На главную страницу сайта 

Федерация туризма г.Москвы

Московский Авиационный Институт

  

ОТЧЕТ

.

О горном туристском путешествии третьей категории сложности в районе Кичик-Алая, совершенном с 27.07 по 13.08.2001

 

 

Маршрут:

 

Ош - с. Актола - пер.Кумбель(3850, 1А) - р.Курган - пер.Мазар(3200, н/к) - р. Джолджинга - пер.Турпачаты(4250, 1Б, п/в, рад) - пер.Уральцев(4250, 1Б) - пер. Рижский(4500, 2А) - р.Кашка-Су - р. В.Кичик-Алай - р.Кумтор - пер.Скобелева + пер.Рототаева(4850, 2А, с п.п. траверса между седлами) - лед. З.Киндык - пер.З.Курумды(4620, 2А*) - пер. Курумды Озерный(1А, 4300) - пер. Ц.Курумды(4600, 1Б) - р.Сары-Могол - а/л Ачикташ - пер.Путешественников (4128, 1А, рад.) - г. Ош.

 .

 

Маршрутная книжка №18/3-308

Руководитель группы – Янчевский Олег Зигмонтович

.

.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Выводы и рекомендации

1. Справочные данные о походе

1.1. Паспорт маршрута

1.2. Состав группы

1.3. Карта района путешествия

1.4. Календарный график движения

1.5. Общая характеристика Кичик-Алайского района

2. Краткий дневник похода и техническое описание маршрута

2.1. Подъезд к началу маршрута. Долина Чугам

2.2. Перевал Кумбель (1А, 3850)

2.3. Перевал Мазар (н/к, 3200)

2.4. Перевал Турпачаты (1Б, 4250, п/в., рад.)

2.5. Перевал Уральцев (1Б, 4250)

2.6. Перевал Рижский (2А, 4500)

2.7. Долина В.Кичик-Алай

2.8. Перевал Скоболева+Рототаева(2А, 4890)

2.9. Перевал З.Курумды(2А*, 4620)

2.10. Перевал Курумды Озерный (1А, 4300)

2.11. Перевал Центральный Курумды (1Б, 4600)

2.12. Река Сары-Могол - Алайская долина - а/л “Ачикташ”

2.13. Перевал Путешественников (1А, 4130, рад) и отъезд

3. Смета похода

4. Список литературы

.

Введение

Долгое время в стремлении посетить Памир туристы-горники, “не замечали” окаймляющие его с Севера гряды Алайского и Кичик-Алайского хребтов. Спортивное освоение этих мест началось с конца 70-х годов и шло с запада, по р. Тегермач и с севера, где у слияния истоков р.Киргиз-Ата несколько сезонов подряд действовал одноименный а/л. К началу 90-х годов туристами были разведаны и пройдены перевальные седловины бассейна р.Тегермач и ледников Гезарт, Барколак. Отдельные тур группы посещали долины и перевалы рек Акарт, Актюбе, Карагой. В начале 90-х годов в связи с развалом Союза район Кичик-Алай перестал посещаться горными туристами. Однако, начиная с 1996г., усилиями московских и, в первую очередь, туристов МАИ этот горный уголок был “оживлен”. Были освоены заезды в район с севера и пройдены новые перевалы в бассейнах рек Актюбе, Карагой и в расположенном восточнее ущелье Суйчикты. В окрестностях высшей точки всего района- пика Скобелева, 5051 были пройдены важные седловины в главном хребте и его северных и южных отрогах. В то же время восточные части Кичик-Алайского и Алайского хребтов до настоящего времени оставались практически неисследованными. Поэтому, планируя поход в этом районе, мы ставили перед собой следующие цели:

  1. исследовать восточную часть Кичик-Алайского и Алайского хребтов;
  2. посетить окрестности высшей точки района – пика Скобелева;
  3. посмотреть вблизи “настоящий Памир”, использовав сравнительную близость к последнему Кичик-Алайского и Алайского хребтов.

Определившись с приоритетами, не менее важно правильно выстроить саму нитку маршрута. Первоначально планировалось совместить акклиматизационный этап похода с разведкой и прохождением седловины Утор-Шанкольского горного узла – наименее исследованного северного Кичик-Алая. Однако в нашем случае возможности первопрохождения ограничивались препятствиями 1Б к.с , тогда как на геологической карте-схеме не было отмечено ни одного простого перевального пути в окрестностях высшей точки Шанкольского узла – п. 4630м. После консультации с членами МКК, неоднократно бывавшими в Кичик-Алае было принято решение изменить начало маршрута. Заезд по р.Акбура давал хорошую возможность для организации заброски и оптимального распределения груза на маршруте. Долиной главного истока р.Акбура - рекой В.Кичик-Алай поход логично делился на две части: "Кичик-Алайскую" и "Алайско-Заалайскую". Начало маршрута по длинному ущелью р.Чугам с постепенным набором высоты давало хорошую акклиматизацию. Дальнейший набор по нарастающей сложности и высоте перевалов должен был подготовить группу к преодолению более сложных препятствий второй части маршрута. В качестве определяющих перевалов 2Ак.с были выбраны в Кичик-Алайском хребте – перевал Рижский; в Алайском хребте – связка перевалов Скобелева+Рототаева (вариант п/п через вершину Узловая 4890) и перевал Западный Курумды. На все наиболее сложные и неизвестные участки маршрута были запланированы запасные варианты.

Выход к Алайской долине и подножию пика Ленина (7134), высшей точке Заалайского хребта, придавал маршруту масштабность и зрелищность. Отъезд из а/л Ачикташ был состыкован с планируемым сходом с “Заалайского марафона” А.Лебедева, 2-х членов команды и дальнейшим участием руководителя описываемого похода в завершающей части “Заалайского марафона”.

Необходимо принять во внимание два обстоятельства: 1) ни руководитель, ни участники ранее в районе Кичик-Алая никогда не были; 2) руководитель до самого выхода на маршрут, не был знаком с группой и даже проживал в другом городе. Тем не менее, благодаря возможностям Интернета подготовка к походу и обсуждение всех нюансов проходило достаточно эффективно. Следует отметить, что основой такой заочной подготовки является взаимное доверие, сложность и дисциплинированность группы.

Мы благодарны О.Чхетиани за ценные консультации и предоставленный по району личный архив; П.Рыкалову за отчет о походе 2000 года, который стал базовым в подготовке нашего маршрута. Трудно переоценить поддержку директора Турклуба МАИ А.Лебедева, без которого описываемый поход не состоялся бы.

Выводы и рекомендации

1. Маршрут пройден группой в установленные контрольные сроки по заявленному варианту №2. Пройдено 10 перевалов, собрана информация и ценные фотоматериалы в новых уголках Кичик-Алая и Алая.

1.1. Из-за суточного опоздания с выходом на маршрут нам не удалось совершить планируемого первопрохождения через Алайский хребет в район лед. Кун. Однако осмотр устьевого каньона р.Кун позволяет утверждать о его принципиальной проходимости путем обхода по гребню правого борта (северо-западная сторона.) Сам каньон Кун место впечатляющие, ничего подобного в Кичик-Алае мы не видели.

2. Перевал Кумбель - стандартная 1А, но если не корректировать направление движения с помощью местных жителей , возможны проблемы с его нахождением со стороны реки Чугам-Кызылкун.

3. Район Утор-Шанкольского горного узла целесообразен для посещения в походах 4 к.с.; в окрестностях высшей точки этого района 4630, по-видимому, отсутствуют перевалы, проще 2А к.с. Наиболее простая седловина (~1Б к.с.) расположена в 4-5км. восточнее пика 4630. и связывает верховье реки Чугам-Кызылкун с лед. Утор. Все южные склоны Утор-Шанкольского горного узла отличаются большой крутизной.

4. Сложность перевала Турпачаты при сквозном прохождении с лед. З.Джолджилга на лед. Турпачаты вырастает до 1Б* к.с., т.к. южный склон перевала - осыпной кулуар, не только крут но и камнеопасен.

5. Осмотр верхнего цирка лед. Турпачаты позволяет утверждать здесь наличие нескольких седловин от 1Б до 2Б, выводящих к рекам Капалы, Талды-Кёль и лед. Сучикты, которые можно “связать” с верховьем реки Чугам или Турпачаты.

6. Перевал Уральцев несложен со стороны ущ.Суйчикты, тогда как подъем или спуск со стороны лед. З.Джолджилга камнеопасен и крут.

7. Переход по гребню с перевала Рижский на перевал Сахарова и обратно достаточно прост.

8. Траверс гребня с перевала Скобелева на перевал Рототаева понравился всем участникам; узловая вершина 4890-хорошая обзорная точка района.

Сложность траверса “вписывается” в 2А к.с., однако, как и в случае сквозного прохождения перевала Рототаева, камнеопасность нельзя исключить.

9. Мы не можем согласиться с оценкой перевала З.Курумды 2А к.с. (группа под руководством П.Рыкалова прошла его в снежный год) и считаем необходимым добавить “звездочку”.

.

1. Справочные данные о походе

1.1. Паспорт маршрута

1. Район путешествия - Кичик-Алай

2. Вид туризма - горный.

3. Организация, проводившая путешествие - Спортклуб МАИ

4. Категория сложности - третья

5. Количество участников - девять

6. Руководитель - Янчевский Олег Зигмонтович

7. Заявочные материалы рассмотрела - МКК МГЦТК.

8. Маршрутная книжка - 18/3-308.

9. Сроки активной части похода - 28.07.2001-13.08.2001.

10. Продолжительность активной части похода - 17 дней.

11. Количество дневок - 0.

12. Длина маршрута без учета повторно пройденного пути с коэффициентом 1.2 - 159,5 км.

13. Суммарный набор высоты - 8980м.

14. Максимальная высота - 4890м.

15. Нитка активной части маршрута: с.Актола - р.Чугам - пер.Кумбель(3850,1А) - р. Курган - пер. Мазар(н/к,3200) - р.Джолджинга - пер.Турпачаты(1Б,4250,п/в,рад) -пер. Уральцев(4250,1Б) - лед. Суйчикты - пер. Рижский(4500,2А) - р.КашкаСу - р. В.Кичак-Алай - р. Кумтор -пер. Скобелева + пер. Рототаева(4890,2А) - лед. З.Киндык - пер. З.Курумды(4620,2А*) -пер. Курумды Озерный(1А,4300) - пер. Ц.Курумды(4600,1Б) - р.Сары-Могол - а/л Ачикташ - рад. пер. Путешественников 1А(4130)

16. Список пройденных перевалов:

1) Кумбель (1А, 3850м.)

2) Мазар (н/к, 3200м.)

3) Турпачаты (1Б, 4250м.) – туристское первовосхождение (радиально).

4) Уральцев (1Б,4250м.)

5) Рижский (2А, 4500м.)

6) Скобелева + Рототаева (2А, 4890м.) – первопрохождение траверса гребня между седловинами перевалов

7) Западный Курумды (2А*, 4620м.)

8) Курумды Озерный (1А, 4300м.)

9) Центральный Курумды (1Б, 4600м.)

10) Путешественников (1А, 4130м.) – радиально.

.

1.2.Состав группы

1. Янчевский Олег Зигмонтович, род. 07.01.1961, 5у, 5у, 5у, 4р, Эльбрус (май 1990,1998), 5550 (Непал,1999), Казбек (2000), Руководитель.

2. Перепёлкин Алексей Юрьевич, род. 22.09.80, 2у, 3500, зам. руководителя, завхоз.

3. Овсянникова Елена Львовна, род. 25.02.81, 2у, 3500, участник.

4. Колотильщиков Денис Андреевич, род. 26.08.80, 1у, 2у лыжный, 3500, участник.

5. Чижик Дмитрий Владимирович, род. 03.09.82, 4у, 3700м, ремонтник, фотограф.

6. Нестеров Василий Алексеевич, род. 29.10.81, 2у, 3500м., фотограф.

7. Никонова Марина Вячеславовна, род.18.06.79, 2у , 2970, медик.

8. Калинин Максим Андреевич, род. 15.01.80, 2у, 2970, ответственный за спец. снаряжение.

9. Бикчурин Рустам Рашидович, род. 06.10.79, 1у, 2у лыжный, 2200, ответственный за бивачное снаряжение.

.

1.3 Карта района путешествия

.

Начало маршрута, перевалы:

Кумбель, 2- Мазар, 3- Турпачаты, 4- Уральцев, 5- Рижский

(138 КБ)

Средняя часть маршрута

(407 КБ)

Представленная схема выполнена в масштабе 1см.-1км. Вместе с перечнем перевалов [1] использованы источники [2], [3], [4]. Классификация перевалов уточнена, по данным, полученным в походе 1996г. и туриад “Кичик-Алай-98” и “Кичик-Алай-2000”, а также результатов нашего похода.

 

 

.

 

 

 

.

Список перевалов Кичик-Алая

1. Кашкашкин 1Б 4320

2. Тегермач 1Б 4567

3. ок. 1Б-2А ок. 4300

4. Стрекоза 2А 4460

5. Кюри 2Б 4400

6. Разведовательный 1Б 4700

7. Спартакиады 2А 4700

8. ок. 2Б 4760

9. ок. 2А 4600

10. Джумас 1Б 4250

11. б\н ок. 1Б 4220

12. Гезарт 1Б 4480

13. Гезарт Короткий 1Б 4550

14. Высоцкого 2А 4680

15 б\н ок. 2Б-3А 4600

16. С. Гезарт 1Б 4300

17. ок. 2Б 4600

18. Ю.Баркалак 1Б* 4320

19. н\к 4100

20. н\к 4150

21. Кичик-Алай н\к 4102

23 Акарт 1Б 4522

26. Удачный 1Б* 4545

28. Гранитный 1Б* 4350

30. Озерный 1А 4010

31. Карагай 1Б 4650

34. Сахарова ок.1Б 4650

35. Ю.Чарат ок. 2А 4450

36. С. Чарат ок. 2А 4400

37. Рижский 2А 4450

38.Киргизата 1Б 4580

40. Жаштык 2А 4450

41. Солнечный ок. 2А 4500

44. Тюзашуу 1А 4276

45. Терскалды 1А 4072

47. Спартак 2А 4650

49. Зор-Кумтор 2Б 4650

50 Дамджайлоо 2Б 4650

52. Кумторская Стена 1 3А 4750

53. Кумторская Стена 2 3А 4800

54. СК МАИ 1Б 4620

56. З. Скобелева 1Б 4750

57. Седло Скобелева 2Б* 5000

58. Кекджар н\к 4160

59. Скобелева 2А 4750

61. Рототаева 2А 4820

64. Обзорный 1Б 4420

68. Киндык 1А* 4472

73. З. Курумды 2А 4620

79. Ц. Курумды 1Б 4600

83. Сары-Могол 1А 4303

91. Джиптык 1А 4150

93. Авантюра 2Б 4600

94. Обходной 1А 4220

132. Курумды Озерный 1А 4300

96. Каук 1А 4067

97. Бевет 1Б 4460

115. Баркалак 2А 440

114. Ложный Гезарт 1Б 4500

 .

1.4. Календарный график движения на активной части маршрута

1 – Дата, 2 – Дни пути, 3 – Длина участка с коэффициентом 1.2, 4 – ЧХВ, 5 – Вариация высот, 6 - Разность высот, 7 – Участки маршрута.

Итого активным способом передвижения –159.5 км, суммарный набор высоты- 8980 м, общее ЧХВ – 103.8 час.

 . 

1.5. Общая характеристика Кичик-Алайского района

В узком смысле Кичик-Алаем называется передовая горная цепь, расположенная к северу от Алайского хребта между долинами Исфайрамсая на западе и Акбуры на востоке. Собственно Алайский хребет в этом районе не имеет специального названия. Высоким Алаем его не назовешь - слишком сильно он отличается по своей природе от района пика Тындыкуля или ледника Абрамова. Поэтому, допуская некоторую географическую неточность, мы расширим район Кичик-Алая, включив в него примыкающий с юга водораздельный хребет. По этому пути уже пошел Наумов [2], разместив в перечне вершин Кичик-Алая, пик Скобелева.

В центре Кичик-Алая простирающийся с запада на восток водораздельный ( Алайский ) хребет соединяется меридианальной перемычкой с параллельным ему боковым ( Кичик-Алайским ) хребтом. С этой перемычки на запад стекает один из истоков Исфайрамсая - Кичик-Алай западный, а на восток - главная составляющая Акбуры - р. Кичик-Алай восточный. Между этими реками на север с бокового хребта стекают реки Абширсай, Чиле и Киргизата. Все это по своему строению напоминает Суганские Альпы на Центральном Кавказе со Штульской перемычкой, Череком Балкарским на западе, Урухом на востоке и реками Рцывашки, Псыгансу и Хазныдон, стекающими на север с Бокового хребта.

С севера кичик-алайский район ограничен широкой горной долиной, которая простирается на высоте 1200 - 1300 метров над уровнем моря и отделяется от Ферганской долины засушливой горной цепью высотой до 1700 метров. Невысокой грядой она разделяется на две части - западную с шахтерским городком Кызыл-Кия и ближайшую к г. Ош восточную часть, которую условимся называть Наукатской долиной. В 20-ти километрах к югу от Оша автобус преодолевает перевал Доздундабан (1389) и еще через 15 километров спускается в цветущую Наукатскую долину, обильно орошаемую Кичик-Алайскими реками. Эта долина плодородна и густо заселена. Наиболее крупным является районный центр Иски-Наукат. Значительны, также, почти сливающиеся поселения Шанкол, Киргизата и Янгинаукат. К югу от долины в хорошую погоду видны величественные заснеженные вершины Кичик-Алая. Вспоминается Северный Кавказ, только здесь значительно жарче.

Главный кыргыз группы - Макс Калинин

В Иски-Наукате дороги расходятся. Для заезда в горы туристы могут выбрать любую из Кичик-Алайских долин. Доподлинно известно о существовании автомобильных дорог в долинах рек Исфайрамсая, Чиле и Киргизаты.

С юга район ограничен 65-ти километровым участком Алайской долины от Дароут-Кургана на западе до Сары-Могола на востоке. Известный поселок Сары-Таш (с пограничной заставой) находится в 35-ти километрах восточнее Сары-Могола С 1995 года (включая 1998 год) в Алайской долине действует режим погранзоны. Кроме того, на Алайскую долину распространяется режим альптурзоны Киргизстана, поэтому для ее посещения необходимо оформить пропуск в погранзону и уплатить природоохранный государственный налог за посещение альптурзоны. Это осложняет подъезды к Кичик-Алаю с юга. На подъездах с севера ничего подобного не требуется.

По мере продвижения на юг к Кичик-Алайскому хребту, горы поднимаются все выше и выше, коричневые полупустынные поросшие полынью каменистые склоны становятся изумрудно зелеными, а на смену абрикосовым рощам приходят дикие грушевые и яблоневые сады. Вода в реке чистая, ее берега заросли ивой и облепихой, часто встречается тополь и береза. Еще выше появляются первые арчевые деревца. Достигнув высоты 2400 м., вы попадаете в зону арчевых лесов. При слиянии рек Акарт и Гезарт ( истоков реки Чиле ) арчовые леса очень густы, деревья в них мощные и высокие, имеются даже просеки со столбами лесничества. Лесные поляны здесь заросли высокой травой, с изобилием самых разнообразных цветов. Особенно запоминаются высокие и крупные колокольчики. Такая непривычная на Алае мощная растительность по-видимому объясняется повышенной влажностью из за близкого соседства пика Ленина. На альпийских лугах встречается много эдельвейсов и лука. По дну долин трава произрастает до высоты 4000 м.

На перевале Турпачаты

Ледники в Кичик-Алае в значительной степени деградировали, поэтому в районе имеется много озер. Самое крупное озеро Тегермач достигает в длину 1200 метров при ширине около 500 метров, а его поверхность лежит на высоте 3880 м. В некоторых местах встречаются семейства из шести и более озер, например, группа озер Дамджайлоо на южном склоне Алайского хребта. Крупнейший в районе ледник Гезарт спускается с высоты 4900 до 3500 м., достигая в длину 8.5 километров. Площадь этого долинного ледника составляет 9.8 квадратных километров. Высота снеговой линии 4350 м. Ледник Баркалак, дающий начало одноименному правому притоку р. Гезарт, достигает в длину 4.2 километров, его площадь 6.9 квадратных километров, а толщина льда 100 метров [4]. Ледник Джумас, расположенный к западу от ледника Гезарт, спускается с высоты 4900 до 3400 м. и достигает в длину 6-ти километров.

Алайский и Кичик-Алайский хребты слабо расчленены. Высшей точкой района является пик Скобелева 5051м. Высота юго-восточной башни стены Дамджайлоо, по-видимому, также превышает 5000м. Других пятитысячников в районе, скорее всего, не существует. Зато имеется много вершин высотой более 4900м. Высочайшая вершина горного узла с наиболее значительным олединением (ледники Гезарт, Джумас и Баркалак) достигает высоты 4933 м. Эта вершина, возможно, является самой высокой в Кичик-Алайском хребте. При слабой расчлененности хребтов даже наиболее простые перевалы превышают по высоте 4400 м. (пер. Гезарт, 1Б, 4481). А самые высокие перевалы достигают 4900- 5000 м. (пер. Рототаева, 2А, 4820; пер. Седло Скобелева 2Б* 5000). Учитывая, что на высоте 3800-3900 м. уже растут луга, можно легко построить горный маршрут с изобилием "теплых" ночевок и с перепадами высот не превышающими 800-1000 метров.

Портрет с любимым телёнком

Широкая и пологая перемычка между Алайским и Кичик-Алайским хребтами понижается до высоты 4103 м (пер. Кичик-Алай, н/к). От этой перемычки на запад и восток растекаются одноименные реки Кичик-Алай. За 20 километров они сбрасывают по высоте около 1300 метров. Арчевые леса по берегам этих рек и их главных притоков не столь густы как на северных склонах Кичик-Алайского хребта, однако, не менее живописны.

Несмотря на некоторое превосходство Алайского хребта по высоте над Кичик-Алайским хребтом, его оледенение меньше. Самыми большими являются ледники Карасель и Кош-Мойнок длиной 4.5 км. На южных склонах Кичик-Алайского и Алайского хребтов ледники практически отсутствуют.

Туристско-альпинистское освоение Кичик-Алая оставляет желать лучшего. Прибывающие в Ош любители гор в стремлении посетить Памир минуют удивительно красивый район Кичик-Алая. Именно поэтому, несмотря на богатый животный и растительный мир, Кичик-Алай не наделяется статусом альптурзоны.

 Дима Чижик

Рустам Бикчурин

Туристами наиболее исследованы верховья рек Тегермач и Гезарт в Кичик-Алайском хребте. Большинство перевалов Кичик-Алая, упомянутых в классификаторе [1], расположено именно в этом районе. Условимся называть его районом Гезарт. Проложенные здесь туристские маршруты не только пересекают Кичик-Алайский хребет с севера на юг (перевалы Тегермач 1Б, Кюри 2Б, Гезарт 1Б и Акарт 1Б), но и форсируют его северные отроги (перевалы Кашкашкин 1Б, Джумас 1Б, Спартакиады 2А, Баркалак 2А). Однако, в библиотеке Московского городского центрального клуба туристов нет ни одного отчета с описанием упомянутых перевалов.

Следующий район Актюбе, примыкающий к району Гезарт с востока и ограниченный с запада и востока реками Акарт (правый исток р. Чиле) и Карагай (левый исток р. Киргизата), посещался туристами из Челябинска в начале 80-х годов. Вершины здесь достигают высоты 4900 м. Крупнейший ледник длиной 5 км. находится в истоках Актюбе - правого притока р. Чиле.

Еще восточнее расположен хорошо изученный альпинистами район Киргизата. Здесь у слияния истоков Киргизаты выше лесхоза несколько лет подряд функционировал альплагерь "Киргизата". Многочисленные альпинистские маршруты и некоторые перевалы этого района подробно описаны в известной книге Наумова [2]. Однако сведений о сквозных прохождениях перевалов в водоразделе Кичик-Алайского хребта там не приводится. В настоящем отчете описано единственное известное нам сквозное прохождение перевала Киргизата (4580, 1Б ), совершенное туристской группой в 1996 г. под совместным управлением Лебедева А.А. и Чхетиани О.Г.

Выше только небо

В Алайском хребте между перевалами Тюзашу (4276,1А) и Киндык (4472,1А) расположен район пика Скобелева ( 5051 м. ) со значительным оледенением. В западной части этого района с ледника Карасель пройдено 3 перевала: Карасель, Спартак и Солнечный [3]. В 1996 г. группа Лебедева А.А. и Чхетиани О.Г. прошла перевал Рототаева (4820,2А). Этот перевал соединяет безымянный ледник к северо-западу от пика Скобелева с ледником истока реки Киндык. В 1998 г. тремя групами туристов МАИ были пройдены перевалы: Джумас, Тегермач, Ложный Гезарт, Стрекоза, СК МАИ, Кекджар, Дамджайлоо, Седло Скобеева, Скобелева, Высоцкого. По сведениям Наумова [2] пик Скобелева, по крайней мере, до 1995 г. оставался непокоренным. Однако это не так: 31 августа 1976 г. на его вершину поднялась группа геологов из Южно киргизской геологической экспедиции под руководством Сиротова Л.А.

Восточнее между перевалами Киндык и Сары-Могол (4303,1А) находится следующий узел оледенения, который условимся называть районом Сары-Могол. Высшая точка этого района имеет отметку 4966. Сведений о посещении района Сары-Могол до 2000г. туристами или альпинистами не имеется.

Еще восточнее между перевалами Сары-Могол и Джиптык (4189,1А) находится район Кош-Мойнок. Здесь имеются ледник длиной 4.5 и площадью 5 квадратных километров и вершина 4931. Ущелья этого района глубоко врезаны, поэтому мы допускаем существование перевалов 3А-3Б к.с. О посещении района Кош-Мойнок туристами или альпинистами нам также ничего не известно.

.  

2. Краткий дневник похода и техническое описание маршрута

 

3. Смета затрат

Поезд Москва-Бишкек (плацкарта) - 60$

Разрешение на пребывание в Кыргызстане - 6$

Пропуск в погранзону - 6$

Самолет Бишкек- Ош - 30$

Доплата за перегруз -10$

Проживание в гостинице Спорткомплекса 3 суток - 6$

Машина в Кичик-Алай - 0$

Машина из а/л Ачикташ в Ош - 12$

Самолет из Ош в Бишкек - 30$

Поезд Бишкек – Москва (плацкарта) - 60$

Стоимость питания и аптеки - 35$

Итого: 265$.

 .

4. Список литературы

1. Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов высокогорных районов СССР. Под ред. Л.Б.Директора. Профиздат.1990г.

2. Наумов А.Ф. Горная альпинистская энциклопедия. Т1. Памиро-Алай. Кичик-Алайский хребет. Москва. “Инфолайн” 1995г.

3. Рыкалов П.В. Отчет о горном походе 4 к.с. в районе Кичик-Алая. Библиотека МГЦКТ. 2000г.

4. Лебедев А.А Отчет N5580 о горном походе 5 к.с в районе Кичик-Алая и Северного Памира. Библиотека МГЦКТ. 1998г.

.

На главную страницу сайта 

 

 

 

 

 

 

.

Экстремальный портал VVV.RU