ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Дневник участника похода

28.02.97

Отъезд из Москвы поездом “Москва - Тында” №76 в 20:19.

05.03.97

Приехали в посёлок Хани в 13:40 по Московскому времени (в 19:40 по местному, поясному времени). Разница во времени, таким образом, составила 6 часов. Посёлок Хани находится на “юге Якутии” - северо-востоке Читинской области. В 20:00 поселились в доме отдыха железнодорожников в четырёх номерах (2+2+2+3). Поужинали. Гречку купили в столовой по цене вдвое превышающей Московские цены. Отношение местного населения доброжелательное. В результате контакта с местным населением получили подробную информацию о зимовьях на реке Эвонокит и её притоках. Одна избушка находится в 40 минутах пути от железнодорожного моста через реку Эвонокит. Следующая, ещё через 1,5 часа пути напротив устья ручья Малого Кабакана. Особенно хорошее зимовье. О местах и условиях рыбной ловли: мощный лёд на озёрах. По сведениям местных жителей лавинная опасность незначительна. Снега мало, его слой составляет около 30 сантиметров. По реке Эвонокит есть вездеходная трасса к местам рыбной ловли и охотничьих зимовий. По рассказам местных железнодорожников выходить из района удобно в месте впадения реки Хани в реку Олёкма. Там, рядом с железной дорогой есть две избушки: первая - пустая, во второй живёт дед-отшельник, который при необходимости остановит местный поезд “бич” (бичевозник): 1 вагон + платформа. Договорились о заброске на этом поезде на мост через реку Эвонокит.

Участок № 1. Заброска с полным грузом от трассы БАМа до избы в устье р. Малый Кабакан.

06.03.97

Бичевоз, из Хани, “Хани-Юнкали” довёз нас до 91км, седьмого пикета, сошли на 89км. Маршрут начали на высоте 550м в 10:40. У разъезда изба с печкой, изба путейцев. Крутой спуск к реке 4м, по камням. Река Ханя - широкая: 50,70 метров, наледей нет. Вниз по реке 1 км=15 минут до устья р.Эвонокит. Вверх по р.Эвонокит 1 км=15 минут. Первый перекур 15 минут. Вдоль р.Эвонокит шли по лесной дороге левого берега реки (вездеходный след). Второй переход: 11:45 - 12:20. Ходовое время 35 минут=3 км. Несколько коротких участков открытой воды. Перекур начался в 12:30 в избе на 6 человек с печкой. У избы в 100м от реки на левом берегу много сушины. От реки и от избы видны горы: впереди и по бокам.

Ходовое время: 1 час 05минут. Километраж: 5 км. Средняя скорость: 5 км/ч

Из зимовья вышли в 15:04. От избы до избы 15 км. После обеда дошли до избы, напротив устья ручья Кабакан. Шли до 21:00 по дороге встретили две огромные наледи протяжённостью 4 км + 2 км - снежный участок + вторая наледь 2 км + снежный участок + 0,5 км наледи до избушки. Наледь местами мокрая. Получены мелкие травмы: рассечена бровь, растяжение ноги. Сильный встречный ветер. Температура - 240. Облачность переменная. Избушка находиться на левом берегу р.Эвонокит в 150м. Почти вплотную к ней подходит зимник, по которому следует идти. В 20м от зимовья находится незамерзающий ручей переходимый вброд. Температура 24 - 220.

Ходовое время: 4 часа. Километраж: 15 км. Средняя скорость: 3,8км/ч

07.03.97

Днёвка. До 13:00 собирали заброску. В 15:00 вышли её делать. Прошли вниз по р.Эвонокит 2 км, далее поднялись на террасу правого берега. Через 200м от реки на террасе остатки заброшенной дороги и строения (скорее всего геологической партии). Под деревом с поваленным корнем оставили заброску. Вернулись по этой дороге, но быстро её потеряли. Шли на реку по тайге. Вернулись в 19:00.

Участок № 2. Радиальные выходы по р.р. Мал. Кабакан и Бутылочный.

08.03.97

Произведено два разведочных выхода.

Разведка №1

Цель: Разведать пути прохода группы с маршрута участка №4.

От избы вниз по реке Эвонокит – 2 км, далее вверх по ручью Бутылочный. От устья и выше ручей весь покрыт льдом. Первые 0,5 км идём на лыжах, далее лыжи оставляем, идём пешком. Крутизна ледового склона от 5 до 30 градусов. Рубимся вверх 2,5 часа, доходим до поворота ручья назад в долину. Видим наш путь по участку №3. Поворачиваем назад. Первые 1,5 км спуска проезжаем по наледям и водопадам на пятых точках, далее на ногах. Далее на лыжах спускаемся к Эвонокиту.

Ходовое время: 2,5 часа. Километраж: 3 км. Средняя скорость: 1,2 км/ч

Обратный путь занял 1 час. Отдыхаем, готовимся ко второй радиалке.

Разведка №2

Выход в 17:30. Пересекаем р. Эвонокит прямо у избы и продолжаем движение по тайге в сторону видимого понижения долины р.Малый Кабакан. Через 300м тропёжки выходим на гусеничную дорогу, ведущую в верховья реки. Поднимаемся по ней 1 час=2 км. До строений заброшенной геологической партии на правом берегу реки. Одна из изб пригодна для жилья. Обратно спускаемся за 1 час. Вернулись в 20:00. Возвращались по своей лыжне.

Ходовое время: 2,5 часа. Километраж: 4 км. Средняя скорость: 1,6 км/ч

Участок № 3. Кольцевой участок маршрута

09.03.97

В 10:30 вышли из лагеря у избы. Идём вверх по р. Эвонокит 2 перехода. Первый переход: около 1 часа до устья р. Большой Кабакан. Наледи, наст, местами неглубокий снег. Второй переход: до устья р. Камканда. В устье р. Камканда делаем обед.

Ходовое время: 1,5 часа. Километраж: 8 км. Средняя скорость: 5,3 км/ч

Вышли вверх по р. Камканда. В устье несколько проток, лучше идти крайней слева, которая находится на границе леса и кустов. Остальные протоки трудно проходимы из-за завалов деревьев. На реке лёд, сухие наледи и неглубокий снег. В 1 км от устья небольшой участок наледей. Ещё через 0,5 км начинаются наледи по всей ширине долины (местами мокрые наледи). Мест для ночёвки мало. До ночёвки дошли за 3 перехода. Первый - 1 час прошли 1 км по наледям + 2 км=3 км. За второй переход прошли ещё 2 км. За третий переход – 2 км. Второй и третий переходы заняли по 0,5 часа каждый.

Ходовое время: 4,5 часа. Километраж: 15 км. Средняя скорость: 3,3 км/ч

Посёлка Кабакан не замечено (обозначен на карте).

10.03.97

Вышли в 11:00. Первый переход 1х/ч. Прошли обширную (6 км) наледь, устье долины сужается. Второй переход занял 15 минут, что составило 0,5 км вверх по реке.

Ходовое время: 1,25часа. Километраж: 6,5 км. Средняя скорость: 5,2 км/ч. Уклон долины реки: 3-50

11.03.97

Первый переход : 40 минут. Второй переход : 25минут. Третий переход: 50минут. Тропёжка 30см. В 300м перед озером настил. В 50м от озера исток реки Камканды уходит к перевалу в сторону долины р. Олгдондо. Камни в русле и иногда поваленные деревья (2-3 раза).

Ходовое время: 2 часа. Километраж: 7 км. Средняя скорость: 3,5км/ч

Первый переход занял 1 час. Дошли до конца озера. Второй переход - 0,5 часа. Дошли до конца наледи у островка леса, перед правым притоком, текущим из ущелья, в верховьях которого есть перевал на р. Кабакан (к БАМу). Третий переход - 0,5 часа на границе леса. Время было передвинуто на два часа вперёд, и разница составила: с Московским - 10 ч., с местным (поясным) - 4 ч.

Ходовое время: 4 часа. Километраж: 14 км. Средняя скорость: 3,5 км/ч

12.03.97

Сразу после обеда, в 14:00, устроили тренировку на крутой наледи. Тренировка на лыжах: хождение по льду и по крутому льду на кошках. В 17:00 вышли к перевалу. На подъёме одна крутая снежная ступень 25-300, протяжённостью 50м. Далее подъём выполаживается. Перед седловиной ещё одно озеро и несколько снежных некрутых ступенек. Седловина широкая, снежная, кое-где выступают вершины кустов. Тура не нашли. Перевальную записку оставили на дереве. Перевал назвали “Источник Вдохновения”, 1А (зимой), н/к (летом), 1520м. От лагеря шли 6 км=2,5 часа до перевала. Спуск с перевала, зажатого между склонами вершин, по широким, снежным террасам начали в 20:00. Из-под перевального склона видно место слияния р.Токко и островок хвойного леса. Перед лесом река уходит в неглубокий снежный каньон, для прохождения которого требуется тропёжка глубиной до 50 см. В лесу удобное место для ночлега. От перевала до леса 4 км=1 час. Вечером использовался приём тропления лыжни на следующий день длиной 1 км вниз по р.Токко.

Ходовое время: 3,5 часа. Километраж: 10 км. Средняя скорость: 2,9 км/ч

13.03.97

Сделан радиальный выход (1,5 км от лагеря) в сторону реки Олдонгдо н/к, 1360м. Время подъёма составило 2ч, время спуска - 30 мин. Пересекли исток реки Токко с выходом на левый борт долины. Тропёжка в русле реки 70 см. На склоне 10-70см. Двигались по левому борту долины в направлении скального гребня на повороте р.Токко к озеру Токко 1 км=1ч. Пересекли исток р.Токко с левого борта на правый и выходим в нижнюю часть гребня. Это перевал Олдонгдо, 1350м, который находится между р.Токко и цепочкой озёр истока р.Олдонгдо. Спуск по проложенной ранее лыжне.

Ходовое время: 2 часа. Километраж: 3 км. Средняя скорость: 1,5 км/ч

Обед на месте ночёвки. Идём по правой границе леса в 200м от места ночёвки от устья ручья “Источник Вдохновенья” в 200м ниже пер. Олдонгдо - изба. Через 0,5 км островок леса заканчивается. Всхолмленной долиной огибали центральную гору долины (слева обходим). Спустились к слиянию стоков ручьёв с пер. Олдонгдо и с пер. Ичилях из-под вершины 2309 и разбили базовый лагерь. Шли от места обеда 1,5ч (1630-1900) прошли 5 км.

Ходовое время: 3,5 часа. Километраж: 8 км. Средняя скорость: 2,3 км/ч

Из базового лагеря вышли на маршрут: вверх по ручью к перевалу Ичилях, через 40 мин. вышли к седловине перевала Ичелях, н/к, 1235м. Тура нет, сразу за седловиной озеро (красная рыба, ленок - по словам местных рыболовов). С перевала Ичелях вышли на кольцевой маршрут вокруг г.Атлантида, 1738м. Вышли в 1900. Под перевалом “Левый Паралич” в 1950. Склон перевала потенциально лавиноопасен, фирновый склон 300, в средней части надув. После полного просмотра пути подъёма распустили лавинные шнуры, включили маячки. На седловину поднимались по одному. По пути нижний гребень карниза, траверс вверх и влево, далее траверс вверх и вправо на седловину. Подъём занимает около 10 минут для каждого участника, поэтому на седловине группа в 1930. С седловины отлично видно высшую точку района вершину 2309 с двумя гребнями. Спуск с перевала - фирновый склон, тура нет, сложили свой. Перевал оценили как 1Б, 1525м, назвали “Левый Паралич”. Спуск начинается в западной части седловины. Здесь справа по ходу (на запад) траверсом снежного склона, средней крутизной 300 местами до 450. Снег на склоне рыхлый, местами фирн. Имеется кустарник. Спуск в лыжах серпантином занимает около 20 минут на одного участника. Обязательно соблюдение мер лавинной безопасности. Постоянное наблюдение за склоном. Общее время спуска 1,5 часа. Была осуществлена попытка восхождения на вершину 1665м (2140) - вершина 1723м. Спуск начали в 2000, закончили в 2130. От Ичелях до перевала 3 км. От перевала до озера 3 км. От места спуска до базового лагеря идём, огибая склон горы Атлантида по невысоким боковым отрогам (спустились на озеро прошли ещё один боковой отрог). В 2330 выходим на лыжню к базовому лагерю; в 2345 в лагере.

Ходовое время: 4 часа. Километраж: 10 км. Средняя скорость: 2,5 км/ч

Участок № 4. Линейный участок маршрута с выходом на трассу БАМа

14.03.97

Вышли в 1130, через 300м начался каньон с невысокими стенами. По долине реки Токко, вверх. Здесь небольшие каньоны чередуются с островками леса. Местами наледи (иногда мокрые). Из лесных пород преобладают ели. Через 3 км участок реки с большим количеством промоин. Далее ещё один каньон, водопадов нет. Тропёжка в глубоком снегу – 50 см. Открытой воды меньше. В группе случилось несколько случаев провалов в воду. Обед на дровах из сушины в боковом каньоне. Далее движение по руслу реки, которая разветвляется. Глубокая тропёжка, встречаются промоины. Справа по ходу прошли ущелье с характерными сбросами по левому борту. В этом ущелье находится перспективный, сложный перевал в истоке реки Орозкан (в 2 км ниже устье ручья из долины, ведущей к этому перевалу, ночёвка).

Ходовое время: 7,5 часов. Километраж: 10 км. Средняя скорость: 1,3 км/ч

15.03.97

3 км, 40 минут шли по лыжне траверсируя пологие, заснеженные правые склоны долины реки Токко. Затем спустились через лес к основному руслу реки по смешанному лесу, пересекая по пути русла боковых проток. 1 км=0,5 часа. Далее идём по заснеженному руслу р.Токко, с глубокой тропёжкой 50 см и сменой ведущего. Через 0,5 км=15 минут выходим на старую лыжню охотника. Далее идем, придержиaаясь лыжни, по берегу реки или по её ложу. 6 км=1,5ч. Обед в 1600-1900.

Ходовое время: 3,5 часа. Километраж: 11 км. Средняя скорость: 3 км/ч

С обеда прошли 0,5 км по одному из основных русел района р.Токко. И, траверсируя пологие снежные склоны правого борта долины, вышли к крупному правому притоку р.Токко р.Сигикан.

Ходовое время: 2 часа. Километраж: 3 км. Средняя скорость: 1,5 км/ч

16.03.97

Днёвка. Тропление лыжни вверх по долине реки Сигикан.

Ходовое время: 5,5 часов. Километраж: 13,5 км. Средняя скорость: 2,5 км/ч

17.03.97

Выход в 1130. 8 км=2,5 часа поднимаемся по проторенной накануне лыжне. На пути: деревья в русле, каньон (обход справа, по ходу) и широкая часть долины с множеством засыпанных снегом проток. Обед с 1400 до 1700. Во время обеда 3 человека продолжали бить лыжню к перевалу. После обеда с 1700 до 2100 продолжаем подъём под перевальный взлёт, как по центру, так и по бортам долины. Везде тропёжка 50 см. В 1950 основная граница леса 1125м и 2 часа от этой границы до ночёвки. С места ночёвки (h=1210м) произведена разведка подъёма на седловину и просмотр начала спуска. Перевал оценен 1Б*. 4 часа=8 км. 1745 вышли на безлесные поля центральной части долины h=1040м.

Ходовое время: 6,5 часов. Километраж: 16 км. Средняя скорость: 2,5 км/ч

18.03.97

Выход в 1130. С распущенными лавинными шнурами и включёнными маячками. Подъём на перевал в лыжах с выставлением наблюдающего на 2х лавиноопасных участках. На перевале в 1230, 1430, 1Б*, “Колесо Фортуны”. Спуск с перевала на лыжах. В верхней части склона - карниз 10м-500, далее спуск серпантинами и лесенкой 150м-250. Необходимо наблюдение за склоном, как сверху, с карниза, так и снизу, спустившимися участниками. Под перевалом в 1330. Спуск по одному. Подъём, тоже по одному. Ниже перевала низкая вершина по центру долины, с неё отличный вид, обходим вершину слева (справа) по ходу и выходим к озеру. За озером начинается каньон. В 1600 обед на кустах в верхней части каньона. Во время обеда произведён радиальный выход на несложный перевал в верховья реки Эвонокит. Перевал назвали “Доброволец”, 1А, 1200м.

Ходовое время: 3 часа. Километраж: 6 км. Средняя скорость: 2 км/ч

После обеда h=1160м в 1610. 1230м - обзорная вершина в среднем истоке р. Аргукан. 1906(1055м) на верху снежного склона в устье долины правого Аргукана. В 2100 ночёвка на h=1130м. В 2210 крайняя точка радиального выхода в сторону пер. “Гвардеец”, 1А, 1300м. Идём вдоль русла левого притока р. Аргукан периодически траверсируя правые безлесные склоны ручья. На лавиноопасных участках спускаемся в русло. Глубокая тропёжка – 50 см. Через 1,5 часа траверсируем (выполаживание разделяющего бокового отрога) правые склоны по границе леса с целью перехода в долину правого истока р. Аргукан. Обходим устьевой каньон по склонам левого борта реки, фирн, 1 ч10 минут. Выходим на пологий склон (снежный), откуда хороший обзор правого истока р.Аргукан. Спускаемся к руслу реки и дальше идем, придерживаясь русла 2 часа 15 минут по руслу реки до границы леса, встаём на ночёвку. Отсюда радиальный выход в сторону перевала “Гвардеец”. Идём траверсируя правые склоны ручья из-под перевальной долины русла ручья в неглубоком каньоне с зарослям ивки и березняка. Через 1,5 км правые склоны становятся круче и лавиноопаснее. По каньону дошли до h=1170м. Тропёжка 50 см. 1ч=3 км.

Ходовое время: 4,5 часа. Километраж: 15 км. Средняя скорость: 3,3 км/ч

Всего за день – Ходовое время: 7,5 часов. Километраж: 21 км. Средняя скорость: 2,8 км/ч

19.03.97

До седловины перевала “Интроверт”, 1210м, 40 минут=3 км от места ночёвки. Идём по пологой долине. Местами кустарник, фирн. Седловина широкая, пологая. По правому борту многочисленные следы схода лавин. До долины р. Эвонокит с перевала идем, придерживаясь русла ручья. Начинается глубокая тропежка. Смешанный лес, мест для ночёвок мало. Русло ручья в неглубоком каньоне, местами пересекаем лавинные выносы из боковых кулуаров. 1,5 часа до долины реки Эвонокит. За 3 км до Эвонокита начинается красивый каньон. Заснеженные наледи. Тропёжка заканчивается. С перевала до р. Эвонокит 3,5 часа=10 км. Из района устья ручья красивые виды верховий р. Эвонокит и в сторону в.Уда. В районе устья ручья обширные мокрые наледи. Идём 30 минут до слияния с устьем ручья со стороны пер. “Доброволец”, “Гвардеец”. 30 мин=4 км. Обед. После обеда идём по реке, тропёжка 10-15см. Периодически участки мокрых наледей 3 перехода по 45 минут до четвёртой избы. В 1 км ниже устья р. Ичилях на левом берегу р. Эвонокит. 10 км=2 ч.15 мин. Изба (хорошая) на 6 человек. По близости есть дрова. Идём по р.Эвонокит. 2 перехода по 45 минут до устья реки Камканда.

Ходовое время: 9,4 часа. Километраж: 41 км. Средняя скорость: 4.4 км/ч

Многочисленные мокрые наледи, промоины. В 2 км выше устья р. Камканда изба №3 на правом берегу. На правом берегу напротив устья р. Камканда обширные мокрые наледи 2 перехода по 45 минут до заброски. 1 час 30 минут=8 км. Берём заброску +45 минут к избе №2. 45 минут=4 км.

Ходовое время: 1,3 часа. Километраж: 8 км. Средняя скорость: 5,3 км/ч

Всего за день – Ходовое время: 10,7 часа. Километраж: 49 км. Средняя скорость: 4,6 км/ч

20.03.97

Днёвка.

21.03.97

Вышли в 1855. Через 20 минут после выхода из избы №2 идём вниз по р. Эвонокит 1 км до жёлтой наледи с левого борта долины. Это устье ручья Бутылочный. Далее в кошках h=590м. Русло сильно захламлено упавшими деревьями. Мокрые наледи, движение затруднено. Через 40 минут на углу узкой долины ручья Бутылочный h=770м, 2 км. Набор R=170м. Далее русло расширяется. По бортам каменистые склоны, заросшие лиственницей. Наледи, в основном сухие. Через 20 минут на отметке 860м останавливаемся на ночёвку =1 км на сухой наледи в русле реки. Дрова в избытке. Делаем разведку вверх по руслу реки до конца наледи до h=930м, 20 минут.

Ходовое время: 1,5 часа. Километраж: 10,5 км. Средняя скорость:2,7 км/ч

22.03.97

Через 20 минут после выхода из лагеря на h=930м подходим к концу наледи 1 км. Русло сужается, многочисленные наледи, бурелом, натёки льда, промоины. Через 2 км затруднённого хода между камней, льдом и промоинами начинается траверс левого борта долины ручья Бутылочный с выходом к началу озера. 20 минут=0,5 км. Обед 1515, h=985м(1000м). Идём, пересекая озеро. От озера обзор верхней части долины, видны скальные стены (в.2078), замыкающие долину ручья Бутылочный. Долина сильно всхолмленная. Многочисленные островки леса. В 2015 пришли к месту ночёвки, одному из последних островков леса в верховьях долины h=1355м.

Ходовое время: 4 часа. Километраж: 9 км. Средняя скорость: 2.8 км/ч

За 15 минут до этого прошли мимо интересного кулуара правого борта долины. В кулуаре несколько ледопадов. Перeвал из долины ручья Бутылочный в сторону р. Атбастах представляет собой хаотическое нагромождение морёных гряд, в понижении, справа по ходу, замыкающие долину ручья. До перевала от места ночёвки около 3 км. От озера до места ночёвки около 6-7км.

Всего за день – Ходовое время: 5,5 часа. Километраж: 10,5 км. Средняя скорость: 1,9 км/ч

23.03.97

Вариант №1

Вышли в 1200. Ночёвка на h=1380м в верховьях ручья Бутылочный, вышли к перевалу. Перевальный взлёт хорошо виден в 1,5 км справа по ходу. Долина замыкается скальной стеной. Седловина справа. Расположение перевала не характерное. Чётко выраженная седловина отсутствует. Подъём на перевальное плато по левому борту долины. Склон до 400, снежный, местами осыпной. Необходим выбор пути с учётом лавинной опасности. Без применения специального снаряжения. Седловина - широкое плато с обзорной точкой. Спуск на другую сторону по снежным склонам к озеру. На седловине в 1320. Предперевальный взлёт 100м от седловины.

Ходовое время: 1 час. Километраж: 1,5 км. Средняя скорость: 1,5 км/ч

Вариант №2

Из лагеря на h=1380м в верховьях ручья Бутылочный идём к хорошо видному предперевальному взлёту прямо по ходу. 1,5 км=0,5ч. Перед стеной, замыкающей долину, ручей Бутылочный образуется слиянием двух истоков. Правый наиболее крупный исток вытекает из обширного замкнутого цирка. Вершина 2072м через каньон. В верховьях ручья (правого истока) следы снежных лавин со стен цирка. Левый исток имеет начало на перевале, стекает с перевала “Просветлённого Сознания” в ручей “Подарочный”. Подъём по руслу невозможен из-за большой лавиноопасности. Подниматься следует, не доходя 300м до слияния истоков по снежному склону крутизной до 350 протяжённостью 60м. Участок лавиноопасен. На этом участке требуется рубка ступеней. Далее подъём по цепи камней (каменистой гряде) до неширокого, пологого снежного кулуара (40м до 300). Обход сверху по выходам камней. Далее по пологим террасам до возвышенности, разделяющей левый и средний ручей Подарочный. На этой возвышенности сложили тур. Собственно перевальная точка h=1590м. На перевале в 1320, 1Б. Перевальная точка ниже на левом истоке ручья Подарочный по снежными склонами гребня. На среднем истоке озеро, куда лучше спускаться на лыжах. Средний и правый истоки собственных перевальных седловин не имеют. С перевальной возвышенности открывается вид на горы Восточной части хребта Удакан.

Ходовое время: 1 час. Километраж: 3 км. Средняя скорость: 3 км/ч

Спуск с перевала через озеро среднего истока р. Подарочный. Пересекаем озеро из конца в конец и идём по широкой долине р. Подарочный. 1,5 км=20 минут. Справа по ходу, в двух км ниже виден скальный уступ, за которым угадывается широкая седловина перевал в сторону истока р. Челонгда, крупный, правый притоки реки Ат-Aастах. Слева открывается широкая длинная долина в сторону нехоженого, перспективного перевала к реке (в долину) Эвонокит. Спуск с которой проходит между притоками Камкана и Ичилях. Слева по ходу видна промежуточная седловина на гребне, куда поднимаемся на лыжах по широким заснеженным склонам 1,5 км=20 минут. Над седловиной снежная стена с карнизами (слева). Долина ручья с перспективного перевала и р.Подарочный сливаются на h=1407м. Уходим от седловины вправо с небольшим набором h на широкое снежное плато, отделённое от основной долины р.Подарочный осыпью камней и крутым склоном. Разделённый от основной долины р.Подарочный каменистым валом, за которым крутой снежный склон в сторону реки Чилонгда, hплато=1635(50) [1640м]. С северо-восточного края плато открывается хороший вид в долину р. Заводной (в сторону его верховьев). В 5 км вниз по долине ручья Заводной видна высокая, чёрная скала (обрывается) в сторону долины, под ней первый островок елового леса. Перелаз через боковой отрог назван Антресоль, 1640м, н/к. Спуск с плато к р.Заводной по крутому снежному склону с выходами камней. Крутизна до 300, 300м, спуск на лыжах. Придерживаясь левой стороны склонов в сторону понижения ручья с перевала. Местами склоны лавиноопасны. У русла ручья Заводной h=1490м (1460). Спуск занял 20 минут=300м.

Радиальный выход в верховья ручья Заводной.

Идём, придерживаясь русла ручья в сторону перевала к истокам р. Кубллагай. Через 1,5 км по дну долины поляна кустов, где 5 куропаток. h=1690м. До перевала ещё 2 км. На пути пологие, заснеженные склоны. Седловина перевала широкая, пологая. Нижняя точка находится в левой западной части. Тура нет. h=1690 (1695), 1А, Вечёр. Подъём от места спуска с Антресоли занял 40 минут, на лыжах. С седловины прекрасный вид в сторону долины р. Кубллагай, на массив в.2101 м и перевал в сторону р.Эвoнокит, слева от в.2101. Группа совершает 2 радиальных выхода: первый на вершину г. Лабыкта, 1935м, 1А, другой к перевалу на р. Эвoнокит.

Средняя скорость: 3 км/ч

Лабыкта.

Вершина Лабыкта является единственной именной вершиной в северной части хребта Удакан. Имеет плоскую вершину с отдельными мелкими останцами. Триангулы нет. Подъём от седловины перевала Вечёр первые 300м на лыжах. Крутизна склона до 300. Отдельные выходы камней. 15 минут. Далее 600 метров пешком по снежным склонам, местами по грядам камней. Крутизна на отдельных участках до 400 ближе к вершине склоны выполаживаются. Снег хорошо зафирнован. Общее время подъёма с перевала 1 ч15 минут. Время спуска 20 минут. Пройденное раcстояние 3 км. С вершины прекрасные виды во все стороны.

Перевал Удаканских Селезней, 2А, 1945м.

Перевал соединяет левый приток реки Эвонокит и сток реки Кубллагай. Находится южнее в.2101 м. Подъём с седловины перевала Вечёр начинаем восхождением на правый, т.е. левый по ходу борт каньона истока р.Кубллагай. Подъём в лыжах 40 минут=1,5 км. Перепад высот 200м. Крутизна до 300. Дальнейший подъём на седловину идёт высоко над бортом каньона, под грядами камней, местами склон зафирнован. 1ч=3 км. Во время подъёма наблюдаем сход лавины с в.2101 м в каньон. Седловина широкая, тура нет. Сложили в центре седловины на большом камне. С перевала открывается суровый вид в долину левого притока р.Эвoнокит. Северная часть спуска в сторону р.Эвoнокит закрыта снежным карнизом. В южной части просматривается начало спуска по склону крутизной 450. Спуск с перевала осуществляем в каньон ниже лавиноопасного участка, здесь каньон широкий. Тропёжка 20 см. Слабый подлип. По каньону и далее, через правый отрожек выходим на седловину перевала Вечёр.

Ходовое время: 1 час. Километраж: 4,5 км. Средняя скорость: 4,5 км/ч

Спуск с перевала Вечёр по пути подъёма к месту спуска с перевала Антресоль.

Ходовое время: 0,5 часа. Километраж: 3 км. Средняя скорость: 6 км/ч

Всего за радиальные выходы – Ходовое время: 6 часов. Километраж: 20 км. Средняя скорость: 3,3 км/ч

Дальнейший спуск к лесу на р.Заводной. Идём, придерживаясь русла ручья. На первом километре вниз несколько коротких лавиноопасных участков. Далее крутая наледь. Долина ручья резко понижается. Небольшой каньон. Спуск к первому островку леса на дне долины (в русле реки) по лавиноопасному (левому) склону с отдельными выходами кустарника. Спуск с Антресоли до первого островка леса.

Ходовое время: 1 час. Километраж: 1,5 км. Средняя скорость: 1,5 км/ч

Здесь же устье р. Подарочный круто ниспадающего по правому склону. Далее идём по дну долины, придерживаясь русла ручья. На пути многочисленные наледи (мокрые местами), островки листвeничного (затопленного) леса. Местами тропёжка. До удобных мест ночёвки.

Ходовое время: 1 час. Километраж: 4 км. Средняя скорость: 4 км/ч

Всего за день – Ходовое время: 9 часов. Километраж: 28,5 км. Средняя скорость: 3,2 км/ч

24.03.97

После хорошего отдыха идём по руслу реки, переходя от одного островка леса к другому. На реке местами мокрые наледи. Тропёжка 50 см. Через 1,5 км после ночёвки река расширяется и за этим расширением начинается узкий каньон с промоинами, который обходим по левому берегу.

Ходовое время: 0,5 часа. Километраж: 1,5 км. Средняя скорость:3 км/ч

Идем, траверсируя пологие, заснеженные склоны до красивого водопада с правого борта долины. Напротив водопада спускаемся в русло реки. Каньон на реке значительно расширяется. И река имеет крутое падение. Спускается вниз широкими наледями, местами мокрыми, на протяжении 1,5 км. За двумя невысокими порогами (0,5м) выходим к началу водопада перед глубоким каньоном. Перед водопадом удобные места для отдыха и обеда. Водопад можно обойти любым из бортов долины, лучше левым, падение по высоте около 50м. Мы спускаемся по двенадцатиметровому водопаду (по центру). Наиболее оптимальный спуск по отвесу. Спуск с верхней страховкой, последний спускается на сбрасывателе. Под водопадом короткий, горизонтальный участок, за которым следует каскад водопадов (порогов) h=3 км, 5 штук. Спуск без веревок. Русло реки в каньоне. Через 200м каньон заканчивается. По берегам реки отличный хвойный лес пригодный для ночёвок.

Ходовое время: 4 часа. Километраж: 7 км. Средняя скорость: 1,8 км/ч

25.03.97

С утра после осмотра каньона, пройденного в конце прошлого дня, идём по реке Атбастах вниз 2 км. В русле глубокое тропление, под снегом часто вода несколько раз на протяжении этого участка приходится чистить лыжи.

Ходовое время: 0,5 часа. Километраж: 2 км. Средняя скорость: 4 км/ч

Долина реки резко уходит вправо. Лыжня обходит мoкрые наледи по левому пологому берегу реки. Редколесье, много следов диких животных (мелких). Через 2 км=1 час тропления по левому берегу, на одной из террас, удобное место для обеда (сушина). Русло реки широкое. Наледи, всё чаще, местами мокрые. Спускаемся на лёд реки Атбастах и через 3 км=20 минут движения по наледям оказываемся у западного склона вершины, h=1609м. Откуда можно начинать подъём на крутую, заснеженную седловину невысокого н/к перевала Атбастах - Ангара. Идём дальше по наледям р. Атбастах. Через 5 км река уходит в красивый каньон, который заканчивается перед самым устьем р. Ангара. В каньоне р. Атбастах 2 водопада, h до 2м. Движение в нижней части каньона осложняют полузасыпаные снегом камни в русле. При прохождении каньона вверх по реке потребуются кошки. В устье р. Ангара на р. Атбастах широкая мокрая наледь. В 1,5 км устье следующего левого притока. Удобно остановиться на ночёвку и поискать зимник, который, судя по карте, проходит террасами левого склона долины р. Атбастах. По долине левого притока 1,5 км=15 минут.

Радиальный выход.

Обнаружили скально-осыпной склон, на котором можно обнаружить интересную коллекцию минералов.

Всего за день – Ходовое время: 4,5 часа. Километраж: 18 км. Средняя скорость: 4 км/ч

26.03.97

Из устья второго левого притока р. Атбастах идём по льду (руслу реки). Мокрые наледи, перемежающиеся сухими осложняли движение, часто нужно было чистить лыжи. Отдельные участники шли без лыж. Через 8 км=1,5 часа перекур у устья небольшого левого притока. Перед самым устьем, с правой стороны красивые, цветные водопадики. Через 8 км долина Ат-Бастах огибает сверху характерную вершину h=1343м и принимает крупный правый приток р. Челангун. Много удобных мест для обеда и ночёвок. От места ночёвки 15 км. От устья Чилонгды на реке местами заметен след “Бурана”. Идём по осыпному руслу реки, через 6 км слева Атбастах принимает небольшой приток. Справа видна характерная вершина похожая на папаху. Ещё через 2 км устье крупного левого притока

Последняя, обширная мокрая наледь. Через 2 км крутой поворот реки слева направо. Отсюда идём к БАМу на лыжах. Через 1 км остров (характерный) обходим справа. В 1 км после островка. Грандиозный провал льда. Через 2 км русло р. Атбастах начинает делиться на многочисленные рукава, островки. Появляются крупные промоины, что затрудняет выход к БАМу. Перед делением русла на протоки долину р. Атбастах покидает зимник. Следы Бурана уходят с реки на правый берег в сторону разъезда Вильбeдкан (10 км). Крупные устьевые промоины реки обходим по левому берегу,(рубка), встречаются колеи, которые выводят к берегу р. Хани. В 0,5 км ниже впадения р. Атбастах.

Р. Хани пересекаем по льду, обходя промоины. БАМ по правому берегу идёт за высокой насыпью, которую обходим слева, ниже по течению в 1,5 км. Подъём на насыпь у моста БАМа через небольшой правый приток у р. Хани.

Пройдя 200м по Железнодорожному полотну в сторону разъезда Вильбeдкан, находим разъезд 1908. В 6 км отсюда разъезд Вильбeдкан. Где есть ж/д станция и жильё и останавливаются поезда: Тында-Москва, Тында-Кисловодск. До ближайшей станции Хани ещё около 40,5(50 км) на БАМовской электричке (бичевозе)

Хани имеют магазин, почту, общежитие ж/д и тёплый вокзал, где можно переночевать. Стоимость ночёвки от 30 до 60 тыс.

Всего за день – Ходовое время: 7 часов. Километраж: 34 км. Средняя скорость: 4,9 км/ч