покатые, покрыты густым хвойным лесом. Гребень и прилегающие участки безлесые. Граница леса на высоте около 1100 м. Наибольшая высота 1406 м на севере и 1267 на юге хребта. От верхней границы леса открывается обзор прилежащей долины. Вершины и отдельные участки гребня образованы заснеженными скалами.

Хребет проходится как по восточному, так и по западному склону, которые покрыты преимущественно хвойными, сильно заснеженными лесами. Почти весь хребет можно пройти по гребню. Открытые участки покрыты фирном.

4. Массив Иремель

Массив лежит в 8-10 км на юго-восток от п. Тюлюк. В него входят вершины Б.Иремель (1582м),М.Иремель (1486м) и г.Жеребчик. Предгорья сначала пологие, ближе к вершинам довольно крутые, покрыты смешенным негустым лесом. От верхней границы леса на высоте 1100-1200 м начинается наклонное плато, покрытое фирном. Собственно гора Иремель представляет собой широкий купол с перепадом высот от основания около 150 м. Она покрыта заснежен-

ными и обледенелыми камнями. Крутизна около 20-25 градусов.

На лыжах можно подниматься до основания горы Иремель, далее пешком, можно использовать кошки.

Гора Иремель является господствующей вершиной, с нее открывается полная панорама местности.

5. Хребет Бакты

Хребет тянется с северо-востока на юго-запад, протяженность 10-15 км. Отроги относительно покатые, гребень почти сплошь состоит из скальных выходов и камнепадов, зарасших деревьями. Много снега. Зона леса кончается только вблизи вершин. Несмотря на скалы хребет можно перевалить почти в любом месте. Возможно также движение по гребню хребта в обход скальных выходов. Лес на восточной стороне хребта относительно редкий, на западной - более густой. Вдоль восточного склона идет хорошо укатанная дорога на Верх.Катав.

6. Хребет Зигальга

Хребет тянется с северо-востока на юго-запад, слегка выгибаясь в восточном направлении. На юге он завершается самой высокой вершиной Б.Шолом (1427м). Протяженность около 15 км. Более юго-западная часть хребта от вершины 1203 представляет собой вытянутое плато с отдельными вершинами выссотой до 1200 м. Вершины безымянные. Очертания вершин плавные, хотя склоны изобилуют камнями и снежными застругами. В принципе, на вершины возможен подъем на лыжах. Преимущественно хвойный лес почти подступает к плато. На плато фирн и небольшие участки неглубокого снега. В лесу снег глубокий, рыхлый. С хребта Зигальга открывается удивительная панорама на Южно-уральские горы.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Пройденный маршрут соответствует лыжному походу третьей категории сложности. За 13 дней пройдено 221 км. Было совершено восхождение на г. Б.Иремель 1582, пересечены хребты Уреньга, Нургуш, Бакты, пройден траверсом хребет Зигальга от вершины 1203 до г. Б.Шолом 1427.

Во время похода группой проверена возможность прохождения маршрута без палатки и печки. Были взяты двухслойные спальники с капюшонами и полиэтиленовый тент. Использовались различные формы укрытия полиэтиленом. Наиболее рациональная на наш взгляд - в виде шалаша. Между деревьями на высоте

0.7-0.8 м натягивается репшнур, на который вешается полиэтилен. В голову ставили рюкзаки, а края полиэтилена в ногах прижимались лыжами.

Каждые 3 дня желательно было просушивать верхние спальники от конденсата. Надья использоалась для ночного обогрева один раз в морозную ночь, когда температура снижалась до -30С. В остальное время надья служила для просушки спальников и вещей и для вечерних посиделок.

Для приготовления пищи применялась костровая сетка. На дневных перекусах использовались термосы, что значительно экономило время.

С погодой нам повезло - не было слишком сильных морозов и ветров, но тем не менее мы настоятельно советуем иметь ветрозащитные маски и утепленные бахилы.