ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ ОТЧЁТА 1990 ГОДА О ГОРНОЙ ШЕСТЁРКЕ НА ЦЕНТРАЛЬНОМ ПАМИРЕ

Андрей Лебедев

В 2005 году исполнится 15 лет с момента торжественного захоронения записки и вымпела СК МАИ в туре на вершине пика Революции (6974) - шестой по высоте вершине СССР. 15 лет забвения. Лишь однажды эти реликвии побеспокоили минут на 40, не более. В 1999 году туристы МАИ повторно взошли на вершину, разобрали камушки и убедились, что всё цело. Старую записку и вымпел сфотографировали и вместе с новой запиской снова запрятали в тур. Забвение пика Революции продолжается на фоне ежегодных массовых восхождений на пики Ленина (7134), Коммунизма (7495), Корженевской (7105), Хан-Тенгри (6995) и Победы (7439).

Всё это забавно, но не столь значительно, чтобы подвинуть на свершение немалого труда - оцифровать и оформить в Интернете машинопечатный отчёт 15-летней давности, отчёт не просто старый, но как бы из прошлой жизни. Причины разные, но отработали они вместе. Это недавняя работа на сайте над старинными отчётами Алексея Романенкова, например, над этим; работа над Адишской аварией 1989 года; воспитанное Стрыгиным трепетное отношение к истории секции; всё более возрастающая равноудалённость от наших дней периодов 1985-1990 и 1996-2001 гг. Ну и, конечно, люди или их фантомы, живущие в моих мозгах, с их молодыми улыбками, приколами и причудами. И если, благодаря Интернету, о людях второй пятилетки написано много, то о других - почти ничего. Вот эти люди. В таблице отражены члены команды или формально те, кто участвовал в наших походах более одного раза. Многие из них могли бы участвовать и в шестёрке 90-го года, однако по тем или иным причинам их участие не состоялось.

Фамилия, имя

1960

Виктор Дубинин

1956

*- член известной маёвской династии, внук Глеба Семёновича Скубачевского, доктора наук, профессора, лауреата Государственной премии СССР, специалиста в области конструирования авиационных двигателей.

* *- участвовал в 1981 г. вместе Андреем Лебедевым в памирской 5-ке под руководством Геннадия Лысенко

Вот этим ребятам и новым членам команды состава 90-го года - Алексею Пигулевскому, Валерию Логинову, Василию Осокину и Алексею Масленникову я хочу посвятить публикацию отчёта.

А старая моя работа над теперь уже пожелтевшими бумажными страницами посвящалась тоже людям. Вот такая там стоит надпись, см. картинку справа. Лев Николаевич Пучков, мастер спорта СССР, Заслуженный тренер России, руководитель секции альпинизма МАИ погиб в 1984 году на спуске с пика Орджоникидзе. А за прошедшие 15 лет ушли из жизни мастера спорта лидеры московской МКК выдающиеся туристы Нина Павловна Никонова и Юрий Владимирович Гранильщиков. Не со всеми учителями мне довелось побывать в горах. Иных достаточно было послушать в стенах МАИ или московского клуба туристов.

А вот Леониду Бенициановичу Директору отдельное спасибо. Во-первых, это он, как член МКК, надоумил нас идти ребро перевала Революции на подъём (на спуск ребро было пройдено командой Николая Николаевича Волкова в 1978г., в команде той состоял и Директор). А во-вторых, это он обратил внимание на то что, в случае удачной радиалки с перевала на вершину пика Революции, автоматически образуется новый маршрут.

Как видно из таблицы команда наша была молодая и вместе с руководителем (мною) набиралась горного опыта - опыта участия и, соответственно, руководства. Именно нашей неопытностью объясняется то, что на вершину пика Революции команда взошла неполным составом. Во-первых, мы не смогли правильно сэкономить силы при подъёме по ребру. Неопытность даёт стресс, а стресс приводит к ещё большей неадекватности поведения и нерациональности усилий. Во-вторых, мы слишком боялись высоты. К высоте надо относиться почтительно, но не в той мере, как это было в 90-м году.

Ещё я бы сейчас не подписался под такой излишне тяжёлой продуктовой раскладкой. Зато медицинское обеспечение вместе с витаминной программой были одними из лучших за все пройденные мною походы. Спасибо теперь уже доктору медицинских наук Вадиму Попову.

И ещё вспоминаются моменты, связанные с моим раздолбайством. О таких вещах в отчётах писать не принято, но теперь уже столько лет прошло! На третий день похода мы бродили Левый Дустироз. В первые дни мы продвигались челноком по 5-6 километров в день. Поэтому через речку переходили трижды: утром, днём и вечером. Так вот задумали мы на вечерней переправе перекидываться ботинками. Дескать, зачем ботинки мочить, давай в одной паре перебродим. Хозяином ботинок был Лёша Пигулевский. Перешёл я речку, кидаю ботинок, а палец как-то по-дурацки зацепился за край, и ботинок полетел вертикально вверх и плюхнулся посередине реки. Пигулевский тут же бросился в воду. Но не рассчитал: плывёт ботинок по реке, а за ним сзади в метре плывёт Пигулевский. Тут и я в воду бросился, схватил Пигулевского и вытащил. А ботинок уплыл. Что делать? Запасных ботинок в ремнабор обычно не вкладывают.

Была у меня сменная обувь - кроссовки. Но не низкие беговые, а с каким-то тоненьким утеплённым верхом повыше лодыжки. Тогда современных кроссовок, похожих на ботинки, не было, это была какая-то дешевая фигня, которую и описать то сейчас трудно. И были у меня калошечные бахилы. Так вот, вставил я эти кроссовки в бахилы, и осталось мне только придумать, как гибкие кошки понадёжнее к этой конструкции привязать. Вот так я и прошёл эту 6-ку в кроссовках, галошах и гибких кошках. И ничего, на ребре Революции были мы с Мишей Гущиным забойщиками, и приходилось и мне по 50-градусному льду первому выскребать.

Вот только мокли кроссовки к вечеру очень заметно. От внешней сырости и от пота. Поэтому ночью я их сушил на ногах в спальнике. Так 30 дней и не снимал. А когда снял, то осталась Ванчская долина совсем без пчёл - все мухи и пчёлы от жуткого газа сразу передохли.

А ещё на спуске с перевала МВТУ на привале в курумнике у меня завалился на бок стоящий на камне рюкзак. Из полураскрытого клапана незаметно вывалился жюмар и ушёл куда-то между камней. А когда я обнаружил пропажу, было уже поздно. Пришлось весь поход с одним только прусиком идти. Эх, непостижимы наши возможности обходиться без того или иного снаряжения! Гордиться тут нечем, конечно, просто вот вспоминается…