ФЕДЕРАЦИЯ ТУРИЗМА г.МОСКВЫ

Московский авиационный институт

ОТЧЕТ

о горном туристском путешествии 6-й категории сложности по Центральному Памиру, совершенном с 17 июля по 15 августа 1990 года

Маршрут:

Душанбе - пос.Ванч - р.Дустироз - пер.Дустироз (МВТУ) (4650, 2А) - л.Язгулемский - пер.Одесса (5280,ЗА) - л.Рокзоу - пер.Плечо Рокзоу (6150, ЗБ, первопрохождение) + рад.выход на г.Рокзоу (6251, первовосхождение) - л.Язгулемский - пер.Язгулемский (5201, 2Б) - л.Федченко- пер.Революции (6300, ЗБ) + рад. выход на пик Революции (6974) - л.Грумм-Гржимайло - пер.Юбилейный (через восточное плечо пика Омара Хайяма (6200,2Б) - пер.О.Хайама (6100,2Б)- л.Федченко - пер.Кашалаяк (4330,2А) - с.Поймазар - пос.Ванч - Душанбе

(Поход занял 1-е место в абсолютном классе на последнем чемпионате СССР по горным походам, 1990г.)

Маршрутная книжка - 1/3 - 601

2.2. ПЕРВЫЙ ЭТАП, ЗАБРОСКА НА ЯЗГУЛЕМСКИЙ ЛЕДНИК

2.2.1. План и его реализация

2.2.2. Долины рек Абдукагор и Дусткроз

2.2.3. Перевал МВТУ (или Дустироз) (4650, 2А)

2.3. ВТОРОЙ ЭТАП, РОКЗОУ

2.3.1. Цели, план и его реализация

2.3.2. Перевал Одесса (5280, 3А)

2.3.3. Общие сведения о пике Рокзоу

2.3.4. Перевал Плечо Рокзоу (6150, 3Б, первопрохождение)

2.4. ТРЕТИЙ ЭТАП, ПИК РЕВОЛЮЦИИ

2.4.1. Цели, план и его реализация

2.4.2. Перевал Язгулемский (5201, 2Б)

2.4.3. Подъем на перевал Революции (6300, 3Б)

2.4.4. Восхождение на пик Революции

2.4.5. Спуск с перевала Революции

2.4.6. Перевал Юбилейный через восточное плечо пика Омара Хайяма (6200,2Б)

2.4.7. Перевал Омара Хайяма (6100, 2Б)

2.5. ОКОНЧАНИЕ МАРШРУТА

2.5.1. Ледник Федченко, перевал Кашалаяк (4330,2А)

2.5.2. Поймазар - Ванч - Душанбе - Москва

5.1. Отчёт о первовосхождении на пик Рокзоу

5.2. Отчёт о первопрохождении маршрута на пик Революции с ледника Федченко

ВВЕДЕНИЕ

Маршрут проходил в популярном у горных туристов районе - Центральном Памире. Несмотря на многолетнюю историю его освоения, в этом районе остались слабо исследованные ледники и перевалы. Это относится, в частности, к леднику Рокзоу и примыкающим к нему хребтам. Поэтому, наряду со спортивными целями (выполнение нормы похода 6 к.с., восхождения на пики Рокзоу (6251) и Революции (6974)) , наша группа преследовала исследовательские цели. Из 8 пройденных перевалов только 4 можно отнести к изученным в полной мере. Среди четырех остальных редко посещаемый перевал МВТУ или Дустироз (4650, 2А, в библиотеке МГЦКТ по этому перевалу практически нет информации), перевал Плечо Рокзоу (6150, 3Б, открытый и пройденный впервые нашей группой), перевал Революции (6300, 3Б, пройденный нами впервые с Запада на Восток на подъем по определяющей сложность стороне) и перевал Юбилейный (6100, ЗА, пройденный нами по-новому (6200,2Б) - через Восточное плечо пика Омара Хайяма). По этим перевалам мы стараемся дать исчерпывающие описания и фотоматериалы. Что касается традиционных перевалов, то информация о них в отчете более кратка.

В отчете всюду, где это специально не оговорено, направления левый и правый следует понимать в орографическом смысле, затраты времени на прохождение участков маршрута исчисляются чистым ходовым временем без учета затрат времени на привалы. Длительность стандартного перехода - 45 минут. Для исчисления времени суток используется местное летнее время (отличается от Московского на 2 часа). Длина дневных переходов (указанных в описании в конце каждого дня) измеряется, в километрах по карте (без учета коэффициента 1.2). Длина веревки - 45 метров.

1. СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДЕ

1.1. ПАСПОРТ МАРШРУТА

1. Район путешествия - Центральный Памир

2. Тип туризма - горный

3. Категория сложности - шестая

4. Организация, проводившая путешествие - спортклуб Московского авиационного института, Московский Городской клуб туристов

5. Количество участников - 8

11. Количество дневок - 4

12. Длина маршрута - 162,7 км

13. Выполнение нормы по длине маршрута - 162,7 * 1,2 = 195 км

14. Суммарный набор высоты - 12500 м.

Нитка активной части маршрута: Устье р. Абдукагор - р. Дустироз - пер. Дустироз (МВТУ) (4650, 2А) - л. Язгулемский - пер. Одесса (5280, 3А) - л.Рокзоу - пер. Плечо Рокзоу (6150, 3Б, первопрохождение) + рад. выход на г.Рокзоу (6251) - первовосхождение) - л.Язгулемский - пер. Язгулемский (5201,2Б) - л. Федченко - пер. Революции (6300, 3Б) + рад. выход на пик Революции (6974) - л.Грумм-Гржимайло - пер. Юбилейный (через плечо пика О.Хайяма, 6200, 2Б) - пер. О.Хайяма (6100, 2Б) - л.Федченко - пер. Кашалаяк (4330, 2А) - л.РГО - с.Поймазар

Список пройденных перевалов:

1. Дустироз (МВТУ) (4650, 2А)

2. Одесса (5280, 3А)

3. Плечо Рокзоу (6150, 3Б, первопрохождение)

4. Язгулемский (5201, 2Б)

5. Революции (6300, 3Б, первопрохождение с запада на восток)

6. Юбилейный через плечо пика О.Хайяма (6200, 2Б, первопрохождение в указанном варианте)

7. О.Хайяма (6100, 2Б)

1.11. Схема пер. Революции, общий вид

2. ДНЕВНИК ПОХОДА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПЕРЕВАЛОВ

2.1. МОСКВА - ДУШАНБЕ - ВАНЧ - ПОЙМАЗАР - УСТЬЕ АБДУКАГОРА

14.07.90 в субботу в 2 ч.25 мин. по московскому времени группа вылетела на самолете ТУ-154 из аэропорта Домодедово в г.Душанбе. Стоимость билета - 62 р. 50 к. Стоимость доплаты за каждый килограмм багажа (свыше бесплатных двадцати килограммов) - 76 к. Поразились тщательностью осмотра, вызванной, по-видимому, участившимися случаями угона самолетов. Время в полете - 4ч.30мин. Летнее время в Душанбе отличается от московского на 2 ч., поэтому мы приземлились в Душанбе в 9 ч. по местному времени.

Самолеты в г.Ванч не летали из-за облачности на Памире. Грузовики автоколонны 2729 отправлялись по Памирскому тракту лишь в понедельник. Подходящую машину отыскать было очень трудно. За двухэтажной чайханой в аэропорте имеется стоянка памирских грузовиков (номера "ГБ"), Водителя одной из них удалось уговорить забрать нашу группу в кузов, наполовину загруженный покрышками. Пришлось согласиться на монопольно высокую цену: 200 р. до г.Ванча. Стартовали в 23 ч. (здесь и далее, если это не будет специально оговорено, указывается местное летнее время).

15.07.90. Весь день провели в пути. Водитель не торопился. Вечером прибыли в Ванч.

16.07.90. Утром зашли в КСО (контора находится на площади с памятником Ленину). Начальник КСО - Мастов Али. После обеда выехали вверх по ущелью. Стоимость машины до устья р.Абдукагор - 100 р. Ночевали у моста. Высота 2560.

2.2. ПЕРВЫЙ ЭТАП, ЗАБРОСКА НА ЯЗГУЛЕМСКИЙ ЛЕДНИК

2.2.1. План и его реализация

Первоначально планировалось занести заброску к Треугольному озеру у л.Абдукагор, чтобы забрать её, используя перевалы Ребро и Абдукагор. Однако еще до выезда на маршрут, было решено не рисковать и не искать себе сложностей при пересечении Медвежьего ледника, претерпевшего в 1989 г. подвижку. Окончательно решили: нести весь груз экспедиции челноком через перевал Дустироз (МВТУ) на озеро у л.Захарченко. Этот план отражен в заявочной книжке как основной вариант.

Долина р.Дустироз была нам знакома. За семь дней мы рассчитывали перенести весь груз к озеру. При этом предусматривалось провести первый этап активной акклиматизации, включающий радиальный выход на высоту 4500 м и две ночевки на высоте 4500 м (в цирке пер. Дустироз или МВТУ).

В целом, план выглядел следующим образом: три дня челноком до слияния рек Лев. и Пр. Дустироз; на четвертый день - радиальный выход (с половиной груза экспедиции) в цирк пер.Дуетироз (МВТУ); в пятый день - подъем до этого цирка и ночевка в нем на высоте 4500; в шестой день - спуск с половиной груза к озеру у л.Захарченко с возвращением на ночевку в цирк (4500); седьмой день - спуск к озеру со второй половиной груза (после разведки района пер. Петроградец в радиальном выходе).

Этот план был реализован с небольшими отклонениями, вызванными непогодой, разразившейся на 4-й, 5-й и 6-й день похода. В результате в радиальном выходе груз удалось занести на высоту 4300 к основанию взлета в перевальный цирк; пятый день был практически не рабочим: перевалив через моренный вал, мы вынуждены были из-за дождя встать лагерем в широкой пойме р.Пр.Дустироз на высоте 3720 м. На шестой день мы поднялись в цирк 4500 перевала МВТУ и поднесли туда заброску с высоты 4300 . На седьмой день мы спустили половину груза на Язгулемский ледник под. пер. МВТУ и вернулись в лагерь 4500 . И только на восьмой день мы спустили оставшуюся половину груза на озеро и поднесли к нему груз, оставленный на другой стороне ледника.

Выбор пер. МВТУ (Дустироз) вместо более известного пер.Соколова оказался абсолютно верным. Несмотря на отсутствие в библиотеке МГЦКТ материалов на этот перевал и на несколько большую его высоту, перевал МВТУ оказался значительно проще к безопаснее пройденного нами в 1988 г. пер.Соколова [9]. Это касается, прежде всего, спуска на юг, см. описание в подразделе 2.2.3.

Ставка на две ночевки в цирке пер. МВТУ вполне оправдала себя: в плане акклиматизации группа получила все необходимое для безопасного прохождения пер. Плечо Рокзоу (б150) и восхождения на г.Рокзоу (6251).

Пребывание на озере пришлось продлить на один день, устроив вторую дневку по настоянию врача: у одного из участников обнаружились признаки простуды. Таким образом, челночные операции с последующим отдыхом заняли 10 вместо 8 дней.

2.2.2. Долины рек Абдукагор и Дустироз

17.07. Ясно. Вышли в 8 ч. От моста (2560) близ устья р.Абдукагор по лев. берегу р.Абдукагор начинается дорога геологов. Бивуак возможен прямо на дороге у любого из пересекающих ее ручьев. Группа организовала лагерь (2920) у ручья напротив поселка геологов близ устья р. Дустироз в 5 км от моста.

Пройдено по маршруту 5 км. Пройдено всего (челноком) 15 км. Набор высоты на маршруте 360 м. Чистое ходовое время 4ч. 20 мин.

Ф.1. На берегу Джингаль-дары

18.07. Ясно. Вышли в 7 ч.30 мин. В конце первого перехода по ущелью р.Дустироз дорога размыта водопадом. Траверсируя конгломератный склон (рубка ступеней), группа подошла к водопаду и по простым скалам спустилась к его подножию. Поток легко переходится в любое время дня. На преодоление этого участка потребовалось 15 мин. Через 50 мин. после водопада дорога подходит к Джингаль-даре - левому крупному притоку р.Дустироз. Брод оказался очень простым - перешли по камням, практически, не намочив ботинки. Выше устья Джингаль-дары имеется небольшая березовая роща, см. ф.1, растет лук и чеснок. Здесь на берегу ручья на полянке в березняке группа разбила второй лагерь (3080, 35 мин. от устья р. Джингаль-дары).

Пройдено по маршруту 4,5 км. Пройдено всего (челноком) 13,5 км. Набор высоты на маршруте 160 м. Чистое ходовое время 4 ч. 30 мин.

19.07. Ясное утро. Вышли в 7ч. 30 мин. Выше березовой рощи на террасе лев. берега р.Дустироз начинается набитая тропа, которая через 5-10 мин. ненадолго теряется в криволесье и через 40 мин. спускается к реке. Здесь (3250) начинается самый трудный участок пути по р.Дустироз. На протяжении 1,2 - 1.5 км к реке с обеих сторон обрываются крутые конгломератные и осыпные склоны. Идти следует вдоль воды по левому берегу. Большинство прижимов удается преодолеть по камням близ реки. Иногда приходится совершать короткие (10-15м) обходы по конгломератному склону. Примерно через полтора часа каньон расширяется. Наш путь идет по неширокой галечной пойме. Через 30 мин. одинокий скальный прижим. Здесь следует забраться на скальную полку и обойти прижим по верху. Еще 20 мин. движения по гальке и валунам левого берега р.Дустироз, и мы подходим к переправе через р.Лев.Дустироз. В первой половине дня вода была ниже колена. Вечером, когда мы принесли вторую половину груза, река разлилась. Местами вода достигала середины бедра. Переправлялись вброд с лыжными палками и со страховкой. На крутое правом берегу р.Лев.Дустироз встали на ночлег (3400).

Пройдено по маршруту 4,4 км. Пройдено всего (челноком) 13,5 км. Набор высоты на маршруте 320 м. Чистое ходовое время 7ч. 10мин.

20.07. Погода испортилась, утром облачно. В радиальном выходе отнесли половину груза под взлет, ведущий в цирк пер. МВТУ (Дустироз), т.е. на высоту около 4300 м. В цирк заброску не донесли из-за непогоды (дождь, мокрый снег) . Описание пути дается ниже (21.07 и 22.07).

Пройдено туда и обратно 7 + 7= 14 км. Набор высоты при подъеме 900м. Чистое ходовое время 6ч. 40 мин.

Ф.2. Родники Дустироза

21.07. Утро не предвещало хорошей погоды. Вышли в 8ч. От места ночевки начинается тропа, которая, вскоре теряется в свежем осыпном выносе (2 года тому назад хорошая тропа шла до самого подножия моренного вала) . Не теряя времени на поиск следов тропы, мы спустились к реке Правый Дустироз и вдоль воды поднялись до "оазиса" между осыпным конусом сзади и высоким моренным валом безымянного ледника, загораживающим вход в долину реке Правый Дустироз. Здесь много лука и чеснока, во мшистых руслах текут прозрачные ручьи, см. ф.2. К концу 40-минутного, перехода подошли к подножию (3570) моренного вала. Тропа серпантином поднимается (30 мин.) на вал (3750) и теряется на краю безымянного ледника. Пройдя по леднику около 150 метров, группа оказалась у входа в короткий осыпной кулуар (40-50 м) , спускающийся к реке Правый Дустироз. По кулуару спустившись в широкую галечную пойму. Впереди, примерно, в 400 метрах река вытекала из-за промытого ею невысокого моренного вала. Достигнув этого вала к концу 35-минутного перехода, мы встали лагерем из-за усилившейся непогоды (мокрый снег, дождь, гроза). Высота 3720.

Пройдено 2,8 км. Набор высоты 320м. Чистое ходовое время 1ч.45 мин.

2.2.3. Перевал МВТУ или Дустироз (4650, 2А)

Перевал МВТУ, или Дустироз, расположен в Ванчском хребте западнее пика Соколова и соединяет бассейны рек Пр.Дустироз и Мазардары. Перевал представляет собой наиболее легкий и безопасный путь между бассейнами этих рек. По сравнению с восточным соседом - перевалом Соколова, пер. МВТУ, возможно, незначительно сложнее с севера, но значительно проще с юга, т.к. вместо крутого 40-45° 900-метрового узкого камнеопасного кулуара, см. описание пер. Соколова [8-9], этот перевал имеет 350-400-метровый снежно-осыпной склон со спокойным выходом на плато и с последующим спуском по осыпям морены, отступившего ледничка. Преимущества пер. МВТУ особенно заметны при подъеме с юга. Этим объясняется выбор пер. МВТУ для заброски челноком через Ванчский хребет. Дополнительным мотивом при выборе этого перевала было желание восполнить пробел в литературе, имеющейся в библиотеке МГЦКТ, по пер. МВТУ мы не обнаружили никаких сведений.

Ф.3. Ледник Правый Дустироз. 1 - район пер. Соколова, 2 - район пер. МВТУ, 3 - "чёрная марена".

22.07. Пасмурное утро. От ночевок в галечной пойме реки Правый Дустироз за большим моренным валом вышли в 8ч. Пройдя 45 мин. вдоль реки, подошли к основанию длинной черной морены, спускающейся между языками западной ветви ледника Правый Дустироз, см. ф.3. В этом месте повернули направо и начали подъем по морене по ее правому (орографически) склону. Не доходя до конца морены, которая упирается в вытаявший нунатак, свернули налево и в конце 50-минутного перехода вышли на открытый ледник 4100.

Пологая открытая часть ледника упиралась в заснеженный вал, протянувшийся от скал пика Соколова (4808) слева (по ходу) до ледопада справа. На вершине вала просматривались широкие трещины. Удобный проход имеется по краю оврага между валом и ледопадом, здесь трещины, практически не встречаются. За валом следует повернуть немного направо и подниматься в направлении четко выраженной седловины между скалами пика Соколова и ледопадом справа (по ходу). В конце 50-ти минутного перехода по леднику мы подошли к основанию взлета (4300) на седловину. Взлет преодолели за 30 мин. (снег, крутизна 25-300) и вышли в цирк пер. МВТУ (спуска с седловины нет, поскольку нет самой седловины: это иллюзия на перегибе ледника). Высота 4450м. Переход по плато к подножию перевала занял 20 мин. Поставили лагерь и после обеда сходили за заброской к основанию взлета в перевальный цирк. К вечеру погода улучшилась. Высота лагеря 4500 м.

Ф.4. Пер. МВТУ с севера

Перевальный взлет представляет собой 100-метровый 30-35° снежный склон. Бергшрунд в основании склона плотно засыпан снегом. Выход на седловину закрыт большим карнизом, см. ф.4. В левой (восточной) части седловины карниз переходит в снежный наддув высотой 6м и крутизной до 70°. Осмотрев перевал в бинокль, решили, что обработку наддува лучше всего произвести вечером, пока снег еще не замерз. Это поручили одной из связок. Поднявшись за 20-25 мин. к наддуву, она обработала его лопатой, выкопав систему широких и углубленных в склон ступеней. После этого связка повесила перила (нам предстояло в этом месте подняться 2 раза и один раз спуститься) и спустилась в лагерь к готовому ужину. С перевала они принесли замечательную записку: группа латвийских водников перетащила в сентябре 1987 г. через перевал два двухместных катамарана, 1 четырехместный катамаран и две надувных лодки.

Пройдено по маршруту 5 км. Всего пройдено (с выходом за заброской) 8 км. Набор высоты на маршруте 780 м. Чистое ходовое время движения по маршруту 3 ч.15 мин. Всего отработано (с выходом за заброской) 4ч. 30 мин.

Ф.5. Кулуар перевала МВТУ, вид с юга

23.07. Ясное утро. Вышли в 7 ч. 30 мин. За 40 мин. поднялись на перевал. Спускались по широкому снежному кулуару-склону с перепадом высоты 350-400м и крутизной от 40° (в верхней части) до 30° (внизу), см. ф.5. На склоне имеются осыпные выходы с непрочным залеганием камней. Кулуар камнеопасен, но не столь сильно, как пер. Соколова. Спуск может производиться со страховкой или без нее, в зависимости от состояния снега. Мы спускались рано утром по замерзшему снегу и повесили 45+90 перил в верхней части кулуара.

Спустившись на небольшое фирновое плато (1 ч. 20 мин. от седловины), перешли к его левому борту, вошли в круто спускающийся карман древней морены и по мелкой осыпи кармана спустились (600 м) в карман морены Язгулемского ледника (45 мин. от плато). Стало очевидным, что отнести заброску к озеру у ледника Захарченко мы не успеем. Заброску спрятали тут же в морене и после обеда начали подъем к лагерю.

Для подъема в южный цирк пер. МВТУ следует использовать склоны и гребешки справа (восточнее) от спускового кармана. Подъем на плато в цирк занял 1 ч. 40 мин. (без рюкзаков). Снежный склон перевала преодолевали сначала под прикрытием скал левого борта (1/3), затем правого борта (1/3), а в верхней трети - пересекли склон снова направо (по ходу) и поднялись по чистому без следов камней снежнику к восточной части седловины (от плато 1 ч.15 мин. без рюкзаков). Спуск к лагерю занял не более 20 мин.

Пройдено туда и обратно 5 км. Набор высоты: с севера 150 м., с юга 1100м. Чистое ходовое время (до Язгулемского ледника) 2 ч. 45 мин. Всего отработано 6ч.

Ф.6. Мы на озере, сзади Рокзоу (6251)

24.07. Ясное утро. Вышли в 7 ч. 30 мин. После повторного спуска через пер. МВТУ к карману правобережной морены Язгулемского ледника повернули на восток и подошли (в кармане) к ближайшему руслу селевого потока. По руслу спустились на ледник и пересекли его по диагонали, ориентируясь на холм в месте соединения правой морены ледника Захарченко и левой морены Язгулемского ледника. 2/3 пути шли по свободному от камней открытому леднику. Последнюю треть пробирались по зачехленному камнями всхолмленному леднику. В самом конце пересекли полосу разломов и сераков, которая на большом протяжении тянется, примыкая к левому берегу. Сойти с ледника без веревки здесь можно лишь в некоторых местах после предварительной разведки. Переход через Язгулемский ледник до озера у правой морены л.Захарченко занял 1 час 40 мин. После обеда сходили под пер. МВТУ за заброской.

Пройдено по маршруту 5 км. Из них по новому пути 2,5 км. Всего за день пройдено 10 км. Всего отработано 6 ч. 05 мин.

25.07. Солнечный жаркий день. Дневка. Заброску закопали в морене рядом с озером, купались в теплой воде на отмели (17-18°). Это весьма удивительно, так как озеро подмывает ледник и в него часто обрушиваются сераки. Высота озера 3600м.

26.07. Солнечный жаркий день. Повторная дневка по настоянию врача группы: у одного из участников (еще 24.07) обнаружились признаки простуды. Необходимо было закончить лечение.

2.3. ВТОРОЙ ЭТАП, РОКЗОУ

2.4. ТРЕТИЙ ЭТАП, ПИК РЕВОЛЮЦИИ

2.5. ОКОНЧАНИЕ МАРШРУТА

2.5.1. Ледник Федченко, перевал Кашалаяк (4330, 2А)

12.08. Утром проснулись в пургу. Началась непогода, которая продлилась три дня. В створ ледника Федченко вошли по компасу, двигаясь строго на север. По леднику шли, придерживаясь левого борта (1/4 ширины ледника). К концу четвертого перехода миновали ледник Высокий Танымас и угодили в зону трещин. После обеда двинулись на северо-восток, миновали зону трещин и вышли к центру ледника. Видимость улучшилась, и нам ничто не мешало до вечера идти по центру ледника. К концу восьмого перехода мы подошли к повороту ледника у Танымасской лапы. На ночевку встали сразу за свалкой - остатками десанта для какой-то старинной экспедиции. Из досок развели костер.

Пройдено 22 км. Чистое ходовое время 6 ч.

13.08. Погода немного улучшилась. Утром в разрыве между облаками светило солнце. В течение дня периодически нас накрывали облака, обдавая снежными зарядами. Первый переход нам дался с трудом: покрытый застругами ледник был запорошен снегом и мы постоянно проваливались между застругами в дырки с водой (на 15-30 см). К концу перехода вышли на моренную полосу, которая на протяжении многих километров начинает тянуться по центру ледника. В этом месте зарождается пока лишь одна из подобных полос. Рядом с полосой заструг не встречалось. Идти стало намного легче.

Двигаясь вдоль полосы, миновали ледник Академии наук, ледник Наливкина и напротив л. Сагу (4 перехода от бивуака) устроились на обед.

Ф.45. ГМС им. Горбунова (фото 1999г.)

После обеда перешли на соседнюю справа полосу и по ней к концу 2-го (после обеда) перехода вошли в ледопад ледника Федченко, начинающийся близ устья ледника Географический. В ледопаде, некоторое время продвигаясь вперед, лавировали между трещинами, а затем были вынуждены уйти на 300-400 м влево и снова пробиваться вперед, лавируя между широким трещинами и перепрыгивая через узкие. Прохождение ледопада заняло 1 час. Еще 1ч. 30 мин. потребовалось, чтобы по диагонали (влево) пересечь ледник и подняться к домику метеорологической станции. Ночевала в доме в обществе двух работников станции и туристской команды из г.Одесса. Высота 4220.

Пройдено 21 км. Чистое ходовое время 7 ч.

14.08. Метель. Из дома вышли в 11ч. Двигаясь на юг, через 150-200 м повернули вправо и по простым невысоким скалам поднялись на ледовую подушку, расположенную у подножия скал левого борта ледника Федченко. Ледопад, который нам встретился сразу за поворотом на ледник Комакадемии, легко обходится справа (по ходу). За ледопадом - плато, плавно поднимающееся к перевалу Кашалаяк. На плато мы попали в туман. Примерно напротив слияния ледников Комакадемии и Кашалаяк имеется зона широких трещин, которые на третий день непогоды были замаскированы свежевыпавшим снегом. Эту зону удалось преодолеть лишь после неоднократных попаданий в трещины ведущего участника группы. На седловину перевала вышли к концу второго перехода.

Спуск с перевала до нунатака (20 мин.) также проходил в тумане. В ледопад вошли по центру между нунатаком и правым бортом ледника РГО (Русского географического общества). Сбросив по ледопаду 250-300 м (30 мин.) и убедившись в крайней сложности дальнейшего пути по леднику, мы надели кошки, перебрались по ледовому гребешку между разломами к левому борту и вышли на осыпные склоны нунотака. После 50-ти метрового траверса по простому осыпному склону мы вошли в кулуар и спустились (100-120 м) на ледник. Лавируя между разломами, используя ледовые пробки и гребешки, мы пересекли ледник и встали на следы подъема группы киевских студентов, которые поднимались в рандклюфте правого борта (40 мин. от выхода на левый борт). Через 50 м спуска в рандклюфте между сераками мы вышли на зафирнованный край ледника. Разломы между фирновыми пластами легко обходились. В течение одного перехода вдоль правого борта мы спустились к устью безымянной ветви ледника РГО, стекающей со склонов вершины 5410. Здесь на ровной площадке на леднике встали на ночлег.

Пройдено 8,5 км. Набор высоты 110 м. Потеря высоты 800 м. Чистое ходовое время 3 ч.50 мин.

15.08. Ясное утро. Вышли в 8 ч. Двигаясь по ровному чистому льду чуть левее от центра ледника, мы за 35 мин. спустились ниже устья правого притока ледника РГО, спускающегося с Дарвазской стены. Затем около 10 мин. шли по чистому леднику в направлении устья ледника Красноармейского, но, упершись в зону трещин, пересекли морену, которая тянулась справа от нас и пошли вдоль ручья справа от морены. Поравнявшись с Красноармейским, вновь пересекли ту же морену и вышли на спокойный открытый ледник. К концу второго перехода перевалили через морену слева и привалили на соседней полосе открытого льда. Двигаясь по этой полосе, через 10 мин. вошли в зону покрытых камнями ледовых холмов, свернули налево и через 5 мин. спустились в карман левого борта в 1-1,5 км ниже устья ледника Красноармейского. Весь оставшийся путь вдоль ледника РГО (6-7 км) шли по карману или моренам левого борта (3 перехода) . Обедали у моста через Абдукагор. Вечером, когда спала жара, дошли до реки Шаугада (3 перехода) и встали на ночлег.

Пройдено 24 км. Потеря высоты 1200 м. Чистое ходовое время 6 ч.20 мин.

2.5.2. Поймазар - Ванч - Душанбе - Москва

16.08. Ясное утро. За 40 мин. подошли к кишлаку Поймазар. В кишлаке имеется магазин, почты нет (самая верхняя почта находится в 12 км ниже Поймазара). В 15 ч. отправились вниз с грузовиком торговцев овощами. Заплатили по 10 р. Через 2 часа были на Ванчском аэродроме. Здесь нас предупредили, что вылететь очень сложно из-за повального отъезда из Ванча жителей Душанбе. Машину мы искали недолго и уже в 19.30 выехали в Душанбе. Ночевали в кузове за перевалом.

17.08. В 11ч. прибыли в аэропорт. Водителю отдали 150 р. Ночевали на газоне на площади в аэропорте. Никаких эксцессов с патрулем (в городе комендантский час с 1 ч. до 5 ч.) не имели.

18.08. Улетали по 2-3 человека, используя возможность подсадки на свободные места с билетами на более поздний срок вылета (билеты на 19.09 нам были высланы из Москвы заказным письмом).

3. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОХОДА

3.1. ПИТАНИЕ В ПОХОДЕ

3.2. МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОХОДА

3.3. СПЕЦИАЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ

3.4. ВЕСОВОЙ БАЛАНС

3.5. СМЕТА ПОХОДА

4. ЛИТЕРАТУРА

1. Угаров А. Отчет о первовосхождении на пик Революции. Библиотека музея Сов. Альпинизма. Москва, 1954.

2. Моногаров. Отчет о горном походе 6 к.с., библиотека МГЦКТ, отчет 2343, 1971.

3. Ялин И.Ф. Отчет о горном походе 5 к. с., библиотека МГЦКТ. отчет 2555. 1973.

4. Егоров Ю.Г. Отчет о горном походе 5 к. с., библиотека МГЦКТ, отчет 2625. 1974.

5. Сигида Б.Н. Отчет о горном походе 5 к.с., библиотека МГЦКТ, отчет 3341, 1977.

6. Волков Н.Н. Отчет о горном походе 6 к. с., библиотека МГЦКТ, отчет 3542, 1978.

7. Нестеров В. Отчет о горном походе 5 к. с., библиотека МГЦКТ, отчет 4227, 1981.

8. Лысенко Г.Н. Отчет о горном походе 5 к.с., библиотека МГЦКТ, отчет, 1981.

9. Лебедев А.А. Отчет о горном походе 5 к. с., библиотека МГЦКТ, отчет 5138, 1988.

10. Вестник гор, выпуск 2, 1989.

11. Лебедев А.А. Отчёт о восхождении на пик Революции (6974) с ледника Грумм-Гржимайло, 1999.

12. Лебедев А.А. Отчёт о горном походе 6 к.с. (Памирский марафон), 1999.

13. Информация 1-4 о дополнениях, изменениях и уточнениях в “Классификации маршрутов на горные вершины” 2001 г. на 15.12.2003.