ОТЧЕТ
.
О горном походе 3 к.с. по Южно-Чуйскому и Северо-Чуйскому хребтам
Центрального Алтая (28.07.2001-18.08.2002)
.
МАРШРУТ
пос. Бельтир – р.Талдура – лед. Талдуринский – пер.Троих (1Б, 3300) – пер.Узургу Западный (1А, 2740) – р.Левый Тюнь – пер. Двухступенчатый (1А, 2900, первопрохождение) – пер. Мрачный (2А, 3200) – пер. Талдуринский (2А, 3400) – р. Талдура – пер. Переметный (1Б, 3200) – р. Атбаши – Карагемская поляна – р. Абыл-Оюк – пер. Абыл-Оюк (1Б, 3220) – оз. Шавлинское – р.Шавла – р. Шабага – пер. Орой (н/к) – р. Орой – пос. Чибит
.
Руководитель группы - Блинов А.Ю.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Сроки: 28 июля -- 18 августа 2002 года
Нитка маршрута: пос. Бельтир – р.Талдура – лед. Талдуринский – пер.Троих (1Б, 3300) – пер.Узургу Западный (1А, 2740) – р.Левый Тюнь – пер. Двухступенчатый (1А, 2900, первопрохождение) – пер. Мрачный (2А, 3200) – пер. Талдуринский (2А, 3400) – р. Талдура – пер. Переметный (1Б, 3200) – р. Атбаши – Карагемская поляна – р. Абыл-Оюк – пер. Абыл-Оюк (1Б, 3220) – оз. Шавлинское – р.Шавла – р. Шабага – пер. Орой (н/к) – р. Орой – пос. Чибит.
Маршрут состоял в основном из двух очень непохожих частей -- кольцевой и линейной.
1) Подъезды 40 км на машине, челнок и производство заброски -- 3 дня.
2) Высокогорное кольцо по малохоженному району с 5 редко посещаемыми перевалами, включая незапланированное первопрохождение -- 7 дней.
3) Дневка на заброске -- 1 день
4) Линейная часть маршрута от верховьев Талдуры до пос. Чибит -- 11 дней. Включает 2 перевала, значительная часть проходит по тайге.
Продолжительность "от колес до колес" - 21 сутки, в т.ч.
Дневки: -- 2
Полудневки: -- 1
Отсидки: -- 1
Полных ходовых дней: -- 17,5
Протяженность: -- 180 км
.
Фамилия, имя, отчество |
Год рождения |
Адрес |
Место работы |
Блинов Аркадий Юрьевич |
1950 |
Москва, ул. Челомея, дом 10, кв.74 |
Биологический ф-т МГУ, ст.инженер |
Блинова Алина Аркадьевна |
1987 |
Москва, ул. Челомея, дом 10, кв.74 |
Школьница |
Блинова Алиса Аркадьевна |
1984 |
Москва, ул. Челомея, дом 10, кв.74 |
Школьница |
Латышев Николай Павлович |
1985 |
|
Геологический ф-т МГУ, студент |
Латышева Анастасия Павловна |
1984 |
|
Физический ф-т МГУ, студентка |
Латышева Татьяна Юрьевна |
1962 |
? |
? |
Шишелов Александр Николаевич |
1985 |
|
Физический ф-т МГУ, студент |
Шишелова Татьяна Александровна |
1960 |
? |
? |
День |
Дата |
Участок пути |
ЧХВ (час) |
Км |
Характер участка |
1 |
28.07 |
Бельтир – р.Талдура |
3 |
2,5 |
Машина, челнок по болоту и перелескам |
2 |
29.07 |
Долина Талдуры |
– |
– |
Радиальный выход 8 км с заброской |
3 |
30.07 |
Долина Талдуры |
4 |
11 |
Перелески, луга, каменистая пойма |
4 |
31.07 |
Верховья Талдуры – В.ветвь Талдуринского ледника |
|
7,5 |
Морены, ледник – в основном открытый |
5 |
1.08 |
Пер. Троих |
|
|
Закрытый ледник, осыпь |
6 |
2.08 |
Пер. Узургу Западный |
|
|
Травянистые участки, осыпи, болота, карликовая береза |
7 |
3.08 |
Пер. Двухступенчатый |
|
|
Травянистые участки, средние и крупные осыпи |
8 |
4.08 |
Пер. Мрачный |
|
|
Ледники |
9. |
5.08 |
Подъем на пер. Талдуринский |
|
|
Травянистые участки, морены, осыпи, ледник |
10 |
6.08 |
Спуск по З.ветви Талдуринского ледника |
5,5 |
|
Открытый ледник – морены –первые лиственницы |
11 |
7.08 |
Дневка |
– |
– |
Первые лиственницы |
12 |
8.08 |
Пер. Переметный |
|
|
Луг, морены, ледник |
13 |
9.08 |
Долина р. Атбаши |
|
|
Луг, лес |
14 |
10.08 |
Дневка |
– |
– |
Лес |
15 |
11.08 |
Долина р. Атбаши – переправа через р. Йолдо-Айры – Карагемская поляна |
|
|
Лес с густым подлеском, переправа по бревну, грунтовка |
16 |
12.08 |
Долина р.Карагем и Правый Карагем (Абыл-Оюк) |
|
|
Лес, завалы, иногда болота, две переправы |
17 |
13.08 |
Верховья р. Правый Карагем (Абыл-Оюк). Отсидка |
|
|
Луг |
18 |
14.08 |
Пер. Абыл-Оюк |
|
|
Морены, ледники |
19 |
15.08 |
Спуск к Нижнему Шавлинскому озеру |
|
|
Луг, лес, осыпи |
20 |
16.08 |
По р.р. Шавла и Шабага |
|
|
Лес |
21 |
17.08 |
Р. Шабага – пер. Орой |
|
|
Лес, луг |
22 |
18.08 |
По р.Орой до до моста, по дороге до Чибита |
|
|
Лес, грунтовка |
.
Мы имели следующее специальное снаряжение:
Идивидуальное
Ледоруб
Лыжная палка
Каска
Кошки
Страховочная система
Карабины – 2-3 шт.
Тормозное устройство
Групповое
Веревка основная – 2 х 45 м.
Репшнур – 40 м.
Ледобуры – 8 шт.
Для приготовления пищи использовались корейские газовые горелки Kovea (на наш взгляд превосходящие “фирменные" горелки Primus) “эпигаз" с переходником под корейский же баллон, и газовые баллоны Изобутан 220 г отечественного производства под указанный переходник, цена которых примерно в 10 раз ниже, чем пропан-бутановых баллонов Primus 450 г., а температура замерзания составляет те же –10 град. C.(См. стр. 27 Некоторые субъективные наблюдения…)
3.1. Характеристики пройденных перевалов в соответствии с Перечнем
В соответствии с Перечнем классифицированных перевалов высокогорных районов (Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму, Туристско-спортивный союз России, 2001 г.), пройденные перевалы имеют следующие характеристики:
Номер перевала |
Название |
Высота |
Категория сложности |
Характр |
1.1.23 |
Абыл-Оюк |
3220 |
1Б |
сн.-ос. |
2.1.11 |
Мрачный |
3200 |
2А |
ск.-лд. |
2.1.16 |
Троих |
3300 |
2А |
лд.-ос. |
2.2.7 |
Талдуринский |
3400 |
1Б |
ос.-ск.-ос. |
2.2.10 |
Переметный |
3400 |
1Б |
сн.-лд. |
2.3.5 |
Узургу Западный |
2740 |
1А |
тр.-ос. |
.
3.2. Некоторые субъективные наблюдения над природой Алтая и ценные советы, которые отсюда следуют
1. Вода есть везде и всюду: речки, ручьи, озера, болота. В последних вода чистая, и, как утверждают некоторые, даже целебная. Так что, если речь не идет о сугубом высокогорье, при планировании биваков о воде кажется можно не думать вовсе: она найдется везде.
2. Переправы через реки, как правило, сильно облегчаются стволами упавших деревьев. При трудностях с переправой всегда следует искать такое дерево: оно обязательно должно найтись в лесной зоне. В этом -- существенное отличие от рек Кавказа и Средней Азии.
3. Костер разводится на удивление легко даже после затяжных дождей; очевидно, это обусловлено породой доминирующих древесных пород (лиственницы и кедра) и кустарников. При расчете количества потребного газа, кажется, можно смело исходить из максимально возможного числа ночевок с костром.
У нас из общего числа ночевок 22 с костром были целых 12. Из 10 ночевок на газу с топкой снега была одна.
4. Почти везде ниже 2500 м в изобилии произрастает дикий лук отменного качества. Очевидно, не стоит везти с собой кажущийся таким незаменимым лук репчатый.
.
3.3. О развитии инфраструктуры туризма в крае
Сразу оговоримся: положение дел с дорогами, мостами и пр. в этих краях меняется каждый год, и меняется к лучшему. Поэтому все сведения, приводимые в настоящем, а также в следующем разделах, надо воспринимать как ориентировочные: уже на следующий год они могут оказаться неточными.
В Бельтире мы узнали, что на Карагемской поляне теперь есть "турбаза". Это, конечно, преувеличение: две избушки и футбольное "поле". Время от времени туда вывозят то детей, то туристов. Есть, видимо, и некоторый временный "штат" -- проводники например. Главное, однако, в том, что, во-первых, теперь из Бельтира до Карагемской поляны через Карагемский перевал (н/к) сделана хорошая дорога, проходимая, правда, только ГАЗоном 66-м. А во-вторых, у этой "турбазы" есть начальник, некто Валерий Николаевич (в Бельтире его знают все), и у него в распоряжении два 66-х, совершающих нерегулярные рейсы по маршруту Бельтир -- Карагемская поляна. Нетрудно видеть, что благодаря "турбазе", дороге и Валерию Николаевичу с его 66-ми, перед группами, желающими сделать заброску на Карагемской поляне, открываются невиданные доселе перспективы. К сожалению, мы не можем дать совета, каким способом отловить Валерия Николаевича: к моменту нашего прибытия в Бельтир он уже убыл на Карагемскую поляну, то же повторилось и на Поляне -- так и не позакомились.
Похоже обстоит дело и в Чибите, где наши водители, оказавшиеся местными предпринимателями, также собираются открыть турбазу. В 2003 году, говорят, будут стоять только стационарные палатки, но в будущем планируется, что будет "все", в т.ч. маршруты до конных включительно. Говорят, уже подписаны все разрешения, дело за малым: нет денег на ЛЭП. Те же люди собираются построить на Большом (Нижнем) Шавлинском озере баню. Говорят: "Надоело возить вонючих туристов."
Также планируется, если мы правильно поняли, "уделать" очередной кусок дороги из Бельтира в сторону Талдуры. О создании здесь турбаз пока, слава богу, ничего не слышно.
В Бельтире теперь есть "заправка" (раньше это было узкое место для желающих заброситься на Карагем или Талдуру): водитель подъезжает к избушке и через некоторое время выходит оттуда с двумя канистрами бензина в руках. Бензин, говорит он, плохой, разбавленный бензин, говорит. В Кош-Агаче лучше, говорит. Но до Кош-Агача 43 км.
Никаких ГАЗонов 66-х мы в Бельтире не заметили (66-е Валерия Николаевича к тому времени успели укатить на Карагемскую поляну). Впрочем, не исключено, что они все-таки имеются: поселок разбросанный, и мы его не весь облазили. Так или иначе, ГАЗ-53 найти гораздо проще. За доставку хотят обычно 500 руб – что до Джело, что до Мухур-Оюка. Мы заплатили 500 + 200 за заправку = 700 руб.
В Бельтире 2-3 очень приличных продовольственных магазина, хотя бы один из которых работает даже по воскресеньям. Продавец говорит, что некоторые товары завозятся специально для туристов, т.к. местного спроса на них нет. В Чибите также три прекрасных магазина, все на центральной “площади", работают как минимум до 19 час.
.
3.4. Подъезды и отъезды: Новосибирск -- Бельтир, Чибит -- Новосибирск
Туда ехали через Новосибирск, а не через Барнаул, по причине отсутствия билетов. В сущности, это ненамного дальше. Добрались от Новосибирска и до самого Бельтира одним прыжком: в Новосибирске прямо перед вокзалом орудует "фирма" (фактически посредник, эксплуатирующий водителей), предложившая нам Газель до места назначения. С ценой повезло: заплатили 9 тыс.руб., хотя другие, бывает, запрашивают и 12 и даже больше. Ехали 950 км 16 часов с двумя маленькими остановками. Такой "прыжок" в действительности тяжеловат (особенно после бессонной ночи на вокзале), так что лучше все же запланировать ночевку где-то по пути (о возможности халявной ночевки в Горно-Алтайске см. отчет 5629 в библиотеке МГКТ).
Чтобы попасть в Бельтир, следует ехать по Чуйскому тракту до Ортолыка (11 км после Чаган-Узуна, от которого, как говорят, до Бельтира можно доехать лишь на ГАЗ-66). Два последовательных моста в границах Ортолыка приводят на вполне сносную грунтовку, по которой 28 км до Бельтира. Надо по тракту доехать почти до конца Ортолыка и повернуть у указателя направо. Мы же свернули немного раньше, в результате чего долго колесили по ночному Ортолыку в поисках моста.
Обратно также ехали через Новосибирск, из Барнаула билетов не было. В Чибите опять повезло: у магазина две легковушки, в сущности, сами предложили свои услуги. До Горно-Алтайска обошлось в 500 руб./чел. Неплохой шанс в Чибите и на левый рейс водителей, что поджидают своих пассажиров, прохлаждающихся где-нибудь на Шавлинских озерах -- иногда по неделе и более.
В Горно-Алтайске на автовокзале большое предложение частного транспорта до Барнаула за примерно 250 руб./чел. Мы, однако, без проблем доехали на автобусах сначала до Барнаула, а потом и до Новосибирска.
Об автобусном и ж/д сообщении
Из Новосибирска до Горно-Алтайска идут всего 3 автобуса в сутки -- билетов может и не быть!
Из Новосибирска до Барнаула автобусы идут не реже 1 раза в час до 19 час.
Из Барнаула до Горно-Алтайска: 6-7 автобусов в день.
Из Горно-Алтайска по Чуйскому тракту 2 автобуса в день, в т.ч:
Горно-Алтайск -- Акташ: 1 автобус в день
Горно-Алтайск -- Акташ -- Улаган: 1 автобус через день
Горно-Алтайск -- Акташ -- Кош-Агач: 1 автобус через день
Говорят, впрочем, что шансов сесть в курсирующие здесь маленькие автобусы стандартная туристская группа практически не имеет.
Также из Барнаула до Новосибирска можно добраться на двух перекладных электричках всего за 7-8 часов, тогда как автобус идет почти 5 часов. Уходит такая электричка из Барнаула где-то во 2-м часу дня.
В Барнауле на ж/д вокзале можно (при наличии) купить ж/д билеты из Новосибирска до Москвы. Говорят, что во второй половине августа в этом направлении всегда свободно, т.к. основной поток -- возвращающиеся в Сибирь отпускники.
3.5. Неузаконенные географические названия, применяемые в отчете
Вершина Серый Ромб -- узловая вершина 3518 рядом с пер. Мрачный
Ручей Тюнь Восточный -- ручей, вытекающий из ледника к Ю. от пер. Тюнь Восточный
Ледник Мрачный -- ледник к Ю. от пер. Мрачный
Озеро Прямоугольное – озеро в долине р.Атбаши в 2 – 2,5 км от окончания старых морен.
.
С. – Север, северный
З. – Запад, западный
Ю-В. – Юго-Восток, юго-восточный
и т.д.
ЧХВ – чистое ходовое время
1 переход – около 40 минут ЧХВ
Приводим е-ссылки на отчеты, содержащие, как правило, неплохие фотографии.
Пер. Троих
[1]
Пер. Узургу Западный
[2]
Пер. Мрачный
[3]
Пер. Талдуринский
[4]
[5]
Пер. Переметный
[6]
Пер. Абыл-Оюк
[6]
[7]
.
.